Психическое развитие ребенка по блонскому

Психическое развитие ребенка по блонскому thumbnail

Идеи Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева послужили опорой обоснования смены возрастных периодов Д.Б. Элькониным(1904 — 1984), который сумел создать научно-продуктивную концепцию периодизации психического развития личности, общепринятую в отечественной психологии. Впервые она была представлена в статье «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте» (1971).

Схема периодизации психического развития в детстве Д.Б. Эльконина

Эпохи Периоды Хронолог. границы Вид ведущей деятельности Тип деят-ности Кризис

Раннее детство

Младен-чество 0 – 1 год Непосредственно-эмоиональное общение М– П* Кризис новорож-денного
Ранний возраст 1– 3 года Предметно-манипулятивная деятельность О – Т* Кризис 1 года

Детство

Дошкольный возраст 3 – 7 лет Ролевая игра М– П* Кризис 3-х лет
Младший школьный возраст 7– 10 лет Учение О – Т* Кризис 7 лет

Отрочество

Подростковый возраст 11–15 лет Интимно-личное общение со сверстниками М– П* Кризис 11–12 лет
Ранняя юность 15–17 лет Учебно-профессиональная О – Т* Кризис 15 лет

* Примечание: М – П – мотивационно-потребностная сфера личности;

                     О – Т – операционально-техническая сфера личности

Д.Б.Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих критериев:

Социальная ситуация развития. Это определенное соотношение условий
социальной среды и внутренних условий формирования индивида как
личности. Объективно одни и те же элементы социальной среды влияют на
людей разного возраста по-разному, в зависимости от того, через какие ранее
развившиеся психологические свойства они преломляются. Это система
отношений субъекта с социальной действительностью, отраженная в его
собственных переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с
другими людьми. Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его «социальное бытие», в процессе которого им приобретаются новые свойства личности и психические новообразования. Социальная ситуация развития представляет собой культурно-исторический аспект жизнедеятельности субъекта в обществе.

    Ведущий тип деятельности. Ведущий тип деятельности и мотивация действий обуславливают главнейшие изменения в психических процессах и психических свойствах личности в данный период развития.

    Основные новообразования развития. Это продукт возрастного развития, появляющийся к концу периода и приводящий к перестройке системы его отношений к миру, другим людям и к себе. Появление новообразований есть особый знак распада старой социальной ситуации развития и складывания новой, что сопровождается кризисами возрастного развития. И здесь важно показать, как новые достижения в развитии перерастают социальную ситуацию и ведут к кризису.

    Кризис. Это переломные моменты психического развития, отделяющие один возрастной период от другого. Раскрыть психологическую сущность
кризиса — значит понять внутреннюю динамику развития в этот период.

Д.Б. Элькониным был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности двух систем: «ребенок — общественный предмет» и «ребенок — общественный взрослый». За деятельностью одного типа, с ориентацией в системе отношений, следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития.

Периодизация психического развития по П.П. Блонскому

Стремление изучить материальные основы развития психики привели П.П. Блонского (1884 — 1942) к выбору в качестве источника развития та­кого объективного, материального фактора, как биологический.

Понимание развития как роста и созревания определило выбор наследственности в качестве основного фактора, влияющего на этот процесс, так как наследственность в первую очередь задает рост ребенка, его болезни, а среда лишь стимулирует или тормо­зит этот рост. Отсюда и неприятие Блонским тезиса о возможно­сти ускорения развития, так как темпы умственного развития, по его мнению, связаны не с пластичностью нервной системы, а пропорциональны скорости соматического развития, которое не может быть ускорено. При этом Блонский исходил из того, что формирование психики ребенка не связано автоматически с раз­витием вида, но определяется логикой самого процесса этого раз­вития, в котором существует закономерная последовательность ступеней. Исходя из этого, он создал свою периодизацию психи­ческого развития.

Развитие личности он связывал с развитием конституции и темперамента ребенка, выделив несколько эта­пов в этом процессе. Он доказывал, что на каждом возрастном этапе существует типичный для всех детей темперамент, а по­тому определенные личностные качества — упрямство и нега­тивизм 2-3-летних детей, неуверенность в себе, закрытость под­ростков — связывал с особенностями темперамента этого пери­ода.

Кроме того, он разработал общую периодизацию психи­ческого развития детей. Блонский считал, что человеческая жизнь состоит из трех этапов:

· детства;

· размножения;

· угасания;

При этом детство есть эпоха прогрессирующего роста, предшествую­щего эпохе размножения. Детство он разделил на 3 периода, а критерием деления возраста на периоды явилась дентиция, т.е. смена зубов:

— беззубое детство (до 8 месяцев);

— детство молочных зубов (до 6,5 лет);

— детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости)

Связывая динамику развития с процессом обучения детей, Блонский предлагал генетический метод обучения, который, по его мнению, помогает сформировать у детей адекватные пред­ставления о предмете той или иной науки, а также развивает их интеллект. Не заставляя детей повторять все ошибки прошлого, такой метод дает им возможность понять логику формирования науки, считал Блонский, и обеспечивает естественность развития детского сознания.

Говоря о воспитании ребенка, Блонский настаивал на сохра­нении традиционных игр, сказок и методов обучения, которые помогают детям адекватно прожить определенный этап. По его мнению, ребенок живет современностью, но на определенных сту­пенях он ее апперцептирует в категориях примитивного мышле­ния. Он доказывал, что ребенок в своем развитии не должен автоматически повторять все этапы развития вида и антиэволюционно заставлять его переживать все заблуждения человеческо­го интеллекта.

Смысл культурного развития в том, что ребенок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, писал Блонский, поэтому «чем культурно богаче окру­жение ребенка, тем больше оно создает стимулов к овладению более сложными культурными средствами, и позволяет ему шире использовать это окружение».

Источник



Доклад по психологии

На тему «Психология развития ребёнка

П. П. Блонского»

Психология развития ребенка П. П. Блонского

Павел Петрович Блонский — выдающийся советский ученый, педагог и психолог, написавший более 200 работ по различным проблемам философии, педагогики и психологии. Большая часть из них посвящена проблемам детской и педагогической психологии; многие работы в этой области издавались под рубрикой педагогической литературы.

П.П. Блонский оказал заметное влияние на становление отечественной педагогической науки, особенно в первое десятилетие советской власти. Его монография «Трудовая школа» (1919г.) рассматривалась как теоретический ориентир в создании новой школы.

Блонский рассматривал психологию как науку о поведении живых существ. Ему принадлежит ряд исследований возрастной психологии. Выступая за комплексный подход к изучению ребенка, Блонский анализировал познавательные и волевые процессы в их связи с конкретной деятельностью ребенка в условиях обучения («Память и мышление»; «Развитие мышления школьников», 1935). Он сформулировал генетическую (стадиальную) теорию памяти, согласно которой различные виды памяти — моторная, аффективная, образная и вербальная — описываются как этапы развития человека, его речи и мышления, изменения им окружающей действительности.

Весьма перспективным представлялось Блонскому направление исследований, связанное с комплексным подходом к развитию, который был характерен для педологии. «Как к живому источнику», он обращается к педологии, став одним из ведущих ее теоретиков. (Педологический период его творчества, согласно автобиографии, приходится на 1924—1928 годы.)

В педологическом творчестве Блонского значительное место отводится характеристике детских возрастов. В 20-е годы возрастная периодизация связывалась им в основном с биологическими признаками (развитие зубов, эндокринных желез, состав крови и т.п.). Все разнообразные особенности поведения ребенка, образующие «возрастной симптомокомплекс», объяснялись процессами увеличения количества материи (ростом массы организма).

Блонский скоро осознал, что это малопродуктивный путь. Впоследствии он заявлял, что «характеристика каждой возрастной стадии должна быть комплексной: не какой-нибудь один признак, а своеобразная связь признаков характеризует тот или иной признак». Блонскому сопутствовала свойственная педологии идея целостного изучения ребенка.

Тем не менее, издержки широкомасштабной педологической практики были для него очевидны. Безуспешные попытки построить единые теоретические основания педологии привели его к разочарованию в этом научно-практическом направлении, причем задолго до того, как на него был наложен официальный запрет. Уже в 1928 году начался отход Блонского от педологии. «Занятия педологией, — писал он в это время, — все больше и больше убеждают меня в поверхностности обычных педологических исследований. Стремясь углубить их, я все больше углубляюсь в психологию».

Педагогические взгляды Блонского

Труды П.П. Блонского не всегда получали одинаковую оценку со стороны научной общественности. Вследствие огульного отрицания ценности педологических работ сочинения П. П. Блонского на долгие годы были изъяты из научного обращения. Это не могло не сказаться отрицательно на состоянии исследований по проблемам детской и педагогической психологии. Сейчас пришло время объективного подхода к педологии как науке о ребенке и к творческому наследию выдающихся ученых 30-х гг. Различные аспекты творческого наследия П.П. Блонского анализировались неоднократно. Но, ни одна из работ не была целиком посвящена рассмотрению проблемы усвоения знаний школьниками в трудах П.П. Блонского. Эта проблема является весьма актуальной для современной педагогической психологии. Подход П.П. Блонского к ее разрешению, методологические принципы его исследований, выводы, рекомендации сохраняют до сих пор научную и практическую ценность.

В результате многочисленных экспериментов, направленных на выяснение соотношения восприятия и мышления в усвоении знаний школьниками различных возрастов, П.П. Блонский пришел к выводам:

1) чем старше школьник, тем мышление у него становится значительно шире и детализированное, а под влиянием мышления расширяется восприятие и совершенствуется усвоение;

2) чем старше и чем более развит испытуемый, тем целенаправленнее он обдумывает, прежде чем приступить к работе. Мышление планомерно организует восприятие, благодаря чему происходит лучшее усвоение воспринимаемого.

Бытующему в теории и жизни равенству усвоения с памятью П.П. Блонский противопоставил мнение о том, что усвоение и память — различные понятия. Он считал неверным объяснение плохой успеваемости ребенка его плохой памятью. С возрастом память при усвоении используется все меньше. И если младший школьник нередко запоминает наизусть понравившееся ему, то взрослые, как указывает П.П. Блонский, не расположены к заучиванию на память.

Имеющее место в подростковом возрасте ухудшение памяти не влияет, по мнению П.П. Блонского, на усвоение учебного материала, так как в этом возрасте интенсивно развивается мышление, которое начинает играть в усвоении все большую и большую роль.

Велика заслуга П.П. Блонского и в том, что он показал, как изменяющееся с возрастом отношение между мышлением и памятью влияет на особенности процесса запоминания. Опыты П.П. Блонского, проведенные над детьми различных возрастов, свидетельствуют о том, что младший по возрасту и неразвитый ученик в связи с тем, что его память развита лучше, чем мышление, больше склонен запоминать решительно все, охотно пользуется повторениями. Более же взрослый и развитый школьник запоминает выборочно и без напряжения усилий. Его мышление уже достаточно развито, чтобы энергично участвовать в запоминании, всячески осмысливать заучиваемый материал, открывать и устанавливать в нем связи, контролировать правильность заученного. Запоминание в данном случае основывается в первую очередь на логической памяти, а воспроизводится только основное, главное, т.е. воспроизведение, становится смысловым воспроизведением.

П.П. Блонским показана огромная роль развития речи в ходе усвоения знаний школьниками. Его опыты на второклассниках свидетельствовали о том, что иногда дети не усваивают предлагаемого им задания просто потому, что плохо владеют связной речью. У старшего школьника в отличие от младшего между точным запоминанием, воспроизведением и полным забвением есть промежуточная стадия — приблизительное запоминание и воспроизведение, которая дает возможность, не помня точно необходимого, приблизительно представлять, указывать на его определенные признаки. Этому способствует богатство словаря, которое позволяет в тех случаях, когда нет полного запоминания, помнить приблизительно. Оно также способствует более полному запоминанию и воспроизведению большего числа деталей. Учащиеся младших классов еще не владеют необходимыми обобщенными терминами, их лексикон и запас высших родовых понятий еще беден. Поэтому воспроизведение ими учебного материала характеризуется порой излишней буквальностью. В результате развития ведущего мышления и накопления запаса специальных и общих терминов появляется способность заменять частные представления и понятия более общими.

В последних произведениях Блонского память и мышление не выступают в качестве самодовлеющих функций. Их развитие он теснейшим образом связывал с общим развитием человека. Анализируя в книге «Развитие мышления школьника» формирование мышления в младшем школьном возрасте, он связывает этот процесс с играми ребенка, а в подростковом возрасте — с процессом учения.

Блонский намеревался осуществить обширную программу исследовательских работ по изучению комплекса психических процессов — восприятия, памяти, мышления, речи, воли и чувств — в их единстве и развитии. Труды Блонского последних лет навсегда вошли в фонд работ, заложивших основы современной научной психологии.

Однако это были беседы один на один, и сотрудники плохо знали, чем занимаются другие, так как непосредственных контактов у них почти не было. Тем более, что никогда не происходило общих обсуждений проделанной работы, возникающих затруднений или открытий. Сотрудники Блонского фактически никогда не собирались вместе не только у него дома, но и в лаборатории, которую он возглавлял. При таком отсутствии живого общения, совместной творческой деятельности не формировалась и школа, которая продолжила бы дело учителя.

Вывод

П.П. Блонский внес большой вклад в развитие педагогики. Психолого-педагогическое наследие П. П. Блонского содержит много ценных мыслей. Изучение им зависимости хода усвоения знаний школьниками от организации самоконтроля, выявление роли внутренних психических состояний в процессе воспроизведения усвоенного открыли новое направление исследований процесса учения и процесса усвоения как сложного вида деятельности, в котором находят отражение особенности личностных качеств и содержание прежнего опыта человека.

П.П. Блонским были проведены интересные научные исследования особенностей усвоения на различных этапах школьного обучения, сделаны не утратившие ценности и по сей день выводы. Особо следует выделить его мысль о том, что процесс усвоения не сводится к какой-то определенной психической функции, а зависит от изменяющейся роли восприятия, памяти, мышления и речи на различных этапах возрастного развития школьников, что взаимосвязь и взаимозависимость психических процессов в ходе усвоения знаний носит диалектический характер.

Блонский полагал, что педагогика как наука требует философского обоснования, опоры на достижения биологии, генетики, физиологии, социологии и других наук о человеке.

Источник

Павел
Петрович Блонский выбрал объективный,
легко доступ­ный наблюдению, связанный
с существенными особенностями конституции
растущего организма признак —
появление
и смену зубов.

Детство делится поэтому на три эпохи:
беззубое детство (от рождения до 8
месяцев), детство молочных зубов (примерно
до 6,5 лет) и детство постоянных зубов
(до появления зубов мудрости).

Периодизация з. Фрейда.

Зигмунд
Фрейд считал главным двигателем
чело­веческого поведения бессознательное,
насыщенное сексуальной энергией.
Сексуальное
развитие,

по Фрейду, определяет разви­тие всех
сторон личности и может служить критерием
возрастной периодизации.

Стадии
развития детской сексуальности

определяются, по Фрейду, смещением
эрогенных зон — тех областей тела,
сти­муляция которых вызывает
удовольствие.

Оральная
стадия.
На
оральной стадии (до 1 года) эрогенная
зона — слизистая рта и губ. Ребенок
получает удовольствие, когда сосет
молоко, а в от­сутствие пищи —
собственный палец или какой-нибудь
предмет. Поскольку абсолютно все желания
младенца не могут быть немед­ленно
удовлетворены, появляются первые
ограничения, и кроме бессознательного,
инстинктивного начала личности,
названного 3. Фрейдом «Оно», развивается
вторая инстанция — «Я». Формиру­ются
такие черты личности, как ненасытность,
жадность, требова­тельность,
неудовлетворенность всем предлагаемым.

Анальная
стадия.

На анальной стадии (1-3 года) эрогенная
зона смещается в слизистую оболочку
кишечника. Ребенка в это время приучают
к опрятности, возникает много требований
и запретов, в результате чего в личности
ребенка начинает формироваться тре­тья
инстанция — «Сверх-Я» как носитель
морально-этических норм, внутренняя
цензура, совесть. Развиваются аккуратность,
пункту­альность, упрямство, агрессивность,
скрытность, накопительство и некоторые
другие черты.

Фаллическая
стадия.

Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует
высшую ступень детской сексуальности.
Ведущей эрогенной зоной становятся
ге­ниталии. Если до сих пор детская
сексуальность была направлена на себя,
то сейчас дети начинают испытывать
сексуальную привя­занность к взрослым
людям, мальчики к матери (Эдипов
ком­плекс), девочки к отцу (комплекс
Электры). Это время наиболее строгих
запретов и интенсивного формирования
«Сверх-Я». За­рождаются новые черты
личности — самонаблюдение, благоразу­мие
и др.

Латентная
стадия.

Латентная стадия (5-12 лет) как бы временно
прерывает сексуальное развитие ребенка.
Влечения, исходящие из «Оно», хорошо
контролируются. Детские сексуальные
переживания вытесняются, и интересы
ребенка направляются на общение с
друзьями, школь­ное обучение и т.д.

Генитальная
стадия.

Генитальная стадия (12-18 лет) соответствует
собственно поло­вому развитию ребенка.
Объединяются все эрогенные зоны,
появ­ляется стремление к нормальному
сексуальному общению. Биоло­гическое
начало — «Оно» — усиливает свою
активность, и лич­ности подростка
приходится бороться с его агрессивными
импуль­сами, используя механизмы
психологической защиты.

Периодизация л. Колберга. Примером частной периодизации, отражающей отдельные стороны детского развития, являются представления Лоренса Колберга о становлении морального сознания ребенка.

Л.
Колберг рассматривает развитие морального
со­знания как последовательный
прогрессивный процесс, выделяя в нем
6 стадий разви­тия, объединяющихся в
три уровня.

Первый
доморальный
уровень.

Нормы морали для ребенка — нечто внешнее,
он выполняет правила, установленные
взрослыми, из чисто эгоистических
соображений. Первоначально он ориентируется
на наказание и ведет себя «хорошо»,
чтобы его избежать (1 стадия). Затем он
начинает ориентироваться и на поощрение,
ожидая полу­чить за свои правильные
действия похвалу или какую-нибудь другую
награду (2 стадия).

Второй
уровень — конвенциональная
мораль

(конвенция
– договоренность, соглашение).
Источник
мо­ральных предписаний для ребенка
остается внешним. Но он уже стремится
вести себя определенным образом из
потребности в одобрении, в поддержании
хороших отношений со значимыми для него
людьми. Ориентация в своем поведении
на оправдание ожи­даний и одобрение
других характерна для 3 стадии, на
авторитет — для 4. Этим определяется
неустойчивость поведения ребенка,
за­висимость от внешних влияний.

Третий
уровень — автономная
мораль.

Моральные нормы и принципы становятся
собственным достоянием личности, т.е.
внутренними. Поступки определяются
не внешним давлением или авторите­том,
а своей совестью: «на том стою и не могу
иначе». Сначала появляется ориентация
на принципы общественного благополучия,
демократические законы, принятые на
себя обязательства перед обществом (5
стадия), потом — на общечеловеческие
этические принципы (6 стадия).

Все
дошкольники и большинство семилетних
детей (при­мерно 70%) находятся на
доморальном уровне развития. Этот низший
уровень развития морального сознания
сохраняется у час­ти детей и позже —
у 30% в 10 лет и 10% в 13-16 лет.

Многие
дети к 13 годам решают моральные проблемы
на втором уровне, им присуща конвенциональная
мораль. Развитие высшего уровня морального
сознания связано с развитием интеллекта:
осознанные моральные принципы не могут
появиться раньше подросткового возраста,
когда формируется логическое мышление.

Периодизации,
основанные на одном признаке, субъективны:
авторами произвольно выбирается одна
из многих сторон разви­тия. Кроме
того, в них не учитывается изменение
роли выбранно­го признака в общем
развитии ребенка на протяжении детства,
а значение любого признака меняется
при переходе от возраста к возрасту.

Периодизации
детского развития

по
совокупности внутренних критериев.

В
третьей группе периодизаций предпринята
попытка выделить периоды психического
развития ребенка на основе существенных
особенностей
этого
развития.
Это периодизации Эрика Эриксона, Л.С.Выготского
и Д.Б.Эльконина. В них ис­пользуются
три критерия — социальная
ситуация развития, ве­дущая деятельность
и центральное возрастное новообразование.

Периодизация
Э.Эриксона.

Эрик
Эриксон — последователь 3.Фрейда,
расширивший пси­хоаналитическую
теорию. Он смог выйти за ее рамки благодаря
тому, что начал рассматривать развитие
ребенка в более широкой системе социальных
отношений.

Основные
понятия теории Эриксона.
Одно
из центральных понятий теории Эриксона
идентичность
личности
.
Личность раз­вивается благодаря
включению в различные социальные
общности (нацию, социальный класс,
профессиональную группу и т.д.).
Идентичность (социальная тождественность)
определяет систему ценностей личности,
идеалы, жизненные пла­ны, потребности,
социальные роли с соответствующими
формами поведения.

Идентичность
формируется в юношеском возрасте, это
характе­ристика достаточно зрелой
личности. До этого времени ребенок
должен пройти через ряд идентификаций
— отождествления себя с родителями;
мальчиками или девочками (половая
идентифика­ция) и т.д. Этот процесс
определяется воспитанием ребенка,
по­скольку с самого его рождения
родители, а затем и более широкое
социальное окружение приобщают его к
своей социальной общ­ности, группе,
передают ребенку свойственное ей
мировосприятие.

Еще
одно важное положение теории Эриксона
кризисность
развития
.
Кризисы присущи всем возрастным стадиям,
это «поворотные пункты», моменты выбора
между прогрессом и ре­грессом. В каждом
возрасте личностные новообразования,
приобретаемые ребенком, могут быть
позитивными, связанным с прогрессивным
развитием личности, и негативными,
вызывающими отрицательные сдвиги в
развитии, его регресс.

Стадии
развития личности.

Эриксон выделил несколько стадий
развития личности.

1-я
стадия.

На первой стадии развития, соответствующей
младенческому возрасту,

возникает доверие
или недоверие к миру.

При прогрес­сивном развитии личности
ребенок «выбирает» доверительное
от­ношение. Оно проявляется в легком
кормлении, глубоком сне, не­напряженности
внутренних органов, нормальной работе
кишечни­ка. Ребенок, с доверием
относящийся к миру, без особой тревоги
и гнева переносит исчезновение из его
поля зрения матери: он уверен, что она
вернется, что все его по­требности
будут удовлетворены. Младенец получает
от матери не только молоко и необходимый
ему уход, с ней связано и «питание» миром
форм, красок, звуков, ласк, улыбок.

В
это время ребенок как бы «вбирает» в
себя образ матери (возникает механизм
интроекции). Это первая ступень
формиро­вания идентичности развивающейся
личности.

2-я
стадия.

Вторая стадия соответствует
раннему возрасту.

Резко возраста­ют возможности ребенка,
он начинает ходить и отстаивать свою
независимость, возрастает чувство
самостоятельности.

Родители
ограничивают появляющиеся у ребенка
желания требовать, присваивать, разрушать,
когда он проверяет свои силы. Требования
и ограничения родителей создают основу
для негативного чувства стыда
и сомнений.

Ребенок чувствует «глаза мира», следящие
за ним с осуждением, и стре­мится
заставить мир не смотреть на него или
хочет сам стать не­видимым. Но это
невозможно, и у ребенка появляются
«внутрен­ние глаза мира» — стыд за
свои ошибки. Если взрослые предъявляют
слишком суровые требования, часто
порицают и наказывают ребенка, у него
возни­кают постоянная настороженность,
ско­ванность, необщительность. Если
стремление ребенка к независи­мости
не подавляется, устанавливается
соотношение между спо­собностью
сотрудничать с другими людьми и настаивать
на своем, между свободой самовыражения
и ее разумным ограничением.

3-я
стадия.

На третьей стадии, совпадающей с
дошкольным возрастом,

ре­бенок активно познает окружающий
мир, моделирует в игре от­ношения
взрослых, быстро учится всему, приобретает
новые обязанности. К самостоятельности
добавляется инициатива.
Когда
поведение ребенка становится агрессивным,
инициатива ограничивается, появляются
чувства вины и тревожности; таким образом
закладываются новые внутренние инстанции
— совесть и моральная ответственность
за свои действия, мысли и желания.
Взрослые не должны перегружать совесть
ребенка. Чрезмерное неодобрение,
наказания за незначительные проступки
и ошибки вызывают постоянное ощущение
своей вины,
страх перед наказа­нием за тайные
мысли, мстительность. Тормозится
инициатива, развивается пассивность.

На
этом возрастном этапе происходит половая
идентификация,
и
ребенок осваивает определенную форму
поведения, мужскую или женскую.

4-я
стадия.

Младший
школьный возраст —

предпубертатный, т.е. предше­ствующий
половому созреванию ребенка. В это время
развертывается четвертая стадия,
связанная с воспитанием у детей
трудолюбия, необ­ходимостью овладения
новыми знаниями и умениями. Постижение
основ трудового и социаль­ного опыта
дает возможность ребенку получить
признание окружаю­щих и приобрести
чувство компетентности. Если же достижения
не­велики, он остро переживает свою
неумелость, неспособность, невы­годное
положение среди сверстников и чувствует
себя обреченным быть посредственностью.
Вместо чувства компетентности образуется
чувство неполноценности.

Период
начального школьного обучения — это
также начало профессиональной
идентификации,

ощущения своей связи с пред­ставителями
определенных профессий.

5-я
стадия.

Старший
подростковый возраст

и ранняя юность составляют пятую стадию
развития личности, период самого
глубокого кризи­са. Детство подходит
к концу, завершение этого этапа
жизненного пути приводит к формированию
идентичности.
Объединяются все предыдущие идентифика­ции
ребенка; к ним добавляются новые,
поскольку повзрослевший ребенок
включается в новые социальные группы
и приобретает другие представления о
себе. Целостная идентичность личности,
доверие к миру, самостоятельность,
ини­циативность и компетентность
позволяют юноше решить задачу
самоопре­деления, выбора жизненного
пути.

Когда
не удается осознать себя и свое место
в мире, наблюдается диффузность
идентичности.

Она связана с инфантильным желанием
как можно дольше не вступать во взрослую
жизнь, с состоянием тревоги, чувством
изоляции и опустошен­ности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник