Психические развития ребенка в дошкольном возрасте воображение память речь

Психические развития ребенка в дошкольном возрасте воображение память речь thumbnail

Все виды деятельности способствуют развитию познавательной сферы.

Внимание. Преобладающим видом внимания в начале обучения является непроизвольное внимание, физиологической основой которого служит ориентировочный рефлекс павловского типа — «что такое?». Ребенок еще не может управлять своим вниманием; реакция на новое, необычное настолько сильна, что он отвлекается, оказываясь во власти непосредственных впечатлений. Даже при сосредоточении внимания младшие школьники часто не замечают главного и существенного, отвлекаясь на отдельные, броские, заметные признаки в вещах и явлениях. Кроме того, внимание детей тесно связано с мышлением, и поэтому им бывает трудно сосредоточить внимание на неясном, непонятном, неосмысленном материале.

Большое значение в формировании произвольного внимания имеет четкая внешняя организация действий ребенка, сообщение ему таких образцов, указание таких внешних средств, пользуясь которыми он начинает руководить собственным сознанием. Например, при целенаправленном выполнении фонетического анализа используются картонные фишки. Точная последовательность их выкладывания организует внимание детей, помогает сосредоточиться.

Самоорганизация ребенка есть следствие организации, первоначально создаваемой и направляемой взрослыми, учителем. Общее направление в развитии произвольности внимания состоит в переходе ребенка от достижения цели, поставленной взрослым, к постановке и достижению собственных целей.

Развитие внимания связано также с расширением его объема, умением распределять его. Поэтому в младших классах очень эффективными оказываются задачи с попарным контролем: контролируя работу соседа, ребенок становится более внимательным к своей. Н. Ф. Добрынин установил, что внимание младших школьников бывает достаточно сосредоточенным и устойчивым тогда, когда они полностью заняты работой, когда работа требует максимума умственной и двигательной активности, когда ею захвачены эмоции и интересы.

Восприятие. Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте. Дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия: у них наблюдается высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются на многие формы и цвета. Но у первоклассников еще отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов. При рассматривании картинки, чтении текста они часто перескакивают с одного на другое, пропуская существенные детали. Это легко заметить на уроках рисования предмета с натуры: рисунки отличает редкое разнообразие форм и красок, порой значительно отличающихся от оригинала.

Восприятие младшего школьника определяется прежде всего особенностями самого предмета, поэтому дети воспринимают не самое главное, существенное, а то, что ярко выделяется на фоне других предметов (окраску, величину, форму и т.д.). Процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета, а к тщательному и длительному рассматриванию, наблюдению первоклассники часто неспособны.

Но в целом восприятие цветов и форм становится более точным и дифференцированным. Восприятие формы лучше дается в плоскостных фигурах, а в назывании объемных фигур (шар, конус, цилиндр) долго встречаются затруднения и попытки опредметить незнакомые формы через конкретные знакомые предметы (цилиндр = стакан, конус = крышка и т.д.). Дети часто не узнают фигуру, если она необычно расположена (например, квадрат уголком вниз). Это связано с тем, что ребенок схватывает общий вид знака, но не его элементы, поэтому в этом возрасте очень полезны задачи на расчленение и конструирование (пентамино, геометрическая мозаика и т.п.).

Восприятие цвета идет по пути все более точного различения оттенков и смешения цветов.

Восприятие пространства и времени в младшем школьном возрасте сопряжено со значительными трудностями, хотя от класса к классу становится более правильным. Большинство детей, например, преувеличивают длительность минуты, а при восприятии больших промежутков времени (5, 10, 15 минут) преувеличивают действительную длительность времени. Это связано с 1) отсутствием рефлекса на время и 2) с тем, чем заполнено время ребенка.

В целом развитие восприятия характеризуется нарастанием произвольности. И там, где учитель учит наблюдению, ориентирует на разные свойства объектов, дети лучше ориентируются и в действительности в целом, и в учебном материале в частности.

Память. Память тоже характеризуется непроизвольностью. Младший школьник легче запоминает то, что ярко, необычно, что производит эмоциональное впечатление. Но школьная жизнь такова, что с первых же дней требует от ребенка произвольного запоминания материала: это и режим дня, и домашние задания, и правило, пройденное на уроке. Легче всего ребенку запомнить то, что включено в его активную деятельность, то, с чем он непосредственно действовал, а также то, с чем непосредственно связаны его интересы и потребности.

Изменения в развитии памяти связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать особую мнемическую задачу. Он отделяет эту задачу от всякой другой (а в дошкольном возрасте либо вообще не выделял ее, либо выделял с трудом). Уже в I классе у детей вырабатывается и различение самих мнемических задач: что-то нужно запомнить буквально, что-то выучить механически, что-то пересказать своими словами и т.п.

Во-вторых, в младшем школьном возрасте ребенок овладевает приемами запоминания. Первоначально школьники пользуются самыми простыми способами —длительным рассматриванием материала, многократным повторением материала при расчленении его на части, как правило, не совпадающие со смысловыми единицами. Самоконтроль за результатами запоминания осуществляется на уровне узнавания: первоклассник, например, смотрит в текст и полагает, что заучил его, поскольку испытывает чувство знакомости.

Лишь немногие дети могут самостоятельно перейти к более рациональным приемам произвольного запоминания, большинству требуется специальное обучение, главное направление которого — формирование осмысленного запоминания. Оно предполагает расчленение материала на смысловые единицы, смысловую группировку, смысловое сопоставление и т.п., а также использование внешних средств запоминания. Другое направление в развитии памяти детей связано с формированием приемов воспроизведения, распределенного во времени, приемов самоконтроля и т.п.

Воображение. Воображение в своем развитии проходит также две стадии. На первой воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют объект, бедны деталями, малоподвижны — это воссоздающее (репродуктивное) воображение. Вторая стадия характеризуется значительной переработкой образного материала и созданием новых образов — это продуктивное воображение. В I классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии.

Речь. Речь является одним из важнейших психических процессов младшего школьника, и овладение речью идет на уроках родного языка по линии ее звуко-ритмической, интонационной стороны; по линии овладения грамматическим строем и лексикой, увеличения словаря и осознания собственных речевых процессов.

Одной из функций речи, которые выступают на первый план, становится коммуникативная. Речь младшего школьника разнообразна по степени произвольности, сложности, планирования, но его высказывания весьма непосредственны. Часто это речь-повторение, речь-называние, у ребенка может преобладать сжатая, непроизвольная, реактивная (диалогическая) речь.

Особенностью развития речи в младшем школьном возрасте является формирование письменной речи, хотя она во многом беднее устной, однообразнее, но при этом более развернутая.

Источник

В период дошкольного детства – перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника. На каждом этапе развития та или иная функция выходит на первое место. Так, в раннем возрасте главной психической функцией является восприятие. Важнейшей особенностью дошкольного возраста, является то, что здесь складывается новая система психических функций, в центре которой – память. Память дошкольника является центральной психической функцией, которая определяет остальные процессы. Мышление ребенка-дошкольника во многом определяется его памятью. Мыслить для дошкольника – значит вспоминать, т. е. опираться на свой прежний опыт или видоизменять его. Никогда мышление не обнаруживает такой высокой корреляции с памятью, как в этом возрасте.

Воображение – одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. Воображение имеет много общего с памятью – в обоих случаях ребенок действует в плане образов и представлений. Главным средством воображения, как и мышления, является речь. Воображение становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ней. Существенным показателем развития ребенка является овладения знаниями, представления об окружающем мире. Так же социальное развитие ребенка, кот характеризуется освоением детьми норм и правил поведения, взаимодействия ребенка с другими детьми. Немаловажной характеристикой является развитие двигательной сферы ребенка. Она проявляется в том, что движения ребенка выражают его эмоциональные состояния, его переживания относительно различных событий.В дошкольном возрасте у ребенка возрастает потребность в движениях, развивается моторная память, появляется согласованность, слитность, четкость движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность.Умственное развитие дошкольников набирает высокий темп. В этот период продолжается совершенствование чувственных, наглядных способов познания; основные формы мышления наглядно-действенное и наглядно-образное. Осуществляется развитие основных умственных действий: анализа, сравнения, обобщения, классификации и т. д.; к семи годам все большая роль отводится словесно-логическому мышлению. Возрастает произвольность познавательных процессов: памяти, восприятия, внимания.

Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Внимание ребенка раннего дошкольного возраста является непроизвольным. Оно вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остается сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес к воспринимаемым объектам. Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Память в этом возрасте приобретает доминирующую функцию среди других познавательных процессов. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Главные линии развития мышления в дошкольном детстве можно наметить следующим образом: — дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения;- улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредствованной памяти;- начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач. При помощи речи взрослые руководят действиями ребенка, ставят перед ним практические и познавательные задачи, учат способам их решения. Речевые высказывания самого ребенка, даже в тот период, когда они еще только сопровождают практическое действие, не предваряя его, способствуют осознанию ребенком хода и результата этого действия, помогают поискам путей решения задач.

Источник

Аннотация: автор статьи приводит примеры игровых заданий из своей практики. Все задания ориентированы на формирование у дошкольников таких психических процессов, как память, внимание, мышление, воображение, восприятие, тесно связанных с процессом говорения. Целью такого подхода является развитие связной речи у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: дошкольный возраст, психические процессы, память, мышление, внимание, воображение, развитие речи.

В каждом человеке с рождения заложены такие психические процессы, как восприятие, память, внимание, мышление, речь, которые со временем развиваются. Дошкольное детство – это важный период развития ребенка. В этом возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. У поступающих в дошкольное отделение у детей уже сформированы эти процессы, причем у всех по-разному.

В период дошкольного детства развиваются все функции речи: номинативная, эгоцентрическая и коммуникативная. Речь приобретает черты произвольности, и ребенок использует ее в социуме постоянно. Развитие звуковой стороны речи связано с обучением ребенка грамоте, умению распознавать место звука в слове, умению различать гласные и согласные звуки. Эти умения понадобятся детям для обучения их чтению.

На своих занятиях по развитию речи я стараюсь подбирать специальные игровые задания и упражнения, способствующие развитию памяти, мышления, внимания и воображения, так как они тесно связаны с процессом говорения.

Задания на развитие памяти
Память играет важную роль в развитии ребенка. Детям необходимо постоянно расширять словарный запас, чтобы в дальнейшем они умели формулировать свои мысли в виде предложений. Я показываю малышам картинки из учебного пособия О.Н. Земцовой «Тесты для детей 4–5 лет» [1], прошу назвать изображенные предметы и рассказать, для чего они нужны (Фотография 1). Не все предметы на картинках знакомы ребятам. Дети узнают много нового и интересного, и при этом мы развиваем у них память и речь.

Психические развития ребенка в дошкольном возрасте воображение память речь

Фотография 1: Картинка из пособия Земцовой

Также дети должны знать, как называются звуки, которые издают животные: например, корова мычит, лягушка квакает, свинья хрюкает. Я показываю ребятам картинку с животными из того же пособия [1] и предлагаю вспомнить, какое животное как «разговаривает» (Фотография 2).

Психические развития ребенка в дошкольном возрасте воображение память речьФотография 2

Постепенно эти задания усложняются. Можно предложить детям изобразить животное на картинке, или составить рассказ об одном из животных, или разделить животных на группы, а потом объяснить свое мнение.

Задания на развитие мышления
Развивая речь, мы развиваем мышление дошкольников. Мышление – сложный процесс получения знаний. Мыслить значит думать. В три года у ребенка доминирует наглядно-образное мышление. Во время занятий с детьми такого возраста педагоги обычно используют много картинок и иллюстраций, так как принцип наглядности в дошкольном возрасте является основным. Любые психические процессы развивать проще и интереснее, если использовать на занятиях красочные изображения.

К шести годам, ближе к поступлению в школу, наглядно-образное мышление отходит на второй план и доминирующим становится словесно-логическое мышление. Малыш уже должен уметь отгадывать различные загадки о предметах и явлениях окружающего мира. На фотографии 3 представлены примеры таких загадок из пособия Земцовой [1]. Задание направлено на развитие внимания, мышления и воображения посредством зрительной памяти. Постепенно задание усложняется. Ребятам будет предложено на слух воспринимать загадку и отгадывать ее.

Психические развития ребенка в дошкольном возрасте воображение память речьФотография 3 [2]

Задания на развитие внимания
В период дошкольного детства концентрация внимания у детей невелика: Дети они не умеют надолго заострять свое внимание на одном предмете. Но ближе к семи годам устойчивость внимания становится лучше. На занятиях по развитию речи можно предлагать детям такие игры:
1. Послушай внимательно скороговорки и попробуй повторить (Фотография 4).

Психические развития ребенка в дошкольном возрасте воображение память речь

Фотография 4 [2]

2. Найди клоуна по описанию: «У него желтый колпачок, красный воротничок. Одна половинка костюма синяя, другая зеленая. Башмачки оранжевые. Клоун веселый». Дети находят нужного клоуна и пробуют описать других клоунов по такой же схеме (Фотография 5).

Психические развития ребенка в дошкольном возрасте воображение память речьФотография 5 [2]

Задания на развитие воображения
Не оставляем без внимания на своих занятиях по развитию речи воображение детей! Младшие дошкольники воображают непроизвольно, и предметом фантазии ребенка становится то, что его взволновало, увлекло. Возможно, это какое-то яркое событие в семье, в игре. А вот старшие дошкольники могут воображать произвольно, заранее планируя процесс воплощения задуманного. Л.С. Выготский говорил: «Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений, способствует формированию его представлений о предмете, она дает ребенку возможность представлять себе тот или иной предмет, которого он не видел, и мыслить о нем». [3]

Целенаправленное развитие воображения и мышления у дошкольников сначала происходит под влиянием взрослых. Своим подопечным я предлагаю следующие задания:
1. Показываю им картинки с животными из методического пособия Земцовой и даю задание: «Опишите этих животных» (Фотография 6).

Психические развития ребенка в дошкольном возрасте воображение память речьФотография 6

Дети составляют описательный рассказ, называют характерные действия животных. Ребята (при необходимости с помощью педагога) поясняют, какие животные изображены на картинке, описывают их действия и повадки.
2. Усложняю задание: предлагаю моим воспитанникам выбрать рисунок и составить по нему рассказ. Дети должны учиться составлять рассказ по сюжетной картинке. Без воображения ребятам не справится с этим заданием. Если им сложно, то воспитатель может задавать наводящие вопросы: «Кто изображен на картинке? (Утка-мама и утята). Что они делают? (Утята плавают, а утка наблюдает.) Как утята оказались в воде? Какое изображено время года? Дети слушают друг друга и запоминают что-то новое и интересное (Фотография 7).

Психические развития ребенка в дошкольном возрасте воображение память речьФотография 7

Заключение
Период дошкольного детства – ответственный период в жизни ребенка, период овладения многими знаниями, умениями и навыками. Все задания ориентированы на формирование у детей дошкольного возраста таких психических процессов, как память, внимание, мышление, воображение, восприятие, тесно связанных с процессом говорения.

Список литературы:
1. Земцова О.Н. Тесты для детей 4–5 лет: учебное пособие. М.: Махаон, 2010. 112 с.
2. Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 368 с.
3. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / под ред. Д.И. Фельдштейна: 2-е изд., доп. М.: Институт практической психологии, 1996. 304 с. [Электронный ресурс]. URL: https://psylist.net/hrestomati/readerage007.htm (дата обращения: 13.06.2018).

Семячкина Елена Юрьевна,

воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1359
имени авиаконструктора М. Л. Миля»
semyachka75@mail.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Ответственные за размещение информации:
Виктория Разводовская и Дарья Галкина

Источник