Психическое развитие ребенка в период дошкольного детства
Лена Свидрик
Психическое развитие ребенка дошкольного возраста
В период раннего детства 1-3 года ребенок уже не является беспомощным существом. Он очень активен в действиях и своем стремлении общаться с взрослыми, следовательно, он поражает взрослым. Так, малыш готовится к общению с окружающими к доверительным отношениям с ними. В это время формируется предметная деятельность, а также происходит овладение телом и речью [2].
В дошкольном возрасте 3-7 лет малыш начинает овладевать социальным пространством отношений между людьми. Это происходит во время общения и игр с родителями и сверстниками. Ребенок осваивает функции предметов и открывает ценностное отношение к ним. В это время малыш овладевает общепринятыми формами общения, которые важны во взаимодействии с окружающими людьми. В этом ему помогает формирование речи и общения через выразительные движения
Дошкольный возраст – это также то время, когда ребенок активно овладевает собственным телом и интересуется вопросами телесной конструкции людей. Ребенок начинает осознавать себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о различных стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными и смелыми, а девочки – аккуратными и т д [2].
Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает настоящее и имеет представление о будущем. Так же формируется самосознание благодаря интеллектуальному и личностному развитию, на основе эмоций и оценки чужого поведения [2].
Психическое развитие дошкольника происходит через формирование следующих психических функций:
1. Восприятие. Оно становится более осмысленным, совершенным и целенаправленным. Дошкольник рассматривает и наблюдает. Так же формируется сенсорное восприятие.
2. Мышление. У детей дошкольного возраста оно наглядно-образное. Детская логика не мешает дошкольникам рассуждать правильно и успешно решать достаточно сложные задачи. Для этого ребенок должен запомнить задачу, а также ясно себе представить и понять её условия. Наилучшие результаты дети демонстрируют, когда делают определенные выводы, основываясь на собственном опыте.
3. Память. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для её развития. Если в младшем дошкольном возрасте детская память непроизвольна (скорее, эмоциональна, то, начиная со среднего дошкольного возраста, формируется произвольная память.
4. Речь. С ростом словарного запаса формируется звуковая сторона речи, усваиваются правила грамматики и особенности произношения.
Психическое развитие дошкольников нередко связано с повышенной ранимостью. Воздействие окружающего мира на ребенка может оказаться слишком сильным и стать причиной нежелательных нервных реакций. Важно оберегать его от воздействия слишком сильных раздражителей.
В дошкольном возрасте дети бурно протестуют против барьеров, которые возникли при познавательной деятельности. Слишком строгие запреты порождают психотравмы, которые серьезно дезорганизуют детские мысли, чувства и могут привести к неврозам.
Важно заботиться об организации оптимального ритма жизни дошкольника, который представляет собой разумное сочетание и чередование интеллектуальных, физических и эмоциональных нагрузок.
Ведущей деятельностью в этом возрасте является игровая деятельность. Дети играют с взрослыми и сверстниками, вступают в определенные отношения, используя правила игры. В каждой игре есть свои правила, тема, сюжет, роль, игрушки, игровые действия [1].
Младший дошкольник действует не думая для чего это нужно. Средним дошкольникам важно отношение между людьми.
Роль игры в развитии психики:
1. В игре ребенок учиться общаться со сверстниками
2. Учиться подчинять свои желания правилам игры
3. В игре формируются первые нравственные чувства
4. Формируются новые мотивы и потребности (соревнования, самостоятельность)
5. Зарождаются новые виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, аппликация [3].
Список литературы:
1. Ермолаева М. В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения, М. : Московский психолого-социальный институт, 2003, 376 с
2. Сорокоумова Е. А. Возрастная психология. / Е. А. Сорокоумова. – Спб. : Питер, 2007, 208с.
3. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М. : Издательский центр «Академия», 2001, 336 с.
Источник
Главная»Статьи»Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте
Опубликовано: 02 марта 2016 в 08:00
Дошкольное детство – продолжительный отрезок жизни человека. В этот период рамки жизни ребенка стремительно расширяются от пределов семьи до страны и вселенной. Ребенок познает мир, усваивает отношения между людьми, разные виды деятельности. Дошкольник стремится к самостоятельности, желает включиться во взрослую жизнь, но не имеет такой возможности.
Дошкольное детство, как и другие периоды развития, играет важное место в становлении человека.
Игра – ведущий вид деятельности дошкольного возраста
В период дошкольного детства четко проявляется противоречие между стремлением к взрослости и невозможностью взрослых отношений. Из этого противоречия появляется ролевая игра – деятельность детей, которая позволяет моделировать взрослую жизнь.
Роль игры в развитии ребенка настолько велико, что переоценить её значение просто невозможно. Здесь развиваются все психические процессы ребенка, формируется речь, усваиваются отношения, познается мир.
Как ведущий вид деятельности игра проходит ряд этапов развития:
- 3-4 года – режиссерская игра, когда ребенок берет на себя роли всех героев (куклы, игрушки), разыгрывает свой сценарий, наделяет игрушки определенными особенностями, чертами и отношениями.
- 4-5 лет – образно-ролевая игра, как переходный этап между режиссерской и сюжетно-ролевой игрой. Суть этой игры в том, что в режиссёрской игре ребенок может брать роль на себя: мамы, учителя, врача.
- 5-6 лет – сюжетно-ролевая игра, требующая объединение нескольких детей, распределения ролей, наделения определенными характеристиками и отношениями.
- 6-7 лет – игры по правилам. Дети непросто объединяются для игры, они устанавливают определенные правила: могут делиться на группы (семьи, классы, команды), определять стиль отношений (дружим, ненавидим), сферы игровой деятельности. Игры могут быть продолжительными (сериальными), напоминающими отношения целых улиц.
Игра в своем развитии выходит их манипуляций с предметами раннего детства. Сущность игровой деятельности переносится с предмета на живого человека, такого же субъекта. Ребенок относится к сверстнику в игре не как к объекту, а как субъекту, прислушиваясь к его мнению, учитывая его особенности. В ссорах и конфликтах дети учатся взаимодействовать друг с другом, общаться.
В игре развивается мотивационно-потребностная сфера. У ребенка появляются конкретные желания, цели, мотивы. Сама деятельность претерпевает развитие в игре. Ребенок учится определять цель (что?), мотивы (почему?), условия (что нужно для игры?).
В игре развивается воображение, речь, мышление, память.
Развитие психических функций в дошкольном возрасте
- Речь
Сложный процесс развития речи завершается в дошкольном возрасте. Ребенок усваивает основные грамматические конструкции, учится понимать обращенную речь, формулирует инструкции. Всю дальнейшую жизнь будет обогащаться словарь человека. К семи годам язык становится средством общения и мышления. Человек мыслит с помощью слов. Значит, речь и логическое мышление полностью взаимосвязаны. Речь (язык) становится предметом изучения. Ребенок изучает новые слова, интересуется определенными понятиями. Развивается звуковая сторона речи. К пяти годам дошкольник должен полностью овладеть звуками речи. И если этого не случилось, значит, ребенок нуждается в помощи специалиста.
- Восприятие
В дошкольном возрасте происходит четкая дифференциация эмоциональных и перцептивных процессов. Восприятие уже не зависит от эмоций, оно направленное, аналитическое, осмысленное. Оно имеет собственные действия: наблюдения, поиск, анализ.
- Мышление
В дошкольном возрасте появляется логическое мышление, основой которого является восприятие. К концу дошкольного возраста появляется логическое мышление, которое отличается от образного тем, что конкретные образы заменяются понятиями и словами. К 6-7 годам появляется способность обобщать, устанавливать связи, соотносить внешние данные с характеристиками предметов.
- Память
Дошкольный возраст характеризуется доминированием памяти как процесса. Ни до, ни после дошкольного возраста не будет констатироваться такая легкость и прочность запоминания. Ребенок, как губка, впитывает в себя информацию.
Развитие памяти также имеет свои особенности:
- 3-4 года – непроизвольная память;
- 4-5 лет – начала формирования произвольной памяти;
- 5-7 лет дальнейшее формирование произвольной памяти.
Весь дошкольный возраст значение непроизвольной памяти достаточно велико.
В дошкольном возрасте память оказывает влияние на формирование личности ребенка. Первые детские воспоминания относятся к периоду 3-4 лет.
Развитие личности
Дошкольный возраст называют периодом первоначального склада личности. Поэтому очень важно обратить внимание на развитие всех личностных компонентов личности ребенка.
- Эмоциональная сфера. Дошкольный возраст не характеризуется обилием ярких эффектных вспышек. Их наличие свидетельствует о проблемах самочувствия или наличии девиантного поведения (неправильном воспитании). Эмоциональный фон дошкольника относительно стабилен. Переживания становятся более глубокими и длительными. У ребенка появляется способность сопереживать (эмпатия).
- Мотивационная сфера. Соподчинение мотивов относится к важному новообразованию дошкольного возраста и характеризуется умением подчинять свои желания общим идеям и планам. В дошкольном возрасте появляются мотивы, не связанные с инстинктами или игрой. Мотивами поведения могут стать самолюбие, соперничество, стремление к успеху. В этом возрасте четко усваиваются моральные нормы.
- Самосознание. Осознание себя как личности формируется к концу дошкольного возраста. Соответственно в этот период можно вести речь о самооценке. Если в младшем дошкольном возрасте дети знают о себе, что они хорошие, то старший дошкольник может оценить действия других детей, сравнить с собой. Дошкольный возраст характеризуется половой идентификацией. Именно в этот период ребенок четко осознает себя мальчиком или девочкой и соблюдают необходимые стили поведения. Ребенок определяет отношение ко времени, четко определяет прошлое (когда я был маленьким) и будущее (когда я вырасту).
Таким образом, центральными новообразованиями являются:
- соподчинение мотивов;
- развитие самосознание;
- появление логического мышления.
Дошкольный возраст имеет большое значение для личностного и интеллектуального развития. Большинство успехов и проблем дальнейшей жизни имеют корни в дошкольном возрасте.
Источник
3
Вопрос № 18
Особенности
психического развития детей дошкольного
возраста
Дошкольный возраст заканчивается
поступлением ребенка в школу. То есть
3-6,7 лет.
В результате кризиса 3-х лет происходит
психологическое отделение ребенка от
взрослого, что создает предпосылки для
создания новой социальной ситуации
развития. Расширяются рамки семьи
(теперь есть еще и улица, город) и ребенок
открывает для себя мир человеческих
отношений.
Потребность в общении со взрослыми и
сверстниками определяет становление
личности ребенка. В этом возрасте ведущим
средством общения становится речь.
Младшие дошкольники задают тысячи
вопросов. Выслушивая ответы, ребенок
требует, чтобы взрослый всерьез относился
к нему как к товарищу, партнеру. Такое
сотрудничество получило название
познавательного общения. Если
ребенок не встречает такого отношения,
у него возникают негативизм и упрямство.
В дошкольном возрасте возникает и другая
форма общения — личностная,
характеризующаяся тем, что ребенок
активно стремится к обсуждению со
взрослым поведения и поступков других
людей и своих собственных с точки зрения
нравственных норм.
К старшему дошкольному возрасту в
совместной деятельности дети уже
осваивают следующие формы сотрудничества:
чередуют и согласовывают действия;
совместно выполняют одну операцию;
контролируют действия партнера,
исправляют его ошибки; помогают партнеру,
выполняют часть его работы; принимают
замечания партнера, исправляют свои
ошибки. В процессе совместной деятельности
ребята приобретают опыт руководства
другими детьми, опыт подчинения.
Центром социальной ситуации является
взрослый как носитель общественной
функции (взрослый — мама, врач и т.д.). В
тоже время ребенок не в состоянии реально
участвовать в жизни взрослых. Данное
противоречие разрешается в игре,
как в ведущей деятельности. Это
единственная деятельность, которая
позволяет смоделировать жизнь взрослых
и действовать в ней.
Игра, как ведущая деятельность в
дошкольном возрасте.
Игра — ведущий вид деятельности
ребенка дошкольного возраста. Предметом
игровой деятельности является взрослый
человек как носитель определенных
общественных функций, вступающий в
определенные отношения с другими людьми,
использующий в своей деятельности
определенные правила.
Виды игр не возникают спонтанно, они
возникают одна за другой, медленно
сменяя друг друга.
Предметная игра. Этап предметной
игры связан преимущественно с овладением
специфическими функциями предметов,
еще недоступных ребенку в практической
деятельности («кормить куклу», «резать
хлеб»).
Сюжетно-ролевая игра. В этой игре
дети воспроизводят человеческие
отношения и роли.
Игры с правилами. Они появляются к
концу дошкольного возраста. В них роль
отходит на второй план и главным является
четкое выполнение правил (подвижные
спортивные игры, настольные игры).
Компоненты игры (Д.Б.Эльконин):
Игровые условия – это участвующие в
игре дети, куклы, другие игрушки и
предметы.Сюжет – это та сфера действительности,
которая отображается в игре.Содержание игры – это те моменты в
деятельности и отношениях взрослых,
которые воспроизводятся ребенком.
Ребенок 3-4 лет может посвятить игре
10-15 минут. 4-5 лет игра может продолжаться
40-50 минут. А старшие дошкольники могут
играть в игру по несколько часов или
даже по нескольку дней.
Роль игры в развитии психики ребенка.
1) В игре ребенок учится полноценному
общению со сверстниками.
2) Учиться подчинять свои импульсивные
желания правилам игры. Появляется
соподчинение мотивов – «хочу» начинает
подчинятся «нельзя» или «надо».
3) В игре интенсивно развиваются все
психические процессы, формируются
первые нравственные чувства (что плохо,
а что хорошо).
4) Формируются новые мотивы и потребности
(соревновательные, игровые мотивы,
потребность в самостоятельности).
5) В игре зарождаются новые виды
продуктивной деятельности (рисование,
лепка, аппликация)
Развитие психических функций.
Центральное новообразование дошкольного
возраста – соподчинение мотивов.
Другими важнейшими новообразованиями
является сформированная правильная
речь, развитая произвольная память,
начинает развиваться непроизвольная
память, наглядно-образное мышление,
творческое воображение, расширение
круга эмоций, формирование плана
действий.
Восприятие. Утрачивает аффективный
характер. Восприятие становится
осмысленным, целенаправленным и
анализирующим. Это возраст «почемучек».
В нем выделяются произвольные действия:
наблюдение, рассматривание, поиск. На
вопросы надо отвечать, ни в коем случае
нельзя блокировать этот интерес. Дети
знают основные цвета и их оттенки, могут
описать предмет по форме и величине.
Они усваивают систему сенсорных эталонов
(круглый как яблоко).
Мышление. Для дошкольного
возраста характерен переход от
наглядно-действенного к наглядно-образному
мышлению. Мышление и восприятие связаны
настолько тесно, что говорят о
наглядно-образном мышлении, наиболее
характерном для дошкольного возраста.
Память. Дошкольное детство —
возраст, наиболее благоприятный
(сензитивный) для развития памяти. Пока
память непроизвольна, то есть ребенок
не ставит цели запомнить какой-либо
материал. Ребенок запоминает информацию
тогда, когда он ее переживает. Если ему
читают сказку, то он сопереживает герою
этой сказки (потом он рисует, отвечает
на вопросы) + ребенок запоминает. В этом
возрасте развита механическая память,
то есть путем многократных разнообразных
повторений материала, ребенок запоминает.
В среднем дошкольном возрасте (между 4
и 5 годами) начинает формироваться
произвольна память.
Развитие личности.
Эмоциональная сфера. Характерна
спокойная эмоциональность, отсутствие
сильных аффективных вспышек и конфликтов
по незначительным поводам. Если раньше
эмоциональность ребенка зависела от
конкретной ситуации, в которой он
находится, то теперь ребенок может
отвлечься от непосредственной ситуации
и у него возникают переживания.
Мотивационная сфера. Развивается
соподчинение мотивов. У ребенка
развивается самосознание (изучение
самого себя, своих потребностей,
способностей, возможностей, переживаний,
мыслей и т.д.)
Самосознание. Активное формирование
самосознание начинается только к концу
дошкольного возраста благодаря
интенсивному интеллектуальному и
личностному развитию.
Имя – это отношение к своему
собственному имени. В этот период ребенок
идентифицирует себя не только с именем,
но и с фамилией (как неким отличительный
признак). Ребенок любит, когда его
называют уменьшительно-ласкательными
именами. Но это изменится, когда он
пойдет в школу.
Притязание на признание – это
желание ребенка быть признанным,
уважаемым другими людьми, то есть он
хочет, чтобы его считали личностью. В
рамках притязания на признание можно
говорить о самооценке. Это возраст
завышенной самооценки: ребенок хочет
играть самые главные роли, так как он
хороший и лучше справится. Высокие
ожидания от окружающих. Сначала ребенок
учится оценивать действия других детей,
а потом уже и самого себя. К 7 годам у
большинства детей самооценка становится
более адекватной.
Психологическое время личности –
это отношение человека к прошлому,
будущему и настоящему времени. Дети
достаточно плохо помнят период раннего
детства. Настоящее: он живет сегодняшним
днем, но ребенок уже начинает воображать
себя представителем какой-либо редкой
профессии. То есть пока не особо понимает,
что такое будущее.
Половая идентификация – это
идентификация себя с тем полом, к которому
человек принадлежит биологически.
Ребенок осознает себя как мальчика или
как девочку в этом периоде. Они приобретают
представление о стиле поведения того
или иного пола. Дети начинают проявлять
те качества, которые свойственны тому
или иному полу. ПРИМЕР: Если мальчик
в 6 лет зарыдал – над ним начинают
смеяться и обзывать «девченкой».
Источник