| Ваш комментарий о книге ОГЛАВЛЕНИЕОт автора 4 Введение 5 РАЗДЕЛ I. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ 8 Глава 1. Факторы, определяющие психическое и личностное развитие 11 § 1. Условия психического развития и развития личности 11 1. Реальность предметного мира 12 2. Реальность образно-знаковых систем 24 3. Природная реальность 38 4. Реальность социального пространства 50 5. Реальность внутреннего пространства личности 60 § 2. Предпосылки развития психики. Генотип и личность 70 1. Биологические предпосылки 70 2. Взаимодействие биологических и социальных факторов 81 Глава 2. Механизмы развития и бытия личности 93 § 1. Идентификация как механизм социализации и индивидуализации личности 95 § 2. Обособление как механизм социализации и индивидуализации личности 100 § 3. Взаимодействие идентификации и обособления 105 Глава 3. Индивидуальное развитие личности 114 § 1. Внутренняя позиция и развитие личности 114 § 2. Социальная единица и уникальная личность 119 § 3. Фактор места как условие развития личности 138 РАЗДЕЛ II. ДЕТСТВО 147 Глава 4. Младенчество 149 § 1. Новорожденное: врожденные особенности и тенденции развития 150 § 2. Собственно младенчество 155 Глава 5. Ранний возраст 170 § 1. Особенности общения 171 § 2. Умственное развитие 178 § 3. Предметная и другие виды деятельности 193 § 4. Предпосылки формирования личности 207 Глава 6. Дошкольный возраст 219 § 1. Особенности общения 221 § 2. Умственное развитие 231 § 3. Игры и другие виды деятельности 271 § 4. Детская личность 285 Глава 7. Младший школьный возраст 309 § 1. Особенности общения 311 § 2. Умственное развитие 329 § 3. Учебная деятельность 347 § 4. Личность ребенка младшего школьного возраста 372 РАЗДЕЛ III. ОТРОЧЕСТВО 410 Глава 8. Условия и образ жизни 413 § 1. Социальная ситуация в жизни подростка 413 § 2. Учебная деятельность и ориентация на труд 422 Глава 9. Особенности общения 427 § 1. Общение со взрослыми и сверстниками: общие тенденции 427 § 2. Общение со сверстниками противоположного пола 438 Глава 10. Умственное развитие 445 § 1. Развитие речи 445 § 2. Развитие высших психических функций 451 Глава 11. Личность подростка 464 § 1. Особенности идентификации обособления. Кризис личности в отрочестве 464 § 2. Самосознание в отрочестве 475 РАЗДЕЛ IV. ЮНОСТЬ 490 Глава 12. Условия и образ жизни 492 § 1. Социальная ситуация 492 § 2. Учебная, трудовая и другие значимые деятельности 496 § 3. Психологические проблемы молодежи как электората 504 Глава 13. Особенности общения 509 § 1. Общение со старшими и со сверстниками: общие тенденции 509 § 2. Общение со сверстниками противоположного пола 527 § 3. Раннее материнство и отцовство 539 Глава 14. Личность в юности 548 § 1. Умственное развитие и ценностные ориентации 548 § 2. Особенности идентификации — обособления в контексте проблем личности 564 § 3. Самосознание в юности 574 Приложение 589 Рекомендуемая литература 603ОТ АВТОРА Сверхидеей книги является рассмотрение многообразия составляющих психического развития на возрастных этапах как условия рождения личностного начала в человеке. Ибо быть личностью — значит прежде всего хотеть и уметь брать ответственность за себя, за других и за отечество. В книге дается авторское изложение феноменологии и развития самосознания личности, а также описание удивительной поры детства и отрочества — истинной предтечи рождения личности, когда человек развивается в телесном, умственном, эмоциональном, волевом и духовном отношении и проходит школу социализации в игре, в ученье, в общении с другими людьми. Я посвящаю свой труд студенческой молодежи — будущим психологам и педагогам, так как именно в этот период жизни человек может глубоко рефлексировать на свое прошлое и настоящее, не только переживать эмоционально «чувство личности», но и свободно действовать в проблемных ситуациях в соответствии со своим мировоззрением и нравственным чувством, т.е. может быть личностью в высшем значении этого слова. Изучение психологических особенностей возраста, предшествующего юности, позволит молодым людям не только составить представление о закономерностях психического развития, но и лучше понять самих себя. Декабрь 1996г. Москва Валерия Мухина В учебнике проводится мысль о том, что в равные временные промежутки психика человека проходит различные «расстояния» в своем развитии, претерпевает различные качественные преобразования. В связи с этим по мере перехода от периода новорожденности к более старшим возрастам материал изучается все более «расчленение» в соответствии с прогрессирующей дифференциацией психики ребенка и отрока, при этом показано усложнение самой духовной жизни. Руководящая идея при создании данного учебника состояла в том, чтобы раскрыть возрастную психологию как науку, предметом которой является целостное психическое развитие человека. Поэтому центральное место при освещении каждого возрастного периода, каждой стороны психического развития занимает круг вопросов, связанных с характеристикой самого процесса развития, обусловленного предпосылками и условиями развития, а также внутренней позицией самой личности. Описанный материал, касающийся возрастных особенностей, привлекается в той мере, в какой он необходим для понимания процесса развития. В книге широко обсуждаются идеи и исследования Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович, Л. А. Венгера, их учеников и сотрудников, учеников и сотрудников автора этого учебника, а также многих других отечественных психологов и психологов из стран СНГ. Привлекаются также материалы, содержащиеся в трудах известных представителей зарубежной психологии: В. Штерна, К. Бюлера, Ж. Пиаже, К. Коффки, Э. Клапереда, 3. Фрейда, А. Баллона, Р. Заззо, Э. Эриксона, Дж. Брунера и др. В то же время, памятуя о том, что цель учебника – целостное изложение психического развития человека, автор счел правильным не вдаваться в дискуссии по поводу разночтений в понимании развития психики и становления личности в современной психологии, а предложить свое понимание этого развития, включая в его описание не только результаты собственных исследований, но и те классические идеи, которые стали достоянием современной психологии и приняты автором как адекватно объясняющие развитие. Право к такому подходу при написании учебника по возрастной психологии дает учебный план психолого-педагогических факультетов, который помимо множества специальных психологических курсов включает в себя курс истории психологии, в том числе курс истории возрастной психологии. Книга представляет собой авторское видение развития человека как уникального феномена на всех возрастных этапах онтогенеза. В первом разделе излагается авторское понимание условий психического развития и бытия человека. Предлагаются описание и обсуждение исторически обусловленных реальностей существования человека. Обсуждаются реальности предметного мира, образно-знаковых систем, социального пространства и природная реальность как условие развития и бытия человека с первых дней его появления на свет и в течение всей жизни. Формируется понимание развития и формирования самосознания человека на всех этапах онтогенеза в контексте исторического момента развития и его этнической принадлежности. Предлагается принципиально новый подход к пониманию механизмов развития и бытия личности через идентификацию и обособление. Второй и третий разделы посвящаются соответственно детству и отрочеству. Здесь анализ психического развития и бытия ребенка и отрока проводится сквозь сформулированные в первом разделе общие подходы к условиям и предпосылкам развития, а также к позиции самого человека. В учебнике раскрываются вопросы феноменологии развития и бытия человека с рождения до взрослости. Представлена авторская позиция на условия развития, определяемые реалиями предметного и природного мира, реалиями образно-знаковых систем, социального пространства. Отдельно обсуждаются реалии внутреннего пространства психики человека. Индивидуальное развитие человека рассматривается в двух ипостасях: как социальной единицы и как уникальной личности. Раскрывается авторская концепция механизмов (идентификация—обособление), определяющих развитие личности и ее социальное бытие. Для студентов психолого-педагогических факультетов педагогических университетов, психологов, а также всех, кого интересуют проблемы возрастной психологии и психологии развития личности. 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2006. — 608 с. Ваш комментарий о книге Обратно в раздел психология | |