Психическое развитие ребенка леонтьева рубинштейна
Теория деятельности
— система методологических и теоретических
принципов изучения психических феноменов.
Основным предметом исследования
признается деятельность, опосредствующая
все психические процессы. Данный подход
начал формироваться в отечественной
психологии в 20–е гг. ХХ в. В 1930–е гг.
было предложено две трактовки
деятельностного подхода в психологии
— С.Л. Рубинштейна (1889–1960), который
сформулировал принцип единства сознания
и деятельности, и А.Н. Леонтьева
(1903–1979), который совместно с другими
представителями Харьковской психологической
школы, разработал проблему общности
строения внешней и внутренней деятельности.
В теории
деятельности С.Л. Рубинштейна, ведущей
начало с его статьи „Принцип творческой
самодеятельности“, написанной в 1922 г.
и в окончательном виде оформившейся в
1930–е гг., в качестве предмета анализа
здесь рассматривается психика через
раскрытие ее существенных объективных
связей и опосредствований, в частности
через деятельность. При решении вопроса
о соотношении внешнепрактической
деятельности и сознания, принимается
положение, что нельзя считать „внутреннюю“
психическую деятельность как формирующуюся
в результате свертывания „внешней“
практической. В его формулировке принципа
детерминированности психического
внешние причины действуют посредством
внутренних условий. При такой трактовке
деятельность и сознание рассматриваются
не как две формы проявления чего–то
единого, различающиеся по средствам
эмпирического анализа, а как две
инстанции, образующие нерасторжимое
единство.
В теории
деятельности А.Н. Леонтьева в качестве
предмета анализа здесь рассматривается
деятельность. Поскольку сама психика
не может быть отделена от порождающих
и опосредствующих ее моментов деятельности,
и сама психика является формой предметной
деятельности. При решении вопроса о
соотношении внешнепрактической
деятельности и сознания, принимается
положение, что внутренний план сознания
формируется в процессе свертывания
изначально практических действий. При
такой трактовке сознание и деятельность
различаются как образ и процесс его
формирования, образ при этом является
„накопленным движением“, свернутыми
действиями. Этот постулат был реализован
во многих исследованиях.
Эти методологические
установки были сформированы у А.Н.
Леонтьева еще в конце 1920–х гг., когда
он работал у Л.С. Выготского в рамках
культурно–исторической концепции.
Исследовал процессы памяти, которую
трактовал как предметную деятельность,
совершающуюся в определенных условиях
общественно–исторического и
онтогенетического развития. В начале
30–х гг. встал во главе Харьковской
деятельностной школы и приступил к
теоретической и экспериментальной
разработке проблемы деятельности. В
экспериментах, проведенных под его
руководством в 1956–1963 гг., было показано,
что на основе адекватного действия
возможно формирование звуковысотного
слуха даже у людей, обладающих плохим
музыкальным слухом. Предложил рассматривать
деятельность (соотносимую с мотивом)
как состоящую из действий (имеющих свои
цели) и операций (согласованных с
условиями). В основу личности, в норме
и патологии, закладывал иерархию ее
мотивов. Проводил исследования по
широкому кругу психологических проблем:
возникновения и развития психики в
филогенезе, возникновения сознания в
антропогенезе, психического развития
в онтогенезе, структуры деятельности
и сознания, мотивационно–смысловой
сферы личности, методологии и истории
психологии.
В основе
использования теории деятельности для
объяснения особенностей психики
человека, лежит понятие высших психических
функций, разработанное Л.С. Выготским.
Высшие психические
функции.
Высшие психические
функции — сложные психические процессы,
социальные по своему формированию,
которые опосредствованы и благодаря
этому произвольны. По представлениям
Выготского, психические явления могут
быть „натуральными“, детерминированными
преимущественно генетическим фактором,
и „культурными“, надстроенными над
первыми, собственно высшими психическими
функциями, которые всецело формируется
под влиянием социальных воздействий.
Основным признаком высших психических
функций является их опосредствованность
определенными „психологическими
орудиями“, знаками, возникшими в
результате длительного общественно–исторического
развития человечества, к которым
относится, прежде всего, речь.
Знак и знаковое
опосредствование
Знак — основа
символического моделирования явлений
объективного мира, которая заключается
в подстановке одного предмета или
явления вместо другого, которая служит
цели облегчения моделирования тех или
иных отношений исходного предмета.
Вырабатывается в совместной деятельности,
в силу этого имеет конвенциональный
характер. Существует в абстрактной,
независимой от материального носителя,
форме. Возможность символического
управления человеческим поведением
впервые появляется в процессе использования
орудий труда, когда формируется свойство
опосредствованности индивидуальной
деятельности в рамках коллективной
деятельности. В процессе дальнейшего
развития знаки из средства трансляции
общественного опыта превращаются в
средство изменения самого себя,
используемое индивидом также и для
совершенствования общественного опыта.
В качестве знаков могут выступать
структуры естественного языка, схемы,
карты, формулы и чертежи, символические
образы.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
В основе психологической
теории деятельности лежит принцип
марксистской диалектико-материалистической
философии свидетельствующий о том, что
не сознание определяет бытие, деятельность,
а, наоборот, бытие, деятельность человека
определяют его сознание. На основе этого
положения Рубинштейном в 30-е гг. был
сформулирован принципиальный для
советской психологии принцип единства
сознания и деятельности. «Формируясь
в деятельности, психика, сознание в
деятельности и проявляется. Деятельность
и сознание — не два в разные стороны
обращенных аспекта. Они образуют
органическое целое, не тождество, но
единство». При этом и сознание, и
деятельность понимаются Рубинштейном
иначе, чем в интроспективной и
бихевиористской традициях. Деятельность
не является совокупностью рефлекторных
и импульсивных реакций на внешние
стимулы, поскольку регулируется сознанием
и раскрывает его. При этом сознание
рассматривается как реальность, не
данная субъекту непосредственно, в его
самонаблюдении: оно может быть познано
лишь через систему субъективных
отношений, в том числе через деятельность
субъекта, в процессе которой сознание
формируется и развивается.
Данный принцип
разрабатывался эмпирически в обоих
вариантах деятельностного подхода,
однако между ними существовали различия
в понимании этого единства. Леонтьев
считал, что решение Рубинштейном проблемы
единства сознания и деятельности не
выходит за рамки старой раскритикованной
им же самим дихотомии психического,
понимаемого как «явления» и
переживания, и деятельности, понимаемой
как внешняя активность, и в этом смысле
такое единство лишь декларируется.
Леонтьев предложил иное решение проблемы:
психика, сознание «живет» в
деятельности, которая составляет их
«субстанцию», образ является
«накопленным движением», то есть
свернутыми действиями, бывшими вначале
вполне развернутыми и «внешними»…
То есть сознание не просто «проявляется
и формируется» в деятельности как
отдельная реальность — она «встроена»
в деятельность и неразрывна с ней.
Различия между двумя
вариантами деятельностного подхода
отчетливо формулируются в 40-50-е гг. и
затрагивают в основном два круга проблем.
Во-первых, это проблема
предмета психологической науки. Сточки
зрения Рубинштейна, психология должна
изучать не деятельность субъекта как
таковую, а «психику и только психику»,
правда, через раскрытие ее существенных
объективных связей, в том числе через
исследование деятельности. Леонтьев,
напротив, считал, что деятельность
неизбежно должна входить в предмет
психологии, поскольку психика неотторжима
от порождающих и опосредующих ее моментов
деятельности, более того: она сама
является формой предметной деятельности
(по П.Я. Гальперину, ориентировочной
деятельностью).
Во-вторых, споры
касались соотношения собственно
внешнепрактической деятельности и
сознания. По мнению Рубинштейна, нельзя
говорить о формировании «внутренней»
психической деятельности из «внешней»
практической путем интериоризации: до
всякой интериоризации внутренний
(психический) план уже наличествует.
Леонтьев же полагал, что внутренний
план сознания формируется как раз в
процессе интериоризации изначально
практических действий, связывающих
человека с миром человеческих предметов.
Рубинштейн“Основы
общей психологии”. Всякое действие
человека исходит из мотивов и направляется
на цель; разрешает задачу и выражает
отношение человека к окружающему.
Деятельность и сознание образуют
единство. Сам факт осознания своей
деятельности изменяет характер ее
протекания. С другой стороны осознанность
действия зависят от отношения,
складывающегося в ходе самой деятельности.
Определение деятельности невозможно
в отрыве от сознания. Разные движения
могут означать разные поступки. Поведение
человека не сводится к простой совокупности
реакций, оно включает систему сознательных
действий, которое отличается от реакции
иным отношением к объекту. Действие —
сознательный акт деятельности, который
направляется на объект. Действие
становиться поступком по мере того, как
его отношение к субъекту поднялось в
план сознания и превратилось в сознательное
отношение. Единство сознания и поведения
раскрывается в самом их содержании —
единство сознания и бытия. Осознание
моих собственных переживаний совершается
через раскрытие их отношений к внешнему
миру. Через деятельность субъекта его
психика становиться познаваема для
других. Для познания психики нужно
исходить из принципа единства внутренних
и внешних появлений. Психическое
переживается субъектом как непосредственная
данность, но познается лишь опосредованно
— через отношение к объективному миру.
Деятельность — взаимодействие субъекта
с окружающим миром; это процесс, через
который реализуется отношение человека
к окружающему миру. Виды человеческой
деятельности определяются по характеру
основного продукта, который создается
в деятельности и является ее целью:
практическая (трудовая) и
теоретическая(познавательная)
деятельность.
В результате всякого
псих. процесса как деятельности мозга
формируют чувственный образ. Он не
существует вне этого процесса. Всякий
психический процесс — отражение, образ
вещей и явлений мира, взятые в целостности.
Подлинной единицей сознания является
целостный акт отражения объекта
субъектом.
Леонтьев А.Н. в
своих трудах развивал общее понятие о
деятельности. Он разработал
общепсихологическую теорию деятельности,
ставшую фундаментальной для отечественной
науки. Главным трудом, раскрывающим
суть деятельностного подхода, стала
работа Леонтьева≪Деятельность.
Сознание. Личность≫.
В своей теории деятельности Леонтьев
выдвигал следующие научные идеи.
1. Деятельность есть
процесс, осуществляющий жизнь субъекта,
и его целью является удовлетворение
предметных потребностей субъекта.
2. Предметные потребности
определяются как внутренние состояния
организма.
3. Развитие деятельности
приводит к возникновению психического
отражения реальности в ходе эволюции,
т. е. деятельность порождает психическую
жизнь.
4. Деятельность, помимо
объективного отражения реальности,
переводит образ в объективно-предметную
форму, которая может быть вещественной
или идеальной (т. е.
нематериальной). Язык
является формой отражения образа в
индивидуальном сознании.
5. Существует несколько
стадий развития психики в онтогенезе:
— элементарная
сенсорная психика;
— перцептивная психика
(т. е. формирование образа);
— стадия интеллекта
(т. е. обеспечение ориентации и адаптации
организма в среде).
6. В каждом возрасте
у человека существует ведущая деятельность.
(Это положение послужило основой для
созданной Д. Б. Элькониным периодизации
психического
развития ребенка).
Психика есть только
у животных и появляется она только у
животных. Растениям психика не требуется,
у них есть раздражимость. Раздражимость
он рассматривает, как свойство организма
реагировать на биологически значимые
(биотические) воздействия, непосредственно
связанные с жизнедеятельностью.
Чувствительность определяется, как
свойство реагировать на воздействия,
сами по себе, не несущие биологической
значимости (абиотические), но сигнализирующие
организму о связанном с ними биотическом
воздействии, что способствует более
эффективной адаптации.
Стадии развития
психики:
— сенсорная: простая
деятельность соотв. восприятие свойств
объекта. Пр.: креветка.
— перцептивная: —
разнообразная среда соотв. восприятие
объектов. Пр.: курица.
— интеллект: сложная
среда, сложная деятельность – восприятие
отношений. Пр.: обезьяна.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Деятельностная теория (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. В. Петровский и др.) основывается на фундаментальном принципе – деятельностном подходе к психике. Деятельность – это процесс взаимодействия человека с окружающим миром, процесс решения жизненно важных задач. При деятельностном подходе психика понимается как форма жизнедеятельности субъекта, обеспечивающая решение определенных задач в процессе взаимодействия его с миром. Психика – это не просто картина мира, система образов, но и система действий.
По мнению сторонников этой теории, психическое развитие человека имеет социальную природу: прогресс человечества определяется не биологическими, а социальными законами. Видовой опыт человечества фиксируется не с помощью механизмов генетической наследственности, а закрепляется в продуктах материальной и духовной культуры. Учение и воспитание – специально организованные виды деятельности людей, в процессе которой они усваивают опыт предыдущих поколений.
Единство психической и внешней материальной деятельности в том, что то и другое – деятельность. Оба эти вида деятельности имеют идентичное строение (цель, мотив, объект, на который она направлена, определенный набор операций, реализующих действие и деятельность; образец, по которому она совершается субъектом, является актом его реальной жизнедеятельности, принадлежит субъекту, выступает как активность конкретной личности). Их единство заключается и в том, что внутренняя психическая деятельность есть преобразованная внешняя материальная деятельность, есть порождение внешней практической деятельности.
Деятельность порождает все психические феномены, качества, особенности, процессы и состояния. В отличие от индивида, личность «ни в каком смысле не является предшествующей к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается».
Главными психологическими составляющими деятельности являются ее мотивы. А. Н. Леонтьев разделяет мотивы на два вида: мотивы-стимулы и смыслообразующие мотивы.
Личностные смыслы интегрируются друг другом в связанную систему, обозначенную А. Н. Леонтьевым термином «смысловые образования личности». Иерархические связи мотивов образуют ядро личности. А. Н. Леонтьев отмечал: «Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий… Внутренние соотношения основных мотивационных линий в совокупности деятельностей человека образуют как бы общий “психологический профиль” личности». В концепции А. Н. Леонтьева категории «личность», «сознание», «деятельность» выступают в своем диалектическом взаимодействии, триединстве.
А. Н. Леонтьев считал, что личность – это социальная сущность человека, и поэтому темперамент, характер, способности и знания человека не входят в состав личности в качестве ее подструктур, они лишь условия формирования этого образования, социального по своей сущности. Направленность и воля принадлежат личности, ибо волевой поступок невозможно рассматривать вне иерархии мотивов, так и направленность есть непосредственное выражение мотивационных структур, т.е. ядра личности.
Культурно-историческая концепция Льва Семеновича Выготского доказывает, что разгадка человеческой психики кроется не внутри мозга или духа, но в знаках, языке, орудиях, социальных отношениях. Чтобы понять высшие психические процессы (произвольная память, внимание, абстрактно-логическое мышление, речь), надо выйти за пределы организма и искать объяснения в общественных отношениях этого организма со средой. Детское развитие подчиняется нс биологическим законам, а общественно-историческим законам. Развитие ребенка происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности человечества. Таким образом, движущая сила развития у человека – это обучение. Но обучение не тождественно развитию, оно создает зону ближайшего развития, приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только во взаимодействии с взрослыми и в сотрудничестве с товарищами, но затем, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся достоянием самого ребенка. Зона ближайшего действия – это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем его возможного развития, при содействии взрослых. Л. С. Выготский писал: «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; характеризует умственное развитие на завтрашний день». Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии ребенка. Обучение способно перестраивать всю систему сознания («один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии»).
Л. С. Выготский подчеркивает, что психическое развитие – это целостное развитие всей личности. В этой теории раскрывается социальная сущность человека и опосредствованный характер его деятельности (ее орудийность, знаковость). Согласно Л. С. Выготскому, высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь потом они становятся индивидуальными функциями и способностями самого ребенка. Так, сначала речь – средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию. Отличительные особенности высших психических функций – опосредованность, осознанность, произвольность, системность; они формируются прижизненно в процессе овладения специальными средствами, выработанными в ходе исторического развития общества; развитие высших психических функций происходит в процессе обучения, в процессе усвоения заданных образцов. Функция опосредования высших психических процессов выполняется знаками, с помощью которых происходит овладение поведением, его социальная детерминация. Орудия труда изменяют вещество природы. Знаки культуры – это также орудия, но особые, психологические. Они изменяют не внешний материальный мир, а психику человека. Вначале эти знаки используются в общении между людьми, во внешнем взаимодействии. А затем этот процесс из внешнего становится внутренним (процесс интериоризации). Благодаря этому и происходит развитие высших психических функций. Культурное и социальное развитие выступают как основное условие развития личности.
Развитие личности как процесс социализации индивида осуществляется в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения, региона, страны, в определенных социально-политических, экономических условиях, в этносоциокультурных, национальных традициях того народа, представителем которого он является. В то же время на каждой фазе жизненного пути, как подчеркивал Л. С. Выготский, складываются определенные социальные ситуации развития как своеобразные отношения ребенка и окружающей его социальной действительности. Адаптация к действующим в обществе нормам, формам взаимодействия сменяется фазой индивидуализации, поиском средств и способов обозначения своей индивидуальности, непохожести, а затем фазой интеграции личности в общности – все это механизмы личностного развития (по А. В. Петровскому).
Никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. И от того, как эта деятельность будет осуществлена, зависит процесс самого развития. Процесс развития – это самодвижение ребенка благодаря его деятельности с предметами, а факты наследственности и среды – это лишь условия, которые определяют нс суть процесса развития, а лишь различные вариации в пределах нормы. Так возникла идея о ведущем типе деятельности как критерии периодизации психического развития ребенка.
Согласно А. Н. Леонтьеву, «одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большее значение для дальнейшего развития личности, другие – меньшее. Одни играют главную роль, другие – подчиненную роль».
Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития. Содержание и форма ведущей деятельности зависит от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка. Смена ведущих типов деятельности подготавливается длительно и связана с возникновением новых мотивов, которые побуждают ребенка к изменению положения, занимаемого им в системе отношений с другими людьми. Разработка проблемы ведущей деятельности в развитии ребенка – фундаментальный вклад отечественных психологов в детскую психологию. В исследованиях А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Л. Я. Гальперина была показана зависимость развития психических процессов от характера и строения различных типов ведущей деятельности. В процессе развития ребенка вначале происходит освоение мотивационной стороны деятельности (иначе предметы не имеют смысла для ребенка), а затем операционно-технической; в развитии можно наблюдать чередование этих видов деятельности (Д. Б. Эльконин). При усвоении общественно выработанных способов действий с предметами и происходит формирование ребенка как члена общества. Развивая идеи Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконин рассматривает каждый возраст на основе критериев (табл. 2.1):
- – социальная ситуация развития – система отношений, в которую ребенок вступает в обществе;
- – основной или ведущий тип деятельности ребенка в этот период;
- – основные новообразования развития, причем новые достижения в развитии ведут к неизбежности изменения и социальной ситуации, к кризису;
- – кризис – переломные точки в детском развитии, отделяющие один возраст от другого. Большие кризисы в 3 года и 11 лет (подростковый кризис) – кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях, а малые кризисы в 1 год и 7 лет открывают ориентацию в мире вещей.
Таблица 2.1. Периодизация психического развития но Д. Б. Эльконину
Возраст | Ведущая деятельность | Ведущая сторона социализации | Среда социализации | Положительный исход развития по Эриксону | Негативный исход развития по Эриксону | Новообразования | |
Младенчество (0–1 год) | Эмоциональное общение с взрослыми | Освоение норм общения с людьми | Семья, мать | Доверие к миру, оптимизм | Недоверие к миру, людям, пессимизм | Понимание слов людей, формирование нагляднодейственного мышления, овладение ходьбой, появление первых слов | |
Раннее детство (1 –3 года) | Предметная деятельность | Освоение бытовых действий | Семья | Самостоятельность, автономия, опрятность | Зависимость от других, стыд, вина, агрессивность | Развитие речи, интеллекта, восприятия, автономии, «Я сам», выделение личности | |
Дошкольное детство (3–6 лет) | Игра | Освоение социальных ролей, норм поведения и общения | Семья | Инициатива, творчество, любознательность | Пассивность, следование образцу, | От наглядно-образного мышления переход к символам, формирование самооценок, детского мировоззрения, совести, произвольного поведения, характера | |
Младший школьный возраст (7–11 лет) | Учеба | Освоение умений, знаний, развитие интеллекта | Школа, соседи | Уверенность в себе, мастерство | Чувство неполноценности | Формирование отвлеченного вербально-логического мышления, умения управлять своим поведением, рефлексия, самооценивания | |
Подростковый возраст (11- 14 лет) | Общение со сверстниками | Освоение норм общения, поведения | Группа сверстников | Нахождение себя, формирование самосознания | Путаница ролей, одиночество, чувство непонятности | Утверждение своей индивидуальности, независимости, формирование самосознания, самоопределения, «чувства взрослости», сексуальных интересов | |
Ранний юношеский возраст (14–18 лет) | Учеба с профессиональным аспектом | Освоение знаний, умений | Сверстники, школа | Выбор профессии, мировоззрения | Отсутствие профессиональных и жизненных планов | Формируется мировоззрение, способность строить жизненные планы и выбирать способы их реализации, жизненной перспективы, чувства дружбы, любви | |
Поздняя юность (18–25 лет) | Труд, любовь | Освоение новых форм общения и поведения, новых знаний, профессиональных умений | Друзья и партнеры по сексу | Устойчивые дружеские и любовные отношения, выбор карьеры | Одиночество, изоляция, поверхностные отношения, нет интереса к работе | Стабилизация характера, мировоззрения, самосознания, выбор профессии, стиля жизни, любимого человека, активность в сексуальной сфере, формирование профессионального мышления | |
Зрелость | труд, своя семья | То же | Семья, коллеги по работе | Творческий потенциал самореализация в работе, детях, творчестве | Застой, регрессия, деградация личности | Расцвет и достижение вершин личностного, духовного, социального, профессионального развития |
Психическое развитие ребенка осуществляется одновременно по линиям: познавательной сферы (становление интеллекта, развитие механизмов познания); психологической структуры и содержания деятельности (становление целей, мотивов и развитие их соотношения, освоение способов и средств деятельности); личности (направленности, ценностных ориентаций, самосознания, самооценки, взаимодействия с социальной средой и т.д.). В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович было показано, что развитие ребенка как личности определяется последовательным формированием личностных новообразований. Л. И. Божович приводит их анализ внутри пяти возрастных этапов личностного развития:
- 1) центральным личностным новообразованием первого года жизни является возникновение аффективно заряженных представлений, которые и побуждают поведение ребенка вопреки воздействиям внешней среды;
- 2) к концу раннего детства, к трем годам, центральным новообразованием является «система Я» и рождаемая этим новообразованием потребность действовать самому («Я сам»). В этот период сталкиваются две силы: «хочу» и «надо», происходит формирование самосознания;
- 3) период 7–8 лет – это становление ребенка как «социального индивида», у ребенка возникает потребность в общественно значимой деятельности;
- 4) к 12–14 годам формируется «способность к целеполаганию», к определению и постановке сознательных целей;
- 5) к 15–16 годам у подростка появляется «жизненная перспектива».
В. С. Мухина рассматривает развитие личности как последовательное формирование структуры самосознания ребенка: «Общезначимой ценностью для общества и личности является структура человеческого самосознания, которую формируют имя собственное, самооценка и притязание на признание, представление себя как представителя определенного пола, представление себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем), оценка себя в отношении прав и обязанностей».
Личность получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности и характеризуется поэтому пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным и художественным.
Гносеологический (познавательный) потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Эта информация складывается из знаний о внешнем мире (природном и социальном) и самопознания. Этот потенциал включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека.
Аксиологический (ценностный) потенциал личности определяется приобретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентаций в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т.е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями. Единство психологических и идеологических моментов сознания личности и ее самосознания вырабатывается с помощью эмоциональноволевых и интеллектуальных механизмов, раскрываясь в ее мироощущении, мировоззрении и мироустремлении.
Творческий потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию созидательному или разрушительному, продуктивному или репродуктивному, и мерой их реализации в той или иной сфере (или нескольких сферах) труда, социально-организаторской и критической деятельности.
Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей.
Художественный потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет. Художественная активность личности развертывается в творчестве, профессиональном и самодеятельном, и в «потреблении» произведений искусства.
Таким образом, личность определяется не своим характером, темпераментом, физическими качествами и т.п., а тем:
- 1) что и как она знает;
- 2) что и как она ценит;
- 3) что и как она созидает;
- 4) с кем и как она общается;
- 5) каковы ее художественные потребности и как она их удовлетворяет.
Главное же – какова мера ответственности за свои поступки, решения, судьбу.
Реализация деятельностного подхода в социальной психологии личности представлена в концепции деятельностного опосредования межличностных отношений Артура Владимировича Петровского. Основополагающими категориями в данной концепции являются личность, деятельность и коллектив. Межличностные отношения в группе опосредованы содержанием и ценностями группы. Социально-психологические явления в группе определяются содержанием этой деятельности, многоуровневой структурой групповой активности, уровнем развития групп. Вектор этого развития – от диффузной группы до развития коллектива, который представляет собой группу, где «межличностные отношения опосредуются общественно ценным и личностью значимым содержанием совместной деятельности… Личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников».
Источник