Психическое развитие ребенка от трех до пяти
И. А. Галкина (к.пс.н.)
Возраст от трех до пяти лет называют средним дошкольным. По словам Л.С. Выготского, у детей в этот период складываются совершенно новые отношения между мышлением и действием, появляется внутренний план действий, который определяет осмысленное поведение. Рассмотрим возрастные особенности развития ребенка от трех до пяти лет. Их знание поможет родителям не упустить важные вехи в становлении личности своих детей, вовремя подметить возможные сложности и скорректировать их.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
- Заметно улучшается быстрота реакции, координация и скорость движений, появляется ловкость и гибкость. Теперь дети становятся хорошими партнерами в подвижных играх. Их крупная и мелкая моторика совершенствуется.
- Изменяются пропорции их тела. Теперь они приближаются к пропорциям тела взрослого человека, центр тяжести смещается вниз.
- Вес увеличивается за счет роста костной и мышечной тканей. Причем, у мальчиков больше мышечной ткани, а у девочек — жировой. Увеличение жировой массы происходит за счет увеличения объема, а не количества жировых клеток. В этом возрасте важна пропорциональность увеличения роста и веса. Если вы вдруг заметили, что данные веса имеют явную тенденцию обгонять данные измерений роста, значит, ребенок обретает избыточный вес. В раннем возрасте важно привить ребенку культуру питания, чтобы не наращивать жировой потенциал.
- Хрящи постепенно становятся твердыми. Правильное формирование костной системы во многом зависит от качества питания. В рационе ребенка обязательно должны присутствовать молочные продукты, рыба, мясо, достаточное количество витаминов и минералов.
- Увеличиваются в размере все внутренние органы, их функции совершенствуются, приближаются к взрослым нормам и пропорциям.
- Совершенствуется и нервная система. Увеличивается число нервных клеток, усложняется и расширяется количество связей между ними.
- К четырем годам у ребенка уже должен быть весь комплект молочных зубов. Если их меньше двадцати, то следует обратиться за консультацией к участковому педиатру, к стоматологу.
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ
Три года. Обогащаются двигательные навыки ребенка: он уверенно бегает, ускоряет и замедляет темп, меняет направление движения, может поймать мяч и удержать равновесие, хорошо поднимается и спускается по ступенькам, ездит на трехколесном велосипеде. В этом возрасте малыш способен самостоятельно одеваться и раздеваться, умеет застегивать и расстегивать пуговицы, надевать обувь на липучках. В три года ребенок уже хорошо ориентируется в пространстве и с легкостью может найти нужный ему предмет или выполнить какое-то задание по поиску игрушки. У него также хорошо развита зрительная координация. Он уже умеет пользоваться ножницами, самостоятельно есть, пить из чашки.
Четыре года. Двигательная активность совершенствуется: ребенок может стоять и скакать на одной ноге, ходить задом наперед, прыгать в сторону, вперед и назад, чередовать бег с прыжками, перепрыгивать через невысокие препятствия, маршировать в такт музыке. Также в этот период четко формируется предпочтение правой / левой руки.
Пять лет. Контроль над движениями тела заметно улучшается. Все навыки, которые ребенок приобрел до этого возраста, совершенствуются. Пространство для деятельности расширяется. В этом возрасте малыш хорошо ловит мяч двумя руками, ездит на двухколесном велосипеде, катается на роликах, прыгает через скакалку, ловко преодолевает препятствия, ходит по бревну, делает простые танцевальные движения.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Возраст от трех до пяти лет — важнейшая ступень в становлении ребенка. Данный период развития отличается быстрым усвоением информации, поэтому родителям стоит позаботиться об организации увлекательных занятий со своим малышом.
В возрасте трех лет ребенок взаимодействует с миром, опираясь только на полученные знания. Он вспоминает то, что было с ним в прошлом и на основании прошлого опыта принимает решения, подтверждая старые или приобретая новые умения. Память ребенка в этом периоде развития непроизвольная: запоминание информации и запечатление образов происходят сами собой. Дети с легкостью запоминают стихи, сказки, диалоги из фильмов, сопереживают героям из книг и кино. К пяти годам значительно развивается память и внимание: ребенок запоминает до 5 слов по просьбе взрослого; выполняет поручения, состоящие из 2-3 последовательных действий. Внимание становится произвольным – ребенок в четыре-пять лет, если его просить постоянно говорить вслух то, что он держит в поле внимания, то он будет в состоянии его удерживать достаточно долго. Возрастает устойчивость внимания при рассмотрении привлекательных объектов, слушании сказок, выполнении интеллектуально значимых действий (игры-головоломки, загадки).
К четырем-пяти годам формируются математические понятия и навыки счета. Дети используют в речи слова «много» и «один»; называют геометрические фигуры и формы, научаются выделять геометрические фигуры в окружающих предметах. Знают и называют времена года и части суток. Различают правую и левую руку.
Совершенствуется воображение ребенка, к четырем-пяти годам воображение настолько развито, что с его помощью ребенок может составить в уме простейшую программу действий. Он постепенно научается замещать в воображении реальные предметы и ситуации воображаемыми, особенно эта способность развивается к шести-семи годам.
С четырех-пяти лет дети начинают мыслить образами. Ребенок легко запоминает, воспроизводит полученную информацию и активно расширяет свои знания об окружающем мире. Такой скачок в развитии ребенка происходит за счет развитие речи и творческого мышления.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
В возрасте трех-пяти лет продолжается активное освоение речи: значительно расширяется словарный запас, ребенок начинает употреблять разнообразные существительные и глаголы, называет местоположение предметов, характеризует эмоциональные состояния людей. Расширяется употребление предлогов, используются формы повелительного наклонения глаголов, предложения становятся сложносочиненным. Ребенок способен пересказать небольшую сказку, составить рассказ по картине, совершенствуется диалоговая речь: он поддерживает беседу, задает вопросы и правильно отвечает на них. В целом речь становится более выразительной, контекстной, т.е. ребенок способен описать ситуацию так, что она понятна без непосредственного восприятия этой ситуации. Период четырех-пяти лет – это пик сензитивного периода развития речи, и при условии сформированности произношения родного языка, отсутствии логопедических проблем ребенку можно рекомендовать начинать освоение иностранного языка.
В норме ребенок четырех — пяти лет должен говорить четко, все звуки произносить правильно. Если у ребенка есть сложности с произношением, то следует обратиться за помощью к логопеду. Нарушения речи могут быть и следствием нарушения слуха. Существует закон: как ребенок слышит, так и говорит. Если ваш ребенок опускает какие-то звуки, например шипящие, — возможно, он не слышит их.
Для того, чтобы интенсивнее развивать речь ребенка, нужно чаще с ним разговаривать. И важно, чтобы контакт как можно чаще был обоюдный, то есть в форме диалога. Родителям не стоит ограничиваться простейшими темами, уже можно обсуждать мультфильмы и прочитанные книги, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Возраст от трех до пяти лет — важнейшая ступень в становлении ребенка как личности. В этом возрасте формируется долговременная память. Малыш уже воспринимает себя как отдельную неповторимую личность, а чувства и эмоции складываются в воспоминания детства и свой уникальный опыт. В данном возрасте у ребенка зарождаются и активно развиваются такие черты характера, как самоуважение, ценность собственной личности, чувство достоинства.
Основным механизмом развития личности остается подражание. Ребенок ориентируется на оценки взрослых. Знания о себе становятся более устойчивыми, начинает формироваться самооценка. Ребенок четырех — пяти лет оценивает себя более реалистично, чем в трехлетнем возрасте, он реагирует на похвалу взрослых, соотнося с ней свои успехи. Важным фактором в развитии личности ребенка является группа сверстников, ребенок сравнивает себя с другими детьми, они для него выступают зеркалом – сверстник олицетворяет реально возможные достижения в разных видах практической деятельности, помогает определить собственные качества.
В этом возрасте ребенок еще не оценивает сложность стоящей перед ним задачи, ему важно, что он с ней справился, и его похвалили, однако имеет значение не столько одноразовый успех, сколько устойчивость успехов. Соотнося свои результаты с результатами других детей, ребенок учится правильно оценивать свои возможности. У него формируется уровень притязаний, развивается внутренняя позиция.
После трех лет ребенок начинает видеть себя со стороны и осознавать свою половую принадлежность. Это тоже необходимо учитывать родителям, чтобы вовремя привить необходимые женские и мужские образцы поведения.
ИГРЫ И ИГРУШКИ
Игра для ребенка – это ведущая деятельность. Со стороны может показаться, что ребенок, играя, развлекается, но на самом деле он выполняет важную работу. В игре дети реализуют свое стремление к самостоятельности, учатся терпению, настойчивости, общаться со сверстниками, контролировать свое поведение, а также развивают волю, воображение, мышление и нравственные установки.
В играх дети уже придерживаются определенных правил и строго их контролируют, заранее продумывают сюжет игры и разделяют между собой роли. Сюжетно-ролевая игра в этом возрасте очень важна, но ребенок должен уметь играть не только в компании, но и в одиночестве — когда задействована только его фантазия. Малыш, играющий сам, более независим от ситуации, такого ребенка можно на некоторое время оставить одного, и он не будет испытывать чувства тревоги. Приучить к самостоятельной игре ребенка можно постепенно. Вы начинаете с ним игру, увлекаете его, потом на несколько минут выходите из комнаты. Увлеченный ребенок по инерции продолжает игру один и привыкает к тому, что постоянное присутствие взрослого необязательно.
Для того, чтобы развивать различные стороны интеллекта ребенка, необходимо, чтобы и игрушки были разные: игрушки на сообразительность (простейшие головоломки), игрушки, развивающие пространственное мышление (конструкторы, наборы кубиков), развивающие творческое мышление (мозаики, калейдоскоп) и т. д. Обратите внимание, с каким удовольствием ваш малыш возится в песочнице, какие замысловатые фигурки создает из сырого песка. В домашних условиях такую песочницу с успехом заменяет пластилин и глина. Почаще занимайтесь с малышом лепкой, рисованием, аппликацией и т.д. Эти занятия развивают творческое мышление и творческие способности ребенка.
Средний дошкольный возраст является важной ступенью развития ребенка. Он осваивает много новых знаний, умений и навыков, крайне важных для его дальнейшего полноценного развития. Задача родителей — как можно больше расширять кругозор ребенка. Этот возраст можно назвать возрастом «интеллектуального голода» — малыш хочет знать обо всем и задает массу вопросов, иногда очень неожиданных и сложных. Очень важно на них отвечать и формировать у малыша правильные ценности. Делая это в игровой форме в этот период, вы сможете заложить основы нравственного развития, которые в более поздние годы обязательно принесут свои плоды.
Для того чтобы развитие ребенка в возрасте от 3 до 5 лет прошло успешно, важно не только правильное воспитание детей родителями, но желательно также посещение детьми и специальных занятий, проводимых опытными психологами. В нашем детском развивающем центре «Летиция» есть дополнительная общеразвивающая программа «Психологические развивающие занятия», которая рассчитана на детей этого возраста. Об этой программе мы расскажем во второй части нашей статьи.
Источник
Миновал кризис трех лет. Изменился сам ребенок и поменялись его взаимоотношения с окружающими. Наступает новый не менее серьезный и ответственный этап в развитии – малыш выходит из семьи, изменяется социальная ситуация развития. Ребенок открывает для себя новый социальный мир – детское общество. Он становится дошкольником.
Дошкольное детство – возраст познавательной активности и развития всех психические процессов, а также личностных новообразований. Психологи подчеркивают исключительную важность этого периода для будущего ребенка и эффективности его школьного обучения. Важную миссию при этом выполняет взрослый, находящийся рядом с малышом – он помогает познать мир, самого себя и быть счастливым.
Основные задачи взрослого в воспитании ребенка на этом этапе:
- привить основы здорового образа жизни;
- обеспечить эмоциональное благополучие, сохранить его физическое и
- психологическое здоровье малыша;
- воспитать в нем личность, поддержать его способности;
- способствовать своевременному и всестороннему развитию;
- приобщить к общечеловеческим ценностям.
Игра как ведущий вид деятельности дошкольника
Психологический возраст дошкольного детства можно разделить на два возрастных этапа:
- младший – от 3 до 5 лет;
- старший – от 5 до 6-7 лет.
Казалось бы, возрастная разница между этими группами небольшая, но с точки зрения психического развития является весьма ощутимой.
Но есть и то, что объединяет эти две возрастные группы: ведущей деятельностью в дошкольном детстве является игра. Конечно, в процессе взросления ребенка изменяется ее содержание, сюжет, отношения детей в ней.
До 3 лет игры как таковой нет. Ребенок просто манипулирует с предметами. К 3 годам появляется предметно-отобразительная, или сюжетная, игра. В ней малыш копирует поведение и взаимодействие с предметами взрослых, то есть воспроизводит сюжет их действий. Например, ребенок играет в водителя автобуса: в центре игры не роль водителя, а имитация его действий. Правил в игре пока нет.
После 4 лет появляется сюжетно-ролевая игра. В ней воспроизводятся взаимоотношения взрослых, и на первый план уже выходит роль. Постепенно усложняется её сюжет и содержание. Игра начинает носить устойчивый характер, формируются игровые группы из двух, трех, четырех человек. В старшем дошкольном возрасте большое место занимают игры по правилам (подвижные, дидактические), режиссерские, драматизации.
Роль игры для развития ребенка
Значение игры для ребенка тяжело переоценить. В ней он счастлив, она приносит радость, увлекает его, позволяет проявить самостоятельность, свободу, потренироваться в действиях.
Значимость игры кроется в ее богатом потенциале. Она может выступать как средство:
- развития общения и речи, воображения и наглядно-образного мышления, способности к символическим замещениям и преобразованиям, внимания и памяти, произвольности поведения;
- формирования новых качества личности, самооценки;
- воспитания и обучения;
- удовлетворения основных потребностей: в общении, в познании, в движении, в самовыражении и самостоятельности, в радости и удовольствии, в подражании взрослому.
- общения с ребенком, установления контакта с ним;
- изучения дошкольника (является основой многих тестов);
- коррекции поведения, эмоциональных расстройств и психического развития;
- здоровьесбережения.
Психологический портрет ребёнка 3-5 лет
В арсенале у малыша много нового. Обретя «самость», он во многом уже может обойтись без помощи родителей. Ребенок инициативен и самостоятелен в своих поступках, в познании окружающего мира. Теперь он может себя сдерживать, контролировать свои действия, если этого требуют взрослые. Малышу свойственна открытость, искренность и впечатлительность.
Ребенок начинает активно интересоваться своим организмом, тем, как он устроен, как функционируют органы. Он способен определить свои ощущения и где они локализованы. Формируются представления и о половых признаках. Ребенок определяет пол человека по внешнему виду (одежда, прическа), имени, понимает взаимосвязь пола человека и предъявляемых к нему требований. У него сформированы конкретные социальные ожидания от людей определенного пола, к примеру, готовить может только женщина, полицейский всегда мужчина и т д. На примере взрослых ребенок легко усваивает половые стереотипы и поведение. Здесь важную роль играю взрослые, которые могу контролировать и демонстрировать своё недовольство, когда ребенок ведет себя в несоответствии со своим полом.
Все происходящие перемены в ребенке являются следствием изменившейся социальной ситуации развития. Если родители заметили и оценили возможности малыша, то у него появляется целый круг обязанностей и прав. Он может поливать цветы, подметать, одеваться самостоятельно. Если ребенок посещает дошкольное учреждение, у него возникают права и обязанности в детском обществе. В основном они связаны с хозяйственно-бытовой деятельностью (например, дежурства по столовой, занятиям, наведение порядка после игр) и с трудом в природе (уход за растениями, животными).
Успешно развивается художественная деятельность. Ребенок с удовольствием рисует, поет и танцует. Также любит слушать знакомые сказки и стихи, рассматривать иллюстрации в книгах, может выучить стихотворения наизусть, отличить прозу от поэзии, определить по звучанию музыкальный инструмент. Многим детям нравится принимать участие в театральных постановках.
Эмоционально-волевая сфера
В этом возрасте ребенок находится преимущественно в эмоционально положительном состоянии. Для него характерно позитивное представление о себе. Однако вполне нормально, если периодически проявляются не только положительные чувства. Ребенок может огорчиться, разозлиться, обидеться и даже повздорить с кем-либо. Насторожить взрослых должны частые конфликты со сверстниками, тревожность, агрессивное поведение, депрессивные состояния и чувство неполноценности. Все это, а также свои симпатии или антипатии по отношению к людям и предметам ребенок может передать в рисунке через цвет, расположение объектов.
Совершенствуется и волевая сфера. Ребенок способен проявить волевое усилие при преодолении трудностей, в игре, при выполнении своих обязанностей.
Мотивы и потребности возраста
Ребенок по-прежнему находится в тесной взаимосвязи со взрослым, но уже не только эмоционально. К этому добавились еще и познавательные мотивы, а чуть позже и удовлетворение потребности в сопереживании.
У ребенка высока потребность в движении. Удовлетворить ее – значит способствовать его гармоническому развитию. В силу психофизиологических причин ребенок не может подолгу сидеть и заниматься одним и тем же делом. Но и здесь тоже всё индивидуально. У детей может различаться продолжительность двигательной активности, ее содержание. Данная потребность переплетается с потребностью в общении и игре.
Появляются новые мотивы – игровой, признания сверстниками, мотив самоутверждения. Игровая мотивация является доминирующей для этого возраста.
Развитие интеллекта
Период от 3 до 4 лет ребенок совершает значительный рывок в своем интеллектуальном развитии. Вместо наблюдателя-малыша он становится исследователем, стремиться получать новые знания и претворять их в жизнь. Задача взрослых – помочь ему в этом, способствовать психическому развитию путем создания условий для познавательной активности малыша.
Активно развивается познавательная деятельность. Ребенок экспериментирует, исследует новые предметы самостоятельно и получает такую информацию, которую не узнал бы от взрослого. Это, в свою очередь, стимулирует детей к познанию нового.
Деток 4-5 лет часто называют «почемучками»: так много у них возникает вопросов. Благодаря этому запас их представлений и знаний о мире постоянно пополняется. Если ребенок к пяти годам не донимает взрослых своими многочисленными познавательными вопросами, то это должно насторожить родителей и заставить найти причину отсутствия познавательного интереса.
Мышление
До 4 лет преобладает наглядно-действенное мышление. Ребенок действует методом проб и ошибок. После четырёх лет появляется наглядно-образное мышление, благодаря которому он уже может сначала решить задачу или продумать вариант действий в уме, а затем применить его на практике.
К 5 годам в деятельности ребенок использует элементарные мыслительные операции, такие как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Например, он может сравнивать объекты по форме и цвету, обобщать понятия в группы – игрушки, овощи, фрукты, находить признаки предмета и т.д. Ребенок умеет считать предметы и определять их количество в пределах 5-10. Общение со взрослыми и занятия способствуют формированию представлений о природе – животных и растениях, об основных погодных состояниях, о времени суток, быте людей.
Речь
С 3 лет ребенок начинает проявлять активный интерес к освоению языка. Это видно по тому, как он начинает прислушиваться к новым звукам, словам, пытается воспроизвести их. Дети уже пытаются рифмовать слова и придумывают собственные словоформы. Часто в этом возрасте ребенок сопровождает свои действия негромкой речью. Такие «разговоры с собой» позволяют ему удерживать в памяти цели и восполняет пропущенные действия.
Но в 3-4 года ребенку еще сложно составить логичный рассказ, состоящий из связных предложений. У него еще не всегда получается согласовать слова в роде, числе и падеже. Он может переставлять слоги в словах. Наблюдаются и проблемы с произношением звуков. Такие недочеты допустимы для речи ребенка этого возраста. В процессе дальнейшего развития она станет более совершенной и правильной, обогатится словарь, постепенно освоится ее грамматическая и фонетическая стороны.
К 5 годам в своей речи ребенок уже может использовать метафоры, загадки, поговорки, умеет подбирать слова близкие и противоположные по значению, использовать многозначные слова. Успешно выполняет задания, в которых нужно узнавать первый звук в слове или подобрать слова с заданным звуком. У большинства детей к 5 годам завершается процесс освоения звуков, в большинстве случаев правильно ставят в словах ударение.
Словарный запас ребенка в три года составляет 1500 слов, в четыре – 2000, в пять лет примерно 2500 слов. Однако следует учитывать то, что все показатели развития речи очень индивидуальны. Также специалисты отмечают, что мальчики отстают от девочек в речевом развитии примерно на четыре месяца. Родителям очень просто проверить соответствует ли нормам уровень развития речи у ребенка. Для этого нужно просто провести с ним беседу и попросить сделать следующее:
- назвать свое имя, отчество и фамилию, имена членов семьи;
- описать игрушку или животное, придумать рассказ по сюжетной картинке;
- сгруппировать картинки или предметы (фрукты, овощи, посуда и др.);
- точно повторить за взрослым предложение;
- пересказать хорошо известную короткую сказку или рассказ.
Если ребенок пяти лет справляется с данными заданиями, использует в речи простыми и сложные предложениями, средства выразительной речи (темп, интонацию, силу голоса и др.), то можно утверждать, что с развитием речи проблем нет. Если все же есть какие-то сомнения, стоит обратиться к специалисту. Он проведет ряд тестовых заданий и, если потребуется, сможет провести коррекционную работу по устранению недостатков речи.
Родителям важно помнить, для того, чтобы ребёнок начал правильно говорить, вокруг него должно быть соответствующее речевое окружение. Он должен сам понять, насколько важно этому научится – чтобы потом полноценно общаться со сверстниками и близкими.
Развитие восприятия и сенсорных ощущений
Восприятие выступает как основная познавательная функция этого возраста. Совершенствуется оно параллельно с развитием перцептивных действий, направленных на обследование объектов окружающего мира. Характерным для детей этого возраста является то, что обследование уже может происходить без физического контакта с предметом – ребенок может это сделать «глазами». При этом выделяются самые яркие признаки, и по ним отличается один предмет от другого.
Постепенно от индивидуальных единиц восприятия происходит переход к сенсорным эталонам. Ребенок начинает различать предметы сразу по нескольким признакам: по форме, цвету и величине. К 5 годам дошкольник обладает уже относительно большим сенсорным и сенсомоторным опытом. Он способен ориентироваться в пространстве, выполнять различные перцептивные, обследовательские действия и подчинить их интеллектуальной задаче.
Сенсорное развитие
Возраст от 3 до 5 лет сензитивен для развития сенсорики. Сенсорное развитие – это активные обучающие и развивающие воздействия (тактильные, слуховые, зрительные) на органы чувств, благодаря которым повышается эффективность познавательного процесса. Накопление богатого сенсорного опыта является основой для формирования образной памяти, наглядно- образного мышления. Развитие сенсорики способствует систематизации получаемой информации, развитию наблюдательности и внимательности, воображения и речи.
Для сенсорного развития совсем не обязательны дорогостоящие игрушки и специальный дидактический материал. Подойдут подручные средства или изготовленные самостоятельно игры. Они будут даже удобнее и интереснее. Поскольку восприятие является ведущим познавательным процессом этого возраста, необходимо создать благоприятные условия для его формирования и совершенствования. В противном случае связанные с ним другие психические процессы также будут отставать в развитии, что в будущем отразится на учебной деятельности. Поэтому уже на начальном этапе развития восприятия очень важно объяснять ребёнку способы обследования объектов, продемонстрировать как надо рассматривать, как вслушиваться и т.д.
Воображение
В процессе познавательной, игровой, художественной деятельности у ребёнка развивается воображение – творческое и воссоздающее. Особенно четко оно проявляется в игре, когда дети начинают замещать одни предметы другими. В 3-4 года предметы-заместители предлагает взрослый (например, камень – это машинка) и ребёнок с удовольствием принимает такую игру. Но он не способен пока направлять свое воображение. Выдумка приходит спонтанно, по просьбе взрослого ребёнку тяжело что-то придумать. К пяти годам проявляет оригинальность и произвольность воображения. Дети уже могут придумать небольшой рассказ или сказку на заданную тему. Критерием развития творческих способностей является использование в создании воображаемого предмета или ситуации таких приемов как преувеличение, преуменьшение,
комбинация.
Внимание
Уже в младшем дошкольном возрасте начинает развиваться произвольное внимание. Благодаря этому ребёнок может сосредотачиваться и задерживаться на определённом занятии не только потому, что ему интересно, но и для того, чтобы специально запомнить что-то и воспроизвести это в нужный момент. Но это происходит не сразу. В 3 года способность управлять вниманием ещё не велика. Его произвольность в этом возрасте проявляется в том, что ребёнок всматривается в объект, вслушивается в рассказ, пытается читать книгу, увлеченно рисует.
В 4 года появляется способность направлять свое внимание на определенный предмет или деятельность по указанию взрослого. Однако устойчивость данного психического процесса по- прежнему недостаточно сформирована. В 3-5 лет сосредоточенная деятельность ребенка возможна в течение 15-20 минут. Кроме того, устойчивость внимания зависит от ее характера и импульсивности самого малыша. Это необходимо учитывать взрослым при планировании совместных занятий с детьми, тем самым предотвратив их от переутомления. Далее ребенок просто не в силах заниматься. Внимание – весьма важная функция, на основе которой развиваются остальные психические процессы, а также зависит успех обучения. Поэтому родителям стоит найти время на занятия с малышом в этом направлении.
Память
Память является доминирующей функцией у детей 3-5 лет. Специалисты утверждают, что ни в каком другом периоде развития ребенок не запоминает предложенный материал с такой легкостью, как в младшем дошкольном возрасте.
До 4 лет память носит непроизвольный характер. Ребенок запоминает что-то нецеленаправленно, это происходит само собой. Лучше всего запоминается материал, который интересен для ребенка и вызывает яркие эмоции. Смысловая память развивается параллельно с непосредственной (без осмысления).
После 4 лет начинает развиваться произвольная память. Однако целенаправленное запоминание и припоминание пока проявляются периодически и в основном в процессе занятий, игре или при выполнении поручений взрослых.
Лучше запоминается ребенку то, что он видит или слышит много раз, а также то, что связано с его собственными движениями.
Личностное развитие
Личность ребенка развивается сугубо индивидуально. Есть дети самоуверенные и активные, есть стеснительные и нерешительные. В последнем случае для успешности ребенка в будущем, ему необходимо помочь увидеть свои достоинства, раскрыть положительные стороны личности, понять свою уникальность и неповторимость.
В этом возрасте уже есть представления о себе во времени: прошлом и будущем. Ребёнок понимает, что когда-то он был маленьким, а в скором времени станет учеником, потом будет работать по определенной профессии.
На основании представлений о своем «Я» путем оценок родителей, воспитателей, детей, в процессе игровой, познавательной деятельности, общения формируется самооценка ребёнка. Как правило, в этом возрасте она завышена. И это считается нормой. Если у ребенка в этом возрасте заниженная самооценка, можно говорить о наличии каких-либо личностных проблем или ошибок воспитания родителей. Для формирования адекватной самооценки и осознания своей уникальности и неповторимости, взрослый должен восхищаться своим малышом. Отмечать какие у него красивые карие глазки и мягкие курчавые волосики, как он умеет красиво танцевать и рисовать и пр.
Развитие самооценки неразрывно связано с притязаниями. К 5 годам проявляются притязания не только на признание сверстниками, но и стремлению выполнять главную роль в игре.
Впервые появляются чувства стыда и гордости. Становится важным не просто наличие какого-либо умения, но в большей степени его качественная характеристика. Ребенок гордится тем, что хорошо рисует, танцует, а не просто, что умеет танцевать. Если в какой-либо деятельности получается выполнять что-то хуже, чем у сверстников, или он начинает замечать свои недостатки, возникает чувство стыда. Развиваются представления о себе как о члене семьи, родственных связях. Ребенок начинает радоваться успехам и удачам близких, переживать их горе, способен сопереживать им, проявлять чуткость и внимание к ним.
На 5 году жизни у дошкольника возникает стремление к самосовершенствованию. Он может захотеть определенную прическу, научиться красиво рисовать и т.д. К концу возраста появляются чувства самоценности и самоуважения.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник