Психическое развитие ребенка при нарушениях речи кратко
Мария Ошмарина
Особенности развития психических процессов у детей с нарушением речи
Задача: познакомить педагогов с особенностями развития психических процессов у детей с нарушениями речи.
Ощущения и восприятие.
Нарушение фонематического восприятия отмечается у всех детей с нарушениями речи, причем наблюдается несомненная связь речеслухового и речедвигательного анализаторов. Г. Ф. Сергеева отмечает, что нарушение функции речедвигательного анализатора при дизартрии и ринолалии весьма влияет на слуховое восприятие фонем. При этом не всегда наблюдается прямая зависимость между нарушением произношения звуков и нарушением их восприятия. Так, в ряде случаев наблюдается различение на слух тех фонем, которые не противопоставлены в произношении, в других же случаях не различаются и те фонемы, которые дифференцируются в произношении. Тем не менее,здесь наблюдается определенная пропорциональность: чем большее количество звуков дифференцируется в произношении, тем успешнее происходит различение фонем на слух. И чем меньше имеется «опор» в произношении, тем хуже условия для формирования фонематических образов. Развитие же самого фонематического слуха находится в прямой связи с развитием всех сторон речи, что, в свою очередь, обусловлено общим развитием ребенка.
Исследование зрительного восприятия позволяет сделать выводы о том, что у дошкольников с речевой патологией данная психическая функция отстает в своем развитии от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Исследования показывают, что простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается у этих детей от нормы. Затруднения наблюдаются при усложнении заданий (узнавание предметов в условиях наложения, зашумления). Так, дети с общим недоразвитием речивоспринимают образ предмета в усложненных условиях с определенными трудностями: увеличивается время принятия решения, дети не уверены в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания. Число ошибок увеличивается при уменьшении количества информативных признаков предметов.
В реализации задачи по перцептивному действию (приравнивание к эталону) дети данной категории чаще пользуются элементарными формами ориентировки, т. е. примериванием к эталону, в отличие от детей с нормальной речью, которые преимущественно используют зрительное соотнесение. Дети с недоразвитием речи нередко при приравнивании фигур ориентируются не на их форму, а на их цвет. Причем у мальчиков часто оказываются более низкие результаты, чем у девочек.
А. П. Воронова при исследовании дошкольников с общим недоразвитием речи отмечает, что дети данной категории в большинстве случаев имеют низкий уровень развития буквенного гнозиса: они с трудом дифференцируют нормальное и зеркальное написание букв, не узнают буквы, наложенные друг на друга, у них наблюдаются трудности в назывании и сравнении букв, сходных графически, и даже в назывании букв печатного шифра, данных в беспорядке. В связи с этим многое дети оказываются не готовыми к овладению письмом.
При изучении особенностей ориентировки детей с недоразвитием речи в пространстве оказалось, что дети в основном затрудняются в дифференциации понятий «справа» и «слева», обозначающих местонахождение объекта, а также наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле, особенно при усложнении заданий.
Для детей дошкольного возраста с речевой патологией более характерным является нарушение зрительного восприятия и зрительных предметных образов и в меньшей степени зрительной оперативной памяти, которая оказывается грубо нарушенной у детей с интеллектуальной недостаточностью, хотя у этих детей меньше страдает зрительное восприятие.
Внимание.
Внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. Дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач.
Детям с патологией речи гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной. В первом случае наблюдается большее количество ошибок, связанных с нарушением грубых дифференцировок по цвету, форме, расположению фигур.
Темп деятельности в процессе работы снижается.
Распределение внимания между речью и практической действием оказывается трудной, практически невыполнимой задачей. Ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются ими. Характер ошибок и их распределение во времени качественно отличаются от нормы.
Все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий и последующий) часто являются несформированными или значительно нарушенными, причем наиболее страдает упреждающий, связанный с анализом условий задания, и текущий (в процессе выполнения задания). Последующий контроль (по результату,его отдельные элементы проявляются в основном при дополнительной помощи педагога: требуется повтор инструкции, показ образца, конкретные указания и т. д. особенности произвольного внимания у детей с недоразвитием речи ярко проявляются в характере отвлечений. Так, если для детей с нормой речевого развития в процессе деятельности характерна тенденция к отвлечению «на экспериментатора» (смотрят на педагога, пытаются определить по его реакции, правильно они выполняют задание или нет, то для детей с патологией речипреимущественными видами отвлечения являются следующие: «просмотрел в окно (по сторонам)», «осуществляет действия, не связанные с выполнением задания». Низкий уровень произвольного внимания у детей с тяжелыми нарушениями речи приводит к несформированности или значительному нарушению у них структуры деятельности.
Память.
Исследования памяти позволяют заключить, что у данной категории детей объем зрительной памяти практически не отличается от нормы, заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-, четырехступенчатые, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Дети, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкции.
Нарушение структуры деятельности, неточное и фрагментарное восприятие инструкции связаны не только со снижением слуховой памяти, но и с особенностями внимания.
Однако при имеющихся трудностях у детей данной категории остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания.
Мышление и воображение.
У детей с недоразвитием речи на процесс и результаты мышления влияют недостатки в знаниях и наиболее часто нарушения самоорганизации. У них недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности, возникают трудности в установлении причинно – следственных связей явлений. Нарушения самоорганизации обуславливаются недостатками эмоционально – волевой и мотивационной сфер и проявляются в психофизической расторможенности, реже в заторможенности и отсутствии устойчивого интереса к заданию. Дети часто длительно не включаются в предложенную им проблемную ситуацию или, наоборот, очень быстро приступают к выполнению заданий, но при этом оценивают проблемную ситуацию поверхностно, без учета всех особенностей задания. Другие приступают к выполнению заданий, но быстро утрачивают интерес, не заканчивают их и отказываются работать, даже в случаях правильного выполнения заданий. При этом возможности правильного осуществления мыслительных операций у детей с недоразвитием речи, как правило, сохранны.
Овладевая в полной мере предпосылками для развития мыслительных операций, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно – образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия и умозаключением по аналогии.
Дети с нарушениями речи по уровню продуктивной деятельности воображения отстают от нормально – развивающихся сверстников. Для таких детей характерно использование штампов, однообразность, им требуется значительно больше времени для включения в работу, в ее процессе отмечается значительное увеличение длительности пауз, наблюдается истощение деятельности.
В целом для детей с речевым недоразвитием характерны: недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения, более низкий уровень пространственного оперирования образами.
Имеющееся у детей речевое недоразвитие (бедный словарь, несформированности фразовой речи, многочисленные аграмматизмы и др.) в сочетании с отставанием в развитии творческого воображения создает серьезные препятствия для словесного творчества детей.
Речь и общение.
В целом коммуникативные возможности детей с выраженной речевой патологией отличаются заметной ограниченностью и по всем параметрам значительно ниже нормы. Обращает на себя внимание невысокий уровень развитияигровой деятельности: бедность сюжета, процессуальный характер игры, низкая речевая активность. Для большинства таких детей характерна крайняя возбудимость, в связи с чем, игры, не контролируемые воспитателем, обретают порой весьма неорганизованные формы. Часто дети данной категории вообще не могут занять себя каким – либо делом, что говорит о недостаточной сформированности у них навыков совместной деятельности. Если дети выполняют какую – либо общую работу по поручению взрослого, то каждый ребенок стремиться сделать все по – своему, не ориентируясь на партнера, не сотрудничая с ним.
У большинства старших дошкольников с тяжелой речевой патологией преобладает ситуативно-деловая форма общения, что характерно для нормально развивающихся детей 2 — 4 летного возраста.
У небольшой части детей с речевой патологией явно преобладает внеситуативно – познавательная форма общения. Они с интересом откликаются на предложение педагога почитать книги, достаточно внимательно слушают несложные занимательные тексты,но по окончании чтения организовать с ними беседу достаточно трудно: как правило, дети почти не задают вопросов по содержанию, не могут сами пересказать услышанное в силу несформированности репродуцирующей фазы монологической речи.
Практически у половины детейне сформирована культура общения: они фамильярны со взрослыми, у них отсутствует чувство дистанции, интонации часто крикливы, резки, они назойливы в своих требованиях.
Таким образом, комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с тяжелой речевой патологией препятствует становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции их в коллективе сверстников. В связи с этим требуется специальная работа по коррекции и развитию всех компонентов речевой, познавательной и коммуникативной деятельности в целях оптимальной и эффективной адаптации детей с выраженными нарушениями речи к условиям и требованиям социума.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ермолаева М. В. психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками // Москва – Воронеж 1998 г.
2. Основы специальной психологии /под редакцией Л. В. Кузнецовой Москва 2003 г.
3. Ульенкова У. В. дети с задержкой психического развития
Источник
У детей, имеющих речевые расстройства, часто сохранны физический слух и интеллектуальное развитие. Эти нарушения могут проявляться как в искажении произношения, так и в трудностях c коммуникацией. Симптоматика проявления дефекта зависит от степени тяжести нарушения.
У таких детей имеются трудности не только в речевом развитии, но и в формировании высших психических функций (ВПФ) и неврологические проявления. Поэтому коррекционная работа строится комплексно, чтобы она была наиболее эффективной и результативной.
Нормы речевого развития
Прежде чем переходить к изучению отклонений, необходимо знать нормальное развитие речевого онтогенеза. Родителям стоит обращать внимание еще в первые месяцы жизни малыша на его поведение и любые проявления вербальных реакций. В этот период он взаимодействует с окружающими при помощи крика. В норме крик имеет чистое звучание, достаточно громкий и интонационно окрашенный.
К 2-3 месяцам появляется гуление. Оно состоит из гласных звуков и некоторых согласных. Малыш может гулить один, но когда появляется взрослый, гуление становится интонационно окрашенным. Это первое подобие диалога между ним и другими людьми.
К 6 месяцам стадия гуления сменяется лепетом. Малыш начинает произносить первые слоги, принимаемые большинством родителей за первые слова. Лепетные слова сначала произносятся кратко и случайно. Затем малыш лепечет все чаще, и появляются уже лепетные цепочки. Такая речь не является содержательной, но именно она становится основой для дальнейшего гармоничного речевого развития.
Первые слова появляются к 1-1,5 годам. В этот период взрослым очень важно поддерживать своего малыша в его стремлении к освоению языка. К 2 годам малыш общается с окружающими простыми фразами, а к 3 – его предложения становятся все распространеннее.
В период с 2 до 3 лет происходит резкое увеличение словарного запаса, потому ребенок начинает все активнее познавать окружающий мир. Окружающие люди лучше понимают детскую речь, хотя малыш еще не овладел правильным произношением всех звуков. У детей в этом возрасте отмечаются еще нарушения слоговой структуры, потому что они только начинают осваивать произношение трудных и длинных слов.
К 4 годам должно быть сформировано произношение всех звуков, исключением является сонорная группа. Ребенок общается распространенными предложениями, в своей речи чаще использует притяжательные прилагательные и местоимения. Происходит освоение простых грамматических категорий, он согласовывает слова в предложении, образует новые при помощи суффиксального способа. В этом возрасте нарушений слоговой структуры не наблюдается.
К 5-6 годам дети осваивают произношение сонорных звуков. Они уже умеют составлять логические цепочки, учатся приводить доводы, сравнивают и анализируют свойства предметов. Речь становится все более выразительной, дети учатся управлять своим голосом. Они могут пересказывать короткие сказки, самостоятельно или с небольшой помощью взрослых составлять краткий рассказ.
К 6-7 годам детская речь практически ничем не отличается от разговора взрослого. Ребенок активно использует наречия, числительные. Составляет предложения с использованием предлогов и союзов. Также происходит усвоение рассказов-описаний. В этот период детей начинают готовить к школе, чтобы они полностью освоили фонетическую и грамматическую составляющую родного языка.
Нормы психофизического развития
До 1 года ведущая деятельность малыша – эмоциональное общение. Поэтому в этот период мама должна много и эмоционально общаться с ребенком. К 2 месяцам появляется комплекс оживления на появление родных: появляются двигательные реакции, улыбка. В 6 месяцев малыш выделяет маму среди других людей.
Кроме эмоционального общения, взрослые занимаются развитием моторной сферы малыша. В этот период у него особенно разит хватательный рефлекс. Задача взрослых – вызвать у малыша интерес к выполнению действий с игрушками.
В период от 1 до 3 лет ведущая деятельность ребенка – предметно-манипулятивная. Малыш овладевает навыками самообслуживания, учится держать карандаш, вырезать простые фигуры из бумаги. Ребенок активнее взаимодействует с окружающими людьми. Особенность его общения в этот период – это связь с предметной деятельностью.
В возрасте 3-х лет ребенок начинает осознавать себя как личность, сравнивает с другими. Малыш стремится все делать самостоятельно, задает больше вопросов об окружающем мире. Он уже умеет считать (минимум до 3-х), знает названия простых геометрических фигур, учится сравнивать и анализировать предметы.
К 4 годам дети овладевают более сложными дифференцированными движениями пальцев рук (застегивают пуговицы, завязывают шнурки и т. д.). Ребенок активнее взаимодействует со сверстниками, в общении уже проявляется социальная направленность. Объем памяти увеличивается, поэтому в этом возрасте с ним нужно разучивать стихотворения.
Пятилетние дети помогают взрослым, начинают играть в сюжетно-ролевые игры. В этом возрасте уже можно ставить театрализованные представления. К 6-7 годам у ребенка должна быть хорошо развита моторная сфера, а именно – координация движений; он легко ориентируется в пространстве. В данный период дети должны уметь оценивать свои поступки и окружающих. Концентрация внимания увеличивается; они могут запоминать достаточно большой поток информации; становятся усидчивее.
Особенности детей с речевыми нарушениями
За логопедической помощью родители чаще всего обращаются в возрасте 3-х лет, когда малыш должен общаться предложениями. Исключением являются дети с органической ринолалией, потому что с ними занимаются специалисты с первых месяцев жизни. Предпосылки речевых расстройств можно заметить еще в раннем возрасте.
Крик у таких малышей тихий или слишком пронзительный, сопровождающийся всхлипывающими нотками, невыразительный. У детей с отставанием в речевом развитии стадия лепета длится дольше. А у алаликов лепетные слова и цепочки присутствуют в речи и в возрасте 2-3-х лет. Они не проходят стадию гуления, поэтому для общения не могут использовать слова и фразы.
Стадии лепета и гуления отличаются невыразительностью сочетаний слогов, непостоянством их использования. Малыш не использует их как средство коммуникации. Первые слова могут появиться только к 2 годам, а фразовая речь – к 3. При этом она будет аграмматичной, малопонятной для окружающих.
У детей с нарушениями речи словарный запас резко отстает от нормы. В речи мало используют прилагательные, глагольную лексику. Практически не употребляют наречия и числительные. Нарушение звукопроизношения носит чаще всего полиморфный характер (искажение сразу нескольких групп звуков). Из-за чего речь звучит нечетко, малопонятно.
Такие дети могут не проговаривать окончания, искажают слоговую структуру слова. Развернутые ответы могут давать только с помощью взрослого, при этом будут допускать грамматические ошибки. Их речь отличается общей невыразительностью, неумением управлять модуляциями голоса. Дошкольнику с трудом дается заучивание стихотворений, пересказ небольших произведений. Речь будет отличаться монотонностью, запинками, нарушениями темпо-ритмической составляющей.
При алалии у детей может не быть слов даже к 3 годам. Поэтому для общения с окружающими они активно используют мимику и жесты. Их речь практически состоит только из лепетных слов и цепочек, поэтому начинать работу с алаликами нужно как можно раньше.
У детей с заиканием трудности с темпо-ритмической составляющей. Их речь отличается запинками, повторением слогов и растягиванием гласных. При особо сложном течении заикания ребенок может даже не договорить фразу до конца. Из-за особенностей этого нарушения, возникают большие сложности при составлении рассказов и использовании сложных развернутых предложений.
Психофизиологические особенности детей с нарушениями речи
У них недостаточно сформирована моторная сфера. Они с трудом овладевают тонкими дифференцированными движениями пальцев рук; отличаются неловкостью, плохо координируют свои движения. Главным признаком того, что у малыша может быть нарушение речи – это повышенная активность или апатичность, заторможенность.
У детей с речевыми проблемами отстают в развитии и ВПФ. Внимание отличается неустойчивостью, есть сложности с его переключением. Они не могут правильно распределить внимание между практическими действиями и речевым высказыванием. Наблюдается низкий уровень самоконтроля, трудно сосредоточиться на выполнении задания.
Нарушено и мнестическое развитие – страдает память. Низкий уровень развития слуховой памяти. При этом не сильно отстает от нормы зрительная, и в большей степени сохранно логическое запоминание.
Отстает в развитии наглядно-образное мышление. У детей вызывает сложность сравнение предметов, их классификация. Низкий уровень сформированности внутренней речи, что сказывается на построении высказываний.
Такие дети отличаются неустойчивостью эмоционального поведения, быстрой утомляемостью. Из-за отставания в речевом развитии у них низкая потребность в общении с окружающими. Они редко принимают участие в играх с детьми, потому что не понимают правил. Нарушения эмоционально-волевой сферы сказываются на гармоничном развитии личности.
Чем раньше родители заметят, что их ребенок отстает от сверстников в развитии, тем раньше будет начата коррекционная работа. Речь связана с моторной и эмоционально-волевой сферой, ВПФ. Поэтому коррекционная работа построена на комплексном подходе, что дает возможность эффективно помочь ребенку.
Источник