Психическое развитие ребенка с нарушением ода

Психическое развитие ребенка с нарушением ода thumbnail

При нарушении ОДА
можно говорить об особом виде психического
дизонтогенеза: о дефицитарном развитии.
Данный вид психического дизонтогенеза
возникает при тяжелых нарушениях
отдельных анализаторных систем, в том
числе и при нарушениях в функционировании
двигательного анализатора при ДЦП.
Первичный дефект анализатора ведет к
недоразвитию функций, связанных с ним
наиболее тесно, а также к замедлению
развития ряда психических функций,
связанных с пострадавшей опосредованно.
Нарушения развития отдельных психических
функций тормозят психическое развитие
в целом. Дефицитарность моторной сферы
обусловливает явления двигательной,
сенсорной, когнитивной, социальной
депривации и нарушения эмоционально-волевой
сферы.

Прогноз психического
развития ребенка с дизонтогенезом по
дефицитарному типу связан с тяжестью
поражения опорно-двигательного аппарата.
Однако решающее значение имеет первичная
потенциальная сохранность интеллектуальной
сферы.

Оптимальное
развитие такого ребенка может происходить
только при условии адекватного воспитания
и обучения. В случае недостаточности
коррекционно-развивающей работы
возникают и нарастают явления депривации,
усугубляющие двигательную, познавательную
и личностную недостаточность.

Психический
дизонтогенез по дефицитарному типу и
составляет основу аномалии психического
развития у детей с ДЦП, определяет
характерную возрастную динамику и
неравномерность психического,
двигательного и речевого развития.
Выраженная диспропорциональность и
неравномерный, нарушенный темп развития,
а также качественное своеобразие в
формировании психики — это главные
особенности психического развития с
нарушением ОДА.

Считается, что от
25 до 35% с ДЦП имеют потенциально сохранный
интеллект, однако развитие этих детей
идет в дефицитарных условиях, что
сказывается на психическом развитии.

Основные виды
психических нарушений при ДЦП — это
задержка психического развития
(встречается примерно у 50% детей с ДЦП)
и УО (имеет место у 25% детей с ДЦП), что
свидетельствует о сочетании психического
дизонтогенеза дефицитарного типа с
дизонтогенезом по типу задержанного
развития или недоразвития. Вместе с тем
не существует прямой зависимости между
тяжестью двигательной патологии и
степенью интеллектуальной недостаточности
при ДЦП. При различных формах ДЦП может
встречаться и нормальное, и задержанное
психическое развитие, умственная
отсталость.

Все познавательные психические процессы при дцп имеют ряд общих особенностей:

  • нарушение активного
    произвольного внимания, которое
    негативно отражается на функционировании
    всей познавательной системы ребенка
    с ДЦП, так как нарушения внимания ведут
    к нарушениям в восприятии, памяти,
    мышлении, воображении, речи;

  • повышенная
    истощаемость всех психических процессов
    (цереброастенические проявления),
    выражающаяся в низкой интеллектуальной
    работоспособности, нарушениях внимания,
    восприятия, памяти, мышления, в
    эмоциональной лабильности.
    Цереброастенические проявления
    усиливаются после различных заболеваний,
    нарастают к концу дня, недели, учебной
    четверти. При интеллектуальном
    перенапряжении появляются вторичные
    невротические осложнения. Иногда
    повышенная психическая истощаемость
    и утомляемость способствует патологическому
    развитию личности: возникает робость,
    страхи, пониженный фон настроения и
    пр.;

  • повышенная
    инертность и замедленность всех
    психических процессов, приводящая к
    трудностям в переключении с одного
    вида деятельности на другой, к
    патологическому застреванию на отдельных
    фрагментах учебного материала, к
    «вязкости» мышления и др.

Речевое
развитие детей с ДЦП

характеризуется количественными и
качественными особенностями, значительным
своеобразием. Частота речевых нарушений
при ДЦП, по разным данным, составляет
от 70 до 80%.

По данным М. В.
Ипполитовой, у детей с ДЦП отмечается
своеобразие общего речевого развития.
Сроки речевого развития у детей, как
правило, задержаны. У большинства детей
первые слова появляются лишь к 2 — 3
годам, фразовая речь — к 3 — 5 годам. В
наиболее тяжелых случаях фразовая речь
формируется лишь к периоду школьного
обучения. Задержка в развитии речи у
детей с ДЦП вызвана как поражением
двигательных механизмов речи, так и
спецификой самого заболевания,
ограничивающего практический опыт
ребенка и его социальные контакты. Кроме
того, у детей с ДЦП наблюдаются нарушения
восприятия, играющие важную роль в
формировании речи. У большинства детей
школьного возраста можно определить
своеобразие речевого развития, у
некоторых — разную степень выраженности
ОНР. У детей с ДЦП отмечается бедность
словарного запаса. Отмечается и
своеобразие в понимании речи: недостаточное
понимание многозначности слов, иногда
незнание предметов и явлений окружающей
действительности. Нередко вызывает
трудности понимание текстов художественных
произведений, арифметических задач,
программного материала.

Мелодико-интонационная
сторона речи при ДЦП также нарушена:
голос обычно слабый, иссякающий,
смодулированный, интонации невыразительны.

Нарушение речевого
развития может возникнуть в связи с
неправильными условиями воспитания
ребенка с ДЦП в семье. Значимым является
развитие коммуникативной стороны речи,
т.е. общения. Речь развивается только в
процессе общения, в связи с потребностью
в коммуникации. Ребенок с ДЦП нередко
лишен возможности общаться со сверстниками
и взрослыми. Негативно сказывается на
развитии речи гиперопека со стороны
родителей, которые пытаются облегчить
состояние ребенка, стремясь выполнять
все его просьбы и предугадывать желания.
В таком случае не возникает даже
потребность в общении.

Таким образом, при
ДЦП нарушенными оказываются все стороны
речи, что негативно влияет на психическое
развитие ребенка в целом.

Развитие
личности у детей с ДЦП в большинстве
случаев проходит весьма своеобразно,
хотя и по тем же законам, что и развитие
личности нормально развивающихся детей.
Специфика развития личности детей с
ДЦП определяется как биологическими
факторами, так и факторами социальными.
Развитие ребенка в условиях болезни, а
также неблагоприятные социальные
условия негативно сказываются на
формировании всех сторон личности
ребенка, страдающего детским церебральным
параличом.

Среди видов
аномального развития детей с церебральным
параличом чаще всего встречаются
задержки развития по типу психического
инфантилизма. Психическое развитие при
инфантилизме характеризуется
неравномерностью созревания отдельных
психических функций.

Читайте также:  Методика диагностики уровня психического развития ребенка

Основным
признаком психического инфантилизма

считается недоразвитие высших форм
волевой деятельности. В своих поступках
дети руководствуются в основном эмоцией
удовольствия, желанием настоящей минуты.
Они эгоцентричны, не способны сочетать
свои интересы с интересами других и
подчиняться требованиям коллектива. В
интеллектуальной деятельности также
выражено преобладание эмоций удовольствия,
собственно интеллектуальные интересы
развиты слабо: для этих детей характерны
нарушения целенаправленной деятельности.
Все эти особенности, по данным В. В.
Ковалева (1973), составляют в совокупности
феномен «школьной незрелости»,
выявляющийся на первом этапе школьного
обучения.

Незрелость больных
детей, преимущественно их эмоционально-волевой
сферы, сохраняется нередко и в старшем
школьном возрасте и препятствует их
школьной, трудовой и социальной адаптации.

Признаки
незрелости эмоционально-волевой сферы
у детей старшего школьного возраста
,
проявляющиеся в поведении, повышенном
интересе к игровой деятельности, слабости
волевого усилия, в нецеленаправленной
интеллектуальной деятельности, повышенной
внушаемости, имеют, однако, иную окраску,
нежели у детей раннего возраста. Вместо
истинной живости и веселости здесь
преобладает двигательная расторможенность,
эмоциональная неустойчивость, наблюдается
бедность и однообразие игровой
деятельности, легкая истощаемость,
инертность. Отсутствует детская живость
и непосредственность в проявлении
эмоций.

Специфические
особенности в развитии и формировании
эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП

могут быть связаны как с биологическими
факторами (характер заболевания), так
и с социальными условиями (воспитание
и обучение ребенка в семье и учреждении).
Степень нарушения двигательных функций
не определяет степень нарушения
эмоционально-волевой и других сфер
личности у детей с ДЦП.

Патохарактерологическое
формирование личности (психогенно
обусловленное развитие личности в связи
с длительным действием психотравмирующего
фактора и неправильным воспитанием)
отмечается у большинства детей с ДЦП.
Отрицательные черты характера формируются
и закрепляются у детей с ДЦП в значительной
степени по причине воспитания по типу
гиперопеки, характерному для многих
семей, где воспитываются дети с патологией
двигательной сферы.

Негативное влияние
двигательного дефекта на психическое
развитие ребенка с ДЦП приводит к тому,
что он развивается в условиях дизонтогенеза
по дефицитарному типу. Однако чем раньше
будет проведена диагностика двигательной
патологии и психического развития
ребенка, чем раньше будет начата
комплексная психолого-педагогическая
коррекционно-развивающая работа, тем
меньше будет вероятность возникновения
тяжелых вторичных отклонений в психическом
развитии и тем благоприятнее будет
прогноз по социальной реабилитации и
адаптации.

Соседние файлы в папке 15-05-2013 экзамен

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Виды
нарушений опорно-двигательного аппарата:

  • заболевания
    нервной системы – детский церебральный
    паралич (ДЦП), полиомиелит;

  • врожденная
    патология опорно-двигательного аппарата
    – врожденный вывих бедра, кривошея,
    косолапость, аномалии развития
    позвоночника (сколиоз), дефекты
    конечностей, аномалии развития пальцев
    кисти, артрогрипоз (врожденное уродство);

  • приобретенные
    заболевания и повреждения
    опорно-двигательного аппарата –
    травматические повреждения спинного
    мозга, головного мозга, конечностей,
    полиартрит, заболевания скелета
    (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит),
    системные заболевания скелета (рахит,
    хондродистрофия).

Основное
нарушение – утрата или дефицит
двигательных функций.

ДЦП
входит в более широкую категорию
нарушений развития, включающую в себя
нарушения опорно-двигательного аппарата:
недостатки мышечной, скелетной систем
и определённые состояния ЦНС. В зарубежных
психолого-педагогических исследованиях
применяется термин «ограниченные
физические возможности», которым
объединяют детей с указанными
ортопедическими недостатками и детей
с хроническими соматическими заболеваниями
нуждающихся в длительном пребывании в
лечебных учреждениях. Наиболее изучены
дети с ДЦП.

ДЦП
проявляется в среднем у 6 детей на каждую
тысячу. Возникает в результате недоразвития
или повреждения мозга в раннем онтогенезе.
Проявляется ДЦП в виде различных
двигательных, психических и речевых
нарушений.

Виды
двигательных нарушений у детей с ДЦП.
Нарушение мышечного тонуса по типу
спастичности, ригидности, гипотонии,
дистонии.

  • Спастичность
    – нарастание мышечного тонуса при
    попытке произвести какое-либо движение

  • Ригидность
    – напряжение мышц в состоянии тетануса.
    Нарушается плавность и слаженность
    мышечного взаимодействия.

  • Гипотония
    – низкий мышечный тонус. Мышцы конечностей
    дряблые, вялые, слабые.

  • Дистония
    – меняющийся характер мышечного тонуса.

  • Ограничение
    или невозможность произвольных движений
    (парезы и параличи)

  • Наличие
    насильственных движений в виде
    гирекинезов и тремора.

  • Гиперкинезы
    – непроизвольные насильственные
    движения, обусловленные переменным
    тонусом мышц, с наличием неестественных
    поз и незаконченных движений.

  • Тремор
    – дрожание пальцев рук и языка.

  • Нарушения
    равновесия и координации движений
    (атаксия).

  • Нарушение
    ощущений движения (кинестезия).

  • Недостаточное
    развитие цепных установочных
    выпрямительных (статокинетических)
    рефлексов. Невозможность удерживать
    вертикально туловище и голову.

  • Синкинезии
    – непроизвольные содружественные
    движения. При попытке взять предмет
    одной рукой, происходит сгибание другой
    руки.

  • Наличие
    патологических тонических рефлексов.
    В норме тонические рефлексы угасают к
    3 месяцам.

ДЦП
– группа двигательных расстройств,
возникающих при поражении двигательных
систем головного мозга и проявляющихся
в недостатке или отсутствии контроля
ЦНС за произвольными движениями, т.е.
объединяются синдромы двигательных
расстройств, возникающие в результате
повреждения мозга на ранних этапах
онтогенеза. ДЦП – резуидального характера
(не имеет прогрессирующего течения).
Но: с возрастом морфо-функциональные
взаимоотношения головного мозга
приобретают патологический характер,
что приводит к проявлениям нарушений
двигательных, речевых и других психических
функций. Выражены явления декомпенсации,
определяющиеся нарастающим несоответствием
между возможностями повреждённой ЦНС
и требованиями окружающей среды,
возрастающими по мере роста ребёнка.
Явления декомпенсации усиливаются
осложнениями двигательных расстройств
различными патологическими и
психопатологическими синдромами:
гипертензионно-гидроцефальный,
судорожный, вегетативно – висцеральных
дисфункций, стойкий церебрастенический
синдромы.

Причины:
внутриутробное или перинатальное
повреждение головного мозга под влиянием
неблагоприятных факторов: асфиксия в
родах, родовая травма, генетический
фактор (2-3%). Тяжесть – различна: двойная
гемиплегия, спастическая дисплегия,
гемипарезы, атонически – астатическая
форма, смешанный характер нарушений.

Читайте также:  Программа развития ребенка с помощью карточек

Двойная
гемиплегия
– тяжёлое поражение всех
четырёх конечностей, причём руки иногда
поражаются сильнее, развитие двигательных
и психических функций крайне затруднено.

Спастическая
дисплегия
– поражаются преимущественно
ноги, руки – в меньшей степени. При
своевременном комплексном лечении и
психолого-педагогической работе
большинство детей осваивают ходьбу,
развивается речь, познавательные
функции, многие способны к обучению в
школе по общеобразовательной программе.

Гемипарезы
– односторонние двигательные
нарушения, руки поражаются сильнее. Это
гиперкинетические формы ДЦП: произвольные
движения затруднены из – за насильственных
движений, тонических спазмов в мышцах,
не развивается манипулятивная
деятельность, навыки самообслуживания,
Тяжёлые недостатки звукопроизносительной
стороны речи нередко сочетаются с
нарушениями слуха.

Атонически-астатическая
форма
ДЦП – недостаточная координация
движений, несформированность реакций
равновесия, низкий мышечный тонус во
всех группах мышц, недорахвитие
выпрямительных рефлексов. Имеются
стойкие дефекты звукопроизносительной
стороны речи, различные по структуре
нарушения психического развития.

У
многих детей – смешанный характер
заболевания с сочетанием различных
двигательных и речевых расстройств.

Нарушения
психики при ДЦП. Нарушаются: познавательная
деятельность, эмоционально-волевая
сфера и личность. Речевые нарушения при
ДЦП: дизартрия, ОНР, алалия, нарушения
письменной речи. Обучение при сохранном
интеллекте происходит по программе
массовой школы. Амбулаторное лечение
проводится на базе детской поликлиники.

Особенности
психического развития детей с ДЦП.

Замедленный,
часто неравномерный темп психического
развития с диспропорциональностью в
формировании отдельных психических
функций, дизонтогения психического
развития церебрально-органического
генеза, включающая основные варианты:

  • локальный
    дизонтогенез отдельных высших психических
    функций (речи, пространственных
    представлений, различных видов гнозиса,
    праксиса, внимания, памяти и др.);

  • нарушения
    умственной работоспособности;

  • нарушения
    произвольной регуляции психической
    деятельности;

  • специфическая
    задержка психического развития:
    сочетание представленных выше нарушений
    СС стойко ограниченным запасом знаний
    и представлений об окружающем и
    специфическими особенностями мыслительной
    деятельности, обуславливающими
    замедленное усвоение нового материала.

Для
детей с ДЦП характерны нарушения
умственной работоспособности, локальные
нарушения высших психических функций,
отставания эмоционально – волевой
сферы, ограниченный запас знаний,
нарушения моторики, зрительно – моторной
координации, несформированность
пространственных представлений, слабость
кинетических ощущений, нарушения речевой
моторики, слабая мотивация психической
деятельности, неразвитая произвольность
и самооценка, дефекты мыслительной
деятельности.

Родители
часто способствуют усугублению нарушений:
гиперопека, недостаточное внимание к
развитию психики, интеллекта, потакание
желаниям ребёнка: отказ от умственного
напряжения, при малейшем утомлении –
отказ от выполнения заданий.


6. Психологические
особенности детей с эмоционально-волевыми
и поведенческими нарушениями. Понятие
сложного (комбинированного) дефекта
развития

Детей,
имеющих эмоционально – волевые и
поведенческие расстройства, условно
можно разделить на детей с РДА, детей с
невротическими нарушениями и детей с
гипердинамическим синдромом (гиперактивные
дети).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Гирш Наиля
Особенности психофизического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Современная специальная психология и коррекционная педагогика изучают достаточно широкий круг дефицитарного развития. Особое место здесь занимают дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, имеющие нарушения двигательных функций различной этиологии и степени тяжести.

Основными задачами в данной отрасли служат:

— изучение логики, специфики и особенностей развития психических функций детей с данным видом нарушения и разграничение их с детьми, имеющими нормальное развитие;

— определение возможностей компенсации дефекта, способствующих преодолению негативных факторов на развитие психических функций детей с нарушениями ОДА;

— разработка обоснованных и наиболее эффективных методов и форм коррекционно-педагогического воздействия.

Категориальный аппарат в сфере нарушений ОДА имеет разнообразную структуру, куда относятся:

— дети с ДЦП, дети с нарушениями ОДА, образовавшимися вследствие полиомиелита;

— дети с прогрессирующими заболеваниями нервно-мышечной сферы (рассеянный склероз, миопатия и др.);

— дети с врожденным недостатком, либо искажением опорно-двигательной системы;

— дети с приобретенными повреждениями, либо заболеваниями ОДА.

Причинами проявления ОДА являются негативные воздействия на плод в пренатальный период, такие как:

— инфекционные заболевания, перенесенные матерью;

нарушения работы эндокринной и сердечнососудистой систем матери;

— токсикозы в процессе беременности;

— травмы, ушибы, нанесенные плоду;

— резус конфликт матери и плода;

— воздействие физических явлений (переохлаждение, перегревание, вибрация и др.);

— употребление матерью сильнодействующих лекарственных препаратов;

— неблагоприятная экология и др.

Все вышеперечисленные факторы являются причиной развития внутриутробной гипоксии плода, что нарушает благополучное формирование его нервной системы.

Основным негативным фактором, влияющим на плод в период родов, является родовая травма, иногда в сочетании с асфиксией (недостаток кислорода в крови, нарушение дыхания и сердечной деятельности, представляющая собой механическую травму, влияющую как на костный скелет, так и на мозг ребенка, что может спровоцировать нарушение кровообращения (редко мозговое кровоизлияние). Именно такое сочетание травмирующих обстоятельств, в сочетании внутриутробной патологией является наиболее распространенной причиной проявления ДЦП. При нарушении нервной системы в данный период негативному влиянию подвергаются большие полушария мозга, отвечающие за регуляцию работы корковых функций, таких как: речь, произвольные движения и др.

Также данный вид патологии может возникнуть и в ранний, постнатальный период (на первом году жизни, под воздействием перенесенных ребенком инфекционных заболеваний (энцефалит, менингит и др., сильных травм головы, а также в результате осложнений вакцинации.

Лица, имеющие нарушения ОДА подразделяются на несколько групп, в виду учета степени тяжести двигательных функций, а также развития двигательных навыков:

Читайте также:  Закономерности психического развития умственно отсталого ребенка

1. Дети с тяжелым нарушением ОДА, где навыки самообслуживания невозможны, либо частично сформированы, присутствует нарушение, либо невозможность сохранения вертикального положения тела (прямостояние, ходьба, существует невозможность захвата, либо удержания предметов. Передвижение детей данной группы осуществляется лишь при помощи специальных ортопедических приспособлений (инвалидные коляски, ходунки, костыли и др.). Образование таких детей затруднительно, ввиду многих обстоятельств.

2. Дети со средней степенью выраженности нарушений, составляющие наиболее распространенную группу. Передвижение данной группы ограничено небольшим расстоянием, в виду разнообразных факторов. Навыки самообслуживания развиты и автоматизированы недостаточно. Возможности образовательного процесса детей данной группы зависят как от характера и степени выраженности нарушения ОДА, так и от развития их волевой сферы.

3. Дети с легкой степенью выраженности нарушений ОДА, где оно проявляется в виде патологически неправильных поз тела, нарушениях походки, наличии насильственных движений и др. Передвижение детей данной группы, как в помещении, так и на улице, в целом не затруднено. Навыки самообслуживания достаточно сформированы и развиты. Образование таких детей не сильно осложнено негативными факторами.

Ведущим, в структуре нарушения, при ОДА, является двигательный дефект, при котором выделяются следующие общие признаки:

— наиболее простые формы рефлекторной активности (чаще свойственные более раннему возрастному периоду);

— ретардация становления основных моторных функций.

Среди врожденных и приобретенных нарушений ОДА, его распространение определяется лишь в 5-7% случаев.

Врожденную патологию ОДА характеризуют такие повреждения и травмы, как: врожденный вывих бедра, дефекты и недоразвитие верхних или нижних конечностей, либо дистоз развития пальцев кисти, деформации стоп (косолапость и др., недоразвитие, либо дефектное строение позвоночника (сколиоз, врожденное уродство — артрогрипоз.

Приобретенная патология ОДА характеризуется такими повреждениями и заболеваниями, как: полиартрит, заболевания скелетного каркаса, такие как опухоли костей, остеомиелит, туберкулез и др., системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит, а также полученные травмы головного, спинного мозга и конечностей, возникающих под воздействием вредоносных факторов.

Среди детей с нарушением ОДА, наибольшее распространение имеет такое заболевание, как детский церебральный паралич (далее ДЦП, проявляющееся в 89 % случаев. Данное заболевание является видом патологии опорно-двигательного аппарата, возникающей при нарушении структуры и работы нервной системы. В настоящее время ДЦП обширно распространено, так как статистика выявляет проявление данного нарушений в 0,6 % случаев из 100 новорожденных.

В целом интеллектуальная деятельность детей с ДЦП имеет ряд общих черт, проявляющихся в дезорганизации работы произвольного внимания, что значительно влияет на развитие и работу памяти, мышления, речи и других функций. У детей донной категории часто проявляется церебрастения, при которой резко выражена истощаемость психических процессов, а также страдает эмоциональная сфера, отличающаяся неустойчивостью, что иногда приводит к патологии в развитии личности. Так же здесь отмечаются трудности в переключении ребенка с одного вида деятельности на другой, ригидность мышления и другие аномалии.

Нарушения двигательной и моторной сфер детей данной категории часто приводят к нарушениям вторичного характера в сфере анализаторных систем, а также психическому недоразвитию познавательной сферы, высших психических функций, а также к расстройствам в эмоционально-волевой сфере.

У большинства детей, страдающих нарушением ОДА, проявляются нарушения речевых функций, что влечет за собой задержку психоречевого развития различной степени выраженности, часто сохраняющуюся на протяжении длительного периода времени. Для детей с нарушениями ОДА (около 70% случаев) свойственно проявление речевых нарушений различного характера, таких как дислалия или дизартрия и др., так как двигательные расстройства негативно сказываются на формировании артикуляционно-двигательной моторике, что влечет за собой затруднения в звукопроизношении. Здесь также проявляются трудности в образовании связей звуковой и смысловой характеристикой слов, что проявляется в лексическом недоразвитии (деформация связей: слово — образ — смысл).

Детям с нарушением ОДА часто свойственны нарушения пространственного восприятия, что провоцирует нарушение становления причинно-следственных связей и объединения логико-смысловой стороны речи.

Познавательная сфера у таких детей имеет некоторые особенности в виде повышенной истощаемости внимания, проявляющейся в резком снижении работоспособности, трудности сосредоточения на заданном объекте. Здесь проявляется также и недостаточность развития поля зрения, что проявляется в невозможности долговременной фиксации взора на заданном объекте (недостаточность функций зрительного анализатора). В виду сложной структуры дефекта и его разнообразного негативного влияния на психическое развитие, здесь могут оказаться нарушенными как память детей с ОДА, так и различные формы мышления. Для каждой категории детей с ОДА существует необходимость в организации особых условий жизнедеятельности, воспитания, обучения и развития.

В настоящее время в Российской Федерации интенсивно реализуется государственная программа «Доступная среда». Основная цель данной программы состоит в структурировании и развитии определенных условий, предоставляющих возможность беспрепятственной доступности лицам с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) к транспортной, информационной и другим инфраструктурам, используемым гражданами Р. Ф. (оборудование зданий специальными пандусами, оборудованные остановки и общественный транспорт и др.).

Также в настоящее время интенсивно внедряется в систему образования, обучение детей с ОВЗ по инклюзивному направлению, что способствует наиболее легкой адаптации и социализации лиц с нарушениями в обществе, а также подразумевает под собой наиболее легкий и продуктивный путь усвоения детьми знаний, умений и навыков.

В виду вышеизложенного можно сказать о специфическом, часто неравномерном развитии психических процессов у детей с ОДА, что обусловлено сложной и неоднородной структурой дефекта при данном нарушении.

Источник