Психическое развитие ребенка с ринолалией
Статья об особенностях психического и физического развития детей с открытой органической врожденной ринолалией.
Ринолалия – это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Ринолалия бывает открытая, закрытая и смешанная. Открытая ринолалия, в зависимости от вызывающих ее причин, бывает следующих трех видов.
- Функциональная открытая ринолалия.
- Органическая приобретенная открытая ринолалия.
- Органическая врожденная открытая ринолалия.
Хотелось бы остановиться на органической врожденной открытой ринолалии. Она чаще всего бывает обусловлена расщелиной твердого и/или мягкого неба, иногда в сочетании с расщелиной верхней губы. Этот тяжелый и довольно часто встречающийся порок развития закладывается на втором-третьем месяце внутриутробной жизни плода. Если в этот период не произошло нормального формирования твердого и мягкого неба, то ребенок рождается с небной расщелиной. Нередко при этом наблюдается расщелина альвеолярного отростка.
Причинами врожденных расщелин губы и неба являются разнообразные экзогенные и эндогенные факторы, например такие как:
- Генетические – неблагоприятная наследственность, наличие расщелин у прямых или косвенных родственников;
- Биологические – заболевания матери во время беременности (грипп, ОРВИ, паротит, токсоплазмоз, краснуха);
- Химические – контакт с вредными веществами (ядохимикатами, кислотами); плохое состояние окружающей среды; влияние алкоголя, никотина, наркотиков; бесконтрольный прием лекарственных препаратов, в частности, перенасыщение организма плода витамином А и прием препаратов группы кортизонов;
- Социальные – стрессовые ситуации, психические травмы;
- Эндокринные заболевания матери.
Помимо ряда патологических изменений в функции артикуляционного аппарата, нарушении дыхания, фонетико-фонематической стороны речи, слоговой структуры, у детей с открытой органической врожденной ринолалией наблюдаются также нарушения психического и физического развития, как вторичные нарушения в структуре речевого дефекта.
Вопросы исследования высших психических функций у детей с врожденными расщелинами губы и неба сохраняют свою актуальность до настоящего времени. Степень вторичных нарушений психических процессов напрямую зависит от степени речевого недоразвития.
Отмечено, что у детей с выраженной степенью дефектов речи отмечаются серьезные нарушения психических процессов.
Дети могут обладать неустойчивым и рассеянным вниманием, при этом его объем, и точность почти не страдают. В случаях нарушения внимания затрудняется процесс познавательной деятельности.
У детей с данной формой ринолалии несколько сужен объем вербальной памяти по сравнению с детьми, имеющими нормальное речевое развитие. У них медленнее протекает процесс запоминания. При этом долговременная память непрочная. Зрительная память обычно не нарушена.
Речевое недоразвитие приводит к недостаточности словесно-логического мышления, к инактивности (заторможенности) процессов анализа и синтеза, к затруднениям в понимании обобщающих понятий. Наглядно-образное мышление чаще всего не нарушено.
Скорость протекания мыслительных процессов может быть несколько замедленной, вследствие чего затруднено восприятие учебного материала.
Достаточно часто отмечается пониженная работоспособность, раздражительность, лабильность настроения, слабость активного торможения и т. д.
Особенности поведения детей с данной патологией часто обусловлены неправильным воспитанием в семье. Из-за специфики физического и психического развития такого ребенка родители, обеспокоенные состоянием его здоровья, уделяют ему больше внимания, чем другим детям.
Таким образом, такие дети растут в условиях гиперопеки, что вызывает у них эгоистичность.
У таких детей исследователи также отмечают и особенности игровой деятельности. В игре обычно преобладает сюжет лечения. Ребенок делает уколы куклам, лечит своих товарищей, часто просто наблюдает за игровым действием сверстников.
В большей степени у таких детей нарушена эмоционально-волевая сфера. Несомненно, гнусавость, малопонятность речи создает затруднения для нормального общения ребенка с коллективом. У таких детей часто возникают различные отклонения в поведении: замкнутость, застенчивость, раздражительность, что приводит к отсутствию веры в успех, нежеланию вступать в активный контакт со взрослыми и сверстниками. Ощущение своих недостатков вызывают у ребенка тяжелые душевные переживания, различные эмоциональные сдвиги, появление чувства неполноценности, что, естественно отражается на психике.
Осознание своей неполноценности у большинства детей наблюдается на 6-7 году жизни, перед поступлением в школу. У дошкольников травмирующие ситуации в большинстве случаев еще не носят постоянного характера, так как стабильное окружение в семье и дошкольном учреждении создает благоприятные условия для взаимоотношений.
В младшем школьном и, особенно, подростковом возрасте поведение детей с данной формой ринолалии изменяется. Постоянные переживания нередко вызывают страх речи, а позднее – снижение речевой активности, своеобразные и мимические сопутствующие движения отдельных участков мышц лица: крыльев носа, носо-губных складок, лобных мышц, мышц, сморщивающих брови.
Степень фиксации на своем дефекте возрастает к 17-20-ти годам, когда появляется проблема выбора профессии, смены окружения в связи с поступлением на работу или учебное заведение. В этот период неразборчивость речи способствует изоляции человека, затрудняет социальную адаптацию, снижает уровень притязаний в общественных и личностных взаимоотношениях. Все это способствует формированию своеобразных патопсихологических черт личности.
Что касается физического развития, то первая трудность, с которой приходится столкнуться матери новорожденного ребенка с данной патологией – это нарушение акта сосания. Расщепление, как губы, так и неба ведет к невозможности герметического закрытия полости рта и последующего пониженного давления в ней, что необходимо для того, чтобы втянуть в рот молоко матери. Ребенка переводят сначала на питание сцеженным молоком матери с ложечки или даже из пипетки, а затем и на искусственное вскармливание. Во время кормления ребенок захлебывается, поперхивается, начинает кашлять и срыгивать, т. к. молоко попадает в носовую полость, там разлагается, что может привести к воспалению слизистой оболочек носовой полости. Не исключена возможность попадания пищи в дыхательные пути и как следствие этого воспалительные процессы в верхних дыхательных путях.
Искусственное вскармливание приводит к ослаблению жизненных сил, и ребенок становится восприимчивым к различным заболеваниям. В наибольшей степени такие дети предрасположены к катару верхних дыхательных путей, рахиту, анемии, бронхиту, пневмонии.
Нередко у детей с данной патологией наблюдаются патологические изменения в ЛОР-органах органах, а именно искривление носовой перегородки, деформация крыльев носа, аденоиды, гипертрофии миндалин. Зачастую у них возникают воспалительные процессы в носовой области. Воспалительный процесс может перейти со слизистой оболочки носа и глотки на евстахиевы трубы и вызвать воспаление среднего уха. Частые отиты, нередко принимающие хроническое течение, служат причиной понижения слуха. Примерно 60-70% детей с расщелинами имеют снижение слуха различной степени (чаще на одно ухо) – от небольшого снижения до значительной тугоухости.
Также наблюдается задержка формирования статико-динамической функции. Для таких детей характерна общая моторная неловкость, недостаточная координированность движений, трудности при выполнении общеразвивающих упражнений. Страдают темп, ритмичность и переключаемость движений.
Характерны нарушения тонких дифференцированных движений в процессе выполнения проб-тестов пальчиковой гимнастики. Дети с опозданием овладевают навыками самообслуживания, требующими точных, целенаправленных ручных движений: завязыванием шнурков, застегиванием пуговиц и т. д. Выражена моторная несостоятельность на занятиях по аппликации, лепке, рисованию.
На примере всего выше описанного, можно сказать, что детям с врожденными расщелинами губы и неба необходима ранняя комплексная помощь со стороны ряда специалистов: хирургов, ортодонтов, педиатров, логопедов, а также невропатологов, психологов, оториноларингологов, физиотерапевтов.
Фролова А.М,
учитель-логопед
Loading …
Источник
1.
дефицита внимания. нередко ЗПР носит
временный характер и успешно устраняется
в адекватных дефекту условиях обучения
и воспитания.
2.
Своеобразие становления личности.
Причины:
неблагоприятные условия жизни в
коллективе, нарушение речи как средства
коммуникации, односторонне общение с
коллективом.
Результат:
развитие замкнутости, застенчивости,
раздражительности. Постепенно падает
мотивация общения. Может быть отмечена
повышенная агрессивность. В некоторых
случаях требуется помощь психоневролога
и невропатолога.
Негативные
последствия длительной госпитализации
детей с врожденной небной патологией:
усугубление особенностей поведения
детей при неправильном семейном
воспитании. Необходимо проведение
психотерапевтических мероприятий с
членами семьи ребенка и с ним самим с
целью предупреждения трудностей
поведения и коррекции личности ребенка
с небной патологией. Отклонения
психического развития у данной категории
детей встречаются в 20 раз чаще, чем у
детей с нормальным развитием
челюстно-лицевого аппарата.
Степень
нарушения психических процессов зависит
от:
А)
степени развития
Б)
наличие синдромальных нарушений по
типу олигофрении.
Отмечено,
что у детей с незначительным дефектом
речи, вторичные невротические психические
процессы относительно сохранны и не
нарушают адаптацию детей в семье, а
также в дошкольном и школьном коллективах.
При выраженной степени дефектов речи
отмечается серьезное нарушение
психических процессов. В результате
длительной и хронической астенизации
у детей с открытой ринолалией наблюдается
неустойчивое и рассеянное внимание.
Из-за этого страдает познавательная
деятельность. Также снижается объем
вербальной памяти. Медленнее протекает
процесс запоминания, долговременная
память непрочная. Зрительная память
обычно не нарушается. Из-за речевого
недоразвития наблюдается недостаточность
словесно-логического мышления.
Затрудняется восприятие учебного
материала. Выражено нарушение эмоционально
— волевой сферы.
При
выраженном нарушении внятности речи
нарушается ее коммуникативная функция
и ограничиваются социальные контакты,
из-за чего снижается речевая практика
детей.
В
результате всех выше перечисленных
нарушений происходит формирование
особого коммуникативного поведения,
при котором наблюдается часто замкнутость,
застенчивость, раздражительность,
нежелание вступать в активный контакт
со взрослыми и сверстниками, пониженная
самооценка и уровень личностных
притязаний, неадекватные агрессивные
реакции на различные ситуации, которые
усиливаются при госпитализации ребенка,
начале посещения дошкольного учреждения
и т.д.
Дальнейшая
социальная адаптация ринолалика во
многом зависит не только от качественного
хирургического лечения и адекватной
логопедической помощи, но и от характера
семейного окружения и установок семьи
на исправление дефекта.
24. Ринофония, определение, причины, виды.
Ринофония
– гнусавый оттенок голоса, возникающий
из-за неправильного направления
выдыхаемой струи вследствие либо
механических дефектов носоглотки, либо
расстройств функции мг и ТВ неба.
Существует
два вида ринофонии: открытая и закрытая.
Первая
может быть врожденной, если малыш
появился на свет с укороченным мягким
нёбом. Однако иногда проблема связана
с инфекционным заболеванием типа
дифтерии или гриппа, осложненным
параличом или парезом нёба. Приобретенная
ринофония может появиться и после того,
как малышу удалят глоточные миндалины:
послеоперационные рубцы стягивают нёбо
и ограничивают подвижность.
ринофония
открытая – при которой имеет место
патологическая назализация всех ротовых
звуков, слабый и сдавленный голос.
Ринофония
закрытая – при ней носовые согласные
приобретают резонирование, гласные
теряют звучность, тембр становится
неестественным.
Оргническая
врожденная открытая ринофониявозникаеи
при укорочении мг неба при этом соотношении
ТВ и мг неба (3:1 или 4:1) норма – 2:1. Это
следствие открытой ринолалии, проявляющееся
нарушением тембра голоса без фонетических
дефектов.
Приобретенная
органическая открытая ринофония
возникает при прибретенных парезах,
параличах мг неба, миостении, перфорациях,
свещах неба из-за ранений, туберкулеза,
сифилиса. Часто открытая ринофония
отмечается при периферических и
центральных парезах, параличах мг неба
после дифтерии, гриппа, при поражении
ветвей языкоглоточного и блуждающего
нервов, при ранении или давлении опухоли.
Причины
возникновения ринофонии различны. Одной
из причин можно назвать психические
травмы, испуг, страх. При этом ринофания
носит преходящий характер. Другой
причиной является вялая артикуляция у
ослабленных детей, у которых мягкое
нёбо не дотягивается до задней стенки
глотки.
часто
причина ринофонии являются последствия
перенесенных заболеваний: постдифтеринный
паралич нёба, удаление аденоидов,
опухолей носоглотки и т.д. Снижение
слуха (неточная артикуляция) также может
послужить причиной возникновения
ринофонии. Причины органической закрытой
ринофонии — различные болезненные
процессы в носоглотке — аденоиды, полипы,
фибромы, искривления носовой перегородки,
быстрый воспалительный отек слизистой
носа во время насморка, атрезия хоан и
др.
В
речевом акте можно рассматривать 3
связанные друг с другом функции:
1)образование
воздушной струи;
2)голосообразование
(фонация);
3)образование
звуков речи (артикуляция).
Воздушная
струя, необходимая для образования
голоса и звуков речи, возникает в процессе
дыхательного акта, именно в фазе вдоха.
В связи с этим описание деятельности
речевых органов целесообразно начинать
с процесса дыхания.
При
вдохе происходит расширение грудной
клетки вперед, в стороны, вверх и вниз.
Это расширение осуществляется благодаря
действию вдыхательных мышц, главным
образом наружных межреберных мышц и
диафрагмы.
При
расширении грудной клетки происходит
также увеличение объема легких, т.к. в
силу наличия отрицательного давления
в плевральной полости легкие пассивно
следуют за стенками грудной клетки. При
этом легочные альвеолы наполняются
воздухом, поступающим из атмосферы
через дыхательные пути.
Для
осуществления спокойного вдоха достаточно
одного лишь расслабления вдыхательных
мышц. Стенки грудной клетки при этом
спадаются, диафрагма поднимается, а
легкие в силу эластичности стенок
альвеол уменьшаются в объеме и выталкивают
содержащийся в них воздух через
дыхательные пути наружу. Форсированный
(усиленный) выдох происходит при участии
выдыхательных мышц, т.е. мышц брюшной
стенки и внутренних межреберных мышц.
При
обычном спокойном дыхании вдох и выдох
производятся через нос. Приходя через
полость носа, вдыхаемый воздух, благодаря
извилистости носовых ходов и наличии
ворсинок в мерцательном эпителии
слизистой оболочки носовой полости,
очищается от пыли и микробов, увлажняется
и согревается.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Д.з.: подготовка к контрольной по всем лекциям (!).
Характеристика речи.
Речь формируется с опозданием, первые слова появляются к 2-м годам или позже и речь имеет качественные особенности: импресивная речь при одыкватных условиях развивается относительно нормально; экспрессивная речь претерпевает качественные изменения – 1. Крайняя невнятность речи; 2. Звукообразование специфично, по артикуляции и звучанию; 3. Гласные звуки произносятся при оттянутом к сади языке, с выдохом воздуха через нос и характеризуется вялой губной артикуляцией; 4. Общее звучание на слух, то это храпящие звуки с носовым оттенком, глухие звуки воспринимаются как близкие к звуку «Х», губно – губные и губно – зубные близкие к звуку «М», переднее – язычные к звуку «Н», звуки «К, Г» либо отсутствуют либо заменяются подобными взрывными звуками. Смычка смещается на уровень глотки или гортани. Из –за отсутствия тонких дифференцированных движений, звук «Р» даже поле коррекции не достигает нормального произношения. По этой же причине страдает произношение свистящих и шипящих звуков. Звуки нарушены тотально.
Самостоятельное осознание дефекта речи у больных отсутствует, критичность к нему снижена.
В структуре речевой деятельности при ринолалии дефект фонетико – фонематического строя речи является ведущим. Этот первичный дефект накладывает некоторый отпечаток на формирование лексико – грамматического строя речи. Но глубокие качественные изменения встречаются лишь в сочетании ринолалии с другими нарушениями речи.
01.10.12(ЛК-4)
У детей с открытой ринолалией на ряду с особенностями нарушениями речевого развития, существуют и вторичные нарушения психических процессов. Чем сильнее нарушении рачь, тем более явно выражено вторичное нарушение. Это связано с неблагоприятной социальной адаптацией такого ребенка. Дети с открытой риноалией могут обладать неустоййчевым и расеиным вниманием. С одной стороны внимание не стабильно и неисякающее = приводит к нарушению познавательной деятельности. Зрительная память будет развита лучше всего, рече – звуковая – хуже всего будет развита.
Речевое недоразвитие приводит к недостаточности словесно – логического мышления, заторможенности процессов анализа и синтеза. Затруднено восприятие и понимание обобщающих понятий. В большей степени с открытой ринолалией, чаще всего нарушена эмоционально – волевая сфера, страдает коммуникативная функция. Такой ребенок очень избирателен в своем общении. Качества: замкнутость, неконтактность, раздражительность, не желание общаться с окружающими людьми, неверие в успех, пониженная работа способность, слабость активного торможения, проявление неадекватных агрессивных реакций. Специфична будет и игровая деятельность. Неполноценность речи при ринолалии сказывается при формировании всех психических функциях больного и в первую очередь на становление личности в целом.
Коррекционная работа будет иметь 2 направления:
1. Исправление голоса и речи;
2. Максимально, развить коммуникативную функцию.
Комплексное обследование лиц с ринолалией.
Такое обследование проводится комплексом специалистов (и врачи, и дефектологи различных профилей и логопед, и психолог, в идеале нейропсихолог).
Логопеду важно отдифференцировать ринолалия в чистом виде или сочетается с другими нарушениями. Специфические проявления в образовании ринолалии нужно отличать от дислалии. При констотации факта нарушения звукопроизношения, нужно определить чем обусловлено это нарушение.
Само обследование и коррекционная работа ведется с учетом личностных особенностей больных. Начинаем мы с
1.
— анамнеза:
1. Состав семьи
2. Род занятий
3. Отношение к ребенку в семье
4. Отношение к своему речевому дефекту
Далее в карте должно быть:
1. Возраста родителей
2. Какая по счету беременность
3. Течение беременности (самочувствие матери с первых же дней)
4. Роды и их характер (!)
5. Состояние ребенка при рождении (шкала Абгара)
Ранее развитие ребенка:
1. Вскармливание ребенка
2. Когда начал держать голову
3. Сидеть
4. Стаять
5. Ходить
6. Заболевания на первом году жизни (интереснее всего ЛОР заболевания и чем лечили)
Развитие речи:
1. Крик и т.д.
2. Когда мама начал замечать специфику речи ребенка
3. Как мама оценивает речь ребенка
Психические особенности ребенка:
1. Как ребенок ориентируется в окружающей обстановке
2. Как ребенок реагирует на трудности
3. Любит ли игрушки, книжки и т.д.
4. Самостоятельная деятельность ребенка
5. Усидчивость (?)
6. Навыки самообслуживания
Лечение ребенка:
1. Херургическое вмешательство (максимально подробно)
2. Медикаментозное лечение ребенка (группа препаратов, результат воздействия)
Источник