Психическое развитие ребенка дошкольного возраста когнитивное развитие

Татьяна Георгиевна Редикульцева
Консультация для педагогов «Особенности когнитивного развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте»

Дошкольный возраст – это период с 3 лет до 6–7 лет. Дошкольный возраст имеет две основных возрастных стадии. Первая стадия: от 3-х лет до 5-ти лет – младший дошкольный возраст. Вторая стадия: от возраста 5 лет до 6–7 лет – старший дошкольный возраст. Некоторые исследователи выделяют также и средний дошкольный возраст: 4 лет до 5-ти лет.

Ранний детский возраст – это важный период с точки зрения физического, умственного, социального и психологического развития ребенка. Суть когнитивного развития заключается в развитии психики, всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика [2, с. 102].

Первая социальная потребность ребенка проявляется в «комплексе оживления», так как контакты малыша с окружающим миром осуществляются через взрослого, который является посредником между ребенком и предметным миром. Совместная их деятельность формирует у малыша потребность в общении, в ходе которого развивается собственно речь. Речь взрослого играет важную роль в развитии ребенка, ведь она развивает положительные эмоции и речь самого ребенка.

Формирование активной речи в игровой и предметной деятельности служит основой для всего психического развития ребенка [2, с. 142]. В рассматриваемый ранний период ребенок в связи с произошедшими в его жизни важнейшими переменами: прямохождением, овладением предметными действиями и речью – проделывает очень большой путь в собственном психическом развитии. В этом возрасте происходит развитие нового отношения к миру предметов: они становятся для ребенка не просто объектами, удобными для манипулирования, а вещами, имеющими определенное назначение и определенный способ употребления. Взрослый развивает у ребенка соотносящие и орудийные действия, с помощью которых можно оказывать влияние на окружающие предметы, изменять их. Овладение этими действиями создает условия для освоения новых видов деятельности: игровой и предметной (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Для ребенка в раннем возрасте характерны следующие особенности: связь физического и психического развития, индивидуальные темпы развития, большая ранимость, восприимчивость к обучению [4, с. 145].

Если рассматривать когнитивное развитие детей дошкольного возраста, то необходимо рассмотреть следующие познавательные процессы. Так, восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь – ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними.

В дошкольном возрасте для развития внимания свойственно следующее:

значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания, интенсивно формируются другие свойства внимания;

складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, формирования познавательных интересов;

внимание становится опосредованным;

внимание связано с интересами ребенка к деятельности (в деятельности);

появляются элементы после произвольного внимания [1, с. 112].

Дошкольное детство – это возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Дошкольник запоминает с легкостью самый разнообразный информационный материал. Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией

У младших дошкольников память, в основном, непроизвольная. Ребенок младшего дошкольного возраста не ставит перед собой цели специально что-то запомнить или вспомнить и не владеет способами запоминания. Доминирует эмоциональная память. Наряду с этим, ребенок младшего дошкольного возраста быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка.

В среднем дошкольном возрасте (между 4-мя и 5-тью годами) начинает формироваться произвольная память. При условии организационного влияния взрослого, ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, познавательно связывать материал в целях запоминания, использовать информационные связи при вспоминании. В старшем дошкольном возрасте память, все больше познавательно объединяясь с мышлением и речью, приобретает истинно интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти [2, с. 132].

Воображение детей младшего и среднего дошкольного возраста формируется в игровой и конструктивной деятельности, активно развивается в общении детей со сверстниками и взрослыми. Воображение, будучи особой познавательной деятельностью, в среднем дошкольном возрасте пошагово переходит в фантазирование. Ребенок старшего дошкольного возраста осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания [2, с. 133].

Развитие мышления в дошкольном возрасте определяется поступательным переходом от наглядно-действенного мышления, характерного для младшего дошкольного возраста, к наглядно-образному мышлению, постепенно становящемуся ведущим в среднем дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте доминирует наглядно-образное мышление. В конце дошкольного возрастного периода начинается постепенный переход к вербально-логическому (словесно-планировочному) мышлению. Основным видом мышления, в течение дошкольного периода является наглядно-образное мышление [3, с. 151].

На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая деятельность и социальное взаимодействие. Опыт игровых и социальных взаимоотношений ребенка- дошкольника проявляется в сюжетно-ролевой игре. В старшем дошкольном возрасте данный личностный опыт ложится в основу формирования проекции как особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить своё собственное поведение.

В дошкольном возрасте развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. В младшем и среднем дошкольном возрасте интенсивно растет словарный запас ребенка. В среднем дошкольном возрасте в основном развивается грамматический строй речи. Детьми среднего и старшего дошкольного возраста усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического строя (построение фразы). В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок может подробно пересказать прочитанный рассказ или сказку, детально описать картину или иллюстрацию, словесно передать свои впечатления об увиденном на улице, услышанном в детском саду и т. д.

Особенности развития речи в дошкольном возрасте:

речь «отрывается» от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;

появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;

ребенок постигает законы родного языка в процессе речевой деятельности;

ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;

речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;

речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к речи как выражению мысли [5, с. 89].

В течение дошкольного детства речь качественно видоизменяется. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития речи. Ребенок- дошкольник усваивает грамматические формы языка и активно увеличивает словарный запас, что позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. К шести-семи годам речь, язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму [3, с. 78].

Таким образом, исходя из вышеизложенного нами материала, можно сделать вывод о том, что дошкольный возраст – это важный период физического, умственного, социального и психологического развития ребенка. Суть когнитивного развития заключается в развитии психики, всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волков Б. С. Возрастная психология. В 2 частях: учебные пособия для вузов / Под редакцией Б. С. Волкова. – М.: Владос, 2010. – 366 с.

2. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / О. О. Гонина. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 465 с.

3. Иванников В. А. Основы психологии. – СПб.: Питер, 2010. – 198 с.

4. Котова И. Б. Общая психология: Учебное пособие / И. Б. Котова, О. С. Канаркевич. – М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. – 480 с.

5. Смирнова Е. О. Детская психология: учебник для вузов / Е. О. Смирнова. – СПб.: Питер, 2011. – 299с.

Источник

У дошкольников сложно провести границу между физическим, моторным развитием, с одной стороны, и когнитивным – с другой. Все, что ребенок делает в течение первых лет своей жизни, становится основой не только для формирования последующих двигательных навыков, но и для когнитивного, социального и эмоционального развития. К примеру, когда дошкольник где-нибудь на пляже идет по бревну, он, с одной стороны, учится тому, как нужно сохранять равновесие, а с другой – усваивает когнитивное понятие узости и эмоциональное понятие уверенности. Действия, которые первоначально совершались ради самих себя, затем становятся частью более сложного и важного навыка. Скажем, сначала ребенок может просто играть с карандашом и листом бумаги. Но затем изображение им на бумаге каких-то знаков становится функционально подчиненным выполнению более сложных задач, таких как письмо, рисование или даже изготовление чертежа модели.

Сенсорное развитие. Период дошкольного детства является периодом сенсорного развития ребенка: развитие органов чувств, овладение сенсорными эталонами и способами обследования предметов. Это происходит наиболее эффективно в продуктивных видах деятельности. При этом у ребенка развивается острота зрения, точность цветоразличения, фонематический и звуковысотный слух, рука превращается в орган активного осязания. В течение дошкольного детства психический процесс восприятия предмета совершенствуется, проходя путь от простого манипулирования предметом без попытки его обследования в 3 года, через рассматривание предмета, выделение отдельных частей и признаков в 4 года, к систематическому, планомерному рассматриванию объекта к 7 годам. Следует особо подчеркнуть роль сенсорных эталонов – выработанных человечеством представлений об основных разновидностях свойств и отношений.

Сенсорными эталонами для ребенка служат, например:

• система геометрических форм (треугольник, круг, квадрат и т.д.);

• основные цвета (красный, оранжевый и т.д.);

• звуки родного языка;

• звуковысотная шкала музыкальных звуков (до, ре, ми и т.д.) и др.

Для сенсорного развития ребенка необходимо руководство взрослого, который включает ребенка в деятельность и формирует действие восприятия (перцептивное действие).

1. Выделяет эталоны словом. Слово обобщает, вносит то, что не дает чувственный опыт и что ребенок сам не может выделить в предмете, явлении.

2. Учит обследовать предмет по-разному, в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств. При этом всегда необходимо обращать внимание на:

• целостный облик предмета;

• вычленение основных частей предмета и определенные их свойства (величина, форма и т.д.);

• определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (справа, слева, выше, ниже и т.д.);

• целостный облик предмета (повторно).

3. Учит сравнивать предмет с эталоном. При обследовании предмета выделенные его свойства каждый раз необходимо сравнивать с эталоном как образцом, меркой и пр.

С помощью правильно организованного обследования и сравнения с эталоном дошкольники овладевают умением воспринимать важнейшие свойства предметов и явлений. Учатся ощупывать, рассматривать предмет и т.д. Сенсорное воспитание следует осуществлять во всех видах деятельности: манипуляциях с предметом, бытовой, трудовой, конструктивной деятельности и т.д.

Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально аффективный характер, приобретает способность все более полно отражать окружающую действительности, приобретает черты целенаправленности, произвольности. Восприятие становится осмысленным, целенаправ-ленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматри-вание, поиск. Значительное влияние на восприятие оказывает в это время речь – то, что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Называя те или иные свойства объектов и явлений, он тем самым и выделяет для себя эти свойства; называя предметы, он отделяет их от других, определяя их состояния, связи или действия с ними, видит и понимает реальные отношения между ними.

Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию явлений. Например, ребенок адекватно понимает содержание картины, если взрослые дают соответствующие пояснения, помогают рассмотреть детали в определенной последовательности или подбирают картину с особой композицией, облегчающей ее восприятие.

Особое внимание в дошкольный период необходимо обратить на развитие восприятия пространства. Глазомер совершенствуется в конструктивной деятельности, когда ребенок подбирает нужные, недостающие для постройки детали. Развивается глазомер дошкольника и в аппликациях, рисовании, бытовых действиях, играх, упражнениях в бросании, метании и т.д.

Значительные трудности для дошкольника представляет восприятие времени, так как оно не имеет наглядной формы. А выделение временных эталонов вызывает определенные трудности. Формированию представления о временных интервалах способствуют систематические наблюде-ния в природе, быту и др.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет восприятие ими художественных произведений. Это сложный психический процесс. Он предполагает способность узнать, понять изображенное. Здесь имеет место и эмоциональная окрашенность воспринятого, выражения отношения к нему. Дошкольники активно относятся к воспринятому, пытаясь сами непосредственно воздействовать на ход событий, например, сказки и т.д. В процессе развития художественного восприятия зарождается и оценка воспринятого. Оценки еще примитивны
(“Как красиво!” и др.). Восприятие художественных произведений дошкольников будет более глубоким, если он научится видеть элементарные средства выразительности (цвет, цветовое сочетание, форму, композицию и др.).

Характер восприятия картины изменяется с возрастом (рисунок 3).

Рисунок 3. Развитие восприятия картины с возрастом

В тесной связи с совершенствованием восприятия развивается мышление ребенка (рисунок 4).

Рисунок 4. Интеллектуальное развитие дошкольников

Наглядно-действенное мышление развивается в процессе предметных действий с последующим высказыванием по поводу решений практических задач. Позднее формируется наглядно-образное мышление, которое становится основным. При формировании наглядно-образного мышления действия детей, ранее осуществляемые с реальными предметами, начинают воспроизводиться без опоры на реальные вещи, с опорой на образ, т.е. на уровне представлений. Этот отрыв облегчается, если действия совершать не с реальными предметами, а с их заместителями-моделями. Дети быстро усваивают, что действия с моделью необходимо соотносить с оригиналом.

Например, обучение детей рассказам на основе составленной ими самими модели. Так, проводилась итоговая беседа об осени. Дети схематически обозначали основные признаки осени: “Птицы улетают”, “Деревья без листьев”, “Идет дождь” и т.д. Затем, глядя на эту модель, составляли рассказ, опираясь на образное мышление и собственные действия.

К 5 годам речевое действие предваряет практическое. Ребенок способен планировать предстоящее действие.

Промежуточным звеном между образным и логическим мышлением является образно-схематическое. В процессе различных видов деятельности происходит развитие знаковой функции сознания ребенка, он овладевает построением особого вида знаков – наглядно-пространственных моделей, в которых отображаются связи и отношения вещей, существующие объективно. Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе определенных взрослыми действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отображающими существенные черты изучаемых явлений. Ребенок может обобщать полученный опыт, переходить к решению задач с косвенным результатом в уме. Это происходит благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, сами по себе приобретают обобщенный характер.

К концу дошкольного возраста формируются элементы логического мышления с опорой на обобщение. Логическое мышление – вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логики.

Понятия формируются в том случае, если организован переход ребенка от внешних ориентировочных действий к действиям во внутреннем плане. При этом внешние средства заме-няются словесным обозначением, что дает возможность перенести действия в различные ситуации.

Логическое мышление старшего дошкольника характеризуется тем, что речевое действие осуществляется с опорой на обобщение; при этом ребенок в состоянии продумать план действия в уме и затем выполнить соответствующее действие.

При развитии мышления большую роль играет речевая деятельность самого ребенка и взрослого. Последняя направляет мыслительную деятельность ребенка и помогает формировать обобщение, что способствует лучшему усвоению понятий (таблица 6).

Таблица 6. Основные этапы образования понятий (на примере понятия “кукла”)

2 года 5 лет 5–6 лет 6–7 лет
«КУКЛА – ЭТО ВОТ» «КУКЛА – ЧТОБЫ ИГРАТЬ» «КУКЛА – ЭТО ГОЛОВА, РУКИ, НОГИ, ВОЛОСЫ» «КУКЛА – ЭТО ИГРУШКА»
Указывают на конкретный предмет Выделяют признак, кото-рый приобрел наиболь-шее значение Описывают пред-мет, называя при-знаки без всякого порядка Выделяют основные при-знаки, по которым предмет может быть отнесен к опре-деленной категории

Таким образом, переход от практического действия к умственному проходит через ряд этапов (таблица 7).

Таблица 7 Этапы перехода от практического действия к умственному

I этап (3–4 года) II этап (4–5 лет) III этап (5–7 лет)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ – РЕЧЬ – УМСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ
Практическое действие явля-ется средством для ориенти-ровки в решении задачи Действие сочетается с речью Ориентировка в задаче, ее пла-нирование и решение совер-шается в умственном плане
Новый предмет обследуется практически.
Речь необходима:
• для формулировки задачи —
«Нужно достать мяч»;
• для подытоживания выпол-ненного действия —
«Мяч достал»
• действует в плане пред-ставлений;
• действуя, рассуждает по поводу того, что делает;
• может поставить перед собой новую задачу
• материальное действие «свер-тывается» во внутренний план;
• после словесного плана вы-полняет практическое действие;
• практическое действие стано-вится действием исполнитель-ным

Развитие речи идет в нескольких направлениях:

• совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми;

• речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития: ребенок и слышит и говорит правильно.

Интенсивно развивается словарный состав речи. В 6 лет ребенок активно использует примерно 2 500–3 000 слов.

Развивается грамматический строй речи. Дети усваивают тонкие закономерности морфологи-ческого порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3–5 лет не просто активно овладевает речью, он творчески осваивает языковую действительность.
В дошкольном возрасте дети начинают необычайно легко образовывать слова, менять их смысл, добавляя различные суффиксы. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством. Много примеров детского словотворчества приведено в книге К.И. Чуковского “От двух до пяти”. То, что ребенок усваивает грамматические формы языка и приобретает большой активный словарь, позволяет ему к концу дошкольного возраста перейти к контекстной речи: он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, передать окружающим свои впечатления об увиденном.

Развитие воображения. У младших дошкольников преобладает воссоздающее воображение, которое заключается в воссоздании образов, описываемых в рассказах взрослого. Например, ребенок может свободно фантазировать, сочиняя сказки по образцу услышанных. Но так как опыт ребенка беден, уровень понимания низок, то и воссоздающие образы воображения часто далеки от реальности. В них смешение разных элементов, почерпнутых из разных источников, смешение сказочного и фантастического.

В дошкольный период происходит развитие произвольного и творческого воображения. Этому способствует сюжетно-ролевая игра. Проявляется произвольное воображение и в предметных видах деятельности, требующих предварительного планирования.

Особенностями образов воображения являются:

• их яркость и эмоциональность;

• легкость возникновения;

• изменяемость по любому поводу.

Для развития воображения необходимо:

• накопление опыта;

• выработка умения мысленно объединять образы в новые сочетания.

Развитие памяти. У младших дошкольников память непроизвольная. Ребенок не может поставит перед собой цель запомнить что-либо, не владеет специальными способами запоминания.

Ребенок легче запоминает то, что:

• связано с деятельностью;

• было интересно;

• имело эмоциональный отклик.

Между 4 и 5 годами начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляется только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий – подготовки детей к школьному обучению. Вообще основной путь своего развития произвольная память проходит на следующих возрастных этапах.

Дата добавления: 2015-04-30; просмотров: 7175; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10370 — | 7652 — или читать все…

Читайте также:

Источник