Психическое развитие ребенка в утробе матери

Психическое развитие ребенка в утробе матери thumbnail

Лишь недавно «выяснилось», что у ребенка существует своя психология, и ее необходимо изучать по нескольким причинам:

• чтобы понимать и знать, что происходит в душе вашего малыша, что он чувствует;
• помочь ему пережить кризисные этапы»;
• облегчить жизнь себе любимой в эти моменты;
• исключить возможность формирования программирующих внутренних конфликтов, которые неизбежно приведут к ограничению внутренней свободы ребенка и возникновению ряда заболеваний впоследствии.

Зачатие

Для еще нерожденного ребенка очень ответственным этапом является зачатие. В этот момент ваш малыш – еще маленькая клеточка, но он уже все чувствует и знает, и для него важна любая ваша мысль: любовь и ожидание встречи дают ему огромный потенциал энергии на всю жизнь, отвержение матери или отца – лишают жизненных ресурсов. Многие мамочки не задумываются о том, что их мысли материальны, и они отражаются на внутренних установках ребенка.

В период зачатия формирование программирующего конфликта может вызвать:
• нежелание мамы или папы иметь ребенка;
• попытка или мысли сделать аборт;
• отсутствие взаимопонимания между супругами («мама не любит папу»).

Желанием иметь ребенка должно быть естественным внутренним и гармоничным, как сама природа и жизнь. Откройтесь этому ощущению, и тогда долгожданная встреча с вашей крохой подарит только радость, а сам малыш будет расти здоровым и счастливым.

Жизнь в утробе матери

Для ребенка этот период является одним из самых светлых этапов в жизни. Находясь у мамочки в животе, он ощущает единение со всем миром. Детеныш погружен в естественную для него водную среду, в которой комфортно проходит все стадии эмбриогенеза.

Жизнь в утробе матери формирует у него сенсорную чувствительность. Когда малыш слышит шум, он просто впитывает его в себя, не осознавая источника звука. Для плода не существует объектов, так как он не знает природы их происхождения. У него есть только чувства.

Период нахождения плода в утробе матери является одним из самых замечательных этапов развития психики и мировосприятия ребенка: он обладает всем необходимым, ему тепло, еда поступает прямо в живот, меконий выводится тут же из организма. Распорядок дня малыша на этом этапе свободный: не жизнь, а сказка!

Все чувства, которые переживает плод, находясь в утробе матери, очень влияют не его дальнейшую жизнь. И, несмотря на то, что рождение «обнуляет» память, ощущения того, как было хорошо в «мамином домике» сохраняются в подсознании человека до его последнего вздоха. Поэтому всю свою жизнь люди ищут этот потерянный рай и всей душой стремятся к нему. А когда мы скручиваемся в позе эмбриона, наше тело вспоминает, как оно себя чувствовало внутри утробы матери.

Возвращаясь к утробе матери, хочется отметить, что в ней иногда появляются и «тучки»: возникают внешние обстоятельства, которые «портят» малышу жизнь. Если беременная испытывает горе или отчаяние, плод тоже будет погружен в эти чувства. Мать, пережившая потерю близкого человека или предыдущего ребенка, передает малышу ощущение, что она – источник не только жизни, но и смерти. После родов у такой женщины может возникнуть депрессия, с которой соприкоснется и младенец.

Некоторые внешние факторы (фето-плацентарная недостаточность, соматическая патология матери и пр.) вызывают нарушение питания малыша. И если раньше он просто безмятежно плавал, еда поступала через пуповину, и ему не нужно было «добывать кусок», то теперь на фоне кислородного голодания его психика меняется.

У ребенка программируется конфликт «нехватки», который может проявить себя позже в тот момент, когда малыш вырастет, станет взрослым и давно уже забудет о том, как он страдал в утробе. Но его психика запомнит эти страдания, и конфликт, заложенный внутриутробно, рано или поздно проявится.

Психика ребенка развивается ритмически: стремление к единению с матерью сменяется стремлением к разъединению. Роды для малыша являются первым кризисом – это, по сути, смерть в рамках его внутриутробной жизни. Ребенок, выталкиваемый из лона матери, испытывает сильнейший страх смерти.

Во время прохождения через родовые пути формирование внутренних программирующих конфликтов могут вызывать следующие ситуации:

• обвитие пуповиной;
• родовспоможение (наложение щипцов, вакуум-экстракция);
• попадание мекония в ротовую полость и невозможность сделать первый вдох.

Эти события могут усиливать страх смерти, что способствует программированию подсознания на определенный сценарий в последующей жизни.

Конфликт матери и ребенка

Первым после появления на свет возникает конфликт «разлуки». Его формирование естественно, так как обусловлено обрезанием пуповины. Этот конфликт помогает ребенку приобрети собственную индивидуальность. Кожа младенца в животе матери выполняет функцию обмена, а после рождения она защищает его от факторов воздействия внешней среды.

Если кроха после рождения не имеет достаточного эмоционального контакта со своей матерью (например, если грудничка поместили в кювез или ему произвели хирургическое вмешательство, либо мать отказалась от него), то конфликт «разлуки» из положительного превращается в программирующий. Результатом такого кодирования, по мнению психологов, может стать возникновение впоследствии заболеваний кожи (экзема, псориаз и пр.).

Другим источником программирующего конфликта нередко является оперативное родовспоможение. Его осуществляют при наличии определенных показаний со стороны матери и плода. Но при этом следует учитывать, что ребенок, рожденный естественным путем, во время прохождения по родовым путям приобретает «бойцовские» качества, и это становиться частью его собственного мира.

В то же время многие дети после кесарева сечения, вырастая, все также не способны совершить «усилие добиться чего бы то ни было»: начиная одно дело, они бросают его и берутся за другое, которое тоже бросают. У них может отмечаться тенденция при достижении целей рассчитывать на других людей.

Психологию плода сегодня следует изучать каждой женщине, планирующей стать мамой. И тогда малыш родиться здоровым и счастливым!

Источник

Психическое развитие до рождения

Долгое время жизнь ребенка в утробе матери оставалась загадкой, ученые могли лишь констатировать изменения в физическом развитии. Со временем мы узнали, что малыш умеет хмуриться, улыбаться, сосать палец, реагировать на внешние раздражители, однако что именно он чувствует, что его радует и огорчает, как меняется психическое состояние ребенка — для нас остается загадкой. Несмотря на то, что в сознательной жизни мы не помним этого времени, опыт, полученный нами во внутриутробный период, влияет на всю оставшуюся жизнь, так как условия, в которых развивается ребенок, сохраняются в памяти, хоть и в неосознанном виде.

Жизнь до рождения

Психиатры Америки, Греции, а также других стран провели ряд исследований и пришли к выводу, что плод способен запоминать впечатления, которые наиболее эмоционально пережила его мать. Это означает, что дородовая память существует, но у человека она оставляет бессознательные чувства, которые могут управлять его эмоциями и мышлением после появления на свет. Позитивная информация, полученная до рождения, способствует расцвету задатков, которые заложены на генном уровне. Ученые отметили, что такие эмоции, как радость предстоящего материнства и ощущение счастья, способны улучшить развитие новорожденного, такие дети растут более спокойными, общительными и жизнерадостными. Негативная информация, наоборот, проявление задатков тормозит, а неблагоприятные впечатления могут проявиться в виде психических травм. К примеру, нежеланные дети в будущем склонны к длительной депрессии, испытывают чувство никому не нужности, они более беспокойны и чаще страдают нарушениями желудочно-кишечного тракта. Это означает, что реакция будущей мамы на ту или иную ситуацию оставляет след в памяти ребенка и, оказавшись в подобном положении, он может повести себя аналогичным образом. Например, беременная женщина, впавшая в истерику, начинает бить посуду, и эти действия отпечатаются в памяти ребенка. Оказавшись в похожей ситуации, он может отреагировать подобным же образом.

Поэтому крайне важно не давать воли негативным эмоциям и держать себя в руках. Любая неприятность рано или поздно закончится, а ребенок останется, поэтому в первую очередь нужно думать о нем, ведь для родителя нет большего счастья, чем улыбка на лице самого родного создания во вселенной.

Невидимая связь

Эмоциональная связь матери и плода устанавливается еще до рождения, а недостаток любви и привязанности влияют на развитие и формирование личности маленького человечка. Особо трепетные чувства будущая мама испытывает, когда малыш начинает толкаться. С этого момента желательно как можно чаще разговаривать с ним, желать доброго утра, когда проснетесь, и спокойной ночи, когда готовитесь ко сну, нужно стараться рассказывать обо всем. Поглаживание также имеет на ребенка особое влияние. Ласковое прикосновение мамы успокаивает разбушевавшееся чадо, поэтому стоит почаще гладить животик. Малыш все прекрасно понимает и чувствует, он также может ощущать эмоциональный комфорт, и если это чувство в пренатальном периоде не стало доминирующим, есть большая вероятность того, что эмоциональный дискомфорт будет преследовать его на протяжении дальнейшей жизни, ведь впечатления, полученные до рождения, повлияют на стиль поведения и образ мышления в общем.

Пренатальное воспитание

Испокон веков беременная имела в обществе определенный статус, ее окружали красивыми вещами и не подвергали стрессовым ситуациям. В современном мире женщина также должна постараться уделить внутриутробному воспитанию должное внимание. И если полностью стресса избежать не удастся, то можно хоть в какой-то мере повлиять на формирование личностных качеств с помощью внутриутробной педагогики.

Рекомендуется слушать приятную музыку, доказано, что дети очень чувствительны к звукам и запоминают услышанные мелодии. Таким образом, давно знакомая музыка будет после рождения действовать на малыша успокаивающее. Следует любоваться красивыми вещами, картинами, пейзажами, интересоваться искусством, читать вслух стихи, заниматься рукоделием, это поможет привить ребенку любовь к творчеству и раскрыть таланты.

Напоследок бы хотелось отметить, что секрет воспитания малыша ДО и ПОСЛЕ рождения заключается в любви к ребенку со всеми его достоинствами и недостатками, и полюбить его нужно еще до того, как на тесте проявятся две заветные полосочки!

Источник

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПЛОДА

«…Он стал воспринимать разные качества мира разными частями сознания. Эти способности утончались и разветвлялись, и постепенно прежнее простое присутствие оказалось расчлененным на ощущения от света, звука, вкуса и касания, которые были просто осколками прежней целостности».
Виктор Пелевин, «Иван Кублаханов»

Перейдем к самому интересному — психическому развитию плода. Примерно 30 лет назад возникло даже специальное направление в науке, занимающееся этими вопросами — перинатальная психология, то есть «психология рождения». Основной вопрос, занимающий перинатальных психологов — когда начинается психическая жизнь плода, как проходит процесс превращения группы клеток в мыслящее существо.

Можно сказать, что психическая жизнь нерожденного ребенка складывается под влиянием двух основных факторов: внешних впечатлений и реагирования на настроения матери. Сначала о внешних впечатлениях: на третьем месяце у ребенка уже развита тактильная чувствительность. Малыш может чувствовать поглаживания живота, и ему нравится это.

В три с половиной месяца он в состоянии различить вкус. К шестому месяцу может видеть и слышать (в том числе, и звуки, доносящиеся извне). Поэтому почаще разговаривайте с будущим малышом. Доказано, что дети, с которыми разговаривали до рождения, лучше развиваются и раньше начинают говорить: оказывается, они до рождения уже способны запоминать некоторые слова и предложения. Очень полезно прослушивание классической музыки. Особенно психологи рекомендуют произведения Моцарта, Баха и Вивальди.

Второй мощнейший фактор, формирующий психическую жизнь ребенка, — душевное состояние его матери. Ее настроения, впечатления, жизненный опыт передаются малышу благодаря «кровной связи» — буквально. С кровью в организм плода поступают специальные химические соединения — катехоламины (гормоны мозгового вещества надпочечников, которые «управляют» настроением). Они регулируют приспособительные реакции организма и несут информацию о душевных переживаниях матери.

Большинство перинатальных психологов придерживаются мнения, что первые проблески сознания появляются у плода примерно в середине беременности. Одно из доказательство тому — на пятом месяце ребенок… видит сны! Во всяком случае, энцефалограмма плода показала, что сон еще не рожденного малыша разделяется на две фазы: медленную и быструю.

В целом же, психологи считают, что личность человека на треть задается генетически, на треть — формируется во внутриутробный период и только треть ее зависит от обстоятельств жизни после рождения. Говоря о психической жизни плода, невозможно не вспомнить об основоположнике перинатальной психологии, американском исследователе Станиславе Грофе. В 70-е годы прошлого века он разработал теорию перинатальных матриц. Всего их четыре:

  • от момента зачатия до момента начала родовых схваток;
  • от начала родовых схваток до выхода в родовые пути;
  • прохождение по родовым путям;
  • встреча с миром.

От того, как протекали эти этапы внутриутробного развития и родов, зависит наше последующее восприятие жизни, считал Гроф. Так, у ребенка, мать которого во время беременности была угнетена, может сформироваться подсознательное убеждение, что весь мир плох и опасен. Если какие-то осложнения возникли между началом схваток и выходом в родовые пути, то, возможно, в будущем этот человек будет воспринимать любую напряженную ситуацию как безвыходную. Третья матрица «отвечает» за способность добиваться поставленной цели. Последователи теории Грофа считают, что дети, рожденные, скажем, путем кесарева сечения, могут вырасти безвольными, а те, кто появился на свет во время стремительных родов, способны ради достижения цели идти «по трупам». А вот если только родившегося человечка сразу забрали у матери, равнодушно завернули в пеленку и унесли невесть куда (четвертая матрица), у него со временем может возникнуть немотивированный страх одиночества.

Но даже если в какой-то из периодов что-то пошло наперекосяк, это не трагедия. Последователи теории матриц считают, что все «огрехи» перинатального развития вполне можно исправить. А жизненный опыт говорит о том, что реальные люди и обстоятельства их появления на свет отнюдь не всегда соответствуют схемам, данным Грофом. Из советских роддомов, где малышей сразу после рождения уносили в детские, выходили отнюдь не поголовно угрюмые люди, страшащиеся одиночества. А среди «кесарят» я знаю много сильных и волевых личностей.

Источник

Жизнь
начинается на несколько месяцев раньше
физического рождения, с момента
оплодотворения. Но ответить на вопрос,
с какого момента зародыш действительно
является человеком или, по крайней мере,
существом с функционирующей психикой,
не так уж просто.

В
настоящее время в возрастной психологии
активно обсуждаются проблемы пренатального
развития. (Развитие, происходящее в
период до рождения, внутриутробное
развитие плода; внутриутробная эволюция
плода) Пренатальное вопитание – это
область исследования развития психики
ребенка до рождения.

Долгое
время психология и философия не выделяли
в феноменах внутриутробной жизни
человека специального предмета изучения.
Психическая жизнь младенца в утробе
матери мыслилась как тотальная
психологическая нерасчлененность и
неразрывное телесное единство.»Изгнание
из рая материнского чрева» знаменует
собой начало индивидуализированного
развития самостоятельного индивида, в
ходе которого может сохраняться страстное
желание вернуться к тому, что осталось
в памяти в виде образа океанического
единства с матерью (5, 9, 35).

Возникновение
и развитие пренатальных практик (и
воспитание, и психотерапия) опирается
на изменения в общественном сознании,
которые произошли и происходят в
последнее время.

Можно
выделить по меньшей мере три уровня, на
которых происходят эти изменения:


на философско-мировоззренческом уровне
произошло признание субъектности
нерожденного ребенка. Как отмечает
Х.Ролстон-третий, «теперь мы смотрим
более широко, чем прежде, на то, кого
следует считать настоящей личностью…
Теперь мы определяем нравственный
статус плода в утробе матери» (17, стр.
273); осознание ответственности за будущее,
которое зависит от действия или
бездействия в настоящем (1);


на медико-социальном уровне обнаруживается
кризис в акушерстве и гинекологии, где
технологическое совершенствование не
приводит ни к сокращению перинатальной
патологии, ни к усилению привязанности
матери к ребенку. Проблемы «отказных»
детей, абортов, дурного обращения с
детьми и другие проблемы, в основе
которых лежит негативный опыт
взаимодействия с матерью в младенчестве
не находят своего разрешения;


на уровне конкретных наук произошел
сдвиг интереса от младенчества (пик
этого интереса пришелся на 1970-е годы) к
внутриутробной жизни, накапливаются
знания о ней, получаемые как в рамках
естественнонаучных дисциплин (эмбриологии,
гистологии — 3, 4), в психологии, в частности,
в психоанализе и микропсихоанализе
(32, 38).

Таким
образом, появилось новое специальное
направление — пренатальная педагогика,
задача которой состоит в организации
наиболее полезных для внутриутробного
психического развития внешних воздействий.
В рамках данной науки было доказано,
что с момента зачатия биологическое
(физическое) и психоэмоциоальное развитие
человека идет параллельно. Каждый
человек уникален с момента зачатия.

Традиционно
выделяют три стадии пренатального
развития:


стадию зародыша (от оплодотворения, до
имплантации яйцеклетки в стенку матки
– около 2 недель);

-стадию
эмбриона (со 20-ой недели до 7 недели
беременности, когда происходит закладка
наиболее важных органов);


стадию плода ( с 8 недель до рождения).

В
течение 1 периода оплодотворенная
яйцеклетка делится многократно копируя
саму себя. Затем клетки начинают
дифференцироваться, их функции
специализируются для формирования
основных структур живого организма.

В
течение 2 стадии эмбрион обретает форму
дифференцировки органов и клеток, они
начинают выполнять специфические
функции, происходит формирование
конечностей, пальцев и основных органов
чувств. К началу 8 недель длина эмбриона
достигает 25 мм. В эмбриональный период
будущий ребенок наиболее подвержен
поражению различным вирусам.

3
стадия совпадает с формированием основ
Н.С., с 12 недель плод уже принимает
человеческий облик. К 16 нед. – 15 – 16 см.,
к 23 нед. У плода устанавливается цикл
сна и бодрствования, синхронизированный
с материнским.

До
недавнего времени не было реальной
возможности изучать поведение нормально
развивающегося плода. В 70-х года 20 века
появилась возможность с помощью
ултьразвукового сканирования безопасно
наблюдать за движениями плода. Еще до
недавнего времени существовало мнение
что плод глух и нем, что он ничего не
видит и не чувствует, не имеет памяти и
мышления. Вместе с тем, сегодня новые
методы исследования позволили ученым
заглянуть, прийти в гости к не родившемуся
ребенку.

В
чем же основное содержание жизни ребенка
в утробе матери?

Физическое
развитие ребенка во время беременности
матери

Рост
плода идет гигантскими темпами. На 12-й
неделе плод достигает всего 9 см в длину,
на 20-й — 20 см, на 28-й — 35 см. На 40-й неделе
от макушки до пят его рост составляет
в среднем уже 50 см. Исследования показали,
что уже к пятой неделе эмбрион может
двигать руками и туловищем, выражая
свои удовольствия и неудовольствия
кивками и гримасами. К четвертому месяцу
у него развивается мимика: он может
улыбаться и хмуриться. Еще через несколько
недель он уже реагирует на любое
прикосновение: вот почему так важно
матери и близким гладить живот, чтобы
ребенок воспринимал ласку.

С
6 недель у плода развивается чувствительность
к свету: его беспокоит свет, направленный
прямо на живот матери. Неврологические
исследования подтвердили, что между
28-й и 30-й неделями у ребенка развиваются
проводящие пути, которые передают
сигналы от мозга к различным частям
тела. В то же время кора головного мозга
становится уже достаточно зрелой.

Психическое
развитие ребенка во время беременности

Мама
— первая вселенная ребенка. Сейчас не
является секретом ни для кого, что
ребенок ведет активную жизнь в животе
у матери: он двигается, сосет палец,
поворачивает голову к источнику
интересных для него звуков, «играет»
пуповиной. Все, что мама делает, тем или
иным образом передается ребенку. Ведь
мама — это первая вселенная ребенка, его
«живая сырьевая база» как с
материальной, так и с психологической
точки зрения.

Например,вкус
околоплодных вод меняется в зависимости
от того, что поела мама. Многие реакции
плода связаны с состоянием матери.
Ребенок совершает судорожные движения,
когда мать волнуется, делает гримасу
недовольства, когда матери вводят
медикаменты. Ребенок на гормональном
уровне переживает все состояния матери.

Для
младенца очень важна информация, которая
поступает от мамы. Это необходимое
условие для развития мозга. Надо отметить,
что сейчас выдвигаются версии о том,
что именно во внутриутробный период
начинает формироваться базовое доверие
или недоверие к миру, это идет на основе
информации, поступающей к ребенку от
мамы. Психоаналитик доктор Сильвио
Фанги в книге «Микропсихоанализ»
высказывает мнение о том, что источники
всех проблем человека возникают задолго
до его рождения. Отношения между матерью
и ребенком в период беременности он
назвал «внутриутробной войной»,
которая заканчивается после рождения
ребенка и может возобновиться с новой
силой, если мать наносит обиды своему
ребенку. Человек — существо парадоксальное

Психологи
Америки считают, что «жизнь начинается
не с рождения, а с зачатия». Следовательно,
то, что человек испытывает, начиная от
зачатия, окажет существенное влияние
на его физическое и психологическое
развитие. Исследования по пре- и
постнатальной психологии показали, что
музыка оказывает колоссальное
стимулирующее влияние на познавательное,
эмоциональное и психомоторное развитие
как нерожденного, так и новорожденного
ребенка. Если беременная женщина с
наслаждением слушает нежную, ласковую
музыку, то это каким-то (пока еще не
совсем понятным психологам) способом
действует на плод, и после рождения дети
активнее реагируют на ту музыку, которую
они уже «слышали» до рождения.

Сегодня
имеется множество различных программ
образования нерожденного ребенка,
которые, по утверждению изобретателей,
дают возможность рожать «эмоционально
уравновешенных детей» с высоким
уровнем коэффициента интеллектуального
развития. Такие дети более активны, они
улыбаются, садятся, начинают ходить и
говорить раньше, и у них более глубокие
узы любви с родителями.

Неврологи
утверждают, что резкое увеличение пульса
(до 130-140 ударов в минуту) в какой-то
конфликтной ситуации носит непродолжительный
характер, то есть если женщина быстро
справляется со своими эмоциями, то
ребенок после рождения скорее всего
будет эмоционально устойчив. Мать,
которая всячески избегала волнений во
время беременности, может сослужить
своему ребенку плохую службу — тот просто
не сможет противостоять стрессам. В
период эмоциональной разрядки лучше
всего положить руку на живот, погладить,
поговорить с ребенком. Ведь уже в 4 месяца
он способен воспринимать все чувства
матери, поэтому чем интереснее и
насыщеннее ее жизнь, тем лучше развиваются
мозг и нервная система плода.

Логическое
мышление и способность к языкам, по
утверждению американских исследователей,
формируются с 4-го месяца беременности
и до начала третьего года жизни. Поэтому
чем больше слов на разных языках будет
им услышано в этот период, тем легче
малыш сможет в дальнейшем освоить
премудрости иностранной речи.

Восприимчивость
к шуму во внутриутробном состоянии
достаточно высока. С одной стороны, при
резких, громких звуках плод испытывает
не только страх, но и ухудшение состояния:
ощущает боль, пульс резко учащается, он
как бы сжимается (этим можно объяснить
выкидыши и преждевременные роды,
последовавшие после излишне шумных
выяснений отношений). С другой стороны,
нежная мелодичная музыка влияет на плод
благотворно: ребеночек «танцует»
под нее, и потом, как показали многочисленные
опыты, он сохраняет способность узнавать
понравившуюся мелодию.

Выдающийся
пренатальный психолог, доктор медицинских
наук Томас Верни показал, что уже через
четыре месяца после зачатия ребенок
хорошо слышит, реагирует на звук, узнает
мелодию. Включите Вивальди, и даже самый
беспокойный ребенок расслабится.
Включите Бетховена, и даже самый
наиспокойнейший начнет ворочаться и
толкаться ножками.

Аудиолог
Мишель Клементе< в результате своих
исследований пришла к выводу, что у
ребенка до рождения есть своя любимая
и нелюбимая музыка. Одни из любимых
композиторов еще не родившихся детей
— Вивальди, Моцарт. А музыка Брамса,
Бетховена и все виды рок-музыки, наоборот,
приводят их в волнение. Возможно, если
вы будете давать слушать музыку вашему
еще не родившемуся ребенку, у него
возникнет глубокий интерес к ней на всю
жизнь.

Именно
в связи с тем, что ребенок внутри матери
не только развивается физически, но уже
является чувствующим и эмоционально
реагирующим существом, так важен
эмоциональный климат в семье, главная
цель которого — умиротворение,
доброжелательность, терпение и радостное
ожидание нового человека.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник