Психическое развитие ребенка в младшем дошкольном возрасте

Ребенок от 3 до 4 лет переживает интенсивное физическое и психическое развитие. Повышается активность малыша, усиливается ее целенаправленность, движения становятся более разнообразными и координированными.
В младшем дошкольном возрасте происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Дети в этот период наблюдают за отношениями людей и стараются подражать.
Основная деятельность на данном этапе – игра. В игре ребенок проявляет свой уровень осознанности в человеческих взаимоотношениях.
Младший дошкольный возраст
Малыш вступает в младший дошкольный возраст в 3 года и длится этот период до 4 лет. Возрастной особенностью детей младшего дошкольного возраста является отделение от взрослого, появляется утверждение «Я сам». Малыш уже понимает, что многое он умеет делать самостоятельно, а что-то ему хочется попробовать сделать. Возникает противоречие между «я могу» и «я хочу», что ведет к кризису.
Речь ребенка становится сложнее, интереснее, обогащается словарный запас. В этом возрасте важным аспектом является развитие мелкой моторики рук.
Психические новообразования
Характерной особенностью психических процессов детей младшего дошкольного возраста является зарождение элементарного образа собственного «Я», самых простых форм гордости.
Социальная ситуация развития
Младшие дошкольники становятся более самостоятельными. Малыши начинают интересоваться поведением взрослых и своих сверстников. Дети начинают подражать действиям взрослых, используют это подражание для ролевой игры. Сначала в игре преобладает взрослый, но вскоре ребенок младшего дошкольного возраста способен взять инициативу на себя.
Ребята 3-4 лет начинают воспринимать сверстников, как компаньонов для игры. Также крохи пытаются вести диалог с помощью фраз и жестов.
Общение
В младшем дошкольном возрасте дети учатся знакомиться и играть со сверстниками. Малыши проявляют разнообразные эмоции: смущение, радость, интерес, иногда жадность. Ребята пробуют организовать элементарную совместную игру. А к окончанию этого возрастного периода у детишек выходит создавать полноценные игры.
Ролевая игра
Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте от 3 до 4 лет – ролевая игра. Главным содержанием игры выступают человеческие отношения. В ходе такой игры у ребенка развивается восприятие социального окружения, появляется образное мышление и воображение.
Память
Запоминание в данный возрастной период носит непроизвольный характер. Малыш запоминает образы, стоит отметить, что преобладает в большей степени узнавание. Детям еще тяжело долго удерживать внимание на одном предмете или деятельности. Младшие дошкольники интенсивно меняют виды деятельности, дети легко переключается с одного предмета на другой. Настроение ребят можно охарактеризовать, как неустойчивое. Кроха может спокойно играть, а через минуту уже заливаться слезами. Если ребенок эмоционально здоров, то он излучает жизнерадостность и оптимизм.
Ощущение и восприятие
Важно упомянуть об изменениях в познавательном развитии младших дошкольников. На данном этапе у детей совершенствуется предметное восприятие. Малыши пробуют анализировать и осознавать свои действия. Они учатся продуктивной деятельности, а именно рисованию, лепке, конструированию и так далее. 3-4-летние дошкольники проходят период активного сенсорного развития. Дети имеют представление о формах, размерах предметов. Ребенок экспериментирует, манипулирует новыми орудийными действиями.
Речь
На этапе младшего дошкольного возраста, у детей наблюдается активное развитие. Кроха, не умолкая, говорит с родителями, пытается вести диалог со сверстниками. Речь играет роль действия. С ее помощью ребенок узнает интересующую его информацию с помощью вопросов.
Мышление
Важная характеристика развития детей младшего дошкольного возраста – это начало мышления. Кроха уже не просто выполняет какое-либо действие, а начинает понимать, что он делает и зачем. Это указывает на появление причинно-следственных взаимосвязей.
Внимание
Малыши 3-4 лет еще не способны надолго удерживать внимание на определенном предмете или заниматься одним видом деятельности. Обычно, заинтересованность одним делом длится от 10 до 15 минут.
Эмоциональный мир
Интенсивно развиваются чувства: привязанность, сочувствия, симпатия, удовлетворение успехом, огорчение из-за неудачи и тому подобное. В этом возрасте чувства ребенка разнообразные, довольно сложные, но неустойчивые, текучие, ситуативные. Кроха еще не может обозначить словами свои намерения, желания, планы, чувства, состояние, поэтому выражает их мимикой, жестами, действиями, которые направлены на других.
Физическое развитие
Психофизиологические особенности детей младшего дошкольного возраста диктуют свою специфику физического развития. В этот период важно приучать ребенка к физической активности, но, ни в коем случае не перегружать организм малыша, так как дети 3-4 лет очень быстро утомляются.
В трехлетнем возрасте дети лучше ориентируются в пространстве, сохраняют стойкое положение тела, заданный темп движения, у них лучше развита координация движений при ходьбе, беге, лазанье, прыжках. Ребенок пытается придерживаться определенного направления в действиях с мячом, палкой.
Особенности физического развития детей младшего дошкольного возраста объясняют, почему детям дошкольникам так сложно устоять на месте. Такие действия препятствуют утомлению.
Рекомендации родителям детей младшего дошкольного возраста
Соответственно возрастным особенностям, дети младшего дошкольного возраста нуждаются в заботе и внимании со стороны взрослого. Малыши проходят этап стремительного развития, а задача родителей сделать этот процесс благоприятным.
- Общайтесь с ребенком. Отвечайте на интересующие его вопросы, ведь малыш познает мир. Читайте вместе с крохой, это поможет развивать его словарный запас.
- Помогите крохе подружиться со сверстниками. Пусть дети учатся взаимодействовать.
- Предлагайте ребенку новые виды деятельности. Порисуйте разными техниками, используйте лепку, конструируйте.
- Показывайте малышу пример здорового образа жизни. Делайте вместе с ребенком зарядку. Установите режим дня, комфортный для младшего дошкольника.
- Не нагружайте вашего кроху множеством физических упражнений. Постарайтесь чередовать подвижные игры со спокойными занятиями. Иначе малыш будет чувствовать только напряжение.
- Если ребенок хочет выполнить что-то сам, не запрещайте ему, если это, конечно же, безопасно. Обязательно подбодрите и похвалите.
Источник
Лена Свидрик
Психическое развитие ребенка дошкольного возраста
В период раннего детства 1-3 года ребенок уже не является беспомощным существом. Он очень активен в действиях и своем стремлении общаться с взрослыми, следовательно, он поражает взрослым. Так, малыш готовится к общению с окружающими к доверительным отношениям с ними. В это время формируется предметная деятельность, а также происходит овладение телом и речью [2].
В дошкольном возрасте 3-7 лет малыш начинает овладевать социальным пространством отношений между людьми. Это происходит во время общения и игр с родителями и сверстниками. Ребенок осваивает функции предметов и открывает ценностное отношение к ним. В это время малыш овладевает общепринятыми формами общения, которые важны во взаимодействии с окружающими людьми. В этом ему помогает формирование речи и общения через выразительные движения
Дошкольный возраст – это также то время, когда ребенок активно овладевает собственным телом и интересуется вопросами телесной конструкции людей. Ребенок начинает осознавать себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о различных стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными и смелыми, а девочки – аккуратными и т д [2].
Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает настоящее и имеет представление о будущем. Так же формируется самосознание благодаря интеллектуальному и личностному развитию, на основе эмоций и оценки чужого поведения [2].
Психическое развитие дошкольника происходит через формирование следующих психических функций:
1. Восприятие. Оно становится более осмысленным, совершенным и целенаправленным. Дошкольник рассматривает и наблюдает. Так же формируется сенсорное восприятие.
2. Мышление. У детей дошкольного возраста оно наглядно-образное. Детская логика не мешает дошкольникам рассуждать правильно и успешно решать достаточно сложные задачи. Для этого ребенок должен запомнить задачу, а также ясно себе представить и понять её условия. Наилучшие результаты дети демонстрируют, когда делают определенные выводы, основываясь на собственном опыте.
3. Память. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для её развития. Если в младшем дошкольном возрасте детская память непроизвольна (скорее, эмоциональна, то, начиная со среднего дошкольного возраста, формируется произвольная память.
4. Речь. С ростом словарного запаса формируется звуковая сторона речи, усваиваются правила грамматики и особенности произношения.
Психическое развитие дошкольников нередко связано с повышенной ранимостью. Воздействие окружающего мира на ребенка может оказаться слишком сильным и стать причиной нежелательных нервных реакций. Важно оберегать его от воздействия слишком сильных раздражителей.
В дошкольном возрасте дети бурно протестуют против барьеров, которые возникли при познавательной деятельности. Слишком строгие запреты порождают психотравмы, которые серьезно дезорганизуют детские мысли, чувства и могут привести к неврозам.
Важно заботиться об организации оптимального ритма жизни дошкольника, который представляет собой разумное сочетание и чередование интеллектуальных, физических и эмоциональных нагрузок.
Ведущей деятельностью в этом возрасте является игровая деятельность. Дети играют с взрослыми и сверстниками, вступают в определенные отношения, используя правила игры. В каждой игре есть свои правила, тема, сюжет, роль, игрушки, игровые действия [1].
Младший дошкольник действует не думая для чего это нужно. Средним дошкольникам важно отношение между людьми.
Роль игры в развитии психики:
1. В игре ребенок учиться общаться со сверстниками
2. Учиться подчинять свои желания правилам игры
3. В игре формируются первые нравственные чувства
4. Формируются новые мотивы и потребности (соревнования, самостоятельность)
5. Зарождаются новые виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, аппликация [3].
Список литературы:
1. Ермолаева М. В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения, М. : Московский психолого-социальный институт, 2003, 376 с
2. Сорокоумова Е. А. Возрастная психология. / Е. А. Сорокоумова. – Спб. : Питер, 2007, 208с.
3. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М. : Издательский центр «Академия», 2001, 336 с.
Источник
Дошкольный возраст ребенка определяется рамками от 3 до 7 лет, а младший дошкольный возраст – от 3 до 4 лет, в частности.
Но в это период дошкольник по- прежнему зависит от взрослого. Отделение происходит только биологически. У него становится больше возможности передвигаться самому, он не ищет опоры и поддержки у взрослого. Но он по-прежнему нуждается во взрослом человеке, это его центр вселенной. Эмоциональная связь ребенка и взрослого никуда не девается. Ребенок и взрослый все так же участвуют в жизни друг друга, только теперь она другая, эта жизнь, видоизмененная. У каждого члена семьи становится больше времени и физической независимости друг от друга [5, с.33].
В возрасте 3 лет в психологическом развитии ребенка наступает кризис – он отделяется от взрослого, происходит эмансипация. Выготский Л.С. описывает это период семью моментами так:
1. Негативизм – ребенок все делает наперекор взрослым. Любое предложение взрослого – встречает детское «Нет!»;
2. Упрямство — возникает при ущемлении свободы ребенка, ограничении его территории и действий;
3. Строптивость — направлена не против человека, а против образа жизни ребенка, против воспитательных норм, которые взрослые предъявляют к ребенку;
4. Своеволие (своенравие) – ребенок в этом возрасте все хочет делать сам;
5. Протест (бунт) – ребенок в этом возрасте находится в состоянии войны с окружающими, в частых ссорах;
6. Обесценивание – в речи ребенка появляются слова, обозначающие все плохое, отказ от игрушек с которыми он ранее любил играть;
7. Деспотизм –в отношении окружающих появляется желание проявить власть любой ценой, возникает ревность в отношении других членов семьи [12, с.87].
В этот период происходит установление социальных отношений ребенка с другими членами общества, зачастую эти моменты бывают критическими — протекает кризис социальный.
Во всех программах развития говорится и пишется о том, что воспитатель должен создавать условия для всестороннего развития ребенка, чтобы ему (ребенку) было комфортно, удобно, безопасно. Ребенок должен развиваться гармонично.
В младшем дошкольном возрасте закладываются основы и предпосылки для дальнейшего развития личности и ее активное развитие. Не зря пословица гласит: «Дитя воспитывают пока поперек кровати лежит».
Речевая функция – важная психологическая функция для человека, для его развития.
Младший дошкольный возраст – это тот период, когда дошкольник усваивает нормы и стороны родного языка. В этом возрасте ребенок может изменять и комбинировать слова, говорить предложениями. Это момент перехода к жестикулированию («Вот такая большая рыба!» – показывает ребенок, разводя руки в стороны) [18, с.15].
У маленького человека в этот период формируются социальные потребности и желания. Происходит обогащение и упорядочивание чувственного опыта, развитие воображения, формирование воображения и памяти, появляется тяга к самостоятельности. «Я сам!» ребенок произносит эту фразу везде и всюду.
Положительна динамика в развитии наблюдается в реализации потребности признания его территории, активное любопытство, познавательность. Вопросы ребенка младшего дошкольного возраста звучат: «А это что?», «Почему?», «Зачем?», «Откуда?», «Куда?», «Сколько?» и т.д. Следовательно, что на эти вопросы ребенок ждет и ищет ответы у своих ровесников, у взрослых, у родителей, у воспитателей. Ему интересно все новое и неизведанное. Для развития ребенка это нормальное явление – познавать окружающий его мир.
Основным (ведущим) видом деятельности ребенка в период младшего дошкольного возраста является игра. Это особая, необходимая для гармоничного и нормального развития ребенка школа, в которой ребенок многому научается. В игре ребенок учится контактировать с другими детьми, анализировать, дружить, играть, работать, договариваться, отстаивать свою точку зрения.В игровой форме ребенок представляет себя кем угодно – путешественником, спасателем, учителем, полицейским, Человеком – Пауком, Гарри Поттером, Шреком и т.д. Их представления гротескны, не знают границ. Если ребенок в своих представлениях спасатель, то он непременно – самый лучший, самый сильный, самый добрый спасатель, который спасает все и вся. Его воображения неконтролируемы. Через эти моменты ребенок накачивает словарный запас, у него формируется произношение, выравниваются звуки, устанавливается фонетико – фонетический ряд. Чем больше и обширнее у маленького ребенка словарный запас, тем меньше у него ситуационная зависимость [2, с.45].
В процессе психического развития ребенка возникает речемыслительная активность, что в свою очередь регулирует поведение ребенка, создает необходимые условия для коллективной и индивидуальной форм деятельности. Он мыслит и он произносит свои мысли вслух, неосознанно, наивно, не зная порой, что обозначают те или иные слова.
В период 3-4 лет у младшего дошкольника ярко выражена эмоциональная сфера. Дети открыты миру, они честные, эмоциональные, непосредственные, бесхитростные, добрые. Радуются от всей души, печалятся без границ, рыдают навзрыд, боятся до беспамятства, удивляются беспредельно. Они еще не научились кривить душой и обманывать ради выгоды. «Устами ребенка глаголет истина» — верное выражение. Могут легко заплакать и быстро успокоиться, в зависимости от обстоятельств.
В этот период проявляется инстинкт самосохранения. Появляются страхи. В основе лежит аффективно – заостренное восприятие угрозы жизни. Дети, которые боятся – осторожные и предусмотрительные, эмоциональные и чувствительные.Если у ребенка плохо развита речь, он не может выражать свои мысли должным образом, что негативно скажется на его обучении и взаимодействии с окружающим его миром, социумом. Многие дети по этой причине замыкаются в себе, у них развиваются комплексы [20, с.63].
Уже в столь раннем возрасте происходит гендерное различие. Ребенок точно знает кто он: мальчик или девочка.
В это период обостряются противоречия младшего дошкольника: с одной стороны – он маленький и вынужден слушаться взрослого человека, с другой – в силу своего возраста он делает то, что ему хочется, то что нравится, не прилагая особых усилий. В этом возрасте поведение определяется ситуативным желаниями, связанными с целью, где не надо особо трудиться.
Ребенок отделяется от взрослого не только физически, но и социально. Он выделяет свою деятельность и деятельность взрослого. Знает кто его родители (Фамилию, имя, отчество, кем работают), знает старших братьев и сестер, знает бабушку и дедушку (что они «мамины и папины родители»). Дифференцирует роли членов семьи: «Папа он сильный, деньги зарабатывает. Мама красивая и добрая. Бабушка она не работает, потому что старенькая».
В этот ответственный момент в развитии дошкольника педагогу и психологу необходимо обратить внимание на восприятие – зрительное, слуховое, тактильное. Формирование сенсорных эталонов – система цветов, геометрические формы, музыкальные звуки. Они выступают своеобразными отправными точками для определения особенностей исследуемого предмета.
Педагогу в таких случаях необходимо опираться на собственный опыт детей, то есть тот опыт, который они уже имеют [21, с.33].
Внимание и память в младшем дошкольном возрасте непроизвольные. Ребенок в этом возрасте не ставит перед собой цель запоминать. Он запоминает, только потому, что запоминает его мозг автоматически. Ребенок проявляет интерес и внимание к тому, что ему нравится, значимо эмоционально, и запоминает то, что «запоминается само собой». Быстрее и лучше остаются в памяти наглядные образы, нежели словесные рассуждения. В этом возрасте дети могут запоминать с легкостью самый разнообразный материал.
Материал, для лучшего запоминания ребенком, должен подаваться в определенном ритме, использоваться рифмы, поскольку для детей ритми рифма имеют большее значение, чем содержательная форма.
В речевом развитии как таковом для младшего дошкольника имеет значение речь, которая его окружает. То есть, что бы ребенок говорил, он должен слышать вокруг себя речь. Здесь справедливо высказывание М.Р. Львова «Чтобы научиться говорить, надо говорить» [23, с. 67].
Вывод: психологическое развитие младшего дошкольника в этом возрасте переживает кризис 3 — х лет. Происходит отделение ребенка от взрослого и освоение окружающего мира очень сильно активизируется. Расширяется словарный запас, ребенка словно прорывает на разговоры. Память в этот период произвольная. В данном периоде развития ребенку крайне необходим социум, с которым он учится взаимодействовать. То как протекает кризис 3-летнего возраста, будет зависеть дальнейшее психологическое развитие ребенка. В дошкольном возрасте проходит развитие психических познавательных процессов: мышление, память, речь, восприятие. [17, с.56]
Источник