Психическое развитие ребенка представляет собой лишь процесс накопления
Важнейшей составной частью возрастной психологии является ________ психология.
детская
общая
экспериментальная
сравнительная
В контексте интимно-личного общения со сверстниками формируется основное новообразование психики подростка – его …
самосознание
произвольность
активность
характер
В концепции Скиннера агентами социализации и источниками подкрепления на ранних этапах развития ребенка выступают …
родители
соседи
учителя
сверстники
Л. С. Выготский отводил в юношеском возрасте центральную роль развитию …
самосознания и личности
познавательных интересов
интеллекта
общения со сверстниками
Л. С. Выготский утверждал, что развитие происходит бурно и стремительно в _________ возрастные периоды.
критические
стабильные
эволюционные
разрушительные
В качестве исследовательских стратегий возрастной психологии выделяют …
констатацию и формирование
формирование и развитие
констатацию и коррекцию
наблюдение и констатацию
В качестве трех ступеней в развитии ребенка К. Бюлер определял: инстинкт, _________ и интеллект.
дрессуру
научение
навык
поведение
Возрастная психология опирается на представления о психике человека, разработанные в _________ психологии.
общей
генетической
педагогической
дифференциальной
Ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте является ________ игра.
сюжетно-ролевая
предметно-манипулятивная
предметно-ролевая
компьютерная
В отечественной психологии считается, что потребность в социальном контакте основана на удовлетворении взрослым потребности ребенка в …
новых впечатлениях
пище
безопасности
признании
Гипотеза о периодичности процессов развития Д. Б. Эльконина заключается в закономерном чередовании периодов преимущественного развития личностной и ___________ сферы.
умственной
эмоциональной
волевой
бессознательной
В. В. Давыдов сформулировал положение о том, что содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определенный тип сознания и ______________ учащегося.
мышления
памяти
восприятия
характера
Деятельность, в которой происходит формирование моральных норм и ценностей подростка, – это …
интимно-личное общение со сверстниками
учебная деятельность
ролевая игра
исследовательская деятельность
Для эффективной организации обучения младшего школьника важно, чтобы мотив имел ________ характер.
внутренний
внешний
содержательный
функциональный
Зрительное и слуховое сосредоточение младенца на лице говорящего взрослого является _____________ компонентом комплекса оживления.
сенсорным
аффективным
голосовым
моторным
Концепции, относящиеся к ___________ подходу, полагают, что движущей силой психического развития является борьба внутренних противоречий.
психогенетическому
биогенетическому
социогенетическому
двухфакторному
Концепция развивающего обучения школьников была разработана под общим руководством …
Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова
Д. Б. Эльконина и А. Н. Леонтьева
А. Н. Леонтьева и В. В. Давыдова
П. Я. Гальперина и В. В. Давыдова
Мелкая моторика и крупные движения рук представляют _________ компонент психологической готовности к школьному обучению.
двигательный
физиологический
интеллектуальный
эмоциональный
Начальные этапы становления возрастной психологии в России относятся к(ко) …
второй половине XIX века
второй половине ХХ века
первой половине XIX века
первой половине ХХ века
Новообразованием, знаменующим начало развития теоретического мышления у младших школьников, является …
интеллектуальная рефлексия
аналитическая деятельность
способность к обобщению
синтезирующая функция
Некоторые абстрактные качества, характеризующие особые компоненты Я -концепции, или самости как всеобщности, называются …
измерениями
плоскостями
областями
компонентами
Одна из основных линий развития мышления в раннем детстве, связанная с усвоением речи, – это формирование …
обобщений
понятий
терминов
знаков
Особенность развития, заключающаяся в том, что периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений, характеризует …
неравномерность развития
зигзагообразность развития
тенденцию к устойчивости
переход стадий развития в уровни
Одним из важных механизмов формирования идентичности Э. Эриксон считает …
ритуализацию
интеграцию
кризис
взаимозависимость
Одной из основных мировых теорий развития интеллекта, мышления, повлиявших на осмысление педагогического процесса, является …
операциональная концепция Ж. Пиаже
прагматическая функциональная психология У. Джеймса
теория проб и ошибок Э. Торндайка
ассоциативная психология Д. Гартли
Основное направление развития мышления в школьном возрасте – переход от конкретно-образного к _________ и рассуждающему мышлению.
словесно-логическому
оперативно-действенному
словесному
логическому
Основными психологическими потребностями подростка являются: стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипация» от взрослых, признание своих прав со стороны других людей и стремление к
общению со сверстниками
общественно-полезной деятельности
профессиональному самоопределению
поиску смысла жизни
Относительная самостоятельность ребенка в сочетании с потребностью в освоении предметного мира определяют особенности социальной ситуации развития ребенка ______________ возраста.
раннего
дошкольного
подросткового
младшего школьного
Понятие «Я-концепция» как представление человека о самом себе было введено …
Ч. Кули
Г. Зиммелем
Дж. Морено
По мнению З. Фрейда, Эдипов комплекс обнаруживается на ________ стадии психического развития.
фаллической
оральной
анальной
генитальной
По мнению Л. С. Выготского, источником психического развития ребенка являются ____________ формы бытия взрослого.
идеальные
реальные
простые
сложные
По Л. С. Выготскому, проявление ребенком инициативы собственного действия, стремление все делать самому является одним из симптомов проявления кризиса трех лет и называется …
своеволием
упрямством
негативизмом
деспотизмом
Первым целенаправленным действием грудного ребенка является _________ предмета.
захватывание
восприятие
ощупывание
осознание
Прогноз стабильности и изменчивости свойств личности как задача возрастной психологии предполагает ответ на вопрос …
«что будет, если?»
«как это возникло?»
«что должно быть?»
«как могут быть достигнуты цели?»
Психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций, рассматривается как …
созревание
рост
развитие
становление
Психическое развитие ребенка представляет собой лишь процесс накопления опыта с позиции …
социогенетического подхода
биогенетического подхода
персоногенетического подхода
концепции конвергенции двух факторов
Поведение подростка, проявляющееся в противопоставлении требованиям других людей, в демонстративной браваде, прогулах и даже нелепых на первый взгляд поступках, представляет поведенческую реакцию …
оппозиции
отказа
имитации
компенсации
Развитие памяти в ______________ возрасте проходит три этапа: моторная, эмоциональная, образная память.
младенческом
раннем
дошкольном
подростковом
Развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек является _________ изучения возрастной психологии.
объектом
предметом
целью
задачей
Рассмотрение личности в аспекте ее поэтапного становления, включающего ряд психосоциальных кризисов, которые требуют от индивида активного самоопределения, характерно для ________ теории Э. Эриксона.
эпигенетической
индивидуальной
аналитической
гуманистической
Своеобразное, специфическое для данного возраста, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью Л. С. Выготский назвал …
социальной ситуацией развития
возрастным новообразованием
динамикой развития возраста
условием психического развития
Способность различать противоречия между мыслями, словами и поступками является важным аспектом интроспекции в ___________ возрасте.
юношеском
младшем подростковом
младшем школьном
старшем подростковом
Стремление подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых характеризует реакцию …
эмансипации
оппозиции
имитации
группирования
Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте характеризуется …
особым типом отношений «ребенок – учитель»
интимно-личностным общением со сверстниками
формированием соподчинения мотивов
рождением «жизненной перспективы»
Согласно Э. Эриксону, в дошкольном периоде от 3 до 6 лет, названном «возрастом игры», разворачивается конфликт между _________ и виной.
инициативой
автономией
доверием
трудолюбием
Согласно Э. Эриксону, основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, «уверенности» закладываются в …
младенчестве
раннем детстве
возрасте игры
зрелости
Стадия развития личности по Э. Эриксону, которой присуще трудолюбие, выраженное чувство долга и стремление к достижениям успеха, называется …
латентной
локомоторно-генитальной
ранней взрослостью
Согласно Л. С. Выготскому, движущей силой развития является …
обучение
саморазвитие
наследственность
среда
Согласно Л. С. Выготскому, критерий выделения возрастных периодов должен быть внутренним по отношению к самому развитию и …
объективным
субъективным
целостным
наблюдаемым
Согласно учению Л. С. Выготского, характерным для кризиса семи лет изменением в поведении ребенка является потеря детской …
непосредственности
рассудительности
самостоятельности
чувствительности
Согласно Л. С. Выготскому, ведущую роль в познавательном развитии ребенка в дошкольном детстве играет …
память
внимание
воображение
восприятие
Согласно Л. С. Выготскому, в ___________ фазе подросткового возраста происходит свертывание, отмирание прежней системы интересов, появляются первые сексуальные влечения.
негативной
позитивной
латентной
промежуточной
Согласно точке зрения А. Н. Леонтьева, к концу дошкольного возраста у ребенка впервые наблюдается феномен «_________», связанный с осознанием незаслуженной награды.
горькой конфеты
эмоционального выгорания
этической речи
аномального поведения
Согласно теории трех ступеней развития К. Бюлера, высшей стадией развития, на которой происходит приспособление к ситуации путем изобретения, открытия, обдумывания и осознания проблемной ситуации, является …
интеллект
инстинкт
дрессура
поведение
Самооценка младшего школьника отличается …
недифференцированностью
дифференцированностью
парциальностью
непоследовательностью
мышечно-анальной
Симптом кризиса трех лет, описанный Л. С. Выготским и заключающийся в стремлении сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием, называется …
негативизмом
упрямством
строптивостью
своеволием
Стержневой линией психического развития ребенка, от которой зависят все другие психические процессы, Ж. Пиаже рассматривал становление …
интеллекта
самостоятельности
воли
эмоциональности
Теория конвергенции двух факторов В. Штерна учитывает роль наследственности и ________ в психическом развитии ребенка.
среды
социума
семьи
культуры
Уровень развития мотивационной сферы, стремление занять свое особое место в системе социальных отношений, выполнять важную, оцениваемую деятельность характеризуют ___________ готовность ребенка к школьному обучению.
личностную
интеллектуальную
двигательную
эмоциональную
Учение, в котором организм рассматривается как «биологическая матрешка», заключающая в себе зародыши всех последующих поколений, называется …
преформизмом
нативизмом
антропологизмом
дуализмом
Утверждение, что новорожденный ребенок подобен tabula rasa (чистой доске), принадлежит …
Дж. Локку
А. Гезеллу
В. Штерну
С. Холлу
Целью формирующего эксперимента является …
изучение закономерностей происхождения того или иного психического новообразования
выявление наличного уровня психологического явления или качества
сравнение результатов испытуемых, первоначально сходных во всех отношениях
тестовое обследование детей
Центральной задачей младшей школы является формирование …
«умения учиться»
практических навыков чтения
практических навыков письма и счета
межличностных отношений
Центральным психологическим новообразованием юношеского возраста является …
построение жизненных планов на будущее
возникновение стержневых личностных интересов
аффект неадекватности
чувство взрослости
Д. Б. Эльконин считал, что у ребенка в раннем детстве, младшем школьном возрасте и ранней юности развивается ________ сторона деятельности.
операционная
мотивационная
инструментальная
функциональная
Источник
А. Адлер, Э. Фромм, К. Юнг
К. Коффка, В. Келер, М. Вертгаймер
Э. Толмен, А. Бандура, Дж. Роттер
ЗАДАНИЕ N 3
В классическом бихевиоризме психическое развитие отождествляется с _____________, то есть с любым приобретением знаний, умений, навыков.
Научением
усвоением
опытом
формированием
ЗАДАНИЕ N 4
Работа «Рефлексы головного мозга» является одной из первых работ, посвященных психологическим проблемам, и принадлежит …
И. М. Сеченову
А. Н. Фишеру
И. П. Павлову
К. Д. Кавелину
ЗАДАНИЕ N 5
В гештальтпсихологии в качестве основного принципа формирования психики был выдвинут принцип …
Целостности
повторяемости
узнаваемости
дополнительности
ЗАДАНИЕ N 6
А. Адлер был единственным, кто считал важнейшей тенденцией в развитии личности человека стремление сохранить свою …
Индивидуальность
независимость
свободу
конгруэнтность
ЗАДАНИЕ N 7
В книге «Вербальное поведение» Б. Скиннер объяснял развитие речи ______ научением.
Оперантным
вербальным
социальным
ролевым
ЗАДАНИЕ N 8
В классическом бихевиоризме наиболее полное воплощение получил _______ подход.
Социогенетический
биогенетический
двухфакторный
конвергентный
ЗАДАНИЕ N 9
Одним из основателей гештальтпсихологии является …
М. Вертгеймер
А. Маслоу
Г. Спенсер
Дж. Уотсон
ЗАДАНИЕ N 10
Согласно К. Юнгу, содержание коллективного бессознательного состоит из _____________ — форм, организующих и канализирующих психологический опыт индивида.
Архетипов
гештальтов
скриптов
стереотипов
ЗАДАНИЕ N 11
Автором моторной теории внимания является …
Н. Н. Ланге
С. Л. Франк
А. Ф. Лазурский
М. Я. Басов
ЗАДАНИЕ N 12
Автором положения о трех видах поведения: безусловно-рефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном является …
Б. Скиннер
Дж. Миллер
К. Халл
О. Маурер
ЗАДАНИЕ N 13
Первые работы В. Келера, посвященные исследованию интеллекта шимпанзе, привели его к наиболее значимому открытию …
Инсайта
фи-феномена
транспозиции
валентности
ЗАДАНИЕ N 14
Метод «толкования сновидений» был предложен в рамках …
Психоанализа
бихевиоризма
гештальтпсихологии
когнитивной психологии
ЗАДАНИЕ N 15
Направление в современной психологии, предметом изучения которого является уникальная, целостная личность человека, – это …
Гуманистическая психология
когнитивная психология
бихевиоризм
гештальтпсихология
III Возрастная психология
Тема 11 : Введение в возрастную психологию
ЗАДАНИЕ N 1
В качестве исследовательских стратегий возрастной психологии выделяют …
Констатацию и формирование
формирование и развитие
констатацию и коррекцию
наблюдение и констатацию
ЗАДАНИЕ N 2
Психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций, рассматривается как …
Созревание
рост
развитие
становление
ЗАДАНИЕ N 3
Целью формирующего эксперимента является …
изучение закономерностей происхождения того или иного психического новообразования
выявление наличного уровня психологического явления или качества
сравнение результатов испытуемых, первоначально сходных во всех отношениях
тестовое обследование детей
ЗАДАНИЕ N 4
Становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества называется ____________ психики.
Филогенезом
онтогенезом
функционалгенезом
номогенезом
ЗАДАНИЕ N 5
Прогноз стабильности и изменчивости свойств личности как задача возрастной психологии предполагает ответ на вопрос …
«что будет, если?»
«как это возникло?»
«что должно быть?»
«как могут быть достигнуты цели?»
ЗАДАНИЕ N 6
Развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек является _________ изучения возрастной психологии.
Объектом
предметом
целью
задачей
ЗАДАНИЕ N 7
Возрастная психология опирается на представления о психике человека, разработанные в _________ психологии.
Общей
генетической
педагогической
дифференциальной
ЗАДАНИЕ N 8
Дисциплина, связанная с возрастной психологией, которая объясняет биологические корни поведения, называется …
Этологией
эпистемологией
этнологией
физиологией развития
ЗАДАНИЕ N 9
Учение, в котором организм рассматривается как «биологическая матрешка», заключающая в себе зародыши всех последующих поколений, называется …
Преформизмом
нативизмом
антропологизмом
дуализмом
ЗАДАНИЕ N 10
С понятием созревания, зрелости связан один из основных принципов возрастной психологии – принцип _________ развития.
Гетерохронности
детерминированности
последовательности
опережения
ЗАДАНИЕ N 11
Наблюдение, которое охватывает одновременно многие стороны поведения ребенка в течение длительного времени, называется …
Сплошным
выборочным
включенным
объективным
ЗАДАНИЕ N 12
Важнейшей составной частью возрастной психологии является ________ психология.
Детская
общая
экспериментальная
сравнительная
ЗАДАНИЕ N 13.
Особенность развития, заключающаяся в том, что периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений, характеризует …
Неравномерность развития
зигзагообразность развития
тенденцию к устойчивости
переход стадий развития в уровни
Тема 12 : Проблема психического развития
ЗАДАНИЕ N 1
Одним из важных механизмов формирования идентичности Э. Эриксон считает …
Ритуализацию
научение
интериоризацию
детерминацию
ЗАДАНИЕ N 2
Согласно Л. С. Выготскому, движущей силой развития является …
Обучение
саморазвитие
наследственность
среда
ЗАДАНИЕ N 3
Теория конвергенции двух факторов В. Штерна учитывает роль наследственности и ________ в психическом развитии ребенка.
Среды
социума
семьи
культуры
ЗАДАНИЕ N 4
В качестве трех ступеней в развитии ребенка К. Бюлер определял: инстинкт, _________ и интеллект.
Дрессуру
научение
навык
поведение
ЗАДАНИЕ N 5
Психическое развитие ребенка представляет собой лишь процесс накопления опыта с позиции …
Социогенетического подхода
биогенетического подхода
персоногенетического подхода
концепции конвергенции двух факторов
ЗАДАНИЕ N 6
Согласно Л. С. Выготскому, специфика психического развития заключается в том, что …
Источник развития находится вне организма
источник развития находится внутри организма
субъект развития не влияет на его ход и результат
ход развития задан изначально
ЗАДАНИЕ N 7
Система познавательного развития детей дошкольного возраста была разработана …
М. Монтессори
Ж. Пиаже
Д. Селли
А. Бине
ЗАДАНИЕ N 8
Английский ученый Дж. Селли рассматривал становление психики человека с позиций ________ подхода.
Ассоциативного
биологизаторского
социологизаторского
когнитивного
ЗАДАНИЕ N 9
Утверждение, что новорожденный ребенок подобен tabula rasa (чистой доске), принадлежит …
Дж. Локку
А. Гезеллу
В. Штерну
С. Холлу
ЗАДАНИЕ N 10
По Л. С. Выготскому, ключевой является идея соотношения _______ форм развития.
Реальной и идеальной
биологической и социальной
наследственной и средовой
внешней и внутренней
ЗАДАНИЕ N 11
Концепции, относящиеся к ___________ подходу, полагают, что движущей силой психического развития является борьба внутренних противоречий.
Психогенетическому
биогенетическому
социогенетическому
двухфакторному
ЗАДАНИЕ N 12
Выраженные психологические сдвиги, изменения в личности ребенка происходят в ___________ возрастные периоды.
Критические
литические
стабильные
сензитивные
ЗАДАНИЕ N 13
Согласно теории трех ступеней развития К. Бюлера, высшей стадией развития, на которой происходит приспособление к ситуации путем изобретения, открытия, обдумывания и осознания проблемной ситуации, является …
Интеллект
инстинкт
дрессура
поведение
ЗАДАНИЕ N 14
Движущей силой (фактором) психического развития Л. С. Выготский считал …
Обучение
созревание
рост
наследственность
ЗАДАНИЕ N 15
По мнению Л. С. Выготского, источником психического развития ребенка являются ____________ формы бытия взрослого.
Идеальные
реальные
простые
сложные
Тема 13 : Периодизация психического развития
ЗАДАНИЕ N 1
Согласно Э. Эриксону, в дошкольном периоде от 3 до 6 лет, названном «возрастом игры», разворачивается конфликт между _________ и виной.
Инициативой
автономией
доверием
трудолюбием
ЗАДАНИЕ N 2
Комплекс Эдипа (по З. Фрейду) обнаруживается на ___________ стадии развития ребенка.
Фаллической
оральной
латентной
генитальной
ЗАДАНИЕ N 3
Своеобразное, специфическое для данного возраста, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью Л. С. Выготский назвал …
Источник