Психическое развитие ребенка от развития речи презентация

Психическое развитие ребенка от развития речи презентация thumbnail

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Описание слайда:

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

2 слайд

. Мы рассмотрим: Что такое речь: механизмы и функции Этапы формирования речи

Описание слайда:

. Мы рассмотрим: Что такое речь: механизмы и функции Этапы формирования речи у детей Задержка речевого развития: причины и проявления Профилактика задержки речевого развития

3 слайд

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конст

Описание слайда:

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Речь — высшая психическая функция. Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение; позволяет малышу думать и придумывать, познавать мир вокруг и осознавать его, научиться управлять собой и своим поведением. Речь освобождает ребенка от ситуационной привязанности и позволяет строить свой внутренний мир. Слово — это знак, который всегда несет в себе общечеловеческое значение. Овладевая языком, ребенок овладевает знаковой системой, которая становится мощным орудием общения, мышления и управления собой.

4 слайд

Функции речи Речь как средство общения Речь как средство мышления Речь как ср

Описание слайда:

Функции речи Речь как средство общения Речь как средство мышления Речь как средство контроля

5 слайд

Физиологические основы речи .

Описание слайда:

Физиологические основы речи .

6 слайд

В основе речи лежит деятельность второй сигнальной системы. Согласно И.П. Па

Описание слайда:

В основе речи лежит деятельность второй сигнальной системы. Согласно И.П. Павлову у людей существуют две сигнальные системы раздражителей: первая сигнальная система — это непосредственное воздействие внутренней и внешней среды на различные рецепторы (эта система есть и у животных) и вторая сигнальная система, состоящая только из слов. Работа второй сигнальной системы заключается прежде всего в анализе и синтезе обобщенных речевых сигналов. Способность человека к анализу и синтезу речи связана: • с левым полушарием головного мозга; • со слухоречевой зоной коры больших полушарий — задней частью височной извилины, так называемый центр Вернике: • с так называемой зоной Брока, расположенной в нижних отделах третьей лобной извилины.

7 слайд

Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыс

Описание слайда:

Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.

8 слайд

А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей: 1) подгот

Описание слайда:

А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей: 1) подготовительный – до одного года; 2) преддошколъный этап первоначального овладения языком – до 3 лет; 3) дошкольный – до 7 лет; 4) школьный.

9 слайд

Первый год жизни ребенка, особенно второе его полугодие, — это довербальный,

Описание слайда:

Первый год жизни ребенка, особенно второе его полугодие, — это довербальный, подготовительный период в развитии речи. В этот период у ребенка формируется устойчивое избирательное реагирование на звуки человеческого голоса, выделение их среди звуков физических объектов. На этом этапе речь заменяют эмоциональные проявления, мимика, позы, жесты, вокализации и другие невербальные средства. Чтобы речь ребенка развивалась, необходимо удовлетворять потребность маленького человека в общении. Если с самого рождения потребности ребенка в теплоте, ласке, любви удовлетворяются недостаточно, то это наверняка неблагоприятно скажется на развитии его речи.

10 слайд

К концу первого месяца малыш начинает поворачивать голову в сторону говорящег

Описание слайда:

К концу первого месяца малыш начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую – оживляется, на резкую – плачет. Около 2 мес. появляется гуление и к началу 3-го мес. – лепет (аеу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет – это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых. С 5 мес. ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка. С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма- ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.). В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.

11 слайд

С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма- ма-ма, ба-б

Описание слайда:

С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма- ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.). В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию. Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бук). В возрасте 7-9 мес. ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков. С 10-11 мес. появляются реакции на сами слова независимо от ситуации и интонации говорящего. В это время особо важны условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.). К концу первого года жизни появляются первые слова.

Читайте также:  Основные виды речи развитие речи у ребенка

12 слайд

Второй этап – преддошкольный (от одного года до 3 лет) – этап становления акт

Описание слайда:

Второй этап – преддошкольный (от одного года до 3 лет) – этап становления активной речи. Автономная речь: ребенок начинает говорить на собственном, своеобразном языке, который отдаленно напоминает язык взрослых. Прежде всего «детские» и «взрослые» слова различаются по своему звуковому составу. Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Понять малыша можно только в ситуации, в которой происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной, сопровождается жестами, мимикой. Накопление словаря и формирование грамматического строя речи: к 1 г. 6 мес. – 10-15 слов; к концу 2-го г. – 300 слов; к 3 г. – около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов).

13 слайд

Третий этап – дошкольный (от 3 до 7 лет). Формируется фонематическое восприят

Описание слайда:

Третий этап – дошкольный (от 3 до 7 лет). Формируется фонематическое восприятие: к 4 г. в норме ребенок должен дифференцировать все звуки К 3 г. у детей формируются все основные грамматические категории, дети пользуются в речи простыми и сложными предложениями, В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи – монологической речью. На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.

14 слайд

Причины речевых нарушений: внешние и внутренние; органические (анатомо-физиол

Описание слайда:

Причины речевых нарушений: внешние и внутренние; органические (анатомо-физиологические) и функциональные; социально-психологические и психоневрологические. В зависимости от времени воздействия патогенных факторов выделяют пренатальную (внутриутробную), натальную (повреждение при родах), постнатальную (воздействие неблагоприятных факторов после рождения, в ранний период развития) патологию.

15 слайд

Предупреждение ЗРР РЕЧЬ возникает при наличии определенных биологических пре

Описание слайда:

Предупреждение ЗРР РЕЧЬ возникает при наличии определенных биологических предпосылок — прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Но поскольку речь является важнейшей социальной функцией, для ее развития одних только биологических предпосылок недостаточно речь возникает только при условии общения ребенка со взрослым. Поэтому необходимо: Создание речевой среды Постоянный разговор с ребенком Правильная речь окружающих «Не понимайте» язык жестов. Постарайтесь стимулировать ребенка к разговору. Если он просит что-то, привычно показывая пальчиком, сделайте вид, что не понимаете. Не нужно доводить ребенка до слез, полностью отказываясь сотрудничать. Но если вы войдете в диалог, будете задавать наводящие вопросы, он попробует вам объяснить.

16 слайд

Введите в режим чтение. Маленькие дети обожают рассматривать яркие картинки.

Описание слайда:

Введите в режим чтение. Маленькие дети обожают рассматривать яркие картинки. Показывайте и рассказывайте как можно чаще. Читайте ребенку каждый день — сказки, детские стихи и потешки. Новые слова и постоянно слышимая речь разовьют у малыша словарный запас и научат правильно говорить. Читая ребенку знакомые стихи или сказки, намеренно «путайте» слова. Например, «Снесла курочка яичко, не золотое, а …голубое». Ребенок будет рад вас поправить! Пойте! Слушайте и пойте с ребенком, разучивайте детские песенки. Хорошее настроение и плавность фраз стимулируют работу речевого аппарата. Стимулируйте мелкую моторику. В головном мозге центры, отвечающие за координацию движения пальцев рук и за развитие речевых функций, находятся рядом. Стимулируя один, вы развиваете и другой. Рисование пальчиками на рассыпанной крупе, игры в волшебный мешочек ( вытаскивать предметы по одному), нанизывание бус и пуговиц на веревочку, потешки «Сорока-ворона» и «Пальчик-пальчик, где ты был?»

17 слайд

. Выполняйте дыхательную и артикуляционную гимнастику, развивая речевой аппарат

Описание слайда:

. Выполняйте дыхательную и артикуляционную гимнастику, развивая речевой аппарат

18 слайд

. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Описание слайда:

. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Выберите книгу со скидкой:

Психическое развитие ребенка от развития речи презентация

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Читайте также:  Какие занятия для развития речи ребенку 5 лет

Общая информация

Номер материала:

ДБ-509261

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Слайд 1

Развитие речи у детей с задержкой психического развития Методические разработки Учитель-дефектолог Чумаченко В.В.

Слайд 2

Эта презентация может быть использована на занятиях дефектологами, логопедами, а также родителями для отработки заданий по формированию звукобуквенного анализа слов у детей подготовительного возраста.

Слайд 3

Цель: формирование звукобуквенного анализа слов у детей подготовительного возраста Задачи. Научить детей подготовительного возраста Определять согласный звук в начале и в конце слова и подбирать соответствующую букву Анализировать слоги Подбирать предложение к картинке по начальной букве глагола Строить словосочетания цвет-предмет

Слайд 4

Виды упражнений

Слайд 5

Дидактическая игра « Определи какой согласный звучит в начале слова и подбери букву » Предварительная подготовка: изготовить на большом листе картона картинки, на которых изображены предметы (шар, утюг, ключ, бинокль, часы, цапля) и маленькие карточки с начальными буквами слов изображённых предметов на картинках (Ш, Ч, Ц, Б, У, К). Инструкция : в зрослый предлагает ребёнку разложить начальные буквы слов изображённых предметов на картинках. « Определи какой согласный звучит в начале слова и подбери букву » .

Слайд 6

Ш Ч Ц Б У К

Слайд 7

Дидактическая игра « Определи какой согласный звучит в начале слова и подбери букву» Предварительная подготовка: изготавливаются на большом листе картона буквы С, П, Т, Н и маленькие карточки-картинки, на которых изображены предметы (сумка, платье, сковорода, нож, телефон, пирамидка). Инструкция: в зрослый предлагает ребёнку разложить картинки с изображенными предметами, слова которых начинаются на соответствующие буквы на большой карте . « Определи какой согласный звучит в начале слова и подбери букву ».

Слайд 8

С Т П Н П С

Слайд 9

Дидактическая игра «Определи какой согласный в конце слова и подбери букву» Предварительная подготовка: и зготавливаются на большом листе картона картинки, на которых изображены предметы (кот, кит, зонт), маленькие карточки с крупно написанной последней буквой слова Т и пластмассовые буквы. Инструкция : в зрослый предъявляет ребёнку картинки, названия которых заканчиваются на определённый звук (Т). Возле картинок есть карточки с крупно написанной последней буквой слова . Педагог выделяет голосом конец слова КОТ-Т-Т. Ребёнку предлагают: «Определи какой согласный в конце слова и подбери букву ».

Слайд 10

Т Т Т Т Т Т

Слайд 11

Дидактическая и гра «Определи какой согласный звучит в конце слова и подбери букву » Предварительная подготовка: изготовить на большом листе картона картинку, на которой изображён дом, табличку со словом ДОМ и пластмассовые буквы Ш, А, У, М. Инструкция: взрослый чётко проговаривает слово ДОМ-М-М, выделяя последний звук голосом . Ребёнку предлагают: « Определи какой согласный звучит в конце слова и подбери букву ».

Слайд 12

ДОМ Ш А У М

Слайд 13

Дидактическая игра «Найди такой же слог» Предварительная подготовка: изготавливаются на маленьких и больших карточках таблицы со слогами ( ва , ма , та, па, фа, фо , фу, фи). Инструкция : в зрослый предлагает ребёнку выбрать слог на маленькой карточке и положить его на соответствующий слог на большой карточке. «Определи какой согласный в начале слога» .

Слайд 14

МА ма П А п а В А в а Т А т а Ф А ф а ФО фо Ф У фу ФИ фи

Слайд 15

Дидактическая игра «Подбери предложение к картинке» Предварительная подготовка: изготавливаются таблички, на которых написаны предложения к серии сюжетных картинок. Кошка сидит. Кошка бежит. Кошка спит. Инструкция : в зрослый предлагает ребёнку подобрать надписи на табличках к соответствующим картинкам. « Подбери предложение к картинке».

Слайд 16

Кошка сидит Кошка лежит Кошка спит

Слайд 17

Дидактическая игра «Кто ч то делает?» Предварительная подготовка: п одбираются игрушки в виде человечков в различных позах, имитирующих действия людей (удобно использовать игрушки из «киндер-сюрпризов »). Оформляются карточки с глаголами (сидит, идёт, лежит, ползёт ). Инструкция: в зрослый предлагает ребёнку подобрать карточки с соответствующими глаголами к каждой игрушке и озвучить, что человечек делает («Он идёт», «Он лежит» и т.д .) . « Подбери слово к картинке».

Читайте также:  Закономерности развития ребенка раннего возраста

Слайд 18

ЛЕЖИТ ПОЛЗЁТ ИДЁТ СИДИТ

Слайд 19

Дидактическая игра «Кто что делает» Предварительная подготовка: подбираются игрушки в виде животных. Оформляются карточки с надписями (Я бегаю, царапаюсь, бодаюсь, мяукаю, лакаю, чавкаю, бодаюсь). Инструкция : взрослый предлагает ребёнку подобрать таблички к соответствующим картинкам. « Подбери предложение к картинке ». Инструкция : взрослый предлагает ребёнку подобрать карточки с соответствующими предложениями к каждой игрушке и озвучить, что животное делает.

Слайд 20

Я бегаю Я мяукаю Я лакаю Я бодаюсь Я чавкаю Я царапаюсь Я хрюкаю Я бегаю Я бегаю

Слайд 21

Дидактическая игра «Отгадай» Предварительная подготовка: изготавливается игровое поле, разделённое на 4-8 ячеек разного цвета. На плотных прозрачных папках-уголках наносится чёрным маркером соответствующее количество контурных картинок. При наложении просвечивающегося квадрата на игровое поле картинка приобретает тот или иной цвет. Инструкция: в зрослый выбирает картинку и кладёт её на любой цветной квадрат. Ребёнку предлагают «угадать» и озвучить задуманное педагогом словосочетание . «Посмотри, куда я положила треугольник? Какое словосочетание я придумала? Теперь выбери картинку.

Слайд 23

Дидактическая игра «Отгадай» Предварительная подготовка: изготавливается игровое поле ( 4-8 ячеек), на котором нарисованы пиктограммы, изображающие определённый тип движения (идёт , сидит плывёт , прыгает). Инструкция : в зрослый предлагает ребёнку контурные картинки на прозрачном материале. Педагог задумывает варианты предложений. Ребёнку предлагают « угадать». Например , «Лягушка прыгает», «Самолёт летит». «Посмотри, куда я положила слона? Какое предложение я придумала? Теперь выбери картинку. Положи на любой квадрат. Придумал предложение? А я отгадаю».

Слайд 25

Дидактическая игра «Отгадай» Предварительная подготовка: изготавливается игровое поле ( 4-8 ячеек), в цветные квадраты добавляются цифры 1 и 2. Инструкция: взрослый составляет словосочетания. Например , «два синих треугольника», «один красный круг». Ребёнку предлагают: «Посмотри , куда я положила трапецию? Какое словосочетание я придумала? Правильно. Теперь выбери картинку. Положи на любой квадратик. Придумал словосочетание? А я отгадаю ».

Слайд 26

1 2 2 1

Слайд 27

Дидактическая игра «Договори окончание» Предварительная подготовка: г отовятся карточки, раскрашенные в основные цвета, к ним прилагается набор цветных картинок, обозначающих существительные разного рода. Под картинками крупно (3-4 см) пишутся родовые окончания прилагательных. Инструкция: в зрослый называет предметные картинки и соответствующее ему прилагательное, но недоговаривает окончание . Ребёнку предлагают: «Подбери картинку к карточке и произнеси полностью».

Слайд 28

АЯ ЯЯ АЯ

Слайд 29

Дидактическая игра «Договори окончание» Предварительная подготовка: готовятся карточки, раскрашенные в основные цвета, к ним прилагается набор цветных картинок, обозначающих существительные разного рода. Под картинками крупно (3-4 см) пишутся родовые окончания прилагательных. Инструкция: в зрослый называет предметные картинки и соответствующее ему прилагательное, но недоговаривает окончание . Ребёнку предлагают: «Подбери картинку к карточке и произнеси слово полностью ».

Слайд 30

ЫЙ ЫЙ ИЙ

Слайд 31

Дидактическая игра «Договори окончание» Предварительная подготовка: готовятся карточки раскрашенные в основные цвета, к ним прилагается набор цветных картинок, обозначающих существительные разного рода. Под картинками крупно (3-4 см) пишутся родовые окончания прилагательных. Инструкция: в зрослый называет предметные картинки и соответствующее ему прилагательное, но недоговаривает окончание . Ребёнку предлагают: «Подбери картинку к карточке и произнеси слово полностью ».

Слайд 32

ОЕ ОЕ ЕЕ

Слайд 33

Дидактическая игра «Подбери окончание к слову». Предварительная подготовка: изготавливаются картинки животных (корова, кабан, жираф, овца, лошадь, ослик, зебра, бегемот). Оформляются карточки, на которых написаны слова изображённых животных. На отдельной карте печатается слово «копытный» без окончания. Окончания –АЯ, ЫЙ пишутся на квадратах (6 на 6 см). Сначала ребёнок подбирает подписи к картинкам, затем ищет нужное окончание к словам «копытный» или «копытная» и кладёт к карточке со словом без окончания. Инструкция: в зрослый предлагает ребёнку подобрать подписи к картинкам, затем найти нужное окончание к словам «копытный» или « копытная». «Подбери слово к картинке и произнеси окончание».

Слайд 34

ЛОШАДЬ ОСЛИК КОПЫТН АЯ ЫЙ АЯ К ОРОВА

Слайд 35

Иллюстрации и изображения для игр – интернет ресурсы, презентацию подготовила учитель-дефектолог Чумаченко В. В. Спасибо за внимание

Источник