Психическое развитие ребенка в период младенчества шпаргалка

Психическое развитие ребенка в период младенчества шпаргалка thumbnail
  • Главная
  • ->

  • Государственный экзамен по специальности Психология личности (бакалавриат)
  • ->

  • Возрастная психология

Основные закономерности психического развития ребенка в младенчестве

Младенческий возраст — период жизни ребенка от рождения до одного года. М. в. подразделяется на 2 фазы:раннее мл-во (2-6м) и позднее (7-12 мес) Ведущая деятельность – непосредственно-эмоциональное общение со взрослым.

Первое полугодие жизни является этапом эмоционального (ситуативно-личностного) общения ребенка со взрослым, которое в этом возрасте выступает ведущей деятельностью. На этом этапе ребенок овладевает экспрессивно-мимическими средствами общения, входящими в состав комплекса оживления. Основными психологическими новообразованиями, складывающимися как продукт ведущей деятельности — ситуативно-личностного общения, являются аффективно-личностные связи младенца с близкими взрослыми. Ребенок овладевает зрительными, оральными и мануальными познавательными действиями. Первый акт хватания является началом развития предметно-манипулятивной деятельности и обычно знаменует переход младенца на новый этап — второе полугодие. Развиваются сенсорные ф-ции.

Во втором полугодии ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность, общение со взрослым преобразует нос ситуативно-личностной формы в ситуативно-деловую, которая «обслуживает» предметно-манипулятивную деятельность. В процессе ситуативно-делового общения ребенок учится овладевать культурно обусловленными действиями с предметами, появление которых свидетельствует о становлении собственно предметной деятельности (являющейся ведущей на следующем возрастном этапе — в раннем возрасте). Основным психологическим новообразованием во втором полугодии выступает активность ребенка как генетически первое личностное образование. Она проявляется в активной позиции младенца по отношению к окружающим людям, предметному миру и к самому себе.

При нормальном физическом и психическом развитии младенец во втором полугодии овладевает все более сложными локомоциями, учится понимать речь взрослых и произносить первые слова, осваивает простейшие навыки. Развивается моторика – позовые, локомоторные и мануальные движения (действия с предметом).

Высоким уровнем развития характеризуются сенсорные процессы: в 2 месяца присутствует константность.

Период младенчества завершается «кризисом первого года», в котором впервые проявляется личность ребенка. Появляется понимание речи и первые формы речевой активности. Ассоциативно-ситуативный х-р речи.

Основные закономерности развития ребенка в раннем возрасте 1-3года

раннее детство сензитивно к усвоению речи. Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи.

Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действие («мама идет»), действие и объект действия («дай булку», «хочу конфету»), или действие и место действия («книга там»). К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. Речь становиться полноценным средством общения.

Центр линия умств. развития – овладение речью.

  • 1-1.6 года – интенс равитие поним-я, речь почти не разв, речь многозн по значению (ква-ква это и лягушка, и пруд, и вода и кошка..)

  • 1.6 – 3 года – практич овл речью, быстрый рост словаря, вопросы кто это, что это.

Мышление синкретами, в комплексах.

Помимо речи, в раннем возрасте развиваются другие психические функции — восприятие, мышление, память, внимание.

Особенности восприятия Раннее детство интересно тем, что среди всех психических функций доминирует восприятие. В этом возрасте наблюдаются элементарные формы воображения, такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет.

В этом возрасте каждая вещь для ребенка имеет либо притягивающее, либо отталкивающее значение. У него нет равнодушного или «бескорыстного» отношения к окружающим вещам. Т.е. каждая вещь имеет свою валентность.

Внимание и память непроизвольны.

Мышление является наглядно-действенным, оно основано на восприятии и действии с предметами.

Этапы развития личности:

Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности — вообще игнорируют

Распад прежних отношений пра-мы, ребенок приобр относит самостоятельность, свободу передвиж и автономию намерений. Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя — простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя — сначала по имени, в третьем лице: «Тата», «Саша». Потом, к трем годам, появляется местоимение «я». Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка — осознание не только своего «я», но того, что «я хороший», «я очень хороший», Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов.

Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают» ребенка на новый, уровень развития. Начинается переходный период — кризис 3 лет.

Общая схема ворастного развития младенцев

 Психическое развитие ребенка в период младенчества шпаргалка

Общая схема возрастного развития ребенка раннего детства

Психическое развитие ребенка в период младенчества шпаргалка 

Источник

Ребенок
появляется на свет беспомощным, имеющим
лишь очень ограниченный набор безусловных
рефлексов (сосательный, ориентировочный,
оборонительный) и некоторых двигательных
– атавистических рефлексов (цеплятельный,
плавательный, отталкивания).

Процесс
познания окружающего мира начинается
с момента рождения.

Первым
активно развиваться начинает зрение.
Месячный ребенок способен производить
следящие движения глазами, сначала в
горизонтальной плоскости, затем в
вертикальной, а к двум месяцам начинают
фиксироваться элементарные движения
глаз.

На
втором месяце жизни возникает зрительное
сосредоточение, однако вплоть до 2 – 4
месячного возраста зрение младенца еще
относительно слабое. Примерно со второго
месяца младенец способен различать
простые цвета, а на 3 – 4 – формы предметов.

На
втором месяце жизни ребенок начинает
проявлять эмоционально-двигательное
возбуждение, если взрослый начинает с
ним общаться («комплекс оживления»).

3
– 4 месячный малыш своим поведением
демонстрирует предпочтение общению со
знакомыми ему людьми. Около восьми
месяцев ребенок беспокоится, если видит
незнакомого человека или попадает в
незнакомую обстановку, даже если рядом
находится мама. Это чувство боязни
продолжает прогрессировать и достигает
максимума примерно к 14—18 месяцам жизни
ребенка, а затем постепенно угасает.

Вскоре
после рождения ребенок в состоянии
различать тембр, громкость и высоту
звуков, после 3 – 4 месяцев узнает лицо
и голос матери в любое время дня, а в 8 –
12 месяцев – предметы, причем даже по
отдельным частям.

В
это время начинается активный поиск
внезапно исчезнувших из поля зрения
предметов, что говорит о способности
ребенка сохранять в памяти образ
предмета. Самостоятельное передвижение
в пространстве приводит к развитию
восприятия глубины у младенца. В течение
второго полугодия первого года жизни
ребенок может восстановить образ
предмета по памяти.

Во
второй половине первого полугодия
ребенок начинает выразительными
движениями реагировать на речь взрослого,
что может свидетельствовать о понимании
младенцем этой речи.

В
6 – 6,5 месяцев ребенок способен связать
предмет со словом, его обозначающим. К
концу первого года жизни малыш понимает
приблизительно 10—20 слов. 7 – 8 месячный
ребенок выполняет простые движения в
соответствии со словесной инструкцией,
а в последние месяцы первого года может
устанавливать простейшие связи между
предметами.

3. Утверждение,
что личностное развитие ребенка
начинается с 2 – 3 лет, не совсем верно.
Это справедливо лишь в отношении
проявления внешних признаков, однако
процесс образования этих личностных
свойств начинается гораздо раньше их
внешнего проявления.

Такие
выводы можно сделать, исходя из следующих
положений:

1) никакое
психологическое качество сразу же в
готовом виде не появляется;

2) многие
личностные качества проявляются лишь
по прошествии довольно длительного
времени с того момента, когда они начали
формироваться.

Таким
образом, можно предположить, что
личностное формирование ребенка
начинается уже на первом году жизни, но
внешне это проявляется позднее.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Ребенок появляется на свет беспомощным, имеющим лишь очень ограниченный набор безусловных рефлексов (сосательный, ориентировочный, оборонительный) и некоторых двигательных – атавистических рефлексов (цеплятельный, плавательный, отталкивания). Процесс познания окружающего мира начинается с момента рождения. Первым активно развиваться начинает зрение. Месячный ребенок способен производить следящие движения глазами, сначала в горизонтальной плоскости, затем в вертикальной, а к двум месяцам начинают фиксироваться элементарные движения глаз. На втором месяце жизни возникает зрительное сосредоточение, однако вплоть до 2 – 4 месячного возраста зрение младенца еще относительно слабое. Примерно со второго месяца младенец способен различать простые цвета, а на 3 – 4 – формы предметов. На втором месяце жизни ребенок начинает проявлять эмоционально-двигательное возбуждение, если взрослый начинает с ним общаться («комплекс оживления»). 3 – 4 месячный малыш своим поведением демонстрирует предпочтение общению со знакомыми ему людьми. Около восьми месяцев ребенок беспокоится, если видит незнакомого человека или попадает в незнакомую обстановку, даже если рядом находится мама. Это чувство боязни продолжает прогрессировать и достигает максимума примерно к 14—18 месяцам жизни ребенка, а затем постепенно угасает. Вскоре после рождения ребенок в состоянии различать тембр, громкость и высоту звуков, после 3 – 4 месяцев узнает лицо и голос матери в любое время дня, а в 8 – 12 месяцев – предметы, причем даже по отдельным частям. В это время начинается активный поиск внезапно исчезнувших из поля зрения предметов, что говорит о способности ребенка сохранять в памяти образ предмета. Самостоятельное передвижение в пространстве приводит к развитию восприятия глубины у младенца. В течение второго полугодия первого года жизни ребенок может восстановить образ предмета по памяти. Во второй половине первого полугодия ребенок начинает выразительными движениями реагировать на речь взрослого, что может свидетельствовать о понимании младенцем этой речи. В 6 – 6,5 месяцев ребенок способен связать предмет со словом, его обозначающим. К концу первого года жизни малыш понимает приблизительно 10—20 слов. 7 – 8 месячный ребенок выполняет простые движения в соответствии со словесной инструкцией, а в последние месяцы первого года может устанавливать простейшие связи между предметами. 3. Утверждение, что личностное развитие ребенка начинается с 2 – 3 лет, не совсем верно. Это справедливо лишь в отношении проявления внешних признаков, однако процесс образования этих личностных свойств начинается гораздо раньше их внешнего проявления. Такие выводы можно сделать, исходя из следующих положений: 1) никакое психологическое качество сразу же в готовом виде не появляется; 2) многие личностные качества проявляются лишь по прошествии довольно длительного времени с того момента, когда они начали формироваться. Таким образом, можно предположить, что личностное формирование ребенка начинается уже на первом году жизни, но внешне это проявляется позднее.

Не сдавайте скачаную работу преподавателю!

С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в «Мои шпаргалки».

Источник

1 Возрастная психология как наука: предмет и разделы

Возрастная
психология – это одна из областей
психологии. Предметами возрастной
психологии являются изучение и
формирование представлений о психическом
развитии детей каждого возрастного
этапа и переходе из одного возраста в
другой. Составляются психологические
характеристики каждого возрастного
этапа развития детей. Каждая возрастная
стадия имеет свои неповторимые
характеристики и внутренние условия
развития. Возрастная психология
занимается изучением динамики процессов
психики. Для возрастной психологии
интересно понятие «возраст», которое
Л. С. Выготский описал как некий цикл в
развитии человека, который имеет
собственную структуру и динамику. В
процессе каждого цикла развития
происходят психологические и
физиологические изменения, которые не
зависят от индивидуальных отличий и
присущи всем людям (учитывая норму их
развития).

Разделами
возрастной психологии являются следующие:

1) детская
психология – отрасль психологической
науки, изучающая условия и движущие
силы развития психики детей, а также
закономерности функционирования ребенка
как личности. Она занимается исследованием
деятельности детей, особенностей этого
процесса. Сюда входят детские игры,
овладение трудовыми навыками, особенности
обучения;

2) психология
юности – отрасль психологической науки,
занимающаяся изучением особенностей
детей старшего подросткового возраста,
кризиса этого периода, исследованием
жизненных позиций детей, их стремлений
к самоопределению;

3) психология
зрелого возраста изучает закономерности
механизмов развития человека на ступени
его зрелости и особенно при достижении
им наиболее высокого уровня в этом
развитии, т. е. данный раздел возрастной
психологии занимается изучением
особенностей личности, характерных для
данного периода, а также исследованием
кризисов зрелого возраста;

4) геронтопсихология
– отрасль психологической науки,
изучающая психические явления и процессы,
связанные со старением организма,
выявляющая инволюционные тенденции
притупления и затухания некоторых
психических функций, спад активности,
ослабление психической устойчивости,
исследующая условия личностной
сохранности пожилых людей, психологическую
помощь.

Понятие
«возраст» разделяют на психологический
и хронологический. Хронологическим
называют паспортный возраст, т. е.
зафиксированную дату рождения. Он
является неким фоном для процессов
психического развития и становления
человека как личности. Психологический
же возраст не связан с датой рождения,
его не определяет количество психологических
процессов. Он зависит от внутреннего
содержания, от того, какие чувства,
стремления, желания испытывает человек.

2 Проблемы и направления в развитии возрастной психологии

В
развитии возрастной психологии выделяется
ряд проблем.

1. Развитие
психики и поведения ребенка, обусловленное
внешней средой и физиологическим
созреванием. Анатомо-физиологическое
состояние организма имеет большое
значение для развития психики ребенка.
Без сформированных физиологических
процессов нельзя говорить о личностном
росте. Учитывая органические поражения
или перенесенные в раннем возрасте
заболевания, влияющие на развитие
психики либо задерживающие ее процессы,
становится понятно, что без органического
созревания невозможно развитие психики.
Некоторые ученые считают влияние внешней
среды более значимым, чем развитие
организма. Но точный ответ на вопрос,
что и в какой период в большей степени
влияет на психическое развитие ребенка,
не найден.

2. Влияние
на развитие психики ребенка обучения
и воспитания, причем как спонтанного,
стихийного, так и специально организованного.
На данный момент ученые не могут ответить
на вопрос, что же в большей степени
влияет на психическое развитие детей:
специально организованный процесс
воспитания и обучения или процесс
стихийный, складывающийся в повседневной
жизни. Под организованными понимают
специально созданные процессы (семейное
воспитание, обучение в детских садах,
школах, институтах), под стихийными –
процессы, возникающие сиюминутно при
взаимодействии с социумом.

3. Проблема,
обусловленная возможностями ребенка,
наличием у него задатков и способностей.
Каждый человек рождается с определенными
задатками. Зависит ли в дальнейшем их
наличие на развитие у ребенка определенных
способностей? Чем являются задатки, и
обусловлены ли они генетически? Можно
ли к ним присоединить те психические
качества, которые человек приобретает?
У ученых нет ответов на эти вопросы.

4. Сравнение
и выявление наиболее влияющих на
психическое развитие ребенка изменений
(эволюционного, революционного,
ситуационного). Пока не найден ответ на
вопрос, что в большей степени определяет
психическое развитие ребенка: процессы,
протекающие медленно, но имеющие
обратимый характер (эволюционные);
процессы, возникающие достаточно редко,
но проходящие ярко и глубоко (революционные),
или процессы, не имеющие постоянной
формы, но воздействующие постоянно
(ситуационные).

5. Выявление
основной определяющей психического
развития. Что это: изменение личности
или развитие интеллекта? Что в большей
степени влияет на психическое развитие:
личностный рост или интеллектуальное
развитие? Может быть, эти процессы сами
зависят друг от друга? Ответы на эти
вопросы учеными пока не найдены.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник