Психическое развитие ребенка кратко воспроизводит социогенез человечества

Первые концепции психического развития детей возникли под влиянием закона эволюции Дарвина и так называемого биогенетического закона[1].

Биогенетический закон, сформулированный в XIX в. биологами Э. Геккелем и Ф. Мюллером, основан на принципе рекапитуляции (повторяемости). Он гласит, что историческое развитие вида отражается в индивидуальном развитии организма, принадлежащего к данному виду. Индивидуальное развитие организма (онтогенез) является кратким и быстрым повторением истории развития ряда предков данного вида (филогенеза). Это повторение никогда ие бывает полным, но этапы внутриутробного развития индивида в основном воспроизводят этапы истории происхождения организма. Об истории развития организма человека свидетельствуют, например, атавизмы, возникающие на разных этапах эмбрионального генеза, – жаберные щели, волосяной покров.

Позже российские биологи А. Н. Северцов и И. И. Шмальгаузен доказали, что даже на уровне биологии происходит не простое воспроизведение исторической последовательности стадий, но их качественное перестраивание.

Однако в свое время принцип рекапитуляции оказал значительное влияние на идею развития в психологии. Под ее влиянием американский ученый Стенли Холл (1844–1924) создал первую цельную теорию психического развития в детстве.

Холл занялся изучением детской психики, отвечая на общественный запрос по реорганизации школы и системы воспитания в США. Для этого он использовал метод анкетирования, разработав опросники для учителей, родителей и самих детей-подростков. Ученого интересовало, как дети представляют себе окружающий мир, какие чувства испытывают в различных ситуациях, каковы их ранние воспоминания, как они относятся к другим людям.

Холл собрал и статистически обработал тысячи анкет. Он также анализировал детские игры, страхи, речь, сравнивал рисунки современных ему детей и древнюю наскальную живопись. Холл обнаружил черты сходства в развитии конкретного ребенка и в развитии человечества в прошлые эпохи (в социогенезе). На основании всех этих материалов он попытался «реконструировать» целостную картину психической жизни детей разных возрастов, использовав упомянутый выше принцип рекапитуляции (табл. 3). Игры детей он истолковывал как атавизм, остаточное явление, оживание прошлого в настоящем. Так, игры с песком – это возврат к пещерной стадии в истории человечества, к периоду первоначального собирательства и выкапывания корней. Игры детей 5–12 лет напомнили Холлу охотничьи инстинкты первобытных людей; игры подростков соотносились им с воспроизведением образа жизни индейских племен, стадией обмена.

По мнению Холла, последовательность стадий психического развития заложена генетически (преформирована); биологический фактор, созревание инстинктов – основной в детерминации смены форм поведения. Отсюда был сделан закономерный вывод для педагогической практики: поскольку отменить врожденные предрасположения невозможно, нужно создать условия, чтобы ребенок без задержек прошел от анимистической стадии до стадии, соответствующей развитию современного человечества, и «изжил» все пережитки прошлого. Этот переход от одной стадии детства к другой помогают осуществить игры характерного, заданного рекапитуляцией, содержания. Так биогенетические представления стали теоретической основой скаутинга как системы воспитания детей и подростков.

Таблица 3

Теория рекапитуляции С. Холла

Основной предмет исследования

Поиск закономерностей психического развития ребенка

Методы исследования

Анкетирование, сравнение рисунков детей и первобытных людей, анализ игр, страхов

Основные понятия

Рекапитуляция, игра, онтогенез, филогенез, педология

Основные идеи

Психическое развитие ребенка кратко воспроизводит социогенез человечества; выделены периоды (этапы) смены форм повеления детей в генетически заданной последовательности

Факторы развития

Биологический фактор, созревание инстинктов

Направления

критики

Близость метода исследования к интроспекции, поверхностность аналогий, мифологич- ность, чересчур широкие обобщения

Ценное

Постановка проблемы взаимосвязи между историческим и индивидуальным развитием человека – первая ставшая известной теория психического развития в детстве

Холлу принадлежит идея создания педологии – специальной науки о детях, интегрирующей все знания о развитии ребенка из других научных областей (педагогики, медицины, биологии, социологии и т.д.). Педология активно развивалась в течение нескольких десятилетий, ориентируясь на практические нужды системы образования.

Собственно концептуальные положения Холла вызвали критику многих психологов, которые подчеркивали, что сам его метод сбора данных был субъективен; аналогии между эволюцией общества и индивидуальным развитием человека поверхностны и несостоятельны, поскольку отношения ребенка с окружающей действительностью принципиально отличаются от борьбы за существование взрослого первобытного человека.

Однако теория Холла стала первой широко известной концепцией детского развития, пробудившей интерес и у других исследователей[2]. Значение его работ состоит в том, что это был поиск закона, логики развития; была сделана попытка показать, что между историческим, социальным и индивидуальным развитием человека существует определенная взаимосвязь, установление точных параметров которой до сих пор остается задачей для ученых.

Источник

Нужна помощь в написании работы?

Большинство зарубежных теорий можно объединить в 3 подхода:
1) В биогенетическом направлении ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития — темп и предел. Среда становится всего лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения.
Биологический фактор включает в себя, прежде всего, наследственность.
Нет единого мнения по поводу того, что именно в психике ребенка генетически обусловлено. Отечественные психологи считают, что наследуются, по крайней мере, два момента — темперамент и задатки способностей.
В рамках биологизаторского направления возникла теория рекапитуляции Холла, основная идея которой заимствована из эмбриологии. Эмбрион во время своего внутриутробного существования проходит путь от простейшего двуклеточного организма до человека. Перенесенный в возрастную психологию, биогенетический закон позволил представить развитие психики ребенка как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества.

Читайте также:  Центр развития ребенка южно моравская

А) Теория созревания А. Гезелла

Основной предмет исследования

Содержание и темпы развития ребёнка от рождения до полового созревания

Методы исследования

Наблюдение, тесты, опросы родителей, лонгитюд, сравнение развития близнецов

Основные понятия

Созревание, развитие, прирост поведения, последовательность развития, скорость роста

Психическое развитие ребенка кратко воспроизводит социогенез человечества

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут. Скидка на первый заказ 100 рублей!

Тема работы

Email для связи

Основные идеи

Зависимость психического развития от созревания нервной системы, неравномерность темпов психического развития, замедление темпа на протяжении детства. Необходимость контроля за развитием

Факторы развития

Биологический фактор, генетически заданное созревание (преформизм)

Направления критики

Акцентирование биологической основы развития

Б) Теория трёх ступеней К. Бюлера

Основной предмет исследования

Закономерности психического развития, выделение стадий

Методы исследования

Зоопсихологический эксперимент

Основные понятия

Инстинкт, дрессура, навык, интеллект, функциональное удовольствие, предвосхищающее удовольствие

Основные идеи

Перенос закономерностей развития психики животных на психическое развитие ребёнка. Психика ребёнка – связующее звено между животным и взрослым человеком.

3 стадии:

Инстинкт – наследственный фонд способов поведения, готовый к употреблению и нуждающийся лишь в стимулах.

Дрессура – образование условных рефлексов, прижизненно складывающиеся навыки (но игра – не дрессура, а инстинкт)

Интеллект – приспособление к ситуации путём изобретения, открытия, обдумывания и осознания.

Считал, что при развитии происходит смещение удовольствия от конца к началу.

Факторы развития

Преформизм, наследственность

Направления критики

Игнорирование специфики развития человека

Теория рекапитуляции С.Холла

Основной предмет исследования

Поиск закономерностей психического развития

Методы исследования

Анкетирование, сравнение рисунков детей и первобытных людей, анализ игр, страхов

Основные понятия

Рекапитуляция, игра, онтогенез, филогенез, педология

Основные идеи

Психическое развитие ребёнка кратко воспроизводит социогенез человечества

Факторы развития

Биологический фактор, созревание инстинктов

ВЫВОД: основным фактором считается наследственность, ребенок рассматривается как пассивный объект.

2) Противоположный подход к развитию психики ребенка наблюдается в социогенетическом направлении. Его истоки — в идеях философа ХУII века Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как лист бумаги. На нём воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.
ВЫВОД: в качестве основного фактора рассматривалась среда, активность ребенка не учитывалась.

3) Вильям Штерн
выдвинул принцип конвергенции двух факторов (социобиогенетичкий подход). По его мнению, оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют две его стороны. Обе стороны развития пересекаются, т.е. происходит конвергенция.
Эта теория рассматривала вопрос соотношения среды и наследственности (например, Айзенк считал, что развитие на 20% определяется средой, а на 80% наследственностью).

Основной предмет исследования

Развитие психики

Методы исследования

Наблюдение

Основные понятия

Задатки, наследственность, одарённость

Основные идеи

Стадии детского развития, этапы становления мышления, речи и других сторон психики ребёнка

Факторы развития

Конвергенция факторов наследственности и среды

Направления критики

Внутренние причины психического развития; активность ребенка, считая, что он пассивен, приспосабливается)

Источник

Первые концепции психического развития детей возникли под влиянием закона эволюции Ч. Дарвина и так называемого биогенетического закона.

Биогенетический закон, сформулированный в XIX в. биологами Э. Геккелем и Ф. Мюллером, основан на рекапитуляции (повторяемости). Он гласит, что историческое развитие вида отражается в индивидуальном развитии организма, принадлежащего к данному виду. Индивидуальное развитие организма (онтогенез) является кратким и быстрым повторением истории развития ряда предков данного вида (филогенеза). Это повторение никогда не бывает полным, но этапы внутриутробного развития индивида в основном воспроизводят этапы истории происхождения организма. Об истории развития организма человека свидетельствуют, например, атавизмы, возникающие на разных этапах эмбрионального генеза, — жаберные щели, волосяной покров. Позже российские биологи А.Н. Северцов и И.И. Шмальгаузен доказали, что даже на уровне биологии происходит не простое воспроизведение исторической последовательности стадий, но их качественное перестраивание. Однако в свое время принцип рекапитуляции оказал значительное влияние на идею развития в психологии. Под ее влиянием американский ученый С. Холл (1844—1924) создал первую цельную теорию психического развития в детстве. Холл занялся изучением детской психики, отвечая на общественный запрос по реорганизации школы и системы воспитания в США. Для этого он использовал метод анкетирования, разработав опросники для учителей, родителей и самих детей-подростков. Ученого интересовало, как дети представляют себе окружающий мир, какие чувства испытывают в различных ситуациях, каковы их ранние воспоминания, как они относятся к другим людям. Холл собрал и статистически обработал тысячи анкет. Он также анализировал детские игры, страхи, речь, сравнивал рисунки современных ему детей и древнюю наскальную живопись. На основании всех этих материалов он попытался «реконструировать» целостную картину психической жизни детей разных возрастов, использовав, упомянутый выше принцип рекапитуляции. Холл обнаружил черты сходства в развитии конкретного ребенка и в развитии человечества в прошлые эпохи (в социогенезе). Игры детей он истолковывал как атавизм, остаточное явление, оживание прошлого в настоящем. Так, игры с песком — это возврат к пещерной стадии в истории человечества, к периоду первоначального собирательства и выкапывания корней. Игры детей 5—12 лет напоминали Холлу охотничьи инстинкты первобытных людей; игры подростков соотносились им с воспроизведением образа жизни индейских племен, стадией обмена. По мнению Холла, последовательность стадий психического развития заложена генетически (преформирована); биологический фактор, созревание инстинктов — основной в детерминации смены форм поведения. Отсюда был сделан закономерный вывод для педагогической практики: поскольку отменить врожденные предрасположения невозможно, нужно создать условия, чтобы ребенок без задержек прошел от анимистической стадии до стадии, соответствующей развитию современного человечества, и «изжил» все пережитки прошлого. Этот переход от одной стадии детства к другой помогают осуществить игры характерного, заданного рекапитуляцией, содержания. Так биогенетические представления стали теоретической основой скаутинга как системы воспитания детей и подростков. С. Холлу принадлежит идея создания педологии — специальной науки о детях, концентрирующей все знания о развитии ребенка из других научных областей (педагогики, медицины, биологии, социологии и т.д.) Педология активно развивалась в течение нескольких десятилетий, ориентируясь на практические нужды системы образования.

Читайте также:  Куклотерапия для коррекции развития ребенка

Теория рекапитуляции С. Холла

Основной предмет Исследования Поиск закономерностей психического развития ребенка

Методы Исследования Анкетирование, сравнение рисунков детей и первобытных людей, анализ игр, страхов

Основные понятия Рекапитуляция, игра, онтогенез, филогенез, педология Основные идеи Психическое развитие ребенка кратко воспроизводит социогенез человечества; выделены периоды (этапы) смены форм поведения детей в генетически заданной последовательности

Факторы развития Биологический фактор, созревание инстинктов

Направления критики Близость метода исследования к интроспекции, поверхностность аналогий, мифологичность, чересчур широкие обобщения

Ценное Постановка проблемы взаимосвязи между историческим и индивидуальным развитием человека — первая ставшая известной теория психического развития в детстве

Собственно концептуальные положения Холла вызвали критику многих психологов, которые подчеркивали, что сам его метод сбора данных был субъективен, аналогии между эволюцией общества и индивидуальным развитием поверхностны и несостоятельны; отношения ребенка с окружающей действительностью принципиально отличаются от борьбы за существование взрослого первобытного человека. Однако теория С. Холла стала первой широко известной концепцией детского развития, пробудившей интерес и у других исследователей. Значение работ Холла состоит в том, что это был поиск закона, логики развития; была сделана попытка показать, что между историческим, социальным и индивидуальным развитием человека существует определенная взаимосвязь, установление точных параметров которой до сих пор остается задачей для ученых.

Источник

В исследованиях философов и психологов Нового времени Р. Декарта, Б. Спинозы, Дж. Локка, Д. Гартли, Ж.Ж. Руссо обсуждалась проблема взаимодействия факторов наследственности и среды и их влияния на психическое развитие. Наметились две крайние позиции в понимании детерминации развития человека, которые обнаруживаются (в той или иной форме) и в работах современных психологов:

нативизм (обусловленность природой, наследственностью, внутренними силами), представленный идеями Руссо;

эмпиризм (решающее влияние обучения, жизненного опыта, внешних факторов), берущий начало в работах Локка.

Постепенно знания об этапах становления психики ребенка, о возрастных характеристиках расширялись, но ребенок по-прежнему рассматривался как довольно пассивное существо, податливый материал, который при умелом руководстве и обучении взрослого мог быть трансформирован в любом желательном направлении.

Во второй половине XIX в. сложились объективные предпосылки для выделения детской психологии как самостоятельной отрасли психологической науки. Среди важнейших факторов — потребности общества в новой организации системы образования; прогресс идеи развития в эволюционной биологии; разработка объективных методов исследования в психологии.

Немецкий ученый, дарвинист В. Прейер в книге «Душа ребенка» (1882) представил результаты своих ежедневных систематических наблюдений за развитием дочери от рождения до трех лет; он пытался тщательно проследить и описать моменты возникновения познавательных способностей, моторики, воли, эмоций и речи. Заслуга Прейера, который считается основателем детской психологии, состоит во введении метода объективного научного наблюдения в научную практику изучения самых ранних этапов развития ребенка.

Читайте также:  Ребенок плохо говорит и отстает в развитии

Метод эксперимента, разработанный В. Вундтом для изучения ощущений и простейших чувств, оказался чрезвычайно важным для детской психологии.

Первые концепции психического развития детей возникли под влиянием закона эволюции Ч. Дарвина и так называемого биогенетического закона.

Биогенетический закон, сформулированный в XIX в. биологами Э. Геккелем и Ф. Мюллером, основан на принципе рекапитуляции (повторяемости). Он гласит, что историческое развитие вида отражается в индивидуальном развитии организма, принадлежащего к данному виду. Индивидуальное развитие организма (онтогенез) является кратким и быстрым повторением истории развития ряда предков данного вида (филогенеза). Это повторение никогда не бывает полным, но этапы внутриутробного развития индивида в основном воспроизводят этапы истории происхождения организма. Об истории развития организма человека свидетельствуют, например, атавизмы, возникающие на разных этапах эмбрионального генеза, — жаберные щели, волосяной покров.

Однако в свое время принцип рекапитуляции оказал значительное влияние на идею развития в психологии. Под ее влиянием американский ученый С. Холл (1844-1924) создал первую цельную теорию психического развития в детстве (таблица 5).

Таблица 5

Теория рекапитуляции С. Холла

Основной предмет исследования Поиск закономерностей психического развития ребенка
Методы исследования Анкетирование, сравнение рисунков детей и первобытных людей, анализ игр, страхов
Основные понятия Рекапитуляция, игра, онтогенез, филогенез, педология
Основные идеи Психическое развитие ребенка кратко воспроизводит социогенез человечества; выделены периоды (этапы) смены форм поведения детей в генетически заданной последовательности
Факторы развития Биологический фактор, созревание инстинктов
Ценное Близость метода исследования к интроспекции, поверхностность аналогий, мифологичность, чересчур широкие обобщения
Направления критики Постановка проблемы взаимосвязи между историческим
и индивидуальным развитием человека — первая ставшая известной теория психического развития в детстве

Холл обнаружил черты сходства в развитии конкретного ребенка и в развитии человечества в прошлые эпохи (в социогенезе). По мнению Холла, последовательность стадий психического развития заложена генетически (преформирована); биологический фактор, созревание инстинктов — основной в детерминации смены форм поведения.

В России в 70-80-х гг. XIX в. складываются два типа исследований: наблюдения родителей за своими детьми (дневники развития ребенка) и наблюдения ученых за детским развитием (по определенной программе). Проводится изучение взаимосвязи психического и физического развития ребенка, анализ условий правильной организации умственного труда и становления познавательной деятельности, путей нравственного формирования личности (работы П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, И.А. Сикорского, Н.Н. Ланге и др.).

Развитие возрастной психологии в России с начала XX в. прочно встало на научные основы, исследования в этой области заняли ведущее место в русской психологической и педагогической науке.

В разработку этих проблем включились ученые разных специальностей, выдающиеся теоретики и организаторы науки, пользовавшиеся большим авторитетом, в частности В.М. Бехтерев, П.Ф. Лесгафт, И.П. Павлов и др.

Таблица 6

Основные теории развития (конец XIX — нач. XX)

Основные направления исследований того времени — пути формирования всесторонне развитой личности и совершенствования научных основ системы обучения. В начале XX в. на передний план были выдвинуты фундаментальные проблемы образования, которые были поставлены в тесную связь с общественными преобразованиями, с необходимостью социальных перемен (таблица 6). В ПРИЛОЖЕНИИ 1 представлены результаты исследований выдающихся отечественных психологов XX века.

Дата добавления: 2015-03-27; просмотров: 1519; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10251 — | 7940 — или читать все…

Читайте также:

  1. A. Задание для самостоятельной работы № 6
  2. A. Задание для самостоятельной работы №1
  3. A. Задание для самостоятельной работы №2
  4. A. Задание для самостоятельной работы №4
  5. B. Задание для самостоятельной работы №3
  6. B. Задание для самостоятельной работы №7
  7. DIVISA ET INDIVISA. ниями науки и техники, радикальными изменениями в сельском хозяйстве, источниках энергии, транспорте и производственных отношениях
  8. I. Аномалии, возникающие в результате недостаточности формирования частей конечностей. В эту группу входят следующие пороки развития конечностей
  9. I. Задание для самостоятельной работы
  10. I. Задание для самостоятельной работы. 1. Дайте определение ключевым понятиям темы: анкета, автобиография, характеристика, резюме, доверенность
  11. I. Задание для самостоятельной работы. 1. Составить конспект, выписать основные понятия темы: «реквизиты», «реквизиты заголовочной части», «реквизиты основной части»
  12. I. Задание для самостоятельной работы. Государственное казенное образовательное учреждение

Источник