Психическое развитие ребенка раннего детского возраста

Психическое развитие ребенка раннего детского возраста thumbnail

Ранний возраст — это дети в диапазоне, начиная от одного года и заканчивая возрастом трех лет.

В этот период закладывается большое количество навыков, стимулируемых становлением психической активности. Основными желаниями в детстве являются: передвижение, ходьба, совместная игра со взрослым, изучение мира, деятельность в это время предметно-направленная.

Психологическая сторона опережает физическое становление. Ребенок старается как можно больше почерпнуть, опробовать и проверить все вокруг. Его занимает все, что приятно пахнет, звенит, гремит, шуршит. А если, на это еще наложен родительский запрет, то тут цель еще больше притягательна, и он обязательно до нее доберется. Движение еще плохо скоординировано, внутреннее желание и проекция зрения возникают намного раньше, чем нога успевает сделать шаг, отсюда и образуются первые падения, ушибы и шишки.

К концу периода у малыша обостряется чувство собственной личности, он уже проявляет самостоятельность и независимость, достигая успехов настырными пробами и досадными, болезненными ошибками. Сторонняя помощь воспринимается с раздражением, а иногда даже с истерикой и криками. Именно здесь проявляются первые зачатки характера. Родители сталкиваются с проблемой кризиса трехлетнего возраста «Я сам!». Ребенок может по полчаса завязывать шнурки, надевать куртку, но главное, не препятствовать его проявлению инициативы, набраться терпения. Он сделает это самостоятельно, создавая почву для совершенствования психологических функций.

Формирование психических процессов

1. Восприятие

К полутора годам происходит обострение цветоощущений. Ребенок загорается при виде интересной, красочной игрушки, являющейся движущей силой для развития остальных составляющих психики. Осмысление окружающей действительности проходит в предметно-игровой манере. Малыш ощупывает, осматривает с помощью сенсорных чувств. Поэтому очень важно проводить занятия, задействующие мелкую моторику рук, благотворно сказывающуюся на умственных способностях.

Характеристика:

  • основным проводником с реальностью является предмет;
  • при осмотре ориентируется на выделяемые качества, далее оценка определяется при помощи особенностей;
  • действие эмоционально и подвластно настроению;

Эффективно применение методик: выстраивание пирамидки (подбор колечек по диаметру от большего к меньшему), собирание пазлов, логический подбор подходящих фигурок под расположенное отверстие.

2. Внимание

Малыш интересуется практически всем, особенно цветным и издающем звуки.

Специфика:

  • форма непроизвольная;
  • слабо сконцентрировано;
  • не длительное и не стойкое;
  • еще сложно его переключать и распределять;
  • объем удерживающих предметов небольшой;
  • действия еще не контролируются сознанием, они больше формируются внутренними стимулами;
  • речевые навыки положительно сказываются на произвольном внимании;
  • чем шире будет обозначение предметов, знание их характеристик, тем лучше будет внимательность.

3. Воображение

  • фантазия происходит в смысловой игре, манипулируя сюжетами;
  • ребенок опирается только на собственные знания в представлении о том, что когда-то видел или слышал.

4. Память

  • запускает воспоминание того, что ранее было усвоено и записано в сознании;
  • неразрывно связано с восприятием:
  • преобладает случайное запоминание, основанное на узнавании;
  • теперь материал может дольше и больше хранится;
  • зарождаются задатки воспроизведения информации;
  • ребенок помнит движения, эмоции, связанные с конкретным человеком или ситуацией.

Например, что утюг горячий, а кот, если его потащить за хвост, может и царапнуть.

5. Мышление

  • мыслительные функции работают совместно с речевыми. Так как все формирование мировоззрения происходит в процессе объяснения взрослыми людьми;
  • образуется знаково-символическое мышление. Малыш начинает понимать, что предмет в использовании можно заменить на иной, похожий по функциям;
  • учится сравнивать и обобщать;
  • преобладает наглядно-действенная форма. В этот период важно научить построению логической связи между предметами. Дать объемную характеристику наблюдаемого объекта.

6. Речь

  • малыш чувствует потребность в диалоге, к заявлению о желаниях, внутренних состояниях при помощи доступных для всех инструментов. Жестикуляции и мимики уже становится недостаточно для диалога.
  • до 2 лет возникает самостоятельная активная речь;
  • к 3 годам словарный запас составляет более 1500 слов;
  • ребенок узнает, что у любой вещи есть название, а предложение из нескольких слов носит свое обозначение;
  • старается повторить за взрослым услышанное слово.

Большую роль в гармоничном становлении здоровой психики ребенка раннего возраста являются взаимоотношения внутри семьи, поддержание благоприятной атмосферы и поощрение успехов.

Источник

Татьяна Дорохова
Психическое развитие ребенка раннего возраста

К периоду раннего возраста относятся дети от года до трех лет. Ребенок растет, развивается. Психическое развитие ребенка раннего возраста имеет свои особенности. Малыш просто не умеет скрывать свои чувства, открыто выражает свое положительное или отрицательное отношение к чему-либо или к кому-либо. Настроение меняется быстро и часто, чувства, переживаемые ребенком противоречивы, непоследовательны и неустойчивы. В раннем возрасте у ребенка возникает наглядно-действенное мышление и речь. Эти функции считаются важнейшими новообразованиями раннего возраста. У ребенка формируется активная речь, помогает этому процессу совместная деятельность с окружающими взрослыми. Родителям или другим взрослым, окружающим ребенка в этот период, необходимо поощрять и стимулировать высказывания малыша. При этом ничего насильно происходить не должно. Речь на данном этапе становится средством знакомства малыша с внешним миром, и как возможность для взрослого регулировать поведение малыша, направлять его деятельность.

Предметы для ребенка это уже не просто объекты, которыми можно манипулировать, но и вещи, которые имеют различные назначения, а также определенный способ употребления. И малышу становится интересно овладевать навыками действий с предметами, где взрослому человеку отводится роль помощника и наставника. Взрослые помогают малышу разобраться и усвоить назначение каждого предмета. Для того, что бы деятельность с предметами развивала ребенка, нельзя перегружать окружающее пространство большим количеством игрушек.

Психическое развитие ребенка раннего возраста в этот период различает 2 вида действий: соотносящиеся действия и орудийные действия.

Соотносящихся действий — состоит в установлении пространственных взаимоотношений между предметами: сборка матрешек или складывание пирамидки из колец.

Орудийные действия — которые малыш постигает под руководством взрослого человека, помогаю малышу понять принцип воздействия одного предмета на другой. Взрослый показывает малышу как лопаткой можно копать песок, как пить из чашки, как пользоваться карандашом и так далее. За второй год жизни малыши постигают большинство предметных действий. При этом с развитием деятельности малыши развиваются и интеллектуально. Ближе к трем годам у малыша зарождаются другие виды деятельности. Малыш учится играть, постигает продуктивные виды деятельности, то есть, учится рисовать, лепить и конструировать. Психическое развитие ребенка раннего возраста предполагает усвоение предметной игры, когда малыш умело использует в игре разные предметы, и постепенный его переход к сюжетно-отобразительной игре. Все этапы развития дают предпосылки сюжетно-ролевых игр ребенка, когда он переименовывает предметы, отождествляет себя со взрослыми в игре, и может называть себя другим именем.

Особенности психического развития ребенка раннего возраста таковы, что, он уже к 2-3 годам способен различать до восьми цветов — красный, желтый, зеленый, фиолетовый, черный, белый, оранжевый. Также ребенок способен отличать несколько геометрических фигур — прямоугольник, квадрат, круг, овал, треугольник.

К концу периода раннего возраста начинается постепенная сепарация ребенка от матери. Родителям важно осознавать, что их дитя это самостоятельная личность, уважать и считаться с собственным ребенком. Необходимо давать определенную самостоятельность малышу и право выбора, заботясь при этом о безопасности малыша. При мудром поведении родителей кризис трех лет пройдет довольно мягко.

В этом возрастном периоде малыш познает мир при помощи метода проб и ошибок, отсюда такая любовь к разбиранию игрушек, ругать ребенка за это не следует.

Для психического развитие ребенка раннего возраста характерна непроизвольность восприятия, внимания и памяти. Поэтому родителям надо учитывать, что сразу, моментально ребенок не может перестать что-то делать, или произвести сразу несколько действий. Для сохранения спокойствия, ощущения безопасности и уверенности малыша, одним из условий является соблюдение режима дня, то есть четкая ритмичность, повторяемость и систематичность жизни ребенка.

Источник

    Кризис одного
    года

    Новообразование
    кризиса – автономная речь

    (см. выше).

    Кризис одного года
    характеризуется освоением речевого
    действия. Организм младенца регулировала
    биологическая система, связанная с
    биоритмами. Теперь же она вошла в
    противоречие с вербальной ситуацией,
    основанной на самоприказе или приказе
    со стороны взрослых. Таким образом,
    ребенок в возрасте около года оказывается
    вообще без системы, позволяющей ему
    надежно ориентироваться в окружающем
    мире. Биологические ритмы сильно
    деформированы, а речевые не настолько
    сформированы, чтобы ребенок мог свободно
    управлять своим поведением.

    Кризис характеризуется
    общим регрессом деятельности ребенка,
    как бы обратным развитием. Эмоционально
    проявляется в аффективности. Эмоции
    примитивные. При этом наблюдаются
    различные нарушения:

    • нарушение
      всех биоритмических процессов (сон –
      бодрствование);

    • нарушение
      удовлетворения всех витальных
      потребностей (например, чувства голода);

    • эмоциональные
      аномалии (угрюмость, плаксивость,
      обидчивость).

    Кризис не относится
    к числу острых.

    Раннее детство
    (1 – 3 года)

    В этом возрасте
    происходит разделение линий психического
    развития мальчиков и девочек. Им присущи
    разные типы ведущей деятельности. У
    мальчиков на основе предметной
    деятельности формируется предметно-орудийная.
    У девочек на основе речевой деятельности
    коммуникативная.

    Предметно-орудийная
    деятельность включает манипуляцию с
    человеческими предметами, зачатки
    конструирования, в результате чего у
    мужчин лучше развито отвлеченное,
    абстрактное мышление.

    Коммуникативная
    деятельность предполагает освоение
    логики человеческих отношений.
    Большинство женщин обладает более
    развитым, чем у мужчин, социальным
    мышлением, сфера проявления которого
    – общение людей. У женщин тоньше интуиция,
    такт, они более склонны к эмпатии.

    Половые различия
    в поведении детей обусловлены не столько
    биологическими и физиологическими
    причинами, сколько характером их
    социального общения. Ориентация мальчиков
    и девочек на разные типы деятельности
    задана социально, вследствие культурных
    образцов. На самом деле между малышами
    мужского и женского пола больше сходства,
    чем различий. Различия появляются
    позже. В основном же мальчики и девочки
    развиваются параллельно и проходят
    одинаковые этапы.

    Так, к трем годам
    у детей того и другого пола складываются
    следующие новообразования
    возраста
    :
    начатки самосознания, развитие
    Я-концепции, самооценка. Ребенок
    проделывает 90% работы по усвоению
    языка. За три года человек проходит
    половину пути своего психического
    развития.

    Первые представления
    о себе

    возникают у ребенка к году.

    Это представления
    о частях своего тела, но обобщить их
    малыш пока не может. При специальном
    обучении взрослыми к полутора годам
    ребенок может узнавать себя в зеркале,
    осваивает идентичность отражения и
    своей внешности.

    К 3 годам – новый
    этап самоидентификации: с помощью
    зеркала ребенок получает возможность
    формировать свое представление о себе
    настоящем.

    Ребенок интересуется
    всеми способами подтверждения своего
    Я. Одухотворяя отдельные части тела, в
    игре он познает волю над самим собой.

    Трехлетний малыш
    интересуется всем, с ним связанным,
    например, тенью. Начинает использовать
    местоимение «я», усваивает свое
    имя, пол. Идентификация с собственным
    именем выражается в особом интересе к
    людям, которые носят такое же имя.

    Половая
    идентификация.

    К 3 годам ребенок уже знает, мальчик
    он или девочка. Подобные знания дети
    черпают из наблюдений за поведением
    родителей, старших братьев и сестер.
    Это позволяет ребенку понять, каких
    форм поведения в соответствии с его
    половой принадлежностью ждут от него
    окружающие.

    Уяснение ребенком
    принадлежности к конкретному полу
    происходит в первые 2-3 года жизни, и
    наличие отца при этом крайне важно. Для
    мальчиков потеря отца после 4 лет мало
    сказывается на усвоении социальных
    ролей. Последствия отсутствия отца у
    девочек начинают сказываться в
    подростковом возрасте, когда у многих
    из них возникают трудности в приспособлении
    к женской роли при общении с представителями
    другого пола.

    Возникновение
    самосознания.

    К трем годам ребенок проявляет начатки
    самосознания, у него развивается
    притязание на признание со стороны
    взрослых. Положительно оценивая те или
    иные действия, взрослые придают им
    привлекательность в глазах детей,
    пробуждают в детях желание заслужить
    похвалу, признание.

    Усвоение языка.
    Словарный запас детей 1,5 лет обычно
    содержит около 10 слов, в 1,8 – 50 слов, в
    2 года – примерно 200. К трем годам
    словарный запас составляет уже 900 –
    1000 слов. Установлена прямая зависимость
    между качеством языковой стимуляции в
    домашнем окружении и развитием речи
    ребенка в 3 года.

    Критическим
    периодом в развитии детской речи
    является, по мнению исследователей,
    возраст от 10 месяцев до 1,5 лет. Именно
    в это время нужны спокойные и развивающие
    игры и нежелательны стрессы.

    При усвоении языка
    дети всех народов проходят стадии
    односоставных, двусоставных и полных
    предложений. Во всех существующих на
    земле языках есть правила грамматики,
    синтаксиса, семантики. Поначалу дети
    предельно обобщают правила.

    Умственное
    развитие

    Главным стимулом
    совершенствования умственной
    деятельности у «ходячих» детей
    является их чувственно-двигательная
    активность. Дети 1-2 лет находятся в
    первом (сенсомоторном) периоде умственного
    развития, который Пиаже разделил на
    6 стадий. 4 из них ребенок проходит до
    года (см. выше).

    5 стадия
    – третичные круговые реакции (1 – 1,5
    лет) – экспериментирование с предметами.
    Цель экспериментов – в них самих: малыши
    любят наблюдать, как ведут себя предметы
    в новых ситуациях. На смену рефлекторному
    поведению приходит истинно мыслительная
    деятельность: ребенок ищет новые способы
    взаимодействия с неизвестными ранее
    предметами.

    6 стадия
    (1,5 – 2 года). Появление символического
    мышления, то есть способности по
    запечатленным в мозгу психологическим
    образам (символам предметов) воспринимать
    их в тот или иной момент. Теперь ребенок
    может проделывать операции не с реальными,
    а с идеальными предметами. Ребенок
    становится способным решать простейшие
    задачи в уме, не прибегая к методу проб
    и ошибок. Физические действия способствуют
    успешной работе мышления.

    Для восприятия
    внешнего мира на данной стадии умственного
    развития характерен эгоцентризм.
    Ребенок 1,5 – 2 лет уже осознает свою
    обособленность, отделенность от других
    людей и предметов, а также понимает, что
    некоторые события могут происходить и
    независимо от их желаний. Однако
    продолжает считать, что все видят мир
    так же, как и он. Формула восприятия
    младенца: «Я центр вселенной», «Весь
    мир вращается вокруг меня».

    Страхи

    У детей от 1 до 3
    лет больший диапазон страхов, чем у
    младенцев. Это объясняется тем, что с
    развитием их способностей восприятия,
    а также умственных способностей
    расширяются и рамки жизненного опыта,
    из которого черпается все новая и
    новая информация. Замечая, что некоторые
    объекты могут исчезать из их поля зрения,
    дети боятся, что и сами они могут
    исчезнуть. Они могут опасаться
    водопроводных труб в ванной и туалете,
    думая, что вода может унести их с собой.
    Маски, парики, новые очки, кукла без
    руки, медленно сдувающийся воздушный
    шарик – все это может вызвать страх. У
    некоторых детей может возникать страх
    перед животными или движущимися машинами,
    многие боятся спать в одиночестве.

    Обычно страхи
    исчезают со временем сами по мере
    освоения ребенком более тонких способов
    мышления. Чрезмерная раздражительность,
    нетерпимость, гнев родителей могут лишь
    усугубить детские страхи и способствовать
    появлению у ребенка чувства отверженности.
    Чрезмерная родительская опека тоже не
    избавляет ребенка от страха. Более
    эффективным способом является постепенное
    приучение их к общению с предметами,
    вызывающими страх, а также наглядный
    пример.

    Базовая
    потребность возраста

    Если в младенческом
    возрасте потребность в безопасности
    была насыщена, то актуализируется
    потребность
    в любви
    . Дети
    в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят
    от родителей, они постоянно хотят
    чувствовать физическую близость отца
    и матери. Ведущая роль в удовлетворении
    базовой потребности отдается родителю
    противоположного пола. 3-4 года –
    формирование эдипова комплекса и
    комплекса Электры. Важное значение
    приобретает тактильный контакт. Ребенок
    осваивает язык ощущений. Если потребность
    не удовлетворена, человек остается
    тактильно бесчувствен (например, именно
    в указанном возрасте происходит
    формирование эрогенных зон).

    Соседние файлы в папке ГОСЫ

    • #
    • #

    Источник

    Алена Агапова
    Психологические особенности развития ребенка в раннем возрасте (от 1 года до 3-х лет)

    Работа в консультационном пункте

    (консультация для родителей детей 1,5 -2 лет)

    «Психологические особенности развития ребенка в раннем возрасте (от 1 года до 3х лет)»

    Подготовили:

    старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 131»

    Байгушева Ирина Вениаминовна

    педагог – психолог МДОУ «Детский сад № 131»

    Агапова Алена Игоревна

    Период от 1 года до 3 лет – это следующий этап в развитии ребенка, проявляющийся в психологическом отделении от матери и наступлении раннего детства. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.

    Развитие психических функций:

    Этот период считается сензитивным периодом к усвоению речи.

    К 3 годам речь ребенка приобретает предметное значение и в связи с этим появляются предметные обобщения. Быстро растет активный и пассивный словарь. К 3 годам ребенок понимает практически все. Говорит 1000 – 1500 слов.

    В раннем возрасте развиваются другие психические функции – восприятие, мышление, память, внимание. Доминирует восприятие. Это означает определенную зависимость от него остальных психических процессов. Поведение детей является полевым, импульсивным; ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации, их не привлекает. До 2 лет ребенок вообще не может действовать без опоры на восприятие. Восприятие аффективно окрашено – в связи с этим характерно импульсивное поведение. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать.

    Память. В основном, это узнавание, нет опоры на прошлый опыт. Преобладает непроизвольный вид запоминания.

    Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным. Оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. И хотя примерно в 2-летнем возрасте у ребенка появляется внутренний план действий, на протяжении всего раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная деятельность. В совместной деятельности со взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами.

    Основным видом деятельности ребенка является предметная деятельность, в процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов; продолжается его сенсорное развитие.

    В игровой комплекс ребенка второго года жизни должны входить такие игрушки, как: кубики, мячи, пирамидки, матрешки, доски с вкладышами различной геометрической формы, строительный материал разного размера.

    Мышление первоначально проявляется в самом процессе практической деятельности. Однако функционируя, например, с матрешкой, ребенок уже осуществляет такие мыслительные процессы как анализ и синтез: разбор матрешки – это анализ, а сбор – это синтез. Совершенствуются и сами предметные действия. Происходит перенос освоенных действий в другие условия.

    Эмоциональное развитие. Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Выбрать, остановиться на чем-то одном ребенок еще не может – он не в состоянии принять решение.

    Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом. Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания. Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет.

    В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. К 3 годам появляются личные действия и сознание «я сам» — центральное новообразование этого периода.

    Особенности развития ребенка от 1 до 1,5 лет.

    Ребенок умеет ходить, не разводит локти и практически не падает. Также он уже научился поворачиваться во время ходьбы и обходить препятствия. По мере улучшения координации движений он начинает пробовать бегать.

    Ребенок очень общительный. Он желает принимать участие во всех событиях, которые видит, а также живо интересуется другими людьми, с удовольствием играет с другими детками, копируя их действия.

    • Интеллектуальное развитие ребенка также идет высоким темпом. Ребенок стал сообразительнее, научился раскладывать формочки и строить башенки. У ребенка получается ставить перед собой задачи и обдумывать план их выполнения. Например, собравшись достать яблоко с полки, ребенок приставит стул к буфету.

    • Словарный запас ребенка этого возраста увеличивается ежедневно. Он произносит не только понятные родителям простые слова, но и много лепечет на собственном языке.

    Ребенок чувствует себя личностью. После осознания, что многие действия способен выполнять без помощи, его независимость увеличивается. Ребенок пробует самостоятельно есть, раздеваться, умываться, везти коляску.

    Ключевые изменения в психическом и личностном развитии детей с 2 до 3х лет

    1. Формирование самостоятельных активных двигательных действий: уверенная ходьба, целенаправленные действия с предметами и игрушками.

    2. Зарождение новых видов деятельности:

    — динамичное развитие игры; переход от манипуляции с предметами к использованию игрушек и предметов-заместителей; появление предпосылок ролевой игры ребенка рядом со сверстником с эпизодическими и кратковременными вербальными и действенными контактами с ним.

    — появление продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, конструирование).

    3. Сензитивный период развития речи: совершенствование понимания речи взрослых и формирование собственной активной речи, усвоение и употребление грамматических форм во фразовой речи.

    4. Появление элементарных обобщений и знаковой системы.

    5. Зарождение зачатков наглядно-образного мышления.

    6. Сензитивный период для сенсорного развития ребенка через активное восприятие окружающего мира и действий с предметами.

    7. Кратковременное проявление воли.

    8. Развитие чувств: сочувствия, чувства достоинства, стыда, самоуважения.

    9. Возникновение стремления к самостоятельности (начало кризиса 3х лет, возможные проявления упрямства и негативизма)

    10. Развитие любопытства в процессе активного познания окружающего мира.

    Новообразования: отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми.

    В 3 года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.

    Таким образом к 3 годам среди мыслительных операций важнейшими являются:

    1) называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко);

    2) группировка предметов одного цвета, формы, размера;

    3) сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас);

    4) выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет);

    5) координация движений рук и зрения;

    6) формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).

    В общении со взрослыми, чтении, играх и развивающих упражнениях ребенок все более обогащает свои представления о мире и получает знания:

    1) о явлениях природы — светит солнце, идет дождь, снег, гремит гром, на небе тучи; сегодня холодно, тепло, жарко, и другое;

    2) о животном мире — не только различает и называет домашних животных, но и имеет первичные понятия о них;

    3) о растительном мире — различает и называет цветок, дерево, траву, лист и другое;

    4) о некоторых трудовых действиях: пилить дрова, копать землю, мыть посуду и т. д.

    Важным моментом в воспитании ребенка третьего года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им словесными определениями.

    Источник