Психическое развитие ребенка является процессом дискретным

Понятие
о развитии психики

Развитие
психики

это процесс
накопления количественных и качественных
изменений психики, обусловливающих
формирование и функционирование
личности. Исследователями выработано
две основных подхода к пониманию данного
процесса.
Представители первого
утверждают, что психическое развитие
носит непрерывный характер, т.е. не
останавливается, не ускоряется и не
замедляется. поэтому
каких-либо четких границ, отделяющих
один его этап от другого, не существует.
Однако
большинство исследователей являются
сторонниками второго
подхода: они убеждены, что развитие
дискретно (носит прерывистый характер).
начавшись
еще до рождения ребенка, оно разворачивается
и продолжается неравномерно (то
ускоряется, то замедляется). Это даёт
основания для выделения стадий или
этапов развития, качественно отличающихся
друг от друга. Все люди независимо от
индивидуальных особенностей проходят
каждую стадию развития.

Источники
и механизмы психического развития

Источниками
психического
развития
личности являются ведущая деятельность,
ведущий тип общения и кризис развития.
Ведущая
деятельность

– это, деятельность,
которая преимущественно определяет
психическое развитие ребенка в
определенный период его жизни.
Каждый возрастной период характеризуется
особым видом деятельности. При переходе
из одного периода в другой меняется и
ведущая
деятельность
.
Ведущими в разные периоды могут быть
игра
(дошкольное детство), учеба
(младший школьный возраст), общение
(подростковый возраст), труд
(юношеский возраст). Определенному
возрасту могут быть присущи и две ведущих
деятельности. Пример. Младший школьный
возраст: учебная и игровая деятельность.

Благодаря
ведущей деятельности достигаются
наибольшие результаты в развитии
познавательных процессов, происходит
формирование психологических (психических)
новообразований. психологические
новообразования

– качественные особенности психики,
которые впервые появляются в определенный
возрастной период и определяют сознание
человека, его отношение к среде, к
внутренней и внешней жизни.
Пример. дошкольный
возраст: формируются общие (вербальные,
креативные и т.п.) и специальные
(музыкальные, художественные, танцевальные
и т.п.) способности.

Ведущий
тип общения

– это общение, в результате которого
формируются и закрепляются основные
положительные черты личности. К типам
общения

относятся межличностный,
межгрупповой, личностно-групповой
и
т.п. Пример.

Противоречия,
возникающие в процессе психического
развития, могут приводить к кризисам
развития
(возрастным
кризисам). Кризисы
развития

это относительно непродолжительные
периоды, которые характеризуются резкими
психическими изменениями. Они необходимы
для нормального, поступательного
развития личности. Форма, длительность
и острота протекания кризисов существенно
отличаются в зависимости от индивидуальных
особенностей ребенка, условий его
воспитания, типа семьи, общества и пр.
Примеры. кризис
трех лет; кризис младшего школьного
возраста, кризис подросткового возраста.

Механизмы
развития

Главные
механизмы
развития

– это интериоризация
и екстериоризация.
Процесс
превращения
внешних, практических действий во
внутренние, умственные, называется
интериоризацией
(лат. interior
— внутренний).
Благодаря
интериоризации психика человека
приобретает способность оперировать
образами предметов, которые в данный
момент не воздействуют на органы чувств.

Важнейшим
средством интериоризации является
слово,
которое выделяет и закрепляет в себе
существенные свойства вещей. Овладение
правильным употреблением слов есть
одновременно усвоение существенных
свойств вещей и способов оперирования
информацией. Усваивая слова, человек
фактически усваивает опыт человечества.
Таким образом, внутреннюю, психическую
деятельность можно рассматривать как
результат интериоризации внешней,
предметной деятельности. С другой
стороны, внешнюю, предметную деятельность
можно рассматривать как экстериоризациювнутренней,
психической деятельности.
Примеры.

Закономерности
психического развития

К
основным закономерностям
психического развития
человека
относятся:

1.Неравномерность
развития
.
Данная закономерность проявляется в
следующем.

А.
Развитие отдельных психических процессов
и функций происходит неравномерно.
Пример. у
одних людей в детском возрасте музыкальные
и хореографические способности
развиваются значительно быстрее, чем
у других (явление «вундеркиндов»). Однако
нет никаких гарантий, что и в дальнейшем
эта тенденция сохранится. по
данным психологов, примерно 75%
«вундеркиндов» во взрослой жизни не
становятся выдающимися мастерами своего
дела.

Б.
На разных этапах возрастного развития
одни свойства личностивыступают
как ведущие, другие развиваются менее
интенсивно. Пример. в
юношеском
возрасте наиболее активно развивается
память, что позволяет человеку именно
в этот период успешно овладевать знаниями
и навыками в различных областях науки,
искусства, техники и пр.

В.
Существуют наиболее благоприятные
возрастные периоды для развития
определенных психических функций. Их
называют сензитивними
периодами

или периодами
повышенной возрастной чувствительности
.
Пример. для
развития музыкальных способностей это
дошкольное детство, речи – возраст от
1 года до 8-9 лет. Если сензитивный период
не использовать должным образом, развитие
соответствующего свойства либо
замедляется, либо становится невозможным.
Пример. «дети-маугли»,
у которых пропущен ряд сензитивних
периодов, не могут приспособиться к
человеческому обществу.

2.
Интеграция
психики
.
В основе развития психики лежит
повторяемость определенных ситуативных
состояний (тревога, агрессия, радость).
Закрепляясь в памяти, они постепенно
переходят в устойчивые свойства личности.
Пример. повторяемость
переживания радости приводит к
формированию оптимизма как черты
характера.

3.
Пластичность
психики и возможность компенсации одних
свойств другими.

Если определенные психические функции
и свойства развиты недостаточно или
отсутствуют, они могут компенсироваться
развитием других. Пример. на
фоне ослабленного зрения может развиваться
повышенная чувствительность к музыкальным
звукам.

Факторы
психического развития

Развитие
психики предполагает наличие биологических
предпосылок

(задатков),
лежащих в основе возникновения, развития
и функционирования психических свойств.
Развитие личности происходит под
воздействием двух основных факторов:
природного
и
социального.

Природный
фактор психического развития

(наследственность).
В качестве источника насле́дственности
(способности
организмов передавать свои признаки и
особенности развития потомству) выступает
генетический аппарат человека. В свою
очередь, характер общения, учебы,
воспитания и трудовой деятельности
детерминированы принадлежностью
человека к определенной нации, обществу,
культуре.

Становление
человеческого организма происходит по
определенной программе, заданной в
генотипе
(совокупности
генов). Генотипопределяет
тип анатомо-физиологической структуры
человеческого организма, его морфологические
и физиологические признаки, строение
нервной системы, принадлежность к
определенному полу, характер физического
созревания и пр.

Однако,
конечный результат, достигаемый на
каждом этапе индивидуального развития
человека, изначально в генотипе не
заложен. Существенное
влияние на него оказываютразличные
условия психического развития
:
развитие
и функционирование
мозга
,
общение
со взрослыми
как носителями социального опыта,
активность
самого индивида и пр.

Социальный
фактор психического развития

– это совокупность элементов социальной
среды, с которыми индивид взаимодействует
в ходе становления личности. в
зависимости от степени контакта с
индивидом социальная среда делится на
микросоциум
— близкое окружение ребенка (семья,
друзья, школьные и внешкольные малые
группы, педагоги) и макросоциум
— широкое общественное окружение, которое
влияет на развитие личности через СМИ,
Интернет и т.п.

Влияние
социального
фактора на развитие личности происходит
не прямо, непосредственно, а через
внутренние условия. Особое
сочетание внутренних процессов развития
и внешних условий, которое является
типичным для каждого возрастного этапа
и обусловливает как динамику психического
развития на протяжении соответствующего
возрастного периода, так и новые
психологические образования, возникающие
к его концу, получило название социальной
ситуации развития.

Это специфическая для каждого возраста,
система отношений ребенка с окружающим
миром, которая изменяется при переходе
от одного возрастного этапа к другому.

единица
анализа социальной ситуации развития
переживание.
Переживание показывает, как в данный
момент среда влияет на развитие личности
ребенка. Из-за различия переживаний у
разных детей одна и та же жизненная
ситуация может по-разному сказываться
на их развитиии. пример.
Отношение разных детей к школьным
отметкам.

Развитие
и обучение

Развитие
ребенка тесно связано с процессом его
обучения. Обучением
называется деятельность учителя по
передаче учащимся знаний и жизненного
опыта, формированию у них умений и
навыков.
В психологической науке сложились два
основных подхода к проблеме соотношения
развития и обучения
.
Первый
разработал Ж.Пиаже. Этот ученый считал,
что развитие происходит как бы «само
по себе», а учеба лишь «приспосабливается»
к нему.

Автором
второго
был Л.С.Выготский. Он утверждал, что
ведущая роль принадлежит обучению,
которое «ведет за собой» развитие.
Психическое развитие ребенка, по
Выготскому, осуществляется в сотрудничестве
со взрослыми, которые передают ребенку
знания о предметах и способах их
примененения
в обществе, то есть обучают его.

Выготский
выдвинул идею об «уровне актуального
и зонеближайшего
развития ребенка». Он считал, что
состояние умственного развития можно
определить по двум уровням. Первый –
уровень
актуального развития

(умственные задания, которые ребенок
может выполнить самостоятельно), второй
зона
ближайшего развития

(задания, которые он может выполнить с
помощью взрослого).

Выготский
установил, что развитие ребенка, проходит
через зону ближайшего развития и только
потом переходит на уровень актуального.
В школе ребенок учится тому, что может
сделать в сотрудничестве с учителем,
под его руководством, при этом главной
формой обучения является подражание.
Поэтому зона ближайшего развития
является определяющей: то, что ребенок
сегодня может сделать сотрудничая со
взрослыми, завтра сумеет сделать и
самостоятельно, а следовательно, перейдет
на уровень актуального развития. Пример.

Выготский
обосновал возможность и необходимость
развивающего
обучения,

главная цель которого – не передача
знаний в готовом виде, а психическое
развитие ребенка в процессе их
приобретения. Пример.

Движущие
силы психического развития

Под
движущими
силами
развития
личности понимают собственные
потребности
ребенка, его мотивацию, внешние стимулы
его деятельности и общения, цели и
задачи, которые ставят взрослые перед
ребенком в процессе обучения и воспитания,
а также противоречия
между
внешними условиями психического развития
личности и ее потребностями, интересами,
целями.

в
разном возрасте эти противоречия могут
иметь разное содержание, формы проявления
и способы преодоления. На начальных
этапах жизни они могут не осознаваться,
но в последующем фиксируются самосознанием
и переживаются личностью как недовольство
собой, стремление к самоусовершенствованию.

Виды
противоречий
,
возникающих в процессе психического
развития ребенка:

1.
Между психологическими потребностями
ребенка и возможностями их удовлетворения.
Пример.

2.
Между новыми физическими и духовными
возможностями ребенка и существующим
отношением к ней со стороны взрослых.
Пример.

3.
Между требованиями со стороны общества,
взрослых и уровнем психического развития
ребенка. Пример.

4.
Между требованиями взрослых и желаниями
ребенка. Пример.

5.
Между знаниями и поступками, сознанием
и поведением ребенка. Пример.

Противоречия
возникают при переходе человека от
одного возрастного периода к другому
и проявляются в форме негативизма,
конфликтов со взрослыми и сверстниками,
противодействия их требованиям и пр.
Успешное преодоление противоречий
помогает личности подняться на новый
уровень развития, если же этого не
происходит, в личностном развитии могут
возникать серьезные трудности и проблемы.

Возрастные
изменения психики

Психическое
развитие человека проявляется в
возрастных изменениях психики и
поведения. Данные изменения могут быть:

1.
Эволюционными
(сравнительно медленными и постепенными).
Пример. развитие
интеллекта в школьные годы.

2.
Революционными
(быстрыми, занимающими короткий промежуток
времени). Пример. Изменения в периоды
психологических кризисов.

3.
Ситуационными
(связанными с изменяющимися
обстоятельствами). Пример. развитие
музыкального или хореографического
мастерства под воздействием интенсивной
тренировки. Если человек перестает
тренироваться, уровень мастерства
падает.

Эволюционные
и революционные изменения являются
постоянными и необратимыми, ситуативные
– нуждаются в закреплении.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

После своего рождения человеческий ребенок является бессознательной, беспомощным и бессловесным существом, вполне зависимой от взрослых в выживании Психические проявления и физические реакции новорожденного являются простыми, адаптаций ия к миру только начинается результате длительной социализации ребенка и развертывания его психического развития происходит становление зрелой, автономной и аутентичной личноститі.

Психическое развитие — процесс накопления количественных и качественных прогрессивных изменений психики, обусловливающие формирование личности

Таким образом, психическое развитие является процессом, так как имеет динамический характер — начавшись еще до рождения ребенка, разворачивается и продолжается, по мнению большинства ученых, вся жизнь человека В ходе психически ого развития происходит накопление количественных и качественных преобразований психики, обеспечивающих формирование и функционирование личностии.

Обучение и развитие — Обучение и развитие не совпадают непосредственно, а представляют собой два процесса, находящиеся в сложном взаимоотношении.

Обучение – это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование, мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Обучение только тогда эффективно, когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. В этом и заключается главнейшая роль обучения в развитии. Обучение оказывается наиболее плодотворным только тогда, когда оно совершается в пределах периода, определяемого зоной ближайшего развития.

Когда мы наблюдаем за ходом развития ребенка в школьном возрасте и за ходом его обучения, мы действительно видим, что всякий предмет обучения требует от ребенка больше, чем он может дать на сегодняшний день, т. е. ребенок в школе осуществляет деятельность, которая заставляет его подыматься выше самого себя. Это, конечно, относится к здоровому школьному обучению.

Правильное решение вопроса о соотношении развития и обучения имеет центральное значение не только для психологии, но н для педагогики. Каждая концепция обучения, которой руководствуется педагог, включает в себя (сознает он это или нет) определенную концепцию развития. Точно так же каждая концепция психического развития, которой придерживается психолог (сознает он это или нет), заключает в себе и определенную теорию обучения.

Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь. Это значит: воспитание и обучение включается в самый процесс развития ребенка, а не надстраиваются над ним. Задача воспитания и обучения не в том, чтобы приспосабливать педагогический процесс к будто бы независимой от него природе ребенка, а в том, чтобы формировать развитие. Личностные психические свойства ребенка, его способности, черты характера и т. д., а также различные на разных ступенях развития и у разных индивидов особенности психических процессов (восприятия, памяти и т. д.) не только проявляются, но и формируются в ходе собственной деятельности ребенка, посредством которой он под руководством учителя активно включается в жизнь коллектива, осваивая правила и овладевая знаниями, добытыми в ходе исторического развития познавательной деятельности человечества.

Педагогический процесс как деятельность учителя-воспитателя формирует развивающуюся личность ребенка в меру того, как учитель руководит деятельностью ребенка, а не подменяет ее. Всякая попытка воспитателя-учителя <внести> в ребенка познание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает самые основы здорового умственного и нравственного развития ребенка.

Формирующиеся в ходе развития, на основе задатков как предпосылок развития личностные свойства ребенка, его способности и характерологические особенности являются не только предпосылкой, но и результатом его деятельности; их развитие в холе ее не только проявляется, но и совершается.

Если школьник понимает, на доступном ему уровне, основания тех операций, которыми он овладевает, то их изучение вносит определенный вклад в фонд его развития. Если же путем немало кратных упражнений ребенок научается производить те или иные операции, не осознавая их логики, это не продвигает его в общем развитии.

Дата добавления: 2014-10-30; просмотров: 8985; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9223 — | 7814 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Понятие возраста и его параметры

С психологическим развитием детей тесно связано понятие возраста. Р. С. Немов определил возраст как качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.

По Л. С. Выготскому, возраст — это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.

В психологии возраст подразделяют на физический (хронологический) и психологический.

Физический возраст — это время жизни ребенка в днях, месяцах, годах, прошедших с момента его рождения. Его можно назвать внешней сеткой, на фоне которой проходит процесс психического развития ребенка, становление его личности.

Психологический возраст, по Выготскому, — это качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся прежде всего появлением новообразования, подготовленного всем ходом предшествующего развития. Другими словами, он указывает на достигнутый к определенному возрасту уровень психологического развития.

Иногда бывает так, что ребенку физически пять лет, а по психологическому развитию он соответствует шести- или семилетнему, а бывает и наоборот (но тут речь уже идет об отставании в умственном развитии).

Возраст — это временная характеристика онтогенетического развития человека. Б. Г. Ананьев, рассматривая «фактор возраста», указывал на единство влияний роста, общесоматического и нервно-психического созревания в процессе воспитания и жизнедеятельности человека. Во времени происходит индивидуальное развитие человека. Поэтому возраст — это не только количество прожитых лет, но и внутреннее содержание, духовное развитие человека, изменения в его внутреннем мире, произошедшие за эти годы. Именно внутренним миром люди отличаются друг от друга, благодаря ему можно говорить о непохожести, неповторимости и оригинальности людей.

Как человек в целом, так и его временные характеристики (имеется в виду возраст) есть взаимопроникновение природы и истории, биологического и социального. Поэтому возрастные

изменения отдельных свойств человека являются одновременно онтогенетическими и биографическими.

Среди параметров возраста выделяют две группы: основания развития и результаты развития.

Основания развития включают в себя:

  • • социальную ситуацию развития;
  • • круг отношений;
  • • ведущий тип деятельности;
  • • сензитивность.

Результаты развития включают в себя:

  • • новообразования личности;
  • • формы общения;
  • • эмоционально-волевую сферу;
  • • способности общения;
  • • новый вид деятельности.

Составляя описание личности с учетом данных параметров, можно получить полную характеристику ее возраста.

Подходы к периодизации психического развития

Существуют различные точки зрения на процесс развития ребенка в целом. Одни ученые полагают, что этот процесс непрерывный, другие считают его дискретным.

Сторонники непрерывного развития утверждают, что процесс идет, не останавливаясь, не ускоряясь и не замедляясь; границ, отделяющих один этап от другого, нет. По мнению приверженцев дискретного развития, оно идет неравномерно, то ускоряется, то замедляется и имеет главный, ведущий фактор развития. Именно поэтому необходимо выделять стадии и этапы развития, которые будут качественно отличаться друг от друга. Считается, что дети последовательно проходят через все стадии развития, не пропуская ни одного этапа и не забегая вперед.

В настоящее время предпочтение отдается дискретной позиции развития детей, поэтому рассмотрим ее более подробно.

Известны два подхода к периодизации развития: стихийный и нормативный. Сторонники стихийного подхода полагают, что процесс развития складывается стихийно, под воздействием множества случайных факторов и обстоятельств, происходящих в жизни детей. Нормативным считается идеальный процесс развития с учетом всех влияющих факторов при правильной организации обучения и воспитания.

По мнению Л. С. Выготского, все периодизации можно разделить на три группы.

Первая группа включает в себя периодизации, построенные на основе внешнего критерия, связанного с процессом развития. К ней можно отнести периодизацию, созданную по биогенетическому принципу, периодизацию К. Бюлера — автора теории трех ступеней развития (инстинкт, дрессура (навыки), интеллект), который считал, что ребенок начинает что-либо осознавать после дошкольного возраста.

Французский психолог Р Заззо построил свою периодизацию таким образом, что системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства: 0—3 года — раннее детство; 3—5 лет — дошкольное детство; 6—12 лет — начальное школьное образование; 12—16 лет — обучение в средней школе; 17 лет и старше — высшее и университетское образование.

Многие ученые предлагали при построении периодизации выделять какой-нибудь признак, например, П. П. Блонский предложил строить периодизацию по смене зубов: беззубое детство, молочнозубое, период постоянных зубов.

Ко второй группе относятся периодизации, основанные на одном внутреннем критерии, выбранном произвольно. Вот некоторые из них.

3. Фрейд построил периодизацию с учетом полового созревания и предложил следующие стадии: оральную, анальную, фаллическую, латентную, генитальную, соответствующие бесполому, нейтральнополому, двуполому и половому детству.

Американский психолог .П. Колберг (1927—1987) сделал акцент на моральное развитие и выделил следующих три уровня.

  • 1. Страх наказания (до 7 лет): страх перед правом силы, страх быть обманутым и недополучить благ.
  • 2. Стыд перед окружающими людьми (13 лет): перед товаришами, ближайшим окружением; стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.
  • 3. Совесть (после 16 лет): желание соответствовать своим нравственным принципам, собственной системе нравственных ценностей.

Периодизация Э. Эриксона включает в себя восемь этапов:

  • 1) доверие — недоверие (1 год);
  • 2) достижение равновесия: самостоятельность и нерешительность (2—4 года);
  • 3) предприимчивость и чувство вины (4—6 лет);
  • 4) умелость и неполноценность (6—11 лет);
  • 5) идентификация личности и путаница ролей (12— 15 лет — девочки и 13—16 лет — мальчики);
  • 6) близость и одиночество (молодость);
  • 7) общечеловечность и самопоглощенность (зрелый возраст);
  • 8) целостность и безнадежность (пожилой возраст).

На каждом этапе формируется новое необходимое для социальной жизни качество и идет подготовка к следующему жизненному этапу.

Ж. Пиаже за основу своей периодизации взял интеллектуальное развитие и выделил следующие четыре стадии:

  • 1) сенсомоторная стадия (от рождения до 18—24 месяцев);
  • 2) дооперациональная стадия (от 1,5—2 до 7 лет);
  • 3) стадия конкретных операций (от 7 до 12 лет);
  • 4) стадия формальных операций (после 12 лет).

Третья группа выделяет периоды развития на основе совокупности существенных критериев.

Периодизация Л. С. Слободчикова:

  • 1 ступень — оживление (от рождения до I года);
  • 2 ступень — одушевление (от 1 года до 5—6 лет);
  • 3 ступень — персонализация (от 6 до 18 лет);
  • 4 ступень — индивидуализация (от 18 до 42 лет).

А. Дистервег выделял три возрастные стадии:

  • 1 стадия — господство ощущения;
  • 2 стадия — господство памяти;
  • 3 стадия — господство разума.

Проблема разработки целостной возрастной периодизации развития до сих пор остается актуальной, так как ни одна из предложенных периодизаций не охватывает всех явлений, свойственных выделяемым периодам. Все они в чем-то дополняют друг друга.

Л. С. Выготский, работая над проблемой периодизации, писал: «Только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка» [1]. Он предложил при создании периодизации использовать анализ социальной ситуации развития ребенка и психические новообразования, учитывать переходные критические периоды развития от рождения до юношества.

Проблема выделения основной возрастной периодизации до сих пор остается актуальной, так как ни одна из предложенных периодизаций не получила подтверждения в конкретных результатах изучения психического развития человека.

Л. С. Выготский, работая над проблемой периодизации, писал: «Только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка» [2].

Эта проблема интересовала и А. Н. Леонтьева, который в статье «К теории развития психики ребенка» ввел понятие «ведущий вид деятельности». Он указал, что с возрастом меняется место ребенка в системе общественных отношений, что сопровождается деятельностью ребенка, которая является определяющей в его развитии.

Идеи Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева послужили основой для создания Д. Б. Элькониным возрастной периодизации развития ребенка, которая сейчас считается общепринятой в отечественной возрастной психологии (табл. 3). Эльконин исходил из следующих положений:

  • • возрастное развитие — это общее изменение личности, формирование нового плана отражения, изменение в деятельности и жизненной позиции, установление особых взаимоотношений с окружающими, формирование новых мотивов поведения и ценностных установок;
  • • развитие — это диалектический процесс, определяемый внутренними противоречиями, целенаправленный, неравномерный, с критическими периодами;
  • • природу детства следует рассматривать в ее конкретноисторическом понимании;
  • • в основе периодизации лежат закономерности развития деятельности и растущего человека.

Вся психическая деятельность человека рассматривается как процесс непрерывной смены деятельности. Выделяются ведущая деятельность и новообразования данного возраста.

Таблица 3

Возрастная периодизация по Д. Б. Эльконину

Эпоха

Период

Ведущая деятельность

Основные новообразования

I

Младенчество (от рождения до 1 года)

Непосредственно эмоциональное общение

Формирование потребности в общении, эмоциональное отношение

I

Раннее детство

Предметно-манипу-лятивная

деятельность

Развитие речи и наглядно-действенного мышления

Окончание табл. 3

Эпоха

Период

Ведущая деятельность

Основные новообразования

II

Дошкольный

возраст

Ролевая игра

Стремление к общественно-значимой деятельности

II

Младший

школьник

Учебная деятельность

Произвольность психических явлений, внутренний план действия

III

Подросток

Интимно-личностное общение

Самооценка, критическое отношение к людям, стремление к взрослости, самостоятельности, подчинение коллективным нормам

III

Старший школьный возраст

Учебно-профессио-

нальная

деятельность

Формирование мировоззрения, профессиональных интересов, самосознания. Мечты и идеалы

Источник