Психическое развитие ребенка с нарушениями опорно

Психическое развитие ребенка с нарушениями опорно thumbnail

Гирш Наиля
Особенности психофизического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Современная специальная психология и коррекционная педагогика изучают достаточно широкий круг дефицитарного развития. Особое место здесь занимают дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, имеющие нарушения двигательных функций различной этиологии и степени тяжести.

Основными задачами в данной отрасли служат:

— изучение логики, специфики и особенностей развития психических функций детей с данным видом нарушения и разграничение их с детьми, имеющими нормальное развитие;

— определение возможностей компенсации дефекта, способствующих преодолению негативных факторов на развитие психических функций детей с нарушениями ОДА;

— разработка обоснованных и наиболее эффективных методов и форм коррекционно-педагогического воздействия.

Категориальный аппарат в сфере нарушений ОДА имеет разнообразную структуру,куда относятся:

— дети с ДЦП, дети с нарушениями ОДА, образовавшимися вследствие полиомиелита;

— дети с прогрессирующими заболеваниями нервно-мышечной сферы (рассеянный склероз, миопатия и др.);

— дети с врожденным недостатком, либо искажением опорно-двигательной системы;

— дети с приобретенными повреждениями, либо заболеваниями ОДА.

Причинами проявления ОДА являются негативные воздействия на плод в пренатальный период,такие как:

— инфекционные заболевания, перенесенные матерью;

нарушения работы эндокринной и сердечнососудистой систем матери;

— токсикозы в процессе беременности;

— травмы, ушибы, нанесенные плоду;

— резус конфликт матери и плода;

— воздействие физических явлений (переохлаждение, перегревание, вибрация и др.);

— употребление матерью сильнодействующих лекарственных препаратов;

— неблагоприятная экология и др.

Все вышеперечисленные факторы являются причиной развития внутриутробной гипоксии плода, что нарушает благополучное формирование его нервной системы.

Основным негативным фактором, влияющим на плод в период родов, является родовая травма, иногда в сочетании с асфиксией (недостаток кислорода в крови, нарушение дыхания и сердечной деятельности, представляющая собой механическую травму, влияющую как на костный скелет, так и на мозг ребенка, что может спровоцировать нарушение кровообращения (редко мозговое кровоизлияние). Именно такое сочетание травмирующих обстоятельств, в сочетании внутриутробной патологией является наиболее распространенной причиной проявления ДЦП. При нарушении нервной системы в данный период негативному влиянию подвергаются большие полушария мозга, отвечающие за регуляцию работы корковых функций,таких как: речь, произвольные движения и др.

Также данный вид патологии может возникнуть и в ранний, постнатальный период (на первом году жизни, под воздействием перенесенных ребенком инфекционных заболеваний (энцефалит, менингит и др., сильных травм головы, а также в результате осложнений вакцинации.

Лица, имеющие нарушения ОДА подразделяются на несколько групп, в виду учета степени тяжести двигательных функций, а также развитиядвигательных навыков:

1. Дети с тяжелым нарушением ОДА, где навыки самообслуживания невозможны, либо частично сформированы, присутствует нарушение, либо невозможность сохранения вертикального положения тела (прямостояние, ходьба, существует невозможность захвата, либо удержания предметов. Передвижение детей данной группы осуществляется лишь при помощи специальных ортопедических приспособлений (инвалидные коляски, ходунки, костыли и др.). Образование таких детей затруднительно, ввиду многих обстоятельств.

2. Дети со средней степенью выраженности нарушений, составляющие наиболее распространенную группу. Передвижение данной группы ограничено небольшим расстоянием, в виду разнообразных факторов. Навыки самообслуживания развиты и автоматизированы недостаточно. Возможности образовательного процесса детей данной группы зависят как от характера и степени выраженности нарушения ОДА, так и от развития их волевой сферы.

3. Дети с легкой степенью выраженности нарушений ОДА, где оно проявляется в виде патологически неправильных поз тела, нарушениях походки, наличии насильственных движений и др. Передвижение детей данной группы, как в помещении, так и на улице, в целом не затруднено. Навыки самообслуживания достаточно сформированы и развиты. Образование таких детей не сильно осложнено негативными факторами.

Ведущим, в структуре нарушения, при ОДА, является двигательный дефект,при котором выделяются следующие общие признаки:

— наиболее простые формы рефлекторной активности (чаще свойственные более раннему возрастному периоду);

— ретардация становления основных моторных функций.

Среди врожденных и приобретенных нарушений ОДА, его распространение определяется лишь в 5-7% случаев.

Врожденную патологию ОДА характеризуют такие повреждения и травмы,как: врожденный вывих бедра, дефекты и недоразвитие верхних или нижних конечностей, либо дистоз развития пальцев кисти, деформации стоп (косолапость и др., недоразвитие, либо дефектное строение позвоночника (сколиоз, врожденное уродство — артрогрипоз.

Приобретенная патология ОДА характеризуется такими повреждениями и заболеваниями,как: полиартрит, заболевания скелетного каркаса, такие как опухоли костей, остеомиелит, туберкулез и др., системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит, а также полученные травмы головного, спинного мозга и конечностей, возникающих под воздействием вредоносных факторов.

Среди детей с нарушением ОДА, наибольшее распространение имеет такое заболевание, как детский церебральный паралич (далее ДЦП, проявляющееся в 89 % случаев. Данное заболевание является видом патологии опорно-двигательного аппарата, возникающей при нарушении структуры и работы нервной системы. В настоящее время ДЦП обширно распространено, так как статистика выявляет проявление данного нарушений в 0,6 % случаев из 100 новорожденных.

В целом интеллектуальная деятельность детей с ДЦП имеет ряд общих черт, проявляющихся в дезорганизации работы произвольного внимания, что значительно влияет на развитие и работу памяти, мышления, речи и других функций. У детей донной категории часто проявляется церебрастения, при которой резко выражена истощаемость психических процессов, а также страдает эмоциональная сфера, отличающаяся неустойчивостью, что иногда приводит к патологии в развитии личности. Так же здесь отмечаются трудности в переключении ребенка с одного вида деятельности на другой, ригидность мышления и другие аномалии.

Нарушения двигательной и моторной сфер детей данной категории часто приводят к нарушениям вторичного характера в сфере анализаторных систем, а также психическому недоразвитию познавательной сферы, высших психических функций, а также к расстройствам в эмоционально-волевой сфере.

У большинства детей, страдающих нарушением ОДА, проявляются нарушения речевых функций, что влечет за собой задержку психоречевого развития различной степени выраженности, часто сохраняющуюся на протяжении длительного периода времени. Для детей с нарушениями ОДА (около 70% случаев) свойственно проявление речевых нарушений различного характера, таких как дислалия или дизартрия и др., так как двигательные расстройства негативно сказываются на формировании артикуляционно-двигательной моторике, что влечет за собой затруднения в звукопроизношении. Здесь также проявляются трудности в образовании связей звуковой и смысловой характеристикой слов, что проявляется в лексическом недоразвитии (деформация связей: слово — образ — смысл).

Детям с нарушением ОДА часто свойственны нарушения пространственного восприятия, что провоцирует нарушение становления причинно-следственных связей и объединения логико-смысловой стороны речи.

Познавательная сфера у таких детей имеет некоторые особенности в виде повышенной истощаемости внимания, проявляющейся в резком снижении работоспособности, трудности сосредоточения на заданном объекте. Здесь проявляется также и недостаточность развития поля зрения, что проявляется в невозможности долговременной фиксации взора на заданном объекте (недостаточность функций зрительного анализатора). В виду сложной структуры дефекта и его разнообразного негативного влияния на психическое развитие, здесь могут оказаться нарушенными как память детей с ОДА, так и различные формы мышления. Для каждой категории детей с ОДА существует необходимость в организации особых условий жизнедеятельности, воспитания, обучения и развития.

В настоящее время в Российской Федерации интенсивно реализуется государственная программа «Доступная среда». Основная цель данной программы состоит в структурировании и развитии определенных условий, предоставляющих возможность беспрепятственной доступности лицам с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) к транспортной, информационной и другим инфраструктурам, используемым гражданами Р. Ф. (оборудование зданий специальными пандусами, оборудованные остановки и общественный транспорт и др.).

Также в настоящее время интенсивно внедряется в систему образования, обучение детей с ОВЗ по инклюзивному направлению, что способствует наиболее легкой адаптации и социализации лиц с нарушениями в обществе, а также подразумевает под собой наиболее легкий и продуктивный путь усвоения детьми знаний, умений и навыков.

В виду вышеизложенного можно сказать о специфическом, часто неравномерном развитии психических процессов у детей с ОДА, что обусловлено сложной и неоднородной структурой дефекта при данном нарушении.

Источник

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Презентацию подготовила Учитель-дефектолог высшей квалификационной категории ГБУКО «Школы-интернат» ВАСИЛЕНКО ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

ОСОБЕННОСТИ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

С НАРУШЕНИЯМИ

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Презентацию подготовила

Учитель-дефектолог

высшей квалификационной категории

ГБУКО «Школы-интернат»

ВАСИЛЕНКО ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

   Структура нарушений  познавательной деятельности при НОДА НЕРАВНОМЕРНЫЙ, ДИСГАРМОНИЧНЫЙ характер нарушений отдельных психических функций. Эта особенность связана с мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития при НОДА; ВЫРАЖЕННОСТЬ АСТЕНИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ — повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы;  СНИЖЕННЫЙ ЗАПАС ЗНАНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ. Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике.

Структура нарушений познавательной деятельности при НОДА

  • НЕРАВНОМЕРНЫЙ, ДИСГАРМОНИЧНЫЙ характер нарушений отдельных психических функций.

Эта особенность связана с мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития при НОДА;

  • ВЫРАЖЕННОСТЬ АСТЕНИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ — повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы;
  • СНИЖЕННЫЙ ЗАПАС ЗНАНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ.

Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике.

    сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире  обусловлен причинам и ВЫНУЖДЕННАЯ ИЗОЛЯЦИЯ, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения;  ЗАТРУДНЕНИЯ В ПОЗНАНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА в процессе предметно-практической деятельности, связанные с проявлением двигательных и сенсорных расстройств.

сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире обусловлен причинам и

  • ВЫНУЖДЕННАЯ ИЗОЛЯЦИЯ, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения;
  • ЗАТРУДНЕНИЯ В ПОЗНАНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

в процессе предметно-практической деятельности, связанные с проявлением двигательных и сенсорных расстройств.

Особенности  познавательных психических процессов   нарушение активного произвольного внимания; повышенная истощаемость всех психических процессов, связана с церебрастеническим синдромом; повышенная инертность и замедленность всех психических процессов .

Особенности познавательных психических процессов

  • нарушение активного произвольного внимания;
  • повышенная истощаемость всех психических процессов, связана с церебрастеническим синдромом;
  • повышенная инертность и замедленность всех психических процессов .

нарушение различных анализаторных систем  нарушение координированной деятельности возможны аномалии зрения наблюдается снижение слуха. глубокая задержка и нарушение развития кинестетического анализатора (тактильное и мышечно-суставное чувство) .

нарушение различных анализаторных систем

  • нарушение координированной деятельности
  • возможны аномалии зрения
  • наблюдается снижение слуха.
  • глубокая задержка и нарушение развития кинестетического анализатора

(тактильное и мышечно-суставное чувство) .

аномалии зрения   отмечаются нарушения зрительного восприятия , связанные с недостаточной фиксацией взора, нарушением плавного прослеживания, сужением полей зрения, снижением остроты зрения; часто встречается косоглазие, двоение в глазах , опущенное верхнее веко (птоз); двигательная недостаточность мешает формированию зрительно-моторной координации.

аномалии зрения

  • отмечаются нарушения зрительного восприятия , связанные с недостаточной фиксацией взора, нарушением плавного прослеживания, сужением полей зрения, снижением остроты зрения;
  • часто встречается косоглазие, двоение в глазах , опущенное верхнее веко (птоз);
  • двигательная недостаточность мешает формированию зрительно-моторной координации.

    недостаточность пространственно-различительной деятельности слухового анализатора  Снижение слуха , при гиперкинетической форме на высокочастотные тона с сохранностью на низкочастотные;  у многих детей отмечается недоразвитие фонематического восприятия с нарушением дифференцирования звуков, сходных по звучанию ; недостаточность слуховой памяти и слухового восприятия;  повышенная чувствительность к звуковым раздражителям .

недостаточность пространственно-различительной деятельности слухового анализатора

  • Снижение слуха , при гиперкинетической форме на высокочастотные тона с сохранностью на низкочастотные;
  • у многих детей отмечается недоразвитие фонематического восприятия с нарушением дифференцирования звуков, сходных по звучанию ;
  • недостаточность слуховой памяти и слухового восприятия;
  • повышенная чувствительность к звуковым раздражителям .

При всех формах церебрального паралича имеют место глубокая задержка и нарушение развития кинестетического анализатора  (тактильное и мышечно-суставное чувство).  Дети затрудняются определить положение и направление движений пальцев рук без зрительного контроля. У многих детей выражена невозможность или нарушение узнавания предмета на ощупь, без зрительного контроля . Перцептивные расстройства у детей связаны с недостаточностью кинестетического, зрительного и слухового восприятия, а также совместной их деятельности.

При всех формах церебрального паралича имеют место глубокая задержка и нарушение развития кинестетического анализатора (тактильное и мышечно-суставное чувство).

  • Дети затрудняются определить положение и направление движений пальцев рук без зрительного контроля.
  • У многих детей выражена невозможность или нарушение узнавания предмета на ощупь, без зрительного контроля .
  • Перцептивные расстройства у детей связаны с недостаточностью кинестетического, зрительного и слухового восприятия, а также совместной их деятельности.

недостаточность пространственных и временных представлений У детей выражены нарушения представлений схемы тела ;  значительно позже, чем у здоровых сверстников, формируется представление о ведущей руке, о частях лица и тела; затруднена дифференциация правой и левой стороны тела; пространственные понятия (спереди, сзади, между, вверху, внизу) усваиваются с трудом; затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около); с трудом усваивают понятия величины; недостаточно четко воспринимают форму предметов плохо дифференцируют сходные формы - круг и овал, квадрат и прямоугольник .

недостаточность пространственных и временных представлений

  • У детей выражены нарушения представлений схемы тела ;
  • значительно позже, чем у здоровых сверстников, формируется представление о ведущей руке, о частях лица и тела;
  • затруднена дифференциация правой и левой стороны тела;
  • пространственные понятия (спереди, сзади, между, вверху, внизу) усваиваются с трудом;
  • затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения

(под, над, около);

  • с трудом усваивают понятия величины;
  • недостаточно четко воспринимают форму предметов плохо дифференцируют сходные формы — круг и овал, квадрат и прямоугольник .

расстройства  эмоциональной и волевой сферы ПОВЫШЕННАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВОЗБУДИМОСТЬ; РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ; ДВИГАТЕЛЬНАЯ РАСТОРМОЖЕННОСТЬ; ЗАТОРМОЖЕННОСТЬ; ЗАСТЕНЧИВОСТЬ, РОБОСТЬ; СКЛОННОСТЬ К КОЛЕБАНИЯМ НАСТРОЕНИЯ ЧАСТО СОЧЕТАЕТСЯ С ИНЕРТНОСТЬЮ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ.

расстройства эмоциональной и волевой сферы

  • ПОВЫШЕННАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВОЗБУДИМОСТЬ;
  • РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ;
  • ДВИГАТЕЛЬНАЯ РАСТОРМОЖЕННОСТЬ;
  • ЗАТОРМОЖЕННОСТЬ;
  • ЗАСТЕНЧИВОСТЬ, РОБОСТЬ;
  • СКЛОННОСТЬ К КОЛЕБАНИЯМ НАСТРОЕНИЯ ЧАСТО СОЧЕТАЕТСЯ С ИНЕРТНОСТЬЮ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ.

нарушения личностного развития ПОНИЖЕННАЯ МОТИВАЦИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;  СТРАХИ, СВЯЗАННЫЕ С ПЕРЕДВИЖЕНИЕМ И ОБЩЕНИЕМ;  СТРЕМЛЕНИЕ К ОГРАНИЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ КОНТАКТОВ.

нарушения личностного развития

  • ПОНИЖЕННАЯ МОТИВАЦИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
  • СТРАХИ, СВЯЗАННЫЕ С ПЕРЕДВИЖЕНИЕМ И ОБЩЕНИЕМ;
  • СТРЕМЛЕНИЕ К ОГРАНИЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ КОНТАКТОВ.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА С НОДА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ НАРУШЕНИЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ВСЕХ СФЕР ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ, ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ И ЛИЧНОСТИ .

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА С НОДА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ НАРУШЕНИЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ВСЕХ СФЕР ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ, ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ И ЛИЧНОСТИ .

Для эффективного обучения и коррекции необходимо глубоко исследовать нарушения и анамнез ребенка с НОДА, для того чтобы максимально компенсировать дефицитарное развитие познавательной и учебной деятельности .

Для эффективного обучения

и коррекции

необходимо

глубоко исследовать нарушения и анамнез ребенка с НОДА, для того чтобы максимально компенсировать дефицитарное развитие познавательной и учебной деятельности .

Спасибо за внимание!

  • Спасибо за внимание!

Источник

Нарушения
функций опорно-двигательного аппарата
могут носить как врожденный, так и
приобретенный характер. В зависимости
от причины и времени поражения (что, в
свою очередь, дифференцирует эту
категорию детей как дефицитарный и
поврежденный варианты развития)
отмечаются следующие виды патологии
опорно-двигательного аппарата.

1.
Заболевания нервной системы.

2.
Врожденная патология опорно-двигательного
аппарата.

3.
Приобретенные заболевания, деформации
и повреждения опорно-двигательного
аппарата.

При
всем разнообразии врожденных, рано
приобретенных заболеваний и повреждений
опорно-двигательного аппарата ведущим
является двигательный дефект. У
большинства детей наблюдаются сходные
проблемы: двигательные нарушения
сочетаются в той или иной степени с
особенностями сформированности сенсорных
и когнитивных функций, с выраженной
спецификой формирования познавательной
деятельности в целом. Ведущим в клинической
картине является двигательный дефект
(задержка формирования, недоразвитие,
нарушение или утрата двигательных
функций).

Часть
детей с такой патологией не имеют
отклонений в развитии познавательной
деятельности и не требуют специального
обучения и воспитания. Но все дети с
нарушениями опорно-двигательного
аппарата нуждаются в особых условиях
жизни, обучения и последующей трудовой
деятельности.

Большую
часть детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата составляют дети с церебральными
параличами. ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ
(ДЦП)– это тяжелое заболевание нервной
системы, которое нередко приводит к
инвалидности ребенка.

ДЦП
возникает в результате недоразвития
или повреждения мозга на ранних этапах
развития (во внутриутробный период, в
момент родов и на первом году жизни).
Двигательные расстройства у детей с
ДЦП часто сочетаются с психическими и
речевыми нарушениями, с нарушениями
функций других анализаторов (зрения,
слуха). Поэтому эти дети нуждаются в
лечебной, психолого-педагогической и
социальной помощи.

Классификация
нарушений опорно-двигательного аппарата.

Отмечают
различные виды патологии опорно-двигательного
аппарата.

1.
Заболевания нервной системы:

*
детский церебральный паралич

*
полиомиелит.

2.
Врожденная патология опорно-двигательного
аппарата:

*
врожденный вывих бедра,

*
кривошея,

*
косолапость и другие деформации стоп,

*
аномалии развития позвоночника (сколиоз),

*
недоразвитие и дефекты конечностей,

*
аномалии развития пальцев кисти,

*
артрогрипоз (врожденное уродство).

3.
Приобретенные заболевания и повреждения
опорно-двигательного аппарата:

*
травматические повреждения спинного
мозга, головного мозга и конечностей,

*
полиартрит,

*
заболевания скелета (туберкулез, опухоли
костей, остеомиелит),

*
системные заболевания скелета
(хондродистрофия, рахит).

39. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

В
нарушении психического развития детей
с нарушениями ОДА имеет значение и
недостаточность пространственного
гнозиса, связанная как с поражением
теменных отделов мозга, так и в определенной
мере обусловленная и нарушениями
зрительного восприятия в связи с
двигательными расстройствами
(недостаточность фиксации взора,
конвергенции и т. д.). У этих детей имеются
трудности в формировании восприятия
формы, в соотнесении элементов в
пространстве, в правильном восприятии
пропорций и перспективы. Отмечается
недоразвитие представлений и о схеме
собственного тела. Запаздывает
формирование доминантности руки, понятий
правого и левого. Отмечаются явления
так называемой пальцевой агнозии:
неспособность различать и обозначать
свои пальцы, иногда невозможность
обозначать элементы лица. В связи с этим
наблюдаются характерные особенности
рисунка таких детей: неумение правильно
изобразить лицо и руки.

Указанные
расстройства проявляются и в динамике
психического развития детей с церебральными
параличами. Так, в раннем возрасте из-за
двигательных расстройств (трудностей
при поворотах головы, приближении к
интересующему предмету, его захвату и
т. д.) страдает формирование ориентировочной
реакции. Этому способствует и ограничение
полей зрения в связи с нарушением
моторного аппарата глаз, недоразвитием
с атокинетических рефлексов. Двигательная
недостаточность обусловливает
недоразвитие предметных действий. В
дошкольном возрасте обращает внимание
недоразвитие игровой деятельности.
Позже страдает формирование школьных
навыков: счета, письма и чтения. Трудности
в освоении арифметики в значительной
мере обусловлены недостаточностью
пространственных функций. Они
проявляются в нечеткости распознавания
графического изображения цифр, смешении
арифметических знаков. Характерна
замедленность в усвоении числа и его
разрядного строения. Нередки затруднения
в узнавании и воспроизведении
геометрических фигур. Наблюдаются
явления дисграфии в виде зеркальности,
смешения сходных по написанию букв.

В
нарушении работоспособности большое
значение имеют церебрастенические
расстройства, однако расстройства
внимания, трудности сосредоточения на
задании могут быть также обусловлены
и недостаточностью фиксации взора,
затруднением в прослеживании за
движущимися предметами.

Тяжелые
двигательные расстройства, нарушения
ряда высших корковых функций, сопутствующие
им явления психической истощаемости
являются причиной задержки интеллектуального
развития у многих детей с церебральными
параличами. Эта задержка развития
преодолевается специальной системой
воспитания и обучения этих детей в
соответствующих учреждениях.

Таковы
самые основные особенности интеллектуального
развития детей с церебральными параличами.

В
их эмоциональной сфере описывается
склонность к невротическим и неврозоподобным
расстройствам, в первую очередь к страхам
(высоты, закрытых дверей, темноты, новой
обстановки и т. д.), повышенной пугливости
в отношении неожиданных раздражителей.

Помимо
вышеперечисленных отдельных эмоциональных
расстройств детям с церебральными
параличами нередко свойственна и
задержка эмоционального развития в
целом, которая, как правило, сочетается
с вышеописанной задержкой интеллектуального
развития. Проявления «органического
инфантилизма» выступают в недостаточной
дифференцированности эмоций даже в
игровой деятельности, ее монотонности,
слабости творчества, отсутствии
инициативы и самостоятельности.

Детский
церебральный паралич является удобной
моделью для изучения роли дефицита
двигательной сферы в формировании ряда
отклонений развития личности.

Важное
место в формировании у этих детей
патологических свойств личности по
дефицитарному типу, связанному прежде
всего с двигательной недостаточностью,
принадлежит явлениям депривации и
гиперопеки.

В
результате двигательных ограничений,
накладываемых болезнью, ребенок живет
и развивается в пространственно весьма
ограниченном мире. Это препятствует
формированию развития многих видов
взаимоотношений и взаимодействия со
сверстниками и взрослыми. Ограниченность
контактов нередко способствует аутизации,
формированию эгоцентрический установок,
пассивности.

Начало
формы

Конец
формы

Соседние файлы в папке папочка

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник