Психического развития 1 года жизни ребенка
Кукла Полина Г
Психологические особенности детей первого года жизни
Рождение является для организма ребенка большим потрясением.
Внешнесредовые факторы начинают играть ведущую роль в психиче-ском развитии ребенка, обеспечивая контакты с внешним миром и удовлетворяя потребность в ощущениях, с которой новорожденный появляется на свет.
С первого дня жизни вступают в строй зрительные и слуховые анализаторы, но их работа крайне не совершенна. Зрительные реакции возникают только на яркий свет, находящийся вблизи, слуховые реакции – только резкие звуки. На протяжении первых недель и месяцев зрение и слух быстро совершенствуется.
Развитие зрения и слуха новорожденного происходит быстрее, чем развитие телесных движений. Развитие зрительных и слуховых анализаторов, совершенствование реакций на влияние раздражителей происходит на основе созревания нервной системы ребенка и в первую очередь его головного мозга.
Ребенок с рождения способен различать вкус и запах, чувствует прикосновения, давление и боль.
Новорожденный начинает свою жизнь с крика, который вносит безусловно – рефлекторный характер, впоследствии переходящий в плач. По характеру крика, выражению лица новорожденного и по его общему виду можно отметить наличие приятных или неприятных эмоциональных состояний, которые выделяют как чувственные эмоциональные состояния.
В первый месяц жизни для ребенка не существует ни кто-то, ни что-то, что он все раздражение и все окружающее переживает только как субъектив-ное состояние.
Ребенок еще не выделяет себя и свои переживание от восприятия объек-тивных вещей, не дифференцирует социальные и физические объекты.
В первоначальном восприятии новорожденного все внешние впечатление выступают в нераздельном единстве с окрашивающим их аффектом или чувственным тоном восприятия [ ].
У новорожденного нет специфических форм социального поведения. Как показывают исследования Ш. Бюлер и Г. Гетцер, первое общение ребенка с человеком лежит за пределами новорожденности. В этот период социальность ребенка характеризуется полной пассивностью.
Около 80% времени новорожденный проводит во сне, который недостаточно дифференцирован от состояния бодрствования, и поэтому чаще у ново-рожденных наблюдается среднее состояние между бодрствованием и сном.
Таким образом, можно отметить, что новорожденный обладает в самой примитивной степени начатками психической жизни и она носит совершенно своеобразный характер.
Первый год жизни занимает особое место в развитии ребенка раннего возраста. «Все в этом возрасте формируется впервые, всему ребенок должен научиться» (Н. М. Щелованов).
Для ребенка первого года жизни характерен очень быстрый темп развития, увеличивается работоспособность центральной нервной системы, в результате чего длительность активного бодрствования увеличивается от 20-30 минут в период новорожденности до 3-3,5 часов к концу года.
С первых месяцев жизни у ребенка развивается деятельность всех органов чувств, формируются положительные ответные эмоциональные реакции, движения, элементарные действия с предметами. К концу первого года жизни ребенок овладевает самостоятельной ходьбой, что расширяет его возможности в активном познании окружающего. Он начинает понимать речь, употреблять первые слова, выполнять простые действия с предметами. Развиваются память, внимание, мышление. Отмечаются первые проявления самостоятельности, ин-терес и избирательное отношение к окружающим его людям и вещам.
К первым признакам социального общения ребенка относится возникновение осмысленной улыбки, а немного позже – «комплекса оживления» — особая эмоци-ально-двигательная реакция, обращенная ко взрослому. Комплекс оживления состоит в том, что ребенок сосредотачивает взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, оживленно двигает ручками и ножкам и, издает различные звуки.
Первая форма общения – эмоционально-непосредственная. Ребенок про-являет узнаваемость близких, радуется им, возникают первые привязанности. К концу первого полугодия проявляется настороженность и страх по отношению к посторонним, малознакомым людям.
Непосредственное общение, характерное для начала младенчества, скоро уступает место эмоциально-опосредованному (ситуативно-деловому) общению. Такое общение, опосредованное предметами, возникает на основе совместных действий со взрослым. Ребенка начинают интересовать и радовать различные предметы, игрушки, действия с ними. Ярко проявляется потребность в новых впечатлениях. Эмоциональное отношение взрослого к совместным действиям с малышом во многом определяет и эмоциональное развитие ребенка.
Быстрый темп и неравномерность развитие ребенка позволяют условно разделить первый год жизни ребенка на периоды, в каждом из которых выде-ляются умения, формирование которых оказывает существенное влияние на все дальнейшее развитие ребенка. Конец периода новорожденности до 2,5 – 3 месяцев.
Ведущим в развитии ребенка на этом этапе является формирование зри-тельных и слуховых ориентировочных реакций.
В конце 1-го – начале 2-го месяца жизни появляется первая ответная улыбка, на 3-м — «комплекс оживления». Постепенно «комплекс оживления» сменяется более дифференцированными и сложными эмоциональными реакциями.
В первые 3 месяца жизни у ребенка появляются ответные голосовые реакции — гуканье, гуление.
В возрасте от 3 до 5-6 месяцев продолжают совершенствоваться зрительные и слуховые ориентировочные реакции, сенсорное развитие, движения; формируется более сложное поведение.
К 3-4 месяцам ребенок может захватывать предметы ручками, ощупывает и рассматривает их. Далее к 5 месяцам у него развиваются целенаправленные движения рук. На этой основе развиваются игровые манипулятивные действия с предметами, которые помогают ребенку познавать окружающее, приобретать жизненный опыт.
На 4-м месяце совершенствуются умение слежения за предметом или лицом взрослого, другими ребенком. Устанавливаются зрительные, слуховые, двигательные, тактильные взаимосвязи, развивается локализация звука в про-странстве.
На 4-5 месяце ребенок начинает различать интонации, мелодии, голоса знакомых и незнакомых людей. Реагирует на новую обстановку и на незнакомых людей. К 6 месяцам по звучанию узнает свое имя.
На данном возрастном этапе у ребенка происходит развитие подготови-тельных этапов активной речи. Ребенок длительно гулит – к 4 месяцам, к 5 месяцам – певуче и с разной интонацией.
В этот период ребенок проявляет интерес к разным игрушкам, пытается при-близиться к привлекшему его внимание предмету.
В возрасте от 5-6 до 9-10 месяцев внимание ребенка возрастает к предметам, находящихся на разном расстоянии от него. Это связано с новыми воз-можностями в овладении пространством – в этом возрасте ребенок начинает ползать, самостоятельно садиться, а потом и вставать. Благодаря этому расширяется кругозор ребенка, становится богаче жизненный опыт. Ребенок начинает ориентироваться в окружающем.
От 6-7 до 9-10 месяцев ребенок впервые начинает понимать речь взрослого. К 7 месяцам находит взглядом предмет, находящийся на постоянном месте по просьбе взрослого, а в 8 уже может показывать несколько предметов, выполнять простые действия.
С 6-7 месяцев начинают развиваться действие с предметами, которые ре-бенок производит одинаково со всеми предметами, независимо от их свойств, а к 8-9 начинает использовать предметы с учетом их свойств. К 9 месяцам ребенок по подражанию сначала выполняет знакомые действия, а затем и новые.
Понимание речи развивается и ребенок уже может выполнять действия по речевой инструкции взрослого, воспроизводя то, чему его научили раньше.
В 9 месяцев ребенок подражает плясовым и игровым движением взрослого, постепенно связывая их с определенной мелодией и словами.
В данный возрастной период ребенок начинает лепетать. В 7 месяцев он повторяет отдельные слоги в различных сочетаниях, в 8 повторяет их за взрос-лым, а в 9-10 при повторении произносит уже новые слоги.
К 6 месяцам у ребенка можно выделить целую систему основных эмоций: он огорчается, радуется, по разному эмоционально реагирует на близких и не-знакомых людей.
От 9-10 до 12 месяцев бодрствование ребенка увеличивается от 2,5 до 3,5 часов.Он проявляет все больше самостоятельности при исследовании предметов и игрушек: резиновые сжимает и разжимает, металлическими стучит и т. д. Особый интерес ребенок проявляет, к сравнению величины предметов, практически овладевая умением заталкивать небольшие игрушки в подходящие емкости. К концу 9-10 месяцев из отрывочных впечатлений у ребенка складываются целостные впечатления о предметах наиболее часто встречающихся в быту и имеющих практическое значение.
С развитием действий с предметами обогащается личный опыт ребенка новыми впечатлениями, совершенствуются зрительное, слуховое, тактильное восприятие.
В 11-12 месяцев ребенок делает первые самостоятельные шаги.
Ребенок начинает многое понимать. К концу году некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать для ребенка обогащенные характер.
Понимание речи меняет не только поведение, но существенно влияет на все развитие ребенка. Формируется активная речь – овладевая навыком речевого подражания, ребенок начинает произносить за взрослым те слоги, которых ранее не было в его активном словаре. К году в активном словаре имеется около 10 простых слов, а в пассивном — в 5-6 раз больше.
Теперь ведущим видом деятельности является не эмоциональное общение со взрослым, а предметная деятельность.
В конце первого жизни общение со взрослым начинает носить «деловой» характер. Оно возникает в связи с манипуляциями с игрушками и предметами, в процессе которых ребенок знает и запоминает названия предметов. Появляются более сложные эмоциональные переживания – радость, обида и др. Ребенок эмоционально реагирует на музыку, пение.
Таким образом,основными новообразованиями данного возраста будут: 1) развитие зрительных и слуховых анализаторов, которое во втором полугодии жизни ребенка перестает удовлетворять его потребности в познании окружаю-щего мира, поэтому ребенок начинает предпринимать попытки встать на ноги. Благодаря тому, что ребенок встает на ноги, он получает возможность видеть окружающие его предметы и явления в иной плоскости, расширяя кругозор ребенка – это дает новый толчок к его физическому и психическому развитию; 2) развитие эмоций; 3) ребенок начинает понимать речь окружающих, совершенствуется его артикуляционный аппарат, он способен произносить несколько облегченных слов; 4) благодаря развитию зрительного и слухового восприятия, предпосылок формирования активной и понимаемой речи у ребенка появляется умение овладевания различными способами предметных действий и социальными способами общения с помощью эмоциально выразительных реакций и первых слов; 5) развитие тактильного восприятия.
Источник
Особенности психического развития ребенка до 1 года связаны с укреплением опорно-двигательного аппарата организма ребенка, на основе которого возникает способность ребенка захватывать и удерживать предметы в руках. Рука ребенка при этом движется под контролем зрения, что свидетельствует о появлении зрительно-двигательных координаций. Под влиянием познавательной потребности и потребности в активности ребенок интенсивно осваивает манипулирование с предметами. Операционную сторону такого манипулирования составляет действие хватания. Ребенок стремится освоить как можно большее количество предметов, начинает ползать, пытаясь достать интересную игрушку, а к концу 1-го года жизни учится ходить, что значительно расширяет ее самостоятельность.
В конце 1-го полугодия потребность малыша в общении со взрослым начинает перестраиваться: он стремится к совместным действиям со взрослыми, то есть возникают деловые мотивы общения (например, стремление вместе со взрослым осматривать игрушку). Общение включается в процесс манипуляций с предметами, в его содержании появляются комментирования действий, пояснения к ним, контроль за ними.
В ходе этих видов деятельности у младенца возникают новообразования: эмоциональное отношение к взрослым, психологическая общность существование с другими, хватание предметов, некоторые перцептивные действия.
Возникает важная форма связи ребенка с действительностью через сотрудничество со взрослыми, что является основой развития сознания.
Во II полугодии появляются манипуляционные действия.
Значение манипуляций с предметами в том, что ребенок овладевает общественными способами использования предметов, усваивая их функции и назначение.
На этой основе зарождаются предпосылки для развития речи. Первым этапом в его развитии выступает латентное усвоения языка, когда ребенок не может сам произносить слова, но уже понимает речь взрослого. К году ребенок произносит первые слова, фразы возникают после года. Благодаря речи у ребенка интенсивно начинают развиваться психические процессы. Она стремится назвать воспринимаемые объекты. В процессе манипулятивных действий с предметами зарождается наглядно-действенное мышление. Для того, чтобы мыслить, ребенку нужно одновременно действовать с предметами.
Таким образом, ребенок приобретает определенную независимость от взрослого, связанной с его физическим развитием (рука удерживает предметы, ребенок сам передвигается). Теперь малыш сам может выбирать объект, с которым будет действовать.
ВЫВОДЫ о главных достижениях психического развития в младенческом возрасте:
— Появление зрительно-двигательных координаций, наблюдается выравнивание в развитии органов чувств и опорно-двигательного аппарата;
— Возникают предметные манипуляции, операционной стороной которых выступает действие хватания, а мотивационной — потребность в познании и активности;
— Общение с взрослым вплетается в манипулятивной деятельности с предметами;
— Расширяется самостоятельность ребенка в передвижении и познании, появляется первое «передособистисне» новообразования — активность;
— В сфере познавательных процессов возникает представление о предмете с устойчивыми свойствами; развитие памяти расширяет границы опыта ребенка и начинает его формировать; появляются первые проявления наглядно-действенного мышления, начинается овладение пассивным и активным речью.
Ранний возраст знаменуется появлением фундаментальных жизненных достижений: хождение, предметной деятельности, речи. Благодаря свободному передвижению ребенок вступает в эпоху самостоятельного взаимодействия с внешним миром. Развивается ориентирования в пространстве, растут познавательные возможности.
Достижения ребенка в овладении предметами к концу первого года жизни получают в раннем возрасте особого расцвета. Общение ребенка со взрослым происходит как их совместная деятельность, отношения между ними косвенные предметом, предметными действиями. (Д. Б. Эльконин, Л. Ф. Обухова). В процессе такого общения происходит активное усвоение ребенком социально выработанных способов использования предметов.
Первые предметы, которыми овладевает ребенок, кроме игрушек, — бытовые в их функциональном назначении, что порождает предметные действия, а не манипуляции как на 1-м году жизни. Физические свойства предметов прямо не указывают на то, как их нужно употреблять. Носителем социально выработанных способов использования предметов выступает взрослый. Ребенок находится в противоречивой ситуации: она стремится сама выполнить действие, но не может этого сделать без образца взрослого. Преодоление этого противоречия приводит к тому, что возникает ситуативно-деловое общение как средство осуществления предметной деятельности, в ходе которой ребенок овладевает назначению предметов, учится действовать с ними так, как принято в обществе.
Социальная ситуация развития ребенка раннего возраста обусловлена общением со взрослым как формой организации предметной деятельности малыша. Общение со взрослым происходит по поводу предметных действий с помощью речи, снижается его эмоциональность. Интенсивно развивается речь, вытесняя жесты и лепет. Такая форма общения — ситуативно-деловая. Деловые качества взрослого становятся главным мотивом общения. В 2,5 года ребенок в игре подражает взрослому, у него развивается символическое действие (использование заменителей). Способность подражать лежит в основе интеллектуального и моторного развития ребенка. Подражания включает два компонента: копирование и отбор определенных образцов для подражания. Впоследствии возникает отсроченное подражания за памятью. Дети подражают действия, которым еще не овладели, и это способствует их усвоению.
По мнению Д. Б. Эльконина, предметное действие ребенка развивается в двух направлениях. Во-первых, это переход от совместного с взрослым выполнения к самостоятельному, что приводит к выделению взрослого как образца действия, с которым малыш начинает себя сравнивать. Во-вторых, развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметной действия.
Вторая линия приводит к овладению способом использования предмета, к обобщению образа и возникновения игрового действия, которая этот способ изображает. В результате у ребенка возникает предметное отношение к действительности, которую он понимает как совокупность предметов с определенным назначением и функциями.
К концу 1-го года возникает узнавание (на основе неразрывной связи памяти и восприятия), предвидение, способность к замещению.
Предметно-манипулятивная игра имеет две формы: игра — исследование, игра — конструирование.
Взаимодействие со сверстником развивается по следующим этапам:
1 этап — отношение к ровесника как к объекту (касаются пальцами глаз другого малыша)
2 этап — 18-20 мес. — Игра «рядом, но не вместе».
Взаимодействие с ровесником способствует развитию самосознания, имеет следующие проявления:
— С 2-х гг. Малыш комментирует свои действия (эгоцентричным речи), называет себя в 3-м лице;
— С 1 гг. — Узнает себя в зеркале;
— Осознает себя как личность (новообразование «Я», появление местоимения «я»)
— С 2 р. — Дети сравнивают себя с другими, зарождается самооценка, стремление соответствовать требованиям взрослого.
В процессе общения с окружающими ребенок учится понимать другого человека. С 1,5 г. Возникает стремление утешить расстроенную человека, эмоциональный отклик на ее переживания.
К концу раннего возраста разрушаются прежние отношения ребенок-взрослый, перестраивается социальная ситуация развития.
Ребенок начинает осознавать определенный уровень своей компетентности в деятельности, успех в овладении предметами, подражании взрослого и становится инициатором изменения отношений со взрослым, направленной на расширение самостоятельности. Теперь вхождения во взрослую жизнь связана с сюжетно-ролевой игрой, где ребенок переживает себя взрослой.
При блокировании взрослым стремлений ребенка к самостоятельности возникает кризис трех лет, впервые описана Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Симптомы кризиса 3-х лет:
1) негативизм — отказ выполнять требования;
2) упрямство — малыш настаивает на своем решении, привлекает внимание взрослого к необходимости уважать его мнение;
3) непокорность — протест против привычного порядка в доме;
4) отстранение от взрослого — «Я сам»;
5) обесценивание взрослых;
6) протест.
ВЫВОДЫ о достижениях раннего детства в психическом развитии:
— На основе физического развития значительно расширяется самостоятельность ребенка, что приводит к осознанию ею себя как деятеля («Я сам»);
— Ведущей деятельностью ребенка раннего возраста выступает предметно-манипулятивная деятельность, имеющая игровое окраски;
— Предметно-манипулятивная деятельность осуществляется на основе предметных действий развивающихся у малыша с манипуляций;
— Развивается ситуативно-деловая форма общения со взрослыми, зарождается общение со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности;
— Познавательные процессы тесно взаимосвязаны; ведущим из них выступает наглядное восприятие, на основе которого развивается узнавание, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное), возникает воображение, ребенок переходит к активной речи;
Источник