Психиатры об этапах развития ребенка
Детский психиатр — специалист, в обязанности которого входит диагностирование, лечение и предупреждение психических расстройств у маленьких больных. Главная задача врача заключается в социальной адаптации ребенка, сохранности его личности.
Обращаться за профессиональной помощью необходимо при появлении у детей первых же настораживающих признаков, ведь успешность последующей терапии во многом зависит от своевременной постановки диагноза и начала лечебного курса.
В чем заключаются особенности работы специалиста?
В компетенцию детского психиатра входят различные виды душевных заболеваний, психоневрологических расстройств у маленьких пациентов. Этот специалист имеет высшее медицинское образование, владеет знаниями в области детской психиатрии. Терапия разрабатывается индивидуально с учетом не только поставленного диагноза, но и возрастной категории, личностных особенностей маленького больного.
Помимо лечения психических расстройств, в обязанности детского психиатра входит разработка профилактических мероприятий, направленных на предупреждение прогрессирования патологических процессов, обострения заболеваний, формирование гармоничной, полноценно развитой личности малыша.
Чем отличаются психолог и психотерапевт?
Основным отличием детского психиатра от психолога является наличие высшего медицинского образования. Кроме того, врач устанавливает диагноз, проводит лечебный курс, используя современные методики, включающие медикаментозную терапию.
В обязанности детского психолога входит решение эмоциональных и поведенческих конфликтов, помощь в социальной адаптации и личностном развитии, проведение различных тренингов. Но лечением психических расстройств этот специалист н занимается.
При подозрении на серьезные патологии психолог может направить маленького пациента к детскому психиатру для постановки диагноза и разработки оптимальных методов лечения.
Психотерапевт — специалист, работающий преимущественно на частной основе. Для борьбы с психическими расстройствами доктор использует исключительно методы психотерапии, без лекарственных препаратов и госпитализации.
Поэтому при проявлении у малыша серьезных нарушений в психическом развитии лучше всего обращаться именно к детскому психиатру, в силу более высокой квалификации и широко спектра применяемых лечебных методик.
Какие заболевания лечит доктор?
В специализацию детского психиатра входят следующие виды психических расстройств у маленьких пациентов:
- умственная отсталость;
- поведенческие расстройства;
- депрессивные состояния;
- шизофрения;
- аутизм;
- эпилептический синдром;
- фобии;
- навязчивые состояния, галлюцинации;
- пищевые расстройства (булимия, анорексия);
- маниакально-депрессивный психоз;
- расстройства сна;
- панические атаки;
- нарушения мышления, памяти, мировосприятия;
- неврозы, психоз, психопатия, неврастения;
- ипохондрия.
Данные патологические состояния поддаются корректировке при своевременном обращении к психиатру.
С какими признаками и состояниями необходимо обращаться к специалисту?
Внеплановая консультация ребенка у детского психиатра необходима при проявлении следующих настораживающих признаков:
- страхи, беспричинная повышенная тревожность, нервозность;
- судорожные приступы;
- проявления истерии, приступы агрессии;
- отсутствие аппетита или, наоборот, повышенное чувство голода;
- постоянная бессонница или чрезмерная сонливость;
- суицидальные попытки;
- проблемы в общении с родителями, педагогами, сверстниками;
- задержки умственного и речевого развития;
- патологические фантазии, не восприятие реальных событий;
- неспособность к запоминанию новой информации;
- заикание на фоне перенесенного психоэмоционального потрясения;
- энурез и энкопрез (недержание мочи и кала).
При проявлении у ребенка хотя бы одного из перечисленных выше симптомов необходимо отвести его на прием к доктору. Своевременное обращение к психиатру позволит избежать многочисленных осложнений, дальнейших патологических изменений в детской психике и повысит результативность лечения.
В обязательном порядке дети посещают психиатра перед поступлением в первый класс.
Методы диагностики
Прием у детского психиатра начинается с опроса маленького больного, его родителей, изучения присутствующей симптоматики, результатов собранного анамнеза, в том числе и семейного.
С целью постановки точного диагноза и разработки грамотного лечения пациенту могут быть назначены следующие виды дополнительных исследований:
- электроэнцефалография;
- компьютерная, магнитно-резонансная томография головного, спинного мозга;
- сканирование мозговых сосудов;
- ультразвуковое обследование головного мозга.
Кроме того, психиатр может отправить ребенка к другим узкопрофильным специалистам для проведения консультации и выявления причин психического расстройства.
Методы терапии
Лечение психических расстройств у детей проводится по индивидуальной схеме с учетом поставленного диагноза, возрастных особенностей ребенка. В большинстве случаев предлагается проведение терапии в амбулаторных условиях. Госпитализация требуется в тех случаях, если ребенку нужен постоянный уход, наблюдение специалистов, определенные условия, которые невозможно обеспечить на дому.
В борьбе с душевными заболеваниями у маленьких пациентов детские психиатры делают особый акцент на работе с психоэмоциональным состоянием ребенка. В этом плане прекрасные результаты дают психотерапевтические методики.
В некоторых случаях требуется курс медикаментозной терапии. Все препараты необходимо принимать только по врачебному предписанию, строго соблюдая схему приема и рекомендованную дозировку.
Большое внимание уделяется личностному развитию, социальной адаптации детей, имеющих психические расстройства. Поэтому детские психиатры занимаются коррекцией образа жизни маленьких больных, проводят отдельную работу с их родителями.
Важно понимать, что психиатрическое лечение детей проводится только с согласия родителей, а по достижении пациентом 15 летнего возраста — при согласии самого пациента.
Современные специалисты не ставят ребенка на учет принудительно, родители всегда могут отказаться от госпитализации. Кроме того, лечение психиатрических заболеваний проводится анонимно, предполагает соблюдение врачебной тайны. Поэтому не стоит волноваться о том, что, если родители отведут ребенка к психиатру, об этом узнают в детскому саду или школе.
Рекомендации специалиста
Специалисты в области детской психиатрии подчеркивают, что личность ребенка формируется на протяжении первых 3 лет его жизни. В этот период важно максимально общаться с малышом, уделять максимум времени его развитию.
После достижения трехлетнего возраста нужно давать ребенку право выбора, определенную свободу. Большое значение для полноценного личностного развития малыша играет равное участие в воспитательном процессе как матери, так и отца. Применение разных подходов воспитания учит ребенка мышлению и самоанализу.
Источник
Каждый без исключения родитель желает видеть свое чадо счастливым, здоровым, полным жизненных сил и энергии. Взрослые уделяют много времени и внимания его физическому воспитанию, игнорируя эмоциональное развитие. В связи с этим могут проявляться различные психические расстройства у детей. Их коварство состоит в том, что они не всегда проявляют себя на ранних стадиях, что затрудняет лечебный и диагностический процесс.
Поэтому наряду с телесным развитием немаловажную роль играет развитие психологических центров. А при обнаружении отклонений родителям стоит сообщить о своей проблеме с ребенком квалифицированному медику. В статье будут рассмотрены самые распространенные психические отклонения у деток, а также особенности их проявления и терапии.
Самые распространенные нарушения психики у детей
Психические расстройства у детей – это своеобразная группа заболеваний, которые формируются вследствие нарушения эмоционального развития. К ним могут относиться незначительные проблемы, которые легко поддаются корректированию, а также более серьезные процессы, ограничивающие жизнь крохи. Степень тяжести, обратимость и особенности протекания такого недуга во многом зависит от возрастных особенностей малыша и от этапа, на котором была обнаружена проблема.
Зачастую психические отклонения остаются незамеченными и невылеченными в связи с невнимательностью родителей или их боязнью показать ребенка врачу. Впоследствии большинство явлений сопровождается постановкой на учет к психиатру, неврологу. Плюс то, что все это сопряжено с продолжительным периодом лечения и длительной тяжелой реабилитацией, а это влечет дополнительные затраты времени родителей и самого ребенка. На самом деле, чем быстрее будет обнаружено заболевание, тем более оперативно будут приняты меры по его лечению.
Список недугов, которые характеризуются нарушениями психического развития ребенка, является небольшим и включает в себя всего 4 класса отклонений. Каждый из них предполагает определенные варианты протекания, причины и симптоматику:
- умственную отсталость;
- ранний аутизм у детей;
- ЗПР;
- синдром недостатка внимания.
Чаще всего эти болезни характерны для ребят дошкольного возраста. Чем раньше они будут диагностированы, тем больше шансов на полноценное избавление от данных патологий. Для этого необходимо знать описание каждой из них.
Синдром дефицита внимания
Это существенное отклонение в поведенческой и неврологической реакции. Чаще всего болезнь дает о себе знать в младенческом возрасте в ходе развития и прогрессирования болезни центральной нервной системы в случае повреждений мозга, а также по причине генетической предрасположенности. Признаки синдрома проявляются в виде различных изменений, в зависимости от типа заболевания. Всего существует три разновидности.
Импульсивный тип
Малыш, страдающий от такого расстройства, будет вести себя чрезмерно импульсивно, вспыльчиво и активно. Ему постоянно хочется двигаться, он не может усидеть на одном месте ни минуты. Ребенок тороплив и не может довести начатое дело до конца.
Такого малыша выделяет поведение в группе людей: он не может играть в командные игры, поскольку постоянно переключает свое внимание на другие вещи. Малыш может игнорировать запреты и лезть туда, где крайне опасно. Аналогичное поведение проявляется и во сне: ребенок крутится, беспокойно себя ведет, сбрасывает одеяло.
Преимущественно невнимательный тип
Дети, страдающие от этого недуга, не могут концентрировать внимание на одном предмете/вопросе. Они не в состоянии сосредоточиться на объекте, что мешает рациональному планированию и качественному выполнению задач. Порой родителям кажется, что малыш совершенно не слышит и не слушает то, что они ему говорят.
На самом деле, крохе трудно собрать все услышанное в единую картину и сделать правильный вывод. При этом он все прекрасно понимает, но обращен внутрь себя. Отличительная черта таких детей – склонность к постоянной утрате личных вещей, нежелание решать задачи, предполагающие умственную нагрузку.
Комбинированный тип
Этот вид расстройства внимания является на практике наиболее распространенным. Он включает в себя все прежние виды болезни и ее признаки. Поэтому ребенок, заболевший таким недугом, является невнимательным и очень активным.
Поскольку симптоматика имеет яркую выраженность, распознать ее крайне легко и просто:
- легкая возбудимость;
- взбудораженность;
- быстрое отвлечение от дел;
- невозможность концентрации внимания;
- стремление перебить собеседника;
- рассеянность;
- болтливость;
- желание постоянно что-то делать.
Появляется данный недуг по причине генетической предрасположенности, заболеваний мозга и ЦНС.
Аутизм
Это сложный и малоизученный недуг, который на практике встречается достаточно редко. Его коварство состоит в том, что далеко не всегда можно сразу же заметить признаки поражения. Более того, иногда характерные проявления родители и медики списывают на особенности возраста. Ключевой признак болезни заключается в неспособности строить отношения с другими людьми, склонности к одиночеству, невозможности делиться собственными чувствами и эмоциями.
Такие детки проблематично расстаются со старыми привычками и не хотят привносить в свою жизнь что-то новое (например, менять распорядок дня). Иногда даже банальная стрижка в парикмахерской или перестановка мебели в квартире травмирует их психику. Поэтому больной ребенок стремится к тому, чтобы постоянно сохранять одну и ту же обстановку. Из-за отсутствия коммуникативных навыков могут развиваться проблемы с речевой функцией.
Аутизм – это заболевание, природа которого до конца не изучена, поэтому определить истинную причину его проявления проблематично. Большинство ученых предполагает, что проблематика связана с нарушением развития центральной нервной системы.
Проявление раннего детского аутизма может быть скорректировано, но для этого необходимо обратиться к опытным специалистам (логопедам, психиатрам, педиатрам), которые смогут без проблем установить контакт с малышом, причем занятия проводятся по различным направленностям – психике, поведению, развитию речи.
Причины развития
Ученые выдвинули большое количество гипотез касательно причинных факторов развития данного заболевания, общее их число составляет 30. Все они способствуют прогрессированию болезни, однако ни один из них не может выступать в качестве самостоятельной причины.
Известно, что чаще всего проявление признаков происходит в связи с врожденной патологией, базирующейся на недостаточности центральной нервной системы. Она образуется из-за генетической предрасположенности, аномалий хромосомного состава, нарушений нервной функции в случае патологической беременности или осложненных родов.
Задержка психического развития
В случае прогрессирования ЗПР личность малыша является крайне незрелой, а психика при этом развивается очень медленными темпами. Познавательная сфера, как и поведенческая реакция, является нарушенной. При установлении прогноза стоит обратить особое внимание на причины проявления недуга, а также уделить его некоторым признакам патологии.
Важно своевременно организовать обучающие и воспитательные мероприятия, что позволит сгладить основные симптомы недуга и привести состояние здоровья ребенка в норму. Особенно важно обеспечить комплексную реабилитацию и подключить к лечебному процессу сразу нескольких специалистов – логопеда, психиатра, педиатра. Важную роль играет ежедневное поведение домашней работы с родителями для общего развития крохи.
Олигофрения
По-другому данная патология именуется как умственная отсталость. Она подразумевает под собой определенные группы заболеваний, имеющие разную этиологию и патогенез.
Тем не менее, все они формируются по причине недостаточно развития психики. Заболевание имеет обширную классификацию и включает в себя большое количество форм:
- слабо выраженную разновидность (дебильность);
- среднюю форму (имбецильность);
- сильную степень (идиотию).
В настоящее время наиболее часто используется классификационная картина заболевания в соответствии с параметрами IQ.
- легкая степень – 50-70 баллов;
- умеренная олигофрения – 30-50 баллов;
- тяжелая форма – 20-35 б.;
- глубокая разновидность – менее 20 балльных единиц.
Решить эту проблему можно исключительно комплексным способом, избрав тщательный подход к каждой сфере развития личности.
Шизофрения
В процессе прогрессирования этой болезни происходят определенные личностные изменения, которые обычно могут проявляться оскуднением эмоциального фона, снижением энергетического уровня, потерей единства психических опций. Среди наиболее распространенных клинических признаков у лиц дошкольного возраста можно выделить следующие особенности:
- редкий плач (в грудном возрасте), отсутствие реакции на мокрые пеленки и пробудившийся аппетит;
- необоснованный страх, чередующийся с абсолютным бесстрашием;
- возникновение состояния двигательного угнетения или, наоборот, возбуждения;
- стереотипное поведение.
У школьников, больных этим недугом, часто возникают следующие симптоматические проявления:
- речевые расстройства и частое употребление стереотипных выражений;
- изменение голосовых функций ребенка (с крика он может резко переходить на шепот, пение);
- нелогичность мышления;
- склонность к философствованию, мудрости, разговорам о конце света, чем-то возвышенном;
- слуховые, тактильные, зрительные галлюцинации;
- соматические желудочные расстройства.
Шизофрения может наблюдаться и в более осознанном возрасте; ее характеризует навязчивый страх, рассеянность, состояние бреда, аффективные расстройства.
Причины отклонений в развитии детей
Психические заболевания у детей имеют неизученную природу, поэтому назвать точные причины их возникновения проблематично. Тем не менее, есть несколько факторов, увеличивающих вероятность формирования нервно-психических расстройств у детей.
Расстройства эти такие:
- врожденные недуги головного мозга и центральной нервной системы;
- сложная патологическая беременность или повреждения во время родов;
- генетическая предрасположенность и наследственные факторы;
- неблагоприятный микроклимат в семье, в которой растет ребенок;
- наличие острых и хронических патологий у родителей;
- травматизм;
- отсутствие должного уделяемого ребенку внимания.
Как видно, причины возникновения могут быть самыми разными. При наличии этих факторов (а также в случае обнаружения у ребенка каких-либо проявлений недуга) родители должны показать малыша врачу.
Симптомы психических расстройств у детей
Симптомы психических расстройств у детей различны в зависимости от формы и степени отклонений. Также симптоматическая картина у годовалых деток, дошколят, учащихся начальных классов и у подростков различна.
Но, в целом, можно выделить несколько общих признаков того, что ребенок болен и срочно нуждается в лечении. Их можно определить в следующие группы:
- апатия (снижение интереса к окружающему миру), чередующаяся с повышенной активностью;
- необъяснимое чувство страха;
- невозможность концентрации внимания;
- синдром навязчивости;
- нелогичность и непоследовательность мыслей;
- склонность к меланхоличному настроению и философствованию;
- галлюцинации;
- тревожность;
- бессонница и сонливость.
Все это говорит о том, что детские нервы не в порядке, и необходимо срочно обратиться к медику. Чем раньше будет диагностировано заболевание, и распознаны признаки психического расстройства, тем быстрее можно принять меры по лечению и улучшить состояние. К ним присоединяются физические симптомы, которые заключаются в следующих аспектах: головокружении и болевых ощущениях, расстройствах желудка и кишечника. Также у малышей, страдающих душевным расстройством, могут проявляться другие недуги.
Виды диагностики отклонений в развитии ребенка
Существует большое количество диагностических методик, которые помогут объяснить проявление тех или иных симптомов психических расстройств у детей.
Психолого-медико-педагогические консультации
Целевая функция ПМПК – комплексный подход к исследованию состояния здоровья ребенка, обеспеченный силами нескольких специалистов. К данной группе можно отнести социального работника, психолога, невропатолога, психиатра, дефектолога, логопеда, медсестру. При проведении мероприятий тщательно изучается анамнез юного пациента, и делаются соответствующие заключения.
Обследование
Это важный этап в общем механизме помощи ребенку, имеющему те или иные психические отклонения в развитии. Однако на практике в связи с отсутствием комплексного анализа при наличии таких заболеваний задача полностью не выполняется. Этот фактор негативно сказывается на дальнейшем терапевтическом процессе.
Медицинская диагностика
Данное мероприятие, в первую очередь, включает в себя проведение осмотра в целях сбора анамнестических данных, а также для оценки неврологического, психического и соматического состояния малыша. Целью является оценка нервной системы и поиск способов воздействия на нее в случае отклонений.
Психический анализ
Этот метод предполагает обращение внимания на условия жизни и воспитания малыша, а также на характер общения. Исследование данного функционала всегда подразумевает учет возрастных особенностей и развития ребенка в целом. При этом дается оценка состоянию внимания, восприятия, памяти, интеллектуальной картины.
Лечение
Дети с отклонениями поддаются только комплексному лечению, которое включает в себя:
- полноценный осмотр в специализированном медицинском кабинете;
- применение комплекса медикаментозных препаратов (обезболивающие и другие средства);
- непрерывную работу с родителями и педагогами;
- физиотерапию;
- народные способы;
- релаксацию и мануальную терапию;
- профилактические мероприятия.
Если выявлено психическое расстройство у ребенка, не стоит полагать, что, приняв определенные препараты, малыш сразу же станет чувствовать себя лучше. Лечение детей – это долгий, ответственный и кропотливый процесс, требующий колоссальных затрат времени. Врачи утверждают, что родители, обнаружившие у своего чада какие-либо отклонения, должны срочно и как можно быстрее показать его специалисту.
Еще одна ключевая задача матери и отца – помочь ему адаптироваться в обществе и постоянно заниматься развивающими мероприятиями в домашних условиях. Только помощь родителей и компетентный психолог в сочетании с другими специалистами смогут оказать поддержку в полноценном развитии личности малыша.
Родителям
Формирование личности ребенка, прежде всего, происходит в семье. Именно из семьи начинается его путь в этот мир, поэтому мать и отец – первые люди, несущие ответственность за состояние физического и психического здоровья своего малыша.
Следует понимать, что нарушение психики может случиться в любом возрасте, так что в целях профилактики следует регулярно показывать кроху профильным специалистам. В статье были рассмотрены основные вопросы касательно самых распространенных детских психических отклонений, а также ответы на них.
Источник