Психическое развитие ребенка в норме и при патологии таблица

Психическое развитие ребенка в норме и при патологии таблица thumbnail

В учебном пособии на современном уровне раскрываются основные психологические понятия, ведущие закономерности психического развития детей и методы изучения психики ребенка. Излагаются базисные представления об отклонениях в психическом развитии ребенка. Представлены основные способы психологической профилактики и психологической коррекции психических и поведенческих расстройств у детей. Книга окажется незаменимой в качестве учебного пособия для студентов педагогических и медицинских учебных заведений, изучающих психологические дисциплины, слушателей учебных заведений системы последипломного образования. Представляет несомненный интерес для практических психологов, социальных педагогов, педагогов детских дошкольных учреждений и школ, врачей — детских психиатров, психотерапевтов, педиатров и всех, кого волнуют вопросы психологического благополучия и гармоничного личностного развития детей.

Часть I ОБШИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНК

Глава 1 ПРЕДМЕТ И ИСТОРИЯ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава 2 МЕТОДЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава 3 ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Часть II ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В МЛАДЕНЧЕСКОМ И РАННЕМ ВОЗРАСТ

Глава 4 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Глава 5 ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В РАННЕМ ДЕТСТВЕ

Часть III ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТ

Глава 6 ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Глава 7 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА

Глава 8 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ТРУДУ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 9 УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА

Часть IV РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ РЕБЕНК

Глава 10 РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЯ РЕБЕНКА

Глава 11 РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ

Глава 12 РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Глава 13 МЫШЛЕНИЕ У ДЕТЕЙ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

Глава 14 СТАНОВЛЕНИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

Глава 15 РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Часть V РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНК

Глава 16 УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Глава 17 РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ И МОТИВАНИОННОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА

Глава 18 ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА РЕБЕНКА

Глава 19 РАЗВИТИЕ ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА

Глава 20 РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА

Глава 21 ПРОЯВЛЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА И ЕГО РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Глава 22 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Глава 23 ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САЛА

Глава 24 ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Глава 25 ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКОВ

Глава 26 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ИЗУЧЕНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Приложени

  1. Ганькина М.. Грамматическая Аптечка — 2010 год
  2. Людмила Александровна Регуш. ПРАКТИКУМ ПО НАБЛЮДЕНИЮ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ — 2008 год
  3. Тимошенко Г.В., Леоненко Е.А.. Детство на 100%. Что должны и не должны делать родители, чтобы их ребенок вырос счастливым человеком — 2008 год
  4. Первушина Е. В.. Настольная книга молодой мамы. Все о малышах от рождения до 2 лет — 2007 год
  5. Священномученик Владимир (Богоявленский). Беседы о православном воспитании детей. — Мн.: Свято-Елисаветинский монастырь. — 80 с. — 2004 год
  6. Г. Ф. Кумарина, М. Э. Вайнер, Ю. Н. Вьюнкова и др. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /.; Под ред. Г. Ф. Кумариной. — М.: Издательский центр «Академия»,2003. — 320 с. — 2003 год
  7. Скотт Миллер. Психология развития: методы исследования — СПб.: Питер. — 464 с: ил. — (Серия «Мастера психологии») — 2002 год
  8. Хацкевич Ю.Г. (отв.ред.). Играем вместе с мамой и друзьями. — 2001 год
  9. Аллан Фромм. АЗБУКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
    ИЛИ КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ — 1996 год
  10. Москвичев Л. Н.. Знания о мире и мир знаний — 1989 год
  11. Маркова А. К., Орлов А. Б., Фридман Л. М.. Мотивация учения и ее воспитание у школьников — 1983 год
  12. Минкина М.В.. Чем и как занять ребенка дома — 1983 год

Источник

Инфоурок

Начальные классы
›Презентации›Презинтация «Сравнительная характеристика психических функций детей младшего школьного возраста с отклонением в развитии и норме»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Учитель- дефектолог Петрова Л.Ф.

Описание слайда:

Учитель- дефектолог Петрова Л.Ф.

2 слайд

Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и

Описание слайда:

Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему он так закрыт? Почему он так испуган? Почему не говорит? Мир «особого» ребёнка –он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребёнка -допускает лишь своих!

3 слайд

АКТУАЛЬНОСТЬ Для успешности обучения и воспитания детей с ОВЗ необходима прав

Описание слайда:

АКТУАЛЬНОСТЬ Для успешности обучения и воспитания детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей.

4 слайд

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Диагностическая работа	Коррекц

Описание слайда:

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Диагностическая работа Коррекционно-развивающая работа Консультативная работа Информационно-просветительская работа Обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведения их комплексного обследования, и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической помощи в условиях школы. Обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в психическом развитии детей с ОВЗ в условиях ОУ; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Обеспечивает актуальность, системность и гибкость работы с детьми с умеренными ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции развития и социализации обучающихся. По вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися (как имеющими, так и не имеющими дезадаптивные особенности развития), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

5 слайд

ЧТО ДЕЛАТЬ? Для того чтобы определить: есть ли отклонения в развитии ребенка

Описание слайда:

ЧТО ДЕЛАТЬ? Для того чтобы определить: есть ли отклонения в развитии ребенка или же это просто возрастное проявление характера, необходимо провести полную диагностику. Установить диагноз можно только после полного обследования при участии разных специалистов, среди которых обязательно должен быть врач, психолог, логопед, дефектолог. Нужно помнить: за одним симптомом заключение о психическом развитии ребенка никто не ставит. Для того чтобы сделать вывод и определить уровень возможностей школьника существуют психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК), где работают узкие специалисты, в обязанности которых входит обследовать ребенка, проконсультировать его родителей и начать при необходимости коррекционную работу. Нужно помнить: во-первых, диагноз о психическом развитии может поставить только специалист, а во-вторых, заключение врача – это не приговор и не ярлык на всю жизнь. По истечении времени при благоприятном влиянии на ребенка диагноз может быть изменен.

6 слайд

ВНИМАНИЕ Нормально развивающийся ребенок	Умственно отсталый ребенок 	Ребенок

Описание слайда:

ВНИМАНИЕ Нормально развивающийся ребенок Умственно отсталый ребенок Ребенок с ЗПР Ребенок с речевым нарушением Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Если ребенок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть часами. Внимание у/о ребенка страдает из-за трудности привлечения к объекту, слабости концентрации, неустойчивости. Для внимания у/о характерны трудности распределения, замедленность переключения. Даже будучи привлеченным к объекту, внимание быстро истощается и характеризуется отвлекаемостью. В наибольшей степени страдает произвольное внимание. Воображение у детей с у/о отличается неточностью, фрагментарностью. Для них характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их сверстники, испытывают потребность в новых знаниях. При ЗПР наблюдается недостаток внимания. Дети на уроках рассеяны, не могут работать более 10-15 мин. Это вызывает реакцию раздражения, нежелания работать. У детей с ЗПР ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации, даже если повествование будет интересным, захватывающим. Дети теряют нить повествования или вопроса при малейшем раздражителе (стук в дверь). Выделяют особенности внимания у детей с ЗПР: неустойчивость, снижен объем, концентрация, избирательность, распределение. Уровень распределения внимания скачкообразно повышается к 3-му классу Характерная особенность внимания этих детей — слабость произвольного внимания и отвлекаемость. Причина отвлекаемости— воздействие других ярких и сильных раздражителей, импульсивность, общая неорганизованность и неумение проявить волевое усилие для преодоления трудностей.

7 слайд

ПАМЯТЬ Нормально развивающийся ребенок	Умственно отсталый ребенок 	Ребенок с

Описание слайда:

ПАМЯТЬ Нормально развивающийся ребенок Умственно отсталый ребенок Ребенок с ЗПР Ребенок с речевым нарушением Шестилетний –семилетний ребенок уже может запоминать произвольно. Когда запоминание становится условием успешной игры или имеет значение для реализации притязаний ребенка, он легко запоминает слова в заданном порядке, стихи, последовательность действий и др. Учащийся уже сознательно может пользоваться приемами запоминания. Он повторяет то, что надо запомнить, старается осмыслить, осознать запоминаемое в заданной последовательности. Однако непроизвольное запоминание остается более продуктивным. Памяти умственно отсталых свойственно снижение продуктивности всех ее основных процессов. Запоминание материала характеризуется низкими объемом и точностью, а также замедленностью; сохранение — непрочностью; воспроизведение — низким объемом, искажением материала, привнесениями. Наиболее нарушенной является смысловая память. У/о дети лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее всего осознаются и запоминаются внутренние логические связи. Позднее, чем в норме, у у/о формируется произвольное запоминание. Значительные трудности представляет и припоминание материала. Опосредованная смысловая память развита слабо. Характерна эпизодическая забывчивость.              Снижена продуктивность запоминания (на 2 года ниже, чем у сверстников), неустойчивость, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, заметное преобладание наглядной памяти над словесной, низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение организовать свою работу по заучиванию, недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании, неумение использовать приемы запоминания, нарушение кратковременной памяти, повышенная тормозимость под воздействием помех, быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания. Необходима помощь психолога. Для таких детей характерна более низкая продуктивность памяти, причем она более выражена в долговременной памяти, а также более монотонная динамика нарастания количества воспроизведенных единиц в слуховой кратковременной памяти. Для заикающихся характерна некоторая диффузная недостаточность краткосрочной памяти, проявляющаяся как качественно, так и количественно. Особенности памяти заикающихся связаны с вниманием и мышлением (способами обработки информации). Они сближаются по своим проявлениям с организацией памяти больных неврозами и могут быть обусловлены некоторыми личностными характеристиками.

8 слайд

МЫШЛЕНИЕ Нормально развивающийся ребенок	Умственно отсталый ребенок 	Ребенок

Описание слайда:

МЫШЛЕНИЕ Нормально развивающийся ребенок Умственно отсталый ребенок Ребенок с ЗПР Ребенок с речевым нарушением Примерно в возрасте 6 — 7 лет (с поступлением в школу) у ребенка начинают формироваться два новых для него вида мышления — словесно-логическое и абстрактное. Успешность обучения в школе зависит от уровня развития этих типов мышления. Недостаточное развитие словесно-логического мышления приводит к трудностям при совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами. Упражнения по развитие этого вида мышления направлены на формирования у ребенка умения систематизировать слова по определенному признаку, способности выделять родовые и видовые понятия, развитие индуктивного речевого мышления, функции обобщения и способности к абстракции. Надо отметить, что чем выше уровень обобщения, тем лучше развита у ребенка способность к абстрагированию. Мышление у/о детей характеризуется пассивностью, несамостоятельностью, некритичностью, инертностью, нарушением всех мыслительных операций. В наибольшей степени страдают обобщение и абстрагирование, а также словесно-логический вид мышления. Наиболее сохранно наглядно-действенное мышление. У таких детей затруднено формирование понятий, суждений, умозаключений. Мотивация мышления снижена. При решении мыслительных задач отмечается недостаточность ориентировки, отсутствие планирования, неосознанность и хаотичность действий. Слаба регулирующая роль мышления и в поведении. У большинства детей с ЗПР уровень развития наглядно-действенного мышления в норме. Они правильно выполняют задание, но некоторым требуются стимулирующие задания. Наглядно-образное мышление: большинству требуется многократное повторение задания и оказание некоторых видов помощи, но есть такие, которые и с помощью с заданием не справляются. Словесно-логическое мышление у большинства детей с ЗПР не развито. У таких детей снижен темп мыслительных процессов и имеются нарушения отдельных мыслительных операций. Это проявляется в дефектах анализа и синтеза наглядных признаков предметов и ситуаций, а также в расстройствах оперирования понятиями и в трудностях установления логических связей и отношений в наглядных и воображаемых ситуациях.

9 слайд

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ Нормально развивающийся ребенок	Умственно отсталый ребе

Описание слайда:

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ Нормально развивающийся ребенок Умственно отсталый ребенок Ребенок с ЗПР Ребенок с речевым нарушением Ребенок не только различает цвета, формы, величину предметов и их положение в пространстве, но может правильно назвать предлагаемые цвета и формы предметов, правильно соотнести предметы по величине. Если ребенок может правильно назвать цвет и форму предмета, если он может соотнести воспринимаемое качество с эталоном, то он может установить идентичность (мяч круглый), частичность сходства (яблоко круглое, но не идеально, как мяч), несходство (шар и куб). Основным недостатком восприятия у/о детей является нарушение обобщенности. Отмечается так­же замедленный темп, узость объема, нарушение избирательности, малая дифференцированность.Для представлений у/о характерны фрагментарность, поверхностный характер, недостаточная обобщенность и уподобляемость. Их восприятием необходимо руководить. Для ЗПР характерна недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире, что сказывается на развитии восприятия. Затруднен процесс анализирующего восприятия. При изучении восприятия детей с ОНР удалось установить, что цвет предмета является для ребенка опознавательным признаком лишь тогда, когда другой, обычно сильный признак (форма), почему-либо не получил сигнального значения. Эти факты наиболее отчетливо выражены при восприятии ребенком незнакомых предметов. В предпочтении ребенком с ОНР одного или другого признака предмета существенная роль принадлежит слову.

10 слайд

ВРЕМЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ Нормально развивающийся ребенок	Умственно отсталый ребено

Описание слайда:

ВРЕМЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ Нормально развивающийся ребенок Умственно отсталый ребенок Ребенок с ЗПР Ребенок с речевым нарушением Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствуют осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними. Развитое чувство времени помогает детям стать более организованными, дисциплинированными.   Такие дети ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т. У у/о детей понятие длительности времени формируется к 5-6 году обучения. Не сформированы понятия, обозначающие определенные временные периоды. Дети не могут отразить с помощью имеющихся у них речевых средств категории времени. Наряду со сложностями вербального выражения пространственно-временных отношений, обнаружены сложности в понимании этих отношений. Дети с ЗПР не понимают логико-грамматические конструкции, выражающие пространственно-временные отношения. Уровень сформированности пространственно-временных представлений у детей с ЗПР не соответствует возрастной норме. Дети с ОНР испытывают сложности при обозначении основных единиц времени и периодов человеческого возраста. При этом, если слова называют категории, существенно различающиеся по внешним признакам («зима — лето», «день — ночь»), ошибок не допускается. Но, если различия не столь ярко выражены («весна — осень», «вечер — утро»), возникают значительные затруднения. Проблемы появляются при различении сходных в понимании детей описаний («птицы прилетают — птицы улетают», «листья опадают — листья прорастают», «день прибывает — день убывает», «солнце всходит — солнце заходит»). Это связано со сложностями выделения в структуре слова и дифференциации приставок, имеющих пространственное значение.

11 слайд

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА Нормально развивающийся ребенок 	Умственно отст

Описание слайда:

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА Нормально развивающийся ребенок Умственно отсталый ребенок Ребенок с ЗПР Ребенок с речевым нарушением Ребенок познает пространство по мере того, как сам им овладевает. Развитие ориентировки в пространстве начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка. Включение слова в процесс восприятия, овладение самостоятельной речью в значительной степени способствует совершенствованию пространственных отношений, направлений. Развивается и глазомер ребенка, так необходимый для восприятия пространства. Сложные глазомерные задачи школьники решают значительно хуже, чем задачи на сравнение длины линий. Глазомер совершенствуется в конструктивной деятельности, когда учащийся подбирает нужные, недостающие для постройки детали, когда делит комок глины, чтобы ее хватило для лепки всех частей предмета. Для умственно отсталых характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Часто даже в 8-9 летнем возрасте эти дети не различают правую и левую сторону, не могут найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет и т. п. Препятствием для формирования и совершенствования пространственной ориентировки является разрыв между умением действовать в пространстве и его словесным отражением. Наблюдаются затруднения в ориентировке в пространстве,  это, в свою очередь, отрицательно сказывается на графическом навыке, изображении фигуры человека. Дети, у которых не сформированы пространственные представления, не используют предлогов, обозначающих пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных («над», «под»). Младшие школьники затрудняются в дифференциации предлогов «к-у», «в-на» («к дому — у дома», «в столе — на столе»). Нередко они смешивают предлоги «перед — после — за». Часто у них наблюдается запаздывание формирования «схемы тела». В дальнейшем могут появиться сложности при ориентировке в схеме тетрадного листа. Например, дети долго не могут усвоить и довести до автоматизма стандартные требования к оформлению письменных работ (пропуск определенного количества строчек или клеточек, выделение красной строки, соблюдение полей письма в два-три столбика, равномерное заполнение тетрадного листа текстом). Закономерные на ранних этапах обучения грамоте ошибки (зеркальное написание букв), в норме исчезающие по мере формирования навыка письма, оказываются у таких детей достаточно стойкими.

12 слайд

ВЫВОД Представленная сравнительная характеристика имеет большое значение для

Описание слайда:

ВЫВОД Представленная сравнительная характеристика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно – образовательного процесса. Она позволяет путем контроля и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.

13 слайд

Психическое развитие ребенка в норме и при патологии таблица

Выберите книгу со скидкой:

Психическое развитие ребенка в норме и при патологии таблица

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Психическое развитие ребенка в норме и при патологии таблица

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Психическое развитие ребенка в норме и при патологии таблица

Курс повышения квалификации

Психическое развитие ребенка в норме и при патологии таблица

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-334970

Вам будут интересны эти курсы:

Источник