Психическое развитие ребенка до 1 года презентация
1. Психология развития младенца Тема 3. Психическое развитие новорожденного от рождения до 1-го месяца
2.
• 1. Особенности психического развития
новорожденного
• 2. Безусловные рефлексы
новорожденного
• 3. Психомоторное развитие
новорожденного
• 4. Сенсорное развитие новорожденного
• 5. Эмоциональное развитие
новорожденного
• 6. Индивидуально-типические свойства
новорожденного
3. 1. Особенности психического развития новорожденного
• Период новорожденности
начинается с первым
криком ребенка и
продолжается до 30 дней.
Первый крик — первый
вздох новорожденного — по
данным некоторых авторов
имеет коммуникативное
значение: он не только
привлекает внимание
матери, но и устанавливает
с ней контакт. В этот
период идет адаптация
новорожденного к новым
условиям среды.
4. 1. Особенности психического развития новорожденного
• При рождении младенец обладает всеми видами
ощущений, элементарным восприятием, памятью,
благодаря которым и возможно его дальнейшее
умственное развитие. Безусловные рефлексы
представляют собой основу для становления в
дальнейшем более сложных познавательных
механизмов.
• Сразу после рождения начинает функционировать
обоняние, новорожденный прекрасно различает
запахи. Он реагирует на них поворотом головы,
изменениями частоты дыхания.
• Младенец одного дня от роду уже способен
различать вкусы: он предпочитает сладкие жидкости
всем остальным.
5. 2. Безусловные рефлексы новорожденного
• Важным показателем уровня психомоторного развития
новорожденного является наличие и выраженность
безусловных рефлексов. Их появление обусловлено
необходимостью первичного приспособления ребенка к
новым внешним условиям
• Наличие или отсутствие рефлексов — хороший показатель
того, как идет процесс становления и развития нервной
системы младенца.
• Большинство безусловных рефлексов новорожденного
исчезают ввиду:
–
–
–
–
миелинизации нервных клеток,
развития коры гловного мозга,
развития двигательной активности ребенка,
появления условных рефлексов
• Подробная характеристика безусловных рефлексов будет
представлена в дисциплине «Современные концепции
нейроонтогенеза»
6. 3. Психомоторное развитие новорожденного
• Психомоторным развитием принято называть
качественные изменения двигательной
(моторной) и психической активности ребенка.
Оно в значительной мере отражает динамику и уровень
биологического созревания ребенка, особенно в первые
месяцы его жизни.
• Понятие «психомоторика» введено в научный оборот
И.М.Сеченовым.
• По мнению педиатров, становление моторной активности
генетически детерминировано вплоть до 5-6-ти летнего
возраста. В последующие годы по мере формирования
центральных структур и психики все большее значение
приобретают условия жизни и воспитания ребенка
7. 3. О моторной и психической активности новорожденного
• Развитие двигательной (моторной) активности
проявляется в формирующихся двигательных
(моторных) умениях и собственно ручной
умелости ребенка.
• Психическая активность ребенка
обнаруживает себя в функционировании
сенсорной (ощущения и восприятие ребенка) и
эмоциональной сфер, становлении речи,
интеллектуальном и социальном развитии.
8. 3. Психомоторное развитие новорожденного и младенца
• Качественные изменения в
психомоторной сфере тесно
связаны с созреванием
центральной нервной системы.
• К моменту рождения
сформированы такие
центральные структуры как
передние рога спинного
мозга и красное ядро,
паллиадарная система и
таламус, обеспечивающие
поддержание общего тонуса,
простейшие движения
туловища, безусловные
двигательные рефлексы, а
также спонтанные
хаотические движения
ребенка.
9.
• В связи с этим моторике
новорожденного присущ
рефлекторно-стереотипный
характер.
• Отсутствуют
скоординированные движения.
Он легко возбуждается
вследствие незрелости коры
головного мозга и поэтому
любой раздражитель приводит
к возбуждению всей коры, что,
в свою очередь, ведет к
охранительному возбуждению,
и, его следствию – сну.
• Поэтому большую часть суток
(80%) ребенок спит, охраняя
тем самым незрелую кору и
защищая её от избыточной
внешней стимуляции.
10.
• С момента рождения ребенка и
на протяжении первых 8-10
месяцев жизни формируется
стриарное тело,
обеспечивающее становление
первых координированных
движений.
• Уже в 1-1.5 месяца ребенок
может удерживать голову под
углом 45º, в 2-3 месяца
поднимает грудь, опираясь на
руки, к 3-4 месяцам может
поворачиваться со спины на
живот, в 5-7 месяцев уже сидит,
в 8 – может вставать, а концу
первого года жизни, как
правило, способен
самостоятельно ходить.
Созревание стриарного тела
завершается к 1.5 годам.
11.
• Другой важной центральной
морфологической структурой,
тесно связанной со
становлением произвольных
движений ребенка, является
премоторная зона
головного мозга, созревание
которой начинается с 4-го
месяца внеутробной жизни.
• Именно она «отвечает» за
формирование у младенца
таких движений как подъем по
лестнице чередующимся шагом
в 1год и 9 мес., подпрыгивание
на месте в 2 года 3 мес.,
балансирование на одной ноге
в течение 5 сек. в 3 года.
12.
• Наконец, появление и
развитие тонких
моторных актов,
предметных действий и
деятельности связано с
формированием
пирамидной зоны коры
головного мозга и
становлением
пирамидного пути,
которое берет начало после
10-го месяца жизни
ребенка и морфологически
созревает к 1.5-2 годам.
13. Нормы проявления важнейших моторных навыков
Навык
Месяц,
Месяц,
когда 50%
когда 90%
детей
детей
приобретают приобретаю
этот навык т этот навык
Приподнимают голову на 90 градусов
2.2
3.2
лежа на животе
Переворачивается
2.8
4.7
Сидит с поддержкой
2.9
4.2
Сидит без поддержки
5.5
7.8
Стоит с поддержкой
5.8
10.0
Ползает
7.0
9.0
Ходит с поддержкой
9.2
12.7
Недолго стоит без поддержки
9.8
13.0
Хорошо стоит с поддержкой
11.5
13.9
Хорошо ходит
12.1
14.3
Поднимается по ступенькам
17.0
22.0
14. 4. Сенсорное развитие новорожденного и младенца
• Л.С.Выготский подчеркивает, что было бы неверно
представлять себе восприятие мира новорожденным
как «хаос отрывочных, бессвязных отдельных
ощущений: температурных, внутриорганических,
слуховых, оптических, кожных и т.д.».
• Ссылаясь на известные ему исследования, он
отмечает присущую новорожденному способность к
структурированию, т.е. выделению фигуры и фона,
образующую «исходный пункт дальнейшего развития
сознания».
15. 4. Сенсорное развитие новорожденного
• С кожи новорожденного можно вызвать рефлексы на
болевые и температурные раздражения
(двигательная реакция). Отмечаются рефлексы на
изменения положения тела, установочный
лабиринтный рефлекс головы. Новорожденные дети
различают сладкое, горькое, кислое и соленое,
реагируя на одни сосательными движениями, а на
другие сморщиванием лица, искривлением рта,
выпячиванием губ.
• На звуковые и световые раздражители
новорожденный реагирует реакцией по типу
вздрагивания (при этом изменяется, в частности,
ЧСС), слежением глазами за источником
раздражения.
16. 4. Сенсорное развитие новорожденного
• Важным показателем психического развития
новорожденного является появление реакции
сосредоточения.
Выделяют
два
вида
сосредоточения — пищевое и лабиринтное,
появляющиеся сразу после рождения:
ребенок сосет соску и укачивается в люльке.
Уже на 2–3 неделе он начинает сосать
кулачок, а на 3–4 неделе появляется первый
сочетательный рефлекс.
17. 4. Сенсорное развитие новорожденного
• Наряду с этими, филогенетически более
древними реакциями, у новорожденного
отмечаются слуховое и зрительное
сосредоточение,
основанием
которых
выступают его врожденные способности.
Само
слуховое
сосредоточение
появляется не ранее 9–го дня.
• Что касается зрительного сосредоточения,
то оно становится возможным за счет
готовности таких механизмов восприятия
как бинокулярный параллакс, параллакс
движения
и
оптический
градиент
расширения.
18. 4. Сенсорное развитие новорожденного
• Слух.
• На второй неделе жизни дети способны
определять слабые звуковые сигналы в 10 дб.
• Предпочитают высокие частоты от 500 до 900 гц,
при этом их привлекают сложные звуки, чем звуки
чистой тональности. Это хорошо согласуется со
звонким человеческим голосом, предпочитаемым
ребенком. Ребенок быстро научается отличать
голос матери от других женских голосов.
19. 4. Сенсорное развитие новорожденного
• Что привлекает внимание новорожденного?
• Четкие контрастные стимулы: кривые, а не прямые
линии, сложные узоры и человеческое лицо.
• Оптимальное расстояние рассматривания
предметов для новорожденного от 17,5 до 37,5 см.
• По мере взросления обращают внимание на более
мелкие детали рассматриваемого изображения.
Если одномесячные младенцы, исследуя лицо
взрослого, обращают внимание на его внешние
черты – волосы, подбородок, то двухмесячные
дольше его рассматривают и концентрируют
взгляд на внутренних особенностях лица – губах и
особенно глазах взрослого.
20. 5. Эмоциональное развитие новорожденного
• Для эмоциональной сферы новорожденного
характерно явное преобладание отрицательных
эмоций над положительными, что
свидетельствует о том, что происходит процесс
становления способов реагирования на
внутренние и внешние раздражители. Они
выполняют защитную, приспособительную
функцию и направлены на удовлетворение
физиологических потребностей.
• К ним относятся беспокойные, резкие
большеамплитудные движения, экспрессивная
мимика неудовольствия, хныканье, крик и плач.
21. Динамика эмоций младенца
• Выделяют несколько микропериода в развитии
эмоциональных состояний ребенка первых месяцев жизни.
• На первом месяце жизни доминируют отрицательные эмоции, выполняющие функцию приспособления.
• К концу 1-го месяца появляются симптомы дифференциации различных раздражителей по качеству:
эмоции начинают приобретать избирательный
характер.
• На 2-3 месяцах жизни плач, продолжая выполнять
физиологическую функцию и неся негативную окраску в сочетании с появившимися положительными эмоциями, приобретает социальный характер.
22. 5. Эмоциональное развитие новорожденного
• Сразу после родов для матери, наступает
период особых эмоциональных отношений с
ребенком. Известно, что у человека
существует врожденный механизм
привязанности.
• Сенситивный период, когда родители крепко
привязываются к своим детям, наступает в
первые полтора часа после рождения, что
связано с механизмом привязанности.
23. 5. Эмоциональное развитие новорожденного
• Обнаружено, что у большинства
матерей, рожавших без анестезии,
и у новорожденных в первый час
жизни было очень оживленное
настроение; оно, способствовало
появлению особой взаимной
восприимчивости.
• Пока матери находились с детьми
в родовой комнате, они смотрели
в глаза младенца, и те тоже
заглядывали матерям прямо в
зрачки. После такого пристального
«разглядывания» матери
отмечали, что чувствуют еще
большую близость к детям.
24.
•Такая привязанность
матерей к детям играет
большую роль в
развитии малышей:
• если матери дольше кормят
детей грудью, они реже
плачут, быстрее набирают
вес, чаще улыбаются,
смеются, имеют более
высокие показатели
умственного развития и
лучше осваивают речь.
• Ранние контакты позволяют
родителям и детям лучше
настроиться на сигналы друг
друга, что составляет суть
первой стадии отношений
между ними. У малышей
теплое чувство к матери
формируется в течение
первого года жизни.
25.
• Дети, воспитывающиеся в
детских домах, лишены
радости общения с родными
людьми, не видят дорогих им
улыбок, не ощущают ласки
какого-то одного,
Недостаток адекватных «постоянного» взрослого.
социальных и эмоцио- • Наихудшие последствия для
нальных стимулов у
эмоционального развития
детей способствует их
ребенка имеет его разлука с
отставанию в двигаматерью и воспитание в
тельном, физическом и доме младенца через
в умственном развитии, полгода-год после рождения,
в формировании отно- т. е. в период, когда
шний с окружающими.
достигает пика чувство
привязанности.
26. 6. Индивидуально-типические свойства новорожденного
• Исследования, проведенные
на 141 новорожденном,
позволили выяснить
особенности проявления их
темперамента. Было
установлено, что 65% детей
четко различаются между
собой по типу темперамента –
на «легких», «средних» и
«тяжелых» – и только у 35%
тип темперамента оказался
смешанным.
27. 6. Индивидуально-типические свойства новорожденного
• Для новорожденных с «легким»
темпераментом характерно, во–
первых, регулярное проявление
основных биологических
функций – голода, сна,
испражнений, во–вторых,
положительное отношение к
новым людям и ситуациям, в–
третьих, быстрое привыкание к
измененному распорядку дня,
в–четвертых, преимущественно
мягкое, покладистое
настроение.
28. 6. Индивидуально-типические свойства новорожденного
• Новорожденных
со
«средним» темпераментом
отличают
несколько
негативно
окрашенные
реакции на новых людей и
ситуации,
медленное
привыкание к ним; они
труднее осваиваются в
новой
для
себя
обстановке.
29. 6. Индивидуально-типические свойства новорожденного
• Новорожденным с «тяжелым»
темпераментом присущи
нерегулярное проявление
биологических функций,
негативное отношение к
новым людям и ситуациям, а
также неспособность быстро
приспособиться к
изменениям, равно как и
бурное, негативно
окрашенное настроение.
30. 6. Индивидуально-типические свойства новорожденного
• К факторам, обусловливающим тот или
иной тип темперамента, относят
наследственность, эмоционально–
психическое состояние матери до и
после родов, способ и
продолжительность родов, физическое
состояние младенца, характер
отношений между новорожденным и
матерью после родов.
31. Что может ребенок к концу 1-го месяца жизни?
• Психомоторика: пытается держать голову, лежа на
животе. Подводит непроизвольно руку ко рту.
Сопротивление открытию кулачка сильнее со стороны
мизинца.
• Зрительное восприятие: фиксирует взгляд на
неподвижном предмете. Начинает плавно следить за
движущимся предметом при отведении его в сторону
до 45 град.
• Слуховое восприятие: прислушивается к звукам,
голосу взрослого.
• Эмоции и социальная жизнь: задерживает взгляд на
лице человека и не двигается. появление первой
улыбки Успокаивается, когда слышит голос или берут
на руки.
• Речь: крик перед приемом пищи. Иногда слабые
гортанные звуки типа (ах), (эх), (ух).
32. Психическое развитие новорожденного: ВЫВОДЫ
• 1. Согласно Л.С.Выготскому важнейшим продуктом психического развития новорожденного,
является индивидуальная психическая жизнь;.
• 2. Эта психическая жизнь в основном , представлена своей бессознательной частью;
• 3. Преобладают недифференцированные, нерасчлененные переживания, представляющие собой
сплав влечений, аффектов и ощущений;
• 4. Идет процесс становления восприятия – ведущего психического процесса. Развиты реакции
сосредоточения, позволяющие ориентироваться в
окружающей среде;
Источник
1
LOGO СРС Нервно — психическое развитие детей первого года жизни Выполнила Врач-интерн Хабарова Наталья Юрьевна 752 гр. ОВП
2
LOGO Нервно-психическим развитием (НПР) ребенка называется совершенствование, качественное изменение его интеллектуальных и двигательных умений, основанное на совокупности врожденных качеств и имеющее результатом более адекватное взаимодействие ребенка с внешней средой.
3
LOGO Период новорожденности Новорожденные беспомощны, они не могут существовать без помощи взрослых. Большую часть времени спят (20-21 ч в сутки). Просыпаются лишь вследствие пищевой активации или в результате раздражения кожи мокрыми пеленками. Движения не координированные, атетозоподобные, возникают из-за раздражения низших двигательных центров без наличия периферического раздражения. Тонус мышц-сгибателей повышен Хорошо выражены сосательный и глотательный рефлексы (последний сохраняется в течение всей жизни) Обладает вкусовыми и болевыми ощущениями. Из других рефлексов с первых дней обнаруживаются хоботковый рефлекс, рефлексы охватывания, ползания и другие. С 10-го дня появляется слуховое сосредоточение.
4
LOGO 1 месяц Движения глаз становятся координированными, ребенок фиксирует взгляд на ярких предметах и лице взрослого. Резкий звук вызывает вздрагивание и мигание; намечается слуховое сосредоточение. Малыш начинает издавать какие-то неопределенные звуки; появляется улыбка в ответ на разговор взрослого; крик приобретает некоторый эмоциональный оттенок. Попытки удержать голову прямо при вертикальном положении тела удаются ребенку на несколько секунд. Лежа на животе, он пытается приподнимать и удерживать голову. Потягивается. Упирается ножками, поддерживаемый под мышки.Феномен ползания и тонический рефлекс рук держатся. Спит около 20 часов в сутки.
5
LOGO 2 месяц Отчетливо выявляется способность зрительного и слухового сосредоточения; ребенок гораздо лучше следит глазами за двигающимся предметом, поворачивает голову на человеческий голос, прекращает сосание при показывании ему яркого предмета. Рассматривает висящие над ним игрушки (над грудью примерно на расстоянии см). Малыш хорошо поднимает голову и при лежании на животе приподнимает грудь; удерживает 1-1,5 минуты голову в вертикальном положении; поддерживаемый под мышки, долго стоит,не подгибая ножек. Исчезают симптом ползания и тонический рефлекс рук. Эмоциональные реакции становятся более разнообразными: малыш улыбается в ответ на улыбку, разговор, тормошение и т.д.; гулит более определенно. Начинает удерживать предметы всей рукой. Таким образом, двигательные реакции приобретают некоторую целесообразность.
6
LOGO 3 месяц Ребенок зрительно сосредоточивается и следит за предметом, находясь в вертикальном положении более длительное время минут. Четко улавливает направление звука, поворачивая голову в сторону последнего. Наблюдавшееся ранее «беспорядочное искание» ртом материнской груди сменяется открыванием рта при приближении к груди, при виде бутылочки или ложечки (условный рефлекс). В ответ на разговор взрослого с ним проявляет радость: улыбкой, оживленными движениями рук и ног, звуками (комплекс оживления). Случайно наталкивается руками на игрушку, низко висящую над его грудью. Поддерживаемый под мышки, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренном суставе, в твердую поверхность. Лежа на животе, малыш приподнимает туловище, опираясь на локти и предплечья; сидит при поддержке за таз; переворачивается со спины на бок; свободно держит голову. Движения рук становятся свободными и целесообразными: он тянет предметы в рот, ощупывает пеленку, тянется к игрушкам и т.д. Ребенок иногда узнает мать. Смеется в хорошем настроении и криком выражает неудовольствие, если его оставляют одного или укладывают в кроватку, когда он не хочет спать. Гуление становится разнообразным. Музыкальные звуки вызывают у малыша положительные эмоции.
7
LOGO 4 месяц Лежа на животе, ребенок хорошо следит за движущимся предметом, ощупывает материнскую грудь, реагирует своим поведением на незнакомое лицо. Во время кормления придерживает руками бутылочку или грудь матери. Во время бодрствования часто улыбается, издает громкие звуки, много двигается (комплекс оживления). Громко смеется, когда с ним играют. Исчезает физиологическая гипертония мышц ног. Движения становятся более дифференцированными и более свободными: приподнимаясь на руках, малыш опирается только на ладони; поворачивается со спины на живот; делает «мост»; хватает, гладит и удерживает предметы. Рассматривает, ощупывает и захватывает висящие над его грудью игрушки. Гуление становится более длительным, появляются певучие и гортанные звуки. Неудовольствие выражается хныканьем.
8
LOGO 5 месяц Ребенок отлично знает мать, по-разному реагирует на знакомые и чужие лица, не берет чужую грудь, уверенно хватает предметы и тянет их в рот. Различает тон, с которым к нему обращаются. Во время бодрствования подолгу певуче гулит. Малыш хорошо сидит, придерживаясь за что-нибудь руками, но при сидении его спина может быть сильно согнута (симптом «складного ножа»). Взятый под мышки, ребенок стоит прямо, не подгибая ножек; делает попытки стянуть накинутую на лицо пеленку. В каждой руке удерживает по одному предмету не менее секунд.
9
LOGO 6 месяц Ребенок переворачивается с живота на спину, сидит без поддержки, пытается ползать на четвереньках, поднимается на ножки при подтягивании его за руки; поддерживаемый за грудь, делает первые попытки переступать. Хватает предметы одной рукой, размахивает погремушкой, поднимает выпавшую из рук игрушку, сбрасывает пеленку с лица. Эмоциональные проявления более разнообразны. Первые попытки произносить слоги — «ба»,»ма» и т.д. Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.
10
LOGO 7 месяц Ребенок тянется к своему отражению в зеркале. Сам поднимает и тянет в рот бутылочку, выпавшую при кормлении. Поднимается на четвереньки; ползает; самостоятельно сидит; встает на колени, цепляясь руками за сетку манежа; поддерживаемый под мышки, хорошо переступает. Движения становятся более целеустремленными. Малыш перекладывает предмет из руки в руку, постукивает игрушкой об игрушку и т.д. Многие движения имеют вполне определенный эмоциональный оттенок: ребенок тянется с рук на руки, протягивает руки матери и знакомым. Появляются повторения слогов — «ба-ба-ба», «ма-ма-ма» и т.д. На вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет (неоднократно называемый и постоянно находящийся в определенном месте).
11
LOGO 8 месяц Ребенок интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему, ищет взглядом нужный предмет, выражает мимикой удивление и интерес при виде новых предметов. Он уже самостоятельно садится и из сидячего положения ложится; встает, цепляясь за барьер. Стоит, придерживаемый за одну ручку; поддерживаемый за обе руки и цепляясь за спинку кроватки, делает попытки ходить. По просьбе взрослого выполняет разученные с ним движения («ладушки», «до свидания», «дай ручки» и т.д.). Во время бодрствования долго занимается с игрушками. Ест сухарик, который сам держит в руке; пьет из чашки, которую держит взрослый.
12
LOGO 9 месяц Малыш ищет спрятанный под пеленку или упавший предмет; делает попытки стоять без опоры и переходить от одного предмета мебели к другому, слегка придерживаясь за них руками. Хорошо ходит, поддерживаемый за обе руки; садится из вертикального положения; встает на колени. Для ребенка в этом возрасте оказываются доступными некоторые элементарные движения: собирает мелкие предметы, достает кубики из коробки; следит за падением бросаемых предметов; щелкает языком, стараясь привлечь внимание взрослого, и т.д. Подражает взрослому — повторяет за ним слоги. На вопрос «где?» отыскивает несколько знакомых предметов, независимо от их местоположения. Знает свое имя — оборачивается на зов. С предметами обращается по-разному в зависимости от их свойств: катает шар, вынимает один предмет из другого, сжимает и разжимает резиновую игрушку. Хорошо пьет из чашки, которую держит взрослый, и сам слегка придерживает ее руками.
13
LOGO 10 месяц Ребенок стоит и поднимается без опоры; хорошо ходит вдоль опоры и делает попытки ходить за одну ручку; подражает движениям взрослых; открывает и закрывает дверцы; берет мелкие предметы двумя пальцами; не отдает отбираемую у него игрушку и т.д. Малыш называет отдельными, но всегда одними и теми же слогами различные предметы, например, собаку -«ав», корову -«му» и т.д.; произносит наиболее легкие слова — «мама»,»баба»;выполняет простые требования; понимает запрещение. Входит на лесенку (3-4 ступеньки) держась за перила.
14
LOGO 11 месяц Употребляет первые слова-обозначения («ав-ав», «кис-кис», «дай»). Некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать обобщенный характер (на вопрос «где киса?» приносит и дает плюшевую, меховую, резиновую игрушку-кошку). По предложению взрослого выполняет разученные действия с сюжетными игрушками (покачай лялю, покажи у кисы глазки). Овладевает новыми действиями с предметами: накладывает один кубик на другой, разбирает и собирает пирамидку. Стоит самостоятельно. Пытается снять носок; приседает без опоры; нагибается при поднимании предмета без приседания; хорошо ходит за руку.
15
LOGO 12 месяц Легко подражает новым слогам, употребляет около 10 слов. Увеличивает запас понимаемых слов, понимает по слову (без жеста) названия нескольких предметов, разученных действий и знает имена нескольких взрослых и детей (где мама? где Таня? как ляля пляшет? покорми кису и т.д.). Указывает части тела, выполняет большое количество требований. Самостоятельно ходит (встает, идет, садится — все самостоятельно и не от предмета к предмету). Пьет из чашки, сам держит ее. Способен узнавать на фотографии знакомых, выполнять самостоятельно разученные действия с игрушками (катает, кормит, возит и т. д.), переносит разученные действия с одного предмета на другой. Понимает (без показа) названия предметов, действий, имена взрослых, выполняет поручения (принеси, отдай, найди и т. д.). Различает значение слов «можно» и «нельзя». Повторяет название предмета, вырабатывает речевой условный рефлекс на вид этого предмета. При выполнении действий лицо ребенка сосредоточено. Если действие удалось, возникает эмоция радости. Неудача сопровождается мимикой неудовольствия, плачем, а иногда выражением гнева и протеста (отчаянный крик, изгибания тела, отталкивание).
Источник