Психическое развитие ребенка с дизартрией
Анализ анамнестических данных показывает, что у дошкольников с дизартрией имеются осложнения как перинатального, так и натального и постнатального периодов. При этом наибольший процент осложнений отмечается в перинатальном периоде.
Двигательные нарушения обычно проявляются в более поздних сроках формирования двигательных функций, особенно таких, как развитие возможности самостоятельно садиться, ползать с попеременным одновременным выносом вперед руки и противоположной ноги и с легким поворотом головы и глаз в сторону вперед вынесенной руки, ходить, захватывать предметы кончиками пальцев и манипулировать с ними.
Несмотря на то, что у детей не наблюдаются выраженные параличи и парезы, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников по ловкости и точности движений, у них с задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности, в школьном возрасте отмечается плохой почерк. Выражены нарушения интеллектуальной деятельности в виде низкой умственной работоспособности, нарушений памяти, внимания.
Артикуляционная моторика у детей с дизартрией страдает по тому же типу, что и общая. Преимущественно нарушения выявляются при удержании статической позы: отмечаются дыхательная недостаточность, гиперсаливация, тремор, девиация (отклонение от вертикальной оси) языка, губ, подбородка, параличи и парезы артикуляционных мышц.
У старших дошкольников обнаруживаются стойкие нарушения тех или иных компонентов просодической стороны речи. Так, дыхательная недостаточность преимущественно проявляется в неправильном типе дыхания (чаще грудном и ключичном), коротком речевом выдохе — до 5 секунд. Речь носит в той или иной степени «смазанный» характер. Отмечаются назализованный оттенок речи, нарушения голоса. Значительно реже встречаются нарушения динамической организации речи.
Звукопроизносительные расстройства могут быть как незначительными (одна или две группы звуков), так и значительными (полиморфные нарушения звукопроизношения). В основной массе нарушения касаются свистящих, шипящих и соноров, отмечается обилие искажений и замен.
Все дошкольники с дизартрией допускают большое количество ошибок, характер которых свидетельствует о недостаточности фонематического восприятия. Наиболее ярко это проявляется при обследовании слухомоторных координации. Трудности отмечаются уже при восприятии и воспроизведении простых ритмов, воспроизведение сложных ритмов им, как правило, недоступно. Недостаточность фонематического восприятия обнаруживается так же ярко и в пробах на повторение пар слов, близких по артикуляторно-акустическим признакам, а также слов сложной слоговой структуры и скороговорок.
Звукослоговой анализ нарушен. Звуковой анализ у детей с дизартрией формируется в более поздние сроки, чем в норме. При задании назвать первый или последний согласный звук в слове типа кошка, камень ребенок, как правило, выделяет слог. Затруднено сравнение слов по звуковому составу: определение количества звуков в слове и нахождение 2-го, 3-го, 4-го звука. Типичные ошибки — пропуск гласных звуков, а также согласных звуков в словах со стечением согласных, реверсы слов при назывании по порядку звуков в слове: «сон» — «н, о, с».
У детей со стертой формой дизартрии нарушения фонематического восприятия выявляются при воспроизведении сложных ритмов, повторении скороговорок, на следах слухоречевой памяти. Звукослоговой анализ и синтез не представляют сложности, кроме перестановки звуков. Однако недостаточность фонематического звена отчетливо выявляется в будущем в письменной речи. При чтении отмечаются замены по звонкости — глухости, твердости — мягкости и др. Характерны ошибки на пропуск гласных, согласных (в словах со стечением согласных). Наибольшее количество ошибок фонематического характера на письме приходится на специфические замены букв (обозначающих звуки, близкие по акустическому признаку), нарушение внутрислоговой структуры слов за счет перестановки и пропуска букв, недописывание слогов, слияние слов.
Лексико-грамматический строй речи и связная речь могут быть нарушены незначительно. В активном словаре таких детей представлены все части речи. Дошкольники владеют обобщающими понятиями, легко образуют новые слова (сон — сонный), правильно согласовывают их. Однако отмечаются специфические трудности называния предметов, действий, признаков. Они проявляются при актуализации нужного слова и использовании вместо него слова, близкого по значению. Кроме того, трудности называния не связаны с поиском слов и увеличением латентного периода времени при актуализации необходимого слова. Во многих случаях имеет место лексико-грамматическое недоразвитие речи первого, второго или третьего уровня (по Левиной).
В устной речи школьников по сравнению с дошкольниками резко уменьшается проявление аномии, использование вербальных штампов. Отмечается правильное употребление предложно-падежных конструкций, при этом в письменной речи детей встречаются многочисленные ошибки: слияние предлогов со словом, замены и др.
У детей, имеющих дизартрию, сочетанную с лексико-грамматическим или общим недоразвитием речи, наблюдаются традиционные грамматические ошибки. При чтении такие дети также допускают большое количество грамматических ошибок, не могут осмыслить прочитанное, пересказать его. В пересказах присутствуют аграмматизмы, выявляется ограниченность словарного запаса.
У младших школьников со стертой формой дизартрии обнаруживаются инверсия, сужение объема и фрагментарность зрительного восприятия, дефицитарность пространственных представлений, так же как и в дошкольном возрасте. Наиболее ярко это проявляется в письменной речи детей. В чтении и письме отмечаются зеркальность, перестановки, замены букв по оптическому сходству.
Грубые нарушения выявляются в оптико-конструктивной деятельности. Для всех дошкольников с данным дефектом характерно обилие координатных ошибок. Они проявляются в воспроизведении рисунка справа налево, неправильном расположении фигуры и/или ее фрагментов в пространстве, реверсе (повороте) целой фигуры и/или ее фрагментов на 90, реже на 180 градусов. У значительной части детей отмечается тенденция к левостороннему игнорированию, которая проявляется в «пренебрежении» левой половиной листа при копировании рисунка, воспроизведении только правой части фигуры.
Недостаточность оптико-пространственных представлений отражается на усвоении математики в школе. Дети не могут твердо усвоить числовой ряд, понятия «больше — меньше», «перед», «между», «после», испытывают существенные трудности в решении логических задач, задач с обратным условием.
Эмоционально-волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. На первом году жизни такие дети беспокойны, много плачут, требуют к себе постоянного внимания. У них отмечаются нарушения сна, аппетита, предрасположенность к срыгиванию и рвотам, диатезу, желудочно-кишечным расстройствам. Они плохо приспосабливаются к изменяющимся метеорологическим условиям.
В дошкольном и школьном возрасте они двигательно беспокойны, склонны к раздражительности, колебаниям настроения, суетливости, часто проявляют грубость, непослушание. Двигательное беспокойство усиливается при утомлении, некоторые склонны к реакциям истероидного типа: бросаются на пол и кричат, добиваясь желаемого.
Другие пугливы, заторможены в новой обстановке, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки.
Очевидно, что первоначально исследователи относили стертую форму дизартрии к собственно звукопроизносительным расстройствам, но впоследствии эти нарушения многими авторами стали трактоваться как симптомокомплекс, включающий в себя речевые и неречевые симптомы. В настоящее время в отечественной литературе стертая форма дизартрии рассматривается как следствие минимальной мозговой дисфункции, при которой, наряду с нарушениями звукопроизносительной стороны речи, наблюдаются нерезко выраженные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы, легкие двигательные расстройства и замедленное формирование ряда высших корковых функций. В литературе подчеркивается, что стертая форма дизартрии по своим проявлениям характеризуется сглаженностью симптомов, их неоднородностью, вариативностью, различным соотношением речевой и неречевой симптоматики, нарушениями знакового (языкового) и незнакового (сенсомоторного) уровней. Поэтому она представляет значительную трудность для дифференциальной диагностики.
Таким образом, в литературе отмечается наличие следующих симптомов стертой формы дизартрии у детей:
— неврологическая симптоматика;
— недостаточность зрительного гнозиса;
— пространственных представлений;
— памяти;
— нарушения моторики;
— просодической стороны речи;
— низкий уровень развития звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи.
Психическое развитие этих детей протекает по специфическому типу и характеризуется системно-динамической задержкой и искажением формирования ряда высших психических функций и процессов.
К концу первого класса скорость чтения колеблется от 7 до 14 слов в минуту. Дети читают преимущественно слогами, у некоторых школьников отмечается побуквенное чтение. Понимание и пересказ прочитанного текста вызывает затруднение. Обращают на себя внимание следующие особенности:
- Трудности при изучении букв;
- Трудность в овладении слиянием букв в слоги;
- Недифференцированность представлений о слоге и звуке. В ходе устного анализа слов количество слогов в словах типа лев, стол определяется как два вместо одного («ле-в», «сто-л»), а в словах типа тогда, звать — три слога («то-г-да», «з-ва-ть»);
- Неумение объединять слоги в слово.
- «Застревание» на каком-либо звуке или слоге.
- Добавление гласного звука после согласного в конце слова или при стечении двух согласных («лев — ле-ва»; «крот — корот»).
- Непонимание читаемого слова.
- Длительное побуквенное угадывающее чтение.
У первоклассников при чтении отмечается большое количество специфических фонематических и оптико-пространственных ошибок. Это замены по акустико-артикуляционному и оптическому сходству, пропуски, перестановки, реверсы букв, слогов, слов, левостороннее игнорирование текста (строчки) и др. В отдельную группу выделяются ошибки, связанные с глазодвигательными нарушениями. Так, детям сложно удерживать глазами строчку (соскальзывание взгляда), сужен объем взора, что затрудняет переход к следующему слогу (слову).
К окончанию начальной школы дети обычно преодолевают вышеперечисленные трудности, хотя многим требуется специализированная помощь.
В результате теоретического анализа психологической и коррекционно развивающей литературы было установлено, что в структуру дефекта при дизартрии входят речевые, моторные и эмоционально-волевые нарушения. Поэтому, с целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы, необходимо осуществлять комплексную медико-психолого-педагогическую коррекцию данного нарушения. При выборе методов и приемов логопедической коррекции дизартрических нарушений необходимо учитывать структуру данного дефекта и активно включить в коррекционный процесс коррекцию невербальной основы речевой деятельности.
Литература
- Мироненкова Н.В. Коррекционно-логопедическая работа по формированию тонкой моторики пальцев рук у детей со стертой дизртрией с использование природного и рукотворного материала. // Логопед в детском саду. – 2008. – №6.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М., 2004.
- Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М.-Воронеж, 2005.
- Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – СПб., 1997.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. – М., 2001.
- Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. – М., 2001.
- Ткаченко Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-5 лет. – М., 2003.
- Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольники со звучащим словом Под ред. Сохина Ф.А. – М., 1991.
Автор:
Новикова Т.И.
Источник
Автор: Ромашова Лариса Анатольевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МАДОУ города Калининграда детский сад №132
Населённый пункт: Калининградская область
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: «Дети с дизартрией: особенности психоречевого развития.»
Дата публикации: 26.08.2018
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей
Дети с дизартрией: особенности психоречевого развития
Дети
с дизартрией —
особая
категория
дошкольников
и нуждаются
в повышенном
внимании.
Расстройство
речи
накладывает
отпечаток
на формирование
познавательной
деятельности,
тормозит
развитие
коммуникативных
навыков
и может
отразиться
на психическом
здоровье
в целом.
Педагогов и родителей часто беспокоит, что дети с дизартрией хуже
других запоминают стихи, с трудом усваивают цвета, геометрические формы
и математический счет, медленно обучаются чтению и письму.
Дизартрия —
это
речедвигательное
расстройство,
при
котором
нарушена звукопроизносительная сторона речи, характерна недостаточность
иннервации
речевой
мускулатуры,
которая
возникает
вследствие
невыраженного микроорганического поражения головного мозга.
Дизартрия имеет разные степени выраженности: легкую («стертую»),
среднюю
и тяжелую
(анартрию)
и проявляется
в целом
комплексе
нарушенных речевых и неречевых компонентов:
звукопроизношения;
артикуляционной моторики;
речевого дыхания и голосообразования;
просодики
(мелодико-интонационной
и темпо-ритмической
стороны речи);
общей и мелкой моторики;
высших психических функций (восприятия, внимания, памяти,
мышления);
эмоционально-волевой сферы и поведения.
Одно
из распространенных
речевых
нарушений
среди
детей
дошкольного возраста — стертая дизартрия
По статистике, стертые дизартрии часто встречаются у детей с общим
недоразвитием
речи
(50–80%);
у д е т е й
с фонетико-фонематическим
недоразвитием
речи —
в 30–40%
случаев;
у 10%
детей
диагностируется
первичный
диагноз
«сложная
дислалия»
в результате
комплексного
обследования.
В анамнезе
этих
детей
можно
выявить
перинатальную
энцефалопатию
(ПЭП),
хроническую
гипоксию,
минимальную
мозговую
дисфункцию (ММД) и другие неврологические патологии различной степени
выраженности.
Рассмотрим подробнее особенности детей со стертой дизартрией.
Речевая симптоматика
У д о ш к о л ь н и к о в
с д и з а р т р и е й
с м а з а н н о е
и нечеткое
звукопроизношение,
можно
наблюдать
фонационные
и просодические
расстройства речи, нарушено речевое дыхание.
Звукопроизношение.
Недостатки
звукопроизносительной
стороны
речи
выражены
в многочисленных
искажениях,
смешениях,
заменах
и пропусках
звуков.
Наиболее
распространенные
нарушения:
дефект
произношения свистящих и шипящих звуков, а также недостатки сонорных
[л], [р], [р’].
Ра с с т ройс т ва
звукопроизноше ния
от рицат е льно
в л и я ю т
на формирование
фонематической
и лексико-грамматической
сторон
речи,
затрудняют
процесс
школьного
обучения
детей
и вызывают
вторичные
недостатки письма и чтения.
Интонационно-выразительная
окраска
речи.
У детей-дизартриков
снижена
интонационно-выразительная
окраска
речи,
может
наблюдаться
носовой
или
хриплый
оттенок
голоса,
отсутствует
мелодичность
и выразительность
речи.
Так,
дети
испытывают
трудности
при
передаче
голосом
различных
эмоциональных
состояний
людей
(печаль,
испуг,
усталость,
удивление),
особенностей
характера
животных
и сказочных
персонажей (сердитый волк, хитрая лиса). При этом тембр голоса тесным
о б р а з ом
с в я з а н
с эмоциональным
состоянием
ребенка:
у детей
с преобладанием процесса торможения голос тихий, слабый, истощающийся,
немодулированный. У детей с преобладанием процесса возбуждения голос
громкий, резкий, крикливый, срывающийся на фальцет.
Речевое дыхание. Вследствие недостаточности речевого дыхания речь
детей приобретает захлебывающий характер. Например, декламируя стихи
или повествуя о чем-то, они делают вдох в середине фразы, что превращает
их высказывание в речь «на бегу».
Темп речи. Еще одна характерная черта стертой дизартрии — нарушен
темп
речи.
У одних
детей
он ускоренный,
у других —
замедленный.
Недостатки
темпо-ритмической
стороны
речи
видны
при
отраженном
проговаривании
за взрослым
чистоговорок
в ускоренном
ритме
и при
воспроизведении
ритмических
рисунков
путем
отхлопывания
или
отстукивания
карандашом
по столу.
Дети
не владеют
быстрым,
четким
проговариванием и совершают многочисленные ошибки в ритмах.
Неречевая симптоматика
Дети-дизартики имеют недостатки в артикуляционной моторике, общей
моторике и мелкой моторике рук.
Артикуляционная
моторика.
Дети
с дизартрией
медленнее
других
пережевывают
твердую
пищу,
оставляют
недоеденными
хлебные
корки
и комок
пищи
за щекой.
При
специальном
логопедическом
обследовании
выявляются следующие нарушения двигательных функций артикуляционного
аппарата: недостаточный объем и амплитуда движений языка (упражнения
«качели»
и «маятник»),
трудности
в вытягивании
и растягивании
губ
(упражнения «хоботок» и «улыбка»), быстрая истощаемость и беспокойство
языка
при
попытке
удержания
его
в заданном
положении
(«иголочка»,
«лопата»),
трудности
в удержании
широко
раскрытого
рта
на счет
до 10.
Данные
недостатки
артикуляционной
моторики
могут
сопровождаться
гиперсаливацией
(повышенным
слюнотечением),
тремором
(дрожанием)
и цианозом
(посинением)
кончика
языка.
Все
описанные
проявления
обусловлены
нарушением
иннервации
органов
артикуляции
вследствие
неврологической патологии в анамнезе.
Общая
моторика.
Несмотря
на то, что
у детей
с легкой
степенью
дизартрии
не наблюдается
выраженных
параличей
и парезов,
их общая
моторика
отличается
неловкостью
и недостаточной координированностью,
они
отстают
от сверстников
в ловкости
и точности
движений,
их мышцы
быстро утомляются при функциональных нагрузках.
При
специальном
обследовании
можно
выявить
недостатки
статической
и динамической
координации
движений,
двигательную
диспракию
(нарушение
произвольных
движений)
и атаксию
(нарушение
равновесия). Это проявляется в следующем:
неустойчивость
при
стоянии
на одной
ноге,
особенно
с закрытыми глазами (упражнение «Аист»), а также при прыжках на одной
или даже двух ногах;
затруднения
при
ходьбе
по «мостику»,
расчерченной
мелом
дорожке, а также по спортивной скамейке;
неловкость при подбрасывании или ловле мяча при броске;
трудности при подражании или имитации движений (как идет
солдат, летит птица, режут хлеб).
На занятиях по физкультуре и музыкальных занятиях дети с дизартрией
отстают в темпе, ритме движений, при переключении с одного движения
на другое.
Особенно
заметна
моторная
несостоятельность
на занятиях
по физкультуре и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме
движений, а также при переключении с одного движения на другое.
В основе всех вышеперечисленных двигательных расстройств лежат
органические
нарушения
центральной
нервной
системы,
проявляющиеся
в форме
легких
парезов,
изменениях
тонуса
мышц,
гиперкинезов
и патологических
рефлексов,
что
является
одним
из проявлений
ММД
и другой неврологической патологии.
Мелкая моторика рук. Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом
овладевают
навыками
самообслуживания:
не могут
застегнуть
пуговицу,
развязать шарф и т. д. На занятиях по рисованию они плохо держат карандаш
и не любят рисовать, их руки часто напряжены. Особенно заметна моторная
неловкость
рук
на занятиях
по аппликации
и с пластилином,
при
этом
прослеживаются
еще
и трудности
пространственного
расположения
элементов.
Нарушение
тонких
дифференцированных
движений
руками
проявляется
при
выполнении
проб-тестов
пальцевой
гимнастики.
Дети
затрудняются по подражанию выполнять различные движения: «замок» —
сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «пальцы рук здороваются» —
поочередно
соединять
одноименные
пальцы
обеих
рук;
«колечки» —
поочередно соединять большой палец со всеми остальными на одной руке;
пробу А.Н. Корнева «кулак — ладонь — ребро».
Впоследствии
дети
в школе
испытывают
трудности
в овладении
графическими навыками: «зеркальное письмо», замена букв при письме,
пропуски гласных и окончаний слов, плохой почерк, медленный темп письма.
Особенности речедвигательного развития детей с дизартрией влияют
на их п с и х и ч е с ко е
зд о р о в ь е
и вторично
вызывают
н а ру ш е н и я
в познавательной сфере и эмоционально-личностного развития.
Особенности психического развития
Внимание. У детей с дизартрией особенности психического развития
проявляются
в недостаточной
устойчивости
и концентрации
внимания,
в ограниченных
возможностях
его
распределения.
Дошкольники
быстро
теряют интерес к занятию и чтению книг, часто отвлекаются от выполняемых
заданий, затрудняются в сравнении и поиске отличий двух похожих картин.
Наблюдается синдром дефицита внимания. Всему виной — ослабленность
и повышенная истощаемость нервной системы ребенка.
Память. При относительно сохранной смысловой и логической памяти
у детей
снижена
вербальная
(речевая)
память,
страдает
продуктивность
и объем
запоминания.
Они
забывают
сложные
инструкции,
элементы
и последовательность
заданий,
с трудом
могут
повторить
за взрослым
предложение
из 4–6
слов,
испытывают
проблемы
при
заучивании
стихотворений и при счете.
Восприятие.
Недостатки
восприятия
проявляются
в трудностях
усвоения величины и формы предметов: дизартрики плохо дифференцируют
похожие фигуры — круг и овал, квадрат и прямоугольник; путают широкий
и узкий, длинный и короткий предметы. Дети не могут сложить из частей
целое,
например,
собрать
разрезанную
картинку
или
выполнить
конструирование по образцу.
Мышление.
Связь
между
речевыми
нарушениями
и другими
сторонами
психического
развития
обусловливает
специфические
особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для
овладения
мыслительными
операциями,
доступными
их возрасту,
дети
отстают
в развитии
словесно-логического
мышления,
без
специального
обучения
с трудом
овладевают
анализом
и синтезом,
сравнением
и обобщением. Дети затрудняются в установлении причинно-следственных
связей, плохо овладевают количественным счетом и счетными операциями,
путают понятия «больше», «меньше».
Особенности речевого дефекта детей с дизартрией влияют на развитие
пространственно-временных
представлений,
им трудно
усвоить
признаки
и последовательность
частей
суток
и времен
года,
а также
некоторых
пространственных
понятий
(«спереди»,
«около»,
«между»).
У детей
затруднена дифференциация правой и левой стороны тела, что впоследствии
отражается на формировании навыков письма.
Эмоционально-волевая
сфера
и поведение.
Дизартрики
имеют
разнообразные
расстройства
эмоционально-волевой
сферы
и поведения.
У одних
детей
они
проявляются
в виде
повышенной
эмоциональной
возбудимости, раздражительности, двигательной гиперактивности, у других —
в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям
настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так,
начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная
эмоциональная
возбудимость
нередко
сочетается
с плаксивостью,
раздражительностью
и капризностью,
которые
усиливаются
в новой
для
ребенка обстановке и при утомлении. Для детей с дизартрией характерна
незрелость мотивационно-потребностной сферы.
Вследствие
речевого
дефекта
дети
затрудняются
в установлении
контактов
со сверстниками,
испытывают
проблемы
при
общении
с ними
и взрослыми.
Иногда
родители
и педагоги
сталкиваются
с нарушениями
поведения,
которые
проявляются
в виде
агрессии
и реакции
протеста
по отношению
к окружающим.
Перечисленные
недостатки
говорят
об особенностях
нервно-психического
здоровья
детей
с дизартрией
и требуют пристального внимания специалистов.
Для
дифференциальной
диагностики
всех
расстройств
ребенка
с дизартрией
необходимо
провести
комплексное
психолого-медико-
педагогическое исследование:
изучить, провести анализ медико-педагогической документации
ребенка, данных его анамнеза и раннего психофизического развития;
изучить
состояние
моторики,
высших
психических
функций,
уровень познавательного и эмоционально-личностного развития.
Система
психолого-педагогического
сопровождения
детей
с дизартрией
обязательно
включает
логопедическую
работу,
медицинскую
и психолого-педагогическую
помощь.
Такие
дети
нуждаются
в коррекции
недостатков
психоречевого
развития,
эмоционально-личностной и двигательной сфер.
Источник