Психическое развитие ребенка в три месяца

Психическое развитие ребенка в три месяца thumbnail

Когда в семье появляется ребенок, у молодых родителей значительно прибавляется хлопот. Они учатся вместе с ним, прибегают к помощи старших, более опытных в этом деле, друзей, бабушек, читают соответствующую литературу. Кажется, что малыш только недавно родился, но ему уже 3 месяца. Он подрос, набрал вес, стал значительно подвижнее.

Этот период необходимо использовать максимально эффективно, чтобы у малыша заложились основные умения, привычки. Весь первый год своей жизни ребенок развивается быстрыми темпами, и третий месяц является показательным. Это связано с тем, что его перестают мучить боли в животике и теперь он готов покорять вершины.

Особенности физического развития

До трехмесячного возраста ребенок, в основном, только есть и спит. Но постепенно его режим начинает меняться. Он все больше времени проводит в общении с окружающим миром. Его мышцы постепенно крепнут, а сам ребенок начинает проявлять активность и интерес ко всему, что его окружает.

В физическом развитии младенец очень изменился, подрос, окреп и поправился. Его вес за последний месяц мог увеличиться от 600 граммов до 1 килограмма, а рост – примерно на 2-3 сантиметра. Кроха становится пухленьким, у него появляются щечки и складочки на тельце. Это объясняется развитием подкожно-жировой ткани младенца.

Нужно отметить, что интервалы прибавки веса могут колебаться, это зависит от того, какой изначальны вес был у малыша при рождении, от генетики и характера кормления (например, одни мамы кормят своих детей по часам, другие – по требованию).

В три месяца ребенку становится скучно лежать только на спинке, и он начинает пытаться переворачиваться на животик. Чтобы эти навыки быстрее закрепились, необходимо помогать малышу. Для этого полезно будет делать специальные упражнения, которые помогут ребенку быстрее освоить новые навыки и даже ускорить их формирование.

  • Упражнения, которые стимулируют перевороты ребенка. Выполняются они следующим образом: ребенка, лежащего на спинке, нужно слегка приподнять за голень ножки и постараться завести ее вокруг тельца, стимулируя поворот. Поворот нужно делать с некоторым импульсом, чтобы помочь ребенку таким образом перевернуться на животик. Такие упражнения нужно делать как в правую, так и в левую стороны.
  • Регулярные выкладывания на животик. Такие упражнения помогают укрепить спинные мышцы и мышцы шеи крохи. Чтобы малышу было не скучно лежать на животике, лучше раскладывать перед ним яркие игрушки, или использовать развивающий коврик;
  • Комплекс упражнений, рекомендуемый педиатром.

Лежа на животике, ребенок активно познает окружающее пространство: поднимает головку, приподнимает плечики и опирается на ручки. Это основные навыки младенца трехмесячного возраста. Совсем скоро он научиться удерживаться в таком положении и играть с игрушками. Если положить перед ребенком яркую погремушку, он обязательно будет стараться дотянуться до нее, что поможет ему научиться скорее ползать.

Важно следить за тем, чтобы ребенок не уставал лежать на животе. Если он опускает головку, словно хочет спать, нужно перевернуть его на спину и дать отдохнуть. В это время дети начинают все тащить в рот и пробовать.

С трех месяцев у ребенка начинает формироваться подобие режима сна и бодрствования, отдыхает он примерно в одно и то же время, что дает маме возможность подстраиваться под кроху и успевать делать домашние дела.

Все действия ребенка регулируются с помощью инстинктов и рефлексов. К трехмесячному возрасту большинство детских рефлексов исчезают, хотя, некоторые из них еще сохраняются. К таким относят сосательный рефлекс, рефлекс Моро (вскидывание ручек в ответ на поднятие ножек младенца или выкладывание его на спину) и рефлекс ползания. Они выражены еще очень сильно, поскольку влияют на дальнейшее развитие крохи.

На плановом осмотре у педиатра ребенку трехмесячного возраста сделают необходимые прививки: капли в ротик от полиомиелита (ОПВ) и инъекция от коклюша, дифтерии и столбняка (КДС).

В три месяца ребенка осматривает врач-ортопед, который помогает выявить возможные патологии и объясняет, какие ортопедические проблемы могут появиться у малыша в этом возрасте и что нужно исключить из занятий и упражнений с ним. Врач проверит подвижность суставов, симметричность складок, симметричность положения на животе (ребенок не должен заваливаться в какую-то сторону), опору на ручки.

Особенности психологического развития

По психологическим потребностям малыша третий месяц очень отличается от двух предыдущих. Начиная с третьего месяца, ребенок начинает нуждаться в маминых эмоциях. Если в первые месяцы жизни крохи мама только привыкает к своему новому статусу, и даже может находиться в послеродовой депрессии, а общение с ребенком может сводиться к механическому уходу за ним, то с третьего месяца маме придется активно проявлять эмоции по отношению к малышу.

Особенности психического развития

Младенец трех месяцев от роду очень сильно нуждается в любых эмоциях, будь-то радость, удивление, уныние, расстройство, счастье и так далее. Это происходит потому, что, начиная с этого возраста, у него формируется так называемый механизм безопасности, который психологи называют «доверием зеркалу». Его продолжительность не велика и продолжается примерно до полугода.

Что оно дает: в последствии, когда ребенок еще немного подрастет и начнет активно передвигаться в помещении, подползая к различным предметам, он должен уметь по материнской эмоции понимать, опасно ли трогать тот или иной предмет или нет.

Дети в три месяца становятся очень «болтливыми», умеют яростно выражать свои эмоции: недовольство, радость и другое. Появляются и другие потребности: дети требуют к себе много внимания, любят, чтобы их носили на руках и показывали новые предметы в интерьере. Ребенок может показать свои чувства окружающим, если он рад видеть какого-то человека, то непременно начинает гулить при его появлении, радостно вскидывает ручки и оживляться.

Также в три месяца у крохи начинают активно развиваться органы чувств: слух, зрение, обоняние и осязание. Малыш начинает удерживать взгляд на каком-то конкретном предмете, следить за движущейся игрушкой и некоторое время может всматриваться в какой-либо предмет или объект. У него формируется бинокулярное зрение, которое позволяет смотреть на предметы обоими глазами в одном направлении.

Чаще всего, в этом возрасте можно заметить такую патологию у младенца, как косоглазие.

Вместе со зрением у крохи развивается и предметное восприятие: все предметы он пытается попробовать «на зуб», чтобы получить о них комплексную информацию. Колоссальные изменения происходят и в развитии слуха малыша. Он уже может различать звуки и их источники, интонации, голоса близких людей.

Основные умения и навыки в 3 месяца

Развитие ребенка в три месяца дает возможность ему осваивать новые горизонты. В этом возрасте хорошо развитый здоровый ребенок умеет не так уж и мало.

  • Пытается переворачиваться со спины на живот, хорошо держит головку, рассматривает предметы по сторонам;
  • из положения лежа на животе пытается дотягиваться до игрушек, но пока еще не дотягивается;
  • активно выражает свои эмоции, смеется, улыбается, выражает протест;
  • гулит, произносит звуки нараспев, «участвует» в диалоге с близкими людьми;
  • малыш хорошо переворачивается на бочок из положения лежа на спине;
  • старается захватывать ручками игрушки;
  • умеет фокусировать взгляд на предмете;
  • исследовать все «на зуб», тянуть в рот руки.

Запись на обучение по программе Основы психологического консультирования

Питание и сон

Не смотря на то, что многие мамы кладут спать маленьких детей с собой в кровать, объясняя это повышенным комфортом для обоих, все же ребенку следует спать в собственной кроватке. В среднем ночной сон малыша длиться от 8 до 10 часов и дневной в общем счете составляет порядка 7-8 часов.

Читайте также:  Развитие сосудов сердца у ребенка

Дневных снов у ребенка должно быть около четырех. В возрасте трех месяцев у детей начинает формироваться режим сна и бодрствования. Безусловно, он будет еще долгое время корректироваться в зависимости от взросления крохи.

Питание и сон

В трехмесячном возрасте важно соблюдать симметричность кормлений . В этом возрасте для малыша очень важно и полезно грудное вскармливание, которое обеспечивает ему стойкий иммунитет. Он должен получать питание попеременно с правой и левой груди. Интервалы между кормлениями не должны превышать 3 часов, но это правило не касается тех детей, которые получают грудь по требованию.

Если малыш получает смесь, то его режим кормления зависит от того, какую смесь и какого производителя выбрала мама. Рекомендации, косаемые интервалов и объемов кормления, можно найти на упаковке смеси.

С грудным вскармливанием могут появиться некоторые проблемы. Это связано со стабилизацией лактации и отсутствием приливов, которые мамы часто истолковывают, как нехватку грудного молока и начинают докармливать кроху смесью, что может привести к нарушению пищеварения у малыша, расстройством кишечника и прочим неприятностям.

В этом случае педиатры рекомендуют чаще прикладывать ребенка к груди. Никакой другой прикорм в трехмесячном возрасте детям не вводится.

Игры и развлечения

В три месяца ребенок все меньше спит и все больше уделяет внимания игрушкам. Но, на долго этого внимания не хватает, поэтому мамам приходится иногда хитрить, чтобы успеть выполнить необходимую работу по дому. В часы бодрствования ребенок много двигается. Бодрствуя примерно 30 минут на каждый час дневного времени, малыш активно познает мир.

На третьем месяце жизни ребенок ведет себя по отношению к людям более подвижно и живо, чем по отношению к вещам. Это так называемый комплекс оживления. Для трехмесячного крохи можно сделать крохотный турничок. К кроватке нужно прикрепить маленькую палочку так, чтобы малыш, лежа на спине, мог до нее дотянуться.

Такое упражнение поможет ему скорее научиться сидеть, а впоследствии и стоять самостоятельно. Из всех игрушек больше всего трехмесячному ребенку нравятся красочные погремушки, которые удобно держать.

С трех месяцев можете смело читать своему чаду детские стихи и сказки. Будьте уверены, то, что надо, он обязательно поймет.

Игры и развлечения

Можно использовать для игр развивающий коврик, на котором периодически необходимо менять игрушки. За неделю две малыш изучит предложенные ему игрушки и они ему быстро наскучат. Поэтому важно постоянно обновлять ассортимент развлечений на коврике. Можно совместить приятное с полезным и положить малыша на развивающий коврик без подгузника, с голой попой, чтобы он получал воздушные ванны.

Важно, что бы расцветка детских игрушек была яркой, красочной и контрастной, например, в черно-белом исполнении, или вариаций других цветов. Это могут быть зебры, пингвины и прочее. В этом возрасте зрение малыша позволяет видеть ему окружающие предметы цветными пятнами. Поэтому игрушки контрастных оттенков будут вызывать у него больший интерес, чем те же игрушки пастельных тонов. Также важно, чтобы игрушки различались не только по цвету, но и по форме, и по материалу изготовления.

Дети очень быстро осваивают новые навыки и умения, поэтому оставлять ребенка одного на диване в этом возрасте уже опасно.

Детский стульчик помогает маме справляться с домашними делами и одновременно заниматься с ребенком. Стоит сказать, что далеко не все стульчики подойдут для малышей в возрасте трех месяцев, ведь они еще не умеют сидеть. Поэтому очень важно обращать внимание на характеристики таких приспособлений, в них должно быть указано, что стульчик применим для детей от рождения, т.е. он должен иметь возможность наклоняться, чтобы ребенок мог в нем лежать и быть оснащенным ремнями безопасности.

Заключение

Развитие малыша целиком зависит от родителей. Это хороший период, когда закладываются основные навыки и умения, поэтому очень важно не упустить этот этап развития.

Важно помнить, что мама должна быть отдохнувшей и полной сил, чтобы помогать любимому чаду постигать окружающий мир. Важно не скупиться на похвалу и хвалить кроху за любое его достижение, каким бы маленьким оно не было.

Источник

Развитие ребенка в 3 месяцаФизическое и психическое развитие

Однажды утром, вы посмотрите на малыша, и он наградит вас наилучшим подарком — прекрасной улыбкой. Вы поймете, что это маленькое существо любит ваш голос, тепло ваших рук. И утомительная ежедневная работа (купание, убирание, кухня, пеленки, бессонные ночи), все-таки, не проходит даром. С каждым днем, ваш малыш, преодолевает все новые и новые ступеньки своего развития.

За второй месяц жизни ребенок в среднем набирает до 800 гр. На протяжении этого периода рост ребенка увеличивается на 3см, объем головы — на 1 см, грудной клетки — не много больше, чем на 1 см.

К 4-месячному возрасту, объем грудной клетки и объем головы, должны сравняться. Если вы заметите, что голова в своих размерах увеличивается очень быстро, обратитесь за помощью к педиатру, чтобы не пропустить заболевание головного мозга.

Так называемый «родничок» на головке еще не имеет костной ткани — он открыт, но в соответствии с предыдущими месяцами, уменьшается в размере. Не забывайте ухаживать и за этой частью головки. Не смотря на то, что «родничок» мягкий и пульсирует, его нужно держать в чистоте, как и все остальные, части тела.

Вы заметите, что ребенок научился четко проявлять свои потребности относительно сна, еды. Неподражаемая улыбка вашего малыша будет свидетельствовать о том, что малыш доволен игрой, общением, отдыхом. Ребенок получает больше впечатлений и удовольствия от окружающей среды, очень любит рассматривать лица, особенно нос, глаза.

Лежа на животе, ребенок старается поднять свою грудную клетку, опираясь руками на стол или кроватку. Поставьте малыша вертикально на ножки, при этом стопочки будут упираться, и ребенок пробует оттолкнуться от земли.

Так день за днем, совмещая эмоции, впечатления и собственный темперамент, в вашей семье формируется новая личность.

С каждым днем движения малыша ручками становятся более координированными. Теперь все, что малыш держит в руках, непременно попадает в ротик на «тестирование» — поэтому, дорогие родители, будьте внимательны в выборе игрушек для детей, особенно тех, в которых находятся мелкие части (пластмассовые или резиновые шарики). Не стоит бурно реагировать на стремление малыша к познанию окружающей среды, при этом прятать все «интересные» для него предметы. Особенно это касается не совсем чистых игрушек. Некоторые родители решают эту проблему таким образом, что не допускают попадания в руки к малышу грязных предметов. С одной стороны они правы, но держать ребенка в абсолютной стерильности всегда не возможно. Помните, что ваш малыш должен адаптироваться к микроорганизмам, которые находятся в окружающей среде.

С этого месяца можно начинать подготовку к изучению обстановки под девизом «А что это такое?». Нельзя сказать, что у всех родителей, одинаковое отношение к таким познаниям. Не бойтесь дать ребенку красивую фигурку или вазочку, малыш не собирается с ней играть, он просто посмотрит, сравнит цвета, обратит внимание на форму (даже, если он ее уронит — вы же всегда на подстраховке).

Одни родители стремятся сделать так, чтобы ребенок, пока не знал слова «нельзя», поэтому они прячут все драгоценности и реликвии до «лучших времен». Другие родители, наоборот, считают целесообразным оставить все на своих местах, для того чтобы ребенок «с пеленок» усвоил, что «можно», а что «нельзя».

Читайте также:  Особенности психического развития ребенка в дошкольном возрасте таблица

Выберите что-то среднее. Уберите по дальше дорогое вашему сердцу предметы, что бы малыш их не испортил и не сломал, обязательно, спрячьте все острые и колючие предметы, не допускайте их попадания в руки к малышу, не забывайте о последствиях. Какой бы вариант вы не выбрали, помните, что рано или поздно вам все равно нужно будет применить слово «нельзя».

Ваш ребенок, как существо социальное, стремиться к общению. Для малыша, самая лучшая компания — это вы. Поговорите с ним, возьмите с собой по делам, поиграйтесь, спойте ему песенку.

Речь у ребенка развивается, появляются новые звуки, новые интонации, новые эмоции на увиденное и услышанное. Малыш проявляет желание общаться с вами. Когда вы с ним разговариваете, он внимательно вас слушает (прислушивается). Конечно, пока ребенок не понимает вашего языка и суть того, что вы ему сказали, но у него есть желание общаться вами. Обратите внимание – он отвечает вам взаимностью (улыбкой или агуканием, активно двигает ручками и ножками), но только после того, когда вы закончили свое обращение к нему. Ученые провели эксперимент. Они взяли обычный колокольчик и после каждого звука ребенка создавали мелодию колокольчиком, после этого, ребенок молча прислушивался к мелодии и молчал. И только после того, как малыш услышал голос человека, он вновь начал «разговаривать».

Многим деткам нравиться «слушать» танцевальную или спокойную, тихую музыку. Предоставьте вашему малышу такую возможность! Может, в вашей кроватке будущий Вивальди!

Очень часто малыши любят «разговаривать» сами с собой. Играя своими ручками, они «выдают» разные звуки. Учеными доказано, что ребенок, движения которого не ограничивается (например, пеленание) растет спокойным, в отличии от детей которым не хватает общения и «голосливости».

Возьмите себе за правило, как можно больше разговаривать с ребенком. Озвучивайте все ваши действия. Если вы переодеваете малыша, называйте те предметы, с которыми вы взаимодействуете и те части тела, которые вы одеваете. Например, «Где наша левая ручка? Вот наша левая ручка. Давай оденем ее в рукавчик зеленой кофточки». Или, к примеру «Давай наденем желтый носочек на правую ножку» и т.д. Таким образом, вы с ребенком постепенно будете изучать части тела (ручки, ножки, головка, животик), а также понятия «право», «лево», расскажите малышу какие виды одежды есть, как называются части одежды (воротничок, рукав, пуговичка), познакомите его с цветами. Одевая, новую кофточку или костюмчик, обращайте внимание малыша, на то, что нарисовано на этих вещах (мячик, цветочки, зайчик, котик). Таким образом, вы будете делать неоценимый вклад в развитие речи вашего малыша.

Воспитывать ребенка необходимо с первых дней жизни. Берите ребенка на руки для кормления, переодевания, когда он спокойный, а также и для эмоционального общения с ним. С малышом нужно разговаривать тихо, ласково. Старайтесь вызвать у него зрительное внимание или улыбку.

Можете предложить ребенку послушать негромкую, тихую, музыку, она успокаивает, расслабляет малыша. В этом возрасте ребенок уже способен эмоционально реагировать на то, что он слышит и на то, что он видит. Развитие эмоциональной реакции для ребенка 3 месяцев имеет большое значение. Именно эмоции дают возможность проявлять не только голосовую, но и что не менее важно, двигательную активность малыша. Обратимте внимание, что делает ваш малыш, когда он радуется вашей улыбке или какой то новой игрушке — он разгибает пальчики и двигает ними, распрямляет руки – это является своеобразным физическим упражнением. Но при этом, малыш еще издает разные звуки.

В возрасте 3-х месяцев у ребенка развивается голосовая реакция, что в свою очередь влияет на развитие речи.

На третьем месяце, интересной игрушкой для ребенка, является подвешенная над кроватью, яркая, разноцветная погремушка. Не забывайте, также о мелодичности игрушек, их форме и расцветке. Мойте игрушки каждый день с мылом или специальным моющим средством, предназначенным специально для мытья детских игрушек.

На третьем месяце малыш тянется к игрушке, может прикоснуться к ней ручкой, потянуть к себе, поэтому игрушку над кроваткой ребенка подвешивайте на высоте 20 – 30 см. Лучше чередовать игрушки, показывая их через некоторое время.

Разнообразие и количество таких игрушек вы выбираете сами, но не забывайте, что, предлагая малышу сразу все игрушки, вы делаете ошибку. Помните, что ребенок в этом возрасте легче всего, ребенок воспринимает четыре основных цвета: желтый, красный, зеленый, синий.

Разговаривая с ребенком, называйте предметы и объекты правильно. Так, к примеру, говорите «тор», а не «бублик», «куб», а не «кубик», «шар», а не «мячик». Если вы увидите, что кроха обратил внимание на какой-то предмет или картинку, старайтесь ее озвучить и у вас получиться очень интересный «диалог».

Когда ребенку исполниться три месяца (желательно в календарный день), вам необходимо посетить педиатра в детской поликлинике. После того как врач осмотрит ребенка, измеряет его вес, рост, посмотрит горлышко и состояние «родничка», он сделает вывод, нужно ли вам идти на прием к другим специалистам — к неврологу, ортопеду, офтальмологу.

Если есть необходимость, педиатр назначит вам способы профилактики анемии и рахита. Врач попросит вас сделать контрольные анализы крови и мочи. Таким образом, вы подготовите ребенка к прививке АКДС-вакциной против коклюша, дифтерии, столбняка и полиомиелиту. Если у ребенка хорошие анализы, и он себя чувствует хорошо — не откладывайте эту важную процедуру на потом. На сегодняшний день вакцинация является необходимой процедурой, для того чтобы защитить детский организм от многих инфекционных заболеваний.

Поэтому, если комиссия специалистов, не отбрасывает возможность проведения вакцинации, то ее можно сделать в кабинете прививок вашей детской поликлиники в возрасте трех месяцев.

Помните, что прививка имеет наиболее эффективное действие, если сделать ее своевременно. Также советуем ознакомиться с календарем прививок, которые необходимо сделать ребенку.

Навыки и достижения

Физические навыки:

  • рост ребенка увеличивается приблизительно на 3 см;
  • ребенок набирает в весе 800 гр. в среднем за месяц;
  • обвод головы увеличивается на 1 см;
  • обвод грудной клетки увеличивается немного больше, чем на 1 см.

Сенсорно-моторные навыки:

  • малыш лежа на животе, ребенок упирается на локти;
  • ребенок может удерживать головку и туловище, когда вы его поднимаете;
  • открывается ладошка малыша — исчезает хватательный рефлекс;
  • ребенок поворачивает головку и взгляд в сторону интересного предмета или звука;
  • умеет следить взглядом за предметом, яркой окраски, который движется медленно;
  • проявляет желание протянуть руки и взять игрушку;
  • лежа на животике, в течении 10-15 секунд, может держать головку;
  • пробует сесть, если его потянуть за ручки;
  • предпочитает общение с человеком, а не с предметом;
  • начинает получать истинное наслаждение от купания.

Интеллектуальные навыки:

  • ребенок ждет время кормления;
  • демонстрирует первые проявления памяти;
  • с помощью рук обследует свое лицо, ротик, глазки;
  • не сосет грудь, не пьет водичку — приостанавливается, если слышит какие-то интересные звуки;
  • различает звуки разговора от других звуков.

Социальные навыки:

  • улыбается с удовольствием, если на то есть хорошая причина;
  • ребенок начинает узнавать разных членов семьи;
  • малыш меньше плачет;
  • мтарается привлечь к себе внимание;
  • особенно радостно реагирует на присутствие мамы и папы.

Режим дня

Режим дня ребенка третьего месяца жизни можно разделить на два этапа: 1-й этап – сон, 2-й этап – кормление. Помните, правильно организованный режим дня способствует хорошему аппетиту и нормальному развитию ребенка. Поэтому лучше сделать так, что бы ребенок просыпался и кушал в одно и то же время. Желательно соблюдать интервалы между сном и кормлением.

Читайте также:  Развитие ребенка в первом полугодии

Днем малыш спит 4 раза по 1,5 – 2 часа после каждого кормления.

На третьем месяце жизни, ребенок ночью спит около 10 часов. Ночью малыш может часто просыпаться, плакать или сосать пальчики. Пусть вас это не пугает – для грудного возраста ночные пробуждения – это нормально. Даже мы взрослые не можем тихо спать всю ночь, и к малышу тоже относятся понятия глубокого и поверхностного сна. Научитесь правильно реагировать. Со временем, ваш малыш, будет спать на много спокойней, чем раньше, не нужно бежать к малышу на первый крик и будить его окончательно. Возможно, ему что-то приснилось (у маленьких деток тоже есть сны!). Разбудив ребенка окончательно, для того чтобы, убедиться, что с ним все нормально, вы тем самым создадите для него стрессовую ситуацию, и ваш малыш привыкнет просыпаться ночью, чтобы «проверить», есть ли рядом мама.

Последствия следующие: дети, даже в возрасте двух лет, могут просыпаться среди ночи и устраивать так называемую перекличку, при этом перечисляют всех членов семьи — бабушку, маму, дедушку, папу. Спокойно ложиться спать, только после того, как все откликнулись. Со временем вы научитесь отличать крик ребенка во сне, от крика, который сообщает о какой то потребности (кушать, пить, сменить пеленочку). Поэтому не нужно очень пугаться из-за того, что ребенок проснулся, и никогда не кричите на малыша, что б он уснул, этим вы только расстроите и разнервируете его. Если ребенок проснулся, дайте ему немного времени успокоиться и уснуть самостоятельно, таким образом, у малыша выработается условный рефлекс к спокойному сну.

Если вы видите, что ребенок не хочет спать, после того как вы положили его в кроватку, проанализируйте прошлый день и подумайте, что могло вызвать такую реакцию.

  1. Как ребенок провел время после сна – достаточно активно? Может быть, малыш хочет с вами немножко поиграть.
  2. Возможно, очень эмоционально вы игрались или занимались с малышом гимнастикой не задолго до сна? Если вы играете с ребенком в активные игры перед сном, и к тому же они вызывают у него много впечатлений (при этом его нервная система находиться в возбужденном состоянии), малыш не сможет быстро и спокойно уснуть.
  3. Что вы сделали для того, чтобы у малыша выработался правильный условный рефлекс на детскую кроватку? Сделайте так, чтобы ребенок не проводил все время после сна не в кроватке. Переложите его в колясочку, на другую кровать или в детскую качельку. Со временем ребенок сам захочет спать в кроватке, потому что у него сформируется правильное отношение: «Моя кроватка — значит, нужно спать!».
  4. У вашего ребенка нормально работает система пищеварения? Возможно, у малыша появились колики, болит животик, и эти неприятные ощущения не дают ему уснуть.
  5. Укладывая малыша спать, вы устранили все причины дискомфорта? Мокрый подгузник, тугая резинка на штанишках, туго завязанная шапочка, не удобное положение, крошки на пеленочке – все способствует тому, что ребенок не может уснуть, ребенок понимает — ему что-то мешает.
  6. За 30 минут до сна вы проветрили комнату, в которой будет спать ребенок? Проветривайте комнату перед сном — свежий воздух способствует хорошему сну! Не забывайте, каждый день делать влажную уборку.

Длительность сна ребенка зависит от того, какой объем еды он съел за последние кормление. В основном дети спят до самого утра. Но есть такие «соловьи», которые каждый день просыпаются в 6 часов утра. И даже, не смотря на мамины хитрости, ребенок формирует свой режим, поэтому наберитесь терпения и приспособьте свой режим к ребенку.

Температура воздуха в комнате ребенка не должна превышать 21-22 °С. Комнату нужно проветривать 5 раз на день по 10 минут. Дважды на день — утром и вечером, перед ночным сном советуем вынести малыша из комнаты и проветрить ее с устройством протяжения. В летнее время необходимо постоянно держать открытой форточку, закрывая ее только на ночь.

Прогулки с ребенком проводите при температуре воздуха от -5 к +30 °С дважды на день: в летнее время продолжительностью 2-2,5 часа, а в зимнюю — 1,5-2 часа. Малыша приучайте спать на открытом воздухе, который для него очень полезно.

Воздушные ванны ребенку выполняйте вместе с массажем и гимнастикой. В первой половине дня, между снами, займитесь с малышом гимнастикой и массажем. Упражнения, из которых нужно начинать, очень простые: погладьте ручки ребенка, который лежит на спине, в направлении от кисти до плеча, ножки — от стопы до паха, потом положите ее на живот І несколько раз погладьте спинку — от ягодиц до главы и назад. Потом круговыми движениями ладони за часовой стрелкой легко помасажуйте живот. Переверните малыша на живот, прижмите вашу ладонь к его стоп, ощутите как оно активно оттолкнется от нее, будто с попыткой ползти.

На третьем месяце жизни малыш уже привык к купанию. Температура воздуха комнаты, где проводят купание, должна быть 21-22 °С. Купают ребенка при температуре воды 36-37 °С, продолжительность ванны 7 минут. Гигиеничные ванны проводите каждый день единовременно, через 25-30 минут после кормления, лучше всего между 13.00 и 20.00. Вынув малыша из ванны, осторожно облейте его из кувшина водой, которая на 1 °С прохладнее (35-36 °С). Потом кожу ребенка просушите пеленкой промокательными движениями, следя за состоянием кожных складок. Каждое утро малышу промывайте глаза, уха и нос; лицо умывайте водой, температура которой 23 °С.

В период бодрствования малыша, а именно, после кормления через 25-35 минут, необходимо выкладывать ребенка на животик, для того чтобы он тренировал мышцы шеи и учился держать головку. Разговаривайте с ребенком с первых дней его жизни, постарайтесь вызвать у него зрительное и слуховое внимание.

Не держите ребенка постоянно на руках. Исключением являются кормление, переодевание, массаж, гимнастика. Приучайте малыша к самостоятельности.

Питание ребенка

От рационального питания зависит гармоничное развитие ребенка, а именно нормальное психическое и физическое развитие. Не забывайте, что идеальной едой для вашего малыша есть материнское молоко, потому что в нем содержаться все микроэлементы и витамины, которые так нужны вашему ребенку. Антитела не только повысят стойкость детского организма к неблагоприятным воздействиям, но и станут для ребенка надежной защитой от инфекций.

На третьем месяце жизни ребенка нужно кормить 6 раз в сутки через каждые 3,5 часа с ночным перерывом между кормлениями около 6 часов. Тем детям, которым не подходит 6-разовый режим кормления, допускается 7-разовое кормление.

Часы кормления при 7-разовом кормлении следующие: 6.00; 9.00; 12.00; 15.00; 18.00; 21.00; 24.00.

Часы кормления при 6-разовом кормлении: 6.00; 9.30; 13.00; 16.30; 20.00; 23.30.

Примерная схема вскармливания ребенка на третьем месяце жизни предоставлена в таблице.

ЧасыМенюОбъем еды на одно кормление, мл6.00Грудное молоко или смесь150 – 1609.30Грудное молоко или смесь150 – 160Сок фруктовый1513.00Грудное молоко или смесь150 – 160Фруктовое пюре (тертое яблоко)1516.30Грудное молоко или смесь150 – 160Сок фруктовый1520.00Грудное молоко или смесь150 – 16023.30Грудное молоко или смесь150 – 16014.11.2007Виктория Побережная, педиатр

Источник