Психическое развитие ребенка раннего детства

Психическое развитие ребенка раннего детства thumbnail

2.1
Общая характеристика развития

В
этом возрасте происходит разделение
линий психического развития мальчиков
и девочек. Им присущи разные типы ведущей
деятельности. У мальчиков на основе
предметной деятельности формируется
предметно-орудийная. У девочек на основе
речевой деятельности – коммуникативная.

Предметно-орудийная
деятельность включает манипуляцию с
человеческими предметами, зачатки
конструирования, в результате чего у
мужчин лучше развито отвлеченное,
абстрактное мышление.

Коммуникативная
деятельность предполагает освоение
логики человеческих отношений. Большинство
женщин обладает более развитым, чем у
мужчин, социальным мышлением, сфера
проявления которого – общение людей.
У женщин тоньше интуиция, такт, они более
склонны к эмпатии.

Половые
различия в поведении детей обусловлены
не столько биологическими и физиологическими
причинами, сколько характером их
социального общения. Ориентация мальчиков
и девочек на разные типы деятельности
задана социально, вследствие культурных
образцов. На самом деле между малышами
мужского и женского пола больше сходства,
чем различий. Различия появляются позже.
В основном же мальчики и девочки
развиваются параллельно и проходят
одинаковые этапы.

2.2
Общение в раннем детстве

Коммуникативные
установки детей до 3-х лет включительно
по отношению к сверстнику – установки
на манипуляцию с неживым предметом. Но
при этом проявляют познавательный
интерес к сверстнику-ребенку, как к
самому себе – нарцистический
эгоцентрический интерес к сверстнику.

Если
на втором году жизни ребенок ощущает
беспокойство при приближении к сверстнику,
то на третьем он может спокойно играть
рядом с другими. Но не вместе. Совместные
игры кратковременны и ориентированы
на взрослого.

«Ясельные»
дети могут проявлять агрессивность –
ударить, толкнуть, укусить, особенно
если другой ребенок как-то ущемляет его
интересы (завладел привлекательной
игрушкой).

Эмоциональное
развитие в раннем детстве

Ребенок
эмоционально реагирует только на то,
что непосредственно переживает. Его не
волнует то, что ждет его в будущем,
например, подарок или наказание.

Желания
неустойчивы и быстро переходящи, все
желания обладают одинаковой силой (еще
отсутствует соподчинение мотивов).
Характерны яркие эмоциональные реакции,
связанные с желаниями ребенка.

У
детей от 1 до 3 лет больший диапазон
страхов, чем у младенцев. Это объясняется
тем, что с развитием их способностей
восприятия, а также умственных способностей
расширяются и рамки жизненного опыта,
из которого черпается все новая и новая
информация. Замечая, что некоторые
объекты могут исчезать из их поля зрения,
дети боятся, что и сами они могут
исчезнуть. Они могут опасаться
водопроводных труб в ванной и туалете,
думая, что вода может унести их с собой.
Маски, парики, новые очки, кукла без
руки, медленно сдувающийся воздушный
шарик – все это может вызвать страх. У
некоторых детей может возникать страх
перед животными или движущимися машинами,
многие боятся спать в одиночестве.

Обычно
страхи исчезают со временем сами по
мере освоения ребенком более тонких
способов мышления. Чрезмерная
раздражительность, нетерпимость, гнев
родителей могут лишь усугубить детские
страхи и способствовать появлению у
ребенка чувства отверженности. Чрезмерная
родительская опека тоже не избавляет
ребенка от страха. Более эффективным
способом является постепенное приучение
их к общению с предметами, вызывающими
страх, а также наглядный пример.

2.4
Возникновение самосознания

Механизмом,
способствующим психологическому
отделению ребенка от родителей, является
самоидентификация. Самоидентификация
в раннем детстве имеет несколько
последовательно возникающих явлений:
идентификация со своим именем, половая
идентификация, идентификация со своим
внешним образом.

Первые
представления о себе возникают у ребенка
к году. Ребенок отзывается на собственное
имя. Это и представления о частях своего
тела, обобщить которые малыш пока не
может. При специальном обучении взрослыми
к полутора годам ребенок может узнавать
себя в зеркале, осваивает идентичность
отражения и своей внешности.

К
3 годам – новый этап самоидентификации:
с помощью зеркала ребенок получает
возможность формировать свое представление
о себе настоящем. Ребенок интересуется
всеми способами подтверждения своего
«Я». Одухотворяя отдельные части тела,
в игре он познает волю над самим собой.

Трехлетний
малыш интересуется всем, с ним связанным,
например, тенью. Начинает использовать
местоимение «я». Идентификация с
собственным именем выражается в особом
интересе к людям, которые носят такое
же имя.

Половая
идентификация. К 3 годам ребенок уже
знает, мальчик он или девочка. Подобные
знания дети черпают из наблюдений за
поведением родителей, старших братьев
и сестер. Это позволяет ребенку понять,
каких форм поведения в соответствии с
его половой принадлежностью ждут от
него окружающие.

Уяснение
ребенком принадлежности к конкретному
полу происходит в первые 2-3 года жизни,
и наличие отца при этом крайне важно.
Для мальчиков потеря отца после 4 лет
мало сказывается на усвоении социальных
ролей. Последствия отсутствия отца у
девочек начинают сказываться в
подростковом возрасте, когда у многих
из них возникают трудности в приспособлении
к женской роли при общении с представителями
другого пола.

К
трем годам ребенок проявляет начатки
самосознания, у него развивается
притязание на признание со стороны
взрослых. Положительно оценивая те или
иные действия, взрослые придают им
привлекательность в глазах детей,
пробуждают в детях желание заслужить
похвалу, признание.

Развитие
психических функций

Речь
из автономной трансформируется в
активную. К трем годам усваиваются все
основные звуки языка. Растет активный
словарь, причем количество произносимых
ребенком слов всегда меньше, чем
количество понимаемых. Появляются
первые фразы, первые вопросы, обращенные
к взрослым. К трем годам усваиваются
основные грамматические формы и основные
синтаксические конструкции родного
языка.

Характерно
доминирование восприятия над другими
психическими функциями (мышление,
память, внимание зависят от восприятия).
При этом восприятие является аффективно
окрашенным – наблюдаемые предметы
«притягивают» ребенка, вызывая у него
яркую эмоциональную реакцию, у него
появляется желание достать предмет и
что-то с ним сделать. Поведение детей
является полевым, импульсивным – ничто
из того, что лежит вне данной наглядной
ситуации, их не привлекает.

Память
становится продолжением и развитием
восприятия (непроизвольная память).

Усвоение
языка. Словарный запас детей 1,5 лет
обычно содержит около 10 слов, в 1,8 года
– 50 слов, в 2 года – примерно 200. К трем
годам словарный запас составляет уже
900 – 1000 слов. Установлена прямая
зависимость между качеством языковой
стимуляции в домашнем окружении и
развитием речи ребенка в 3 года.

Критическим
периодом в развитии детской речи
является, по мнению исследователей,
возраст от 10 месяцев до 1,5 лет. Именно в
это время нужны спокойные и развивающие
игры и нежелательны стрессы.

При
усвоении языка дети всех народов проходят
стадии односоставных, двусоставных и
полных предложений. Во всех существующих
на земле языках есть правила грамматики,
синтаксиса, семантики. Поначалу дети
предельно обобщают правила.

2.6
Умственное развитие

Главным
стимулом совершенствования умственной
деятельности у «ходячих» детей является
их чувственно-двигательная активность.
Дети 1-2 лет находятся в первом
(сенсомоторном) периоде умственного
развития, который Ж. Пиаже разделил на
6 стадий, 4 из них ребенок проходит до
года (см. выше).

5
стадия – третичные круговые реакции
(1 – 1,5 лет) – экспериментирование с
предметами. Цель экспериментов – в них
самих: малыши любят наблюдать, как ведут
себя предметы в новых ситуациях. На
смену рефлекторному поведению приходит
истинно мыслительная деятельность:
ребенок ищет новые способы взаимодействия
с неизвестными ранее предметами.

6
стадия (1,5 – 2 года). Появление символического
мышления, то есть способности по
запечатленным в мозгу психологическим
образам (символам предметов) воспринимать
их в тот или иной момент. Теперь ребенок
может проделывать операции не с реальными,
а с идеальными предметами. Ребенок
становится способным решать простейшие
задачи в уме, не прибегая к методу проб
и ошибок. Физические действия способствуют
успешной работе мышления.

Для
восприятия внешнего мира на данной
стадии умственного развития характерен
эгоцентризм. Ребенок 1,5 – 2 лет уже
осознает свою обособленность, отделенность
от других людей и предметов, а также
понимает, что некоторые события могут
происходить и независимо от их желаний.
Однако продолжает считать, что все видят
мир так же, как и он. Формула восприятия
младенца: «Я центр вселенной», «Весь
мир вращается вокруг меня».

2.7
Базовая потребность возраста

Если
в младенческом возрасте потребность в
безопасности была насыщена, то
актуализируется потребность в любви.
Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще
зависят от родителей, они постоянно
хотят чувствовать физическую близость
отца и матери. Ведущая роль в удовлетворении
базовой потребности отдается родителю
противоположного пола. 3-4 года –
формирование Эдипова комплекса и
комплекса Электры по З.Фрейду13. Важное
значение приобретает тактильный контакт.
Ребенок осваивает язык ощущений. Если
потребность не удовлетворена, человек
остается тактильно бесчувствен (именно
в этом возрасте происходит формирование
эрогенных зон, З. Фрейд).

Новообразования
возраста:

Самоидентификация
с именем, полом и внешностью.

Активная
речь.

Межличностная
рефлексия в виде понимания эмоционального
отношения к себе.

Начатки
самосознания: развитие Я-концепции,
самооценка.

2.7
Кризис трех лет

На
подходе к кризису присутствует четкая
симптоматика:

острый
интерес к своему изображению в зеркале;

ребенок
озадачивается своей внешностью,
заинтересован тем, как он выглядит в
глазах других. У девочек интерес к
нарядам; мальчики начинают проявлять
озабоченность своей эффективностью,
например, в конструировании.

острая
реакция на неудачу.

Кризис
3-х лет относится к числу острых. Ребенок
неуправляем, впадает в ярость. Поведение
почти не поддается коррекции. Период
труден как для взрослого, так и для
самого ребенка. Симптомы называются
семизвездием кризиса 3 лет.

Негативизм
– реакция не на содержание предложения
взрослых, а на то, что оно идет от взрослых.
Стремление сделать все наоборот, даже
вопреки собственному желанию.

Упрямство.
Ребенок настаивает на чем-то не потому,
что хочет, а потому, что он этого
потребовал, он связан своим первоначальным
решением.

Строптивость.
Она безлична, направлена против норм
воспитания, образа жизни, который
сложился до трех лет.

Своеволие.
Стремление все делать самому.

Протест-бунт.
Ребенок в состоянии войны и конфликта
с собой и с окружающими.

Симптом
обесценивания проявляется в том, что
ребенок начинает ругаться, дразнить и
обзывать родителей.

Деспотизм.
Ребенок заставляет родителей делать
все, что он требует. По отношению к
младшим сестрам и братьям деспотизм
проявляется как ревность.

Кризис
характеризуется как кризис социальных
отношений и связан со становлением
самосознания ребенка. Появляется позиция
«Я сам». Ребенок познает различие
между «должен» и «хочу».

Если
кризис протекает вяло, это говорит о
задержке в развитии аффективной и
волевой сторон личности. У детей начинает
формироваться воля, которую Э. Эриксон
назвал автономией (независимостью,
самостоятельностью). Дети перестают
нуждаться в опеке со стороны взрослых
и стремятся сами делать выбор. Чувство
стыда и неуверенности вместо автономии
возникают тогда, когда родители
ограничивают проявления независимости
ребенка, наказывают или высмеивают
всякие попытки самостоятельности.

Зона
ближайшего развития ребенка состоит в
обретении «могу»: он должен научиться
соотносить свое «хочу» с «должен»
и «нельзя» и на этой основе определить
свое «могу». Кризис затягивается,
если взрослый стоит на позиции «хочу»
(вседозволенность) или «нельзя»
(запреты). Следует предоставить ребенку
сферу деятельности, где бы он мог
проявлять самостоятельность.

Эта
сфера деятельности – в игре. Игра с ее
особыми правилами и нормами, которые
отражают социальные связи, служит для
ребенка тем «безопасным островом,
где он может развивать и апробировать
свою независимость, самостоятельность»
(Э.Эриксон).

Новообразованием
кризисного периода является автономия.

Литература
по теме

Абрамова
Г.С. Возрастная психология: Учебник для
студентов вузов. – Екатеринбург: Деловая
книга, 1999

Галигузова
Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от
года до семи лет.- М., 1992.

Джайнотт
Х.Д. Родители и дети.- М., 1986.

Захаров
А.И. Как предупредить отклонения в
поведении ребенка.- М., 1993.

Крайг
Г. Психология развития. – СПб: Питер.
1999.

Ле
Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с
ума.- М., 1990.

Лешли
Д. Работать с маленькими детьми.- М.,
1991.

Макарова
Е. В начале было детство.- М., 1990.

Матейчек
З. Родители и дети.- М., 1992.

Никитин
Б.П. Ступеньки творчества или развивающие
игры.- М., 1991.

Обухова
Л.Ф. Детская психология: теории, факты,
проблемы. — М., 1995.

Пиаже
Ж. Избранные психологические произведения.
— М., 1986.

Развитие
личности ребенка / Н.Ньюкомб. – СПб.:
Питер, 2003.

Сапогова
Е.Е. Психология развития человека:
Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс,
2001.

Слободчиков
В.И., Исаев Е.И. Основы психологической
антропологии. Психология развития
человека: Развитие субъективной
реальности в онтогенезе: учебное пособие
для вузов. – М.: Школьная Пресса, 2000.

Соколова
В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся
мире.- М., 1991.

Спиваковская
А.С. Психотерапия: игра, детство, семья.
Том 1. – М., 2000.

Субботский
Е.В. Ребенок открывает мир.- М., 1991

Фельдштейн
Д.И. Психология взросления:
структурно-содержательные характеристики
процесса развития личности: Избранные
труды. – М.: Флинта, 1999.

Флэйк-Хобсон
К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему:
Развитие ребенка и его отношений с
окружающими. — М., 1992.

Чуковский
К.И. От двух до пяти.- М., 1990.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    22.02.20151.18 Mб13возростная психология.doc

  • #
  • #

Источник

В
конце первого года жизни социальная
ситуация полной слитности ребенка со
взрослым взрывается изнутри. В ней
появляются двое: ребенок и взрослый.В
этом суть кризиса первого года жизни.
Однако диапазон возможностей ребенка
еще очень ограничен.

Социальная
ситуация развития в раннем возрасте
такова: ”ребенок- Предмет-взрослый”.
В этом возрасте ребенок целиком поглощен
предметом. К.Левин даже говорил о
фетишизации предмета в раннем детстве.
Это проявляется, например, как ребенок
возит за собой машину – он все время
смотрит на этот предмет.

Социальная
ситуация совместной деятельности
ребенка и взрослого содержит в себе
противоречие.

Д.Б.Эльконин
исходил из следующих основных постулатов
анализируя совместную деятельность:

ребенок
сам, самостоятельно никогда не в состоянии
открыть общественной сущности,
общественной функции, общественного
способа употребления предметов.;

на
вещи не написано, для чего она служит;

принципиальное
отличие орудийной деятельности
заключается в том, что действие с орудием
должно быть подчинено объективной
логике, ”скрытой” в орудии;

представлении
о цели, о конечном результате вначале
несуществует как данные и ориентирующие
действия ребенка. Они возникают только
в результате осуществления самого
предметного действия.

В
овладении предметными действиями наряду
с орудиями большую роль играют игрушки.
Игрушка – это предмет, моделирующий
какой-либо предмет взрослого мира. По
отношению к игрушкам нет какой-либо
жесткой логики их употребления.

Таким
же образом происходит и формирование
речи. Ребенок за два-три года овладевает
родным языком, а в двуязычной среде –
и двумя. Речь сразу же освобождает
ребенка от многих зависимостей и, прежде
всего, исчезает зависимость от поля
восприятия.

10.Психологический анализ кризиса 3-х летнего возраста.

Кризис
трех лет характеризуется тем, что
личностные изменения, происходящие с
ребенком, приводят к изменению его
отношений со взрослыми. Этот кризис
возникает потому, что ребенок начинает
отделять себя от других людей, сознает
свои возможности, ощущает себя источником
воли. Он начинает сравнивать себя со
взрослыми, и у него невольно возникает
желание выполнять те же действия, что
и они, например: «Когда я вырасту большой,
буду сам чистить зубы».

В
этом возрасте появляются следующие
черты: негативизм, упрямство, обесценивание,
строптивость, своеволие, протест-бунт,
деспотизм. Эти характеристики описал
Л.С. Выготский. Он считал, что возникновению
подобных реакций способствует зарождение
потребности в уважении и признании.

Негативизм
проявляется в негативной реакции на
требование или просьбу взрослого, а не
на само действие. Например, ребенок
игнорирует требования одного члена
семьи или воспитательницы, а других
слушается. Было замечено также, что
негативизм в основном проявляется во
взаимоотношениях с родными, а не с
посторонними людьми. Возможно,
подсознательно ребенок чувствует, что
такое поведение по отношению к родным
не принесет ему серьезного ущерба.
Поэтому надо помнить, что негативизм и
непослушание – разные вещи.

Еще
одна характеристика кризиса трех лет
– упрямство. Его причина не в стремлении
ребенка во что бы то ни стало получить
желаемое или требуемое, а в том, чтобы
с его мнением считались. Ребенку неважно,
получит он эту вещь или нет, ему необходимо
утвердиться в своей «взрослости», в
том, что его мнение тоже что-то значит.
Поэтому упрямый ребенок будет настаивать
на своем даже в том случае, если данная
вещь не очень ему нужна.

Следующая
характеристика – обесценивание –
присуща всем кризисам. Проявляется оно
в том, что начинают обесцениваться все
привычки и ценности, которые раньше
были дороги. Например, ребенок может
бросить и даже сломать любимую в прошлом
игрушку, отказывается соблюдать ранее
принятые правила поведения, теперь
считая их неразумными, и т. д.

Строптивость
направлена против принятых норм поведения
в семье и схожа с негативизмом и
упрямством. Например, если в семье
принято вместе ужинать, то ребенок
начинает отказываться есть именно в
это время, а затем у него появляется
аппетит.

Своеволие
выражается в стремлении ребенка делать
все самому. Если в младенчестве он
стремился к физической самостоятельности,
то сейчас его поведение направлено на
самостоятельность намерений и замыслов.
Такое поведение проявляется не только
в предлагаемых взрослым действиях,
например: «Сделай это сам», «Ты уже
большой и можешь это сделать» и т. д., но
и в упорном стремлении поступать так,
а не иначе. Это чувство до такой степени
захватывает ребенка, что он открыто
противопоставляет свои желания ожиданиям
других. Проявление самостоятельности
отражается на взаимоотношениях со
взрослыми. Когда ребенок осознает, что
может что-то сделать сам, помощь взрослых
ему не нужна. Они должны понимать это и
стараться избегать негативных высказываний
по данному поводу, не критиковать
ребенка, а позволять ему проявлять
самостоятельность.

Протест-бунт
выражается в частых ссорах детей с
родителями. По утверждению Л.С. Выготского,
«ребенок находится в состоянии войны
с окружающими, в постоянном конфликте
с ними» (Выготский Л.С., 1991).

Проявления
деспотизма таковы: ребенок начинает
диктовать всем окружающим, как себя
вести, и стремится, чтобы его слушались
и поступали так, как он говорит. Подобное
поведение может отмечаться тогда, когда
ребенок один в семье или последний по
счету.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник