Психическое развитие ребенка в младенческий период
Первый год жизни – совершенно исключительный период в жизни ребенка и его родителей. Трудно сравнить с чем-нибудь тот путь, который проходит человек за первые 12 месяцев своей жизни. Все, что происходит в это время, — все впервые: первая улыбка, первые игры, первые движения, первые слова, первые шаги.
Младенец уже при рождении обладает большим запасом инстинктов, позволяющих ему приспосабливаться к миру и быстро прогрессировать в своем развитии. Об этом говорилось в статье «Врожденные рефлексы новорожденного ребенка». Эти органические потребности обеспечивают выживание ребенка и не могут составить основу психического развития. Безусловные рефлексы не закрепляются в поведении, они постепенно отмирают, т.к. все формы поведения человека складываются прижизненно.
Ведущая деятельность младенческого периода — непосредственное эмоциональное общение. Жизнь младенца целиком зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет органические потребности ребенка — кормит, купает, переворачивает его с одной стороны на другую. Взрослый удовлетворяет и растущую потребность в разнообразных впечатлениях: младенец заметно оживляется, когда его берут на руки. Так, у ребенка возникает новый тип деятельности – непосредственное эмоциональное общение ребенка и взрослого. Перемещаясь в пространстве благодаря взрослому, ребенок имеет возможность видеть большее количество предметов, дотрагиваться до них, а затем и схватывать. От взрослого исходят также основные слуховые и осязательные впечатления.
К 4-5-ти месяцам общение со взрослыми приобретает избирательный характер. Малыш начинает отличать своих от чужих, знакомому взрослому он радуется, незнакомый может вызвать у него испуг.
Потребность в эмоциональном общении, имеющая огромное положительное значение для развития ребенка, может, однако, приводить и к отрицательным проявлениям. Если взрослый старается постоянно находиться с ребенком, то ребенок привыкает непрерывно требовать внимания, не интересуется игрушками, плачет, если его хотя бы на минуту оставят одного. При правильных методах воспитания непосредственное общение (общение ради общения), характерное для начала младенчества, скоро уступает место общению по поводу предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый как бы вводит ребенка в предметный мир, привлекает его внимание к предметам, наглядно демонстрирует всевозможные способы действия с ними, часто непосредственно помогает ребенку выполнить действие, направляя его движения.
Если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно (в больнице, в детском доме), ребенок отстает в психическом развитии. До 9-10 месяцев у такого малыша бессмысленный, безразличный взгляд. Ребенок мало двигается, не стремится схватить попавшиеся на глаза игрушки, он вял и апатичен, не испытывает интереса к окружающему.
Специфическая реакция улыбки на лицо матери – это показатель того, что социальная ситуация психического развития ребенка уже сложилась. Это социальная ситуация связанности ребенка со взрослым. Л.С. Выготский назвал ее социальной ситуацией «мы» (т.е. неразрывное единство ребенка и взрослого).
Гармоничность взаимодействия матери и ребенка составляет важнейший факт психологии младенчества, который свидетельствует о том, что не только ребенок «приспосабливается» к матери, но и она подстраивается под действия ребенка. Ребенок и мать взаимно изменяют и развивают друг друга.
Психическое функции и процессы, которые развиваются в течение первого года жизни:
1. Развитие ощущений.
Суть ощущений заключается в отражении психикой ребенка отдельных свойств предметов, таких, как тепло и холод, твердость и мягкость, цвет и др.
Ребенок начинает реагировать на звуки в течение первой недели. В 2-3 месяца ребенок начинает воспринимать направление звука, поворачивать голову в сторону источника звука. На 3-4 месяце некоторые дети начинают реагировать на пение и музыку улыбкой, общим оживлением.
Зрение у детей развивается медленно. Цвет ребенок начинает различать только на 5-м месяце жизни.
2. Развитие сенсорики.
Зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, у младенцев совершенствуется. К 3-м месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, может прослеживать движущиеся предметы. В 4 месяца ребенок уже активно смотрит: реагирует на увиденное, двигается, повизгивает.
Во втором полугодии новая задача зрения – направлять и регулировать поведение. Развивается тактильная чувствительность.
Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые должны удовлетворять потребность в новых впечатлениях.
3. Развитие восприятия.
К концу младенчества формируются практически все свойства восприятия ребенка – константность, правильность, предметность и системность. Признаки предметного восприятия у ребенка начинают проявляться в возрасте 2-4 месяцев, когда начинают формироваться его действия с предметами. Дети учатся видеть предмет под разным углом зрения, узнавать его в разных сочетаниях, с различного расстояния и под разным углом зрения. Появляются первые сенсорные эталоны – постоянные образы окружающих предметов. С этими эталонами дети соотносят новые объекты.
На втором месяце жизни младенец реагирует на людей, выделяя и отличая их от окружающих предметов. Его реакции на человека почти всегда ярко окрашены.
4. Развитие памяти.
Именно в течение первого года жизни формируются все генетические виды памяти – эмоциональная, моторная, образная и вербальная. Эмоциональная память по некоторым данным есть уже у плода. У младенца этот вид памяти является основным в первые недели жизни, он помогает ребенку ориентироваться в действительности.
В 7-9 недель появляется моторная память – ребенок может запомнить и повторить какое-то движение, у него начинают появляться определенные привычные жесты (начало будущих операций).
До 3-4-месячного возраста ребенок в состоянии хранить образ воспринятого предмета не более 1 секунды. После 3-4 месяцев время сохранения образа увеличивается, ребенок приобретает способность узнавать лицо и голос матери в любое время дня.
В 4 месяца у детей появляется образная память – сначала в виде узнавания знакомых предметов, а в 8-9 месяцев ребенок воспринимает то, что видел раньше.
В 8-12 месяцев ребенок выделяет предметы в зрительном поле, причем узнает их не только в целом, но и по отдельным частям. В это время начинается активный поиск предметов, внезапно исчезнувших из поля зрения, что свидетельствует о том, что ребенок сохраняет образ в долговременной памяти. К 1,5 годам формируется долговременная память, рассчитанная на длительное хранение информации.
Постепенно круг предметов, которые ребенок узнает, увеличивается. К концу второго года жизни ребенок может узнать то, что видел за несколько недель до этого. Таким образом, к концу 2-го года жизни память ребенка достигает уровня развития, обеспечивающего дальнейший рост всех психических процессов в его организме.
Появление образной памяти существенно влияет на общение ребенка и формирование его мотивационной сферы.
5. Развитие мышления.
К концу первого года жизни у детей появляется ручной интеллект или наглядно-действенное мышление, которое связано с развитием первых самостоятельных движений. Большое значение имеет и развитие ориентировки – реакций на новые предметы, стремление их обследовать. Чем дольше ребенок рассматривает новую игрушку, чем больше разных качеств он в ней открывает, тем выше его интеллектуальный уровень.
6. Развитие внимания.
В первые месяцы жизни у ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания. Ребенок вначале реагирует исключительно на внешние раздражители (например, при переходе от темноты к яркому свету, при внезапных громких звуках, при смене температуры и др.)
Начиная с 3-го месяца ребенок начинает все больше заинтересовываться внешними объектами, тесно связанными с его жизнью, т.е. наиболее близкими к нему. В 5-7 месяцев ребенок уже в состоянии достаточно долго рассматривать какой-нибудь предмет, ощупывать его, брать в рот.
Произвольное внимание начинает проявляться только к концу 1-го года жизни. Здесь большое значение имеет игра, т.к. в процессе игры ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами.
7. Развитие речи.
До года речь ребенка пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции. В это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт со взрослыми с помощью плача, гуления, лепета, жестов, а затем и первых слов.
В возрасте от 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки – гуканье. От 4 до 6 месяцев у ребенка формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые гулением. Для гуления характерно прислушивание ребенка к собственному голосу, самоподражание, произношение цепочки певучих звуков, что тренирует речевое дыхание.
В 6-7 месяцев появляется лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания (повторяющиеся слоги, цепочки слогов), связанные чаще всего с действиями ребенка. Ребенок приглядывается к артикуляции взрослого, прислушивается к самому себе.
Около года у ребенка появляется и его собственная, автономная речь. По форме она является общением. По содержанию – эмоционально-непосредственной связью со взрослыми и ситуацией. При этом надо помнить, что в этом возрасте развитие внешней речи идет от слова к предложению, а развитие внутренней речи – от предложения к слову. Начало и конец автономной речи знаменует начало и конец кризиса одного года.
С началом понимания речи взрослого и употреблением первых слов ребенок сам обращается к взрослому, требуя от него общения, названий все новых и новых предметов.
Таким образом, к концу младенческого возраста усвоение речи приобретает активный характер, становится одним из важных средств расширения возможностей общения ребенка со взрослым.
Ирина Базан
Интересные статьи на сайте
Источник
Первый период в жизни человека —
новорожденность (от рождения до
1-2 месяцев)- переход от биологического
к социальному типу развития. Резкое
изменение условий жизни: холод (при
отсутствии системы терморегуляции),
яркая освещенность, воздушная среда,
требующая иного типа дыхания, действие
силы притяжения, смена типа питания.
Новорожденный совершенно беспомощен,
он полностью зависит от взрослого
человека. По Выготскому,новорожденность— это промежуточный период между
внутри- и внеутробным развитием: ребенок
отделен от матери физически, но связан
с ней физиологически. О переходном,
смешанном характере развития новорожденного
свидетельствуют:питание ребенка— он питается продуктом материнского
организма, хотя должен самостоятельно
его «добывать» — сосать;недостаточная
дифференциация сна и бодрствования— ребенок 80% времени проводит во сне,
однако сон его носит беспокойный,
прерывистый и поверхностный характер;
короткие периоды сна чередуются с
островками бодрствования; большую часть
времени он находится в состоянии дремоты;эмбриональная поза— ребенок
находится в этой внутриутробной позе
во время сна и бодрствования;двигательные
особенности— многие рефлексы
новорожденного атавистические,
исчезающие через несколько месяцев..
Выготский говорит о «рудиментарном
состоянии психической жизни
новорожденного»-недифференцированные,
нерасчлененные переживания (сплав
аффекта, влечения, ощущения), ребенок
не отделяет себя, своих переживаний от
окружающего мира, не отличает людей от
физических объектов, воспринимает
ситуацию в целом, выделяя скорее
чувственный тон происходящего, чем
объективные элементы окружающего мира.
Центральным новообразованием данного
периода является становление
индивидуальной психической жизни
новорожденного.
Сенсорные способности новорожденных.Зрение новорожденного очень бедно: у
них значительно ниже точность
детализации пространства, движения
глаз новорожденного имеют фиксированное
фокусное расстояние, только объекты,
находящиеся на расстоянии приблизительно
21 см от его глаз, будут восприниматься
в фокусе, удаленные объекты имеют весьма
неясные очертания, слабо развита функция
управления конвергенцией глаз.
Слуховая системаразвита достаточно
хорошо. Новорожденные способны реагировать
на широкий диапазон звуков. Однако
они предпочитают голоса в женском
диапазоне голосам мужским. Новорожденные
особенно чувствительны к звукам речи,
человеческому голосу: они предпочитает
песню, исполненную женским голосом, той
же мелодии, сыгранной на музыкальном
инструменте.
Тактильные ощущенияхорошо развиты.
Они реагируют на холод, тепло, прикосновение,
боль.
Органы вкуса и обоняниятакже
функционируют с самого рождения.
Новорожденные демонстрируют различные
реакции на кислое (лицевая реакция
— «возмущение») и сладкое (выражают
удовольствие).
Младенческий возраст— период
жизни ребенка от 1-2 месяцев до года.
Первая улыбка как реакция на лицо
взрослого человека является показателем
того, чтосоциальная ситуация
психического развития ребенкауже
сложилась. Это социальная ситуация
связанности, неразрывного единства
ребенка и взрослого, ситуация «МЫ», как
назвал ее Выготский. Жизнь ребенка
полностью зависит от ухаживающего за
ним взрослого человека, она как бы
вплетена в его жизнь и деятельность,
они живут общей жизнью. Ведущая потребность
младенчества — потребность в другом
человеке, в общении, ведущая деятельность
— эмоционально-непосредственное
общение.
В 7-8 месяцев начинает проявляться
избирательность эмоциональных реакций,
выражающаяся в том, что возникает страх
расставания и боязнь незнакомых людей
( «тревожное предчувствие разлуки»):
грусть или острый испуг на исчезновения
мамы (или другого близкого человека) и
робость, настороженность, сильное
беспокойство при появлении незнакомых
людей. Появление данных реакций, по
мнению психологов, важная веха в
эмоциональном и социальном развитии,
свидетельствующая о процессе возникновения
эмоциональной привязанности к матери
и другим близким людям; она также говорит
о растущей когнитивной способности
младенца различать знакомых и незнакомых
взрослых.
В возрасте между 6 и 12-м месяцами дети
начинают действовать «понарошку»,
особенно если старшие им подают пример:
они могут изобразить знакомые им действия
(как они спят, едят, пьют).
Начинается в младенчестве и речевое
развитие. Этапы развития голосовой
активности младенцев:
2—3 месяца — возникновение первых
спонтанных вокализаций: гуление,
когда ребенок как бы играет с гласными
звуками, поет («а-а-а», «о-о-о»); и гуканье
(соединение согласных звуков, подобно
кряхтению— «кхх»); 6—7 месяцев —
появление эмоциональных возгласов,
вскриков — коротких, эмоционально
насыщенных звуков («а», «уу», «эа»); 6—8
месяцев — исчезновение вокализаций в
моменты речевого общения со взрослыми;
7—8 месяцев — появляется лепет:
звукосочетания, комбинация гласных
и согласных звуков («дай-дай-дай»,
«та-та-та», «ма-ма- ма»); 8—9 месяцев —
возникает усложненный лепет —
звукосочетания родного языка,
имитирующие речь; 9—12 месяцев —
спонтанные вокализации сокращаются;
10—12 месяцев — появление первых слов.
Первые слова, как правило, основаны на
звукоподражании («бах» или «га-га-га»)
или представляют собой особые
звукосочетания, понятные только матери
и ребенку и употребляемые в определенной
ситуации, например «ка» — картинка,
«гуг» — медведь.
К концу первого года жизни развитие
механизма «совместного внимания»(тенденция матери и ребенка обращать
взор на одни и те же предметы) дети
начинают понимать значение указывающего
жеста и могут посмотреть в указанном
направлении, если кто-то использует
его, вскоре после этого они начинают
сами применять такой жест, когда возникает
необходимость направить чье-либо
внимание в нужную сторону.
Приблизительно к 5 месяцам возникает
акт хватания, когда у младенца
развивается навык зрительного управления
движениями рук, когда и дотягивание и
схватывание осуществляются под контролем
зрения. Появление акта хватания имеет
чрезвычайное значение для психического
развития ребенка: формируется и
совершенствуется первая функциональная
система — зрительно-двигательная;
складывается предметное восприятие;
развивается рука: возникает
противопоставление большого пальца
всем остальным, что является видоспецифичным
для человека и создает условия для
удержания и использования орудий;
расширяются возможности манипулирования
с предметами; формируется познавательная
потребность. Акт хватания продолжает
развиваться и совершенствоваться в
течение первого года жизни.
Основными новообразованиями младенчестваявляются потребность в общении,
эмоциональное отношение к людям; акт
хватания как основа человеческих
действий с предметами; ходьба и появление
первого слова. Именно они с необходимостью
вызывают построение новой ситуации
развития — ситуации совместной
деятельности со взрослым человеком.
Кризис одного года— резкое возрастание
независимости ребенка от взрослых,
происходит всплеск самостоятельности.
Ребенок овладевает ходьбой, что расширяет
его пространство, круг предметов, с
которыми он сталкивается. Это расширяет
сферу его ориентировочно-исследовательской
деятельности, способствует овладению
большим кругом предметных действий.
Стремление к самостоятельности почти
всегда встречает отпор со стороны
взрослых, поскольку многие действия
ребенка могут причинить вред ему
самому или окружающим. Отсюда —
аффективные реакции ребенка, иногда
очень бурные и яркие.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
Источник
Тема 2. Развитие ребенка в младенчестве
1. Физическое развитие младенца.
2. Психическое развитие в младенчестве.
1. Физическое развитие младенца
Хронологические рамки (возрастные границы): 1,5 – 2 месяца – 1 год.
Социальная ситуация. Биологическая беспомощность младенца, полная зависимость в удовлетворении потребностей от взрослых. Младенец лишен основного средства социального общения – речи.
Социальная ситуация связанности ребенка с взрослым. Л. С. Выготский назвал ее социальной ситуацией «МЫ». Жизнь и поведение опосредуется или реализуется в сотрудничестве с взрослым.
Физическое развитие. Интенсивный рост (увеличивается в 1,5 –2 раза). Начинает интенсивно и успешно двигаться. Движения младенца сложны и связаны с целостным восприятием, объединяющим ощущение. 1 месяц – поднимает подбородок. 2 месяца – поднимает грудь. 3 месяца – тянется за предметом, но, как правило, промахивается. 4 месяца – сидит с поддержкой. 5-6 месяцев – хватает рукой предметы. 7 месяцев – сидит без посторонней помощи. 8 месяцев – садится без посторонней помощи. 9 месяцев – стоит с поддержкой, ползает на животе. 10 месяцев – ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками. 11 месяцев – стоит без поддержки. 12 месяцев – ходит, держась одной рукой.
2. Психическое развитие в младенчестве
Ведущая деятельность. Эмоциональное общение со взрослым – ведущая деятельность младенца первого полугодия жизни, в котором происходит психологическое развитие ребенка и возникают новые формы деятельности. Общение проходит следующие стадии: непосредственное общение (общение ради общения); общение по поводу предметов; общение как совместная деятельность.
К 4-5 месяцам общение приобретает избирательный характер. Средства общения – экспрессивные действия (улыбка, двигательные реакции).
Ситуативно-личностное общение оказывает огромное влияние на психическое развитие младенца:
— благодаря субъектному, личностному отношению взрослого младенец начинает выделять самого себя как отдельного субъекта общения.
— к концу первого полугодия формируются аффективно- личностные связи с близкими взрослыми.
Эмоциональное общение со взрослым стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы.
Психическое развитие. Ощущение, восприятие. На втором месяце появляется и совершенствуется зрительное сосредоточение. К 3 месяцам его продолжительность достигает 7 – 8 секунд. Со 2 месяца отмечается способность к различению простейших цветов. На 3-4 месяце наблюдается восприятие формы предметов (большое внимание проявляет к изогнутым предметам). Слуховые и зрительные способности не отличаются от таковых у взрослых.
Ребенок может длительно сосредотачиваться при разглядывании, правильно связывает слуховые и зрительные впечатления. Активно развивается пространственное восприятие.
В 4 месяца ребенок не просто видит, а смотрит. С 6 месяцев наблюдается активный интерес к цвету (при сенсорном голоде может развиться синдром «белого потолка»). К 8 – 10 месяцам за меняющимися впечатлениями ребенок начинает воспринимать предметы как нечто существующее в пространстве. Впечатления превращаются в образы восприятия.
Внимание Первоначально выступает как реакция сосредоточения. Влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему. Появления внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности
Память. Проявляется в форме запечатления и узнавания. Из явлений памяти первым проявляется узнавание (после3-4 месяцев ребенок узнает лицо матери в любое время дня).
Появляется ассоциативная память. После 8 месяцев появляется воспроизведение. Функционирует «внутри» ощущений и восприятий.
Сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.
Мышление. Развитие сенсорных и двигательных процессов является основой для проявления первоначальных форм наглядно-действенного мышления. К концу 1 года появляются первые признаки сенсомоторного интеллекта. Появление наглядно-действенного интеллекта, критерием которого служит использование одних действий в качестве средства для достижения других.
Речь. Возникает внимание к речи взрослого. В возрасте 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки, носящие характер спокойного повествования – гукание. В первом полугодии формируется речевой слух, при этом сам ребенок издает звуки – гуление.
К шести – семи месяцам средства и формы диалога уже значительно усложняются. Даже плач малыша приобретает множество не существовавших в первые дни оттенков. Плач от страха и плач от дискомфорта также отличаются, как плач-призыв и плач-сочувствие. Во втором полугодии ребенок произносит звуковые сочетания – лепет. К концу 1 года понимает 10-20 слов и реагирует на них и сам произносит одно или несколько слов. Складывается автономная речь.
Развивается инициативное употребление осмысленных слов. Устанавливается связь между названием предмета и самим предметом.
Эмоциональное развитие. На 2-м месяце начинает узнавать маму. Проявляется в «комплексе оживления» ‑ эмоционально-положительной сенсомоторной реакции ребенка на близкого (замирание, сосредоточение, улыбка, гуление). Это свидетельствует о появлении первой социальной потребности ‑ потребности в общении.
В 3-4 месяца у ребенка проявляются эмоциональные состояния: удивление, тревожность (при физическом дискомфорте), расслабление при удовлетворении потребности. Улыбается знакомым, но теряется при виде незнакомого. Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позднее, чем крик. В 7-8 беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Между 7-11 месяцами появляется «страх расставания» ‑ грусть или испуг при исчезновении мамы. Плач – выражение всякого рода страданий.
Новообразования. Формирование автономной речи. Ходьба — одно из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет.
Л.И. Божович считает, что новообразованием выступают мотивирующие представления, всплывающие в памяти ребенка аффективно заряженные образы предметов, на которых «кристаллизовались» его потребности.
Кризис. Кризис первого года (всплеск самостоятельности и отсутствие условий ее удовлетворения – аффективные реакции).
Происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы» за счет развития ходьбы. Происходит установление новых взаимоотношений с родителями и с ребенком.
Кризис 1 года характеризуется освоением речевого действия. Кризис проявляется в аффективности.
Л.С. Выготский говорил, что симптом кризиса проявляется в гипобулических реакциях, протекающих по типу эмоционального взрыва (ребенок требует желаемого и наталкивается на сопротивление взрослых, он разочарован, как результат ‑ аффективное поведение).
Задания для самостоятельной работы
1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:
1. Царегородцева Л.М. Психологические условия организации контактов младенцев в доме ребенка // Вопросы психологии. ‑ №6. ‑ 1987. – С. 84
2. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. ‑ №6. ‑ 1994. – С. 16
3. Смирнова Е.О., Рошка Г.Н. Роль общения со взрослыми в развитии предметно – манипулятивной деятельности ребенка на 1 году жизни // Вопросы психологии. – 1987. ‑ №3. ‑ С. 57.
4. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии. – 1988. ‑ №2. ‑ С. 123.
5. Сергиенко Е.А., Дозорцева А.В. Соотношение восприятия и действия в младенческом возрасте // Психологический журнал. – 2000. ‑ №5. ‑ С. 23.
6. Ляксо Е.Е., Челибанова О.В., Галунов В.И. Акустические характеристики материнской речи, адресованной младенцам второго полугодия жизни // Психологический журнал. – 2003. ‑ №5. – С. 58.
2. Дайте ответы на следующие вопросы.
1. Какое влияние оказывают действия с предметами на психическое развитие младенца. Приведите примеры. Обоснуйте ответ.
2. Что способствует появлению основных психологических новообразований к концу первого года жизни?
3. С чего начинается психическая жизнь ребенка?
Список рекомендуемой литературы
- Кулагина И.Ю., В.Н. Колюцкий. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития. – М., 2001.
- Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Глава VII. Концепция Д. Б. Эльконина. Период раннего детства. ‑ М., 1996.
- Смирнова Е.О. Психология ребенка. Учебник для педагогических вузов и училищ. – Москва: Издательство «Школа-Пресс»,1997.
- Шапаваленко И. В. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2004.
- Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2003.
- Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное. пособие для студ. вузов. ‑ М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Источник