Проведение психологической диагностики развития ребенка
«Основные требования и подходы к проведению психологической
диагностики в ДОУ»
Психодиагностика. Значимость психодиагностического сопровождения детей в ДОУ. Цели и задачи.
Внедрение диагностической работы в деятельность дошкольных образовательных учреждений обусловлено несколькими обстоятельствами. 1. Реализация декларируемого в образовании личностно-ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе. 2. В настоящее время остается дискуссионным, что понимать под результатом деятельности дошкольных образовательных учреждений. Если исходить из того, что результатом педагогической деятельности являются изменения в развитии ребенка, произошедшие в процессе взаимодействия его с педагогом, то определение педагогами собственной профессиональной эффективности возможно только с помощью диагностики развития детей до и после проведения образовательной работы. Что же такое психодиагностика? Под психологической диагностикой понимается психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности ребенка с целью:
— выявления причин возникновения проблем в развитии и обучении,
— определение сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы,
— определение изменений в психофизическом, сенсорном и личностно-социальном развитии ребенка при реализации целостного педагогического и коррекционно-развивающего процесса в ДОУ.
Психодиагностика сама по себе не является самоцелью, а предназначена быть основой для разработки рекомендаций по оптимизации психического развития личности.
В плане развития ребенка она необходима для:
— обеспечения контроля за динамикой его развития;
— предупреждения возможных отклонений;
— определения программы работы с ребенком с целью оптимизации условий развития;
— оценки эффективности проведенных психолого-педагогических мероприятий.
Диагностика в детском саду помогает определить уровень развития ребенка (интеллектуального, психического, физического и т.д.), врожденность или приобретенность определенных качеств личности, анализ которых позволит спланировать необходимую их коррекцию, формирование или развитие, обеспечить необходимые условия для полноценного и правильного формирования личности.
Диагностика тесно связана с коррекцией. В отношении обнаруженных в процессе диагностики у детей проблем или отклонений всегда преследуется цель их коррекции. Анализ результатов диагностики детей в детском саду помогает правильно подобрать формы и методы воспитания, выбрать тип детского сада, школы, кружка, программы дальнейшего развития.
Диагностика в детском саду позволяет обнаружить сильные и слабые стороны психики ребенка и, что является самым главным для родителей и воспитателей – помочь построить правильные отношения с ребенком, благоприятные, доброжелательные, не травмирующие личность. Цели и задачи психодиагностики индивидуальны для каждого ДОУ, но они должны быть направлены на выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребенка-дошкольника. Другими словами, психодиагностика должна являться основой для построения воспитательного образовательного процесса в ДОУ, каждое заключение должно обязательно содержать анализ возможных причин и рекомендации.
- Методы и основные принципы.
В работе педагогом-психологом образовательного учреждения последовательно используются следующие виды диагностики. 1. Скрининговая диагностика. Проводится с группой детей и направлена на выделение детей, обладающих той или иной группой характеристик, оценивает постоянство тех или иных психологических свойств у данной группы детей. 2. Углубленная психологическая диагностика, которая проводится уже после выделения детей, имеющих какие либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе, т. е. в специальной психологической помощи. Как правило, проводится индивидуально или в малых группах. 3. Динамическое обследование, с помощью которого прослеживается динамика развития, эффективность обучения, развивающих и/или коррекционных мероприятий. Может проводиться несколько раз в течение одного коррекционного курса. 4. Итоговая диагностика. Цель — оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.
В своей деятельности педагог-психолог чаще всего использует следующие методы исследования детей:
-наблюдение,
-опрос,
-эксперимент,
-тестирование. При проведении любого вида диагностики педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения должен соблюдать следующие принципы: 1.Комплексность и разносторонность в изучении ребенка: стремление к максимальному учету в оценке развития всех его значимых характеристик; 2. Принцип ответственности: ответственность диагноста за сохранение психического и физического здоровья, эмоционально-соматического комфорта, социального благополучия обследуемого на всех этапах психодиагностического обследования.
- Принцип компетентности: психодиагностическое обследование выполняется всегда квалифицированными специалистами. Психодиагност берется за решение тех задач и вопросов, по которым он профессионально осведомлен.
- Принцип конфиденциальности: неразглашение результатов без персонального согласия на это того лица, по отношению к которому проводилась психодиагностика. Исключение составляют случаи, когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но и в этом случае не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых. Обычно результаты диагностической деятельности не следует оглашать публично. Если требуется повлиять на конкретного ребенка, лучше всего поговорить с ним или с его родителями наедине. На родительских собраниях не следует указывать на конкретных детей: родители сами должны понять, что относится к их ребёнку.
- Принцип научной обоснованности: психодиагностические методики должны быть валидны и надежны, то есть давать такие результаты, которым можно вполне доверять.
- Принцип ненанесения ущерба: результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается обследованию. Если психодиагностика проводится в целях конкурсного отбора или при приеме человека на работу, то данный принцип применяется вместе с принципом открытости результатов для обследуемого, который требует информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковы результаты его обследования.
- Принцип объективности: выводы по результатам тестирования должны быть научно обоснованными, и никак не зависеть от субъективных установок тех, кто проводит тестирование.
- Принцип эффективности: дающиеся на основании психодиагностики рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются.
- Принцип комплексной диагностики – принцип сочетания различный методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетаний методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения точности диагностического заключения
При заключении договора между ДОУ и родителями в письменном виде подтверждается согласие родителей на участие их ребенка в диагностическом обследовании. Тем самым соблюдается принцип законности, являющийся, по сути, основным в работе ДОУ. 3.Основные требования к проведению психологической диагностики в ДОУ. Система психодиагностической работы строится следующим образом.
- 2.Диагностическое обследование детей подготовительной группы проводится по всем критериям и изначально является углубленной. Повторное диагностическое обследование этих детей проводится в апреле, чтобы иметь возможность оказать дополнительную помощь дошкольникам с низким уровнем готовности к обучению в школе. Такой вариант приемлем для осуществления плановой диагностики. В случае запроса родителей и педагогов диагностическое обследование включается в процесс консультирования. 3.Диагностическое обследование также проводится после проведения коррекционно-развивающей работы с целью отслеживания результативности принятых мер. Особенности детей дошкольного возраста накладывают свой отпечаток и на процедуру диагностического обследования. Сама непосредственная процедура обследования должна проводиться только при участии психолога и ребенка, она не должна прерываться посторонними. Поэтому лучше привести ребенка в кабинет. Дети должны просто знать психолога, чему будут способствовать его систематические приходы в группу, игры с детьми. Важнейшим фактором, влияющим на получение объективной информации в ходе обследования, является состояние ребенка. Поэтому нельзя категорично настаивать на приведении ребенка в кабинет. Нельзя отрывать его от интересного дела. Тем самым снижается мотивация участия в обследовании, вплоть до полного отказа от взаимодействия. Детям нравится все необычное и тайное, поэтому можно предложить им поиграть в «секрет»: на ушко шепнуть одному ребенку, забрать его из группы, договориться с ним о том, что он никому не скажет, что он делал в кабинете. Обычно остальные дети сами начинают подходить к психологу и просить поиграть с ним. Необходимо уделить внимание подготовке к проведению диагностического обследования. Персонал и педагоги должны знать о начале проведения диагностики. Психологом заранее должны быть оговорены время, место и участники, а также подготовлен диагностический инструментарий. Чтобы предупредить вмешательство посторонних, на дверь можно вывесить специальную табличку, информирующую о занятости специалиста (например: «Спасибо, что не мешаете: идет диагностика»). Ребенок должен комфортно чувствовать себя в ходе обследования, не отвлекаться от выполнения задания. Для этого лучше убрать все постороннее и посадить его спиной к окну. Дошкольники лишь тогда будут в процессе психодиагностики демонстрировать свои способности, т.е. показывать результаты, правильно отражающие уровень их психического развития, когда сами методики и имеющиеся в них задания вызывают и поддерживают к себе на протяжении всего времени интерес ребенка. Как только непосредственный интерес ребенка к выполненному заданию утрачивается, он перестает проявлять те способности и задатки, которыми реально обладает. Поэтому, если мы хотим выявить действительный уровень психологического развития ребенка и его возможности, например, зону потенциального развития, необходимо заранее, составляя инструкцию и методику, позаботиться о том, чтобы все это вызывало со стороны ребенка непроизвольное внимание и было достаточно интересно для него. Наконец, следует учитывать особенности самих непроизвольных познавательных процессов, к примеру, непостоянство непроизвольного внимания и повышенную утомляемость детей данного возраста. Поэтому серию тестовых заданий не следует делать слишком длинной, требующей большого количества времени.
Наилучшие психодиагностические результаты можно получить, наблюдая за детьми в процессе занятия ведущей для данного возраста деятельностью — игрой.
Установление доброжелательного контакта и хорошего взаимопонимания между ребенком и экспериментатором — необходимое условие для получения достоверных результатов. Пути установления контакта могут быть различными в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его отношения к психологу. Может оказаться целесообразным вначале вовсе не обращать внимания на ребенка, дать ему самостоятельно сориентироваться в ситуации и привыкнуть к новой обстановке, далее предложить интересную игрушку, а затем постараться организовать совместную игру и постепенно перевести ребенка к выполнению инструкций. Иногда оказывается эффективной предварительная спокойная беседа на необременительные для ребенка темы. Доброжелательное, доверительное отношение к дошкольнику, полное принятие ребенка, без требования от него соблюдения обязательных норм поведения (здороваться, обращаться на «вы» и т.п.), положительная оценка его личности и его действия создают тот фон, на котором могут реализоваться интеллектуальные возможности ребенка и наиболее полно проявиться особенности его личности.
Отмечается, что важна и последовательность предъявления методик в ходе обследования. Например: 1-я часть: изучение мышления; изучение памяти; исследование креативности; исследование восприятия. 2-я часть: изучение личности ребенка. В самом начале необходимо побеседовать с ребенком, расположить его к себе, узнать о его настроении и т. д. Это немного снизит официальность ситуации, позволит ему расслабиться. Начинать диагностическое обследование необходимо с анализа следующих моментов: — внешний вид ребенка (опрятность, аккуратность, небрежность, нечистоплотность); — контактность; — проявление инициативы; — усидчивость (или расторможенность); — интерес к обследованию. Для того чтобы результаты диагностики не были искажены, педагогу-психологу нужно принимать во внимание: — физическое развитие и состояние ребенка; — психофизиологические особенности его возраста; — динамику физического развития (анамнез); — состояние слуха, зрения; — особенности развития двигательной сферы; — нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений; параличи, парезы, наличие их остаточных явлений); —координацию движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезий, навязчивых движений); —особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, переключаемость, усидчивость, темп работы; увеличение количества ошибок к концу занятия или при однообразных видах деятельности; жалобы на головную боль). Полученная информация соотносится с результатами обследования. На этой основе можно делать выводы о личностных особенностях ребенка.
Источник
(ПРАКТИКУМ) ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛА
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Понятие психолого-педагогической диагностики
Успешность обучения, воспитания и социализации ребенка зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная психолого-педагогическая диагностика. Она помогает выявить особенности и нарушения развития, определить оптимальный педагогический и образовательный маршрут, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, в зависимости от типа его развития.
Психологическая диагностика | |
Предмет | Цель |
Индивидуальные психологические особенности человека. | Распознание, оценка и измерение индивидуальных особенностей личности |
Основные задачи | Этапы разработки и применения методов диагностики |
Конструирование и апробация диагностических методик. Выработка правил проведения диагностического обследования. Разработка способов обработки и интерпретации диагностических данных. | Постановка проблемы. Формулировка гипотезы. Выбор методов для проверки гипотезы. Интепретация полученных данных и постановка психологического диагноза. |
Психологическая диагностика — это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.
Целью психодиагностики является установление психологического диагноза как заключения об актуальном состоянии психологических особенностей личности и прогнозе их дальнейшего развития. Если рассматривать систему обучения детей, то психодиагностику следует считать важнейшим средством обеспечения «обратной связи», т.е. средством информационного обеспечения педагогического процесса. В этой логике любое педагогическое воздействие должно начинаться со сбора психодиагностичекой информации (для того, чтобы осуществить обоснованный выбор наиболее адекватного воздействия) и завершаться повторным психодиагностическим обследованием (для сравнения реального и желательного результата воздействия).
Психолого-педагогическая диагностика — это изучение личности школьника в процессе реализации индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании с целью его оптимизации и создания наиболее эффективных условий развития ребенка.
Объектом психолого-педагогической диагностики являются все компоненты педагогического процесса: педагог, учащиеся, используемые педагогические средства, действенность форм организационного педагогического процесса.
Предметом психолого-педагогической диагностики выступают индивидуальные особенности развития и воспитания школьников.
Задачи психолого-педагогической диагностики .
Условно все задачи, возникающие во взаимодействии педагога и психолога в школе, можно разделить на психолого-педагогические и психологические
Можно выделить следующие типовые задачи психолого-педагогической диагностики:
- выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка;
- разработка индивидуальных развивающих и коррекционных программ развития и обучения;
- оценка динамики развития и эффективности коррекционной работы;
- определение условий воспитания ребенка и специфики внутрисемейных отношений;
- помощь в ситуациях с затруднениями в учебе;
- профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков;
- решение проблем социализации и личностного развития.
К основным принципам психолого-педагогической диагностики относят:
- Принцип комплексного подхода к изучению человека;
- Принцип единства диагностики и коррекции, учета зон актуального и ближайшего развития ребенка;
- Принцип личностного подхода;
- Принцип деятельностного подхода, учета ведущей деятельности ребенка;
- Принцип динамического изучения ребенка, оценки динамики его развития;
- Принцип качественно-количественного подхода при анализе данных.
Основные этапы психолого-педагогической диагностики .
Этап 1. Изучение запроса (жалобы, вопроса, сомнения). Здесь же определяется создаются общие представления об объекте психодиагностики и типе психодиагностической задачи.
Этап 2. Формулирование психодиагностической проблемы (перевод запроса на психологический язык).
Этап 3. Выдвижение гипотез (как главного звена методологической части программы психолого-педагогического обcледования).
Этап 4. Сбор дополнительной информации (изучение специальной литературы, опрос экспертов по имеющейся проблеме, анамнеза, изучение личного дела, проведение предварительных наблюдений, бесед).
Этап 5. Постановка основной диагностической задачи (или задач).
Этап 6. Выбор методики (методик).
Этап 7. Разработка процедуры обследования (способа организации и последовательности применения различных психодиагностических приёмов, графика намеченных мероприятий).
Этап 8. Проведение психодиагностического обследования (обследование может разбиваться на скрининговую, дифференцирующую и углубленную части).
Этап 9. Оценка, интерпретация полученных результатов по отдельным методикам, соотнесение «сырых» данных с соответствующими нормами.
Этап 10. Интегральный анализ результатов по всем полученным данным (упорядочивание всех сведений в единую систему).
Этап 11. Постановка диагноза.
Этап 12. Перевод диагноза на язык «заказчика».
Этап 13. Построение общей формулы, структуры отчёта по результатам диагностического обследования.
Этап 14. Формулировка заключения, написание отчёта, психологического портрета.
Этап 15. Формулирование прогноза.
Этап 16. Рекомендации по дальнейшей работе с ребенком (определение комплекса причин и стратегий возможных психолого-педагогических воздействий).
Этап 17. Мониторинг изменений и диагностическое сопровождение психокоррекционной работы.
Центральным понятием для школьного психолога выступает — понятие социально-психологического статуса школьника. М.Р. Битянова определяет психолого-педагогический статус школьника (ППС) как систему психологических характеристик ребенка или подростка. В рамках данной практико-ориентированной модели автор разделяет параметры школьной среды на две группы:
- первую группу составляют психолого-педагогические требования, которые школьная среда предъявляет ребенку (ППТ);
- вторую группу составляют особенности самого школьника, которые существенно влияют на успешность обучения и развития (ППС).
Психолого-педагогический статус школьника включает два типа характеристик:
- критериальные — они позволяют соотнести развитие важнейших психических сфер ребенка с различными нормативными показателями. По результатам диагностики могут быть установлены определенные проблемы обучения, поведения и личностного развития;
- констатирующие — позволяют выявить психологические особенности школьника учет которых необходим для создания полноценных условий обучения и развития.
психолого-педагогической карты школьника. Она заполняется как минимум четыре раза на протяжении школьного обучения в критические периоды школьной жизни и личностного развития. Основные 4 показателя, вошедшие в карту, сохраняются в течение всех обследований школьников, однако, в зависимости от этапа возрастного развития, приобретают различный диагностический «вес».
Психолого-педагогическая карта школьника (М.Р. Битянова).
1. Особенности познавательной сферы.
1.1. Соотношение уровня развития когнитивных процессов и феноменов педагогическим требованиям (на данном этапе обучения в школе).
- произвольность психических процессов;
- развитие мышления;
- сформированность важнейших учебных действий;
- развитие речи;
- развитие тонкой моторики руки.
1.2. Умственная работоспособность и темп умственной деятельности.
2. Особенности поведения и общения школьников.
2.1. Во взаимодействии со сверстниками.
2.2. Во взаимодействии с педагогами.
2.3. Соблюдение социальных, внутригрупповых и этических норм поведения.
2.4. Произвольная саморегуляция поведения.
2.5. Активность и автономность поведения.
3. Особенности мотивационно-личностной сферы.
3.1. Наличие и характер учебной мотивации.
3.2. Устойчивое эмоциональное состояние (уровень личностной тревожности).
4. Особенности системы отношений к миру и самому себе.
4.1. Отношения со сверстниками.
4.2. Отношения с педагогами.
4.3. Отношение к ведущей социальной деятельности (учебе).
4.4. Отношение к себе.
Система психолого-педагогической диагностики включает в себя три основные диагностические схемы:
- диагностический минимум (скрининг);
- первичная дифференциация нормы и патологии умственного развития;
- углубленное психодиагностическое обследование.
Вопросы для самопроверки
- Какие типы задач стоят перед психолого-педагогической диагностикой?
- Определите место психолого-педагогической диагностики в психолого-педагогическом сопровождении ребенка.
- Каким образом реализуется принцип единства диагностики и коррекции в практической деятельности психолога?
- Дайте характеристику психолого-педагогической диагностики как системы профессиональной деятельности психолога.
- Определите основные показатели, входящие в характеристику психолого-педагогического статуса школьника (ППС).
- В чем отличие диагностического минимума от углубленного психологического исследования. На каких этапах диагностической работы они используются?
Источник