Психическое развитие ребенка и привязанность

Психическое развитие ребенка и привязанность thumbnail

Как влияет привязанность к матери на психическое развитие ребенка

Привязанность к матери – необходимая фаза в нормальном психическом развитии детей. Она способствует развитию таких социальных чувств, как благодарность, отзывчивость и теплота в отношениях, т. е. всего того, что является проявлением истинно человеческих качеств. Для развития привязанности необходим достаточно продолжительный и устойчивый контакт ребенка и взрослого. Малыш, пользуясь поддержкой и защитой матери, приучается быть активным и уверенным в себе. Вот почему большинство детей, привязанных к матери в первые годы жизни, отличает в дальнейшем наличие достаточной самостоятельности и независимости в действиях и поступках.

Привязанность проявляется не сразу, а постепенно, в процессе непосредственного взаимодействия матери с ребенком. С известной долей условности можно считать первую ответную улыбку младенца прообразом привязанности – выражением ответных чувств.

Чувство страха, охватывающее ребенка, когда он остается один, означает, что он эмоционально заостренно воспринимает отсутствие матери. Иногда это чувство приобретает такое травмирующее значение, что может послужить основанием для последующего развития страха одиночества, потери расположения близкого человека. Реакция страха в семимесячном возрасте указывает на особую врожденную чувствительность эмоциональной сферы ребенка и должна всегда приниматься во внимание взрослыми.

Беспокойство от ухода матери отражает возникновение общности с ней, когда ребенок уже осознанно воспринимает себя и мать как единое целое. В этом – начало развития групповых, или социальных, отношений, и первой такой группой для ребенка является он и мать. Пройдет еще год с небольшим, и ребенок научится определять себя в первом лице.

Поэтому когда происходит формирование «я», максимально представленное в 2 года, ребенок наиболее интенсивно привязан к матери. Она нужна ему как опора, как образ уже сложившегося «я», как источник чувства безопасности и удовлетворения насущных потребностей.

В 8 месяцев малыш начинает бояться незнакомых взрослых, выражая это беспокойством, плачем. А уже в 1 год и 2 месяца ребенок менее беспокойно воспринимает незнакомых ему взрослых (на сверстников подобная реакция не распространяется). Но еще в течение нескольких месяцев выявляется повышенная застенчивость при встречах с незнакомыми людьми. В большей степени страх перед незнакомыми людьми присущ эмоционально чувствительным и привязанным к матери детям и чаще возникает у мальчиков.

Беспокойство, испытываемое даже нормально развивающимися детьми в период от 7 месяцев до 1 года 2 месяцев, может явиться предпосылкой для последующего развития тревоги и страха. При неблагоприятном стечении обстоятельств (наличие травмирующего жизненного опыта у ребенка, наличие страхов и тревожность окружающих его близких людей) тревога перерастает в тревожность, а страх в боязливость, превращаясь тем самым в устойчивые черты характера.

Излишне ранняя и поэтому травмирующая разлука с матерью служит одним из источников развития невроза. Многие дети в возрасте от 6 месяцев до 2,5 лет испытывают некоторое беспокойство при помещении их в ясли. Но это беспокойство особенно заметно от 8 месяцев до 1 года 2 месяцев: в этот период ребенок очень эмоционально воспринимает отделение от матери, и при этом настороженно относится к появлению замещающих ее посторонних лиц.

Дети с тенденцией последующего развития неврозов крайне болезненно реагируют даже на временный, но неожиданный для них уход матери и появление иначе относящихся к ним взрослых. Отвечая беспокойством, плачем, нарушениями сна и аппетита, а то и состояниями вялости и апатии, такие дети теряют уже приобретенные навыки, начинают отставать в речевом и умственном развитии.

Нередко уже в возрасте 1 года и старше у активных по темпераменту детей появляется негативизм как своеобразная форма протеста. В яслях они чаще всего сидят в стороне, плачут или упорно молчат и не вступают в контакт с более шумными сверстниками, которые их скорее пугают и раздражают, чем притягивают и вызывают интерес. Ведь даже в норме до двух, а то и до трех лет ребенок более предпочитает общение с хорошо знакомыми взрослыми, чем со сверстниками.

В середине второго года жизни дети уже не пугаются незнакомых взрослых, но только при условии их доброжелательного отношения. При уходе матери они еще и до 2,5 лет, особенно мальчики, обнаруживают некоторое волнение, но достаточно быстро успокаиваются, поскольку уже знают, что мать вернется.

Разлука с мамой означает, по существу, начало невроза из-за наличия выраженного эмоционального расстройства, с которым сам ребенок не может справиться. Стресс начинает проявляться соматическими заболеваниями, в том числе и хорошо знакомой любому воспитателю картиной бесконечных ОРЗ.

При наличии выраженной, а тем более устойчивой аффективной реакции на помещение в ясли целесообразнее всего дать рекомендацию матери, по возможности, еще побыть с ребенком дома до 2,5–3 лет. Передавать ребенка на воспитание родственникам (особенно живущим в другом городе) крайне нежелательно, так как он с трудом переносит изменение сложившегося стереотипа отношений и объекта привязанности в 2,5 года.

Необходимо учитывать, что тревожный характер привязанности часто провоцируется чрезмерно опекающей ребенка матерью и другими взрослыми, заменяющими ему сверстников и всегда ограничивающими в чем-то его активность и самостоятельность.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг

Психическое развитие ребенка

Глава 2
Нервно-психическое развитие школьников

Основные понятия психологии развития и факторы психического развития
Нервно-психическое развитие является одним из основных показателей здоровья ребенка. Родители, учителя, врач-педиатр должны уметь правильно оценивать

Глава 2. Психическое развитие человека в трудах зарубежных психологов

2.1. Становление зарубежной возрастной психологии

Дневники наблюдений – начало детской психологии
Оформление психологии развития (детской или возрастной психологии) как самостоятельной отрасли

Глава 3. Психическое развитие человека в трудах отечественных

Лист достижений: физическое и психическое развитие ребенка

Физическое развитие ребенка
12–15 месяцев:• Делает попытки слезть с высокого стула.• Хорошо ползает; преодолевает несколько ступенек лестницы на четвереньках с одинаковой легкостью – что вверх, что вниз.• С

Психическое развитие ребенка
12–15 месяцев:• Малыш любит игры с мячом. Очень интересуется содержимым шкафов: открывает дверцы, выдвигает ящики, выбрасывает содержимое шкафов наружу и подолгу рассматривает его.• Пользуется посудой, туалетными принадлежностями.Любит

Глава 4
Интеллектуальное развитие и привязанность
Бытующий социальный стереотип о том, что все дети из неблагополучных семей страдают интеллектуальными нарушениями, безусловно, несправедлив. Однако с формальной точки зрения для него есть все основания. Обследование

Как отрицание приемными родителями кровной семьи влияет на ребенка и отношения
Все, что касается болезненной и важной темы – работы с жизненной историей приемного ребенка, излагаемой авторами этой книги, – базируется на отечественной и зарубежной социальной практике,

Ношение ребенка усиливает родительскую привязанность
Когда мать носит ребенка много часов в день, она привыкает быть вместе с ним, а ребенок привыкает быть с ней. По сути, контакт означает, что они чувствуют, что все хорошо, когда они вместе, и что что-то не так, когда они не

У матери и ребенка нет синхронности
Наш двухмесячный ребенок просыпается каждые два часа. Я не могу выносить, как он плачет, но к тому времени, как подхожу к нему и даю ему грудь, он уже взбудоражен, и я тоже. Из-за этого у меня уходит больше времени на то, чтобы убаюкать его и

Как влияет вседозволенность со стороны родителей на ребенка, посещающего детский сад
Приходя в детский сад, ребенок резко попадает в другую социальную среду: встречается с новыми правилами, новыми требованиями и новыми людьми. Очень часто детсадовские режим дня и методы

Влияние развода на психическое состояние ребенка. Значение полной семьи в жизни ребенка
«Дочь моей знакомой не помнила отца, поскольку он оставил семью, когда ей был всего год, и никогда не расспрашивала о нем. Но однажды в детском саду вдруг заплакала и закричала: «Мой

Источник

Влияние типа привязанности на развитие личности малыша

Привязанность – это устойчивая психологическая связь. Психологи уверены, что привязанность ребенка к маме (или замещающему ее взрослому) оказывает влияние на развитие личности малыша и его способность выстраивать взаимоотношения с другими людьми уже во взрослом возрасте. В этой статье мы поговорим с Вами о том, как формируется привязанность, какие типы привязанности существуют и как они влияют на психику детей.

Что такое привязанность и как она формируется?

Теория привязанности, разработанная американским психологом Дж. Боулби, получила широкую известность по всему миру. Привязанность в данной концепции означает тесную связь, образующуюся между матерью и ребенком в первые годы его жизни. Зарождение этой связи основано на инстинктах. Ощущая свою беспомощность и беззащитность, ребенок с помощью эмоциональных реакций бессознательно стремится «привязать к себе» маму, чтобы та заботилась о нем и обеспечивала его безопасность.

Формирование привязанности происходит в несколько этапов:

  1. 0-3 месяцев. Восприятие заботы со стороны любого взрослого.
  2. 3-6 месяцев. Позитивная реакция на знакомые лица. Улыбка и движения в ответ на действия близкого взрослого.
  3. 6 месяцев – 2 года. Исследование окружающего мира при поддержке матери или замещающего ее взрослого.
  4. 2 – 3 года. Образование устойчивой формы отношений между ребенком и матерью. Взрослый служит для малыша гарантом надежности и спокойствия.

По мнению Джона Боулби, очень важно, чтобы до 3 лет у ребенка образовалась здоровая привязанность к матери или другому близкому взрослому, так как от этого напрямую зависит его способность выстраивать доверительные отношения в будущем.

Что такое привязанность и как она формируется?

Сформировавшаяся здоровая привязанность дает ребенку чувство защищенности и возможность изучать такой большой и полный неожиданностей окружающий мир. Кроха, который доверяет близкому человеку, ведет себя смелее и увереннее. Если же взрослый недостаточно отзывчив и в отношениях между матерью и ребенком не хватает теплоты, то это усиливает тревожность малыша. К сожалению, здоровая привязанность формируется не всегда, и у детей могут возникать различные нарушения привязанности.

Типы привязанностей

Психолог М. Эйнсворт провела необычный эксперимент, в результате которого выяснилось, что маленькие дети ведут себя по-разному в зависимости о того, какой тип привязанности к матери был у них сформирован. Малышей оставляли на некоторое время наедине с незнакомцем в незнакомой комнате. Затем в комнату возвращались мамы, а исследователи фиксировали дальнейшие реакции детей.

Типы привязанностей

  1. Некоторые дети вели себя в присутствии незнакомца спокойно и сдержанно. На возвращение мамы практически никак не реагировали. Психологи считают, что такое поведение малышей связано с избегающим типом привязанности. Если мать обычно холодна с ребенком, он боится быть вновь отвергнутым, поэтому сам не проявляет эмоций.
  2. Второй тип привязанности был назван тревожно-сопротивляющимся. Ребенок плачет и боится оставаться без мамы, а когда она возвращается, не знает, радоваться ему или злиться. Этот тип привязанности обычно формируется в том случае, когда родители склонны проявлять агрессию по отношению к малышу, а затем, под действием чувства вины, задабривают и балуют его.
  3. Третий тип – надежная привязанность. При уходе мамы дети становятся более тревожными и беспокойными. Когда близкий человек возвращается, ребенок испытывает радость. Это самый благополучный вариант развития привязанности.

Позднее М. Мэйн и С. Аш выделили еще один тип привязанности, который был назван дезорганизованным. Он формируется у малышей, чьи родители не проявляют отзывчивость и не удовлетворяют их потребности в заботе. Также этот тип привязанности обычно формируется у детей, подвергшихся жестокому обращению и насилию со стороны близких.

В жизни редко можно встретить эти «чистые» типы привязанностей. Чаще всего наблюдаются смешанные виды, в которых преобладает тот или иной тип отношений между матерью и ребенком.

Последствия нарушений привязанности

Сформировавшийся в раннем детстве тип привязанности оказывает большое влияние на поведение и характер ребенка в будущем. Дети с избегающим типом привязанности часто вырастают замкнутыми и самостоятельными. Они испытывают сложности общения со взрослыми и сверстниками и не способны выстраивать близкие взаимоотношения. Дети с тревожным типом привязанности находятся в постоянном стрессе: они не знают, чего ожидать от окружающих. Они стараются всячески привлечь к себе внимание и доказать свою значимость, в том числе неадекватными способами (в дошкольном возрасте это могут быть истерики, а в подростковом – девиантное поведение).

Последствия нарушений привязанности

Маленький ребенок ощущает острую потребность в постоянстве и предсказуемости мира. Удовлетворить ее помогает последовательное поведение родителей.

Самые тяжелые последствия имеет дезорганизованный тип привязанности. Такие дети не чувствуют доверия к миру. Зачастую они склонны к агрессии и не способны контролировать свои эмоции, а во взрослом возрасте не стремятся устанавливать нормальные человеческие отношения с окружающими и могут быть социально опасны.

Выводы

Развитие привязанности происходит в раннем возрасте, но оказывает влияние в течение всей жизни человека. Для того чтобы в будущем ребенок мог гармонично развиваться, любить себя и быть счастливым во взаимоотношениях с другими людьми, важно сформировать у него базовое доверие к миру. Забота о малыше, отзывчивость и эмоциональное участие в жизни крохи, формирует у него надежную привязанность к близкому человеку. Это и есть основа для крепких и доверительных отношений в будущем.

Выводы

Заключение

Часто у родителей возникают вопросы по поводу воспитания и особенностей развития детей: «А все ли я делаю правильно?», «Как я могу помочь малышу?», «Все ли так с моим ребенком?». Не всегда получается найти ответ на волнующий вопрос и самостоятельно справиться с возникающими трудностями. В рамках консультаций с психологами Монтессори-центра «Созвездие» родители могут получить информацию и рекомендации по поводу развития малыша и выстраивания взаимоотношений с ним. У нас Вы всегда можете найти принятие и поддержку. Мы всегда открыты для Вас!

Источник

Привязанность к родителям – это форма эмоциональной коммуникации, взаимодействия, общения с родителями, прежде всего с матерью как наиболее близким лицом. О начальных проявлениях привязанности можно говорить уже к середине первого года жизни, когда возникает беспокойство при временном отсутствии матери (отчетливо это выражается в 7 мес.) и появлении посторонних (в 8 мес.). На втором году жизни беспокойство в присутствии посторонних сходит на нет, частично выражаясь смущением и застенчивостью. Беспокойство же при разлуке с матерью сохраняется у девочек до 2,5 лет, у мальчиков до 3,5 лет.

К концу дошкольного возраста, в 6-7 лет, чувства и переживания детей усложняются, дифференцируются. При сохранении эмоциональности и впечатлительности нет уже прежней наивности и доверчивости. Повышаются самоконтроль, самокритичность, обязательность, появляются чувства вины («я понимаю, я просто так»), справедливости, красивого (возвышенного) и некрасивого (грязного, уродливого, постыдного), склонность к глубоким переживаниям — все то, что станет категорией совести в младшем школьном возрасте.

Взрослый, находящийся рядом с ребенком постоянно, помогает ему справляться с трудностями повседневной жизни. Особенно это касается маленьких детей. Ребенок не в состоянии справиться со многими ситуациями. Он может чувствовать страх или ярость, что, в свою очередь, пугает его и переполняет негативными эмоциями. Когда такое происходит, мать помогает малышу справляться с его чувствами. Ребенок видит, что мама не отвечает ему стра-хом или гневом. Наоборот, она показывает ему, что его переживания, столь для нее очевидные, не являются такими уж страшными или чрезмерными. Прикосновениями и ласковыми словами мать «принимает» страх малыша, снижает силу его переживаний и сдерживает его эмоции до тех пор, пока ребенок не успокоится. Несколько месяцев спустя ребенок начнет сам регулировать и сдерживать подобные эмоции. Это происходит благодаря отношениям с матерью и близкими людьми, которые помогают малышу справляться со своими чувствами.

Привязанность ребенка к матери или другому значимому взрослому способствует развитию таких социальных чувств, как благодарность, отзывчивость и теплота в отношениях, т. е. всего, что является проявлением истинно человеческих качеств.

По мере взросления детям все больше приходится разлучаться с матерью. Но еще долгие годы ребенку требуется сохранение очень близких и теплых отношений с близкими. Л.С.Выготский указывал на тот факт, что в присутствии хорошо знакомого и заслуживающего доверия взрослого уже в начальной школе дети способны продемонстрировать лучшие результаты в контрольных работах.

Качественные отношения помогают детям развить самоуважение, способность полагаться на собственные силы, лучше справляться с разочарованиями, завистью, ревностью и преодолевать обычные страхи и беспокойство. Ребенок, который имеет хорошую привязанность к одному заботящемуся о нем человеку, может легче развивать отношения и формировать привязанность к другим людям, например, к братьям и сестрам, родственникам, а со временем и к друзьям.

Развитие отношений между людьми непосредственно связано с развитием личности, и нарушения в этих отношениях играют важную роль в развитии многих психопатологических состояний. Прочная здоровая привязанность имеет множество долгосрочных и положительных последствий; и в противоположность этому — отрыв ребенка от того человека, который заботится о нем, представляет собой серьезную опасность для всей последующей жизни.

Характер привязанности ребенка к матери откладывает глубокий отпечаток на все сферы его развития, и прежде всего на эмоционально-личностную. Как показывают многочисленные исследования влияние привязанности к матери не ограничивается ранними этапами детства, а распространяется даже на взрослые возрасты жизни. Во-первых, привязанность сохраняет роль активно действующего психологического механизма в плане построения межличностных отношений, включая отношения дружбы, любви, внутрисемейные отношения. Во-вторых, тип привязанности к матери сохраняет свой отпечаток на особенностях эмоциональной и когнитивной сфер у людей молодого и даже зрелого возраста. В-третьих особенности самосознания и самоотношения зависят от ранних отношений с матерью, показывающих, что из отношений привязанности развиваются модели восприятия себя, других и мира.

Дата добавления: 2015-06-16; просмотров: 1840; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9886 — | 7680 — или читать все…

Читайте также:

Источник