Психическое развитие ребенка анри валлон

Психическое развитие ребенка анри валлон thumbnail

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Валлон.

Анри́ Валло́н (фр. Henri Wallon; 15 июня 1879 — 1 декабря 1962) — французский психолог, нейропсихиатр, педагог, философ, общественный и политический деятель левого толка

Внук Анри-Александра Валлона, которого иногда называли «отцом» Третьей республики во Франции. Будучи убеждённым марксистом, Анри Валлон совмещал общественно-политический активизм и научные разработки в сфере психологии развития.

Биография[править | править код]

Научную работу начал в области психиатрии. До 1931 года работал в знаменитой клинике Сальпетриер, там же заинтересовался психологией раннего возраста. В 1908 году защитил докторскую диссертацию по медицине «Мания преследования», в 1925 году — вторую диссертацию «Стадии и расстройства психомоторного и двигательного развития ребенка». В 1920—1937 годах преподавал детскую психологию в Сорбонне. С 1937 года вёл исследовательскую и преподавательскую деятельность в Коллеж де Франс, где специально для него была образована кафедра психологии и воспитания ребёнка.[1]

В 1931 году вступил в Социалистическую партию (СФИО). Принимая участие в Движении Сопротивления в годы Второй мировой войны, пришёл к выводу, что его основной силой являются коммунисты и в 1942 году вступил во Французскую коммунистическую партию. В качестве её представителя избирался секретарём Министерства образования и молодёжи Франции (1944), а затем депутатом парламента Франции (1945—1946). Являясь депутатом от ФКП, совместно с другим учёным-коммунистом Полем Ланжевеном возглавлял комиссию по реформированию образования страны, разработавшую «план Ланжевена-Валлона».

Психологические взгляды[править | править код]

Опираясь на патопсихологические (клинические) и экспериментальные данные, осмысленные в свете философии диалектического материализма, Валлон выдвинул ряд концепций. Наибольшую известность приобрели его исследования о связи действий с познанием («От действия к мысли», 1942), а также разработанная им схема онтогенетических стадий в развитии эмоциональных и познавательных сфер личности. Работы Валлона повлияли на психологию не только во Франции, но и в ряде других стран (Польша, Италия, Швейцария, Бельгия).

М. В. Гамезо, Е. А. Петрова и Л. М. Орлова приводят следующие стадии развития личности по Валлону:[2]

  • 1. Стадия внутриутробной жизни. Плод полностью зависит от материнского организма
  • 2. Стадия моторной импульсивности (до 6 месяцев). На основе потребностей младенца в пище и движении формируются простейшие условные рефлексы.
  • 3. Эмоциональная стадия (6 месяцев — 1 год). Посредством мимики и жестов ребёнок создаёт систему отношений с близкими людьми, в первую очередь матерью.
  • 4. Сенсомоторная стадия (1—3 года). Сформированные навыки хождения и речи, ориентировочный рефлекс распространяют внимание малыша к миру за пределы узкого круга взрослых.
  • 5. Стадия персонализма (3—5 лет). В ходе кризиса трёх лет у ребёнка появляется чувство собственного «Я»; распадается на 2 периода:

а) период негативного персонализма: «Я» проявляется в демонстративной самостоятельности;
б) период позитивного персонализма: «Я» проявляется в тяге быть центром внимания, сопровождается привязанностью и подражанием другим людям.

  • 6. Стадия различения, иначе называемая категориальная стадия[3](6—11 лет). Расширение круга отношений ребёнка порождает стремление к социальным достижениям; прогрессируют умственные способности.
  • 7. Стадия полового созревания и юношества. Развитие носит дисбалансированный, противоречивый характер; действия во многом направляются идеалами; развиваются самооценка и самоанализ.

Следует подчеркнуть, что в своих работах Валлон лишь намечал периодизацию психического развития, из-за чего выделение и возрастные границы стадий у других авторов (например, у Л. Ф. Обуховой), могут несколько отличаться.

Примечания[править | править код]

  1. Валлон А. Психическое развитие ребёнка. М.: Просвещение, 1967.
  2. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003.
  3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов — М.: Высшее образование; МГППУ, 2009.

Источник

А.Валлон исходил из биологических понятий анаболизма и катаболизма, которые, по его мнению, относятся не только к организму, но и к личности в целом. Анаболизм А.Валлон рассматривал как реакцию человека, направленную на изменение своего внутреннего состояния. Катаболизм – как реакцию, направленную вовне, на изменение окружающей среды. Развитие А.Валлон понимал как чередование анаболизма и катаболизма, повторяющееся на каждом новом витке развития, сопровождающемся образованием нового качества.

По А.Валлону, психика не может быть сведена к органике, но в то же время, и не может быть объяснена без неё. Чтобы объяснить, каким образом органическое становится психическим, А.Валлон рассматривает связь четырёх феноменов: эмоция, моторика, подражание, социум. А.Валлон подчёркивает, что социум абсолютно необходим для развития. Поэтому человеческий ребёнок – это существо социальное генетически, биологически. Социальная природа не насаждается путём внешних влияний, социальное уже включено в биологическое как абсолютная необходимость.

А.Валлон не отрицает роль созревания в развитии. По его мнению, созревание нервной системы создаёт последовательность типов и уровней активности. Но для созревания необходимо упражнение, и оно уже заключено в природе эмоций, моторики и подражания, в природе самого человеческого организма. Согласно А.Валлону, онтогенез не воспроизводит филогенез. Благодаря новой технике, которая навязывает человеку способность думать и чувствовать, ребёнок всегда находится на одном уровне с цивилизацией.

А.Валлон убедительно показал, что среди условий, влияющих на психическое развитие, наибольшее значение, особенно в первые годы жизни, имеют отношения людей и способы их поведения. Психическое развитие ребёнка осуществляется через качественные переходы от одной стадии к другой. Сами переходы совершаются через кризисы развития.

А.Валлон предлагает шесть стадий онтогенетического развития личности, начиная от внутриутробной жизни, и кончая стадией полового созревания и юношества. Переход от стадии к стадии происходит как качественная перестройка деятельности .

Р.Заззо. Являясь одновременно учеником А.Валлона и А.Гезелла, он изучал взаимодействие наследственности и среды в психическом развитии. Он считал, что эти факторы являются взаимодополняющими друг друга: благодаря наследственности, человек создаёт свою среду; среда же даёт наследственности возможность самовыражения, ориентации, оформления.

Основной движущей силой перехода ребенка на новые стадии Валлон считает его взаимодействие с усложняющимися социальными условиями его бытия. По мере перехода от стадии к стадии поведение растущего человека начинает все более зависеть от внутренних его диспозиций, психологических детерминант, опосредствующих воздействия социума. В процессе разных, все более усложняющихся форм деятельности активность ребенка, его психическая структура, «оснастка» обогащаются и развиваются. Изобильно возникающие психологические новообразования содержат в себе богатые предпосылки перехода ребенка на более высокие стадии развития. Однако предпосылки эти могут реализоваться лишь в том случае, когда ребенок переходит в более сложную систему социальных связей (межличностных отношений, норм, требований, ожиданий взрослых).В связи с проблемой психологических предпосылок последующего развития Валлон приходит к важнейшему теоретическому выводу. Создаваемые на каждом этапе внутренние предпосылки намного богаче путей их последующей реализации. Так, в лепете ребенка заложены предпосылки усвоения им всех языков мира, но овладевает ребенок, как правило, лишь одним (или немногими) из них.

Концепция А. Валлона намечает стадии развития личности:

1) стадия внутриутробной жизни характеризуется полной зависимостью зародыша от организма матери;

2) стадия моторной импульсивности (от рождения до 6 мес) характеризуется потребностью ребенка в питании и двигательной активности, на основе которых вырабатываются элементарные условные рефлексы;

3) стадия эмоциональности (от 6 мес до 1 года) характеризуется установлением отношений с окружающими людьми и прежде всего с матерью, которая является основным стимулом к развитию;

4) сенсомоторная стадия (от 1 года до 3 лет) характеризуется интересом к внешнему миру, выходящему за пределы отношений с близкими взрослыми; этому в значительной степени способствуют хождение и речь;

5) стадия персонализма (от 3 до 5 лет) характеризуется кризисом 3 лет, возникновением чувства «Я», самостоятельностью в действиях, желанием быть в центре внимания;

6) стадия различения (от 6 до 11 лет) характеризуется расширением круга взаимоотношений, осознанием своего статуса притязаниями на признание, развитием умственных способностей;

7) стадия полового созревания и юношества характеризуется неуравновешенностью личности, внутренними противоречиями возникновением диаметрально противоположных чувств к окружающим, развиваются самоанализ и самооценка.

Переход от стадии к стадии рассматривается не просто как результат количественных изменений, а как перестройка: деятельность, преобладающая на одной стадии, становится второстепенной или даже вовсе исчезает на следующей.

Источник

А. Вал­лон исходил из биологических понятий анаболизма и катаболизма, которые он рассматривает широко, как относящиеся не только к орга­низму, но и к личности в целом. Анаболизм он определяет как реакцию индивида, направленную на изменение своего внутреннего состояния. Катаболизм — это реакция, направленная вовне, на окружающую среду с целью ее изменения. Развитие А. Валлон рассматривает как чередо­вание анаболизма и катаболизма, повторяющееся на каждом новом витке развития, сопровождающемся образованием нового качества.

Принципиальная методологическая установка А. Валлона — необходимость изучения конфликтов, противоречий в ходе развития ребенка, чтобы лучше понять причины и условия их взаимосвязи и переходов от одной стадии к другой.

Одно из ключевых противоречий психического развития состоит в том, как соотносятся душа и тело, биологическое и психическое, как происходит переход от органического к психическому. По мысли А. Валлона, психика не может быть сведена к органике и в то же время не может быть объяснена без нее. Для того, чтобы объяснить каким образом органическое становится психическим, А. Валлон рас­сматривает связь четырех понятий — эмоция, моторика (движение) подражание, социум.

Эмоции в генезисе психической жизни, согласно А. Валлону, появляются раньше всего остального. Ребенок способен к психической жизни только благодаря эмоциям, поскольку они объединяют ре­бенка с социальным окружением. Через эмоции ребенок обретает опору для своей биологии, в эмоции осуществляется симбиоз орга­нического и психического, происходит как бы «переливание» одно­го в другое. Так, например, крик новорожденного — первоначально физиологическая реакция. Под влиянием взрослых социальное как бы «перехватывает» физиологическое, чтобы оно стало психическим (и ребенок кричит не потому, что какие-то его физиологичес­кие потребности не удовлетворены, а чтобы вернуть уходящую из комнаты мать).

В концепции А. Валлона понятие «эмоция» тесно связано с по­нятием «движение». У маленького, еще не говорящего ребенка дви­жения тела уже могут свидетельствовать о психической жизни. По его мнению, среди разных форм и функций движения одна прямо каса­ется выражения эмоций — это тоническая, или постуральная, функ­ция. Другая функция движения — кинетическая, или клоническая, направленная на внешний мир. Благодаря ей осуществляются локомоции, схватывание, манипуляции. В отличие от кинетических реакций, тонус, который проявляется в позах, — это экспрессивное сред­ство выражения собственных переживаний ребенка и его отношения к другим людям.

Период чистой импульсивности, недифференцированности дви­жений у ребенка сменяется эмоциональной стадией, когда, по об­разному выражению А. Валлона, само движение есть экстериоризированная эмоция. Дифференциация моторных функций наступает под влиянием поведения взрослого, удовлетворяющего потребности peбенка. Анализ дифференциации и координации движений как слож­ной системы взаимодействия моторных функций позволил А. Валлону выделить психомоторные типы развития ребенка.

Другой большой переход в онтогенезе психики — это переход от действия к мысли. По мнению А. Валлона, он возможен благодаря подражанию. Источник, который формирует план субъективности, план представления, лежит не во взаимоотношениях с физическим миром, а во взаимодействии с окружающими людьми. Действия по подражанию другим отличаются от инстинктивно-подражательных реакций тем, что они строятся именно как действия по образцу, по социальной модели, которая усваивается, ассимилируется субъек­том. Такого рода действия, относясь к внешнему предметному миру, формируются не в прямых взаимодействиях с ним, а в процессе об­щения и поэтому уже не выражают первичной слитности с ним, характерной для сенсомоторных приспособительных актов.

На примере подражания видна связь социума и психики ребенка. А. Валлон подчеркивает, что социум абсолютно необходим для ма­ленького ребенка, неспособного ничего сделать самостоятельно. Ре­акции ребенка постоянно должны быть дополнены, поняты, про­интерпретированы взрослым человеком. Поэтому, считает А. Вал­лон, человеческий ребенок есть существо социальное генетически, биологически. Социальная природа человека не насаждается путем внешних влияний, социальное уже включено в биологическое как абсолютная необходимость.

А. Валлон не отрицал роль созревания в развитии. По его мне­нию, созревание нервной системы создает последовательность типов и уровней активности. Но для созревания необходимо упражнение, и оно уже заключено в природе эмоций, моторики и имитации, в при­роде самого человеческого организма.

Согласно А. Валлону, онтогенез не воспроизводит филогенез. Для А. Валлона вообще нет судьбы. Детство человека есть, безусловно, продукт эволюции, но оно объясняется также и средой, в которой развивается ребенок. Благодаря новой технике, которая навязывает индивиду способность думать и чувствовать, ребенок всегда нахо­дится на одном уровне с цивилизацией, и биогенетический закон не действует.

Концепция А. Валлона намечает стадии развития личности:

1) стадия внутриутробной жизни характеризуется полной зави­симостью зародыша от организма матери;

2) стадия моторной импульсивности (от рождения до 6 мес.) ха­рактеризуется потребностью ребенка в питании и двигатель­ной активности, на основе которых вырабатываются элемен­тарные условные рефлексы;

3) стадия эмоциональности (от 6 мес. до 1 года) характеризуется установлением отношений с окружающими людьми и прежде всего с матерью, которая является основным стимулом к раз­витию;

4) сенсомоторная стадия (от 1 года до 3 лет) характеризуется интересом к внешнему миру, выходящему за пределы отно­шений с близкими взрослыми; этому в значительной степени способствуют хождение и речь;

5) стадия персонализма (от 3 до 5 лет) характеризуется кризисе 3 лет, возникновением чувства «Я», самостоятельностью в действиях, желанием быть в центре внимания;

6) стадия различения (от 6 до 11 лет) характеризуется расширением круга взаимоотношений, осознанием своего статуса, притязаниями на признание, развитием умственных способностей;

7) стадия полового созревания и юношества характеризуется не­уравновешенностью личности, внутренними противоречиями, возникновением диаметрально противоположных чувств к окружающим, развиваются самоанализ и самооценка.

Переход от стадии к стадии рассматривается не просто как ре­зультат количественных изменений, а как перестройка: деятельность, преобладающая на одной стадии, становится второстепенной или даже вовсе исчезает на следующей.

Источник

Вклад Валлона в развитие психологии

Анри Валлон родился 15 июня $1879$ года. К углубленному изучению психологии Валлон приступил, уже имея солидное медицинское и философское образование. Карьеру он начал в качестве психиатра. А впоследствии начал изучать генезис психики. Валлон рассматривал познание в тесной взаимосвязи с действиями. Это нашло отражение в его работе «От действия к мысли», вышедшей в свет в $1942$ году.

Так популярное в то время изучение истерии, бредовых состояний, шизофрении целиком захватило Валлона. Итогом его глубоких исследований стала докторская диссертация в области медицины «Мания преследования», которую он защитил в $1908$ году. Ведя работу в психиатрической клинике Сальпетриера, Анри Валлон пытался понять, имеется ли общее основание у различных форм психозов, какие причины провоцируют их возникновение, чем отличаются состояния патопсихологические от нормальной психической жизни человека. Ученый в итоге пришел к мысли, что основой психозов является нарушение отношений человека с окружающими людьми, так как они являются огромной ценностью для личности и созвучны человеческой сущности.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Детская психология Валлона

В процессе этой работы Валлон задался вопросом, а не создаются ли предпосылки для нарушения развития человека и его взаимоотношений с окружающими в детстве. Уже тогда Валлон начал разрабатывать выборочно проблемы детской психологии, тщательно изучать психическое развитие ребенка в целостности его сенсорно-перцептивных, психомоторных, эмоционально-коммуникативных, двигательных и вербальных форм активности. В результате он выработал собственный теоретический, методологический, эмпирически-методический подход к данной проблематике и начал преподавать детскую психологию в Сорбонне в период с $1920$ по $1937$ год.

Обобщив результаты своих исследований, Валлон в $1925$ году смог защитить вторую докторскую диссертацию на тему: «Стадии и расстройства психомоторного, двигательного развития ребенка». В $1925$ году вышла также его книга «Трудный ребенок».

Обращение к вопросу психомоторики было обусловлено установленным фактом, что повышенная возбудимость, которая проявляется в гипермоторной активности детей, препятствует их психическому развитию. Ребенок не способен в таком состоянии сконцентрировать свое внимание на объекте, на требованиях взрослых, не способен произвольно регулировать свои действия. У гиперактивного ребенка не получает развития важная личностно-значимая способность к саморегуляции.

Валлон, начиная с $1937$ года, развернул свою преподавательскую и научную работу на созданной специально для него кафедре воспитания и психологии ребенка в Коллеж де Франс.

Валлоном были изданы такие труды, как:

  • «Истоки характера ребенка»,
  • «Психическое развитие ребенка»,
  • «От действия к мысли»,
  • «Истоки детского мышления»
  • и множество статей в разных психологических журналах.

В книге «Психическое развитие ребенка» Валлон представил целостную концепцию детского развития, высказал свою позицию по отношению к сущности природного человеческого начала, определил главенствующую роль изначальной невербальной эмоциональной коммуникации ребенка и взрослого, представил своеобразную концепцию стадиального развития ребенка в период раннего детства, которая включала этапы развития эмоциональной жизни, становление самоконтроля над психическими функциями. Данную концепцию Валлон построил на положении о социальной природе человека.

Валлон стал основателем первой лаборатории детской психологии во Франции, которая была организована в $1927$ году. Им же был издан в $1948$ году первый в данной области журнал «Анфанс».

На базе трудов Валлона о генезисе, стадиальном развитии детского сознания в патологии и норме, об эмоциях, характере, постуральных функциях у детей зародилась психологическая школа, которая получила его имя. Валлон, опираясь на диалектический материализм, отвергал физиологизм и абстрактный социологизм в психологии, использовал принцип историзма при анализе психики.

Замечание 2

Онтогенетическая теория психического развития Анри Валлона известна далеко за границами Франции. Она оказала значительное влияние на психологическую науку в Болгарии, Бельгии, Италии, Швейцарии, Польше.

Источник