Психическое развитие ребенка с нарушением слуха и зрения
Более 80% информации
об окружающем мире мы получаем благодаря
зрению. Только 3% – через слух. Однако
даже тотальное нарушение зрения
практически не отражается на формировании
высших психических функций и не приводит
к резкому изменению развития ребенка.
А
нарушение слуха кардинально меняет
весь ход психического развития. Это
происходит потому, что благодаря
сохранному слуху мы овладеваем речью,
а речь играет огромную роль в нашем
развитии: она является основным средством
общения,
помогает усваивать опыт, накопленный
поколениями живущих до нас людей,
зафиксированный
в слове, а
также является орудием
мышления.
Поэтому
глубокие и
стойкие нарушения слуха
оказывают отрицательное влияние на
весь процесс психического,
физического
и личностного
развития ребенка. Стойкие нарушения
слуха могут быть врожденными
и приобретенными.
Диагностика в основном опирается на
показания родителей и поэтому бывает
затруднена. Бывает так, что ребенок
рождается глухим, а родители обнаруживают
это только тогда, когда ему исполняется
год и более.
Согласно
современным взглядам на происхождение
глухоты до 90% нарушений слуха, так или
иначе, наследственно предопределены
(даже в случаях приобретенного ввиду
действия экзогенных причин нарушения
слуха). Согласно этим данным 25% населения
являются носителями гена глухоты.
Глухота, наследуемая
по доминантному типу, составляет
относительно небольшой процент от всех
случаев (не более 2% всех случаев нарушений
слуха).
Причины,
вызывающие
нарушения слуха и воздействующиев
пренатальном
периоде: краснуха, грипп, герпес,
токсоплазмоз, прием матерью ототоксичных
препаратов, химические интоксикации
(мышьяк, ртуть, свинец); травмы плода.
Причины,
способные
вызвать нарушения слуха в
постнатальном
периоде: менингит, корь, скарлатина,
паротит (редко, но к глухоте), грипп,
отиты, преходящие в лабиринтиты; аденоиды,
синусит, ототоксичные препараты;
интоксикации (мышьяк, ртуть, свинец);
постоянный шум и особенно вибрации,
травмы, гемолитическая болезнь
новорожденных.
Различают
два вида поражений слухового анализатора:
тугоухость
и глухоту.
Глухота
– это стойкое нарушение слуха, при
котором невозможно самостоятельное
восприятие речи на слух и самостоятельное
овладение речью на слух.
Тугоухость
– это такое понижение слуха, которое
вызывает затруднения в восприятии речи
на слух, однако восприятие речи все же
возможно (при использовании звукоусиливающей
аппаратуры, усилении голоса или
приближении говорящего к самому уху.).
В
соответствии с данными определениями
различают две большие категории детей:
глухих
и слабослышащих.
Однако такого деления оказалось
недостаточно. Дело в том, что при
одинаковой потере слуха дети могут
очень сильно различаться по уровню
речевого развития. Те дети, которые
потеряли слух в возрасте до года и те
дети, слух которых оставался сохранным
до пяти-шести лет, очень сильно отличаются
друг от друга по уровню развития. Поэтому
в сурдопедагогике принято учитывать
также время
потери слуха, т.о. среди глухих детей
различают ранооглохших
и позднооглохших
детей. Собственно глухие (или глухонемые
в житейском толковании) – это ранооглохшие
дети. Обычно это дети, утратившие слух
в возрасте до 2-х лет. Те дети, которые
утратили слух после 4-х лет, считаются
позднооглохшими.
При
этом следует отметить, что почти не
встречаются дети, совершенно не
воспринимающие мир звуков, т.е. живущие
в полной тишине. Как правило, глухие
дети воспринимают различные звуки (чаще
низкие) при достаточном их усилении
(свыше 80 дб.). В сурдопедагогике всех
глухих, в зависимости от диапазона
воспринимаемых частот, подразделяют
на четыре группы. Первая группа (дети с
восприятием только низких частот) может
услышать заводской гудок, шум поезда.
Вторая группа при достаточном усилении
воспринимает некоторые гласные: о, у.
Третья группа может услышать гласные:
а, о, у, ритмическую структуру слова,
ударный слог. Четвертая группа представлена
детьми, воспринимающими широкий диапазон
частот — они могут услышать при достаточном
усилении все гласные, соноры, количество
слогов в слове.
Слабослышащие
дети,
как правило, воспринимают широкий
диапазон частот. Их подразделяют на две
большие группы в зависимости от состояния
их речи.
Первая
группа
– это слабослышащие дети с развитой
речью с незначительными нарушениями
ее произносительной стороны. Вторая
группа
– это дети со значительным речевым
недоразвитием.
Сила
звука, которая необходима для того,
чтобы его услышал глухой или слабослышащий
человек, составляет: от 30 до 80дб у
слабослышащих, и более 80дб — у глухих.
Болевой порог – 120дб. При этом учитываются,
главным образом, показатели речевого
диапазона, т.е. от 250 до 2000 гц.
Наиболее
ярко особенности психического развития
глухих
детей проявляются в их речи. Понятно,
что глухой ребенок сам говорить не
начинает. Речь может появиться у него
только в результате специального
обучения. Для того, чтобы научить глухого
ребенка разговаривать используются
сохранные анализаторы: зрительный,
тактильный, кинестетический. Но поскольку
такая речь формируется в отсутствии
слухового контроля, то она часто лишена
модуляции. Произношение
глухих отличается невнятностью,
нечеткостью, смазанностью. Для них
типичны: слабый голос, неадекватная
высота, фальцет, гнусавость, резкость,
неестественность тембра.
Но
произношение – это только одна из сторон
речевого развития. Обогащение лексического
запаса, формирование понятий
– длительный и сложный процесс. Для
того, чтобы он протекал в наиболее
оптимальном режиме в учебные планы школ
для глухих детей вводятся специальные
предметы, стимулирующие процесс овладения
словесной речью.
Помимо
этого на первоначальном этапе формирования
речи используется дактиль
(дактильная азбука). Дактильная азбука
– это система знаков, изображаемых
пальцами правой руки и соответствующих
родному алфавиту.
Дактиль
нельзя путать с жестовой
речью, которая
к родному языку почти не привязана.
Жестовая речь является самостоятельной
формой речи, рождающейся, как и всякая
речь, из потребности человека (в данном
случае глухого человека) в общении с
себе подобными. Существуют разные точки
зрения на использование жестовой речи
в учебном процессе: от чистого устного
метода (совсем исключающего использование
жестовой формы речи) до обучения глухих
глухими на базе жестовой речи. Один из
вариантов использования жестовой речи
в процессе обучения – метод тотальной
коммуникации, который предполагает
использование всех доступных глухому
речевых средств: от жестовых до разных
форм словесных (устных и письменных).
Выделяют
две формы жестовой речи: РЖЯ (разговорный
жестовый язык) и КЖР (калькирующая
жестовая речь). Разговорный жестовый
язык – это та форма речи, которая является
естественной для неслышащих и возникает
из потребности глухого человека в
общении. Эта форма речи подчиняется
собственным законам, содержит около
трех тысяч слов-понятий и развивается
в процессе общения неслышащих людей.
Содержит достаточно много базовых
слов-понятий, общих для глухих, живущих
в разных странах. В то же время может
несколько различаться в разных регионах
одной страны.
Калькирующая
жестовая речь в своей основе имеет также
разговорную жестовую речь, но отличается
от нее тем, что включает ряд искусственно
созданных слов, обозначающих понятия,
присущие языку, на котором разговаривают
слышащие соотечественники глухих. Не
всегда слова, используемые в калькирующей
жестовой речи, понятны неслышащим – в
том случае, когда соответствующее
понятие не сформировано, жест остается
не «прочитанным». Используется, главным
образом, при сурдопереводе.
Ввиду
того, что понятия у глухих формируются
замедленно и не всегда достаточно
полноценно, их мышление
носит своеобразный характер. Оно
формируется на базе наглядно-действенного
и наглядно-образного мышления, позже к
нему подключается жестовая речь. Ввиду
этого мышление глухих отличается
бедностью представлений и понятий, их
примитивностью. При осуществлении
анализа, синтеза, сравнения и обобщения
часта опора на несущественные признаки.
При
этом мышление
слабослышащих, а
не глухих детей производит впечатление
мышления умственно отсталого человека.
Происходит это оттого, что слабослышащие
дети в большей степени склонны доверять
своему речевому запасу, считают себя
вполне слышащими и часто с удовольствием
используют те слова, понятие о которых
у них еще не до конца сформировано.
Своеобразно
развивается речь
слабослышащих
детей. Как было отмечено, слабослышащим
считается такой человек, слух которого
позволяет ему начать овладение речью
без посторонней помощи. Но эта
самостоятельно сформированная речь
практически всегда недостаточно
полноценна.
В
том случае, когда потери слуха относительно
невелики, нарушение речевого развития
заключается в искажении
только
некоторых звуков.
Обычно это высокочастотные звуки,
восприятие которых страдает в первую
очередь. (шоссе – соше, тетрадь – кетрадь,
путаница – тупанита, цапля – тапля,
чашка – ташка и т.д.) Нарушено также
произношение окончаний, ввиду того, что
слабослышащий человек не слышит их в
речи окружающих.
Состояние речи
слабослышащего и глухого ребенка, а
особенно его речевой запас, в значительной
степени зависят от условий, в которых
находится ребенок. Раннее слухопротезирование
и рано начатая специально организованная
коррекционная работа увеличивают
возможности овладения языком и
способствуют реабилитации ребенка с
нарушением слуха.
Качественное
своеобразие остальных познавательных
процессов, которое наблюдается у
большинства детей с нарушениями слуха,
обусловлено именно речевой недостаточностью.
Так, зрительное
восприятие
глухих,
вопреки расхожему житейскому представлению,
нельзя характеризовать как более
развитое, чем у слышащих. Несмотря на
то, что у глухих, действительно, есть не
характерные для слышащих людей возможности
зрительного восприятия протекающих
во времени пространственных образов,
зрительное восприятие глухими сложного
статичного зрительного стимула (например,
картины) отличается бедностью. При
зрительном восприятии объектов глухим
испытуемым, более, чем слышащим,
свойственно отмечать все то, что
«бросается» в глаза: все яркое, контрастное;
выступающие части предмета и т.п. Кроме
того, глухие часто отмечают несущественные
особенности объектов, упуская те их
признаки и свойства, которые менее
заметны, но более существенны. Это
обусловлено тем, что в процесс зрительного
восприятия в норме активно включается
речь.
Еще
более значительное своеобразие отмечают
при исследовании памяти
глухих детей. При необходимости
длительного сохранения в памяти новых
знаний, глухие запоминают плохо как
словесный, так и наглядный материал.
Данное обстоятельство обусловлено тем,
что при запоминании и воспроизведении,
в том числе наглядного материала, мы
используем для опоры в запоминании
словесные обозначения. Глухие такой
возможности, как правило, не имеют.
Обучение
глухих детей, так же как и обучение
слепых – цензовое, т.е. учебные планы и
программы в целом соответствуют учебным
планам и программам массовой школы.
Обучение в школе глухих опирается на
принципы, свойственные массовой школе
с добавлением некоторых специфических:
единство
обучения
основам наук с обучением словесной
речи;формирование
словесной речи как средства общения;дифференцированный
подход;индивидуализация
обучения;развитие
остаточного слуха и коррекция
произношения.
В связи с этим,
содержание обучения, помимо обычных
общеобразовательных предметов, включает
в себя развернутый цикл языковых
дисциплин: обучение разговорной речи,
обучение письменной речи, обучение
чтению, обучение произношению, обучение
чтению с губ (в школе слабослышащих),
развитие речи вне класса, развитие
слухового восприятия.
В
процессе обучения широко используется
звукоусиливающая аппаратура. Созданы
и активно используются в специальных
школах компьютерные программы для
обучения детей речи и коррекции их
произношения. После окончания специальной
школы наиболее одаренные юноши и девушки
могут стать студентами ВУЗов и колледжей
по специальностям, не связанным с
развернутым речевым общением и не
требующим слухового контроля
Вопросы
и задания для самоконтроля
Назовите
причины нарушений слуха. Какую роль в
потере слуха играют ототоксические
антибиотики?Что
такое глухота, каких детей называют
глухими? Можно ли утверждать, что глухой
ребенок абсолютно ничего не слышит?Объясните
связь между глухотой и немотой. Объясните,
почему неслышащего человека некорректно
называть «глухонемым»?Что
такое тугоухость, каких детей называют
слабослышащими? При соблюдении каких
условий слабослышащий ребенок может
посещать общеобразовательное учебное
заведение?Назовите
принципы, на которых строится система
обучения глухих детей.Найдите
ответ на вопрос, полезно ли раннее
слухопротезирование слабослышащему
ребенку.Ответьте,
почему глухой человек не превосходит
слышащего по уровню развития зрительного
восприятия?Раскройте
понятия «коррекция», «компенсация»,
«адаптация» и «реабилитация» применительно
к глухим детям.Можно
ли глухого ребенка научить говорить,
и каким образом это можно осуществить?
Подумайте над тем, является ли обучение
произношению единственной проблемой
при обучении глухих детей речи.Охарактеризуйте
особенности устной речи глухих.Сравните
дактильную и жестовую речь, охарактеризуйте
их роль в обучении глухих.Какими
специфическими чертами отличается
мышление глухих?
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
План:
1. Виды нарушений слуха
2. Особенности развития детей с нарушением слуха
3. Виды нарушений зрения
4. Особенности развития детей с нарушениями зрения
Виды нарушений слуха
Нарушения слуха могут вызываться различными заболеваниями детей. Среди них: менингит и энцефалит, корь, скарлатина, отит, грипп и его осложнения. Если поражено внутреннее ухо и стволовая часть слухового нерва, в большинстве случаев наступает глухота, поражение же среднего уха чаще ведет к частичной потере слуха.
Нарушения слуха могут возникнуть в результате врожденной деформации слуховых косточек, атрофии или недоразвития слухового нерва, химических отравлений (например, хинином), родовых травм (например, деформации головы ребенка при использовании щипцов). К нарушениям слуха могут привести механические травмы — ушибы, удары, воздействия сверхсильных звуковых раздражителей (свистков, взрывов и т. п.). Большое значение в возникновении нарушений слуха имеют наследственные факторы. В семьях глухих случаи рождения детей с нарушениями слуха встречаются значительно чаще, чем в семьях слышащих. Вероятность рождения глухих детей повышается в семьях, где кто-то из родителей является врожденно глухим; в случае брака между близкими родственниками; при большой разнице в возрасте отца и матери. Причинами нарушений слуха могут быть и такие заболевания родителей, как алкоголизм, «кессонная болезнь» (у летчиков, водолазов).
Многообразие проявлений нарушения слуха обусловливает необходимость дифференциации детей, выделения основных их групп. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями слуха важна для организации их обучения и воспитания.
Основами классификации являются следующие критерии: степень потери слуха, время потери, уровень развития речи. В соответствии с ними выделяют группы детей.
1. Глухие (неслышащие).К ним относят детей со степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею. В этой группе выделяют две подгруппы:
а) рано оглохших. Внее входят дети, родившиеся с нарушенным слухом либо потерявшие его до начала речевого развития или еще раньше. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать сильные резкие звуки;
б) поздно оглохших.Это дети, сохранившие в той или иной мере речь, потерявшие слух тогда, когда она была уже сформирована. Главными задачами в работе с ними являются закрепление имеющихся речевых навыков, предохранение речи от распада и обучение чтению с губ.
2. Слабослышащие(тугоухие). Это дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но с сохранной способностью к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи остаточного слуха.
Особенности развития детей с нарушениями слуха
Психическое развитие детей с нарушенным слухом подчиняется закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально слышащих детей. Из-за поражения слуха объем внешних воздействий на глухого ребенка ограничен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено, в то время как необходимым условием успешного психического развития всякого ребенка является возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий. Вследствие их ограничений различия в психической деятельности между слышащим и глухим ребенком, незначительные на начальных этапах онтогенеза, возрастают в течение последующего времени. Это происходит до определенного этапа, когда вследствие систематического сурдопедагогического воздействия различия перестают нарастать и даже уменьшаются. Чем благоприятнее условия, тем быстрее нивелируются различия в развитии ребенка с нарушенным слухом и нормально слышащим. Основной смысл сурдопедагогических мероприятий состоит, таким образом, в создании новых условий для психического развития, прежде всего в расширении и качественном изменении доходящих до ребенка внешних воздействий, в изменении их состава за счет воздействий, заменяющих акустические и равные им по значению.
Впроцессе деятельности, т. е. активного взаимодействия человека с окружающей действительностью, происходят совершенствование психических процессов, обогащение и усложнение форм познания, усвоение социального опыта.
Развитию предметной деятельности предшествует длительный период овладения действиями с предметами — хватанием, неспецифическими и специфическими манипуляциями, использованием предметов по их функциональному назначению и овладением определенным способом действий с предметами, закрепленным в социальном опыте.
У детей с нарушениями слуха переход от неспецифических манипуляций к специфическим, к собственно предметным действиям совершается медленнее, чем у слышащих. У глухих детей без специального обучения это развитие идет медленно и неравномерно, некоторые виды действий появляются у них только после 2-2,5 лет и даже в дошкольном возрасте. Дети выполняют только некоторые действия, чаще всего с хорошо знакомыми предметами.
Благодаря предметной деятельности развиваются все виды восприятия у глухого ребенка, в первую очередь зрительное, на которое он опирается при осуществлении предметных действий; развиваются и усложняются движения, формируется исходный вид мышления — наглядно-действенное.
Сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность детей в дошкольном возрасте. В ее развитии у детей с нарушениями слуха наблюдается ряд особенностей.
В играх глухих детей отражаются жизнь взрослых, их деятельность и взаимоотношения в ней. Глухие дети испытывают трудности при игровом замещении предметов. Характерно, что по мере овладения игровой деятельностью их действия становятся более развернутыми, детализованными, полными. Для компенсации нарушений слуха и социальной адаптации к жизни важно приобщение людей с нарушениями слуха к труду и предоставление им возможностей для выбора профессии. Большие проблемы возникают в связи с осознанием межличностных производственных отношений особенно на начальных этапах трудовой жизни. Это определяется замедленным формированием межличностных отношений и механизмов межличностного восприятия. Особенности развития двигательной сферы, характерные для людей с нарушениями слуха, обусловливают и круг профессий, которые им можно рекомендовать.
При обследовании особенностей психического развития ребенка с нарушенным слухом необходимо соблюдать принцип комплексности, предполагающий всестороннее обследование: состояния слуха, вестибулярного аппарата, развития движений и речи.
Принцип целостного системного изучения ребенка дает возможность обнаружить не только отдельные проявления нарушения психического развития, но и установить связи между ними. Целостное изучение ребенка с нарушенным слухом предполагает наблюдение за ним в процессе деятельности (предметной, игровой, учебной, трудовой) и общения. Большое значение для понимания сути нарушения слуха и его влияния на ход психического развития имеет динамическое изучение ребенка, которое позволяет выяснить не только то, что он знает и умет в настоящее время, но и его потенциальные возможности, «зону ближайшего развития». В период раннего детства и в дошкольном возрасте, когда дети не владеют речью или владеют ею недостаточно, используется невербальная форма заданий, когда ребенок и взрослый могут не пользоваться устной речью. Главное — определить степень нарушения слуха у ребенка и время возникновения дефекта.
Можно выделить следующие направления работы по развитию личности детей с нарушенным слухом.
Во-первых, необходимо сформировать у ребенка с нарушенным слухом представления о качествах личности, эмоциональных свойствах и нормах поведения.
Во-вторых, нужно научить детей видеть проявления этих качеств в поведении других людей — детей и взрослых, формировать умение понимать поступки окружающих, дать им для этого эталоны оценки.
В-третьих,формировать у детей с нарушением слуха адекватную самооценку, являющуюся, с одной стороны, основой регуляции собственного поведения, с другой — залогом успешного установления межличностных отношений.
В младшем школьном и подростковом возрастах нужно обогащать представления таких детей о человеческих качествах, межличностных отношениях на основе анализа жизненных ситуаций, эмоциональных переживаний и отношений персонажей художественной литературы, фильмов, спектаклей. Для всестороннего компенсаторного психического развития детей с нарушенным слухом на каждом возрастном этапе необходимо сочетать обучение и воспитание, а также специально направленные психокоррекционные воздействия.
Виды нарушений зрения
Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения — способности глаза видеть две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. За нормальную остроту зрения, равную единице — 1,0, принимается способность человека различать буквы или знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии пяти метров. Разница в способности различать знаки между последующей и предыдущей строками означает разницу в остроте зрения на 0,1. Выделяют следующие группы детей с нарушением зрения:
1. слепые— это дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо имеющие остаточное зрение (максимальная острота зрения — 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции — очков), либо сохранившие способность к светоощущению;
1) абсолютно, или тотально, слепые— дети с полным отсутствием зрительных ощущений;
2) частично слепые— дети, имеющие светоощущения, форменное зрение с остротой зрения от 0,005 до 0,04;
2. слабовидящие— дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Главное их отличие от слепых в том, что при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.
В зависимости от времени появления дефекта выделяют две категории детей:
1) слепорожденные— дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. У них нет зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы;
2) ослепшие — дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.
Врожденные заболевания и аномалии развития органов зрения могут быть следствиями внешних и внутренних повреждающих факторов. В качестве генетических факторов нарушения зрительной функции могут быть: нарушение обмена веществ, проявляющееся в виде альбинизма, наследственные заболевания, приводящие к нарушению развития глазного яблока, наследственная патология сосудистой оболочки, заболевания роговой оболочки глаза, врожденные катаракты, отдельные формы патологии сетчатки.
Аномалии зрения также могут возникнуть в результате внешних и внутренних отрицательных воздействий, имевших место в период беременности. На развитии плода могут сказаться патологическое течение беременности, перенесенные матерью вирусные заболевания, токсоплазмоз, краснуха и др.
Особенности развития детей с нарушениями зрения
Слепота и глубокие нарушения зрения вызывают отклонения во всех видах познавательной деятельности. Негативное влияние нарушения зрения проявляется даже там, где этот дефект не должен нанести ущерб развитию ребенка.
Систематизация, классификация, группировка материала, так же как и создание условий его четкого восприятия, являются предпосылкой развития памяти при нарушенном зрении.
Становление речи у зрячих и лиц с нарушениями зрения осуществляется принципиально одинаково, однако отсутствие зрения или его глубокое нарушение изменяет взаимодействие анализаторов, в силу чего происходит перестройка связей, и в процессе формирования речь включается в иную систему связей, чем у зрячих. Речь слепого и слабовидящего развивается в ходе специфической человеческой деятельности — общения, но имеет свои особенности формирования — изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона, появляется «формализм», накапливается большое количество слов, не связанных с конкретным содержанием. Предметные совместные действия с речевым словесным обозначением как самих предметов, так и действий с ними, с одной стороны, стимулируют соотнесение усвоенных ребенком слов с конкретными предметами окружающего мира, с другой — являются условием лучшего познания внешнего мира в процессе активного оперирования с предметами.
Речь слепого выполняет также компенсаторную функцию, включаясь в чувственное и опосредованное познание окружающего мира, в процессы становления личности. Компенсация последствий глубоких нарушений зрения участием речи наиболее четко проявляется в чувственном познании, поскольку она уточняет, корригирует и направляет протекание процессов чувственного познания, позволяет более полно и точно воспринимать предметный мир в ощущениях и представлениях.
Специфика развития речи выражается также в слабом использовании неязыковых средств общения — мимики, пантомимики, поскольку нарушения зрения затрудняют восприятие выразительных движений и делают невозможным подражание действиям и выразительным средствам, используемым зрячими. Это отрицательно сказывается на понимании речи зрячего и на выразительности ее у слепого и слабовидящего. В таких случаях требуется специальная работа по коррекции их речи, позволяющая овладеть ее экспрессивной стороной, мимикой и пантомимикой и использовать эти умения в процессе общения.
Необходимыми условиями своевременного выявления любой патологии развития, включая нарушение зрительной функции, являются тщательное наблюдение за ребенком с самого его рождения и хорошее знание нормативных сроков становления основных показателей психического развития.
При наблюдении за динамикой психического развития ребенка необходимо адаптировать тестовый материал к сниженным возможностям зрительного восприятия у детей с нарушением зрительной функции. Предъявляемый материал должен иметь большую контрастность, лучшую освещенность, большие угловые размеры.
Для того чтобы эффективно использовать остаточное зрение в процессе обучения, необходимо осуществлять предварительное исследование способностей слепого по крайней мере в трех направлениях, таких, как:
1) клиническое ассистирование и клиническая помощь;
2) самоанализ, самоотчет, самоконтроль и самонаблюдение;
3) обследование актуального, действительного функционирования зрения в реальных условиях школьного обучения.
В ходе офтальмологической консультации должны определяться не только заболевание, острота центрального и периферического зрения и его категория, но и показания к использованию линз, очков, дозировка физической нагрузки или противопоказания к ней и т. д. Существуют разные формы компенсации слепоты:
1) органическая,или внутрисистемная, компенсация, при которой перестройка функций осуществляется за счет использования механизмов данной функциональной системы;
2) межсистемная,основанная на мобилизации резервных возможностей, находящихся за пределами нарушенной функциональной системы, на установлении и формировании новых анализаторных нервных связей с использованием обходных путей, включением сложных механизмов адаптации и восстановления вторично нарушенных функций.
Создан комплекс специальных коррекционных занятий, осуществляемых в условиях различных форм учебной, игровой, практической деятельности, имеющих целью компенсацию нарушенных или полностью утерянных зрительных функций, а также вторичных отклонений в развитии. Механизм компенсации: в сенсорный акт познания включаются высшие познавательные процессы, используется прошлый опыт, большая роль принадлежит предметно-практической деятельности. Непременным условием всех работ по развитию зрительного восприятия является создание комфортных, гигиенических и эргономических условий для работы слепого с остаточным зрением.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 8420; Нарушение авторских прав?;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
- II. Орган зрения
- III. Орган слуха и равновесия
- Аккомодация. Угол зрения. Разрешающая способность
- Анализ проблемы производитель – потребитель с точки зрения синхронизации по общему буферу
- Анализ факторов внешней среды с точки зрения возможностей достижения целей
- Антикоррупционное мировоззрение как вид научного мировоззрения.
- Атеросклероз — мультифакторное хроническое заболевание, хар-ся системным поражением в основном артерий, обусловленное обменными нарушениями в тканях сосудистой стенки.
- Борьба таможенных органов с нарушениями таможенных правил
- Визуальные средства воздействия воспринимаются собеседниками через органы зрения. К ним относятся жесты, мимика, взгляд, поза, движение, положение в пространстве.
- Визуальные средства воздействия воспринимаются собеседниками через органы зрения. К ним относятся жесты, мимика, взгляд, поза, движение, положение в пространстве.
- Вклад Ф. Бэкона в формирование научного мировоззрения XVII в.
- Вміння слухати
Источник