Психические особенности развития ребенка дошкольного возраста

Психические особенности развития ребенка дошкольного возраста thumbnail

На чтение 10 мин.

Дошкольный возраст охватывает период психического развития с 3 до 7 лет. В это время структура психики претерпевает значительные изменения. Меняется социальная ситуация. Интенсивно формируются новые личностные качества, черты характера. Осуществляется подготовка к немаловажному событию в жизни каждого ребенка – поступлению в школу. Рассмотрим особенности психического развития, отличающие детей дошкольного возраста более детально.

Развитие детей-дошкольников происходит по нескольким направлениям

Особенности развития когнитивных процессов в дошкольном возрасте

Каковы особенности и основные этапы психического развития ребенка дошкольного возраста?

Нельзя не отметить, что в дошкольном возрасте процессы когнитивной сферы приобретают важную особенность, предопределяющую их дальнейшее развитие – произвольность. Это говорит о том, что с определенного момента они перестают быть спонтанными, становясь контролируемыми и подчиняемыми волевой регуляции.

Одной из причин этого является развитие сознания и усложнение форм поведения.

Развитие речи – одно из частей психического развития

Постепенно ребенок приступает к освоению знаковых систем, наиболее важными из которых являются язык и речь. В дальнейшем он будет использовать их для регуляции своей психологической жизни, ведения внутреннего диалога. Это, в свою очередь откроет возможности для интериоризации многих психических процессов в сознании детей (перехода из внешнего во внутреннее), а также выхода когнитивных процессов на новый уровень развития.

Мышление в дошкольном возрасте

Например, рассуждая о мышлении ребенка младшего дошкольного возраста, стоит отметить, что оно весьма своеобразно. И среди его закономерностей часто встречаются такие ошибки, часто отличающие развитие ребенка в дошкольном возрасте. Опишем их особенности кратко:

  1. Трансдукция (переход от частного случая к частному).
  2. Артифициализм (создание собственного мира, подчиняемого своим законам).
  3. Синкретизм (нерасчлененность мышления).
  4. Эгоцентризм (оценка происходящих вокруг событий и фактов исключительно со своей точки зрения при невозможности принять другую).
  5. Анимизм (одушевление предметов).
  6. Проблема с пониманием противоречий.

Эгоцентризм у малышей ждоминирует до 6-ти лет

Со временем ребенок начинает преодолевать все эти недостатки мышления и постепенно они становятся все менее и менее выраженными. Эгоцентризм постепенно отступает. Благодаря этому у ребенка не только совершенствуется мышление, но начинает проявляться такое качество, как эмпатия – способность оценить, почувствовать и понять душевное состояние другого человека. Причем качество дает знать о себе даже в тех случаях, если психическое состоянием ребенка и чувства, которые испытывает в момент разговора собеседник, существенно различаются.

Тем не менее, такие качества мышления как, например, обратимость, начинают формироваться в создании детей только к семи годам. К этому возрасту они начинают успешно решать предложенные логические задачи, понимая закономерности сохранения количества предметов, массы, а позднее – обратимости некоторых математических операций. Логическое мышление у детей начинает оформляться в самостоятельную форму, однако окончательно оно сможет сформироваться только к подростковому периоду.

Показатели нервно-психического развития

В периоде дошкольного детства у ребенка в той или иной степени сформированы все существующие виды мышления, однако основную роль в его развитии играют такие его виды, как образное и схематическое (в меньшей степени – словесно-логическое, пока еще не интериоризированное, но постепенно переходящее во внутренний план).

Память в дошкольном возрасте

Единой точки зрения, объясняющей закономерности и особенности психического развития процессов памяти в дошкольном возрасте не существует. На сегодняшний день сформулировано как минимум три теории, указывающей на ее специфику.

Развитие памяти с помощью дидактических игр

  1. Существует два вида памяти, имеющих физиологическую и психологическую составляющую.
  2. Интенсивно развиваясь в младшем возрасте, память начинает снижать свои показатели в дальнейшем.
  3. Пик развития памяти достигается в десять лет. Затем наступает ее медленное ухудшение.

Характерной особенностью памяти дошкольника является то, что в этот период ее процессы из непроизвольных постепенно становятся произвольными. И ребенок начинает ставить перед собой осознанные цели что-либо запомнить, вспомнить, узнать; для их достижения предпринимаются намеренные усилия. Такие изменения, в первую очередь, связаны с тем, что в возрасте от четырех лет у ребенка начинает складываться понимание мотивов деятельности и ее результатов.

Объем кратко- и долговременной памяти детей возрастает, позволяя ребенку удерживать больший объем информации. Формирующееся логическое мышление позволяет структурировать эту информацию, придавая ей более структурированный и законченный вид.

Развитие навыков общения у детей

Важной характеристикой общения в дошкольном возрасте является и то, что ребенок уже в достаточной степени овладевает речью. При помощи речь становится намного легче донести до него информацию о правилах и нормах поведения, возможных поощрениях и наказаниях. Таким образом, реализуется одно из важнейших функций общения – познавательная. Вербальные средства также позволяют получать более эффективную обратную связь, давая ребенку возможность оповестить взрослого о своем настроении, состоянии и самочувствии на текущий момент.

Развитие навыков общения происходит с младенческого возраста

Кроме того, период дошкольного детства – это время, когда ребенок начинает общаться не только со взрослыми, но также и своими сверстниками. А после становятся более избирательными, стараясь взаимодействовать лишь с теми, кто по той или иной причине кажется ему более приятным.

Если посмотреть на группы дошкольников, занятых той или иной деятельностью – например, творчеством, либо игрой, легко заметить, что уже в этот период у них наблюдается четкое распределение ролей. Выделяются лидеры, их ближайшее окружение, а также менее общительные и даже отвергаемые дети.

Общение со сверстниками строится в дошкольном возрасте в несколько этапов. Вначале ребенок активно включается в активную деятельность, перенимая формы поведения у своего окружения, самостоятельно предлагая ему те или иные сценарии, или направляя деятельность более младших.

Мотивы поведения у детей

После этого ребенок начинает отделять себя от окружающих и воспринимать себя вне зависимости от других детей. Он старается продемонстрировать другим детям свои личностные качества, способности и таланты. В процессе совместной деятельности начинает проявляться характер ребенка и его личностные качества. Он уже показывает, что ему не нравится и чем он недоволен. Важную роль приобретает обратная связь: общаясь с детьми и делясь с ними какой-либо информацией, он уже обращает внимание на их реакцию, восприятие себя.

Становление характера в дошкольном детстве

Каковы особенности психического развития личности в дошкольном возрасте? Прежде всего, на основе взаимоотношения со сверстниками, а также с родителями у ребенка начинает формироваться самооценка, выражающая восприятие им самого себя и собственной деятельности. Именно этот фактор во многом станет определять особенности социализации ребенка в будущем, сделав ее существенно легче, либо затруднив ее.

Проблемы в психическом развитии

Однако далеко не всегда самооценка ребенка формируется достаточно адекватно и зачастую она может деформироваться под влиянием таких факторов, как давление взрослых, их отказ от восприятия ребенка таким, каков он есть на самом деле. Результатом этого часто становятся повышенный уровень тревожности, агрессии, страх перед окружающими людьми.

Помимо самооценки младшему дошкольному возрасту присуще также формирование определенного уровня притязаний. В отличие самооценки уровень притязаний, требований к себе, осознан и более ситуативен.

Поскольку дошкольник имеет уже довольно четкое понимание того, что вызывает у него симпатию, а что – нет, в ответ на некоторые раздражители у него могут проявляться такие качества, как тревожность и агрессивность. Однако далеко не всегда эти качества играют в процессе его социализации негативную роль. К примеру, агрессивность, не выходящие за пределы нормы, является обязательным отличительным качеством лидера, фундаментом целеустремленности; а тревожность – качеством, формирующим наблюдательность, способность к самоконтролю и самоорганизации.

Ведущие типы деятельности в дошкольном возрасте

Рассматривая психическое развитие ребенка как старшего, так младшего дошкольного возраста, нельзя обойти вниманием ведущие виды деятельности в этом периоде.

Роль игры в психическом развитии детей

Формирование представлений об окружающем мире, понимания особенностей человеческих взаимоотношений – все это начинает происходить в периоде дошкольного детства благодаря игре. Именно этот вид деятельности занимает центральное место в социальной ситуации этого возраста. Благодаря наличию определенных ограничений и правил и, при этом, довольно значительной свободы действий, игра позволяет психологическому развитию ребенка претерпеть существенные количественные и качественные изменения. Помимо предметно-манипулятивной деятельности, игра начинает охватывать и другие сферы (ярким примером являются, например, сюжетно-ролевые игры, где каждый участник должен действовать в соответствии с закрепленным за ним статусом).

Важная роль игровой деятельности в дошкольном возрасте объясняется целым рядом значимых факторов.

  1. Игра позволяет ребенку включаться в различные формы активной общественно-полезной деятельности. Он усваивает наиболее типичные формы отношений между людьми и учиться ориентироваться в их сфере.
  2. При помощи игровых действий ребенок начинает видеть первые результаты, приносимые его деятельностью.
  3. Игра позволяет сделать ранее неконтролируемую деятельность ребенка более целенаправленной и организованной. Дети учатся более рационально распоряжаться своими ресурсами.
  4. Игра представляет собой наиболее мягкую форму соблюдения первых дисциплинарных и режимных моментов.

Развитие творческого мышления – важный этап становления личности

Самостоятельное значение приобретают также различные виды творческой деятельности. Поведенческий репертуар ребенка расширяется; в нем появляются новые виды активности, которые ранее не были доступны по тем или иным причинам.

Ребенок начинает давать самостоятельную оценку процессу деятельности, результату; приобретает первые навыки прогнозирования и планирования. Он формулирует у детей ожидания и сопоставляет их с реальными результатами.

Элементы готовности ребенка к школе

Важное место в периоде дошкольного детства отводится формирования готовности ребенка к принципиально новому этапу в его жизни – поступлению в школу. Феномен готовности к школе включает в себя несколько базовых составляющих.

Аспекты готовности к школе

Кратко опишем их:

  1. Интеллектуальная готовность – овладение ребенком необходимой системой школьных знаний, умений, навыков, значимых для обучения. Способность ориентироваться в окружающем мире и сфере бытовых знаний на должном уровне.
  2. Мотивационная готовность – понимание смысла и цели школьного обучения. Наличие у детей должного уровня сформированности познавательной мотивации.
  3. Социальная готовность – понимание статуса школьника. Осознание того, какие именно перемены затронут жизнь ребенка после поступления в школу, какие особенности имеет жизнь учащегося.
  4. Физическая готовность – обладание ребенком должного уровня физического развития, выносливости, которые дают возможность беспрепятственно находиться на уроке в течение положенного времени.

Оценивая психическое развитие и готовность к школе ребенка в дошкольном возрасте, необходимо принимать во внимание все вышеописанные особенности.

Развитию логики помогает игра в шахматы

И несмотря на то, что большей части компонентов школьной готовности чаще всего не уделяется должного внимания, они имеют исключительно важный смысл. Всесторонняя оценка, проведенная родителями, а также профессиональными педагогами, дает возможность отнести ребенка к группе детей:

  1. готовых к школьному обучению;
  2. находящихся еще на уровне игровой деятельности.

Завершающим этапом дошкольного периода является кризис возраста 6-7 лет. В решении конфликтов, связанных с переходом, достаточно резкого перехода от привычной игровой деятельности к учебной, будет заключаться основная проблема психического развития детей старшего дошкольного возраста.

Источник

3

Вопрос № 18

Особенности
психического развития детей дошкольного
возраста

Дошкольный возраст заканчивается
поступлением ребенка в школу. То есть
3-6,7 лет.

В результате кризиса 3-х лет происходит
психологическое отделение ребенка от
взрослого, что создает предпосылки для
создания новой социальной ситуации
развития. Расширяются рамки семьи
(теперь есть еще и улица, город) и ребенок
открывает для себя мир человеческих
отношений.

Потребность в общении со взрослыми и
сверстниками определяет становление
личности ребенка. В этом возрасте ведущим
средством общения становится речь.
Младшие дошкольники задают тысячи
вопросов. Выслушивая ответы, ребенок
требует, чтобы взрослый всерьез относился
к нему как к товарищу, партнеру. Такое
сотрудничество получило название
познавательного общения. Если
ребенок не встречает такого отношения,
у него возникают негативизм и упрямство.

В дошкольном возрасте возникает и другая
форма общения — личностная,
характеризующаяся тем, что ребенок
активно стремится к обсуждению со
взрослым поведения и поступков других
людей и своих собственных с точки зрения
нравственных норм.

К старшему дошкольному возрасту в
совместной деятельности дети уже
осваивают следующие формы сотрудничества:
чередуют и согласовывают действия;
совместно выполняют одну операцию;
контролируют действия партнера,
исправляют его ошибки; помогают партнеру,
выполняют часть его работы; принимают
замечания партнера, исправляют свои
ошибки. В процессе совместной деятельности
ребята приобретают опыт руководства
другими детьми, опыт подчинения.

Центром социальной ситуации является
взрослый как носитель общественной
функции (взрослый — мама, врач и т.д.). В
тоже время ребенок не в состоянии реально
участвовать в жизни взрослых. Данное
противоречие
разрешается в игре,
как в ведущей деятельности. Это
единственная деятельность, которая
позволяет смоделировать жизнь взрослых
и действовать в ней.

Игра, как ведущая деятельность в
дошкольном возрасте.

Игра — ведущий вид деятельности
ребенка дошкольного возраста. Предметом
игровой деятельности является взрослый
человек как носитель определенных
общественных функций, вступающий в
определенные отношения с другими людьми,
использующий в своей деятельности
определенные правила.

Виды игр не возникают спонтанно, они
возникают одна за другой, медленно
сменяя друг друга.

Предметная игра. Этап предметной
игры связан преимущественно с овладением
специфическими функциями предметов,
еще недоступных ребенку в практической
деятельности («кормить куклу», «резать
хлеб»).

Сюжетно-ролевая игра. В этой игре
дети воспроизводят человеческие
отношения и роли.

Игры с правилами. Они появляются к
концу дошкольного возраста. В них роль
отходит на второй план и главным является
четкое выполнение правил (подвижные
спортивные игры, настольные игры).

Компоненты игры (Д.Б.Эльконин):

  1. Игровые условия – это участвующие в
    игре дети, куклы, другие игрушки и
    предметы.

  2. Сюжет – это та сфера действительности,
    которая отображается в игре.

  3. Содержание игры – это те моменты в
    деятельности и отношениях взрослых,
    которые воспроизводятся ребенком.

Ребенок 3-4 лет может посвятить игре
10-15 минут. 4-5 лет игра может продолжаться
40-50 минут. А старшие дошкольники могут
играть в игру по несколько часов или
даже по нескольку дней.

Роль игры в развитии психики ребенка.

1) В игре ребенок учится полноценному
общению со сверстниками.

2) Учиться подчинять свои импульсивные
желания правилам игры. Появляется
соподчинение мотивов – «хочу» начинает
подчинятся «нельзя» или «надо».

3) В игре интенсивно развиваются все
психические процессы, формируются
первые нравственные чувства (что плохо,
а что хорошо).

4) Формируются новые мотивы и потребности
(соревновательные, игровые мотивы,
потребность в самостоятельности).

5) В игре зарождаются новые виды
продуктивной деятельности (рисование,
лепка, аппликация)

Развитие психических функций.

Центральное новообразование дошкольного
возраста – соподчинение мотивов.

Другими важнейшими новообразованиями
является сформированная правильная
речь, развитая произвольная память,
начинает развиваться непроизвольная
память, наглядно-образное мышление,
творческое воображение, расширение
круга эмоций, формирование плана
действий.

Восприятие. Утрачивает аффективный
характер. Восприятие становится
осмысленным, целенаправленным и
анализирующим. Это возраст «почемучек».
В нем выделяются произвольные действия:
наблюдение, рассматривание, поиск. На
вопросы надо отвечать, ни в коем случае
нельзя блокировать этот интерес. Дети
знают основные цвета и их оттенки, могут
описать предмет по форме и величине.
Они усваивают систему сенсорных эталонов
(круглый как яблоко).

Мышление. Для дошкольного
возраста характерен переход от
наглядно-действенного к наглядно-образному
мышлению. Мышление и восприятие связаны
настолько тесно, что говорят о
наглядно-образном мышлении, наиболее
характерном для дошкольного возраста.

Память. Дошкольное детство —
возраст, наиболее благоприятный
(сензитивный) для развития памяти. Пока
память непроизвольна, то есть ребенок
не ставит цели запомнить какой-либо
материал. Ребенок запоминает информацию
тогда, когда он ее переживает. Если ему
читают сказку, то он сопереживает герою
этой сказки (потом он рисует, отвечает
на вопросы) + ребенок запоминает. В этом
возрасте развита механическая память,
то есть путем многократных разнообразных
повторений материала, ребенок запоминает.
В среднем дошкольном возрасте (между 4
и 5 годами) начинает формироваться
произвольна память.

Развитие личности.

Эмоциональная сфера. Характерна
спокойная эмоциональность, отсутствие
сильных аффективных вспышек и конфликтов
по незначительным поводам. Если раньше
эмоциональность ребенка зависела от
конкретной ситуации, в которой он
находится, то теперь ребенок может
отвлечься от непосредственной ситуации
и у него возникают переживания.

Мотивационная сфера. Развивается
соподчинение мотивов. У ребенка
развивается самосознание (изучение
самого себя, своих потребностей,
способностей, возможностей, переживаний,
мыслей и т.д.)

Самосознание. Активное формирование
самосознание начинается только к концу
дошкольного возраста благодаря
интенсивному интеллектуальному и
личностному развитию.

Имя – это отношение к своему
собственному имени. В этот период ребенок
идентифицирует себя не только с именем,
но и с фамилией (как неким отличительный
признак). Ребенок любит, когда его
называют уменьшительно-ласкательными
именами. Но это изменится, когда он
пойдет в школу.

Притязание на признание – это
желание ребенка быть признанным,
уважаемым другими людьми, то есть он
хочет, чтобы его считали личностью. В
рамках притязания на признание можно
говорить о самооценке. Это возраст
завышенной самооценки: ребенок хочет
играть самые главные роли, так как он
хороший и лучше справится. Высокие
ожидания от окружающих. Сначала ребенок
учится оценивать действия других детей,
а потом уже и самого себя. К 7 годам у
большинства детей самооценка становится
более адекватной.

Психологическое время личности
это отношение человека к прошлому,
будущему и настоящему времени. Дети
достаточно плохо помнят период раннего
детства. Настоящее: он живет сегодняшним
днем, но ребенок уже начинает воображать
себя представителем какой-либо редкой
профессии. То есть пока не особо понимает,
что такое будущее.

Половая идентификация – это
идентификация себя с тем полом, к которому
человек принадлежит биологически.
Ребенок осознает себя как мальчика или
как девочку в этом периоде. Они приобретают
представление о стиле поведения того
или иного пола. Дети начинают проявлять
те качества, которые свойственны тому
или иному полу. ПРИМЕР: Если мальчик
в 6 лет зарыдал – над ним начинают
смеяться и обзывать «девченкой».

Источник