Психическое развитие ребенка дошкольного возраста презентация

Психическое развитие ребенка дошкольного возраста презентация thumbnail

1.

Психология развития
ребенка
в дошкольном возрасте
Выполнил: студент 2 курса
заочного отделения направления
«Педагогическое образование»
Егорова К.В.

2. Введение

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка.
Условия жизни в этот период стремительно расширяются: рамки семьи
раздвигаются до пределов улицы, города, страны.
Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов
деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное
желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать,
что, конечно, ему еще недоступно.
Кроме того, не менее сильно он стремится и к
самостоятельности.
Из этого противоречия рождается ролевая игра –
самостоятельная деятельность детей,
моделирующая жизнь взрослых.

3.

Дошкольный возраст – этап психического развития от 3
до 7 лет.
В свою очередь, дошкольный возраст разделяется на 3 этапа:
• Младший дошкольный возраст – от 3 до 4 лет;
• Средний дошкольный возраст – от 4 до 5 лет;
• Старший дошкольный возраст – от 5 до 7 лет.

4. Игра как ведущая деятельность

3-4 года – режиссерская;
4-5 лет – образно-ролевая;
5-6 лет – сюжетно-ролевая;
6-7 лет – игры с правилами (в каждой игре свои игровые условия;
сюжет – та сфера деятельности, кот. отражается в игре; содержание –
моменты в деятельности и отношениях со взрослыми, которые
воспроизводятся ребенком).

5.

По выражению Л. Н. Леонтьева, в дошкольном детстве
первоначального фактического складывания личности.
Как показывают современные исследования, на протяжении
дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются
все психические функции, формируются сложные виды деятельности,
например игра, общение со взрослыми и сверстниками, но и
происходит закладка общего фундамента познавательных
способностей.
В личной сфере формируются иерархическая структура мотивов и
потребностей, общая и дифференцированная самооценка, элементы
волевой регуляции поведения. Активно усваиваются нравственные
формы поведения.

6. Речь

В основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью.
К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а
также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к
школе начинается обучение чтению и письму.

7.

• Средние данные по В. Штерну:
в 1,5 г.
100 слов
в 6 л.
2500 – 3000 слов
в 3 г.
1000 – 1100 слов

8. Мышление

Основная линия развития мышления – переход от нагляднодейственного к наглядно-образному, и в конце периода – к словесному
мышлению.
К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению,
установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего
развития интеллекта, несмотря на то, что дети часто производят
неправомерные обобщения, недостаточно учитывая особенности
предметов и явлений, ориентируясь на яркие внешние признаки
(маленький предмет – значит, легкий; большой предмет – значит,
тяжелый, а если тяжелый, то в воде утонет, и т.д.).

9. Память

У младших дошкольников память непроизвольна.
В среднем в дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает
формироваться произвольная память.
Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание
появляются только эпизодически.
Третий и четвертый годы жизни становятся годами первых детских
воспоминаний.

10. Эмоциональная сфера

Эмоциональные переживания детей яркие, неустойчивые.
Эмоции часто являются мотивом поведения.
В 3-4 года появляются первые попытки сдерживать свои чувства (слёзы).

11. Чувства

Нравственные чувства (взаимоотношения с близкими; переживания по
отношению к персонажам; появляется желание помочь).
Эстетические чувства (становление художественно-творческой
деятельности, художественного воображения).
Интеллектуальные чувства (ребенок
испытывает радость при открытии нового;
развивается любопытство; появляются
вопросы познавательного характера).

12. Особенности развития ребенка ясельного возраста (от 2 до 3 лет)

Социально-эмоциональное развитие:
играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает
сверстникам. Играет в простые групповые игры.
Общая моторика, моторика рук:
учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на
корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его
содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы.
Красит пальцем. Нанизывает бусы.
Зрительно-двигательная координация:
может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые
формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.
Восприятие, предметно-игровая деятельность:
Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета
величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.

13.

Психологическое развитие:
слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов
(большой-маленький, мокрый-сухой и др.). Задает вопросы «Что это?». Начинает
понимать точку зрения другого лица. Отвечает «нет» на абсурдные вопросы.
Развивается начальное представление о количестве (больше-меньше, полныйпустой).
Понимание речи:
происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложно
подчиненные предложения типа: «Когда мы придем домой, я буду…». Понимает
вопросы типа: «Что у тебя в руках?». Слушает объяснения «как» и «почему».
Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: «Сначала вымоем руки, затем будем
обедать».

14. Особенности развития ребенка от 3 до 4 лет

Социально-эмоциональное развитие:
любит давать игрушки и брать их у других. Любит общаться с детьми и взрослыми.
Развиваются навыки совместной игры. Любит помогать взрослым.
Общая моторика, моторика рук:
бросает мяч через голову. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице,
используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в
течение 10 мин. Сохраняет равновесие при качании на качелях. Держит карандаш
пальцами. Собирает и строит из 9 кубиков.
Зрительно-двигательная координация:
обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы, в том числе форму
шестигранника.
Восприятие, предметно-игровая деятельность:
разбирает и складывает шестисоставную матрешку. Опускает фигурки в
прорези путем целенаправленных проб. Конструирует из кубиков по
подражанию. Складывает разрезную картинку из 2-3 частей путем проб.

15.

Психологическое развитие:
cлушает, интенсивное развитие речи. Определяет цвет, форму, фактуру, вкус,
используя слова-определения. Знает назначение основных предметов. Понимает
степени сравнений (самый близкий, самый большой). Определяет пол людей по
роли в семье (он — папа, она — мама). Понимает время, использует прошедшее и
настоящее время. Считает до пяти.
Понимание речи:
понимает названия цветов: «Дай красный мяч». Слушает длинные сказки и
рассказы. Выполняет двухсоставную инструкцию («Дай мне красный кубик и
голубой шар»).

16. Особенности развития ребенка от 4 до 5 лет

Восприятие и предметно-игровая деятельность:
разбирает и складывает трехсоставную и четырехсоставную матрешку путем
примерки или зрительного соотнесения. Собирает пирамидку с учетом величины
колец путем зрительного соотнесения. Складывает разрезную картинку из 2 и 3
частей путем зрительного соотнесения.
Память:
выполняет поручение в виде 2-3 последовательных действий; по просьбе взрослого
запоминает до 5 слов.
Внимание:
занимается интересной деятельностью в течение 15-20 минут.
Речь:
использует обобщающие слова; называет животных и их детенышей,
профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с
помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения.

17.

Математика:
использует в речи слова много и один, называет круг, треугольник, квадрат, шар,
куб. Умеет видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно
называет времена года, части суток. Различает правую и левую руку.
Двигательное развитие, моторика рук, графические навыки:
рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые
формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и
крыша), человека (2-3 части тела). Складывает бумагу более чем 1 раз.
Нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку.
Определяет предметы в мешке на ощупь. Прыгает на одной ноге, попеременно на
одной и другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя
руками. Лепит из пластилина, зашнуровывает ботинки.

18.

Особенности развития ребенка от 5 до 6 лет
Общая моторика:
хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и
другой ноге, бегает на носках. Катается на двухколесном велосипеде, на коньках.
Зрительно-двигательная координация:
аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие
детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические
фигуры по образцу. Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры.
Речевое развитие:
использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из
которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.). К 6 годам знает и умеет
писать печатные буквы алфавита. Определяет количество слогов в словах,
количество звуков в словах, определяет место звука в слове (начало, середина,
конец слова). Определяет ударные слоги, гласные. Понимает значение слов звук,
слог, слово. Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые и мягкие
согласные. Выразительно рассказывает стихотворения, пересказывает
небольшие рассказы.

19.

Математические представления:
Пишет цифры от 0 до 10, соотносит цифру с количеством предметов. Умеет из
неравенства делать равенство. Умеет писать и пользоваться математическими
знаками. Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к
самому маленькому и наоборот. Умеет рисовать в тетради в клетку
геометрические фигуры. Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры.
Ориентируется на листе бумаги.
Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им
описание.
Психическое развитие:
Особенности памяти: Покажите ребенку по очереди 10 картинок. Время
демонстрации каждой картинки 1-2 сек. В норме ребенок запоминает 5-6
предметов из 10. Прочитайте ребенку 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко,
собака, окно, диван, карандаш, ложка. Попросите его повторить слова. Ребенок
должен вспомнить не менее 4-5 слов.
Называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

20.

Особенности развития выпускника детского сада
от 6 до 7 лет
Математические представления:
определяет время по часам. Называет цвета радуги. Называет дни недели, части
суток, времена года, месяцы. Умеет писать числа от 0 до 20, решает примеры.
Память:
попросите ребенка запомнить ряд цифр на слух (например, 5 8 3 9 1 2 2 0). Нормой
для детей 6-7 лет считается повторение 5-6 цифр. Запоминание 10 слов
(например: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын). Ребенок
прослушивает этот ряд слов и повторяет те, которые он запомнил. После одного
предъявления ребенок 6-7 лет должен вспомнить не менее 5 слов из 10, после 3-4
прочтений называет 9-10 слов, через 1 час забывает не более 2 слов.
Мышление:
умеет классифицировать предметы, называть сходства и различия между
предметами и явлениями.
Речевое развитие:
самостоятельно читает текст и передает его содержание. Умеет
записывать простые слова.

21.

Представления об окружающем мире:
хорошо, если ребенок имеет представления о природе — о диких и домашних
животных, хищных и травоядных, о зимующих и перелетных птицах; о травах,
кустарниках и деревьях, о садовых и полевых цветах, о плодах растений; о
явлениях природы. Также необходим запас географических знаний — о городах и
странах, реках, морях и озерах, о планетах. Ребенок должен быть ознакомлен с
профессиями людей; видами спорта.
Готовность к школе:
психологическая готовность к школе — сложное образование, предполагающее
достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и
сферы произвольности. Обычно выделяют два аспекта психологической готовности
— личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта
важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для
его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую
систему отношений.

Источник

  • Скачать презентацию (1.57 Мб)
  • 150 загрузок
  • 4.2 оценка

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему «Психическое развитие детей дошкольного возраста» по психологии. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    14

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Слайд 1

    Психическое развитие детей
    дошкольного возраста
    © 2010 г Проект выполнен по программе Intel Обучение для будущего
    pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Основополагающий вопрос

    Куда уходит ДЕТСТВО?
    Ознакомить студентов второго курса с особенностями психического развития детей дошкольного возраста. Подготовить их к будущей педагогической практике в дошкольных учреждениях.
    Цели проекта

  • Слайд 3

    Основополагающий вопрос
    КУДА УХОДИТ ДЕТСТВО?

  • Слайд 4

    В его рамках выделяют три периода:

    младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет;

    средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет;

    старший дошкольный возраст — от 5 до 7лет.

    Дошкольный возраст
    — этап психического развития от 3 до 7 лет.

  • Слайд 5

    Ведущей деятельностью дошкольного
    возраста является
    игра.
    В ходе игры происходит усвоение
    основных приемов
    орудийной деятельности
    и норм
    социального поведения.

  • Слайд 6

    Младшие дошкольники играют, как правило, в одиночку.
    Сюжетно-ролевые игры детей этого возраста обычно
    воспроизводят действия тех взрослых, за которыми они
    наблюдают в повседневной жизни.
    Постепенно к среднему периоду дошкольного детства
    Игры становятся совместными, и в них включается все
    больше детей.
    В среднем и старшем дошкольном возрасте
    сюжетно-ролевые игры развиваются, однако в это время
    они отличаются уже гораздо большим разнообразием
    тематики, ролей, игровых действий, вводимых
    и реализуемых в игре правил, чем в младшем
    дошкольном возрасте.

  • Слайд 7

    Среди разнообразных видов творческой деятельности, которой любят
    заниматься дети дошкольного возраста, большое место занимает
    изобразительное искусство, в частности детское рисование. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения и мышления.
    Важное место в художественно-творческой деятельности дошкольников занимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах.
    Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря наличию дидактических пособий и игрушек.
    В игре ребенок научается пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления.
    Формирование навыков бытового труда необходимо прежде всего для развития самостоятельности ребенка.

  • Слайд 8

    В старшем дошкольном возрасте
    продолжается развитие восприятия по трем
    основным направлениям, которые
    определились раньше:
    -расширяются и углубляются представления
    детей, соответствующие общепринятым сенсорным эталонам;
    -способы их использования становятся значительно
    более точными и целесообразными;
    -обследование предметов приобретает при благоприятных
    условиях воспитания систематизированный и
    плановый характер.
    Восприятие в дошкольном возрасте становиться более
    совершенным, осмысленным, целенаправленным,
    анализирующим. В нем выделяются произвольные
    действия — наблюдение, рассматривание, поиск.
    Дети знают основные цвета и их оттенки, могут описать
    предмет по форме и величине. Они усваивают
    систему сенсорных эталонов (круглый как яблоко).

    Восприятие дошкольников

  • Слайд 9

    Внимание ребенка раннего дошкольного возраста вызывается
    внешне привлекательными предметами и остается сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется интерес к воспринимаемым объектам.
    В этом возрасте внимание редко возникает под влиянием
    внутренне поставленной задачи, т. е. оно не является произвольным.
    От младшего к старшему дошкольному возрасту внимание
    прогрессирует по многим характеристикам:
    -Если младший дошкольник рассматривает картинки не более 6-8с., то старший дошкольник способен сосредоточить свое внимание на одном и том же предмете 12-20 с.
    -Время занятий одной и той же деятельности у старших дошкольников в два раза больше чем у младших.

    Внимание дошкольников

  • Слайд 10

    Память дошкольников
    Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный (сензитивный) для развития памяти.
    У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, если они вызывает эмоциональный отклик легко (непроизвольно) запоминаются.
    В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольна память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий — подготовки детей к школьному обучению.

  • Слайд 11

    Воображение
    дошкольников
    В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов.
    Им сложно мысленно преобразовывать не только пространственные,но и простые плоскостные изображения.
    В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преображающее. Оно соединяется с мышлением,
    включается в процесс планирования действий.
    Деятельность детей в результате приобретает осознанный,
    целенаправленный характер.
    Главным видом деятельности, где проявляется творческое
    воображение детей, совершенствуются все познавательные
    процессы, становятся сюжетно-ролевые игры.

  • Слайд 12

    Мышление
    дошкольников
    Мышление в первой половине дошкольного
    возраста включено в достижение практических
    целей. Оно может быть наглядно-действенным
    или наглядно-образным. Становление
    мышления зависит от развитости у ребенка
    воображения. Развитие мышления идет
    следующим образом:
    -дальнейшее совершенствование
    наглядно-действенного мышления на базе
    развивающегося воображения
    -улучшение наглядно-образного мышления на
    основе произвольной и непроизвольной памяти
    -начало активности, формирование
    словесно-логического мышления путем
    использования речи как средства решения
    интеллектуальных задач.

  • Слайд 13

    Речь дошкольников
    В дошкольном детстве в основном завершается долгой
    и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык для
    ребенка становится действительно родным. Развивается
    звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают
    осознавать особенности своего произношения.
    Интенсивно растет словарный состав речи,
    который зависит от условий их жизни, от того,
    как и сколько с ними общаются близкие
    взрослые. В 3 года ребенок активно использует
    примерно 1000-1100, в 6 лет — 2500-3000 слов.
    Развивается грамматический строй речи.
    Детьми усваиваются закономерности морфологического
    порядка и синтаксического. Слова, создаваемые
    самим ребенком по законам грамматики родного языка,
    всегда узнаваемы, иногда очень удачны и
    непременно — оригинальны.

  • Слайд 14

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Посмотреть все слайды

Предложить улучшение Сообщить об ошибке

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

Источник