Психическое развитие ребенка в теории социального научения
Концепция социального научения показывает, как ребенок приспосабливается в современном мире, как он усваивает привычки и нормы современного общества. Представители этого направления считают, что наряду с классическим обусловливанием и оперантным научением существует также научение путем имитации и подражания. Такое научение стало рассматриваться в американской психологии как новая, третья форма научения. Надо отметить, что в теории социального научения проблема развития поставлена с позиции первоначального антагонизма ребенка и общества, заимствованной от фрейдизма.
В социальной психологии давно и прочно утвердилось понятие социализации — процесса и результата усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации. Данное понятие было введено в социальную психологию в 1940— 1950-е гг. в работах А. Бандуры, Дж. Колмана и др. В разных научных школах понятие социализации получило различную интерпретацию: в необихевиоризме оно трактуется как социальное научение; в школе символического интеракционизма — как результат социального взаимодействия; в «гуманистической психологии» — как самоактуализация «Я-концепции».
Явление социализации многоаспектно, поэтому каждое из указанных направлений акцентирует внимание на одной из сторон изучаемого феномена.
Проблемой социального научения занимались американские психологи А. Бандура, Р. Сирс, Б. Скиннер и другие ученые.
Альберт Бандура (1925) считал, что для того чтобы сформировать новое поведение, недостаточно награды и наказания. Поэтому он выступал против переноса результатов, полученных на животных, на анализ поведения человека. Он полагал, что дети приобретают новое поведение благодаря наблюдению и имитации, т.е. подражая значимым для них людям, и идентификации, т.е. путем заимствования чувств и действий другого авторитетного лица.
Бандура проводил исследования детской и юношеской агрессивности. Группе детей демонстрировали фильмы, в которых были представлены разные образцы поведения взрослых (агрессивные и неагрессивные), имевшие различные последствия (вознаграждение или наказание). Так, в фильме показывали, как взрослый агрессивно обращается с игрушками. После просмотра фильма дети оставались одни и играли с игрушками, похожими на те, которые они видели в фильме. В результате агрессивное поведение у детей, смотревших фильм, усилилось и проявлялось чаще, чем у детей, не смотревших его. Если в фильме агрессивное поведение вознаграждалось, агрессивность в поведении детей также возрастала. У другой группы
детей, смотревших фильм, где агрессивное поведение взрослых было наказуемо, она уменьшалась.
Бандура выделил диаду «стимул — реакция» и ввел в эту схему четыре промежуточных процесса для объяснения того, как подражание модели приводит к формированию у детей нового поведения:
- 1) внимание к действию модели;
- 2) память о воздействиях модели;
- 3) двигательные навыки, которые позволяют воспроизвести увиденное;
- 4) мотивация, определяющая желание ребенка воспроизвести увиденное.
Таким образом, А. Бандура признавал роль познавательных процессов в становлении и регуляции поведения на основе подражания.
Известный американский психолог Р. Сирс (1908—1998) предложил принцип диадического анализа развития личности, заключающийся в том, что многие свойства личности первоначально формируются в так называемых диадических ситуациях, потому что действия человека зависят от другого человека и ориентированы на него. К диадическим отношениям можно отнести отношения матери и ребенка, учителя и ученика, сына и отца и др. Ученый полагал, что нет строго фиксированных и неизменных черт личности, так как поведение человека всегда зависит от личностных свойств другого члена диады. Сирс выделил три фазы развития ребенка’.
- 1) фазу рудиментарного поведения, базирующуюся на врожденных потребностях и научении в раннем детстве, в первые месяцы жизни;
- 2) фазу первичных мотивационных систем — научение внутри семьи (основная фаза социализации);
- 3) фазу вторичных мотивационных систем — научение вне семьи (выходит за пределы раннего возраста и связана с поступлением в школу).
Очевидно, что главным в процессе социализации Сирс считал влияние родителей на воспитание детей.
Центральным компонентом научения, по мнению Сирса, являлась зависимость, т.е. потребность ребенка, которую нельзя игнорировать. Известно, что первая зависимость, возникающая у ребенка, — это зависимость от матери, пик которой приходится на раннее детство. Сирс выделил пять форм зависимого поведения.
- 1. «Поиск негативного внимания» (ребенок старается привлечь внимание взрослых при помощи ссор, неповиновения, разрыва отношений. Причиной тому могут служить низкие требования и недостаточность ограничений по отношению к ребенку).
- 2. «Поиск постоянного подтверждения» (это извинения, просьбы, излишние обещания или поиск зашиты, комфорта, утешения. Причина — завышенные требования к ребенку, особенно относительно его достижений со стороны обоих родителей).
- 3. «Поиск позитивного внимания» (выражается в поиске похвалы, желания включиться в группу или выйти из нее).
- 4. «Пребывание поблизости» (постоянное присутствие возле другого ребенка или группы детей, взрослых. Эту форму можно назвать «незрелой», пассивной формой проявления в поведении положительной зависимости).
- 5. «Прикосновение и удержание» — это неагрессивное прикосновение, обнимание или удерживание других. Здесь можно говорить о «незрелой» зависимой форме поведения.
Р. Сирс считал, что родителям необходимо найти средний путь в воспитании и придерживаться следующего правила: не слишком сильная, не слишком слабая зависимость; не слишком сильная, не слишком слабая идентификация.
Роль поощрения и наказания в формировании нового поведения рассматривал американский психолог-необихевиорист Б. Скиннер (1904—1990). Главным понятием его концепции является подкрепление, т.е. уменьшение или увеличение вероятности того, что данное поведение повторится. Исследователь рассматривал и роль награды в данном процессе, но разделял роль подкрепления и награды в формировании нового поведения, считая, что подкрепление усиливает поведение, а награда не всегда способствует этому. По его мнению, подкрепление бывает положительным и отрицательным, первичным (пища, вода, холод) и условным (деньги, знаки любви, внимания и т.д.).
Б. Скиннер выступал против наказания и считал, что оно не может дать устойчивого и продолжительного эффекта, а игнорирование плохого поведения может заменить наказание.
Американский психолог Дж. Гевирц большое внимание уделял изучению условий возникновения социальной мотивации и привязанности младенца к взрослому, а взрослого — к ребенку. Он основывался на достижениях в области социальной психологии и идеях Сирса и Скиннера. Гевирц пришел к выводу, что источником мотивации поведения ребенка выступают
стимулирующее влияние среды и научение на основе подкрепления, а также разнообразные реакции ребенка, например смех, слезы, улыбка и т.д.
Американский психолог У. Бронфснбреннер считал, что результаты лабораторных исследований необходимо проверять в естественных условиях (в семье или группе сверстников).
Особое внимание он уделял структуре семьи и других социальных институтов как важнейшим факторам развития поведения детей. Поэтому свои исследования он проводил, наблюдая за семьями.
Бронфенбреннер изучил происхождение феномена «возрастной сегрегации» в американских семьях, заключающегося втом, что молодые люди не могут найти свое место в обществе. В результате человек чувствует себя оторванным от окружающих его людей и даже испытывает враждебность по отношению к ним. Найдя в конце концов дело по душе, он не получает удовлетворения от работы, и интерес к ней вскоре угасает. Этот факт оторванности молодых людей от других людей и настоящего дела в американской психологии получил название отчуждения.
Корни отчуждения Бронфенбреннер видит в следующих особенностях современных семей:
- • работа матерей;
- • рост количества разводов и соответственно количества детей, растущих без отцов;
- • дефицит общения детей с отцами из-за занятости последних на работе;
- • недостаточное общение с родителями из-за появления телевизоров и отдельных комнат;
- • редкое общение с родственниками и соседями.
Все эти и многие другие, еще более неблагоприятные условия сказываются на психическом развитии ребенка, что и приводит к отчуждению, причины которого — в дезорганизации семьи. Однако, как считает Бронфенбреннер, дезорганизующие силы зарождаются первоначально не в самой семье, а в образе жизни всего общества и в объективных обстоятельствах, с которыми сталкиваются семьи.
Источник
Концепция
социального
научения
показывает,
как
ребенок
приспосабливается
в
современном
мире,
как
он
усваивает
привычки
и
нормы
современного
общества.
Представители
этого
направления
считают,
что
наряду
с
классическим
обусловливанием
и
оперантным
научением
существует
также
научение
путем имитациииподражания. Такое
научение
стало
рассматриваться
в
американской
психологии
как
новая,
третья
форма
научения.
Надо
отметить,
что
в
теории
социального
научения
проблема
развития
поставлена
с
позиции
первоначального
антагонизма
ребенка
и
общества,
заимствованной
от
фрейдизма.
Учеными
было
введено
такое
понятие,
как
социализация. Социализация –
это
процесс
и
результат
усвоения
и
активного
воспроизводства
индивидом
социального
опыта,
осуществляемый
в
общении
и
деятельности.
Социализация
может
происходить
как
в
условиях
стихийного
воздействия
на
личность
различных
обстоятельств
жизни
в
обществе,
имеющих
иногда
характер
разнонаправленных
факторов,
так
и
в
условиях
воспитания,
т. е.
целенаправленного
формирования
личности.
Воспитание
является
ведущим
и
определяющим
началом
социализации.
Данное
понятие
было
введено
в
социальную
психологию
в
1940-1950-е
гг.
в
работах
А.
Бандуры,
Дж.
Кольмана
и
др.
В
разных
научных
школах
понятие
социализация
получило
различную
интерпретацию:
в
необихевиоризме
оно
трактуется
как
социальное
научение;
в
школе
символического
интеракционизма
– как
результат
социального
взаимодействия;
в
«гуманистической
психологии»
– как
самоактуализация
«Я-концепции».
Явление
социализации
многоаспектно,
поэтому
каждое
из
указанных
направлений
акцентирует
внимание
на
одной
из
сторон
изучаемого
феномена.
Проблемой
социального
научения
занимались
американские
психологи
А.
Бандура,
Р.
Сирс,
Б.
Скиннер
и
другие
ученые.
Рассмотрим
некоторые
выдвинутые
ими
теории
более
подробно.
А.
Бандура
(1925) считал,
что
для
того
чтобы
сформировать
новое
поведение,
недостаточно
награды
и
наказания.
Поэтому
он
выступал
против
переноса
результатов,
полученных
на
животных,
на
анализ
поведения
человека.
Он
полагал,
что
дети
приобретают
новое
поведение
благодаря наблюдениюиимитации, т. е.
подражая
значимым
для
них
людям,
и идентификации, т. е.
путем
заимствования
чувств
и
действий
другого
авторитетного
лица.
Бандура
проводил
исследования
детской
и
юношеской
агрессивности.
Группе
детей
демонстрировали
фильмы,
в
которых
были
представлены
разные
образцы
поведения
взрослого
(агрессивные
и
неагрессивные),
имевшие
различные
последствия
(вознаграждение
или
наказание).
Так,
в
фильме
показывали,
как
взрослый
агрессивно
обращается
с
игрушками.
После
просмотра
фильма
дети
оставались
одни
и
играли
с
игрушками,
похожими
на
те,
которые
они 30 видели
в
фильме.
В
результате
агрессивное
поведение
у
детей,
смотревших
фильм,
увеличилось
и
проявлялось
чаще,
чем
у
детей,
не
смотревших
его.
Если
в
фильме
агрессивное
поведение
вознаграждалось,
агрессивность
в
поведении
детей
также
возрастала.
У
другой
группы
детей,
которые
смотрели
фильм,
где
агрессивное
поведение
взрослых
было
наказуемо,
она
уменьшалась.
Бандура
выделил
диаду
«стимул
– реакция»
и
ввел
в
эту
схему
четыре
промежуточных
процесса
для
объяснения
того,
как
подражание
модели
приводит
к
формированию
у
детей
нового
поведения:
1) внимание
к
действию
модели;
2) память
о
воздействиях
модели;
3) двигательные
навыки,
которые
позволяют
воспроизвести
увиденное;
4) мотивация,
определяющая
желание
ребенка
воспроизвести
увиденное.
Таким
образом,
А.
Бандура
признавал
роль
познавательных
процессов
в
становлении
и
регуляции
поведения
на
основе
подражания.
Известный
американский
психолог
Р.
Сирс
(1908–1998) предложил принципдиадическогоанализаразвитияличности. Этот
принцип
заключается
в
том,
что
многие
свойства
личности
первоначально
формируются
в
так
называемых
«диадических
ситуациях»,
потому
что
действия
человека
зависят
от
другого
человека
и
ориентированы
на
него.
К
диадическим
отношениям
можно
отнести
отношения
матери
и
ребенка,
учителя
и
ученика,
сына
и
отца
и
др.
Ученый
полагал,
что
нет
строго
фиксированных
и
неизменных
черт
личности,
так
как
поведение
человека
всегда
зависит
от
личностных
свойств
другого
члена
диады.
Сирс
выделил
три
фазы
развития
ребенка:
1) фаза
рудиментарного
поведения
– базируется
на
врожденных
потребностях
и
научении
в
раннем
детстве,
в
первые
месяцы
жизни);
2) фаза
первичных
мотивационных
систем
– научение
внутри
семьи
(основная
фаза
социализации);
3) фаза
вторичных
мотивационных
систем
– научение
вне
семьи
(выходит
за
пределы
раннего
возраста
и
связана
с
поступлением
в
школу).
Очевидно,
что
главным
в
процессе
социализации
Сирс
считал
влияние
родителей
на
воспитание
детей.
Центральным
компонентом
научения
Сирс
считал зависимость, т. е.
потребность
ребенка,
которую
нельзя
игнорировать.
Известно,
что
первая
зависимость,
возникающая
у
ребенка,
это
зависимость
от
матери,
пик
которой
приходится
на
раннее
детство.
Сирс
выделил
пять
форм
зависимого
поведения.
1. «Поиск
негативного
внимания»
– ребенок
старается
привлечь
внимание
взрослых
при
помощи
ссор,
неповиновения,
разрыва
отношений.
Причиной
тому
могут
служить
низкие
требования
и
недостаточность
ограничений
по
отношению
к
ребенку.
2. «Поиск
постоянного
подтверждения»
– это
извинения,
просьбы,
излишние
обещания
или
поиск
защиты,
комфорта,
утешения.
Причина
– завышенные
требования
к
ребенку,
особенно
относительно
его
достижений
со
стороны
обоих
родителей.
3. «Поиск
позитивного
внимания»
– выражается
в
поиске
похвалы,
желания
включиться
в
группу
или
выйти
из
нее.
4. «Пребывание
поблизости»
– постоянное
присутствие
возле
другого
ребенка
или
группы
детей,
взрослых.
Эту
форму
можно
назвать
«незрелой»,
пассивной
формой
проявления
в
поведении
положительной
зависимости.
5. «Прикосновение
и
удержание»
– это
неагрессивное
прикосновение,
обнимание
или
удерживание
других.
Здесь
можно
говорить
о
«незрелой»
зависимой
форме
поведения.
Р.
Сирс
считал,
что
родителям
необходимо
найти
средний
путь
в
воспитании.
Надо
придерживаться
следующего
правила:
не
слишком
сильная,
не
слишком
слабая
зависимость;
не
слишком
сильная,
не
слишком
слабая
идентификация.
Рольпоощренияинаказания в
формировании
нового
поведения
рассматривал
американский
психолог-необихевиорист
Б.
Скиннер
(1904–1990). Главным
понятием
его
концепции
является подкрепление, т. е.
уменьшение
или
увеличение
вероятности
того,
что
данное
поведение
повторится.
Он
рассматривал
и
роль
награды
в
данном
процессе,
но
разделял
роль
подкрепления
и
награды
в
формировании
нового
поведения,
считая,
что
подкрепление
усиливает
поведение,
а
награда
не
всегда
способствует
этому.
По
его
мнению,
подкрепление
бывает
положительным
и
отрицательным,
первичным
(пища,
вода,
холод)
и
условным
(деньги,
знаки
любви,
внимания
и
т. д.).
Б.
Скиннер
выступал
против
наказания
и
считал,
что
оно
не
может
дать
устойчивого
и
продолжительного
эффекта,
а
игнорирование
плохого
поведения
может
заменить
наказание.
Американский
психолог
Дж.
Гевирц
большое
внимание
уделял
изучению
условий
возникновения
социальной
мотивации
и
привязанности
младенца
к
взрослому,
а
взрослого
– к
ребенку.
Он
основывался
на
достижениях
в
области
социальной
психологии
и
идеях
Сирса
и
Скиннера.
Гевирц
пришел
к
выводу,
что
источником
мотивации
поведения
ребенка
выступают
стимулирующее
влияние
среды
и
научение
на
основе
подкрепления,
а
также
разнообразные
реакции
ребенка,
например,
смех,
слезы,
улыбка
и
т. д.
Американский
психолог
У.
Бронфенбреннер
считал,
что
результаты
лабораторных
исследований
необходимо
проверять
в
естественных
условиях,
т. е.
в
семье
или
группе
сверстников.
Особое
внимание
он
уделял
структуре
семьи
и
других
социальных
институтов
как
важнейшим
факторам
развития
поведения
детей.
Поэтому
свои
исследования
он
проводил,
наблюдая
за
семьями.
Бронфенбреннер
изучил
происхождение
феномена
«возрастной
сегрегации»
в
американских
семьях.
Данный
феномен
заключается
в
том,
что
молодые
люди
не
могут
найти
свое
место
в
обществе.
В
результате
человек
чувствует
себя
оторванным
от
окружающих
его
людей
и
даже
испытывает
враждебность
по
отношению
к
ним.
Найдя
в
конце
концов
дело
по
душе,
он
не
получает
удовлетворения
от
работы,
и
интерес
к
ней
вскоре
угасает.
Этот
факт
оторванности
молодых
людей
от
других
людей
и
настоящего
дела
в
американской
психологии
получил
название отчуждения.
Корни
отчуждения
Бронфенбреннер
видит
в
следующих
особенностях
современных
семей:
• работа
матерей;
• рост
количества
разводов
и
соответственно
количества
детей,
растущих
без
отцов;
• дефицит
общения
детей
с
отцами
из-за
занятости
последних
на
работе;
• недостаточное
общение
с
родителями
из-за
появления
телевизоров
и
отдельных
комнат;
• редкое
общение
с
родственниками
и
соседями.
Все
эти
и
многие
другие,
еще
более
неблагоприятные
условия
сказываются
на
психическом
развитии
ребенка,
что
и
приводит
к
отчуждению,
причины
которого
– в
дезорганизации
семьи.
Однако,
как
считает
Бронфенбреннер,
дезорганизующие
силы
зарождаются
первоначально
не
в
самой
семье,
а
в
образе
жизни
всего
общества
и
в
объективных
обстоятельствах,
с
которыми
семьи
сталкиваются.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник