Психическое развитие ребенка в перинатальном периоде
Социальная ситуация развития ребенка в утробематери тесным образом связана с соматическим и психи-ческим здоровьем матери, поэтому объектом исследова-ния в перинатальной психологии выступает диада «мать — ребенок».
В психической жизни ребенка наблюдаются следующие процессы.
Кконцупервоготриместрабеременности,какуказыва-ет Г. Г. Филиппова, у ребенка появляются не только раз-нообразные сенсорные переживания, но и положитель-ные и отрицательные эмоциональные переживания, сопровождающие комфортное и дискомфортное состоя-ние. Влияние матери на ребенка в этот период происхо-дит через функции ее организма.
Вовторомтриместребеременностиэмоциональное состояние ребенка — удовольствие/неудовольствие — изменяется в зависимости от собственного эмоциональ-ного состояния матери напрямую, через поступающие
с кровью гормоны матери. В этом периоде ребенок уже реагирует изменением двигательной активности в ответ на эмоциональное состояние матери. Поскольку ребенок теперь постоянно находится в зоне интенсивной звуковой стимуляции — и внутриутробной, и внешней — он реаги-рует на структурированные высокочастотные звуки. Пос-ле 20 недель при обучении ребенок может отвечать дви-
Положение, занимаемое ребенком в данном обществе, определяется, с одной стороны, существующими пред-ставлениями о том, каким должен быть ребенок на каждом возрастном этапе, а с другой — достигнутым ребенком уровнем развития, его индивидуальными возможностями удовлетворять общественные требования к тому или ино-му этапу возрастного развития.
В настоящее время в нашем обществе наметилась тен-денция к изменению требований к ребенку, к усилению его самостоятельности и в то же время к осознанию осо-бых прав ребенка. Социальная ситуация развития может сильно различаться у детей одного возраста в связи с со-циальным расслоением в обществе.
жениями на определенную тактильную стимуляцию,
а после 24-26 недель — на тактильную и слуховую стиму-ляцию. В этом периоде, считают исследователи, можно говорить о факте активностиребенка, организованной и достигающей цели — изменять и поддерживать свое со-стояние определенного качества. Здесь закладывается начало формирования содержания субъективного опыта, которое станет основой привязанности.
Отсутствие зрительного восприятия партнера ребен-ком не дает ему в этом триместре возможность прямого зрительного взаимодействия с матерью на эмоциональ-ном уровне, которое осуществляется непрямым путем — через гормоны матери в крови.
Втретьемтриместре,которыйсензитивендляобразо-вания индивидуальных особенностей нервной системы, психических особенностей ребенка и его способностей, ребенок имеет возможность формировать предпочтения
к различным видам звуковой стимуляции: голосу матери, биению ее сердца, характеристикам родного языка, му-зыкальным и речевым фразам, мелодиям, стихам, пес-ням, развивается избирательность к культурным особен-ностям пищи.
Адаптация, индивидуализация, интеграция выступают как механизмы взаимодействия человека и общности, механизмы его социализации и личностного развития, которое происходит в процессе разрешения возникаю-щих в этом взаимодействии противоречий. Личностное развитие человека соотносится с формированием его са-мосознания, образа «Я» («Я»-концепции, «Я»-системы),
с изменением сферы потребностей и мотиваций, направ-ленности как системы отношений, с развитием личност-ной рефлексии, механизма самооценки.
ваться на еще не созревшие функции, на зону ближайше-го развития, что характеризует высший порог обучения. Между этими порогами и находится оптимальный период обучения.
Как всякая ценная идея, понятие зоны ближайшего раз-вития имеет большое практическое значение для реше-ния вопроса об оптимальных сроках обучения. Зона бли-жайшего развития — симптом, критерий в диагностике умственного развития ребенка. Определение обоих уров-ней развития — актуального и потенциального, а также одновременно и зоны ближайшего развития — составля-ют вместе то, что Л. С. Выготский называл нормативной возрастнойдиагностикой.Важнымследствиемэтойидеиможно считать и то, что зона ближайшего развития может быть использована как показатель индивидуальных раз-личий детей.
29. Кризис новорожденности
Процесс рождения — тяжелый, переломный момент
в жизни ребенка. Психологи называют этот период кри-
Зисомноворожденности.
Причиныкризисановорожденности:
— физиологические (рождаясь, ребенок физически от-деляется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания);
-психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных реф-лексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни). Какие же безусловные рефлексы имеет новорож-денный? Это прежде всего дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы.
Кризис новорожденности — промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рожде-ния. У него нет ни единой сложившейся формы поведе-ния. Все складывается при жизни. В ходе антропогенеза практически исчезли какие бы то ни было инстинктивные функциональные системы. Переход к новому типу функ-ционирования обеспечивается только взрослым. Наблю-дая новорожденного, можно видеть, что даже сосанию ребенок учится. Терморегуляция еще отсутствует. Един-ственное, что может ребенок, — это принять внутриутроб-ную позу (поджать ножки и прижать к себе ручки) и этим уменьшить площадь теплообмена.
Этап новорожденности —это время адаптации ре-бенка к новым, внеутробным условиям жизни, удлинения периода бодрствования по сравнению с периодом сна,
Источник
Пренатальный период развития ребенка — прекрасное время, когда родители, и особенно мать могут максимально полно влиять на процессы формирования не только физиологии своего ребенка, но и на его психическое, интеллектуальное и духовное здоровье.
Психологическая деятельность в пренатальный период
Задолго до рождения психика ребенка проходит определенный путь развития. Эмбриональное развитие органов и систем определяется генетически фиксированными факторами, сложившимися в филогенезе (развитие человека как вида в рамках эволюции живых существ)[3]. Общим правилом эмбриогенеза (часть индивидуального развития человека) [3] является асинхронность развития органов, систем и нервных центров, которые регулируют их функции. То есть существуют различия в темпах их формирования и созревания. При этом органы во время роста не способны к созреванию и дифференциации, эти процессы всегда функционируют согласованно, обеспечивая работоспособность всей системы организма. Асинхронность развития органов связана с определенной ограниченностью потока питательных веществ и кислорода, поступающих эмбриону. Поэтому, у разных видов в первую очередь формируются те органы и системы, которые являются наиболее важными для сохранения вида и совершенно необходимыми для поддержания жизни в самом начале постнатального периода.[20]
Развивающийся организм уже в пренатальном периоде начинает производить движения, которые после рождения станут элементами двигательных актов. До рождения плода эти движения не имеют соответствующего функционального значения, то есть еще не могут играть приспособительной роли. Иными словами поведение эмбриона имеет предадаптационное значение, но являются началом и основой всего процесса развития поведения в онтогенезе. Необходимо подчеркнуть, что уровень эмбриональной адаптации не является строго определенным, так как условия развития и функционирования развивающихся органов и систем эмбриона определяются также и условиями жизни родителей, их взаимодействия с компонентами среды. Так как проблеме предадаптации посвящено мало исследований и большинство из них проведены на птичьих эмбрионах, изменение поведения в пренатальный период можно охарактеризовать только в общих чертах, подчеркнув, что разнообразие реакций эмбриона увеличивается по мере усложнения организации вида.
Поведение в эмбриональный период складывается из генетически заложенных инстинктивных движений. На ранних стадиях эмбриогенеза за счет спонтанной активности мотонейронов происходит периодическое нерефлекторное сокращение соматической мускулатуры. В результате осуществляется подготовка эффекторов к работе, которая сможет осуществиться по достижении определенно степени зрелости центральной нервной системы. На этих этапах зародыши не дифференцируют раздражители и отвечают на них генерализовано, повышая или снижая общий уровень подвижности независимо от характеристик стимулов.
По мере созревания зародыша наблюдается изменение способности отвечать повышением двигательной активности в ответ на воздействие неблагоприятных факторов. В результате развития центральной нервной системы, сенсорной и двигательной сфер, эмбрион начинает дифференцированно отвечать только на значимые для него раздражители, и сила реакции зависит от силы стимуляции.
Обучения как такового на ранних и средних стадиях пренатального развития нет, так как незрелость центральной нервной системы не позволяет формировать условнорефлекторные связи. Очевидно, на этих этапах отсутствуют и явления привыкания.
На последней стадии пренатального развития появляются элементы, предпосылки научения. Функционирование развивающихся органов и систем, запрограммированное генетически, в результате тренировок может изменяться и совершенствоваться. Тренировки обычно носят вид изометрических упражнений и ограниченных движений, что обусловлено ограничением места. Значение тренировок исключительно велико. Они позволяют центральной нервной системе научиться координировать деятельность рабочих органов и вегетативных функции. В результате после рождения системы кровоснабжения, дыхания, выделения способны изменять свою активность в соответствии с энергозатратами при физической нагрузке.
Когнитивное развитие. Рассматривается развитие чувствительности, двигательной системы, развитие мозга. Организм матери рассматривается как стимульная среда, обеспечивающая развитие мозговых структур и первоначальной интегративности когнитивной системы. Эта среда фиксирована и неизменна, саморазвитие происходит как реализация генетической программы в этой одинаковой по основным параметрам для всех представителей человеческого рода.[17]
Эмоциональное развитие. К сожалению, интерпретации психологии эмоционального развития ребенка предпринимается только с точки зрения психоаналитически-ориентированных подходов и в рамках практической психологии и опирается на ретроспективный анализ особенностей эмоциональной сферы ребенка старшего возраста. Некоторые аспекты пренатального развития эмоциональной сферы рассматриваются в русле психофизиологии эмоций. Роль матери оценивается с точки зрения ее собственного эмоционального состояния, связанного с принятием беременности и отношением к ребенку.[17]
Развитие личности. В психоаналитически ориентированных подходах пренатальный период рассматривается с точки зрения возникновения первого субъективного опыта: либо как «внутриутробный рай», либо как источник первых эмоциональных травм и начало образования личностных конфликтов. В остальных подходах роль пренатального развития оценивается с точки зрения формирования материнского чувства, которое в дальнейшем будет определять развитие личности ребенка. Роль матери во всех случаях состоит в отношении к будущему ребенку, который определяет ее эмоциональное состояние в беременности и служит «материалом» для формирования субъективного опыта ребенка.[17]
Отдельные структуры субъективного опыта. В рамках пренатальной психологии этот период рассматривается как сензитивный для формирования базы основных содержаний субъективного опыта. Функции матери в основном интерпретируются с позиций психоанализа и микропсихоанализа.
Этелогический подход. Этот подход представлен отдельными прикладными исследованиями пренатального воспитания и обучения. В русле этих исследований выработаны способы налаживания взаимодействия матери с ребенком в период беременности. Доказано, что у ребенка еще внутриутробно формируются предпочтения определенно звуковой, тактильной и т.п. стимуляции. Мать рассматривается как «транслятор» социокультрного фактора развития ребенка.
Деятельный подход. Практически не рассматривается этот период развития. Еще Л.С. Выготский определил в качестве нижней границы детской психологии момент рождения, рассматривая пренатальный период как выходящий за рамки психологических исследований. Современные данные о внутриутробном развитии ребенка, к сожалению, не интерпретируются с позиции этого направления.[4].
Источник
Социальная ситуация развития ребенка в утробематери тесным образом связана с соматическим и психи-ческим здоровьем матери, поэтому объектом исследова-ния в перинатальной психологии выступает диада «мать — ребенок».
В психической жизни ребенка наблюдаются следующие процессы.
Кконцупервоготриместрабеременности,какуказыва-ет Г. Г. Филиппова, у ребенка появляются не только раз-нообразные сенсорные переживания, но и положитель-ные и отрицательные эмоциональные переживания, сопровождающие комфортное и дискомфортное состоя-ние. Влияние матери на ребенка в этот период происхо-дит через функции ее организма.
Вовторомтриместребеременностиэмоциональное состояние ребенка — удовольствие/неудовольствие — изменяется в зависимости от собственного эмоциональ-ного состояния матери напрямую, через поступающие
с кровью гормоны матери. В этом периоде ребенок уже реагирует изменением двигательной активности в ответ на эмоциональное состояние матери. Поскольку ребенок теперь постоянно находится в зоне интенсивной звуковой стимуляции — и внутриутробной, и внешней — он реаги-рует на структурированные высокочастотные звуки. Пос-ле 20 недель при обучении ребенок может отвечать дви-
Положение, занимаемое ребенком в данном обществе, определяется, с одной стороны, существующими пред-ставлениями о том, каким должен быть ребенок на каждом возрастном этапе, а с другой — достигнутым ребенком уровнем развития, его индивидуальными возможностями удовлетворять общественные требования к тому или ино-му этапу возрастного развития.
В настоящее время в нашем обществе наметилась тен-денция к изменению требований к ребенку, к усилению его самостоятельности и в то же время к осознанию осо-бых прав ребенка. Социальная ситуация развития может сильно различаться у детей одного возраста в связи с со-циальным расслоением в обществе.
жениями на определенную тактильную стимуляцию,
а после 24-26 недель — на тактильную и слуховую стиму-ляцию. В этом периоде, считают исследователи, можно говорить о факте активностиребенка, организованной и достигающей цели — изменять и поддерживать свое со-стояние определенного качества. Здесь закладывается начало формирования содержания субъективного опыта, которое станет основой привязанности.
Отсутствие зрительного восприятия партнера ребен-ком не дает ему в этом триместре возможность прямого зрительного взаимодействия с матерью на эмоциональ-ном уровне, которое осуществляется непрямым путем — через гормоны матери в крови.
Втретьемтриместре,которыйсензитивендляобразо-вания индивидуальных особенностей нервной системы, психических особенностей ребенка и его способностей, ребенок имеет возможность формировать предпочтения
к различным видам звуковой стимуляции: голосу матери, биению ее сердца, характеристикам родного языка, му-зыкальным и речевым фразам, мелодиям, стихам, пес-ням, развивается избирательность к культурным особен-ностям пищи.
Адаптация, индивидуализация, интеграция выступают как механизмы взаимодействия человека и общности, механизмы его социализации и личностного развития, которое происходит в процессе разрешения возникаю-щих в этом взаимодействии противоречий. Личностное развитие человека соотносится с формированием его са-мосознания, образа «Я» («Я»-концепции, «Я»-системы),
с изменением сферы потребностей и мотиваций, направ-ленности как системы отношений, с развитием личност-ной рефлексии, механизма самооценки.
ваться на еще не созревшие функции, на зону ближайше-го развития, что характеризует высший порог обучения. Между этими порогами и находится оптимальный период обучения.
Как всякая ценная идея, понятие зоны ближайшего раз-вития имеет большое практическое значение для реше-ния вопроса об оптимальных сроках обучения. Зона бли-жайшего развития — симптом, критерий в диагностике умственного развития ребенка. Определение обоих уров-ней развития — актуального и потенциального, а также одновременно и зоны ближайшего развития — составля-ют вместе то, что Л. С. Выготский называл нормативной возрастнойдиагностикой.Важнымследствиемэтойидеиможно считать и то, что зона ближайшего развития может быть использована как показатель индивидуальных раз-личий детей.
29. Кризис новорожденности
Процесс рождения — тяжелый, переломный момент
в жизни ребенка. Психологи называют этот период кри-
Источник
Прената́льная и перината́льная психоло́гия (др.-греч. peri — около, лат. natalis — относящийся к рождению) — наука[1] о психической и психологической жизни нерождённого ребёнка или только что родившегося (наука о начальной фазе развития человека — пренатальной и перинатальной). Область знаний (подотрасль психологии развития), которая изучает обстоятельства и закономерности развития человека на ранних этапах: пренатальной (антенатальной), перинатальной (интранатальной) и неонатальной (постнатальной) фазах развития, и их влияние на всю последующую жизнь[2]; один из разделов перинатологии[3].
История[править | править код]
Перинатальная психология берёт начало из так называемой «житейской психологии», устанавливающей определённые требования к поведению беременной женщины в обществе и повседневной жизни. Культура предписывала беременной придерживаться нравственной чистоты, не обижать домашних животных, не красть и т. п., в связи с тем, что бытовало мнение о влиянии плохих поступков на будущую судьбу и здоровье ребёнка[4].
Официально создателем перинатальной психологии считается психолог и психоаналитик Густав Ханс Грабер (англ. Dr. phil. Gustav Hans Graber, ученик З. Фрейда), который в 1971 году инициировал в Вене создание «Общества по пренатальной психологии» и исследовательской группы по пренатальной психологии, после чего в 1982 году во Франции была создана Национальная ассоциация пренатального воспитания (ANEP) как база для похожих организаций в других странах, в дальнейшем объединившихся в Международную ассоциацию перинатального образования после первого Американского конгресса по пренатальному воспитанию в Торонто в 1983 году[4], организованного доктором Т. Верни (психиатром)[5].
В 1986 году в Бодгайстене, Австрия, прошёл первый Международный конгресс, где рассматривались вопросы профилактики психологии и аспекты социально ориентированных профессий, и создана Международная ассоциация пренатальной и перинатальной психологии и медицины (англ. International Society for Prenatal and Perinatal Psychology and Medicine — ISPPM), первым президентом которой избран швейцарский профессор Густав Ханс Грабер. С 1989 года каждые четыре года на английском и немецком языках издается Международный журнал пренатальной и перинатальной психологии и медицины, основанный П. Федор-Фрейбергем[4][6].
В России пренатальная психология появилась с первой Санкт-Петербургской конференции по перинатальной психологии в акушерстве 1994 года, проведённая в роддоме № 12 Санкт-Петербурга[k 1]. Первая Ассоциация перинатальной психологии и медицины (АППМ) зарегистрирована в 1994 году в Иванове. В 1998 году в Международном институте психологии и управления (МИПУ) создана Российская ассоциация перинатальной психологии и медицины, председателем которой избран профессор Г. И. Брехман, его заместителем — Н. П. Коваленко. С 2004 года в Москве издаётся ежеквартальный научно-практический журнал «Перинатальная психология и психология родительства»[4][7].
Структура[править | править код]
Выделяют три фазы:
- пренатальная (внутриутробная) — с 22 недели беременности до начала родовой деятельности;
- интранатальная — с начала родовой деятельности до её окончания;
- постнатальная (ранняя неонатальная) — первая неделя жизни ребёнка[4][2][1].
По И. В. Добрякову пренатальная психология разделяется на общую, медицинскую (клиническую) и специальную, а также в зависимости от этапа репродуктивного процесса:
- психология зачатия;
- психология беременности;
- психология родов;
- психология раннего постнатального периода[8].
Концепция[править | править код]
Основным объектом перинатальной психологии является не ребёнок отдельно и не его родители сами по себе, а их общность, представленная диадой детско-родительского взаимодействия на ранних этапах развития, так называемая система «мать-дитя», определённая Р. Шпицем[9]
Исследованиями установлена действенная профилактика психофизиологических и физических отклонений на этапе пренатальной стадии жизни, снижающая смертность и вероятность преждевременных родов. «Пренатальное» воспитание родителей состоит в моделировании материнских и отцовских чувств, созревающих гораздо раньше, чем представлялось до сих пор, осознании ответственности за собственное здоровье и здоровье ещё нерождённого (незачатого) ребёнка. Цели просвещение будущих родителей в вопросах здорового образа жизни, репродуктивного здоровья, сознательного материнства и отцовства и гармоничное развитие будущих детей[10].
Теоретические подходы к обоснованию перинатальной психологии[править | править код]
Множество взглядов на теоретическое обоснование перинатальной психологии послужило разделению подходов на:
- Эклектически-дилетантский подход. Обоснование теории перинатальной психологии лицами, не имеющими никакого отношения к психологии. Характеризуется ограниченным представлением о перинатальной психологии, эффективность оценивается по собственным впечатлениям и отзывам беременных (как правило положительным).
- Медико-редукционистский подход. Характеризуется поверхностным подходом врачей-акушеров к пониманию психологии, проблемы объясняются только биологическими причинами.
- Психолого-редукционистский подход. Отличается наличием стройной теоретической базы, но в противоположность медико-редукционистского подходу считается, что течение репродуктивного процесса определяется по большей части психологическим состоянием партнёров, и поэтому при появлении проблем необходима прежде всего психокоррекция. Биологическим, физиологическим, медицинским трудностям уделяется мало (или вообще никакого) внимания.
- Интегративный биопсихосоциальный подход. Сочетание биологических, психологических и социальных построений в единой теоретической модели, направленной на более полное понимание закономерностей и взаимосвязей процессов, связанных с репродукцией. В России получили распространение биопсихосоциальные модели, предложенные независимо друг от друга Г. Г. Филипповой и И. В. Добряковым[11].
- Ресурсный подход является продолжением развития перинатальной психологии и психотерапии в сотрудничестве с акушерством. Концептуальные позиции: объект исследования — ресурсы семейной системы, предмет исследования — ресурсы репродуктивной системы. Авторская модель проф., д.пс.н. Коваленко Н.П.
См. также[править | править код]
- Пренатальное обучение
Комментарии[править | править код]
- ↑ По другим данным 27 марта 1997 года[7].
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 Дмитриева С. С., Панченко Л. Л. Пренатальные и перинатальные влияния на психофизическое развитие детей. Сб. материалов межрегиональной научно-практической конференции с международным участием / под общ. ред. проф. В.С. Чернявской; Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (25–27 июня 2009 г.) – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2009. – С. 111—113
- ↑ 1 2 Шихова Е. П., Филипповская Т. В. Социология перинатальных практик: право на актуализацию// Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, 2009, № 6 (1), с. 276—281
- ↑ Добряков, 2010, с. 18,30.
- ↑ 1 2 3 4 5 Сидоров, Чумакова, Щукина, 2015.
- ↑ Коваленко, 2000, с. 82, 90—91.
- ↑ Коваленко, 2000, с. 90—91.
- ↑ 1 2 Коваленко, 2000, с. 11.
- ↑ Добряков, 2010, с. 30—31.
- ↑ Филиппова Г. Г. Перинатальная психология и психология родительства — новая область исследования и практики в психологии (недоступная ссылка). psymama.ru. Дата обращения 13 марта 2016. Архивировано 18 марта 2016 года.
- ↑ Батуев, А. С. Роль пренатальной психологии в формировании сознательного родительства / А. С. Батуев, О. Н. Полякова, И. А. Новикова // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. — 2012. — Т. 17, № 1. — С. 136—139.
- ↑ Добряков, 2010, с. 33—42.
Литература[править | править код]
- Сидоров, П. И. Перинатальная психология / П. И. Сидоров, Г. Н. Чумакова, Е. Г. Щукина. — СПб. : Спецлит, 2015. — ISBN 5457892042.
- Коваленко, Н. П. Перинатальная психология. — СПб. : Ювента, 2000. — ISBN 5-87-399-134-0.
- Васина А. Н. (сост.) Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода. — М.,УРАО. 2005.
- Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. — М.: «Издательство АСТ», 2005. — ISBN 5-17-011168-1
- Добряков, И. В. Перинатальная психология. — СПб. : Питер, 2010. — ISBN 978-5-49807-191-6.
- Chamberlain D. Babies Remember Birth. — 1988; 3rd edition (The Mind of Your Newborn Baby) 1988.
Ссылки[править | править код]
- Российская Ассоциация Перинатальной Психологии и Медицины
- «Перинатальная психология»: научно-методический проект для специалистов, занимающихся проблемами медико-психологической поддержки семьи во время ожидания ребёнка и его раннего возраста
Источник