Психическое развитие ребенка является процессом лонгитюдным
Актуальность исследования развития ребенка. Связь психологии развития с другими науками.
В детской психологии актуальны исследования, связанные с механизмами и факторами, обеспечивающими вхождение ребенка в мир взрослого, интериоризацию полученных знаний при общении. Актуальность и интерес психологии развития обусловлены парадоксами психического развития:
1) Беспомощность человека в начале онтогенеза и могущество индивидуально развитой личности в зрелости;
2) Стабильность ЦНС в процессе психического развития;
3) Универсальность человека и многообразие индивидуальных траекторий развития;
4) Человек не способен полноценно развиваться вне человеческого общества. Разлука и депривация действуют на ребенка разрушительным образом.
Как известно, психология связана с другими науками и областями культуры, что помогает в построении методологии психологии развития, выдвижении гипотез и экспериментальных исследований динамики психики. Главными областями научного знания, на которые опирается психология развития, являются философия и естествознание. Философия, социология и другие общественные науки предоставляют психологии возможность методологически точно и теоретически правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и деятельности людей. В то же время, в работах многих психологов четко просматривается связь с этнографией. Физиология и антропология позволяют психологии более точно понять строение и функции нервной системы, их роль и значение в формировании механизмов функционирования психики. Науки о трудовой деятельности ориентируют психологию в направлениях правильного осмысления функционирования психики и сознания в условиях труда и отдыха, их требований к индивидуально и социально-психологическим качествам людей. Медицинские науки помогают психологии понять патологию психического развития людей и находить пути для психокоррекции и психотерапии. Теорией культуры, искусствоведением, математикой, логикой, языкознанием. Особенно актуальна связь между педагогикой и психологией. Педагогические науки предоставляют психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Особое значение имеет психология для педагогики, так как знание закономерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей людей служит теоретическим обоснованием для выработки наиболее эффективных методов обучения и воспитания. Без накопленных психологией знаний, таким образом, не могут продуктивно развиваться и другие науки, поскольку устойчивое понимание своеобразия психики людей и закономерностей ее проявления в различных видах деятельности являются тем фундаментом, который позволяет совершенствовать и их собственные представления.
Методы психологии развития. Сравнительное и лонгитюдное исследование.
Основные исследовательские методы в психологии развития – это методы сбора фактов, выяснения тенденций, диагностики психического развития, которое разворачивается во времени. Метод наблюдения — научный объективный метод, предполагающий планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни. Виды: по степени формализации (стандартизированное/не стандартизированное); по степени и характеру участия наблюдающего (открытое/скрытое, включенное/не включенное); по длительности (кратковременное/длительное, разовое/периодическое) и другие. Трудности: трудоемкость, большие временные затраты, субъективизм наблюдателя, необходимость психологической образованности. Ценность: не существует возрастных ограничений, длительное прослеживание жизни ребенка позволяет выявить переломные моменты. Эксперимент– метод, предполагающий активное вмешательство в деятельность испытуемых с целью создания условий, в которых выясняется психологический факт. Лабораторный эксперимент предполагает проведение в преднамеренно созданных условиях с использованием специальной аппаратуры, а действия испытуемого определяются инструкцией. Строгий контроль. Недостаток – затруднительность переноса результатов на условия реальной жизни. Эффект Хоуторна. Участники эксперимента действуют иначе, более усердно, чем обычно, только благодаря осознанию того, что они причастны к эксперименту. Естественный эксперимент – сохраняются первичные условия деятельности человека. Испытуемые могут не знать о проведении эксперимента => ведут себя естественно. Недостатки: не всегда точный, проблемы с этической стороной, необходим высокий уровень образованности психолога. Тест— кратковременное испытание для установления каких-либо индивидуальных особенностей. +Можно охватывать большую группу людей, легко проверять. –Нет возможности менять вопрос в зависимости от предыдущего ответа, люди могут выбрать определенный вариант ответов, нет возможности наблюдать изменения эмоций. Беседа– метод получения информации путем взаимообразного вопросно-ответного общения. +Возможность выбора вопроса в зависимости от предыдущего ответа, возможность наблюдать изменения эмоций в ходе беседы. –Субъективизм интервьюера, охватывает маленькую аудиторию, нужно уметь хорошо и быстро ориентироваться в вопросах. Анкета– методическое средство для получения первичной социально-психологической информации. +Мало временных затрат на ее заполнение, возможность охватить большую аудиторию, мало затрат. –Нет возможности видеть реакцию на ответ, фиксированные вопросы, могут быть недостоверные ответы. Анализ продуктов деятельностииспользуется в разнообразных целях. Анализируются рисунки, поделки, аппликации и пр. Для этого метода необходимо наблюдать за процессом создания, хорошо знать диагностики проверки. Социометрия– метод, применяющийся для диагностики межличностных и межгрупповых отношений с целью изменения, улучшения и совершенствования. Лонгитюдное исследование– научный метод, в котором изучается одна и та же группа людей в течении времени, за которое эти люди успевают существенным образом поменять какие-либо признаки. Метод продольных срезов. Сравнительное исследование– сравнение людей разного возраста можно провести одновременно. Подбираются группы людей с разными отличительными особенностями и проводятся сопоставления их результатов. Метод поперечных срезов. По данным срезов строится усредненная кривая, которая наглядно показывается изменения с течением времени.
4? Развитие детства в истории человечества. Д.Б.Эльконин о развитии детства.
Детство на протяжении истории не остается неизменным, а меняется с новыми историческими эпохами.
Детство- это период, на протяжении которого ребенок находится в непроизводительной соц.сфере под опекой родителей и взрослых. Эльконин выделил 2 закономерности развития детства: 1)увеличение продолжительности детства; 2)изменение структуры детства.
Структура детства — последовательность качественно отличающихся периодов. Младенчество до года ;ранний детский возраст1-3;дошкольный3-7;мл.школьный7-11;подростковый 12-15;юношеский 15-18,19-23;
структура детства меняется за счет новых возрастов. Так например подростковый возраст начали выделять на рубеже 19-20 веков. С усложнением технологии производства труда удлиняется период спец. обучения.
5? Кризис детства. причины и следствия кризиса детства.
Кризис дет — этапы в истории человечества, когда детство не выполняет свои задачи.
Признаки: нежелание детей взрослеть; ранний алкоголизм, наркомания, суицид, ощущение одиночества.
Причины: 1)нарушение преемственности поколений;2)«горизонтальное» общение между детьми;
в традиционной культуре общение между детьми было вертикальным, т.е. дети общались в разновозрастной группе-«горизонтальное» общение удобно для системы образования. При вертик. общении дети всегда видят образ будущего, копирует поведение взрослых;3)особенности инф-ой эпохи, которая требует гибкость и мобильность современного человека.
Дети-индиго — дети «выпадающие» из хрестоматии по возрастной псих.
Типы детей-индиго: 1)гуманисты (гиперактивны, коммуникабельны),2)концептуалисты(погружены в свои проекты, управляют родителями),3)художники(чувствительные),4)живущие во всех измерениях(имеют особенности первых 3-х групп)
? 6.особенности современного детства. Исторические типы детства по В.Т.Кудрявцеву.
Дети-совы,маленькая мышечная масса,астеники,юневилизация черепа,развитие затылочной части мозга;
типы детства:1)квазидетсво-на ранних этапах человечечкой истории,когда детское сообщество не выделено,а непосредственно включено в совместную со взрослыми трудовую деятельность и ритуальную практику(первобытное детство);
2)неразвитое детство-мир детства выделен, перед детьми возникает новая соц.задача- интеграция во взрослое сообщество. Ролевая игра берет на себя ф-цию преодоления межпоколенного разрыва,выступая как способ моделирования смысловых оснований дея-ти взрослых. Социализиция происходит по мере освоения ребенком строго очерченного поля готовых смыслов дея-ти(детство в сред.века и в новое время);
развитое детство(Давыдова)-складывается тогда,когда смыслы и мотивы дея-ти взрослых не самоочевидны(современное детство). Образ взрослости,на который ориентируется ребенок,принципиально неполный,незавершенный и ребенок должен свободно и творчески «самоопределиться к культуре». Современное «развитое » детство предполагает творческое усвоение культуры как открытой многомерной системы. Продуктивный,творческий хар-р психич.развития современного ребенка реализуется уже на ранних этапах в виде феноменов детской субкультуры, «умение ставить проблемы», «чувство комического», «коммуникативной инициативности».
?7.Д.И.Фельдштейн о современном образовании и психическом развитии современных детей.
Д.И.Фельдштейн о современном образовании и психическом развитии современных детей.
Поднимает проблему современного образования и пишет о том,что дети 21 века другие и система образования должна учитывать это.
-Снизилась энергичность детей,их желание активно действовать
-сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры,это приводит к снижениюмотивационной потребностной сферы и снижению производительности
-неразвитость внутренного плана действия
-недостаточная соц.компетентность детей, дети не способны справляться с простейшими конфликтами
-экранная зависимость, ребенок не способен концентрироваться на опред.деле, постоянно нуждается во внешних стимуляциях
-ограничение общения детей между собой, опасно это ограничение в подрастковом возрасте
-эмоциональные проблемы связанны с потребностью в защите
-увеличение кол-ва больных детей, возрастает кол-во детей между нормой и патологией
-растет кол-во одаренных детей
-резкое снижение когнитивного развития дошкольников
-растет стремление к индивидуализации, поиску смысла жизни
-меняются жизненные ценности и жизненные ориентиры
8? проблема детерминации психического развития. Факторы психич.развития.
Вопрос о детерминации(причины обусловленности) психич.развития волновал ученных давно. Ученые спорили и до сих пор спорят по поводу того,какие же факторы в психич.развитии играют важнейшую роль: биологические(внутр,природ,наслед) или социальные(внеш,средовые,культ). Традиционно выделяют 2 крайних точки зрения: биологич. И соц-ые. Теории игнорирующие или отрицающие психологич.факторы, активность своей личности получили название факторность подходоа. Альтернативной теорией яв-ся теория дея-ти Монтьева,которая считает,что основной фактор психич.развития-активность самой личности. Эта теория гласит, что психика формируется в дея-ти и проявляется только в ней.
Факторные теории: нативизм,эмпиризм.
Факторы психологич.развития: 1)биологич.(наследственность,анатомофизиологич.особенности)
2)социальные(целенаправленный-обучение,воспитание;стихийный-сми,сверстники)
3)психологических(активность,дея-ть).
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник
Лонгитю́дное иссле́дование (англ. Longitudinal study от longitude — долговременный) — научный метод, применяемый, в частности, в социологии и психологии, в котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии — людей) в течение времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки. В самом широком смысле является синонимом панельного исследования, а в более узком смысле — выборочное панельное исследование любой возрастной или образовательной когорты в период от момента получения среднего образования до достижения возраста 28 — 30 лет[1][2][3][4][5].
История и особенности исследования[править | править код]
Основоположниками лонгитюдного метода исследования были Уильям Штерн и А. Н. Гвоздев, ведшие различные дневники наблюдений за развитием ребёнка в семье[5]
Первоначально лонгитюдное исследование (как метод «продольных срезов») складывалось в психологии развития (в детской и возрастной психологии) в качестве альтернативы господствовавшим методам определения состояний или уровней развития (методам «поперечных срезов»). Затем этим методом стали пользоваться в социологии, в инженерной психологии и психологии труда. Самостоятельная ценность лонгитюдного исследования связывалась с возможностью предсказать дальнейший ход психического развития исследуемого и установить родственные связи между его этапами.[4][5][6]
Лонгитюдные исследования применяются, если требуется проследить историю развития некоторого рода объектов или людей, и влияние на них определенных событий, и представляют собой эксперимент без контрольной группы с одной экспериментальной группой, в которой выполняются многочисленные наблюдения в течение достаточно продолжительного времени. При этом известно, что за это время происходит некоторое событие (или несколько событий), и цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть, как влияет наступление этого события (событий) на поведение экспериментальной группы. Для этого сравниваются наблюдения, сделанные до наступления исследуемого события и после. При этом лонгитюдное исследование предполагает одновременное использование и других методов: наблюдения, тестирования, психографии и др.[1][6]
Лонгитюдные исследования также пригодны для наблюдения за изменениями внутри организаций в течение какого-то времени[3].
В России[править | править код]
В России самым крупным лонгитюдным исследовательским проектом было всесоюзное, а позднее международное исследование «Пути поколения», которое было проведено во временной промежуток 1983-1999 годы под руководством профессора М. Х. Титмы[1].
В зарубежных странах[править | править код]
За рубежом лонгитюдные исследования применяются, например, Национальным детским бюро Великобритании для документирования различных сторон развития детей.[3]
Преимущества исследования[править | править код]
Преимуществами лонгитюдного метода по сравнению с обычным мониторингом, где на каждом этапе применяется новая выборка, состоит в возможности наблюдать за развитием во времени одних и тех же объектов или людей, точно описывать происходящие в их жизни перемены, включая изменения ценностных ориентаций, взглядов, мотивов и т. п. Жизненные события могут, хотя и со значительно меньшей точностью, отмечаться и в ретроспективном (обычном) исследовании, однако оно не позволяет изучать изменения в ценностно-мотивационной области, а также их влияние на жизненный путь отдельного человека или объекта[1].
Их преимущество по сравнению с кроссекционными исследованиями состоит в том, что причинный фактор, содержащийся в последовательности изменений, изучается непосредственно на основе данных, собранных до и после изменений (например, анализ последствий изменений в школьном учебном плане)[3].
Недостатки метода[править | править код]
Главными недостатками лонгитюдных исследований является их внутренняя валидность по следующим основным причинам[1][3] :
- Высокая затратность (особенно на повторное изучение).
- Техническая сложность осуществления мероприятия, вызванная постоянной необходимостью на каждой ступени исследования заниматься сбором данных — предисследовательских сведений о произошедших в жизни респондента событий в промежутке между двумя этапами, постоянный розыск и идентификация испытуемых в связи с переездами, обработка и оценка данных всех этапов исследования.
- «Смертность» испытуемых. «Смертность» испытуемых означает, что люди, участвующие в исследовании на начальных этапах, недоступны к концу исследования (уезжают, умирают, отказываются от дальнейшего участия и т. д.). В этом случае сокращается или пропадает база для сравнения наблюдений, сделанных до и после интересующего нас события. «Смертность» является одним из основных источников невалидности для лонгитюдных исследований.
- Эффект исследуемого события может оказаться замедленным. Могут пройти годы, прежде чем результаты исследуемого события будут заметны, если вообще проявятся.
- Существует вероятность, что некоторое, оставшееся вне поля внимания, событие или влияние иных одновременно возникающих перемен (например, изменения в школьном учебном плане и в финансировании служб образования) может погасить суть исследуемого.
- Возникновение эффекта Хоуторна
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 3 4 5
- Терещенко О. В. Лонгитюдное исследование (недоступная ссылка) // Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко., 2003 г.
- ↑
- Лонгитюдное исследование (глоссарий к книге) (недоступная ссылка) // Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. И. Добренькова. — М.: Гардарика, 1998. — 244 с.
- Лонгитюдное исследование (недоступная ссылка) // Филатова О. Социология массовой коммуникации: краткий глоссарий
- Лонгитюдное исследование (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [1420 дней]) // Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру
- Лонгитюдное исследование (недоступная ссылка) (Краткий словарь психологических терминов) // Морозов А. В. Управленческая психология. — М.: Академический проект, 2006. — 288 с. ISBN 5-8291-0670-1
- ↑ 1 2 3 4 5 Лонгитюдное исследование (недоступная ссылка) // Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х томах: Пер. с англ. Н. Н. Марчук. М.: Вече, АСТ, 1999.
- Лонгитюдное исследование (недоступная ссылка) // Психология человека от рождения до смерти / Под общ. ред. А. А. Реана. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. — 656 с. ISBN 5-93878-029-2
- ↑ 1 2 В. И. Слободчиков Лонгитюдное исследование (недоступная ссылка) // Психология развития. Словарь / Под. ред. А. Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 176 с. копия (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [1420 дней])
- ↑ 1 2 3 Лонгитюдное исследование (недоступная ссылка) // Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Мн.: Харвест, 1998. ISBN 985-433-167-9
- ↑ 1 2 Лонгитюдное исследование (недоступная ссылка) // Душков Б. А., Королёв А. В., Смирнов Б. А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 3-е изд. — М.: Академический проект, 2005. — 848 с. ISBN 5-8291-0297-8, ISBN 5-8291-0506-3, ISBN 5-902357-25-X.
Литература[править | править код]
- Belanger CF, Hennekens CH, Rosner B, Speizer FE (1978): The Nurses’ Health Study. Am J Nurs 1978;78:1039-40. (Die erste Publikation zur Studie. Das engl. Abstract dazu.
- Liste der Einzel-Publikationen aus der Studie (1978—2005)
- Diekmann, Andreas (2006): Empirische Sozialforschung — Grundlagen, Methoden, Anwendungen. Rowohlt, Hamburg
- Schneider, W.: Entwicklung von der Kindheit bis zum Erwachsenenalter: Befunde der Münchner Längsschnittstudie LOGIK. Beltz Psychologie Verlags Union 2008. ISBN 3-621-27605-X
- Schnell, R., Hill, P. B., Esser, E. (2005): Methoden der empirischen Sozialforschung. Oldenbourg, München
- Schumann, Karl F. (2004): Diskussion — Sind Arbeitsbiographie und Straffälligkeit miteinander verknüpft? — Aufklärungen durch die Lebenslaufforschung in: MschrKrim 87. Jahrgang — Heft 3/4 — 2004, 222—243.
Источник