Психическое развитие ребенка школьном возрасте

Психическое развитие ребенка школьном возрасте thumbnail

Оглавление:

  1. Особенности психического развития детей младшего школьного возраста
  2. Нервно-психическое развитие школьника
  3. Психическое развитие старшего школьника
  4. Роль сверстников в психическом развитии школьника

Хотя младший
школьный возраст не отмечен решающими сдвигами в развитии личности, как у
подростков, но все же этот период отличается заметным формированием личностных
качеств. Поступление в школу – важный этап в жизни ребенка: он включается в
систему коллективов (классный, общешкольный), начинает налаживать отношения с
учителями и одноклассниками. Учеба в школе – новый вид деятельности,
предъявляющий к ученику ряд требований, заставляющий его быть организованным и подчиняться
строгому режиму и регламентации. Все это формирует и закрепляет новую систему
отношений к окружающему миру (людям, обучению и обязанностям, коллективу), определяет
развитие способностей, формирует волю и характер, расширяет круг общения и интересов.

Особенности психического развития детей младшего школьного возраста

Стиль жизни
ребенка с началом обучения в школе меняется коренным образом, теперь его
социальная роль – ученик. Эта деятельность становится доминирующей, и к нему
предъявляются уже другие требования. Психическое развитие младшего школьника подвергается
изменениям, поскольку меняются его ценности, интересы, и он оказывается в
преддверии очередного возрастного периода.

Психическое развитие ребенка школьном возрасте

Главные проблемы,
сказывающиеся на психическом здоровье учеников начальных классов:

  • Принятие своего нового статуса.
  • Выстраивание отношений с педагогом,
    сверстниками.
  • Изменение взаимоотношений в семье.

Дети, как
правило, с удовольствием переходят из детского сада в школу: они рады этому
событию, чувствуют себя взрослыми, им нравится все происходящее с ними. Однако психическое
развитие детей младшего школьного возраста очень зависимо от существенно
изменяющейся самооценки и от того, как правильно родители подготовят ребёнка к школе. Первые два года в младшей школе самооценка детей зависит от отметок,
выставляемых учителем. А уже позже ее корректируют товарищи на основе
характеристик, которые ничего общего с учебой не имеют и проявляются при
общении ребенка со сверстниками. В этот период ребенок излишне критически к
себе относится, и уровень негативных самооценок при этом возрастает.

На этом
этапе важно учитывать особенности психического развития детей младшего
школьного возраста и помочь сохранить им общее положительное отношение к себе
как к личности. Во многом это зависит от оценок взрослых.

В этот же
период дети начинают критически относиться к взрослым: ими уже не принимаются
как истина все их слова и поступки. Особенно остро дети реагируют на те
ситуации, где слова расходятся с делом. Именно в это время большую роль играет
компетентность педагогов и родительский авторитет.

С поступлением
в школу у детей происходят изменения в системе отношений с взрослыми представителями
его семьи. Родители проявляют особое внимание и уважение к его учебной
деятельности, интересуются успехами, а ребенок прислушивается к их советам. То
есть устанавливается взаимное уважение. Несмотря на серьезность вопросов
обучения, дети в начальной школе по-прежнему остаются детьми, поэтому не стоит
забывать об этом и применять для формирования их правильного психического
развития игровую деятельность. Чтобы помочь ребенку справиться с заданием,
можно перевести его в игровую плоскость. Детям бывает сложно справиться с этим
самостоятельно, значит, задача взрослых – разобраться в проблеме и оказать
ребенку помощь в ее решении. Ругать его ни в коем случае нельзя.

Принимая во
внимание особенности психического развития младшего школьника в этот период нельзя
забывать о движении и активности детей, которые удовлетворяют эту естественную
потребность через игры на воздухе, детские шалости. Надо заботиться, чтобы
взаимоотношения ребенка и остальных членов семьи были искренними. Они очень
важны для младшего школьника и помогают безболезненно адаптироваться к новой
среде.

Психическое
развитие учеников младших классов так же, как и особенности психического развития детей дошкольного возраста, оценивают не по отметкам, полученным в
школе, а по чертам характера, доминирующим в поведении.

Психическое
здоровье школьника в норме, если ему присущи следующие качества:

  • Исполнительность.
  • Дисциплинированность.
  • Ответственность.
  • Открытость.
  • Уважение к окружающим.
  • Оптимизм.

В сознании
ребенка должно прочно закрепиться знание того, что все неудачи и беды
преодолимы, а в кругу семьи его все поддерживают и готовы помочь в любой
момент.

Нервно-психическое развитие школьника

Три года, с
шести до девяти лет или с семи до десяти лет, приходятся на младший школьный
возраст. В это время у ребенка совершенствуется работа мозга и нервной системы.
К семи годам кора больших полушарий мозга уже является почти зрелой. Однако к
этому времени еще не сформированы некоторые важные отделы мозга, связанные с
программированием, регулирующие сложные формы психической деятельности.

Вследствие
недостаточного регулирующего и тормозящего влияния коры мозга на подкорковые
структуры младшие школьники возбудимы, невнимательны, эмоциональны, легко
отвлекаются.

Психическое развитие ребенка школьном возрасте

Нервно-психическое
развитие школьника в этом возрасте претерпевает глубокие изменения. Существенно
влияет на все психические процессы переход к операциональному мышлению.
Изменяется восприятие, память, воображение, речь, воля, сознание ребенка, его
моральные суждения, способность к сотрудничеству с другими людьми. Полноценно
прожить этот период, раскрыть возможности младших школьников помогут родители,
воспитатели, учителя, психологи. Их роль в этом возрасте для ребенка особенно
важна.

Психическое развитие старшего школьника

В старшем
школьном возрасте центральная нервная система детей функционирует в
неоптимальном режиме гормональных воздействий. К этому времени завершается
группировка различного типа нейронов в коре головного мозга, наблюдается
совершенствование региональной специфичности, изменяется соотношение между
корой больших полушарий мозга и подкорковыми областями в сторону преобладания
последних, активизируются диэнцефальные структуры.

Проследив психическое
развитие старшего школьника, можно заметить, что для этого периода характерно
проявление у детей полярных качеств психики, когда настойчивость и
целеустремленность находятся рядом с неустойчивостью и импульсивностью, а
повышенная безапелляционность и самоуверенность в суждениях легко сменяются
неуверенностью в себе и ранимостью. Возвышенность чувств может уживаться с
циничностью, враждебностью, сухим рационализмом, даже жестокостью. Дети
переживают становление характера, переходят от детства с опекой взрослых к самостоятельности,
идентифицируют себя как личность, устанавливают более тесные контакты со
сверстниками.

Роль сверстников в психическом развитии школьника

В период
обучения достаточно велика роль сверстников в психическом развитии школьника. Общение
с ровесниками является залогом правильного формирования личности. Родители
всегда могут поддержать эти взаимоотношения, пригласив друзей ребенка в гости.
Они должны интересоваться, с кем дружит сын или дочь, что они ценят в друзьях. Нельзя
негативно оценивать товарищей своего ребенка, а если они вам и не нравятся, то
нужно объяснять своему чаду, почему. Надо уважать потребность растущей
личности. Младшие школьники должны получать от родителей поддержку в построении
межличностных отношений и их коррекции при необходимости.

Психическое развитие ребенка школьном возрасте

Новые
отношения со сверстниками, воспитателями, педагогами, вливание в школьный
коллектив, учеба – факторы, влияющие на становление характера, воли, отношения
к людям. Они закладывают фундамент нравственных и моральных ценностей ребенка,
а также правил и норм поведения.

Общение со
сверстниками в старшем возрасте особенно важно и представляет самостоятельную
ценность для подростков. Расширяется география общения и социальное
пространство: ближайшими друзьями старшеклассников становятся учащиеся других
школ, работающие люди, студенты, военнослужащие. Главная потребность,
удовлетворяемая здесь – разделить с кем-то собственные переживания. При этом
интерес к переживаниям других невелик. Поэтому и взаимная неудовлетворенность
отношениями, напряженность в них.

Общение со
сверстниками важно для школьников еще и по следующим причинам:

  • Оно является специфическим каналом
    передачи информации, по которому поставляются знания, не получаемые от
    родителей.
  • Благодаря общению дети вырабатывают
    навыки социального взаимодействия: обучаются осознавать свои обязанности,
    отстаивать права, соотносить личные и общественные интересы.
  • Общение с ровесниками отвечает
    потребности ребенка как в аффилиации (стремлении находиться в обществе людей),
    так и потребности в обособлении.

Особую
ценность в этом возрасте наряду со становлением приятельских отношений приобретает
понятие дружбы.

А Вы замечаете этапы психического развития Вашего школьника? Расскажите об этом в комментариях.

Источник

Тема 6. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте

1. Физическое и психическое развитие младшего школьника.

2. Личностное развитие младшего школьника.

1. Физическое и психическое развитие младшего школьника

Хронологические рамки (возрастные границы).  От 6‑7 до 10‑11 лет.

Социальная ситуация. Переход к учебной деятельности. Ребенок развивает­ся в условиях сложной социальной среды, в условиях воспитания и обучения. Меняется сфера социальных отношений, появляется система «ребенок – взрослый» дифференцируется: ребенок ‑ учитель; ребенок – взрослый; ребенок – родители; ребенок – дети. Происходит смена референтной группы.

Физическое развитие. Происходит равномерное физическое развитие вплоть до подросткового возраста. Продолжается рост и созревание костей скелета, хотя скорость этих процессов различна у разных детей. Растут мышцы «сильные» и «ловкие», увеличивается физическая сила, выносливость и ловкость как у мальчиков, так и у девочек.

Более эффективно функционируют лобные доли головного мозга, управляющие процессами мышления и другими психическими процессами, что помогает включаться во все более сложную, требующую  высокой координации движений деятельность.

Очень важным фактором физического развития ребенка является здоровье, которое позволяет детям более активно заниматься физической (физкультура и труд) и умственной деятельностью. Выключенные из двигательной активности ребенка 4-5 часов  должны компенсироваться специально организованными физическими упражнениями.

Ведущая деятельность ‑ учебная деятельность ‑ это деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры.

У ребенка имеются две сферы социальных отношений «ребенок – взрослый» и «ребенок – дети». Эти системы связаны игровой деятельностью. Отношения существуют параллельно, они не связаны иерархическими связями.

В младшем школьном возрасте игра не исчезает, она приобретает новые формы и новое содержание. Характерными играми для детей младшего школьного возраста являются игры с правилами, регулирующими расстановку сил в играющем детском коллективе (сюжетно-ролевые игры).

Психическое развитие. Ощущение, восприятие. Восприятие младшего школьника определяется особенностями самого предмета: замечают не главное, а то, что бросается в глаза, часто восприятие ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета.

Текущая воспринимаемая ситуация уже в меньшей мере опосредует мыслительные операции, чем в дошкольном возрасте.

Происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному наблюдению за объектом. К концу возраста появляется синтезирующее восприятие. Дети в 1-2 классе путают предметы, сходные в том или ином отношении, их восприятие отличается малой дифференцированностью (слитность).

Внимание. Учебная деятельность требует длительной концентрации внимания, переключения с одного вида работы на другой – развитие произвольности внимания, возникает на пике волевого усилия (специально организовывает себя под воздействием требований).

Преобладает непроизвольное внимание. Удерживание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации. Внимание активизируется, но еще не стабильно.

Направление развития внимания: от  концентрации внимания к самоорганизации внимания, распределению и переключению его динамики в пределах задания и всего рабочего дня. Младшие школьники могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10 – 20 минут. Существуют значительные индивидуальные различия в развитии внимания.

Память. Младшиешкольники начинают выделять и осознавать мнемическую задачу. Развивается произвольная память, дети уже способны запоминать материал, который обязательно представляет для них интерес. Процессы памяти характеризуются осмысленностью (связь памяти и мышления). Восприимчивость к освоению различных мнемонических приемов. Обладают хорошей механической памятью. Совершенствование смысловой памяти. В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная. Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Воспроизведением начинает пользоваться при заучивании наизусть. Показателем произвольности служат приемы запоминания. Воспроизводят с опорой на текст,  к припоминанию прибегают реже, т.к. оно связано с напряжением.

Память носит конкретно-образный характер. Произвольное и непроизвольное запоминание имеет свои особенности.

Таблица

Непроизвольное запоминание

Произвольное запоминание

Играет большую роль в учебном процессе.

Еще не сформировано. Активно формируется.

На быстроту и точность запоминания сильно влияют эмоции и чувства. Быстро запоминаются стихи, которые вызывают яркие образы и сильные переживания.

Увеличивается объем запоминания интересных текстов, сказок.

Увеличивается осмысленность запоминания.

В 1-м классе: недостаточность самоконтроля:

— количественная сторона повторения (сколько задано);

— на уровне узнавания.

Мышление приобретает доминирующее значение, происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Логически верные рассуждения школьника базируются на конкретном наглядном материале (стадия развития конкретных операций по Пиаже). Благодаря учебной деятельности и усвоению научных понятий у детей развивается теоретическое мышление.

К концу младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия в мышлении. Выделяются: «мыслители», «практики» и «художники».

В процессе обучения формируются научные понятия (основы теоретического мышления), способность идти от конкретного к более общему, а также в обратном направлении.

Воображение. Основные направления в развитии – это переход к более правильному и полному отражению действительности на основе соответствующих знаний. Воображение проходит 2 стадии: воссоздающее (репродуктивное), продуктивное.

Проявляются продуктивные образы-представления (результат новой комбинации некоторых элементов).

Воображение (в 1 классе) опирается на конкретные предметы, но со временем доминирует слово. От 1 ко 2-му классу реализм детского воображения увеличивается. Это обусловливает увеличение запаса знаний и развитие критического мышления.

С возрастом воображение становится более управляемым процессом и образы возникают в связи с задачами деятельности ребенка.

Особенности развития воображения в младшем школьном возрасте отражены в таблице.

Таблица 

Особенности воображения

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

Воображаемый образ из отдельных деталей-фрагментов.

Незначительная переработка имеющихся представлений.

Связывают отдельные части образа

Управляемость процесса воображения.

Образы воображения

Расплывчатость, неясность. Вносится много лишнего. В образе отражается 2-3 детали.

Дополнительных  деталей не вносится. В образе отражается 3-4 детали.

Более точные и определенные. В образе отражается 4-5 детали.

Переработка образов

Незначительная

Более обобщенный и яркий образ.

Может изменяться сюжетная линия рассказа,  вводится условность.

Опора образа

Воссоздание словесной ситуации:

На основе конкретного предмета, действия.

На основе слова мысленный образ.

Речь опосредует развитие мышления и других познавательных процессов.

Речь играет важную роль в решении задач учебной деятельности (обучение детей вести рассуждения вслух способствует успеху). При научении ребенок легко овладевает звуковым анализом слов. Словарный запас увеличивается до 7 тысяч слов. Потребность в общении определяет развитие речи.

2. Личностное развитие младшего школьника

Индивидуально-психологические особенности. Происходит увеличение индивидуальных различий между детьми, темпераментные отличия проявляются в деятельности и поведении. Условия и ведущая деятельность благоприятны для развития таких личностных качеств, как трудолюбие, самостоятельность, способность к саморегуляции.

О развитии способностей свидетельствует устойчивый интерес к конкретному виду деятельности, формирование соответствующего познавательного мотива. Старые мотивы и интересы теряют свою побудительную силу, приходят новые мотивы, связанные с учебной деятельностью. Для ребенка, пришедшего в школу, наиболее значимы социальные мотивы – самосовершенствования (быть культурным и развитым) и самоопределения (после школы продолжить учиться, хорошо работать).  Учебная деятельность может побуждаться мотивом: мотивом получения высокой оценки; социальными мотивами учения; учебно-познавательными мотивами; мотивами достижения успеха; мотивами  избегания; престижная мотивация. Происходит перестройка в иерархической мотивационной системе, мотивация достижения становится доминирующей.

В развитии мотивации учения младшего школьника необходимо использовать мотивы, связанные с процессом учения. По содержанию этот интерес может быть направлен как на конкретные факты, так и на теоретические содержания знания. Важно научить ребенка испытывать удовлетворение от самого процесса анализа вещей и их происхождения.

Таблица

Виды мотивов

Характеристика мотивов

Мотив долга и ответственности.

Первоначально школьником не осознаются, хотя все требования и задания учителя, как правило, выполняются.

Мотивы благополучия (узколичные).

Желание и стремление получить хорошую оценку  любой ценой, похвалу учителя, родителей.

Мотивы престижные

Выделиться среди товарищей, занять определенное положение в классе.

Учебно-познавательные мотивы.

Заложены в самой учебной деятельности и связаны с содержанием и процессом учения, с овладением способами учебной деятельности.

Развитие мотива зависит от уровня познавательных потребностей (потребности во внешних впечатлениях и потребности в активности). Внутренняя мотивация познавательных процессов – стремление преодолевать трудности, проявление интеллектуальной активности.

Широкие социальные мотивы (самосовершенствования, самоопределения).

Быть умным, культурным, развитым.

После школы продолжить учебу, хорошо работать.

Как результат: «принимаемые» далекие мотивы определяют положительное отношение к учебной деятельности и создают благоприятные условия для начала обучения. Но… младший школьник живет преимущественно сегодняшним днем.

Личностное развитие. С поступлением в школу изменяется весь строй личности. Направленность личности выражается в его потребностях и мотивах.

Переход к обучению означает накопление, переход к систематическому накоплению знаний, расширению кругозора, развитие мышления, психические процессы становятся сознательными и управляемыми. И главное формирует основы мировоззрения.

Возникают новые взаимоотношения с окружающими, появление новых обязанностей и прав. Переход к новому положению создает предпосылку для формирования личности.

Учебная деятельность требует от детей ответственности и способствует ее формированию как черты личности.

Происходит интенсивное формирование моральных чувств ребенка, что вместе с тем означает и формирование моральной стороны его личности. Укрепляется новая внутренняя позиция. Интенсивно развивается самосознание. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей, то, что было значимо, становится второстепенным. Становление самооценки зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом.

В возрасте 7 ‑ 11 лет происходит активное развитие мотивационно-потребностной сферы. Мотивы приобретают характер обобщенных намерений, начинают осознаваться.

Развивается самопознание и рефлексия, внутренний план действий, произвольность и самоконтроль.

Самооценка вырабатывается на основе критерия оценивания учебных работ, в оценке деятельности самим ребенком, в общении с другими.

Появление самоуважения, которое во многом связано с уверенностью в учебных способностях.

Эмоциональное развитие. Наблюдается увеличение сдержанности и осознанности в проявлении эмоций. Изменяется общий характер эмоций — их содержательная сторона, их устойчивость. Эмоции связываются с более сложной социальной жизнью ребенка, с более ясно выраженной социальной направленностью его личности. Возникают новые эмоции, но и те эмоции, которые имели место в дошкольном детстве, изменяют свой характер и содержание.

Эмоции становятся более длительными, более устойчивыми и глубокими. У школьника появляются постоянные интересы, длительные товарищеские отношения, основанные на этих общих, уже достаточно прочных интересах. Происходит обобщение переживаний, благодаря чему появляется логика чувств.

В целом общее настроение младшего школьника обычно жизнерадостное, бодрое, светлое. Эмоциональная стабильность наблюдается в положительном отношении к учебе; тревожность, несдержанность, повышенная чувствительность выражается в отрицательном отношении к учителю и школьным занятиям. В результате этого возможны аффективные состояния, проявляющиеся в грубости, вспыльчивости,  эмоциональной неустойчивости.

Новообразования. Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование благодаря усвоенной системе научных понятий. Рефлексия как осознание собственных изменений в результате развития учебной деятельности. Э. Эриксон считал чувство компетентности центральным новообразованием возраста.

В результате учебной деятельности возникают психические новообразования: произвольность иосознанность психических процессов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать)

Задания для самостоятельной работы

1. Познакомьтесь с современными исследованиями по проблеме. Сделайте выводы об основных направлениях в исследовании детей младшего школьного возраста:

  1. Мамюхина М.В. Особенности мотивации учения младшего школьника // Вопросы психологии. – 1985. ‑ №1 ‑ С. 43.
  2. Понарядов Г.М. О внимании младшего школьника // Вопросы психологии. – 1982.‑ №2. ‑ С. 51.
  3. Зак А.З. Исследования мышления младшего школьника в американской психологии. // Вопросы психологии. – 1980. ‑ №1. ‑ С. 156.
  4. Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю. Исследования самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии. ‑ 1980. ‑ №4. ‑ С. 90-100.
  5. Иванова И.П. Обучаемость и память учащихся 1 класса школы // Вопросы психологии. – 1980. ‑ №3. ‑ С. 90-100.
  6. Романова М.П., Цукерман Г.А., Фокина Н.Э. Роль кооперации со сверстниками в психическом развитии  младшего школьника // Вопросы психологии. – 1980. ‑ №6.‑ С. 109-114.
  7. Рякина С.В. Психологические особенности содержательного анализа у младшего школьника // Вопросы психологии. – 1986. ‑ №6. ‑ С. 87.
  8. Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7 летнего возраста // Вопросы психологии. – 1986. ‑ №4. ‑ С. 36.
  9. Овчинникова Т.Н. Особенности осознания себя детьми 6-летнего возраста // Вопросы психологии. – 1986. ‑ №4 ‑ С. 43.
  10. Филлипова Е.В. Формирование логических операций у 6 летних детей // Вопросы психологии. – 1986. ‑ №2. – С. 43.
  11. Телегина Э.Д., Гагай В.В. Виды учебных действий и их роль в развитии мышления младшего школьника // Вопросы психологии. – 1986. ‑ №1.‑ С. 47
  12. Шиянова Е.Б. Формирование у школьников мыслительных операций // Вопросы психологии. – 1986.‑ №1. ‑ С. 64.
  13. Ривина И.В. Зависимость развития учебно-познавательных действий младших школьников от типа коллективной деятельности // Вопросы психологии. – 1987. ‑  №5. ‑ С. 62.
  14. Воловикова М.И. Интеллектуальное развитие и моральные суждения младшего школьника // Вопросы психологии. – 1987. ‑ №2. ‑ С. 40.
  15. Кондратьева И.И. Планирование своей деятельности младшим школьником // Вопросы психологии. – 1990. ‑ №4. ‑ С. 47.
  16. Сапожникова Л.С. Некоторые особенности нравственной регуляции поведения младшего школьника // Вопросы психологии. – 1990. ‑ №4. ‑ С. 56.
  17. Антонова Г.П. Антонова И.П. Обучаемость и внушаемость младшего школьника // Вопросы психологии. – 1991. ‑ №5. ‑ С. 42.
  18. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. – 1992. ‑ №3-4. ‑ С. 14.
  19. Цукерман Г.А. Что развивает и что не развивает учебная деятельность у младшего школьника // Вопросы психологии. – 1998. ‑ №5.
  20. Климин С.В. Некоторые особенности развития ценностных ориентаций детей в периоды перехода в младший школьный и подростковый возраст // Мир психологии. – 1995. ‑ № 3. ‑ С. 36 – 43.
  21. Кайгородов Б.В., Насырова О.А. Некоторые особенности самосознания гиперактивных детей в младшем школьном возрасте // Мир психологии. – 1998. ‑ № 3. ‑ С. 211 – 214.
  22. Васильева Н.Л., Афанасьева Е.И. Развивающие игры как средство психологической помощи младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении // Мир психологии. – 1998. ‑ № 4. ‑ С. 82 – 95.
  23. Клейберг Ю.А., Сиротюк А.Л. Динамическая активность мыслительных процессов младших школьников с разным типом функциональной ассиметрией полушарий головного мозга // Мир психологии. – 2001. ‑ № 1. ‑ С. 156 – 165.
  24. Занченко Н. У. Конфликтные характеристики межличностных отношений и конфликт между детьми и взрослыми // Мир психологии. – 2001. ‑ № 3. ‑ С. 197 – 209.
  25. Романина Е.В., Габбазова  А.Я. Обучение игре в шахматы как средство интеллектуального развития младших школьников // Психологический журнал. – 2004. ‑ №6. ‑ С. 77.
  26. Шеститко И.В. О понятии рефлексии в условиях ее формирования в младшем школьном возрасте // Адукацыя i выхаванне. – 2003. ‑ №5. ‑ С. 67.
  27. Кавецкая М.И. Развитие творческой активности младшего школьника // Адукацыя i выхаванне. – 2003. ‑ № 12. ‑ С. 68.
  28. Выговская Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи // Психологический журнал. – 1996. ‑ №4. ‑ С. 55-64.

2. Дайте ответы на следующие вопросы.

1. Почему мотив высокой оценки более значим для младшего школьника, чем широкие социальные мотивы учения – долг, ответственность, необходимость получения образования и т.п.?

2. Какие индивидуальные особенности внимания должен учитывать учитель младших классов?

3. Почему для развития общительности ребенку лучше контактировать со сверстником немного старшим?

4. Какие дети в классе обычно занимают авторитетное положение у сверстников?

Список рекомендуемой литературы

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. ‑ Москва — Воронеж, 1997.
  2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. «Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития». – М., 2001.
  3. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., 2003.
  4. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. ‑ М., Российское педагогическое агентство, 1996.
  5. Шапаваленко И. В. Возрастная психология. ‑ М., 2004.
  6. Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М., 2002.

Источник