Психическое развитие ребенка во внутриутробное развитие

Психическое развитие ребенка во внутриутробное развитие thumbnail

Ничто так не украшает женщину, как ребёнокПсихическое развитие ребенка во внутриутробное развитие

Доктора, акушеры — всё это понятно, но очень мало уделяется внимания предродовому психическому состоянию будущей матери. Хотя многие будущие матери и только что родившие неосознанно понимают, что любое их действие или настрой передаются ребёнку в животе или отражаются на младенце. Любая роженица вспомнит кучу примеров, когда её настроение тут же передавалось ребёнку во время беременности или сразу после родов. Активный образ жизни ребёнка более всего известен только матери, но связать все обрывочные события как прямое влияние на будущее ребёнка ей самой не под силу.

Основные «мамские» волны настроений и эмоций малыш, по мнению учёных, улавливает уже на 6-м месяце беременности, когда сформирована кора головного мозга. Тогда и формируется базовый адаптационный потенциал возможностей, который существенно выше у желанных детей, а беременность проходит в здоровой во всех смыслах обстановке.

В родах прослеживается новый момент: если мать во время схваток испытывает страх или боязнь родов, стресс передаётся ребёнку и может сформироваться в будущем в комплекс жертвы. Но есть и другая сторона: при рождении идёт не только физический разрыв с матерью, но и раскрывается потенциал активности для будущих жизненных ситуаций. Правильное поведение мамы закрепит эти ощущения на подсознании малыша и не даст ему чувствовать себя одиноким. Все эти навыки откладываются в памяти человека в неосознанном виде — это так называемый пренатальный опыт, который имеет огромное влияние на его последующую жизнь.

Если депрессия настигла вас в период беременности, то на физическом уровне выброс гормонов может спровоцировать преждевременное сокращение матки, а ребёнок воспримет это как «отторжение» из привычной среды, и любая стрессовая ситуация уже во взрослой жизни скорее всего вгонит его в ту же депрессию. Что уж говорить о нежеланном ребёнке — постоянные мысли о том, как избавиться от малыша, создают агрессивную среду, в которой формируется плод — последствия такой внутриутробной памяти могут заставить человека всю жизнь чувствовать себя ненужным и чужим или даже довести до суицида. Вдогонку к таким «прелестям» развития личности добавляются и психосоматические заболевания: проблемы с сердцем или желудком.

Переживания, конфликты в семье, волнения, повышенная раздражительность, нарушение сна и даже перегрузка на работе проживаются не только беременной женщиной, но и плодом. Пока ребёнок пользуется эмоциями и памятью матери, он считывает все колебания настроения, но, к сожалению, не всегда в лучшую сторону. Отсюда преждевременные роды, угроза выкидыша или обвитие пуповины вокруг шеи при рождении. Такие дети выходят в мир недоверчивыми и психически неустойчивыми. Отсутствие тесной связи с мамой после рождения тормозит развитие, сменяясь самым страшным — безразличием. За ним следуют апатичность, нытьё, бессонница, множество инфекций и тяжелейшие заболевания.

Ещё мрачнее перспектива будущего нежеланных детей: стремление обратить на себя внимание, выделиться, желание конфликтовать и хулиганить. Испытанное в лоне матери ощущение ненависти и отторжения сохраняется в памяти ребёнка на всю жизнь и усложняет адаптацию в социуме. Приёмные дети находятся в менее чётком положении: негатив до рождения и любовь, которую дарят им приёмные родители. У таких детей идёт внутренний конфликт: неуживчивость и сильнейшее желание проявить свою любовь выводятся в противоречия, и часто такие дети бывают трудноуправляемыми, жестокими и раздражительными.

Негативные факторы влияния матери на внутриутробную память и психику ребёнка: неудовлетворённость своим телом, дискомфорт от беременности и, как следствие, депрессия, токсикозы, осложнения, выкидыши т.д. На этапе младенчества важное значение приобретают телесные контакты и эмоциональные отношения матери с младенцем. Если беременность была нежелательная, то ребёнок рождается болезненным, с плохим аппетитом, беспокойно спит и подолгу капризничает.

Хорошо, что сейчас вновь возрождается изучение пренатального и постродового (перинатального) периодов, ведь, даже прочитав историю, в древних эпосах и мифологии можно проследить традицию почитания беременности и родов. И сейчас будущие мамы начинают (где интуитивно, где осознанно) посвящать больше времени положительному настроению: хорошая музыка, природа, медитация — всю информацию ребёнок считывает с эмоций мамы и формирует своё поведение и жизненную модель. Детское подсознание не имеет границ, и если наполнить его звуками, цветами, яркими символами и позитивными эмоциями, любовью, нежностью и заботой, то у малыша будет больше шансов вырасти гармонично развитой личностью и жить в ладу с собой и окружающим миром.

Поэтому сегодня хочется больше времени уделить важности влияния матери на здоровье и психическую полноценность ребёнка, формированию доверия к миру. Женщина, полноценно участвующая в акте творения, чувствует собственную значимость, наконец, становится Матерью. И позитивное отношение к своему телу, к отцу ребёнка и к самому ребёнку приводит к тому, что женщина абсолютно легко становится любящей и заботливой мамой, а малыш развивается естественно и гармонично. Материнская установка уже признается наиболее эффективной и могущественной и не поддаётся уничтожению

Есть у бога любимое местечко — это маленькое детское сердечко.
Он туда заходит не спеша в первый миг рожденья малыша.

Источник

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПЛОДА

«…Он стал воспринимать разные качества мира разными частями сознания. Эти способности утончались и разветвлялись, и постепенно прежнее простое присутствие оказалось расчлененным на ощущения от света, звука, вкуса и касания, которые были просто осколками прежней целостности».
Виктор Пелевин, «Иван Кублаханов»

Перейдем к самому интересному — психическому развитию плода. Примерно 30 лет назад возникло даже специальное направление в науке, занимающееся этими вопросами — перинатальная психология, то есть «психология рождения». Основной вопрос, занимающий перинатальных психологов — когда начинается психическая жизнь плода, как проходит процесс превращения группы клеток в мыслящее существо.

Можно сказать, что психическая жизнь нерожденного ребенка складывается под влиянием двух основных факторов: внешних впечатлений и реагирования на настроения матери. Сначала о внешних впечатлениях: на третьем месяце у ребенка уже развита тактильная чувствительность. Малыш может чувствовать поглаживания живота, и ему нравится это.

В три с половиной месяца он в состоянии различить вкус. К шестому месяцу может видеть и слышать (в том числе, и звуки, доносящиеся извне). Поэтому почаще разговаривайте с будущим малышом. Доказано, что дети, с которыми разговаривали до рождения, лучше развиваются и раньше начинают говорить: оказывается, они до рождения уже способны запоминать некоторые слова и предложения. Очень полезно прослушивание классической музыки. Особенно психологи рекомендуют произведения Моцарта, Баха и Вивальди.

Второй мощнейший фактор, формирующий психическую жизнь ребенка, — душевное состояние его матери. Ее настроения, впечатления, жизненный опыт передаются малышу благодаря «кровной связи» — буквально. С кровью в организм плода поступают специальные химические соединения — катехоламины (гормоны мозгового вещества надпочечников, которые «управляют» настроением). Они регулируют приспособительные реакции организма и несут информацию о душевных переживаниях матери.

Большинство перинатальных психологов придерживаются мнения, что первые проблески сознания появляются у плода примерно в середине беременности. Одно из доказательство тому — на пятом месяце ребенок… видит сны! Во всяком случае, энцефалограмма плода показала, что сон еще не рожденного малыша разделяется на две фазы: медленную и быструю.

В целом же, психологи считают, что личность человека на треть задается генетически, на треть — формируется во внутриутробный период и только треть ее зависит от обстоятельств жизни после рождения. Говоря о психической жизни плода, невозможно не вспомнить об основоположнике перинатальной психологии, американском исследователе Станиславе Грофе. В 70-е годы прошлого века он разработал теорию перинатальных матриц. Всего их четыре:

  • от момента зачатия до момента начала родовых схваток;
  • от начала родовых схваток до выхода в родовые пути;
  • прохождение по родовым путям;
  • встреча с миром.

От того, как протекали эти этапы внутриутробного развития и родов, зависит наше последующее восприятие жизни, считал Гроф. Так, у ребенка, мать которого во время беременности была угнетена, может сформироваться подсознательное убеждение, что весь мир плох и опасен. Если какие-то осложнения возникли между началом схваток и выходом в родовые пути, то, возможно, в будущем этот человек будет воспринимать любую напряженную ситуацию как безвыходную. Третья матрица «отвечает» за способность добиваться поставленной цели. Последователи теории Грофа считают, что дети, рожденные, скажем, путем кесарева сечения, могут вырасти безвольными, а те, кто появился на свет во время стремительных родов, способны ради достижения цели идти «по трупам». А вот если только родившегося человечка сразу забрали у матери, равнодушно завернули в пеленку и унесли невесть куда (четвертая матрица), у него со временем может возникнуть немотивированный страх одиночества.

Но даже если в какой-то из периодов что-то пошло наперекосяк, это не трагедия. Последователи теории матриц считают, что все «огрехи» перинатального развития вполне можно исправить. А жизненный опыт говорит о том, что реальные люди и обстоятельства их появления на свет отнюдь не всегда соответствуют схемам, данным Грофом. Из советских роддомов, где малышей сразу после рождения уносили в детские, выходили отнюдь не поголовно угрюмые люди, страшащиеся одиночества. А среди «кесарят» я знаю много сильных и волевых личностей.

Источник

Человеческая жизнь начинается с единственной клетки. Девять месяцев внутриутробного развития ребенка долгое вре­мя были покрыты тайной. Ученые могли только констатировать изменения в физическом развитии, изучая абортивный мате­риал и зародыши, полученные в результате самопроизвольных выкидышей. Но как изменяется психика ребенка в это время, что он чувствует, что его радует и огорчает, как формируется его характер?

Сегодня ответы на многие вопросы известны, но до сих пор непонятно, в какой момент появляется сознание и когда именно можно говорить о личности ребенка. Ясно только одно: внутриутробная жизнь человека — это очень ответственный период и, несмотря на то что мы ничего не помним из этого времени, его отголоски мы подсознательно слышим всю свою жизнь.

Ультразвуковое исследование позволяет врачу и будущим родителям наблюдать малыша в любой момент его внутриутроб­ного развития. Благодаря этому мы теперь можем представить себе, что происходило с нами, когда мы еще не родились.

Оплодотворение. В результате слияния яйцеклетки и спер­матозоида образовалась зигота — клетка, которая становится «началом всего» для каждого из нас.

Внутриутробное развитие плода и психическое развитие ребенка

30 ч. Произошло первое деление дробления зиготы — «тело» будущего человека состоит теперь из двух клеток. Дробление означает, что клетка делится, но вновь образовавшиеся клетки не растут и через определенные промежутки времени также приступают к делению. Смысл этого процесса — как можно скорее без лишних затрат увеличить количество клеток. Комо­чек клеточек пока находится в маточной трубе.

Третий день. Человечек состоит уже из 16 клеток.

Четвертый день. Зародыш наконец достиг своей «колыбе­ли» — матки. В течение этих четырех (иногда пяти) дней чело­вечек продолжал движение по маточной трубе в сторону матки. Правильнее сказать, он перемещался благодаря волнообразным движениям ресничек, которыми выстлана маточная труба, — сам зародыш пока не способен двигаться.

Пятый-шестой день. Зародыш прикрепляется к слизистой оболочке матки. Это критический момент в жизни зародыша. Многое в его дальнейшей судьбе зависит от места прикрепле­ния, где будет формироваться плацента — орган, через который все оставшееся до родов время малыш будет получать питание и кислород из материнского организма. Если он прикрепится очень близко от выхода из матки, беременность может само­произвольно прекратиться. Если зародыш не успеет вовремя миновать маточную трубу (одной из причин этого может быть сужение трубы из-за воспалительных процессов), то финал тра­гичен как для зародыша, так и для матери. Растущий зародыш разрывает трубу, и женщина испытывает острую боль в животе. Мать можно спасти, удалив маточную трубу, а зародыш гибнет. Если же все прошло благополучно, развитие продолжается.

Первая неделя. Зародыш весит около 1 г и состоит из 100 кле­ток. Размер его всего-навсего 0,2 мм! По форме он напоминает ягодную гроздь.

12-й день. С одного края «ягодки» клетки зародыша на­чинают выгибаться внутрь, и он приобретает форму плоской двуслойной пластинки.

14-й день. Начинается формирование плаценты. Она фор­мируется только из клеток зародыша — матка не принимает участия в этом процессе.

16-й день. Длина зародыша — всего 3,5-4 мм. С этого момен­та примерно до седьмой недели формируется большинство важ­нейших органов и зародыш особенно уязвим для воздействия вредных факторов—резких перепадов температуры, радиации, электромагнитного излучения, бытовой химии, лекарств, алко­голя, никотина и инфекций. Начинаются главные превращения в теле эмбриона — формируется головной и спинной мозг. Сна­чала вдоль средней линии зародыша появляется утолщение — нервная пластинка. Она быстро растет, ее правый и левый края смыкаются, и получается нервная трубка. Там, где потом будет голова, образуются три вздутия—зачатки головного моз­га. Остальная часть нервной трубки станет спинным мозгом. На это уходит примерно пять дней. Появляются зачатки рук 62 и ног, а также… хвост и жабры. Есть зачатки легких, желудка, Печени, почек, нервов, глаз и ушей.

На 18-21-й день начинает пульсировать сердце. Его размер — чуть больше 1 мм (!), и оно бьется со скоростью 140 ударов/мин.

Шестая неделя. Малыш подрос до 17 мм. Идет быстрое раз­витие мозга (в нем уже можно различить пять отделов), глаз, сердца, рук и ног, начинают закладываться зачатки зубов — й все это у крохи размером меньше 2 см! Малыш становится все более похожим на человека: намечаются черты лица, фор­мируется шея, округляется голова и появляются зачатки ушных раковин и носа. Он может двигать руками, туловищем и головой и гримасами выражать положительные и отрицательные эмо­ции. Ультразвуковое обследование обнаружило, что в момент приготовления (!) к аборту на лице малыша появляется гримаса страха…

Седьмая неделя. Возникает кожная чувствительность.

Восьмая неделя (два месяца). Это крошечный человечек ростом всего 4 см и весом около 5 г, но все его органы, даже пальцы на руках и ногах, уже сформировались. Начинают раз­виваться кишечник, легкие, почки, печень, мышцы и уши. Хвост исчезает.

Девятая неделя. Практически все органы и системы сформи­рованы. Дальше они будут расти и созревать. С этого времени малыш уже не эмбрион, а плод.

10-я неделя. Рост — 6 см. Формируются суставы.

11-я неделя. Появляются дыхательные движения. Малыш тренирует дыхательные мышцы. Начинают формироваться борозды и извилины головного мозга.

12-я неделя (три месяца). Малыш серьезно подрос. Теперь в нем около 8 см длины и 20 г веса. Можно достаточно точно определить пол ребенка. Приступает к работе вестибулярный аппарат. Некоторые дети уже пробуют сосать большой палец.

14-я неделя. Ребенок начинает ощущать вкус.

16-я неделя (четыре месяца). Длина тела около 20 см. Растут волосы, ресницы и брови, отвердевают ногти. Появляется чув­ствительность к свету. Если на обнаженный живот матери на­править свет, ребенок начинает беспокоиться. Мать впервые отчетливо начинает ощущать движения малыша.

Пятый месяц. Ребенок может улыбаться или хмуриться, когда отец желает пообщаться с ним и гладит для этого живот матери. Ультразвуковое исследование показывает, что голова ребенка в утробе движется за рукой отца, поглаживающего жи­вот матери. Если вдруг в это время произойдут роды, у ребенка есть шанс выжить.

24-я неделя (шесть месяцев). В эту неделю малыш открыва­ет глаза. Если мать часто поет или слушает музыку, у ребенка по­являются музыкальные пристрастия — любимая и нелюбимая музыка. Врачи советуют: чтобы успокоить малыша, слушайте Моцарта и Вивальди. Бетховен и Брамс возбуждают плод — он беспокоится, активнее двигается, а его сердце бьется чаще. Абсолютное противопоказание — рок-музыка! Она отрицатель­но влияет на формирование коры головного мозга. Есть мнение, что пение матери улучшает развитие рук и мелких движений кисти ребенка, а пение отца укрепляет ножки малыша — навер­няка он раньше начнет ходить и не будет уставать при ходьбе. Прекрасно, когда мать и отец поют дуэтом — дети вырастают психически уравновешенными. Выводы делайте сами.

Семь месяцев. Слой подкожного жира еще очень тонкий, поэтому кожа ребенка морщинистая и он похож на старичка. По всему телу растут пушковые волосы. Родившийся в это время ребенок способен выжить.

Восемь месяцев. Кожа гладкая и розовая. Растут волосы на голове. Природа распорядилась так, что родившийся восьмиме­сячный малыш менее жизнеспособен, чем семимесячный.

Девять месяцев. Человек родился! За 280 дней беремен­ности он вырос в 3133 раза с 0,15 мм до 47 см и стал тяжелее примерно в 46 млн раз (с 0,000069 г до 3,2 кг). Никогда больше за всю свою жизнь он не будет расти с такой фантастической скоростью…

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Головной мозг новорожденного весит 300-400 г. Через восемь месяцев после рождения вес мозга удваивается (600-800 г), а к четвертому-пятому году жизни — утраивается (900 г-1,2 кг). Масса мозга увеличивается за счет появления у нервных клеток многочисленных отростков, с помощью которых нейроны образуют между собой новые связи.

Источник