Психическое развитие ребенка в раннем и дошкольном детстве

Психическое развитие ребенка в раннем и дошкольном детстве thumbnail

1. Раннее детство
охватывает возраст от 1 до 3 лет.

2. Уже в кризисе
первого года жизни складываются основные
противоречия, переводящие ребенка на
новый этап развития. Во-первых, автономная
речь как средство общения обращена к
другому, но лишена постоянных значений,
что требует ее преобразования в форму,
которая понятна другим и используется
как средство общения с другими и
управления собой. Во-вторых, манипуляции
с предметами должны смениться деятельностью
с предметами по их общественно
закрепленному назначению. В-третьих,
из только осваивающего самостоятельное
передвижение в пространстве существа
ребенок должен превратиться в существо,
для которого ходьба — лишь средство
для достижения других целей, а не
самостоятельное действие. Соответственно,
три важных новообразования раннего
детства — речь, предметная деятельность
и ходьба.

3. В раннем детстве
обнаруживается связанность ребенка с
конкретной ситуацией: поведение ребенка
целиком определяется ситуацией, он не
привносит в нее знаний о других возможных
вещах и явлениях. Это связано со
своеобразным единством между сенсорными
и моторными функциями, тесной связанностью
восприятия и эмоционального отношения.

4. Восприятие
является ведущей психической функцией
этого периода, что обусловливает
специфику других психических функций:
память проявляет себя в узнавании,
мышление — как его наглядно-действенная
форма и т.д. Общение со взрослым принимает
в раннем детстве сначала форму
ситуативно-делового, а к концу возраста
— внеситуативно-познавательного
общения. Центральным новообразованием
возраста является возникновение у
ребенка сознания,
выступающего для других в виде собственного
«Я». К трем годам обнаруживается осознание
себя как отдельного активного субъекта,
самоуправляющегося, имеющего свои
чувства, желания и возможности. Все это
проявляется в знаменитом кризисе 3 лет.

5. Основные симптомы
кризиса 3 лет: негативизм, упрямство,
строптивость, своеволие (своенравие),
протестное поведение, обесценивание
требований взрослых, ревность, деспотизм.

6. Конструктивное
содержание кризиса связано с нарастающей
эмансипацией ребенка от взрослого.
Кризис 3 лет — это перестройка социальных
отношений ребенка, смена его позиции
по отношению к окружающим взрослым и
прежде всего к авторитету родителей —
он пытается установить новые, более
высокие формы отношения с окружающими.

Тема 5. Специфика и условия развития детей в дошкольном детстве

1. Дошкольный
возраст длится с трех до шести-семи лет
жизни. Основная потребность дошкольника
— жить общей жизнью со взрослыми — в
современных исторических условиях
напрямую не удовлетворяется, и жизнь
ребенка проходит в условиях
опосредствованной, а не прямой связи с
миром. Такую связь осуществляет игра
как ведущая деятельность ребенка.

2. Сущность игры,
по Л. С. Выготскому, состоит в том, что
она есть исполнение обобщенных желаний
ребенка, основным содержанием которых
является система отношений со взрослыми.
Характерная черта игры состоит в том,
что она позволяет ребенку выполнять
действие при отсутствии условий реального
достижения его результатов, поскольку
мотив его заключен не в получении
результата, а в самом процессе выполнения
действия.

3. В игре и других
видах деятельности дошкольника
(рисовании, самообслуживании, общении)
рождаются такие новообразования, как:
иерархия мотивов, воображение, начальные
элементы произвольности, понимание
норм и правил социальных взаимоотношений
и др.

4. На протяжении
всего дошкольного детства ребенок
интенсивно общается со взрослыми. Формы
этого общения: сначала
внеситуативно-познавательная (3—5 лет),
в конце возраста — внеситуативно-личностная
(после 5 лет). Хотя взрослый остается
центром мира детей примерно до 7 лет,
уже в раннем дошкольном детстве появляется
потребность в общении с другими детьми,
удовлетворяющими потребность в
доброжелательном внимании и выполняющими
программу игрового сотрудничества и
сопереживания.

5. Восприятие,
внимание, память в дошкольном детстве
характезуются нарастанием элементов
произвольности, мышление приобретает
форму наглядно-образного (осваиваются
и элементы понятийного мышления), речь
начинает выполнять функции планирования
и регуляции деятельности, активно
развивается воображение.

6. Развитие личности
дошкольника связано с появлением
соподчинения мотивов, нарастанием
произвольности поведения, освоением
ряда нравственных норм, психосексуальной
идентификацией, формированием
приблизительной временной перспективы,
обретением более адекватной и устойчивой
самооценки, появлением элементов
социальной и личностной рефлексии,
развитием высших чувств, дифференциацией
внешнего и внутреннего мира и т.д.

Кризис 6-7 лет и
психологическая готовность к школе

1. К концу дошкольного
возраста складывается целая система
противоречий (например, противоречие
между возросшими интеллектуальными
возможностями ребенка и специфически
«дошкольными» способами их удовлетворения),
свидетельствующая о формировании
психологической готовности к школьному
обучению. Становление ее предпосылок
обусловлено кризисом 6-7 лет, который Л.
С. Выготский связывал с утратой детской
непосредственности и возникновением
осмысленной ориентировки в собственных
переживаниях (обобщением переживаний).

2. Л. И. Божович
связывает кризис 6-7 лет с появлением
системного новообразования — «внутренней
позиции», выражающей новый уровень
самосознания и рефлексии ребенка: он
хочет выполнять социально значимую и
социально оцениваемую деятельность,
каковой в современных культурно-исторических
условиях оказывается обучение в школе.

3. Структура
психологической готовности к школе
представлена мотивационной готовностью,
готовностью познавательной сферы
(интеллектуальной готовностью),
социально-психологической и
эмоционально-личностной готовностью.
Предпосылки готовности создаются в
рамках игровой деятельности дошкольника.

4. К 6-7 годам
выделяются две группы детей: 1) дети,
которые по внутренним предпосылкам уже
готовы стать школьниками и осваивать
учебную деятельность; 2) дети, которые,
не имея еще этих предпосылок, продолжают
оставаться на уровне игровой деятельности.

Соседние файлы в папке ВП учебные материалы

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

2.1
Общая характеристика развития

В
этом возрасте происходит разделение
линий психического развития мальчиков
и девочек. Им присущи разные типы ведущей
деятельности. У мальчиков на основе
предметной деятельности формируется
предметно-орудийная. У девочек на основе
речевой деятельности – коммуникативная.

Предметно-орудийная
деятельность включает манипуляцию с
человеческими предметами, зачатки
конструирования, в результате чего у
мужчин лучше развито отвлеченное,
абстрактное мышление.

Коммуникативная
деятельность предполагает освоение
логики человеческих отношений. Большинство
женщин обладает более развитым, чем у
мужчин, социальным мышлением, сфера
проявления которого – общение людей.
У женщин тоньше интуиция, такт, они более
склонны к эмпатии.

Половые
различия в поведении детей обусловлены
не столько биологическими и физиологическими
причинами, сколько характером их
социального общения. Ориентация мальчиков
и девочек на разные типы деятельности
задана социально, вследствие культурных
образцов. На самом деле между малышами
мужского и женского пола больше сходства,
чем различий. Различия появляются позже.
В основном же мальчики и девочки
развиваются параллельно и проходят
одинаковые этапы.

2.2
Общение в раннем детстве

Коммуникативные
установки детей до 3-х лет включительно
по отношению к сверстнику – установки
на манипуляцию с неживым предметом. Но
при этом проявляют познавательный
интерес к сверстнику-ребенку, как к
самому себе – нарцистический
эгоцентрический интерес к сверстнику.

Если
на втором году жизни ребенок ощущает
беспокойство при приближении к сверстнику,
то на третьем он может спокойно играть
рядом с другими. Но не вместе. Совместные
игры кратковременны и ориентированы
на взрослого.

«Ясельные»
дети могут проявлять агрессивность –
ударить, толкнуть, укусить, особенно
если другой ребенок как-то ущемляет его
интересы (завладел привлекательной
игрушкой).

Эмоциональное
развитие в раннем детстве

Ребенок
эмоционально реагирует только на то,
что непосредственно переживает. Его не
волнует то, что ждет его в будущем,
например, подарок или наказание.

Желания
неустойчивы и быстро переходящи, все
желания обладают одинаковой силой (еще
отсутствует соподчинение мотивов).
Характерны яркие эмоциональные реакции,
связанные с желаниями ребенка.

У
детей от 1 до 3 лет больший диапазон
страхов, чем у младенцев. Это объясняется
тем, что с развитием их способностей
восприятия, а также умственных способностей
расширяются и рамки жизненного опыта,
из которого черпается все новая и новая
информация. Замечая, что некоторые
объекты могут исчезать из их поля зрения,
дети боятся, что и сами они могут
исчезнуть. Они могут опасаться
водопроводных труб в ванной и туалете,
думая, что вода может унести их с собой.
Маски, парики, новые очки, кукла без
руки, медленно сдувающийся воздушный
шарик – все это может вызвать страх. У
некоторых детей может возникать страх
перед животными или движущимися машинами,
многие боятся спать в одиночестве.

Обычно
страхи исчезают со временем сами по
мере освоения ребенком более тонких
способов мышления. Чрезмерная
раздражительность, нетерпимость, гнев
родителей могут лишь усугубить детские
страхи и способствовать появлению у
ребенка чувства отверженности. Чрезмерная
родительская опека тоже не избавляет
ребенка от страха. Более эффективным
способом является постепенное приучение
их к общению с предметами, вызывающими
страх, а также наглядный пример.

2.4
Возникновение самосознания

Механизмом,
способствующим психологическому
отделению ребенка от родителей, является
самоидентификация. Самоидентификация
в раннем детстве имеет несколько
последовательно возникающих явлений:
идентификация со своим именем, половая
идентификация, идентификация со своим
внешним образом.

Первые
представления о себе возникают у ребенка
к году. Ребенок отзывается на собственное
имя. Это и представления о частях своего
тела, обобщить которые малыш пока не
может. При специальном обучении взрослыми
к полутора годам ребенок может узнавать
себя в зеркале, осваивает идентичность
отражения и своей внешности.

К
3 годам – новый этап самоидентификации:
с помощью зеркала ребенок получает
возможность формировать свое представление
о себе настоящем. Ребенок интересуется
всеми способами подтверждения своего
«Я». Одухотворяя отдельные части тела,
в игре он познает волю над самим собой.

Трехлетний
малыш интересуется всем, с ним связанным,
например, тенью. Начинает использовать
местоимение «я». Идентификация с
собственным именем выражается в особом
интересе к людям, которые носят такое
же имя.

Половая
идентификация. К 3 годам ребенок уже
знает, мальчик он или девочка. Подобные
знания дети черпают из наблюдений за
поведением родителей, старших братьев
и сестер. Это позволяет ребенку понять,
каких форм поведения в соответствии с
его половой принадлежностью ждут от
него окружающие.

Уяснение
ребенком принадлежности к конкретному
полу происходит в первые 2-3 года жизни,
и наличие отца при этом крайне важно.
Для мальчиков потеря отца после 4 лет
мало сказывается на усвоении социальных
ролей. Последствия отсутствия отца у
девочек начинают сказываться в
подростковом возрасте, когда у многих
из них возникают трудности в приспособлении
к женской роли при общении с представителями
другого пола.

К
трем годам ребенок проявляет начатки
самосознания, у него развивается
притязание на признание со стороны
взрослых. Положительно оценивая те или
иные действия, взрослые придают им
привлекательность в глазах детей,
пробуждают в детях желание заслужить
похвалу, признание.

Развитие
психических функций

Речь
из автономной трансформируется в
активную. К трем годам усваиваются все
основные звуки языка. Растет активный
словарь, причем количество произносимых
ребенком слов всегда меньше, чем
количество понимаемых. Появляются
первые фразы, первые вопросы, обращенные
к взрослым. К трем годам усваиваются
основные грамматические формы и основные
синтаксические конструкции родного
языка.

Характерно
доминирование восприятия над другими
психическими функциями (мышление,
память, внимание зависят от восприятия).
При этом восприятие является аффективно
окрашенным – наблюдаемые предметы
«притягивают» ребенка, вызывая у него
яркую эмоциональную реакцию, у него
появляется желание достать предмет и
что-то с ним сделать. Поведение детей
является полевым, импульсивным – ничто
из того, что лежит вне данной наглядной
ситуации, их не привлекает.

Память
становится продолжением и развитием
восприятия (непроизвольная память).

Усвоение
языка. Словарный запас детей 1,5 лет
обычно содержит около 10 слов, в 1,8 года
– 50 слов, в 2 года – примерно 200. К трем
годам словарный запас составляет уже
900 – 1000 слов. Установлена прямая
зависимость между качеством языковой
стимуляции в домашнем окружении и
развитием речи ребенка в 3 года.

Критическим
периодом в развитии детской речи
является, по мнению исследователей,
возраст от 10 месяцев до 1,5 лет. Именно в
это время нужны спокойные и развивающие
игры и нежелательны стрессы.

При
усвоении языка дети всех народов проходят
стадии односоставных, двусоставных и
полных предложений. Во всех существующих
на земле языках есть правила грамматики,
синтаксиса, семантики. Поначалу дети
предельно обобщают правила.

2.6
Умственное развитие

Главным
стимулом совершенствования умственной
деятельности у «ходячих» детей является
их чувственно-двигательная активность.
Дети 1-2 лет находятся в первом
(сенсомоторном) периоде умственного
развития, который Ж. Пиаже разделил на
6 стадий, 4 из них ребенок проходит до
года (см. выше).

5
стадия – третичные круговые реакции
(1 – 1,5 лет) – экспериментирование с
предметами. Цель экспериментов – в них
самих: малыши любят наблюдать, как ведут
себя предметы в новых ситуациях. На
смену рефлекторному поведению приходит
истинно мыслительная деятельность:
ребенок ищет новые способы взаимодействия
с неизвестными ранее предметами.

6
стадия (1,5 – 2 года). Появление символического
мышления, то есть способности по
запечатленным в мозгу психологическим
образам (символам предметов) воспринимать
их в тот или иной момент. Теперь ребенок
может проделывать операции не с реальными,
а с идеальными предметами. Ребенок
становится способным решать простейшие
задачи в уме, не прибегая к методу проб
и ошибок. Физические действия способствуют
успешной работе мышления.

Для
восприятия внешнего мира на данной
стадии умственного развития характерен
эгоцентризм. Ребенок 1,5 – 2 лет уже
осознает свою обособленность, отделенность
от других людей и предметов, а также
понимает, что некоторые события могут
происходить и независимо от их желаний.
Однако продолжает считать, что все видят
мир так же, как и он. Формула восприятия
младенца: «Я центр вселенной», «Весь
мир вращается вокруг меня».

2.7
Базовая потребность возраста

Если
в младенческом возрасте потребность в
безопасности была насыщена, то
актуализируется потребность в любви.
Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще
зависят от родителей, они постоянно
хотят чувствовать физическую близость
отца и матери. Ведущая роль в удовлетворении
базовой потребности отдается родителю
противоположного пола. 3-4 года –
формирование Эдипова комплекса и
комплекса Электры по З.Фрейду13. Важное
значение приобретает тактильный контакт.
Ребенок осваивает язык ощущений. Если
потребность не удовлетворена, человек
остается тактильно бесчувствен (именно
в этом возрасте происходит формирование
эрогенных зон, З. Фрейд).

Новообразования
возраста:

Самоидентификация
с именем, полом и внешностью.

Активная
речь.

Межличностная
рефлексия в виде понимания эмоционального
отношения к себе.

Начатки
самосознания: развитие Я-концепции,
самооценка.

2.7
Кризис трех лет

На
подходе к кризису присутствует четкая
симптоматика:

острый
интерес к своему изображению в зеркале;

ребенок
озадачивается своей внешностью,
заинтересован тем, как он выглядит в
глазах других. У девочек интерес к
нарядам; мальчики начинают проявлять
озабоченность своей эффективностью,
например, в конструировании.

острая
реакция на неудачу.

Кризис
3-х лет относится к числу острых. Ребенок
неуправляем, впадает в ярость. Поведение
почти не поддается коррекции. Период
труден как для взрослого, так и для
самого ребенка. Симптомы называются
семизвездием кризиса 3 лет.

Негативизм
– реакция не на содержание предложения
взрослых, а на то, что оно идет от взрослых.
Стремление сделать все наоборот, даже
вопреки собственному желанию.

Упрямство.
Ребенок настаивает на чем-то не потому,
что хочет, а потому, что он этого
потребовал, он связан своим первоначальным
решением.

Строптивость.
Она безлична, направлена против норм
воспитания, образа жизни, который
сложился до трех лет.

Своеволие.
Стремление все делать самому.

Протест-бунт.
Ребенок в состоянии войны и конфликта
с собой и с окружающими.

Симптом
обесценивания проявляется в том, что
ребенок начинает ругаться, дразнить и
обзывать родителей.

Деспотизм.
Ребенок заставляет родителей делать
все, что он требует. По отношению к
младшим сестрам и братьям деспотизм
проявляется как ревность.

Кризис
характеризуется как кризис социальных
отношений и связан со становлением
самосознания ребенка. Появляется позиция
«Я сам». Ребенок познает различие
между «должен» и «хочу».

Если
кризис протекает вяло, это говорит о
задержке в развитии аффективной и
волевой сторон личности. У детей начинает
формироваться воля, которую Э. Эриксон
назвал автономией (независимостью,
самостоятельностью). Дети перестают
нуждаться в опеке со стороны взрослых
и стремятся сами делать выбор. Чувство
стыда и неуверенности вместо автономии
возникают тогда, когда родители
ограничивают проявления независимости
ребенка, наказывают или высмеивают
всякие попытки самостоятельности.

Зона
ближайшего развития ребенка состоит в
обретении «могу»: он должен научиться
соотносить свое «хочу» с «должен»
и «нельзя» и на этой основе определить
свое «могу». Кризис затягивается,
если взрослый стоит на позиции «хочу»
(вседозволенность) или «нельзя»
(запреты). Следует предоставить ребенку
сферу деятельности, где бы он мог
проявлять самостоятельность.

Эта
сфера деятельности – в игре. Игра с ее
особыми правилами и нормами, которые
отражают социальные связи, служит для
ребенка тем «безопасным островом,
где он может развивать и апробировать
свою независимость, самостоятельность»
(Э.Эриксон).

Новообразованием
кризисного периода является автономия.

Литература
по теме

Абрамова
Г.С. Возрастная психология: Учебник для
студентов вузов. – Екатеринбург: Деловая
книга, 1999

Галигузова
Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от
года до семи лет.- М., 1992.

Джайнотт
Х.Д. Родители и дети.- М., 1986.

Захаров
А.И. Как предупредить отклонения в
поведении ребенка.- М., 1993.

Крайг
Г. Психология развития. – СПб: Питер.
1999.

Ле
Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с
ума.- М., 1990.

Лешли
Д. Работать с маленькими детьми.- М.,
1991.

Макарова
Е. В начале было детство.- М., 1990.

Матейчек
З. Родители и дети.- М., 1992.

Никитин
Б.П. Ступеньки творчества или развивающие
игры.- М., 1991.

Обухова
Л.Ф. Детская психология: теории, факты,
проблемы. — М., 1995.

Пиаже
Ж. Избранные психологические произведения.
— М., 1986.

Развитие
личности ребенка / Н.Ньюкомб. – СПб.:
Питер, 2003.

Сапогова
Е.Е. Психология развития человека:
Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс,
2001.

Слободчиков
В.И., Исаев Е.И. Основы психологической
антропологии. Психология развития
человека: Развитие субъективной
реальности в онтогенезе: учебное пособие
для вузов. – М.: Школьная Пресса, 2000.

Соколова
В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся
мире.- М., 1991.

Спиваковская
А.С. Психотерапия: игра, детство, семья.
Том 1. – М., 2000.

Субботский
Е.В. Ребенок открывает мир.- М., 1991

Фельдштейн
Д.И. Психология взросления:
структурно-содержательные характеристики
процесса развития личности: Избранные
труды. – М.: Флинта, 1999.

Флэйк-Хобсон
К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему:
Развитие ребенка и его отношений с
окружающими. — М., 1992.

Чуковский
К.И. От двух до пяти.- М., 1990.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    22.02.20151.18 Mб13возростная психология.doc

  • #
  • #

Источник