Психическое развитие ребенка с сенсорными нарушениями
Дети с сенсорными нарушениями: причины, виды сенсорных нарушений, психические особенности детей с данными нарушениями; особенности общения и воспитания детей с сенсорными нарушениями.
Сенсорная система — это часть нервной системы ответственная за восприятие: зрительная, слуховая и тактильная.
Сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет научить детей адекватно воспринимать предметы, выделять основные признаки и свойства. Сенсорное развитие – это развитие органов чувств и восприятия.
Сенсорное нарушение у детей — это нарушение, связанное с нарушением в части нервной системы ребенка, ответственной за восприятие. К сенсорным нарушениям относят нарушения слуха, зрения, опорно-двигательной функции.
Причинами сенсорных нарушений могут стать различные травмы (например, головы или спины), инфекционные и вирусные заболевания, как ребенка, так и матери во время беременности, венерические заболевания родителей, патологические состояния беременности и родов. Очень часто сенсорные нарушения наблюдают у глубоко недоношенных детей.
Сенсорные нарушения характеризуются: отсутствием реакции ребенка на звук, свет, нарушением речи, невозможностью выполнения произвольных движений. Дети, страдающие сенсорными нарушениями, часто пытаются привлечь к себе внимание посредством движений, в ходе разговора внимательно смотрят на движения губ собеседника, их речь затруднена, часть звуков произносится неправильно. Если нарушения ЦНС серьезны, то ребенок не может двигаться без посторонней помощи (при ДЦП, параличах и парезах).
При каких заболеваниях возникает сенсорное нарушение у детей?
ДЦП, параличи, слепота, глухота, парезы, последствия полиомиелита, нарушения ЦНС, умственная отсталость.
Весь окружающий мир ребенок познает с помощью органов чувств. Сенсорная (от лат. «sensus» — чувство, ощущение) система: слух, зрение, осязание, обоняние) — это датчик восприятия окружающего мира. Это система, которая считывает информацию извне, опираясь на раннее сформированные сенсорные эталоны. Восприятие формируется на основе синтеза разных ощущений: слуховых, зрительных, тактильных, кинестетических, обонятельных и др. Познание окружающей действительности у детей начинается с анализа информации, которую они получают при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, различных вкусах и т. д. Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Информация от них анализируется в соответствующих отделах головного мозга и выдает целостную картину.
Сенсорному развитию детей с различными нарушениями в развитии уделяли большое внимание такие известные ученые-исследователи как И. М. Сеченов (1952), П. Ф. Лесгафт (1956), Л. С. Выготский (1983), И. А. Соколянский (1989), Н. А. Бернштейн (1990), Н. П. Вайзман (1997), У. Кислинг (2010) и др. Все они сходятся во мнении, что взаимодействие органов чувств необходимо для движения говорения и игры, — это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение. Чтобы нормально развиваться и работать мозг нуждается в постоянном поступлении сенсорной информации.
Среди аномальных детей значительную категорию составляют дети с различными выраженными отклонениями слуха.
Овладение речью одной из центральных, важнейших психических функций-в определяющей степени зависит от слуха.
Ребенок, имеющий серьезные дефекты слуха, не сможет самостоятельно научиться говорить, так как нечетко воспринимает звуковую речь, не слышит звуковых образцов. Слух имеет исключительное значение для формирования произносительной стороны речи. Ребенок с недостатками слуха не может контролировать собственное произношение. Соответственно от этого в значительной степени страдает его устная речь. Все эти факторы отрицательно влияют на процесс овладения всей сложной системой языка, а следовательно, ограничивают возможности обучения и познания окружающего мира. Речь лежит в основе развития других познавательных процессов, поэтому ее отсутствие или недоразвитие нарушает мыслительную деятельность.
Речь регулирует поведение и все виды деятельности ребенка. Поэтому воспитание детей с неполноценной речью вызывает определенные затруднения.
Такие нарушения могут быть врожденными и приобретенными. Врожденные нарушения слуха встречаются значительно реже (примерно у 25% детей с недостатками слуха), чем приобретенные. Неправильное внутриутробное развитие слухового органа может быть обусловлено влиянием наследственности. Так, могут быть унаследованы полная или частичная аплазия (недоразвитие) внутреннего уха, нарушения развития среднего и наружного уха в виде отсутствия барабанной полости и заращения наружного слухового прохода (атрезии). Наследственностью можно объяснить врожденную неполноценность слухового органа, которая определяет предрасположенность к тяжелым нарушениям слуха, вызванным сравнительно слабыми вредными воздействиями.
Социокультурная адаптация детей с нарушениями слуха часто (40%) осложняется эмоциональными и поведенческими расстройствами, которые формируются как вторичные за счет сенсорной и социальной депривации, возникающей при неадекватных условиях воспитания ребенка, как в семье, так и в детском учреждении. Такие дети в большинстве случаев замкнуты, предпочитают общение с себе подобными, болезненно реагируют на случаи обнаружения их дефекта. Их речь характеризуется количественной недостаточностью и качественным своеобразием. Часто отмечаются нарушения звуко-буквенного состава слов: некоторые звуки ребенок не улавливает, другие воспринимает неправильно, отчетливо слышит только ударные части слова, недостаточно ясно дифференцирует на слух приставки, окончания слов. Таким образом, ребенок искаженно слышит слово, искаженно запоминает его и искаженно произносит, пишет. Все это обусловливает необходимость предельно раннего начала сурдологической учебно-воспитательной работы.
Наибольшее количество впечатлений о внешнем мире мозг получает через зрение. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях. С помощью зрения познаются существенные признаки разнообразных объектов (свет, цвет, величина), осуществляется ориентировка в пространстве, воспринимается изобразительное и архитектурное искусство, наблюдаются сложные изменения в природе.
Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у ребенка значительные затруднения в познании окружающей действительности, сужает общественные контакты, ограничивает его ориентировку, возможности заниматься многими видами деятельности.
Врожденное нарушение зрительного анализатора может быть вызвано воздействием на него различных патогенных агентов в период эмбрионального развития (токсоплазмоз и другие инфекции, воспалительные процессы, нарушение обмена веществ и пр.) или генетических факторов (наследственная передача некоторых дефектов зрения.
Фактор времени наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития слепого ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны отклонения, психофизические особенности и своеобразие развития. В зависимости от времени наступления нарушения функции зрительного анализатора выделяют слепорожденных и ослепших, т. е. лишившихся зрения после рождения.
Психическое развитие слепорожденных детей имеет те же закономерности, что и развитие зрячих детей, однако тяжелое первичное поражение зрения проявляется в различных вторичных отклонениях и особенностях психического развития детей.
Развитие высших форм познавательных процессов (внимание, логическое мышление и речь, память) у слепорожденных детей практически протекает нормально. Вместе с тем нарушение взаимодействия чувствительных и интеллектуальных функций проявляется в некотором своеобразии их мыслительной деятельности. У слепых детей с большим трудом формируется правильное соотношение между накопленными словесными (отвлеченными) знаниями и конкретными представлениями. Они легче усваивают отвлеченные понятия, нежели слова с конкретным значением.
В одних случаях своеобразие характера и поведения проявляется в неуверенности, пассивности, склонности и самоизоляции, в других в раздражении, возбудимости и даже агрессивности.
Такие дети часто пытаются «скрыть» или отрицать дефект, если о нем узнают окружающие. Они чувствуют себя скованно, неестественно и дискомфортно. Стесняются обращаться за помощью. Бывают ранимы и чувствительны к критике. При глубоких нарушениях зрения могут наблюдаться навязчивые движения. Дети надавливают на глаза, чтобы получить ощущение света, раскачиваются, издают стереотипные звуки.
Осязание также дает слепому необходимую информацию. Так, качество дорожного покрытия (бетон, асфальт, грунт), бордюрный камень тротуара, стены домов, витрины магазинов, телефонные будки, уличные киоски и т. д. помогают слепому ориентироваться в сложной окружающей обстановке городской улицы. Л. С. Выготский указывал на наличие так называемого шестого чувства (теплового) у слепых, позволяющего им на расстоянии замечать предметы.
Формирование обследовательских способностей решается в дидактических играх: «Угадай на ощупь», «Назови как можно больше признаков в предмете», «Убери лишние детали», «Что так, что не так», «Что бывает, чего не бывает», «Угадай, кто пришел», «Кто назвал?», «Найди путь исследования», «Угадай на вкус», «Какой это запах?»
Для обучения сериации, классификации, дифференциации используются мозаики, пирамидки разных размеров, лото, домино, разрезные картинки, пазлы.
Для формирования образов предметного мира используются игры, в которых упражняются в систематизации знаний во внешнем облике предмета и его функциональном назначении. При этом в процессе знакомства с предметом или объектом включаются по возможности все сенсорные ориентации. При использовании дидактической игры «Мама и детки» у детей уточняются представления о внешнем облике взрослого животного и облике их детенышей. А далее конкретизируется конкретное питание, среда обитания и взаимодействие с человеком.
Различные модели животных, птиц, картинки с их изображением создают у детей представления об их сходстве и различие как в облике, так и в образе жизни.
Дидактическая игра «Скотный двор» позволяет детям ориентироваться на слух, зрение, осязание и обоняние. Для этого можно подобрать записи реальных звуков (мычание коров, ржание лошади, крик петуха и т. д.).
Для формирования экологических знаний используются конструкторы, позволяющие детям воспроизводить загоны, пастбища для животных. Детей можно научить отличать продукты жизнедеятельности животных на осязание (мягкая шерсть, тонкий пух, теплая шубка и др.). детям можно предложить выделить по запаху мясные и молочные продукты, определить их качество как на обоняние, так и на вкус.
Сенсорные нарушения лишают ребенка важнейших источников информации, что обусловливает его отставание не только в психическом, но и в физическом плане. Степень выраженности отставания в значительной мере зависит от тяжести и времени возникновения сенсорных нарушений, а также раннего начала специальной коррекционно-реабилитационной работы.
Источник
Нарушения
анализаторных систем
Число
детей с отсутствием или понижением
функций органа слуха постоянно
увеличивается. Повышается процент лиц
с нарушенным слухом
в группе населения после 50 лет. Примерно
4-6 % от всего населения
земного шара имеют нарушения слуха в
степени, затрудняющей
социальное общение.
В системе образования
увеличивается число детей, имеющих
наряду с нарушением слуха и другие
отклонения в развитии.
Остановимся
на своеобразии познавательной и
эмоционально-волевой сфер, деятельности
людей с недостатками слуховой функции.
Данная
проблема является предметом одного из
разделов специальной
психологии — сурдопсихологии. Систему
знаний об образовании лиц
с нарушениями слуха представляет раздел
специальной педагогики
— сурдопедагогика.
Соотношение этих
разделов представлено в их задачах.
Задачи
сурдопсихологии
заключаются в следующем:
выявить
закономерности психического развития
людей с нарушенным
слухом;изучить особенности
развития отдельных видов познавательной
деятельности личности;разработать
методы психодиагностики и психокоррекции
соответствующих
нарушений;изучить
проблемы интегрированного обучения и
интеграции людей
с нарушениями слуха в общество.
Задачи
сурдопедагогики:
изучить
закономерности овладения лицами с
нарушениями слуха
образованием в зависимости от
индивидуальных особенностей
нарушения слуха и речи;разработать,
научно обосновать и практически
реализовать специальное образование
для разных категорий лиц с нарушенным
слухом;разработать
научные основы содержания образования,
дидактики
и специальных методик обучения лиц с
нарушенным слухом;развить
различные подсистемы специального
образования лиц с
нарушенным слухом, специальных
образовательных технологий развития
остаточного слуха, обучения жестовому,
родному языку,
устной речи, педагогической реабилитации
в послеоперационный
период и др.;совершенствовать
технические средства коррекции и
компенсации
нарушений слухового анализатора;совершенствовать
систему педагогической работы,
направленной
на социальное адаптирование и
социально-профессиональную
реабилитацию лиц с нарушенным слухом;организовать
взаимодействие и кооперацию с общей
педагогикой для распространения
специальных педагогических знаний,
развития
интеграционных идей и их реализации.
Нормальная
функция слухового анализатора имеет
особую значимость
для общего развития ребенка. Состояние
слуха оказывает решающее
влияние на его речевое и психическое
развитие. При нарушениях
слухового анализатора в первую очередь
и в наибольшей мере страдает речь,
происходит общее недоразвитие
познавательной деятельности. Первичный
дефект анализатора порождает вторичные
отклонения в развитии, которые, в свою
очередь, являются причинной возникновения
других отклонений. Взаимодействие
различных проявлений
дефекта слуха третьего, четвертого и
т. д. порядка все более
искажает структуру развития познавательной
деятельности не-слышащего
ребенка.
Причинами
нарушений слуха являются инфекционные
заболевания, токсические
поражения, сосудистые расстройства,
механические, акустические
или контузионные травмы. В зависимости
от причины тугоухость
и глухоту подразделяют на наследственную,
врожденную и
приобретенную. Нарушения слуха возникают
в результате заболеваний,
поражающих наружное, среднее или
внутреннее ухо, слуховой нерв.
Значительное
место занимают последствия острого
воспаления среднего
уха. Стойкое понижение слуха часто
возникает в результате воспалительных
и невоспалительных заболеваний носа и
носоглотки и
связанной с этими заболеваниями
непроходимостью евстахиевой трубы.
Наиболее опасны они в раннем возрасте.
При
менингите нарушение слуха возникает
вследствие поражения звуковоспринимающего
аппарата, при других детских инфекциях
слуховая
функция может пострадать как в результате
поражения среднего
уха, так и в результате заболевания
нервного воспринимающего аппарата.
Заболевание звуковоспринимающего
аппарата ведет к более
тяжелым нарушениям слуховой функции,
чем заболевания среднего
и наружного уха.
К числу
сравнительно редко встречающихся причин
нарушения слуха
можно отнести поражения центральных
отделов слухового анализатора,
возникающие в результате повреждений
или заболеваний головного
мозга (энцефалит, ЧМТ, кровоизлияние,
опухоль). При таких
поражениях наблюдается либо небольшое
снижение слуха, либо так
называемая корковая глухота, когда
утрачивается способность анализа,
синтеза и понимания того, что человек
слышит.
Существует
зависимость распространенности и
причины различных видов
тугоухости от принадлежности детей к
той или иной возрастной группе.
Так, если на первом году жизни преобладает
наследственный и
врожденный характер глухоты или
тугоухости, то в дальнейшем возрастает
роль приобретенных факторов понижения
слуха (неадекватное
применение ототоксических медикаментов,
в частности антибиотиков;
длительное воздействие звуковых
раздражителей предельной интенсивности,
использование плейеров).
Важное
значение имеет определение критериев
риска возможности нарушений
слуха у ребенка раннего возраста. Их
можно установить на
основе тщательного изучения анамнестических
данных. Это прежде всего
вирусные заболевания матери в первом
триместре беременности
(краснуха, корь, грипп, герпес). Нарушения
слуха часто сочетаются с
различными врожденными пороками
развития, например расщелинами
губ и неба, а также при недоношенности,
когда вес при рождении составляет
менее 1500т. На состояние слуховой функции
могут отрицательно
влиять неблагополучные роды.
Причиной
нарушений слуха могут быть алкоголизм
матери во время беременности, проявление
в период новорожденности желтухи
и неврологических расстройств. К группе
риска относятся также дети
с различными хромосомными и наследственными
заболеваниями или имеющие родителей
или родственников с врожденными дефектами
слуха.
Диагностика
состояния слуховой функции человека
позволяет определять
у ребенка нарушение слуха еще до его
рождения или в первые
часы и дни после рождения. Место и степень
поражения слуха определяются
при помощи аудиометрии, с применением
специальных методов.
Существуют тональная, речевая, детская
аудиометрии, аудиометрия
раннего возраста, импеданс-аудиометрия
и др. Тональная аудиометрия
— исследование слуха при помощи
аудиометра, подающего
простейшие сигналы (тоны), изменяемые
по частоте и силе звука.
Задача обследуемого — внимательно
следить за своим восприятием
звуков и информировать аудиолога о том,
слышит ли он тот или иной
звук. Результаты восприятия основных
тонов по частоте и по интенсивности
фиксируются в аудиограмме. Тональная
аудиометрия применяется
при обследовании состояния слуховой
функции у взрослых и детей такого
возраста, когда ребенок уже способен
ответственно подойти
к этой процедуре. Для детей раннего и
дошкольного возраста этот
способ неэффективен. Речевая аудиометрия
позволяет определить
у слабослышащего область его речевого
слуха и уровень понимания речи. Приемы
речевой аудиометрии позволяют педагогу
массового
детского сада или школы, родителям без
специальных технических средств
провести первичную проверку слуха у
ребенка при наличии симптомов
его нарушения. Выбор способа исследования
слуха у детей зависит
от возраста ребенка, его зрелости,
способности к концентрации
внимания, готовности к сотрудничеству,
самочувствия ребенка на момент
обследования.
Существует
два основных исследования слуха у
маленьких детей: до
и после трех лет. Для исследования слуха
у ребенка от года до трех лет
используется метод рефлекторной реакции
на звук (ребенок может
моргнуть, замереть, сделать паузу в игре
с игрушками и поднять глаза,
начать оглядываться, чтобы увидеть, что
происходит у него за спиной,
и найти источник звука. Очень маленький
ребенок может заплакать). Меняя громкость
и тональность звука, внимательно наблюдая
за реакциями ребенка, специалисты,
регистрируя все наблюдения, постепенно
могут составить примерную аудиограмму,
которая будет тем
не менее отражать абсолютно точно
состояние слуховой функции ребенка.
У детей после трех лет исследование
слуха проводится с помощью
игровой аудиометрии. Применяется та же
аппаратура, что и при обследовании
взрослых, но способ обследования иной:
ребенка постепенно
готовят к обследованию слуха, вводя в
ситуацию с помощью игры,
которая ему доступна.
Для
получения объективных данных о слухе
могут использоваться объективные
методы: импеданс-аудиометрия (исследование
реакции барабанной
перепонки), исследование электрических
потенциалов мозга
и слуховых нервов (электрокорковая
аудиометрия).
Технические
возможности компенсации утраченной
или нарушенной
слуховой функции отражают развитие
возможностей техники и
технологий в целом. Технический прогресс
в создании слуховых аппаратов направлен
на следующее:
миниатюризацию;
совершенствование
качества передачи звуковой информации;комфортность
пользования;учет
характера нарушения слуха и индивидуальных
особенностей
органа слуха и возможностей каждого
пользователя;надежность.
Сегодня
осуществляется компьютерный подбор
индивидуальных слуховых
аппаратов на основе многочисленных
индивидуальных характеристик
слуховых и других данных пациента.
Высокий
уровень развития медицины, техники и
технологий позволяет в отдельных случаях
посредством операции вернуть слух при
помощи
кохлеарной имплантации (частичная
имплантация при помощи хирургического
вмешательства высокоразвитой электронной
слухо-протезирующей
системы). Она показана тем, кто отвечает
следующим медицинским,
психологическим и логопедическим
критериям:
имеет
место полная двусторонняя глухота,
невозможно пользование
общепринятым слуховым аппаратом,
имеются функционирующие
нервные волокна, отсутствуют заболевания
среднего уха
и заболевания, ослабляющие иммунную
систему, имеется общее
хорошее состояние здоровья;сформированы
удовлетворительные речевые навыки,
отсутствует
снижение интеллектуальных возможностей
и нет психических заболеваний,
имеется удовлетворительное социальное
окружение,
существуют реалистические ожидания
последствий данной операции и позитивная
мотивация;детям раннего
возраста, когда процесс речеслухового
и психического развития не приобрел
отклоняющийся характер.
Следует
также иметь в виду, что кохлеарный
имплантант требует периодической
замены с помощью хирургического
вмешательства.
Психолого-педагогическая
классификация лиц с недостатками слуха.Вопросы
исследования и классификации остаточной
слуховой функции
у детей с дефектами слуха издавна
интересовали как врачей, так и
сурдопедагогов. Созданные ими
педагогические классификации адресованы
учителю и направлены на обоснование
различных подходов
к обучению лиц с недостатками слуха, а
медицинские классификации
имеют своей целью дать оториноларингологам
ориентиры для проведения
лечения и профилактики заболеваний,
ведущих к нарушениям
слуха.
В
основе некоторых классификаций лежит
как способность ребенка
с потерей слуха воспринимать речь на
том или ином расстоянии от говорящего,
так и критерии громкости в децибелах.
Таблица
3 Классификация
видов школ для детей с пониженным слухом
Понижение слуха | Вид школы |
35-40 | Нормальная школа |
40-60 | Нормальная |
60-90 | Школа для |
Свыше 90 | Школа для глухих |
Для
определения уровня восприятия разговорной
и шепотной речи существует
таблица, построенная на пересчете данных
тональной аудиометрии
(табл. 4).
Таблица
4 Определение
уровня восприятия разговорной и шепотной
речи
Расстояние, | Потеря слуха | |
разговорная | шепотная | |
норма | норма | До35 |
4-5 | 0,5-0,8 | |
2-4 | 0,25-0,5 | 35-45 |
1-2 | 0,25-0,5 | 45-50 |
0,25-1 | У ушной раковины | 50-60 |
У ушной раковины | Не слышит | 65 |
Признавая
важность медицинских классификаций
нарушений слуха,
сурдопедагоги всегда считали нужным
подчеркивать необходимость
психолого-педагогических классификаций,
обеспечивающих вслед
за адекватным диагностическим определением
наблюдаемого у
ребенка состояния слуховой функции
наиболее реальный выбор корригирующих
методик его обучения.
Применив
учение Л. С. Выготского о сложной структуре
развития аномальных
детей, в котором взаимодействуют факторы
первичные и
факторы вторичные, Р. М. Боскис разработала
педагогическую
классификацию,
предложив
новые критерии, учитывающие своеобразия
развития детей с
нарушенным слухом: степень поражения
слуховой функции, уровень развития
речи при данной степени поражения
слуховой функции, время
возникновения нарушения слуха.
Основой для этой
классификации являются следующие
положения.
1.
Деятельность нарушенного слухового
анализатора у ребенка отличается
от деятельности нарушенного слухового
анализатора у
взрослого.
2.
Взрослый к моменту наступления нарушения
слуха имеет сформированную
словесную речь, словесное мышление,
представляет собой
сформировавшуюся личность. Нарушения
слуха у него — в
первую очередь препятствие для общения
с опорой на слух.
3.
У ребенка нарушения слуха влияет на
весь ход его психического и речевого
развития, приводит к возникновению
целого ряда вторичных
нарушений (нарушение развития мышления,
речи, познавательной
деятельности).
Большое
значение имеет учет взаимозависимости
слуха и речи: чем выше
уровень развития речи у ребенка, тем
больше возможностей использования
остаточного слуха.
Критерием
оценки нарушения слуховой функции у
ребенка является
возможность использования остаточного
слуха для развития речи.
Критерием отграничения детей с частичным
нарушением слуха от
глухих детей является возможность
использования слуха в общении
и развития речи при данном состоянии
слуха. По этому критерию проводится
разграничение тугоухости и глухоты.
Глухота —
это стойкая потеря
слуха, при которой невозможно
самостоятельное овладение речью и
разборчивое восприятие речи даже на
самом близком расстоянии от уха. При
этом сохраняются остатки слуха,
позволяющие воспринимать громкие
неречевые звуки, некоторые звуки речи
на близком расстоянии. Это не только
снижение слуха выше 80 дБ, но и потеря
или снижение слуха на различных частотах.
Тугоухость —
стойкое понижение
слуха, при котором возможны самостоятельное
накопление минимального речевого запаса
на основе сохранившихся остатков слуха,
восприятие обращенной речи хотя бы на
самом близком расстоянии от ушной
раковины.
Степень
и характер речевого развития при
нарушениях слуха обусловлены
рядом причин: степенью нарушения слуха;
временем возникновения слухового
нарушения; педагогическими условиями
развития ребенка
после наступления нарушения слуха;
индивидуальными особенностями ребенка.
Р.
М. Боскис
выделила две основные категории детей
с недостатками
слуха: глухие
и слабослышащие.
К
категории глухих детей относятся те
дети, для которых в результате врожденной
или приобретенной в раннем
возрасте глухоты невозможно самостоятельное
овладение словесной
речью. К категории слабослышащих
относятся дети, у которых снижен
слух, но на его основе возможно
самостоятельное развитие речи.
Глухие
и слабослышащие дети различаются по
способу восприятия речи.
Первые овладевают зрительным (по чтению
с губ и лица собеседника) и слухозрительным
(при помощи звукоусиливающей аппаратуры)
восприятием словесной речи только в
процессе специального обучения.
Вторые могут самостоятельно овладевать
восприятием на слух
речи разговорной громкости в процессе
естественного общения с
окружающими. Значение зрительного
восприятия речи возрастает в
зависимости от тяжести нарушения слуха.
Отдельную
группу в отношении формирования речи
и ее восприятия
составляют позднооглохшие.
Эти дети отличаются тем, что к моменту
наступления у них нарушения слуха они
обладали уже сформировавшейся
речью. У них может быть разная степень
нарушения слуха и разный уровень
сохранности речи, но все они имеют навыки
словесного
общения, в той или иной степени
сформировавшееся словесно-логическое
мышление. Для таких детей при поступлении
в специальную школу
важной первоочередной задачей является
освоение навыков зрительного или
слухозрительного восприятия обращенной
к ним речи.
На
основе педагогической классификации
осуществляется дифференцированное
специальное образование для детей,
имеющих разную степень
нарушения слуха и соответствующий
уровень речевого развития.
Рекомендация для ребенка того или иного
вида специальной школы учитывает
не только характер и степень нарушения
слуха, но и состояние
речевого развития. Поэтому позднооглохшие
дети, как правило, учатся
в школе для слабослышащих детей; глухому
ребенку с высоким уровнем речевого
развития и сформированными навыками
восприятия устной речи также целесообразно
посещать школу для слабослышащих.
Сущность
аномального развития ребенка с частичным
нарушением слуха
заключается в том, что его первопричина
— биологическая (физический
дефект слуха), а последствия — социальные
(нарушения общения,
приводящие к атипичности формирования
психики), причем главные
проявления этих последствий носят
функциональный характер
(недоразвитие речи, особенности мышления,
памяти, внимания, восприятий,
представлений).
У
слабослышащего ребенка имеется не
тотальное, а частичное нарушение
деятельности одного из самых существенных
анализаторов — слуха.
Этим он принципиально отличается от
глухого и слышащего ребенка в разных
планах. По сравнению с глухим он иначе
приспосабливается
к своему дефекту, ищет другие пути
компенсации своего недостатка,
т. е. главным образом не за счет зрения,
а за счет неполноценного слуха. По
сравнению со слышащим у него имеется
качественное
своеобразие использования дефектного
слуха как фактора развития
речи.
В
отечественной (и зарубежной) сурдопедагогике
и сурдопсихологии в результате
исследований различных сторон процесса
овладения речью
и особенностей познавательной сферы
детей с частичным нарушением
слуха выявлены основные характеристики
их развития.
Определенные
в исследованиях особенности умственного
и речевого развития, их различия у детей
с тотальным и частичным нарушением
слуха позволили представить научно
обоснованную типологию и педагогическую
классификацию.
Материалы
исследований, характеризующие особенности
развития детей
с частичной потерей слуха, составили
основу для разработки принципов их
специально организованного обучения
и воспитания вообще и создание методической
системы, использование которой впервые
позволило практически решить центральную
проблему дидактики
школы слабослышащих — проблему
формирования речи и преподавания
русского зыка как предмета школьного
образования.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник