Психическое развитие ребенка в раннем детстве кризис одного года

Раннее детство
(1- 3 года). Происходят изменения
в личностном развитии, познавательной
сфере, социальной ситуации развития.
Меняются отношения между ребенком и
взрослым,возникновение совместной
деятельности ребенка и взрослого
, данная деятельность становитсяпредметной. Усвоение общественно выработанных
способов употребления предметов,
взрослый учит ребенка правильно
пользоваться окружающими предметами,
объясняет, для чего они нужны и где их
надо использовать.«Ребенок – ПРЕДМЕТ
– взрослый».
Важным для ребенка
является предмет. Убедиться в этом
можно, наблюдая за тем, как ребенок
играет: он постоянно смотрит на тот
предмет, которым увлечен. Может возникнуть
ощущение, что ему ничего больше не
требуется и никто не нужен, его внимание
сосредоточено только на объекте
увлечения. Без взрослого ребенок не
может овладеть человеческими способами
употребления предметов.

Совместная деятельность становится
предметной, потому что мотив этой
деятельности заключается в самом
предмете и способе его употребления.
Общение в этом возрасте приобретает
форму организации предметной деятельности.
Оно происходит в момент объяснения
правильности употребления того или
иного предмета. Общение развивается
интенсивно и становится речевым, потому
что овладение предметами с использованием
только эмоциональной окраски не может
быть эффективным.

Личностное развитие.Личностная социализация ребенка,
так как, наблюдая за взрослыми, он
старается подражать им: делать так, как
делают они, вести себя так, как они ведут
себя в тех или иных ситуациях. Процесс
подражания идет через общение и
взаимодействие взрослого и ребенка.
Наблюдение за поведением людей и
подражание им становится одним из
основных источников личностной
социализации ребенка. Чувство
привязанности, которое формируется у
ребенка к концу 1 года жизни и продолжает
развиваться в раннем детстве. Причина
привязанности в том, что взрослые
удовлетворяют основные потребности
ребенка, снижают их тревожность,
обеспечивают безопасные условия
существования и активного изучения
окружающей действительности, формируют
основу для нормальных взаимоотношений
с людьми в более зрелом возрасте.

Когда мать находится рядом с ребенком,
он более активен и склонен к изучению
окружающей среды. Положительная оценка
поступков и личных качеств ребенка
родителем формирует у него чувство
уверенности в себе, веру в свои способности
и возможности. Если ребенок привязан к
своим родителям и они платят ему тем
же, то он более послушен и дисциплинирован.
Если родители доброжелательны, внимательны
и стремятся удовлетворять потребности
ребенка, то у него вырабатывается личная,
персональная привязанность. Если ребенок
лишен постоянного положительного
эмоционального контакта с матерью или
близкими людьми, то у него в дальнейшем
возникнут проблемы в установлении
нормальных, доверительных отношений с
другими.

В раннем детстве происходит становление
самосознания.
 Развитие
самосознания введет к
формированиюсамооценки. Отмечается
развитиесамостоятельности. Фраза
«Я сам» говорит о ее проявлении. Ребенок
уже не всегда хочет, чтобы ему помогали.
Овладев ходьбой, он находит себе преграды,
препятствия и старается их преодолеть.
Все это доставляет ребенку удовольствие,
у него начинают складываться сила воли,
настойчивость, целеустремленность. У
многих детей проявляется непослушание.
Когда им говорят, что так делать нельзя,
те продолжают делать по-своему. Это
происходит из-за стремления детей как
можно быстрее познать окружающий мир.

С 1,5 лет ребенок начинает осознавать
свои возможности и собственные качества
личности. 2летний ребенок понимает, что
может оказывать влияние на людей и
добиваться желаемой цели. Развивается эмпатия –
понимание эмоционального состояния
другого человека. Можно наблюдать, как
1,5годовалый ребенок стремиться утешить
расстроенного человека: он обнимает
его, целует, дает ему игрушку. Появляется
потребностьв достижении
успеха
. Эта потребность
формируется поэтапно. Сначала ребенок
начинает осознавать свои успехи и
неудачи, затем может объяснить успехи
и неудачи других людей, потом он
приобретает способность различать
задания по степени трудности и оценивать
меру развития собственных умений,
необходимых для выполнения данного
задания, может оценивать свои способности
и прилагаемые усилия.

Кризис 3 летизменения отношений
ребёнка со взрослыми. Ребенок начинает
отделять себя от других людей, сознает
свои возможности, ощущает себя источником
воли. Он начинает сравнивать себя со
взрослыми, и у него невольно возникает
желание выполнять те же действия, что
и они, например: «Когда я вырасту большой,
буду сам чистить зубы». Появляются:
негативизм, упрямство, обесценивание,
строптивость, своеволие, протест-бунт,
деспотизм. Эти характеристики описал
Выготский: возникновению подобных
реакций способствует зарождение
потребности в уважении и признании.

Негативизм проявляется
в негативной реакции на требование или
просьбу взрослого, а не на само действие.
Ребенок игнорирует требования одного
члена семьи или воспитательницы, а
других слушается. Негативизм в основном
проявляется во взаимоотношениях с
родными, а не с посторонними людьми.
Возможно, подсознательно ребенок
чувствует, что такое поведение по
отношению к родным не принесет ему
серьезного ущерба. Негативизм и
непослушание – разные вещи.

Упрямство. Его причина
не в стремлении ребенка во что бы то ни
стало получить желаемое или требуемое,
а в том, чтобы с его мнением считались.
Ребенку неважно, получит он эту вещь
или нет, ему необходимо утвердиться в
своей «взрослости», в том, что его мнение
тоже что-то значит. Поэтому упрямый
ребенок будет настаивать на своем даже
в том случае, если данная вещь не очень
ему нужна.

Обесценивание. Начинают
обесцениваться все привычки и ценности,
которые раньше были дороги. Ребенок
может бросить и даже сломать любимую в
прошлом игрушку, отказывается соблюдать
ранее принятые правила поведения, теперь
считая их неразумными.

Строптивость направлена
против принятых норм поведения в семье
и схожа с негативизмом и упрямством.
Например, если в семье принято вместе
ужинать, то ребенок начинает отказываться
есть именно в это время, а затем у него
появляется аппетит.

Своеволие выражается в
стремлении ребенка делать все самому.
Если в младенчестве он стремился к
физической самостоятельности, то сейчас
его поведение направлено на самостоятельность
намерений и замыслов. Такое поведение
проявляется не только в предлагаемых
взрослым действиях, например: «Сделай
это сам», «Ты уже большой и можешь это
сделать», но и в упорном стремлении
поступать так, а не иначе. Это чувство
до такой степени захватывает ребенка,
что он открыто противопоставляет свои
желания ожиданиям других. Проявление
самостоятельности отражается на
взаимоотношениях со взрослыми. Когда
ребенок осознает, что может что-то
сделатьсам, помощь
взрослых ему не нужна. Они должны понимать
это и стараться избегать негативных
высказываний по данному поводу, не
критиковать ребенка, а позволять ему
проявлять самостоятельность.

Протест-бунт выражается
в частых ссорах детей с родителями. По
Выготскогу, «ребенок находится в
состоянии войны с окружающими, в
постоянном конфликте с ними» (Выготский
Л.С., 1991).

Деспотизм: ребенок начинает
диктовать всем окружающим, как себя
вести, и стремится, чтобы его слушались
и поступали так, как он говорит. Подобное
поведение может отмечаться, когда
ребенок один в семье или последний по
счету.

В раннем детстве ведущей становится предметная
деятельность,
 которая влияет
как на психическое развитие, так и на
общение с взрослыми.

В младенчестве деятельность носит
манипулятивный характер: ребенок может
повторить действия, показанные взрослым,
перенести усвоенное действие на другой
предмет, освоить некоторые собственные
действия. Но, манипулируя, ребенок
использует только внешние свойства и
отношения предметов. В раннем детстве
предметы становятся для ребенка не
просто объектом, а вещью, имеющей
определенное назначение и определенный
способ употребления. Ребенок старается
овладеть новыми действиями предмета,
а роль взрослого заключается в
наставничестве, сотрудничестве, помощи
в затруднительных ситуациях.

Совершая манипуляции с предметом в
конце младенческого возраста и в начале
раннего детства, ребенок никогда не
сможет понять его функции. Он может
много раз открывать и закрывать дверцу
шкафа, но никогда не поймет ее
функционального назначения. Объяснить
это может только взрослый.

Усвоение назначения предмета не
гарантирует, что ребенок станет
употреблять его только по назначению,
но важно то, что он будет знать, как,
когда и где это следует делать. Узнав,
что карандаши нужны для письма и
рисования, ребенок может катать их по
столу или что-нибудь строить из них.

Сначала действие и предмет в понимании
ребенка тесно связаны между собой. Он
не может причесаться палочкой или попить
из кубика. Но со временем происходит
отделение предмета от действия.

Выделяют 3 фазы развития связи действия
с предметом: 1) с предметом могут
выполняться любые действия; 2) предмет
употребляется только по назначению;
3) свободное употребление предмета
возможно, но только в том случае, когда
известно его истинное назначение.

Психическое развитие ребенка в раннем детстве кризис одного года

Психическое развитие ребенка в раннем детстве кризис одного года

На этом этапе происходит: 1) овладение
ребёнком предметным миром под руководством
взрослых. (Овладение только ближними
предметами).

2) Овладение реб. социальных способов
удовлетворения своих биологических
потребностей.

Роль взрослого на этом этапе: 1) взрослый
= образец для подражания. 2) родители
вводят ребёнка в мир социальных
требований. 3) родители знакомят ребёнка
с миром окружающих предметов

На этом этапе происходит:

  1. Развитие памяти 2.Развитие речи (этот
    период наиболее чувствителен)

— 1год – 3-30 слов;- 2г. – 200-300 слов; — 3г –
1,5 тыс.слов

Речь может быть пассивной (понимание)
и автономной (понятной из контекста).
Отголоски можно встретить в дошкольном
возрасте. Развивается быстрее у тех с
кем, больше общаются и читают.

  1. Мышление – наглядно-действенное
    (например пирамидка)

Кризис 3-х лет. (Я сам):

— осознание отдельности от родителей;
— эгоцентризм.

1) Местоимение – ««Я» Сам»; 2) Негоцентризм
– «Не пойду»; 3) Автономность

Новообразования: Предметная
деятельность, Речь, мышление, автономность

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #

Источник

Первый период в жизни человека —
новорожденность (от рож­дения до
1-2 месяцев)-
переход от биологического
к социальному типу разви­тия
. Резкое
изменение условий жизни: холод (при
отсутствии системы термо­регуляции),
яркая освещенность, воздушная среда,
требующая иного типа дыхания, действие
силы притяжения, смена типа питания.
Новорожденный совершенно бес­помощен,
он полностью зависит от взрослого
человека. По Выготскому,новорожденность— это проме­жуточный период между
внутри- и внеутробным развитием: ребе­нок
отделен от матери физически, но связан
с ней физиологически. О переходном,
смешанном характере развития новорожденного
сви­детельствуют:питание ребенка— он питается продуктом материнского
организма, хотя должен самостоятельно
его «добывать» — сосать;недостаточная
дифференциация сна и бодрствования— ребенок 80% времени проводит во сне,
однако сон его носит бес­покойный,
прерывистый и поверхностный характер;
короткие пери­оды сна чередуются с
островками бодрствования; большую часть
времени он находится в состоянии дремоты;эмбриональная поза— ребенок
находится в этой внутриут­робной позе
во время сна и бодрствования;двигательные
особенности— многие рефлексы
новорожден­ного атавистические,
исчезающие через несколько месяцев..

Выготский говорит о «рудиментарном
состоянии психичес­кой жизни
новорожденного»-
недиффе­ренцированные,
нерасчлененные переживания (сплав
аффекта, вле­чения, ощущения), ребенок
не отделяет себя, своих переживаний от
окружающего мира, не отличает людей от
физических объектов, воспринимает
ситуацию в целом, выделяя скорее
чувственный тон происходящего, чем
объективные элементы окружающего мира.
Центральным новообразованием данного
периода является ста­новление
индивидуальной психической жизни
новорожденного.

Сенсорные способности новорожденных.Зрение новорожденного очень бедно: у
них значи­тельно ниже точность
детализации пространства, движения
глаз новорожденного имеют фиксированное
фокусное расстояние, только объекты,
находящиеся на расстоянии приблизительно
21 см от его глаз, будут восприниматься
в фокусе, удаленные объекты имеют весьма
неясные очертания, слабо развита функция
управле­ния конвергенцией глаз.

Слуховая системаразвита достаточно
хорошо. Новорожденные способны реагировать
на широкий диапазон зву­ков. Однако
они предпочитают голоса в женском
диапазоне голо­сам мужским. Новорожденные
особенно чувствительны к звукам речи,
человеческому голосу: они предпочитает
песню, исполненную женским голосом, той
же мелодии, сыгранной на музыкальном
инст­рументе.

Тактильные ощущенияхорошо развиты.
Они реагируют на холод, тепло, прикосновение,
боль.

Органы вкуса и обоняниятакже
функционируют с самого рож­дения.
Новорожденные демонстрируют различные
реакции на кис­лое (лицевая реакция
— «возмущение») и сладкое (выражают
удо­вольствие).

Младенческий возраст— период
жизни ребенка от 1-2 месяцев до года.
Первая улыбка как реакция на лицо
взрослого че­ловека является показателем
того, чтосоциальная ситуация
психи­ческого развития ребенка
уже
сложилась. Это социальная ситуация
связанности, неразрывного единства
ребенка и взрослого, ситуация «МЫ», как
назвал ее Выготский. Жизнь ребенка
полностью зависит от ухаживающего за
ним взрослого человека, она как бы
вплетена в его жизнь и деятельность,
они живут общей жизнью. Ведущая потребность
младенчества — по­требность в другом
человеке, в общении, ведущая деятельность
— эмоционально-непосредственное
общение.

В 7-8 месяцев начинает проявляться
избирательность эмоциональных реакций,
выражающаяся в том, что возникает страх
расставания и боязнь незнакомых людей
( «тревожное предчувствие разлуки»):
грусть или острый испуг на исчезновения
мамы (или другого близкого человека) и
робость, настороженность, сильное
беспокойство при появлении незнакомых
людей. Появление данных реакций, по
мнению психологов, важная веха в
эмоциональном и социальном развитии,
свидетельствующая о процессе возникновения
эмоциональной привязанности к ма­тери
и другим близким людям; она также говорит
о растущей ког­нитивной способности
младенца различать знакомых и незнако­мых
взрослых.

В возрасте между 6 и 12-м месяцами дети
начинают дей­ствовать «понарошку»,
особенно если старшие им подают пример:
они могут изобразить знакомые им действия
(как они спят, едят, пьют).

Начинается в младенчестве и речевое
развитие
. Этапы развития голосовой
активности мла­денцев:

2—3 месяца — возникновение первых
спонтанных вокализа­ций: гуление,
когда ребенок как бы играет с гласными
звуками, поет («а-а-а», «о-о-о»); и гуканье
(соединение согласных звуков, подобно
кряхтению— «кхх»); 6—7 месяцев —
появление эмоциональных возгласов,
вскри­ков — коротких, эмоционально
насыщенных звуков («а», «уу», «эа»); 6—8
месяцев — исчезновение вокализаций в
моменты рече­вого общения со взрослыми;
7—8 месяцев — появляется лепет:
звукосочетания, комбина­ция гласных
и согласных звуков («дай-дай-дай»,
«та-та-та», «ма-ма- ма»); 8—9 месяцев —
возникает усложненный лепет —
звукосоче­тания родного языка,
имитирующие речь; 9—12 месяцев —
спонтанные вокализации сокращаются;
10—12 месяцев — появление первых слов.
Первые слова, как правило, основаны на
звукоподражании («бах» или «га-га-га»)
или представляют собой особые
звукосочетания, понятные только мате­ри
и ребенку и употребляемые в определенной
ситуации, например «ка» — картинка,
«гуг» — медведь.

К концу первого года жизни развитие
механизма «совместного внимания»(тенденция матери и ребенка обращать
взор на одни и те же предметы) дети
начинают понимать значение указывающего
жеста и могут посмотреть в указанном
направлении, если кто-то использует
его, вскоре после этого они начинают
сами применять такой жест, когда возникает
необходи­мость направить чье-либо
внимание в нужную сторону.

При­близительно к 5 месяцам возникает
акт хватания, когда у младенца
развивается навык зрительного управления
движениями рук, когда и дотягивание и
схватывание осуществляются под конт­ролем
зрения. Появление акта хватания имеет
чрезвычайное зна­чение для психического
развития ребенка: формируется и
совершенствуется первая функциональная
си­стема — зрительно-двигательная;
складывается предметное восприятие;
развивается рука: возникает
противопоставление большого пальца
всем остальным, что является видоспецифичным
для чело­века и создает условия для
удержания и использования орудий;
расширяются возможности манипулирования
с предметами; формируется познавательная
потребность. Акт хватания продолжает
развиваться и совершенствоваться в
течение первого года жизни.

Основными новообразованиями младенчестваявляются потреб­ность в общении,
эмоциональное отношение к людям; акт
хватания как основа человеческих
действий с предметами; ходьба и появле­ние
первого слова. Именно они с необходимостью
вызывают постро­ение новой ситуации
развития — ситуации совместной
деятельно­сти со взрослым человеком.

Кризис одного года— резкое возрастание
независимости ребенка от взрослых,
происходит всплеск самостоятельности.
Ребенок овладевает ходьбой, что рас­ширяет
его пространство, круг предметов, с
которыми он сталкива­ется. Это расширяет
сферу его ориентировочно-исследовательской
деятельности, способствует овладению
большим кругом предмет­ных действий.
Стремление к самостоятельности почти
всегда встре­чает отпор со стороны
взрослых, поскольку многие действия
ребен­ка могут причинить вред ему
самому или окружающим. Отсюда —
аффективные реакции ребенка, иногда
очень бурные и яркие.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #

Источник

Кризис — это необходимая фаза развития малыша. Этот период очень часто сопровождается капризами, упрямством, непослушанием. Основными причинами такого поведения можно обозначить умение самостоятельно ходить, разговаривать, развиваться с помощью дополнительных предметов.

Ребенок уже понимает, что он отличается от взрослых. Каждый раз, сталкиваясь с чем-то новым, он хочет это потрогать, освоить, рассмотреть. И когда у него что-то не выходит, он начинает с помощью капризов добиваться своей цели.

Годовалый малыш хотя и начал осваивать азы речи, но он еще не умеет толком объяснить родителям, чего хочет. И каждый запрет вызывает еще большее упорство и истерики. Родители, которые сталкиваются с непонятным поведением чада, думают, что ребенок просто-напросто разбалован, и начинают ограничивать его самостоятельность еще больше. А кризисный этап очень важен для становления ребенка как личности. И капризное поведение — это всего лишь требование самостоятельности.

Известный психолог Лев Семенович Выготский считал, что кризис 1 года связан с появлением автономной речи у ребенка. Она является переходной ступенью между пассивной и активной речью. С появления детского говора меняется отношение к окружающей среде. Изменения биоритма не совпадают с развитием речи у малыша, и поэтому он не может контролировать свое поведение.

До годовалого возраста мама и папа были для ребенка единственным центром восприятия. Но с развитием речи ребенок переключает свое внимание и на окружающие предметы. Когда его внимание не удовлетворено, карапуз начинает эмоционально реагировать: плачет, капризничает, упорствует. И кризис в этот период характеризуется обратным развитием. То есть неумение полностью выразить словесно свои действия и побуждения провоцирует его эмоциональное поведение. При таком поведении нарушаются и все биоритмы организма ребенка: время сна и бодрствования, приема пищи. Но такой период нельзя назвать острым.

Кризис первого года — переходный период от младенчества к раннему детству. Этот возрастной кризис называют также кризисом становления ходьбы, речи и воли. Протест может выражаться в бурных проявлениях эмоций: громком крике, ребенок может упасть на пол, бить по нему руками и ногами. Такие действия направлены против запретов и отказов и если стиль воспитания в данной семье далек от идеала, то обстановка может накалиться. Задача взрослых — не допускать излишнего давления на ребенка и быть последовательными в требованиях, т.е. если что-то запрещаете, то без поблажек.

Ребенок начинает активно ходить, ползать, происходит освоение окружающего пространства. Поскольку не все желания ребенка выполнимы, ему часто приходится слышать слово «нельзя», которое может вызывать сильную эмоциональную реакцию, протест. В этом заключаются негативные проявления кризиса. Задача родителей в этот период — дать ребенку некоторую долю самостоятельности, быть более терпеливыми и выдержанными, а самое главное последовательными — постараться исключить ситуации, когда сегодня что-то нельзя, а завтра можно и т.д.

Овладевая ходьбой и речью, ребёнок проходит очень сложный период развития, когда ему совершенно необходима помощь родителей. Годовалый малыш особенно привязан к матери, отрыв от неё в этом возрасте — тяжёлое переживание для него, и начало посещения яслей в возрасте 1 года — не самое лучшее время для этого. Следует подождать окончания кризисного периода, когда ребёнок достигнет более высокого уровня адаптированности.

Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка являются:

1. Развитие прямой походки (прямохождение). С развитием прямохождения ребенок получает возможность знакомиться (активно) с новыми предметами. Чем больше он двигается, тем больше он получает впечатлений, которые наполняют его чувства, мысли и в дальнейшем воображение.

2. Развитие предметной деятельности. Предметы начинают выступать для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как определенный способ употребления, т. е. той функции, которая закрепляется за ним в общественном опыте. Ведущая деятельность – предметная деятельность. К концу раннего детства начинает складываться новый вид деятельности – игра, но пока она носит предметный характер.

3. Овладение речью. В раннем возрасте начинают формироваться зачатки нравственных чувств. Появляются волевые качества. На границе 2-х – 3-х лет появляется очень важное новообразование – «Я». Развитие сенсомоторной сферы и форм общения в младенческий период. Возрастные границы – от 1 месяца до 1 года.

Потребность в общении появляется под влиянием ряда условий:

1. Необходимость в уходе и заботе взрослых;

2. Поведение взрослого, обращенного к ребенку. Первая улыбка у ребенка, как правило, появляется к концу 1-го – началу 2-го месяца.

Затем он начинает улыбаться все чаще. Особая, эмоционально-двигательная реакция, обращенная ко взрослому носит название комплекс оживления. К 4-м месяцам в общении появляется избирательность, когда ребенок начинает узнавать своих и радоваться им, а незнакомых начинает бояться. В 6 – 7 месяцев дети начинают разбираться в интонациях голоса. При правильных методах воспитания непосредственное общение, т. е. общение ради общения, характерное для начала младенчества начинает уступать место общению по поводу предметов, которое перерастает в совместную деятельность ребенка и взрослого. Потребность в общении создает базу для усвоения речи.

Развитие речи:

1. До 1 месяца наблюдается звуковое сосредоточение;

2. Гуление (на границе 3-х – 4-х месяцев);

3. Лепет (через 2 месяца) – попытка произнесения звуков (слогов);

4. К концу первого года появляются слова.

Освоение орудийных действий проходит несколько ступеней:

1. Орудие служит для ребенка продолжением своей собственной руки и он пытается действовать орудием, как своей рукой;

2. Ребенок начинает ориентироваться на связь орудия с предметом, но выполняет от случая к случаю;

3. Достаточное приспособление руки к свойствам орудия – возникают орудийные действия.

Развитие речи. 1. Первый период (до 1,5 лет) – это развитие понимания ребенком, обращенной к нему речи взрослых (пассивная речь); 2. Самостоятельное произнесение слов (активная речь). С этого момента речь становится основным средством общения с окружающими людьми. Наряду с расширением «словаря» и уточнением в произношении слов, в раннем детстве происходит усвоение грамматического строя языка, ребенок начинает пользоваться окончаниями. Наряду со зрительным восприятием интенсивно развивается и слуховое восприятие. Звуки разных типов начинают выделяться и опознаваться ребенком, сначала гласные, потом согласные. К концу 2-го года дети воспринимают все звуки родного языка. Умственное развитие.

Дата добавления: 2017-11-30; просмотров: 509; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9051 — | 7305 — или читать все…

Источник