Психическое и физическое развитие ребенка в три месяца
В первый год кроха развивается стремительно быстро, радуя родителей новыми умениями каждый месяц. Трехмесячный карапуз меняется внешне и в эмоциональном плане. Давайте узнаем, какие именно новые навыки приобретает кроха в этом возрасте и как родители могут помочь карапузу развиваться.
Физиологические изменения
- Подкожно-жировая ткань ребенка развивается, поэтому к трехмесячному возрасту у крохи появляются пухлые щечки, а также складочки на ручках-ножках.
- Мышечная система карапуза развивается сверху вниз. Кроха уже освоил удержание головы и начал владеть своими ручками. Гипертонус ручек уже полностью прошел, что позволяет младенцу активнее изучать свое тело и игрушки, трогая все руками.
- Многие рефлексы новорожденных уже угасают. К примеру, поискового рефлекса (поворота головы при поглаживании в уголке рта), хоботкового рефлекса (вытягивания губ при прикосновении к ним), а также рефлекса Бабкина (открывание рта при надавливании на ладошку) у трехмесячного ребенка быть не должно. Такие же рефлексы, как ползания, сосания или Моро, в 3 месяца еще очень выражены.
- Пищеварительная система малютки развивается. Желудок увеличивает свою емкость и может вмещать уже больше молочка, но другое питание кроме грудного молока либо адаптированной смеси, ребенок воспринимать пока еще не готов. Единственным добавлением в детский рацион может быть дополнительный витамин Д, который часто предписывают 3-месячным детям, как профилактическое средство против рахита.
- Стул трехмесячного ребенка более однородный и регулярный. У получающего лишь грудное молоко карапуза периодичность стула бывает от 1 раза в 2-5 дней до 5 раз в сутки. Если стула у ребенка исключительно на грудном вскармливании не было несколько суток, при этом ребенок ведет себя нормально, а стул после такой длительной паузы мягкий, никаких дополнительных стимуляций для испражнения ребенка не требуется.
О том, как можно поиграть с трехмесячным малышом, смотрите в следующем видео с экспертом по интеллектуальному развитию О. Н. Тепляковой.
Физическое развитие
В среднем за третий месяц жизни младенец увеличивает свой вес на 750-800 грамм, а его рост становится на 2,5 сантиметра больше, чем был в 2 месяца. Увеличение окружности головы происходит примерно на 1 см, а окружности груди – на 1-1,5 см (к четырехмесячному возрасту эти два параметра становятся одинаковыми).
Рост, масса тела и другие показатели физического развития ребенка определяются многими факторами – наследственностью, наличием заболеваний, типом вскармливания и другими.
Медиками определены средние показатели, а также границы нормы, по которым родители могут определить, нормально ли развивается физически их трехмесячный ребенок. Они представлены в таблице:
Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы специально для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).
Что малыш умеет?
- Лежа на животе и пребывая в вертикальном положении, младенец уже научился удерживать голову. Если поддерживать малютку в вертикальной позе под мышками и поставить на прочную поверхность, ребенок будет опираться ножками. Кроме того, лежа на спине, кроха уже научился поворачивать на бочок.
- Зрение крохи активно развивается. Малыш длительное время рассматривает предметы вокруг, обращая внимание и на неподвижные, и на быстро движущиеся объекты. Чтобы лучше видеть все в позе лежа на животике, кроха приподнимается на предплечьях.
- Звуки, издаваемые трехмесячным младенцем, стали разнообразнее. К гласным добавляются согласные. Пребывая в хорошем настроении, малыш подолгу гулит.
- Ребенок в 3 месяца очень эмоциональный. Малыш бурно радуется появлению мамы и общению с ней. Комплекс оживления возникает также при пении взрослого, звуках музыкальных инструментов и виде игрушек. Если кроха чем-то недоволен, вы услышите громкий плач. Отрицательные эмоции возникают у 3-месячного ребенка, когда прекращается общение с мамой, внезапно исчезает игрушка, резко меняется окружающая температура, появляется ограничение движения или боль.
- К трем месяцам малыш начинает более активно осваивать мир на вкус, посасывая все, что сможет взять ручками. В первую очередь младенец сосет свои кулачки или пальцы.
Занятия для развития
Теперь кроха бодрствует дольше, чем в первые два месяца жизни, и время, когда малютка готов воспринимать новую информацию и общаться, нужно использовать продуманно.
- В утреннее время выполняйте с малюткой небольшую зарядку. Мягко сгибайте и разгибайте ножки и ручки, чтобы улучшить состояние связок. Также можно заниматься с малюткой на фитболе – укладывая на мяч ребенка на животик или на спинку, держите ребенка за ножки и осторожно катайте.
- Регулярно выполняйте массаж всего тела малютки, так как он будет стимулировать мышцы крохи и другие органы, а также улучшать самочувствие крохи. Начните с поглаживаний спинки и шеи, а в завершение массажа легко разомните суставы коленей и локтей.
- К ежедневной гимнастике, которую мама выполняет с младенцем, в 3-месячном возрасте стоит добавить упражнения, которые будут готовить малютку к переворотам. Правую ногу лежащего на спине малыша поверните налево так, чтобы она стала перекинутой через тело. Именно это движение дается малышам сложнее всего и именно оно дает импульс для переворота.
- Для стимуляции умения поднимания головы и плеч в позе лежа на животе (когда малыш опирается на предплечья) чаще выкладывайте ребенка на живот с одновременным раскладыванием вокруг младенца ярких игрушек. С этой целью также часто используются специальные развивающие коврики.
- Вкладывайте в ручки ребенка погремушки, чтобы кроха учился держать игрушки самостоятельно и изучал их. Также подвесьте над кроваткой младенца мягкие игрушки так, чтобы малыш мог доставать их руками. Будет здорово, если внутри таких игрушек будут колокольчики и после удара по ним карапуз будет слышать звенящие звуки.
- Пойте песенки крохе, а также чаще разговаривайте с малюткой. При этом в разговоре стоит делать небольшие паузы, давая карапузу возможность «отвечать» вам своим гулением. Чаще называйте кроху по имени, а также сопровождайте объяснениями любые свои действия.
- Показывайте ребенку его отражение в зеркале. Также стоит познакомить малыша с изображениями животных и разных предметов.
- Для стимуляции тактильной чувствительности давайте малышу щупать предметы с разной текстурой, например, скрученный из ниток мячик, кухонную прихватку, плюшевого медведя, мягкий кубик с колокольчиком внутри.
- Включайте ребенку музыку разных стилей. Когда младенец бодрствует, включите что-то ритмичное и веселое, а перед сном стоит послушать с малюткой какие-то спокойные мелодии. Слушая с крохой ритмичную музыку, хлопайте в ладоши в такт.
- Если у вас есть домашнее животное, наблюдайте за ним вместе с малышом. Также показывайте крохе животных во время прогулки.
- Во время купания бросьте в воду несколько ярких мячиков или резиновых игрушек. Пусть кроха попробует их ловить в воде.
Потешки сделают массаж веселее.
Посмотрите следующее упражнение Татьяны Лазаревой, вы сможете делать его в любое свободное время.
Уход
Начинайте утро малютки с гигиенических процедур, протирая младенцу лицо и глазки, а при необходимости – носик и ушки. После дефекации и нескольких мочеиспусканий подмывайте малыша под проточной водой. Если с кожей крохи все в порядке, злоупотреблять применением детской косметики не стоит.
Ноготки крохи нужно проверять ежедневно, а срезать их лучше всего после купания, когда ногтевые пластинки более мягкие. Если младенец протестует против такой процедуры, можно подстригать ногти у спящего ребенка. Пользуйтесь для этой цели специальными ножницами для малышей и обязательно проверьте ногти после стрижки (проведите по ним пальцем), чтобы убедиться в отсутствии острых краев.
Для закаливания крохи используйте воздушные ванны (их длительность – до 10 минут), прогулки, во время которых малыш будет спать на свежем воздухе, умывание, обтирания. Купайте кроху ежедневно, лучше всего перед ночным сном, но можно и в другое удобное для вас время. Например, если купание возбуждает кроху, его стоит перенести на более раннее время.
Режим дня
К трехмесячному возрасту у большинства деток появляется собственный режим дня. Малютки бодрствуют и спят примерно в одно время каждый день, что позволяет маме планировать свои дела. Как и раньше, большая часть суток ребенка отведена под сон и кормление. Ребенок трех месяцев спит в сутки примерно 17 часов. Около 10 часов занимает ночной сон, а остальное время распределяется на три-четыре сна в дневное время. Обычно один-два дневных сна длятся дольше (1-2 часа), а остальные – более короткие (до 40 минут).
Гулять с 3-месячным ребенком рекомендуют дважды в день. Наиболее подходящим временем выйти на прогулку считают утро (10-11 часов) и время после обеда (16-17 часов). Длительность прогулок определяется температурой на улице и другими погодными условиями. Летом с 3-месячным малышом можно проводить на улице до 6 часов. Не выходить на прогулку стоит лишь при сильном морозе, порывистом ветре или ливне.
Кормление грудничков, получающих лишь мамино молоко, как и прежде, проводится по требованию. Большинство малышей просит мамину грудь перед сном и сразу после него. Среднее количество грудных кормлений в этом возрасте – 10-12 днем и 2-4 в ночное время. При этом кроха часто отрывается от маминой груди в процессе кормления. Средний перерыв между длительными кормлениями – от 2,5 до 3,5 часов.
Если ребенок получает молочную смесь, то у него будет более строгий режим кормлений, предусматривающий шесть приемов пищи с промежутками 3,5 часа. Для определения суточного объема смеси для ребенка его вес следует разделить на 6. Далее эту цифру делят на количество кормлений в сутки. В среднем младенец 3 месяцев съедает 800-900 мл смеси в сутки и до 180 мл за одно кормление. Вводить прикорм в этом возрасте даже деткам-искусственникам еще рано.
Разнообразьте день следующим упражнением от Татьяны Лазаревой.
Обычный день
С трехмесячным карапузом общаться становится все интереснее, а утро многих мам начинается с очаровательной улыбки от младенца. Ваш день с ребенком 3 месяцев может выглядеть так:
Следует отметить, что темперамент у разных деток отличается, поэтому все рекомендации в отношении режима лишь приблизительные. Родителям в первую очередь следует учесть особенности их ребенка и подстроить предлагаемые педиатром схемы под потребности малыша, то есть следовать режиму, который будет приспособлен под биоритмы конкретного ребенка.
Частые проблемы
- Недостаточная прибавка массы тела. В норме кроха на грудном вскармливании прибавляет в месяц 500-2000 грамм. Если цифра прибавки меньше, возникает вопрос о докорме адаптированной смесью. Многие мамы подозревают малое количество молока из-за более беспокойного поведения крохи у груди и уменьшения чувств приливов молока, однако эти признаки вовсе не указывают на гипогалактию. Малыши 3 месяцев действительно чаще отвлекаются во время кормления из-за их желания постоянно изучать окружающий мир, а чувство прилива молока может пропасть вследствие того, что лактация уже установилась и молоко приходит во время кормления в нужном ребенку количестве. Объективными причинами докармливать ребенка являются малая прибавка массы за 2 недели и сниженное количество мочеиспусканий в сутки.
- Беспокойный дневной сон. Нервная система многих трехмесячных деток еще недостаточно устойчива и довольно быстро утомляется. Это становится причиной плохого сна, который в дневное время длится 20-30 минут или даже меньше. Улучшить работу нервной системы малютки помогает правильная организация режима дня – сна и бодрствования. Родители должны проследить, чтобы кроха не бодрствовал дольше 1,5-2 часов, а имел возможность поспать.
- Побочные реакции на прививки. В 3-месячном возрасте ребенку вводят первую вакцину АКДС, которая часто оказывает побочное действие на детский организм. У каждого четвертого младенца в первые сутки после введения данной вакцины повышается температура и наблюдаются местные изменения (краснота, отек, болезненность, уплотнение). У 10% малышей могут быть такие побочные эффекты, как снижение аппетита, понос, сонливость, рвота и другие. При повышенной температуре ребенку дают жаропонижающий препарат, а изменения в месте введения вакцины никакого лечения не требуют. Если же состояние ребенка сильно ухудшилось, местная реакция очень выраженная или появились другие настораживающие симптомы, кроху следует немедленно показать врачу.
На что необходимо обратить внимание в 3 месяца, посмотрите в видео Ларисы Свиридовой. Если вы заметили у ребенка данные проблемы, сообщите об этом доктору.
Источник
Развитие ребенка в 3 месяцаФизическое и психическое развитие
Однажды утром, вы посмотрите на малыша, и он наградит вас наилучшим подарком — прекрасной улыбкой. Вы поймете, что это маленькое существо любит ваш голос, тепло ваших рук. И утомительная ежедневная работа (купание, убирание, кухня, пеленки, бессонные ночи), все-таки, не проходит даром. С каждым днем, ваш малыш, преодолевает все новые и новые ступеньки своего развития.
За второй месяц жизни ребенок в среднем набирает до 800 гр. На протяжении этого периода рост ребенка увеличивается на 3см, объем головы — на 1 см, грудной клетки — не много больше, чем на 1 см.
К 4-месячному возрасту, объем грудной клетки и объем головы, должны сравняться. Если вы заметите, что голова в своих размерах увеличивается очень быстро, обратитесь за помощью к педиатру, чтобы не пропустить заболевание головного мозга.
Так называемый «родничок» на головке еще не имеет костной ткани — он открыт, но в соответствии с предыдущими месяцами, уменьшается в размере. Не забывайте ухаживать и за этой частью головки. Не смотря на то, что «родничок» мягкий и пульсирует, его нужно держать в чистоте, как и все остальные, части тела.
Вы заметите, что ребенок научился четко проявлять свои потребности относительно сна, еды. Неподражаемая улыбка вашего малыша будет свидетельствовать о том, что малыш доволен игрой, общением, отдыхом. Ребенок получает больше впечатлений и удовольствия от окружающей среды, очень любит рассматривать лица, особенно нос, глаза.
Лежа на животе, ребенок старается поднять свою грудную клетку, опираясь руками на стол или кроватку. Поставьте малыша вертикально на ножки, при этом стопочки будут упираться, и ребенок пробует оттолкнуться от земли.
Так день за днем, совмещая эмоции, впечатления и собственный темперамент, в вашей семье формируется новая личность.
С каждым днем движения малыша ручками становятся более координированными. Теперь все, что малыш держит в руках, непременно попадает в ротик на «тестирование» — поэтому, дорогие родители, будьте внимательны в выборе игрушек для детей, особенно тех, в которых находятся мелкие части (пластмассовые или резиновые шарики). Не стоит бурно реагировать на стремление малыша к познанию окружающей среды, при этом прятать все «интересные» для него предметы. Особенно это касается не совсем чистых игрушек. Некоторые родители решают эту проблему таким образом, что не допускают попадания в руки к малышу грязных предметов. С одной стороны они правы, но держать ребенка в абсолютной стерильности всегда не возможно. Помните, что ваш малыш должен адаптироваться к микроорганизмам, которые находятся в окружающей среде.
С этого месяца можно начинать подготовку к изучению обстановки под девизом «А что это такое?». Нельзя сказать, что у всех родителей, одинаковое отношение к таким познаниям. Не бойтесь дать ребенку красивую фигурку или вазочку, малыш не собирается с ней играть, он просто посмотрит, сравнит цвета, обратит внимание на форму (даже, если он ее уронит — вы же всегда на подстраховке).
Одни родители стремятся сделать так, чтобы ребенок, пока не знал слова «нельзя», поэтому они прячут все драгоценности и реликвии до «лучших времен». Другие родители, наоборот, считают целесообразным оставить все на своих местах, для того чтобы ребенок «с пеленок» усвоил, что «можно», а что «нельзя».
Выберите что-то среднее. Уберите по дальше дорогое вашему сердцу предметы, что бы малыш их не испортил и не сломал, обязательно, спрячьте все острые и колючие предметы, не допускайте их попадания в руки к малышу, не забывайте о последствиях. Какой бы вариант вы не выбрали, помните, что рано или поздно вам все равно нужно будет применить слово «нельзя».
Ваш ребенок, как существо социальное, стремиться к общению. Для малыша, самая лучшая компания — это вы. Поговорите с ним, возьмите с собой по делам, поиграйтесь, спойте ему песенку.
Речь у ребенка развивается, появляются новые звуки, новые интонации, новые эмоции на увиденное и услышанное. Малыш проявляет желание общаться с вами. Когда вы с ним разговариваете, он внимательно вас слушает (прислушивается). Конечно, пока ребенок не понимает вашего языка и суть того, что вы ему сказали, но у него есть желание общаться вами. Обратите внимание – он отвечает вам взаимностью (улыбкой или агуканием, активно двигает ручками и ножками), но только после того, когда вы закончили свое обращение к нему. Ученые провели эксперимент. Они взяли обычный колокольчик и после каждого звука ребенка создавали мелодию колокольчиком, после этого, ребенок молча прислушивался к мелодии и молчал. И только после того, как малыш услышал голос человека, он вновь начал «разговаривать».
Многим деткам нравиться «слушать» танцевальную или спокойную, тихую музыку. Предоставьте вашему малышу такую возможность! Может, в вашей кроватке будущий Вивальди!
Очень часто малыши любят «разговаривать» сами с собой. Играя своими ручками, они «выдают» разные звуки. Учеными доказано, что ребенок, движения которого не ограничивается (например, пеленание) растет спокойным, в отличии от детей которым не хватает общения и «голосливости».
Возьмите себе за правило, как можно больше разговаривать с ребенком. Озвучивайте все ваши действия. Если вы переодеваете малыша, называйте те предметы, с которыми вы взаимодействуете и те части тела, которые вы одеваете. Например, «Где наша левая ручка? Вот наша левая ручка. Давай оденем ее в рукавчик зеленой кофточки». Или, к примеру «Давай наденем желтый носочек на правую ножку» и т.д. Таким образом, вы с ребенком постепенно будете изучать части тела (ручки, ножки, головка, животик), а также понятия «право», «лево», расскажите малышу какие виды одежды есть, как называются части одежды (воротничок, рукав, пуговичка), познакомите его с цветами. Одевая, новую кофточку или костюмчик, обращайте внимание малыша, на то, что нарисовано на этих вещах (мячик, цветочки, зайчик, котик). Таким образом, вы будете делать неоценимый вклад в развитие речи вашего малыша.
Воспитывать ребенка необходимо с первых дней жизни. Берите ребенка на руки для кормления, переодевания, когда он спокойный, а также и для эмоционального общения с ним. С малышом нужно разговаривать тихо, ласково. Старайтесь вызвать у него зрительное внимание или улыбку.
Можете предложить ребенку послушать негромкую, тихую, музыку, она успокаивает, расслабляет малыша. В этом возрасте ребенок уже способен эмоционально реагировать на то, что он слышит и на то, что он видит. Развитие эмоциональной реакции для ребенка 3 месяцев имеет большое значение. Именно эмоции дают возможность проявлять не только голосовую, но и что не менее важно, двигательную активность малыша. Обратимте внимание, что делает ваш малыш, когда он радуется вашей улыбке или какой то новой игрушке — он разгибает пальчики и двигает ними, распрямляет руки – это является своеобразным физическим упражнением. Но при этом, малыш еще издает разные звуки.
В возрасте 3-х месяцев у ребенка развивается голосовая реакция, что в свою очередь влияет на развитие речи.
На третьем месяце, интересной игрушкой для ребенка, является подвешенная над кроватью, яркая, разноцветная погремушка. Не забывайте, также о мелодичности игрушек, их форме и расцветке. Мойте игрушки каждый день с мылом или специальным моющим средством, предназначенным специально для мытья детских игрушек.
На третьем месяце малыш тянется к игрушке, может прикоснуться к ней ручкой, потянуть к себе, поэтому игрушку над кроваткой ребенка подвешивайте на высоте 20 – 30 см. Лучше чередовать игрушки, показывая их через некоторое время.
Разнообразие и количество таких игрушек вы выбираете сами, но не забывайте, что, предлагая малышу сразу все игрушки, вы делаете ошибку. Помните, что ребенок в этом возрасте легче всего, ребенок воспринимает четыре основных цвета: желтый, красный, зеленый, синий.
Разговаривая с ребенком, называйте предметы и объекты правильно. Так, к примеру, говорите «тор», а не «бублик», «куб», а не «кубик», «шар», а не «мячик». Если вы увидите, что кроха обратил внимание на какой-то предмет или картинку, старайтесь ее озвучить и у вас получиться очень интересный «диалог».
Когда ребенку исполниться три месяца (желательно в календарный день), вам необходимо посетить педиатра в детской поликлинике. После того как врач осмотрит ребенка, измеряет его вес, рост, посмотрит горлышко и состояние «родничка», он сделает вывод, нужно ли вам идти на прием к другим специалистам — к неврологу, ортопеду, офтальмологу.
Если есть необходимость, педиатр назначит вам способы профилактики анемии и рахита. Врач попросит вас сделать контрольные анализы крови и мочи. Таким образом, вы подготовите ребенка к прививке АКДС-вакциной против коклюша, дифтерии, столбняка и полиомиелиту. Если у ребенка хорошие анализы, и он себя чувствует хорошо — не откладывайте эту важную процедуру на потом. На сегодняшний день вакцинация является необходимой процедурой, для того чтобы защитить детский организм от многих инфекционных заболеваний.
Поэтому, если комиссия специалистов, не отбрасывает возможность проведения вакцинации, то ее можно сделать в кабинете прививок вашей детской поликлиники в возрасте трех месяцев.
Помните, что прививка имеет наиболее эффективное действие, если сделать ее своевременно. Также советуем ознакомиться с календарем прививок, которые необходимо сделать ребенку.
Навыки и достижения
Физические навыки:
- рост ребенка увеличивается приблизительно на 3 см;
- ребенок набирает в весе 800 гр. в среднем за месяц;
- обвод головы увеличивается на 1 см;
- обвод грудной клетки увеличивается немного больше, чем на 1 см.
Сенсорно-моторные навыки:
- малыш лежа на животе, ребенок упирается на локти;
- ребенок может удерживать головку и туловище, когда вы его поднимаете;
- открывается ладошка малыша — исчезает хватательный рефлекс;
- ребенок поворачивает головку и взгляд в сторону интересного предмета или звука;
- умеет следить взглядом за предметом, яркой окраски, который движется медленно;
- проявляет желание протянуть руки и взять игрушку;
- лежа на животике, в течении 10-15 секунд, может держать головку;
- пробует сесть, если его потянуть за ручки;
- предпочитает общение с человеком, а не с предметом;
- начинает получать истинное наслаждение от купания.
Интеллектуальные навыки:
- ребенок ждет время кормления;
- демонстрирует первые проявления памяти;
- с помощью рук обследует свое лицо, ротик, глазки;
- не сосет грудь, не пьет водичку — приостанавливается, если слышит какие-то интересные звуки;
- различает звуки разговора от других звуков.
Социальные навыки:
- улыбается с удовольствием, если на то есть хорошая причина;
- ребенок начинает узнавать разных членов семьи;
- малыш меньше плачет;
- мтарается привлечь к себе внимание;
- особенно радостно реагирует на присутствие мамы и папы.
Режим дня
Режим дня ребенка третьего месяца жизни можно разделить на два этапа: 1-й этап – сон, 2-й этап – кормление. Помните, правильно организованный режим дня способствует хорошему аппетиту и нормальному развитию ребенка. Поэтому лучше сделать так, что бы ребенок просыпался и кушал в одно и то же время. Желательно соблюдать интервалы между сном и кормлением.
Днем малыш спит 4 раза по 1,5 – 2 часа после каждого кормления.
На третьем месяце жизни, ребенок ночью спит около 10 часов. Ночью малыш может часто просыпаться, плакать или сосать пальчики. Пусть вас это не пугает – для грудного возраста ночные пробуждения – это нормально. Даже мы взрослые не можем тихо спать всю ночь, и к малышу тоже относятся понятия глубокого и поверхностного сна. Научитесь правильно реагировать. Со временем, ваш малыш, будет спать на много спокойней, чем раньше, не нужно бежать к малышу на первый крик и будить его окончательно. Возможно, ему что-то приснилось (у маленьких деток тоже есть сны!). Разбудив ребенка окончательно, для того чтобы, убедиться, что с ним все нормально, вы тем самым создадите для него стрессовую ситуацию, и ваш малыш привыкнет просыпаться ночью, чтобы «проверить», есть ли рядом мама.
Последствия следующие: дети, даже в возрасте двух лет, могут просыпаться среди ночи и устраивать так называемую перекличку, при этом перечисляют всех членов семьи — бабушку, маму, дедушку, папу. Спокойно ложиться спать, только после того, как все откликнулись. Со временем вы научитесь отличать крик ребенка во сне, от крика, который сообщает о какой то потребности (кушать, пить, сменить пеленочку). Поэтому не нужно очень пугаться из-за того, что ребенок проснулся, и никогда не кричите на малыша, что б он уснул, этим вы только расстроите и разнервируете его. Если ребенок проснулся, дайте ему немного времени успокоиться и уснуть самостоятельно, таким образом, у малыша выработается условный рефлекс к спокойному сну.
Если вы видите, что ребенок не хочет спать, после того как вы положили его в кроватку, проанализируйте прошлый день и подумайте, что могло вызвать такую реакцию.
- Как ребенок провел время после сна – достаточно активно? Может быть, малыш хочет с вами немножко поиграть.
- Возможно, очень эмоционально вы игрались или занимались с малышом гимнастикой не задолго до сна? Если вы играете с ребенком в активные игры перед сном, и к тому же они вызывают у него много впечатлений (при этом его нервная система находиться в возбужденном состоянии), малыш не сможет быстро и спокойно уснуть.
- Что вы сделали для того, чтобы у малыша выработался правильный условный рефлекс на детскую кроватку? Сделайте так, чтобы ребенок не проводил все время после сна не в кроватке. Переложите его в колясочку, на другую кровать или в детскую качельку. Со временем ребенок сам захочет спать в кроватке, потому что у него сформируется правильное отношение: «Моя кроватка — значит, нужно спать!».
- У вашего ребенка нормально работает система пищеварения? Возможно, у малыша появились колики, болит животик, и эти неприятные ощущения не дают ему уснуть.
- Укладывая малыша спать, вы устранили все причины дискомфорта? Мокрый подгузник, тугая резинка на штанишках, туго завязанная шапочка, не удобное положение, крошки на пеленочке – все способствует тому, что ребенок не может уснуть, ребенок понимает — ему что-то мешает.
- За 30 минут до сна вы проветрили комнату, в которой будет спать ребенок? Проветривайте комнату перед сном — свежий воздух способствует хорошему сну! Не забывайте, каждый день делать влажную уборку.
Длительность сна ребенка зависит от того, какой объем еды он съел за последние кормление. В основном дети спят до самого утра. Но есть такие «соловьи», которые каждый день просыпаются в 6 часов утра. И даже, не смотря на мамины хитрости, ребенок формирует свой режим, поэтому наберитесь терпения и приспособьте свой режим к ребенку.
Температура воздуха в комнате ребенка не должна превышать 21-22 °С. Комнату нужно проветривать 5 раз на день по 10 минут. Дважды на день — утром и вечером, перед ночным сном советуем вынести малыша из комнаты и проветрить ее с устройством протяжения. В летнее время необходимо постоянно держать открытой форточку, закрывая ее только на ночь.
Прогулки с ребенком проводите при температуре воздуха от -5 к +30 °С дважды на день: в летнее время продолжительностью 2-2,5 часа, а в зимнюю — 1,5-2 часа. Малыша приучайте спать на открытом воздухе, который для него очень полезно.
Воздушные ванны ребенку выполняйте вместе с массажем и гимнастикой. В первой половине дня, между снами, займитесь с малышом гимнастикой и массажем. Упражнения, из которых нужно начинать, очень простые: погладьте ручки ребенка, который лежит на спине, в направлении от кисти до плеча, ножки — от стопы до паха, потом положите ее на живот І несколько раз погладьте спинку — от ягодиц до главы и назад. Потом круговыми движениями ладони за часовой стрелкой легко помасажуйте живот. Переверните малыша на живот, прижмите вашу ладонь к его стоп, ощутите как оно активно оттолкнется от нее, будто с попыткой ползти.
На третьем месяце жизни малыш уже привык к купанию. Температура воздуха комнаты, где проводят купание, должна быть 21-22 °С. Купают ребенка при температуре воды 36-37 °С, продолжительность ванны 7 минут. Гигиеничные ванны проводите каждый день единовременно, через 25-30 минут после кормления, лучше всего между 13.00 и 20.00. Вынув малыша из ванны, осторожно облейте его из кувшина водой, которая на 1 °С прохладнее (35-36 °С). Потом кожу ребенка просушите пеленкой промокательными движениями, следя за состоянием кожных складок. Каждое утро малышу промывайте глаза, уха и нос; лицо умывайте водой, температура которой 23 °С.
В период бодрствования малыша, а именно, после кормления через 25-35 минут, необходимо выкладывать ребенка на животик, для того чтобы он тренировал мышцы шеи и учился держать головку. Разговаривайте с ребенком с первых дней его жизни, постарайтесь вызвать у него зрительное и слуховое внимание.
Не держите ребенка постоянно на руках. Исключением являются кормление, переодевание, массаж, гимнастика. Приучайте малыша к самостоятельности.
Питание ребенка
От рационального питания зависит гармоничное развитие ребенка, а именно нормальное психическое и физическое развитие. Не забывайте, что идеальной едой для вашего малыша есть материнское молоко, потому что в нем содержаться все микроэлементы и витамины, которые так нужны вашему ребенку. Антитела не только повысят стойкость детского организма к неблагоприятным воздействиям, но и станут для ребенка надежной защитой от инфекций.
На третьем месяце жизни ребенка нужно кормить 6 раз в сутки через каждые 3,5 часа с ночным перерывом между кормлениями около 6 часов. Тем детям, которым не подходит 6-разовый режим кормления, допускается 7-разовое кормление.
Часы кормления при 7-разовом кормлении следующие: 6.00; 9.00; 12.00; 15.00; 18.00; 21.00; 24.00.
Часы кормления при 6-разовом кормлении: 6.00; 9.30; 13.00; 16.30; 20.00; 23.30.
Примерная схема вскармливания ребенка на третьем месяце жизни предоставлена в таблице.
ЧасыМенюОбъем еды на одно кормление, мл6.00Грудное молоко или смесь150 – 1609.30Грудное молоко или смесь150 – 160Сок фруктовый1513.00Грудное молоко или смесь150 – 160Фруктовое пюре (тертое яблоко)1516.30Грудное молоко или смесь150 – 160Сок фруктовый1520.00Грудное молоко или смесь150 – 16023.30Грудное молоко или смесь150 – 16014.11.2007Виктория Побережная, педиатр
Источник