Психическое развитие ребенка в раннем детстве шпаргалка
- Главная
- Государственный экзамен по специальности Психология личности (бакалавриат)
- Возрастная психология
->
->
Основные закономерности психического развития ребенка в младенчестве
Младенческий возраст — период жизни ребенка от рождения до одного года. М. в. подразделяется на 2 фазы:раннее мл-во (2-6м) и позднее (7-12 мес) Ведущая деятельность – непосредственно-эмоциональное общение со взрослым.
Первое полугодие жизни является этапом эмоционального (ситуативно-личностного) общения ребенка со взрослым, которое в этом возрасте выступает ведущей деятельностью. На этом этапе ребенок овладевает экспрессивно-мимическими средствами общения, входящими в состав комплекса оживления. Основными психологическими новообразованиями, складывающимися как продукт ведущей деятельности — ситуативно-личностного общения, являются аффективно-личностные связи младенца с близкими взрослыми. Ребенок овладевает зрительными, оральными и мануальными познавательными действиями. Первый акт хватания является началом развития предметно-манипулятивной деятельности и обычно знаменует переход младенца на новый этап — второе полугодие. Развиваются сенсорные ф-ции.
Во втором полугодии ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность, общение со взрослым преобразует нос ситуативно-личностной формы в ситуативно-деловую, которая «обслуживает» предметно-манипулятивную деятельность. В процессе ситуативно-делового общения ребенок учится овладевать культурно обусловленными действиями с предметами, появление которых свидетельствует о становлении собственно предметной деятельности (являющейся ведущей на следующем возрастном этапе — в раннем возрасте). Основным психологическим новообразованием во втором полугодии выступает активность ребенка как генетически первое личностное образование. Она проявляется в активной позиции младенца по отношению к окружающим людям, предметному миру и к самому себе.
При нормальном физическом и психическом развитии младенец во втором полугодии овладевает все более сложными локомоциями, учится понимать речь взрослых и произносить первые слова, осваивает простейшие навыки. Развивается моторика – позовые, локомоторные и мануальные движения (действия с предметом).
Высоким уровнем развития характеризуются сенсорные процессы: в 2 месяца присутствует константность.
Период младенчества завершается «кризисом первого года», в котором впервые проявляется личность ребенка. Появляется понимание речи и первые формы речевой активности. Ассоциативно-ситуативный х-р речи.
Основные закономерности развития ребенка в раннем возрасте 1-3года
раннее детство сензитивно к усвоению речи. Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи.
Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действие («мама идет»), действие и объект действия («дай булку», «хочу конфету»), или действие и место действия («книга там»). К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. Речь становиться полноценным средством общения.
Центр линия умств. развития – овладение речью.
1-1.6 года – интенс равитие поним-я, речь почти не разв, речь многозн по значению (ква-ква это и лягушка, и пруд, и вода и кошка..)
1.6 – 3 года – практич овл речью, быстрый рост словаря, вопросы кто это, что это.
Мышление синкретами, в комплексах.
Помимо речи, в раннем возрасте развиваются другие психические функции — восприятие, мышление, память, внимание.
Особенности восприятия Раннее детство интересно тем, что среди всех психических функций доминирует восприятие. В этом возрасте наблюдаются элементарные формы воображения, такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет.
В этом возрасте каждая вещь для ребенка имеет либо притягивающее, либо отталкивающее значение. У него нет равнодушного или «бескорыстного» отношения к окружающим вещам. Т.е. каждая вещь имеет свою валентность.
Внимание и память непроизвольны.
Мышление является наглядно-действенным, оно основано на восприятии и действии с предметами.
Этапы развития личности:
Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности — вообще игнорируют
Распад прежних отношений пра-мы, ребенок приобр относит самостоятельность, свободу передвиж и автономию намерений. Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя — простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя — сначала по имени, в третьем лице: «Тата», «Саша». Потом, к трем годам, появляется местоимение «я». Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка — осознание не только своего «я», но того, что «я хороший», «я очень хороший», Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов.
Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают» ребенка на новый, уровень развития. Начинается переходный период — кризис 3 лет.
Общая схема ворастного развития младенцев
Общая схема возрастного развития ребенка раннего детства
Источник
Возрастной потребностью в раннем детстве является потребность в восприятии окружающего мира, элементарном понимании его.
Социальная ситуация психического развития определяется тенденцией к самостоятельности в восприятии окружающего мира. Взаимодействие с взрослыми отходит на второй план, а определяющей в развитии является система взаимодействия ребенка с предметами для их познания и усвоения опыта действия с предметами.
Ведущим видом деятельности в психическом развитии является предметно-манипулятивная деятельность. Осуществляя действия с предметами, ребенок не просто развивает сенсорно-моторные навыки, но постигает функции предмета, его практическую и социальную значимость, усваивает культурный опыт. Очень важна манипуляция с мелкими предметами, которая развивает не только мелкие мышцы, а и развивает мышление.
П.Я. Гальперин в своих исследованиях выделил четыре стадии манипуляции с предметами. На первой стадии «целенаправленных проб» ребенок варьирует свои действия исходя из свойств самого предмета. На второй стадии «подстерегания» ребенок в процессе манипуляции с предметами случайно находит наиболее эффективный способ взаимодействия с предметом. На третьей стадии «навязчивого вмешательства» ребенок активно старается найти эффективные способы действия с предметами и овладевает ими. Четвертая стадия «объективной регуляции» характеризуется тем, что на этом этапе ребенок открывает способы регулирования и изменения действий, исходя из тех объективных условий, в которых его приходится выполнять.
По мнению Л.С. Выготского, все психические функции раннем детстве развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия» Следовательно, важнейшим психическим новообразованием возраста являются сенсорно-моторные эталоны. Усвоенные стереотипы сенсорных и двигательных действий усвоенные в этом возрасте могут влиять на деятельность человека на протяжении всей жизни.
Также принято считать, что психическим новообразованием возраста является развитие наглядно действенного мышления. В этом возрасте у детей формируются предметность, целостность и другие свойства восприятия, дети усваивают навыки выделения пространственных отношений между предметами, формируется двигательная и эмоциональная память
По мнению Д.Б. Эльконина, психическим новообразованием является развитие речи. На этом возрасте происходит активное освоение фонетической стороны речи, а затем и грамматического строя. У детей формируется способность понимать речь взрослых.
Сензитивной сферой психического развития принято считать сенсорно-моторную.
При благоприятных условиях развития, т.е. при удовлетворении возрастной потребности ребенка в восприятии предметов окружающего мира при постепенном предоставлении ребенку свободы действий и расширения территории действий формируется у него чувство самоконтроля и уверенность в себе. При неудовлетворении возрастной потребности, а именно при ограничении пространства и свободы действий. У ребенка может сформироваться стыд и сомнение в собственных силах. (Э. Эриксон).
К концу раннего детства, проявившиеся психические новообразования возраста способствуют возникновению новых возрастных потребностей, потребности в простейшем самоопределении, потребности выделении «я» из окружающего мира. Типичное для возрастного кризиса «трех» лет «я сам» обозначает завершение периода раннего детства и начало возрастного периода дошкольного детства.
Дата добавления: 2015-05-22; просмотров: 936; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8792 — | 7609 — или читать все…
Читайте также:
Источник
Новорожденный проводит время во сне
или дремотном состоянии. Постепенно из
этого дремотного состояния начинают
выделяться отдельные моменты, краткие
периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение
придают бодрствованию активный характер.
Ребенок приходит в этот мир слабым и
совершенно беспомощным. Хотя, родившись,
он отделился от матери физически, но биологически
еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить
самостоятельно: его кормят, купают, одевают
в сухое и чистое, перемещают в пространстве,
следят за его здоровьем. И наконец, с ним
общаются. Такая беспомощность, полная
зависимость от взрослого человека составляют
специфику социальной ситуации развития
младенца.
Новорожденный, приобретя способность
реагировать на голос ухаживающей за ним
матери, видеть ее лицо, устанавливает
с ней новые тонкие эмоциональные связи.
. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму*,
останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки,
быстро двигает ногами, издает громкие
звуки и начинает улыбаться. Эта бурная
эмоциональная реакция была названа комплексом
оживления. Комплекс оживления, включающий
истинно человеческую особенность — улыбку,
знаменует собой появление первой социальной
потребности — потребности в общении. А
становление у ребенка потребности в общении
означает, что он в своем психическом развитии
переходит в новый период. Заканчивается
переходный этап новорожденности. Начинается
собственно младенчество
В 23. Социальная
ситуация развития и ведущая деятельность
младенца и ребенка раннего возраста
Центральным психологическим новообразованием новорожденности является индивидуальная
психическая жизнь. Индивидуальная психическая
жизнь младенца имеет две существенные
характеристики:
а)индивидуальность, существования, включенная
в социальное окружение ребенка;
б)индивидуальная жизнь уже является социальной
и психической в силу того, что входит
частью в социальную жизнь окружающих
(Л.СВыготский).
Одной из основных особенностей
периода новорожденности являются безграничные возможности
усвоения нового опыта. Формируются новые
потребности:
—в получении впечатлений; —в движении;
— в общении со взрослым.
Развитие зрения и слуха у ребенка, в отличие от животных, происходит
быстрее, чем развитие телесных движений.
Развитие зрительного и слухового аппарата
происходит на основе созревания нервной
системы и головного мозга. Вес мозга новорожденного
составляет 1/4 часть веса мозга взрослого,
хотя количество нервных клеток такое
же.
В 1,5-2 месяца у новорожденного появляется
улыбка как выражение радостного переживания
как реакция на взрослого. Постепенно
вырабатывается эмоционально-двигательная
реакция, которая называется комплексом
оживления. Комплекс
оживления — это выражение первой социальной
потребности в общении, граница между
новорож- денностью и младенческим периодами.
Младенчество (2 месяца — 1 год). Социальная ситуация развития в младенчестве состоит в том, что вся
жизнь и поведение младенца опосредуются
взрослым либо реализуются в сотрудничестве
с ним (Л.С. Выготский).
В силу своей возрастной беспомощности
ребенок оказывается максимально социальным
существом. Поскольку все приспособления
к действительности осуществляются младенцем при помощи взрослого, то взрослый человек
является для младенца всегда «психологическим
центром» всякой ситуации. Это означает,
что отношение ребенка к миру является
зависимой производной величиной от самих
непосредственных его отношений к взрослому
человеку. Младенец стремится к особым
личностным контактам со взрослым, добивается
его внимания и одобрения. Дети ищут оценки
взрослых их успехов в выполнении игровых,
предметных действий. Положительное отношений
взрослого к действиям ребенка вызывает
у него радостное переживание (М.И. Лисина).
Как показывают многочисленные и печальные
факты развития детей первого года жизни,
отсутствие любви и внимания взрослых,
улыбок, взглядов и разговоров с младенцами
ведет к серьезному отставанию многих
сторон психики.
Ведущей деятельностью в период младенчества является эмоциональное общение
со взрослым. Внимание и доброжелательность
взрослых вызывает у ребенка яркие радостные
переживания, которые, в свою очередь,
повышают жизненный тонус ребенка, стимулируют
все его функции. Уже в комплексе оживления
обнаруживается положительное отношение
ребенка ко взрослому, и оно нарастает
во всем периоде младенчества. Эмоциональное
общение со взрослым проходит несколько
стадий:
- непосредственное общение (общение ради
общения); - общение поводу предметов;
- общение как совместная деятельность.
В 24.Познавательное
развитие младенца.
Для психической жизни новорождённого
характерны два главных момента — преобладание нерасчлененных
переживаний и отсутствие выделения себя
из среды.В общении со взрослыми малыш начинает
интересоваться предметами, сначала теми,
которые принадлежат взрослому, а затем
и другими. Возникает стремление поделиться
со взрослым своими переживаниями и способность
сопереживать ему.
В конце первого полугодия, когда ребенок осваивает манипуляции с предметами,
характер общения со взрослым преобразуется.
Общение ради общения уступает место общению
по поводу предметов, игрушек. Наступает
этап ситуативно-делового общения, которое
обслуживает деловые интересы малыша:
ребенку надо достать, выдвинуть, вложить
— все это ребенок затрудняется делать
без помощи взрослого и обращается к нему.
Такое сотрудничество со взрослым по
поводу предмета становится контекстом
для появления активной речи и создает
условия для развития предметной деятельности, которая будет
ведущей на следующем возрастном этапе.
Совместная деятельность состоит в том,
что взрослый руководит действиями ребенка;
ребенок обращается ко взрослому за помощью
и содействием.
Наиважнейшее средство общения — экспрессивные действия (улыбка, вокализация,
активные двигательные реакции). Эксперименты
с младенцами 2 и 4,5 месяцев показали, что
насыщенное (ласковое, доброжелательное)
эмоциональное общение со взрослым, приводит
к мощному скачку не только в эмоциональном
развитии (что само по себе ценно), но и
в развитии предметных действий.
Большое значение в совместной деятельности
ребенка и взрослого имеет способность
подражать действиям взрослого.
В 7-9 месяцев ребенок внимательно следит
за действиями и речью взрослого.
Центральными новообразованиям младенческого периода являются потребность
во впечатлениях (Л.И. Божович) и потребность
в общении со взрослым (B.C. Мухина).
Основой общения ребенка со взрослым
к концу младенчества становится удовлетворение
им потребности во впечатлениях. Потребность во впечатлениях
побуждает исследовательскую деятельность
ребенка и формирующуюся познавательную
потребность, которая толкает ребенка
все глубже входить в окружающую среду
и овладевать ею.
Однако ребенок не может сам без помощи взрослого овладевать усложняющимися
формами познавательной деятельности
и тем самым удовлетворять потребность
в более новой и сложной информации. Для
удовлетворения этой потребности он нуждается
в другом человеке. Взрослый вводит ребенка
в окружающий мир, организуя его восприятие
и его действия.
К 2-2,5 месяцам под влиянием воздействий
взрослого и при его помощи складывается
коммуникативная потребность. Потребность
в общении, возникая на основе потребности
во внешних впечатлениях, впоследствии
приобретает для ребенка самостоятельное значение
и имеет свой путь развития. Потребность
в общении характеризуется следующими
признаками:
интерес ко взрослому, — эмоциональное отношение
к нему, — инициативность в налаживания
контактов со взрослым,;
чувствительность к его оценкам (А.Г. Рузская).
Потребность в общении со взрослым в
это время имеет специфический характер
— по своему содержанию это потребность
в доброжелательном внимании, обмене положительными
эмоциями.
В дальнейшем в процессе игры и обучения
одобрение взрослого будет для ребенка основным
показателем успешности его поведения
и деятельности. Возникнув в жизни ребенка
однажды, одобрение взрослого, выраженное
в самых разнообразных формах — начиная
от улыбки и подбадривания до словесной
оценки — становится важнейшим мотивом
поведения и деятельности детей, на основе
которого будет формироваться притязание
на признание. Помимо потребности во внимании
и одобрении; ребенок начинает испытывать
необходимость и в сотрудничестве со взрослым
— соучастии, одновременной практической
деятельности рядом с ним. Удовлетворение
именно этой потребности выводит ребенка
на новый этап развития. Сочетание внимания,
доброжелательности и сотрудничества
взрослого характеризует сущность новой
потребности ребенка в общении. Восприятие. Зрительное сосредоточение, появившееся
еще на этапе новорожденности, совершенствуется.
После второго месяца сосредоточение
становится достаточно длительным, к 3
месяцам его продолжительность достигает
7—8 секунд. Становится возможным прослеживание
движущихся предметов. В 4 месяца ребенок
не просто видит, но уже смотрит: активно
реагирует на увиденное, двигается и издает
радостные звуки.
Ребенок в младенческом возрасте воспринимает
форму предметов, выделяет контур и другие
их элементы. Когда младенцу показывают картинку с изображением
широкой черной полосы на белом фоне, его
взгляд не блуждает по всему полю картинки,
а быстро останавливается на границе белого
и черного пространства. Если показывают
одновременно две картинки — однотонную
и с вертикальными черными линиями, он
дольше смотрит на второе изображение.
Младенец проявляет больше внимания к
изогнутым элементам, чем к прямолинейным;
к фигурам концентрической формы, к изломам
— переходам прямой линии в изогнутую.
Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны
ориентироваться во многих параметрах
объектов.
Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых
предметов и другие их свойства.
К 2—3 месяцам младенцы обычно проявляют
интерес к объектам, которые в какой-то
мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше.
Но реакция на новизну появляется только
в относительно узком диапазоне изменений.
Не только хорошо знакомые, но и совершенно
новые объекты не привлекают надолго внимание
ребенка. Более того, новые, значительно
отличающиеся от ранее увиденных предметы
могут вызвать тревогу, испуг или плач.
Ребенок различает зрительно воспринимаемые
объекты по форме, сложности и цвету. На
цвет он может реагировать уже в 3—4 месяца:
если его кормить только из красной бутылочки,
он безошибочно выберет ее среди бутылочек
других цветов. Эта реакция вырабатывается
по типу условно-рефлекторных связей.
Активный же интерес к цвету появляется
позже, с 6 месяцев.
Начинает развиваться также пространственное
восприятие, в частности восприятие глубины. Американские психологи провели
красивый эксперимент с «обрывом»: младенца
помещали на стеклянный стол, под которым
находились две большие доски, прикрепленные
на разных уровнях. Разница в уровнях этих
досок, обтянутых яркой, в крупную клетку
материей, и создавала иллюзию обрыва.
Маленький ребенок, тактильно ощущая ровную
поверхность стекла, ползет к матери, не
замечая глубины. После 8 месяцев большинство
детей избегают «обрыва» и начинают плакать.
Считается, что младенец имеет целостную картину мира, а не мозаичный набор цветовых
пятен, линий и разрозненных элементов.
Воспринимая не отдельные свойства объектов,
а объекты в целом, он создает обобщенные
образы предметов.
Познавательному развитию ребенка способствует
разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие
за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях,
стараясь, чтобы окружающая его обстановка
не была однообразной, неинтересной. Познавательное
развитие (в первую очередь, развитие восприятия)
младенцев, живущих в однообразной среде,
оказывается несколько замедленным по
сравнению с развитием тех, кто живет в
разнообразной обстановке и получает
больше новых впечатлений.
Движение и действия. Мы уже рассматривали становление общей
моторики (см. табл. II.2). Добавим к этому
один любопытный факт, показывающий, что
движения младенца очень сложны и связаны
с целостным восприятием, объединяющим
ощущения разных модальностей. Это относительно
недавно открытая синхронизация движений
ребенка и матери. Под звуки речи или при
совместном рассматривании картины и
мать и ребенок движутся синхронно, не
осознавая этого. Эти плавные, малозаметные
движения настолько гармоничны, что у
психологов, их фиксирующих, вызывают
ассоциации с вальсом.
Сейчас, поскольку речь идет о познавательном развитии,
для нас наиболее важным будет развитие
движений руки. Движения рук младенца,
направленные к предмету, ощупывание предмета
появляются примерно на четвертом месяце
жизни. В 5—6 месяцев ребенок уже может
схватить предмет, что требует сложных
зрительно-двигательных координации.
Значение этого момента для дальнейшего
развития велико: хватание — первое целенаправленное действие
ребенка, оно является обязательным условием,
основой освоения манипуляций с предметами.
Во втором полугодии движения рук и соответствующие
действия интенсивно развиваются. Ребенок
размахивает схваченными им предметами,
стучит, бросает и снова подбирает их,
кусает, перекладывает из руки в руку и
т.д. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся
действий, которые Жан Пиаже назвал круговыми реакциями.
После 7 месяцев встречаются «соотносящие»
действия: ребенок вкладывает маленькие
предметы в большие, открывает и закрывает
крышки коробочек. После месяцев появляются
первые функциональные действия,
позволяющие относительно верно использовать
предметы, подражая действиям взрослых.
Ребенок катает машинку, бьет по барабану,
подносит ко рту чашку с соком.
Интересно то, что эти функциональные
действия не становятся еще предметными:
они связаны с теми отдельными объектами, с которыми действовал
взрослый, показывая ребенку, как укачивать
куклу, как кормить ее с ложки и т.п. Переноса
действий на другие предметы в этот период
еще не происходит. Ребенок как бы не видит
в конкретной вещи предмет, в котором фиксируются
общественно выработанные способы действия
с ним. Поэтому он будет первоначально
качать именно ту куклу, с которой они
играли вместе с мамой, и не сможет так
же действовать с другими, похожими игрушками,
например с мишкой.
Тем не менее к концу года ребенок начинает познавать мир
человеческих предметов и осваивать правила
действия с ними. Разнообразные действия
приводят его к открытию все новых и новых
свойств окружающих его объектов. Ориентируясь
в окружающей действительности, он интересуется
не только тем, «что это такое», но и тем,
«что с этим можно делать».
Источник