Психическое развитие ребенка раннего возраста кризис 3 лет

Психическое развитие ребенка раннего возраста кризис 3 лет thumbnail

Раннее детство
(1- 3 года). Происходят изменения
в личностном развитии, познавательной
сфере, социальной ситуации развития.
Меняются отношения между ребенком и
взрослым,возникновение совместной
деятельности ребенка и взрослого
, данная деятельность становитсяпредметной. Усвоение общественно выработанных
способов употребления предметов,
взрослый учит ребенка правильно
пользоваться окружающими предметами,
объясняет, для чего они нужны и где их
надо использовать.«Ребенок – ПРЕДМЕТ
– взрослый».
Важным для ребенка
является предмет. Убедиться в этом
можно, наблюдая за тем, как ребенок
играет: он постоянно смотрит на тот
предмет, которым увлечен. Может возникнуть
ощущение, что ему ничего больше не
требуется и никто не нужен, его внимание
сосредоточено только на объекте
увлечения. Без взрослого ребенок не
может овладеть человеческими способами
употребления предметов.

Совместная деятельность становится
предметной, потому что мотив этой
деятельности заключается в самом
предмете и способе его употребления.
Общение в этом возрасте приобретает
форму организации предметной деятельности.
Оно происходит в момент объяснения
правильности употребления того или
иного предмета. Общение развивается
интенсивно и становится речевым, потому
что овладение предметами с использованием
только эмоциональной окраски не может
быть эффективным.

Личностное развитие.Личностная социализация ребенка,
так как, наблюдая за взрослыми, он
старается подражать им: делать так, как
делают они, вести себя так, как они ведут
себя в тех или иных ситуациях. Процесс
подражания идет через общение и
взаимодействие взрослого и ребенка.
Наблюдение за поведением людей и
подражание им становится одним из
основных источников личностной
социализации ребенка. Чувство
привязанности, которое формируется у
ребенка к концу 1 года жизни и продолжает
развиваться в раннем детстве. Причина
привязанности в том, что взрослые
удовлетворяют основные потребности
ребенка, снижают их тревожность,
обеспечивают безопасные условия
существования и активного изучения
окружающей действительности, формируют
основу для нормальных взаимоотношений
с людьми в более зрелом возрасте.

Когда мать находится рядом с ребенком,
он более активен и склонен к изучению
окружающей среды. Положительная оценка
поступков и личных качеств ребенка
родителем формирует у него чувство
уверенности в себе, веру в свои способности
и возможности. Если ребенок привязан к
своим родителям и они платят ему тем
же, то он более послушен и дисциплинирован.
Если родители доброжелательны, внимательны
и стремятся удовлетворять потребности
ребенка, то у него вырабатывается личная,
персональная привязанность. Если ребенок
лишен постоянного положительного
эмоционального контакта с матерью или
близкими людьми, то у него в дальнейшем
возникнут проблемы в установлении
нормальных, доверительных отношений с
другими.

В раннем детстве происходит становление
самосознания.
 Развитие
самосознания введет к
формированиюсамооценки. Отмечается
развитиесамостоятельности. Фраза
«Я сам» говорит о ее проявлении. Ребенок
уже не всегда хочет, чтобы ему помогали.
Овладев ходьбой, он находит себе преграды,
препятствия и старается их преодолеть.
Все это доставляет ребенку удовольствие,
у него начинают складываться сила воли,
настойчивость, целеустремленность. У
многих детей проявляется непослушание.
Когда им говорят, что так делать нельзя,
те продолжают делать по-своему. Это
происходит из-за стремления детей как
можно быстрее познать окружающий мир.

С 1,5 лет ребенок начинает осознавать
свои возможности и собственные качества
личности. 2летний ребенок понимает, что
может оказывать влияние на людей и
добиваться желаемой цели. Развивается эмпатия –
понимание эмоционального состояния
другого человека. Можно наблюдать, как
1,5годовалый ребенок стремиться утешить
расстроенного человека: он обнимает
его, целует, дает ему игрушку. Появляется
потребностьв достижении
успеха
. Эта потребность
формируется поэтапно. Сначала ребенок
начинает осознавать свои успехи и
неудачи, затем может объяснить успехи
и неудачи других людей, потом он
приобретает способность различать
задания по степени трудности и оценивать
меру развития собственных умений,
необходимых для выполнения данного
задания, может оценивать свои способности
и прилагаемые усилия.

Кризис 3 летизменения отношений
ребёнка со взрослыми. Ребенок начинает
отделять себя от других людей, сознает
свои возможности, ощущает себя источником
воли. Он начинает сравнивать себя со
взрослыми, и у него невольно возникает
желание выполнять те же действия, что
и они, например: «Когда я вырасту большой,
буду сам чистить зубы». Появляются:
негативизм, упрямство, обесценивание,
строптивость, своеволие, протест-бунт,
деспотизм. Эти характеристики описал
Выготский: возникновению подобных
реакций способствует зарождение
потребности в уважении и признании.

Негативизм проявляется
в негативной реакции на требование или
просьбу взрослого, а не на само действие.
Ребенок игнорирует требования одного
члена семьи или воспитательницы, а
других слушается. Негативизм в основном
проявляется во взаимоотношениях с
родными, а не с посторонними людьми.
Возможно, подсознательно ребенок
чувствует, что такое поведение по
отношению к родным не принесет ему
серьезного ущерба. Негативизм и
непослушание – разные вещи.

Упрямство. Его причина
не в стремлении ребенка во что бы то ни
стало получить желаемое или требуемое,
а в том, чтобы с его мнением считались.
Ребенку неважно, получит он эту вещь
или нет, ему необходимо утвердиться в
своей «взрослости», в том, что его мнение
тоже что-то значит. Поэтому упрямый
ребенок будет настаивать на своем даже
в том случае, если данная вещь не очень
ему нужна.

Обесценивание. Начинают
обесцениваться все привычки и ценности,
которые раньше были дороги. Ребенок
может бросить и даже сломать любимую в
прошлом игрушку, отказывается соблюдать
ранее принятые правила поведения, теперь
считая их неразумными.

Строптивость направлена
против принятых норм поведения в семье
и схожа с негативизмом и упрямством.
Например, если в семье принято вместе
ужинать, то ребенок начинает отказываться
есть именно в это время, а затем у него
появляется аппетит.

Своеволие выражается в
стремлении ребенка делать все самому.
Если в младенчестве он стремился к
физической самостоятельности, то сейчас
его поведение направлено на самостоятельность
намерений и замыслов. Такое поведение
проявляется не только в предлагаемых
взрослым действиях, например: «Сделай
это сам», «Ты уже большой и можешь это
сделать», но и в упорном стремлении
поступать так, а не иначе. Это чувство
до такой степени захватывает ребенка,
что он открыто противопоставляет свои
желания ожиданиям других. Проявление
самостоятельности отражается на
взаимоотношениях со взрослыми. Когда
ребенок осознает, что может что-то
сделатьсам, помощь
взрослых ему не нужна. Они должны понимать
это и стараться избегать негативных
высказываний по данному поводу, не
критиковать ребенка, а позволять ему
проявлять самостоятельность.

Протест-бунт выражается
в частых ссорах детей с родителями. По
Выготскогу, «ребенок находится в
состоянии войны с окружающими, в
постоянном конфликте с ними» (Выготский
Л.С., 1991).

Деспотизм: ребенок начинает
диктовать всем окружающим, как себя
вести, и стремится, чтобы его слушались
и поступали так, как он говорит. Подобное
поведение может отмечаться, когда
ребенок один в семье или последний по
счету.

В раннем детстве ведущей становится предметная
деятельность,
 которая влияет
как на психическое развитие, так и на
общение с взрослыми.

В младенчестве деятельность носит
манипулятивный характер: ребенок может
повторить действия, показанные взрослым,
перенести усвоенное действие на другой
предмет, освоить некоторые собственные
действия. Но, манипулируя, ребенок
использует только внешние свойства и
отношения предметов. В раннем детстве
предметы становятся для ребенка не
просто объектом, а вещью, имеющей
определенное назначение и определенный
способ употребления. Ребенок старается
овладеть новыми действиями предмета,
а роль взрослого заключается в
наставничестве, сотрудничестве, помощи
в затруднительных ситуациях.

Совершая манипуляции с предметом в
конце младенческого возраста и в начале
раннего детства, ребенок никогда не
сможет понять его функции. Он может
много раз открывать и закрывать дверцу
шкафа, но никогда не поймет ее
функционального назначения. Объяснить
это может только взрослый.

Усвоение назначения предмета не
гарантирует, что ребенок станет
употреблять его только по назначению,
но важно то, что он будет знать, как,
когда и где это следует делать. Узнав,
что карандаши нужны для письма и
рисования, ребенок может катать их по
столу или что-нибудь строить из них.

Сначала действие и предмет в понимании
ребенка тесно связаны между собой. Он
не может причесаться палочкой или попить
из кубика. Но со временем происходит
отделение предмета от действия.

Выделяют 3 фазы развития связи действия
с предметом: 1) с предметом могут
выполняться любые действия; 2) предмет
употребляется только по назначению;
3) свободное употребление предмета
возможно, но только в том случае, когда
известно его истинное назначение.

Психическое развитие ребенка раннего возраста кризис 3 лет

Психическое развитие ребенка раннего возраста кризис 3 лет

На этом этапе происходит: 1) овладение
ребёнком предметным миром под руководством
взрослых. (Овладение только ближними
предметами).

2) Овладение реб. социальных способов
удовлетворения своих биологических
потребностей.

Роль взрослого на этом этапе: 1) взрослый
= образец для подражания. 2) родители
вводят ребёнка в мир социальных
требований. 3) родители знакомят ребёнка
с миром окружающих предметов

На этом этапе происходит:

  1. Развитие памяти 2.Развитие речи (этот
    период наиболее чувствителен)

— 1год – 3-30 слов;- 2г. – 200-300 слов; — 3г –
1,5 тыс.слов

Речь может быть пассивной (понимание)
и автономной (понятной из контекста).
Отголоски можно встретить в дошкольном
возрасте. Развивается быстрее у тех с
кем, больше общаются и читают.

  1. Мышление – наглядно-действенное
    (например пирамидка)

Кризис 3-х лет. (Я сам):

— осознание отдельности от родителей;
— эгоцентризм.

1) Местоимение – ««Я» Сам»; 2) Негоцентризм
– «Не пойду»; 3) Автономность

Новообразования: Предметная
деятельность, Речь, мышление, автономность

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #

Источник

Яна Мирзоназарова
Особенности психического развития детей в период кризиса 3-х лет

Особенности психического развития детей в период кризиса 3-х лет

На третьем году жизни ребенка продолжается, хотя и несколько замедленное по сравнению с более ранним возрастом, но все еще очень быстрое развитие. Повышается работоспособность нервной системы, увеличивается выносливость, удлиняется активное бодрствование до 6-7 часов в сутки.

К трем годам ребенок уже знает, мальчик он или девочка. Быстро развивается речь – обогащается ее смысловое содержание, расширяется словарь, грамматически она становится все более правильной. (8)

К трем годам желания ребенка становятся определенными и устойчивыми, что подтверждается настойчивыми словами «Я хочу».

Резко возросшее к концу раннего возраста стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях ребенка, приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период называется кризисом трех лет. Критическим этот возраст является потому, что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняются поведение ребенка и его отношение с окружающими людьми. Родители и воспитатели отмечают любимую фразу ребенка в этом возрасте: «Я сам!» Ребенок пытается самоутвердиться. (2)

Столкнувшись с тем, что ребёнок перестаёт беспрекословно слушаться, родители — осознанно или неосознанно — изменяют своё поведение и, вольно или невольно, начинают строить новые отношения с малышом.

Кризис 3-х лет наступает, когда ребенок уже достиг определенного уровня развития личности. Меняется его взгляд на мир, ребенок по-другому начинает общаться с окружающими. В этот момент он учится налаживать контакт с людьми, выбирает приемлемую для себя манеру общения. В то же время он начинает абстрагироваться от окружающих. Ребенок уже способен анализировать свое поведение и поведение других людей, сравнивать их, осознавать установленные в обществе порядки. Понимать, «что такое хорошо и что такое плохо».

Осознание ребенком новых личностных возможностей и свойств, таких как волеизъявление, отчуждение, самоанализ, становится доказательством того, что в нем развивается личностное начало.

Основной характеристикой поведения ребенка в раннем возрасте является ситуативность. Под ситуативностью психологи подразумевают прямую зависимость поведения малыша от того, что он видит, в какой ситуации находится и как ее воспринимает. Ситуация и окружающие предметы действуют на малыша таким образом, что до определенного момента он просто не может представить себе, что может быть по-другому, не так, как он видит здесь и сейчас.

Ситуативность поведения присуща только раннему возрасту, ее нет в возрасте младенческом, когда восприятие и физическая активность ребенка ограничены, нет ее и в более старшем возрасте, когда любая ситуация дополняется собственными знаниями ребенка и его замыслами.

Родители могут существенно повлиять на протекание кризиса трех лет у ребенка: при правильном воспитании он протекает мягко и быстро, при неправильном, негуманном — он может усложниться и затянуться на продолжительное время. О том, как пережить кризис трех лет мы подробнее напишем в следующей статье. (4)

Внутренняя жизнь ребенка в этом возрасте серьезно усложняется:

— с одной стороны он утверждает себя, свои желания, свою личность,

— с другой стороны, появившаяся самооценка диктует необходимость «быть хорошим» для окружающих.

Эти двойственные тенденции приводят к перестраиванию поведения и отношений со значимыми взрослыми.

Но можно вывести некоторые общие черты в поведении детей трехлетнего возраста:

1. Ребенок стремится к получению результата своей деятельности. Неудача уже не приводит к отказу от действий вообще, ребенок продолжает искать решение задачи, поскольку результат становится крайне важен для него.

2. Достигнутый результат ребенок демонстрирует взрослым. Важно положительно оценивать эти результаты, поскольку безразличное или отрицательное отношение к ним, вызывает немалые переживания у малыша. Именно в этот период ребенок не просто демонстрирует достижения взрослым, он начинает активно искать оценки своих достижений.

3. Обострение чувства собственного достоинства в этом возрасте приводит к тому, что Вы можете заметить у ребенка не свойственную ему раньше обидчивость, бахвальство, преувеличение своих достоинств. Словом, именно в это время ребенок начинает видеть и оценивать себя, свою личность сквозь призму своих достижений, причем эти достижения должны быть признаны и оценены по достоинству другими людьми.

Новая система собственного «Я», где ребенок оценивает свою личность через достижения и оценки этих достижений окружающими, и становится результатом кризиса трех лет и знаменует переход в другой этап развития – период дошкольного детства.

Кризис трех лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты для ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире. Феномен «Я сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей. (9)

Те симптомы кризиса, которые выдвигаются на первый план, в литературе принято называть первым поясом симптомов или семизвездием кризиса трех лет. (7)

Первый симптом, которым характеризуется наступление кризиса, возникновение негативизма. При негативизме все поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают ему взрослые.

Негативизмом мы будем называть такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет чего–нибудь сделать только потому, что это предложил кто–то из взрослых, то есть это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых. Таким образом, негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему аффективному желанию.

Второй симптом кризиса трех лет – упрямство. Если негативизм надо уметь отличать от обычного упрямства, то упрямство надо отличать от настойчивости. Упрямство – такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем – либо не потому, что он это потребовал. Он настаивает на своем требовании.

Два момента отличают упрямство от обычной настойчивости. Первый момент – общий с негативизмом, имеет отношение к мотивировке. Если ребенок настаивает на том, что ему сейчас желательно, это не будет упрямством.

И второй момент. Если для негативизма характерна социальная тенденция, то есть ребенок делает что–то наоборот по сравнению с тем, что говорят ему взрослые, то здесь, при упрямстве, характерна тенденция по отношению к самому себе.

Третий момент принято называть немецким словом «тротц». Симптом считается настолько центральным для возраста, что и весь критический возраст получило название trotz alter, по–русски – возраст строптивости.

В чем отличие последнего симптома от первых? От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Негативизм всегда направлен против взрослого, который сейчас побуждает ребенка к тому или иному действию. А строптивость, скорее направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, против образа жизни; она выражается в своеобразном детском недовольстве, вызывающем «да ну!», которым ребенок отвечает на все, что ему предлагают и что делают. Здесь сказывается строптивая установка не по отношению к человеку, а по отношению ко всему образу жизни, который сложился до трех лет, по отношению к нормам, которые предлагаются, к интересовавшим прежде игрушкам. Строптивость от упрямства отличается тем, что она направлена вовне, по отношению к внешнему и вызвана стремлением настоять на собственном желании.

Остается еще четвертый симптом, который немцы называют Eigensinn, или своеволие, своенравие. Оно заключается в тенденции ребенка к самостоятельности. Этого раньше не было. Теперь ребенок хочет все делать сам. (11)

Из симптомов анализируемого кризиса указывают еще на три, но они имеют второстепенное значение. Первый – протест – бунт. Все в поведении ребенка начинает носить в ряде отдельных проявлений протестующий характер, чего раньше не могло быть. Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Частые детские ссоры с родителями являются обычным делом. С этим связан симптом обесценивания.

Ребенок старается обесценить игрушку, отказывается от нее, в его лексиконе появляются слова и термины, которые означают все плохое, отрицательное, и все это относится к вещам, которые сами по себе никакой неприятности не приносят. И наконец, указывают еще на двойственный симптом, обнаруживающийся в различных семьях по–разному. В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. У ребенка появляется желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим. В семье же с несколькими детьми этот симптом называется симптомом ревности: по отношению к младшим и старшим, если в семье есть еще дети. Здесь та же тенденция к господству, деспотизму, к власти выступает как источник ревнивого отношения к другим детям. (5)

В указанных симптомах ребенок выступает как трудновоспитуемый. Ребенок, раньше не доставлявший забот и трудностей, теперь выступает как существо, которое становится трудным для взрослых. Благодаря этому создается впечатление, что ребенок резко изменился на протяжении короткого времени. Он превратился в существо строптивое, упрямое, негативное, отрицающее, ревнующее или деспотическое, так что сразу весь его облик в семье изменяется.

Во всех описанных симптомах намечаются также и какие-то изменения в социальных отношениях ребенка с ближайшими людьми.

Ребенок в раннем детстве – это существо, которое всегда находится во власти непосредственных аффективных отношений с окружающим, с которым он связан. В кризисе трех лет происходит то, что называется раздвоением: здесь могут быть конфликты, ребенок может ругать мать, игрушки, предложенные в неподходящий момент, он может разломать их со злости, происходит изменение аффективно-волевой сферы, что указывает на возросшую самостоятельность и активность ребенка. Все симптомы вращаются вокруг оси «я» и окружающих его людей. Эти симптомы говорят о том, что изменяются отношения ребенка к людям, окружающим его, или к собственной личности. (3)

Второй пояс симптомов в свою очередь делится на две группы. Одна — это симптомы, которые вытекают как следствие из установки ребенка на самостоятельность. Благодаря изменениям социальных отношений ребенка, его аффективной сферы, всего, что наиболее для него дорого, ценно, что затрагивает его самые сильные, глубокие переживания, ребенок выступает в целый ряд внешних и внутренних конфликтов, и мы имеем очень часто дело с невротическими реакциями детей. Эти реакции носят болезненный характер.

Социальная ситуация развития ставит перед ребенком на каждом возрастном этапе основную задачу развития, решение которой и определяет динамику психического развития в данном возрасте. Достижения психического развития ребенка постепенно приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, что приводит к слому прежних и построению новых отношений с социальной средой. (6)

Центром социальной ситуации является взрослый как носитель общественной функции (взрослый — мама, врач и т. д.). В тоже время ребенок не в состоянии реально участвовать в жизни взрослых. Данное противоречие разрешается в игре, как в ведущей деятельности. Это единственная деятельность, которая позволяет смоделировать жизнь взрослых и действовать в ней.

В общении с ребенком в этом периоде желательно избегать угроз и применении силы, т. к. их использование формирует у детей аналогичное поведение и может стать причиной появления таких черт характера как злоба, упрямство, жестокость.

Возраст 3-х лет – переломный момент в жизни малыша. По сути это – его второе рождение. Так считают многие ученые, наблюдающие за психическими процессами в раннем возрасте. От рождения до трех лет ребенок меняется столь существенно, что его развитие можно назвать наиболее стремительным из всех последующих этапов взросления. (1)

1. Абросимова Н. Возраст строптивости. О кризисе трёх лет // Мама и малыш. — 2005. — № 10.

2. Авдеева Н. Н., Елагина М. Г., Мещерякова С. Ю. Формирование личности ребенка в дошкольном возрасте // Психологические основы формирования личности / Под ред. И. В. Дубровиной, Н. Н. Толстых. М., 1986. 322 с.

3. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. — М., Воронеж, 1997. — 252 с.

4. Власова З. И. Об общих и специальных проявлениях самостоятельности в период кризиса трёх лет // Психолог в детском саду. — 2004. — № 4. — С. 52 — 63.

5. Волженина Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов // Виноград. — 2010. — № 37.

6. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997, 224 с.

7. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6 т / Л. С. Выготский. — М., 1984. -Т. 4.

8. Казакова Е. И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества. – СПб., 1995. – 27 с.

9. Казакова Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. – СПб. ,1998.

10. Коломинский Я. Л. Детская психология: Учеб. пособие/ Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. ; Мн.: Университетское, 1988.-399с.

11. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. М., 1980. С. 36—46.

Источник