Психическое развитие ребенка младенческого возраста кратко

Ребенок
появляется на свет беспомощным, имеющим
лишь очень огранич. набор безусл.
рефлексов (сосательный, ориентировочный,
оборонительный) и некот. двигат. –
атавист. рефлексов (цеплятельный,
плавательный, отталкивания).

Процесс
познания окр. мира начинается с момента
рождения. Первым активно развиваться
начинает зрение. Месячный ребенок
способен производить след. движения
глазами, сначала в горизонт. плоскости,
затем в вертикальной, а к двум месяцам
начинают фиксироваться элемент. движения
глаз.

На
втором месяце жизни возникает зрит.
сосредоточение, однако вплоть до 2 — 4
мес. возраста зрение младенца еще
относительно слабое. Примерно со второго
месяца младенец способен различать
простые цвета, а на 3 — 4 — формы предметов.

На
втором месяце жизни ребенок начинает
проявлять эмоц. – двигат. возбуждение,
если взрослый начинает с ним общаться
(«комплекс оживления»).

3 —
4 месячный малыш своим поведением
демонстрирует предпочтение общению со
знакомыми ему людьми. Около восьми
месяцев ребенок беспокоится, если видит
незнак. человека или попадает в незнак.
обстановку, даже если рядом находится
мама. Это чувство боязни продолжает
прогрессировать и достигает максимума
примерно к 14-18 месяцам жизни ребенка, а
затем постепенно угасает.

Вскоре
после рождения ребенок в состоянии
различать тембр, громкость и высоту
звуков, после 3 — 4 месяцев узнает лицо и
голос матери в любое время дня, а в 8 — 12
месяцев — предметы, причем даже по отд.
частям.

В
это время начинается акт. поиск внезапно
исчезн. из поля зрения предметов, что
говорит о способности ребенка сохранять
в памяти образ предмета. Самост.
передвижение в пространстве приводит
к развитию восприятия глубины у младенца.
В течение 2ого полугодия 1ого года жизни
ребенок может восстановить образ
предмета по памяти.

Во
2ой половине 1ого полугодия ребенок
начинает выразит. движениями реагировать
на речь взрослого, что может свидетельствовать
о понимании младенцем этой речи.

В 6
— 6,5 месяцев ребенок способен связать
предмет со словом, его обозначающим. К
концу 1ого года жизни малыш понимает
приблизительно 10-20 слов. 7 — 8 месячный
ребенок выполняет простые движения в
соотв. со слов. инструкцией, а в посл.
месяцы 1ого года может устанавливать
прост. связи между предметами.

3. Утверждение,
что личн. развитие ребенка начинается
с 2 — 3 лет, не совсем верно. Это справедливо
лишь в отношении проявления вн. признаков,
однако процесс образования этих личн.
свойств начинается гораздо раньше их
вн. проявления.

Такие
выводы можно сделать, исходя из следующих
положений:

1) никакое
психолог. качество сразу же в готовом
виде не появляется;

2) многие
личн. качества проявляются лишь по
прошествии довольно длит. времени с
того момента, когда они начали
формироваться.

Таким
образом, можно предположить, что личн.
формирование ребенка начинается уже
на первом году жизни, но внешне это
проявляется позднее.

29. Развитие личности в возрасте от года до трех лет. Кризис «я сам»

Ранний
возраст очень значим в становлении
психики поведения, личн. развития
ребенка, так как велики те качеств.
преобразования, которые с ним происходят.

Психологи
даже склонны предположить, что 3 года —
это середина пути развития от рождения
до зрелости. Выделим осн. достижения
раннего возраста, влияющие на псих.
развитие ребенка:

1) овладение
прямой походкой

2) овладение
активной речью;

3) развитие
предм. деятельности.

В
результате самост. перемещения ребенку
становится доступным более шир. круг
предметов, с кот. он может взаимодействовать,
используя не только руки и глаза, но и
все туловище, ноги. Это не только игрушки,
но и предметы дом. обихода: посуда, обувь,
мебель и др. Движения ребенка при этом
становятся более соглас. и точными,
скоординированными, что ведет к развитию
устойчивости внимания, точности
восприятия, формированию вол. качеств.

Самост.
хождения приводит к знакомству с крупными
предметами, ребенок получает возможность
узнать их с разл. сторон, усваивая таким
образом понятия величины формы учится
ориентироваться в пространстве, развивая
глазомер. Преодолевая трудности и
препятствия, встреч. у него на пути,
малыш решает задачи при помощи практ.
действий, тренируя свое мышление и вол.
сферу, получает при этом разнообр.
эмоции.

На
протяжении раннего возраста происходит
постеп. усвоение ребенком чел. форм
поведения. Малыш хочет получить от
взрослого похвалу и огорчается, если
им недовольны. Продолжает формироваться
чувство симпатии по отношению к другим
людям, что может выражаться в сочувствии,
желании поделиться игрушками. В этом
периоде происходит усвоение ребенком
своего имени. Малыш достаточно рано
отождествляет себя со своим именем,
отстаивает право на него и протестует,
если его ошибочно называют другим
именем. К концу 3-го года жизни появляется
осознание себя как отд. личности, что
свидетельствует о начале кризиса, кот.
психологи называют «Я сам». Этот
кризис имеет очень яркие внешние
проявления. Назовем самые яркие симптомы.

1.
Негативизм

ребенок не хочет что-либо делать только
потому, что это предложил взрослый.

2.
Упрямство

ребенок настаивает на чем-то не потому,
что этого сильно хочется, а потому, что
не хочет уступить.

3.
Строптивость

недовольство по всякому поводу.

4.
Своеволие,
своенравие

стремление ребенка к самостоятельности,
желание все делать самому.

5.
Протест
(бунт)
— поведение приобретает протест. характер,
часто возникают ссоры с родителями,
братьями, сестрами.

6.
Обесценивание

ребенок начинает употреблять руг. слова,
ломает игрушки и т. п.

7. В
семье с единств. ребенком возможно
проявление деспотизма, с несколькими
детьми — ревности по отношению к родителям.

В
период этого кризиса происходит
перестройка соц. позиции ребенка по
отношению к окр. людям, возникают мотивы,
связ. с проявлением личности ребенка.

Читайте также:  Скачать бесплатно задания на интеллектуальное развитие ребенка

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Развитие психики ребенка в младенческом возрасте (0 — 1 год)

1. Кризис новорожденности

Процесс рождения — тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период — кризис новорожденности.

 Причины кризиса новорожденности:

— Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).

— Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни).

Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный? Это, прежде всего дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы. Некоторые рефлексы являются атавистическими («цеплятельный») — они получены от предков-животных, бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Основную часть времени ребенок спит.

2. Психологическая характеристика периода новорожденности

Ребенок обладает чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий вкус; реагирует на звуковые раздражители. Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, например, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом оживления».

Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит от новорожденности в собственно младенчество.

3. Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца

Ведущая деятельность младенческого возраста — эмоциональное общение со взрослым. Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем. И, наконец, с ним общаются. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Развитие психики ребенка в младенческом возрасте (0 — 1 год)

Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности (по некоторым данным, в 2 месяца). Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении, которая должна как можно более полно удовлетворяться. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.

Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма.

4. Основные линии психического развития ребенка

Развитие сенсорики: зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, реагирует на цвет. Ребенок может прослеживать движущиеся предметы. В 4 месяца он не просто видит, а активно смотрит: реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.

Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Познавательное развитие (в первую очередь, развитие восприятия) младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех, кто получает много новых впечатлений.

Развитие движений и действий:

Время появления движений и развитие моторики:

1 месяц — Поднимает подбородок

2 месяца — Поднимает грудь

3 месяца — Тянется за предметом, но, как правило, промахивается

4 месяца — Сидит с поддержкой

5 — 6 месяц — Хватает рукой предметы

7 месяцев — Сидит без поддержки

8 месяцев — Садится без посторонней помощи 

9 месяцев — Стоит с поддержкой: ползает на животе

10 месяцев — Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками

11 месяцев — Стоит без поддержки

Год — Ходит, держась одной рукой ;

1 месяц — хаотичное движение рук, пальцы сжаты в кулак;

Развитие психики ребенка в младенческом возрасте (0 — 1 год)

2 месяца — сжимание и разжимание пальцев рук. Вложенный в руку предмет удерживается всей ладонью 2-3 секунды.

3 месяца — удерживает вложенный в руку предмет до 10 секунд, тянет его в рот.

Читайте также:  Развитие ребенка в 2года 3месяца

 4 месяца — ладони часто раскрыты, протягивает руки к предмету, движение пальцев не дифференцированы.

 5 месяцев — противопоставляет большой палец другим, при схватывании предметов доминируют части пальцев.

6-7 месяцев — ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д., движение пальцев дифференцируются.

8-9 месяцев — берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие — всей ладонью, показывает нос, глаза, машет рукой при прощании, крепко сжимает игрушку, которую отбирают.

10-11 месяцев — манипулирует с предметами, появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых (ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком).

 Развитие речи: Уже в комплексе оживления проявляется особый интерес ребенка на обращенную к нему речь взрослого. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов сходных по звучанию со словами взрослой речи.

5. Новообразования младенческого возраста

Новообразования: элементарные формы восприятия и мышления. Первые самостоятельные шаги, слова. Активная потребность в познании окружающего мира. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка. Между младенческим возрастом (0-1) и ранним детством (1-3) существует переходный период, который называется «кризис 1 года»

Внешние проявления кризиса: у ребенка появляются аффективные реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещает делать. Ребенок становиться беспокойным, появляются проявления самостоятельности.

 Внутренние причины кризиса: нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает. Возможности являются еще недостаточными для удовлетворения потребностей. Главное приобретение переходного периода — своеобразная детская речь, которую Л.С. Выготский назвал автономной. Она значительно отличается от взрослой речи, по своему звучанию иногда напоминает «взрослые» слова, а иногда резко отличается от них (ав-ав — собака, тити — часы).

После младенчества начинается новый этап развития человека — раннее детство (от 1 года до 3 лет). Ребенок начинает овладевать телом, управлять движениями рук. В раннем возрасте ребенок уже не беспомощное существо, он чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми.

На первом году жизни у младенца сформировались начальные формы психических действий, свойственных человеку. Следующие 2 года — период раннего детства — приносят ребенку новые принципиальные достижения.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность, которая влияет на все сферы психики детей. Она возникает постепенно из манипулятивной и орудийной деятельности младенцев. Уже в период младенчества ребенок выполняет довольно сложные манипуляции с предметами – он может научиться некоторым действиям, показанным ему взрослым, перенести усвоенное действие на новый предмет, он даже может освоить некоторые собственные удачные действия.

 Переход от младенчества к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов – они начинают выступать для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления. Основные интересы ребенка переносятся в область овладения все новыми и новыми действиями с предметами, а взрослый приобретает роль наставника и помощника. С помощью взрослого ребенок усваивает назначение предметов.

В связи с овладением предметной деятельностью изменяется характер ориентировки ребенка в новых ситуациях, она направлена на выяснение того, для чего служит предмет, как его можно употребить. Ориентировка предыдущего возраста – что это такое? – меняется на ориентировку «что с этим можно делать?»

Особенно значимыми для психического развития ребенка являются 2 вида действий:

1. Соотносящиеся действия – их цель состоит в привидении нескольких предметов (или их частей) в определенные пространственные взаимоотношения: складывание пирамидок из колец, использование сборно-разборных игрушек, закрывание коробок.

2. Орудийные действия – это действия, в которых один предмет (орудие) употребляется при воздействии на другие предметы. Освоение действий с ложкой, совочком, чашкой, карандашом и т.д. – достаточно непростая задача для ребенка. Орудийными предметами ребенок овладевает в ходе обучения при систематическом руководстве взрослого.

В течение второго года жизни дети обучаются большинству предметных действий. Орудийные действия в определенной степени могут являться показателем интеллектуального развития детей. Предметные действия в большей степени отражают степень их обучения, широту контактов со взрослыми.

К концу раннего детства зарождаются новые виды деятельности: игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Одна из ранних форм игры детей раннего возраста – предметная игра (она представляет собой многократное воспроизведение общих схем использования вещей, варьирование функций предмета в реальном практическом действии). Постепенно предметная игра перерастает в сюжетно-отобразительную, когда ребенок воспроизводит в действиях свои собственные наблюдения повседневной жизни. Дети раннего возраста сначала действуют с предметами, затем осознают смысл предмета в игре и дают предметам новые игровые названия.

В конце второго – начале третьего года жизни в поведении ребенка можно наблюдать феномен «роль в действии». Ребенок, воспроизводя действия конкретного взрослого, не осознает этого, но активно соглашается, когда ему это сообщают: «Ты ведешь машину как папа». Позже он сам замечает сходство своих действий с действиями взрослого и называет себя его именем.

Читайте также:  Значение соревнований для развития ребенка

Все эти этапы развития предметной игры составляют одновременно предпосылки сюжетно-ролевой игры: переименование предметов, отождествление ребенком своих действий с действиями взрослого, называние себя именем другого человека. Со стороны взрослых ребенку необходима помощь, живой интерес и практические советы.

Большое значение для психического развития в этом возрасте имеет формирование сенсорики. Исследования многих ученых показали, что в первые годы жизни уровень развития сенсорики существенно влияет на мышление. В раннем возрасте начинается формирование сенсорных эталонов. Сначала представления о форме или цвете связаны у ребенка с конкретным предметом (например, круглый мяч, зеленая трава и т.д.). Постепенно это качество обобщается и становится обобщенным эталоном – цвета, формы, размера. Именно эти 3 основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста.

В раннем возрасте, кроме наглядно-действенного мышления, начинает формироваться наглядно-образное мышление.

Наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления до 3,5-4-х лет. В процессе манипулирования с предметами ребенок решает различные мыслительные задачи. Например, играя со сборно-разборными игрушками (пирамидки, матрешки и др.), ребенок методом проб и ошибок ищет принципы их разборки и сборки, учится учитывать и соотносить между собой величину и форму различных деталей. К 5-6-ти годам дети обучаются совершать действия в уме. Но уже объектами манипулирования выступают не реальные предметы, а их образы представления. Чаще всего дети представляют наглядный, зрительный образ предмета. Поэтому мышление называют наглядно-действенным.

Наглядно-образное мышление возникает в 2,5-3 года и является ведущим до 6-6,5 лет. Ребенку необязательно брать предмет в руки, достаточно отчетливо представить его. По мере накопления ребенком опыта практических действий, ведущих к разным целям, его мышление начинает полностью осуществляться при помощи образов. Вместо того чтобы осуществлять реальные пробы, он проделывает их в уме, представляя себе возможные действия и их результаты. Так возникает наглядно-образное мышление.

То есть в сознании ребенка возникают схемы, модели. Особенно ярко модельно-образные формы мышления развиваются и проявляются в рисовании, конструировании и других видах продуктивной деятельности.

Развитие речи в раннем детстве.

Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные по звучанию и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи.

На начальных этапах понимание словесных сообщений относится к ситуации в целом. Причем для правильного реагирования ребенка важно, кто именно из взрослых, с какой интонацией сказал те или иные слова, находится ли в поле зрения предмет, о котором говорят, не отвлекается ли внимание ребенка более сильным наглядным впечатлением. Вопросы взрослых: «Где собачка (мячик, мама и т.д.)?», просьбы выполнить то или иное действие организуют поведение ребенка.

Высшее достижение в понимании речи на третьем году жизни связано с пониманием рассказа другого человека, который сообщает о предметах и явлениях, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения ребенка и взрослого. Речь начинает выступать в роли основного средства познания.

К первому году словарь ребенка – 10 слов, к 1,8 г. – 50-100 слов, к 2-м годам – 200-300 слов, к 3-м годам – 1000-1500 слов. Сроки и темпы овладения ребенком речью во многом зависят от его индивидуальных особенностей, условий его жизни.

Ситуации, неблагоприятные для развития речи:

— взрослые мало общаются с ребенком,

— погруженность взрослого в собственные проблемы,

— слишком хорошее понимание ребенка взрослыми и выполнение всех его требований.

Критическим периодом в развитии детской речи является, по мнению исследователей, возраст от 10 месяцев до 1,5 лет. Именно в это время нужны спокойные и развивающие игры и нежелательны стрессы. После 1,5 лет ребенок становится инициативным. Появляется вопрос: «Это что?». Темп развития речи сразу возрастает.

Таким образом, в период раннего детства происходит чрезвычайно интенсивное развитие речи.

Личностные образования в раннем детстве.

Общение со взрослым имеет большое значение не только для формирования познавательной сферы, но и для развития личности детей раннего возраста. Представления о себе, первая самооценка детей в это время является на самом деле оценкой взрослого. Поэтому постоянные замечания, игнорирование пусть даже не всегда успешных попыток детей сделать что-то самостоятельно, недооценка их стараний могут привести уже в этом возрасте к неуверенности в себе.

Первые представления о себе возникают у ребенка к году. Это представления о частях своего тела, но обобщить их малыш пока не может. При специальном обучении взрослыми к полутора годам ребенок может узнавать себя в зеркале, осваивает идентичность отражения и своей внешности. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания.

К 3 годам – новый этап самоидентификации: с помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе настоящем. В этом возрасте уже появляется местоимение «Я». Также у ребенка появляется и первичная самооценка – осознание не только своего «я», но и того, что «я хороший», «я очень хороший». Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. В это же время у детей появляются первые признаки негативизма, упрямства, агрессии, которые являются симптомами кризиса 3-х лет.

Дата добавления: 2018-02-13; просмотров: 5664; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9051 — | 7305 — или читать все…

Источник