Протокол обследования речевого развития ребенка стребелева
В настоящем альбоме представлен наглядный материал для логопедического обследования навыков импрессивной и экспрессивной речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Предлагаемый дидактический материал позволяет выявить нарушения со стороны звукопроизношения, нарушения слоговой структуры слов, недостаточность фонематического анализа и синтеза, бедность словаря и ошибки грамматического строя речи у детей.
Пособие адресовано логопедам специальных коррекционных и массовых школ, логопедам и воспитателям речевых дошкольных учреждений, студентам дефектологических факультетов для теоретического изучения приемов диагностики и практического применения. Альбом для обследования содержит богатый иллюстративный материал соответствующий восприятию данной возрастной категории детей. Применение качественной наглядности способствует эффективности не только процесса обучения, но и диагностики.
Сборник составлен ведущими специалистами факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А,И, Герцена и логопедами –практиками Санкт-Петербурга. Представлены критерии логопедической диагностики. Предложены схемы логопедической диагностики детей разных возрастных групп с различной речевой патологией, примерное планирование работы логопеда в дошкольном учреждении. Рекомендовано комитетом по образованию г. Санкт-Петербурга.
Стребелева Е.А. (ред.) и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста, Методическое пособие: с приложением альбома Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др., 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2005. — 164 с. + Прил. (268 с.)
Пособие создано на основе современного подхода к диагностике психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Оно включает описание методик, направленных на выявление уровня познавательного и речевого развития, обследование слуха детей разных возрастных категорий.
Предназначено специалистам психолого-медико-педагогических консультаций, дефектологам, психологам, логопедам дошкольных образовательных учреждений. Может быть полезно студентам дошкольных, психологических и дефектологических факультетов педагогических институтов, а также родителям.
Методическое пособие издается в комплекте с наглядным материалом для обследования детей.
Красочное пособие по логопедическому обследованию с инструкцией и методическими рекомендациями. Приложение: возможные варианты логопедических заключений и речевая карта.
Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Логопедическое обследование детей 2—4 лет: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005.
Настоящее пособие предназначено для проведения обследования зву-ковой стороны речи детей начиная с раннего возраста и содержит задания по обследованию произношения звуков раннего и позднего онтогенеза.
Впервые представлено подробное описание нормированного и дефект-ного произношения гласных и согласных звуков русского языка с использо-ванием символов Международного фонетического алфавита.
Разработаны методические рекомендации для логопедического обсле-дования произносительной стороны речи, включая диагностику звукового строя и слоговой структуры слова.
Для логопедов, воспитателей и методистов дошкольных образователь-ных учреждений, студентов дефектологических факультетов педагогических вузов, родителей.
—————————————————————————————————————
Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет
Издательство: Сфера. 2006 год. 48 страниц.
Стимульный материал предназначен для логопедов, воспитателей, методистов дошкольных учреждений, а также родителей детей преддошкольного и младшего дошкольного возраста. Яркие, наполненные интересным и запоминающимся сюжетным материалом картинки подготовлены с учетом специфики формирования начального детского лексикона и физиологических особенностей становления звуковой стороны речи у маленького ребенка, который начинает овладевать родным (русским) языком. Содержание иллюстративного материала ориентировано на основные программные требования к воспитанию и развитию речи детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста
Под ред. Н. В. Серебряковой. — СПб.: КАРО, 2005. — 64 с. — (серия «Коррекционная педагогика»).
Данное методическое пособие может стать настольной книгой как для специалистов детских образовательных учреждений, специалистов центров сопровождения семьи, так и для самых заинтересованных читателей — родителей, бабушек и дедушек малышей.
Обследование психомоторного развития детей от 1 года до 4 лет.
Карта обследования психомоторного развития ребенка (5 мес. -1 год 10 мес. ).
Карта обследования психомоторного развития ребенка (1 год 10 мес. — 3 года).
Карта обследования психомоторного развития ребенка (3 года-4 года).
Перечень стимульного материала для диагностического обследования.
Описание стимульного материала для диагностического обследования.
Речевая карта обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет).
Карта обследования детей с задержкой психомоторного и речевого развития (от 2,5 до 4 лет).
Приложение.
Волкова Г. А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольника. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
В логопедическом пособии профессора Галины Анатольевны Волковой представлен дидактический и речевой материал, подобранный с учетом онтогенетического принципа формирования звуков. Этот принцип реализован не только на материале слогов и слов, но также фраз и стихотворного текста. В речевом материале имеются звуки раннего и данного онтогенеза и отсутствуют звуки, формирующиеся позже. Наглядный материал — рисунки — соответствует восприятию детей среднего, старшего дошкольного, а также младшего школьного возраста.
Для логопедов, студентов педагогических вузов и колледжей, обучающихся по специальности «Логопедия».
Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста
В работе изложена концепция междисциплинарного подхода к диагностике речи, а также представлены разработанные на ее основе тестовые задания для определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста: 4-5 лет.
Предлагаемая методика может быть использована в практической работе как самостоятельно, так и в комплексе с прочими методиками, направленными на изучение других сторон общепсихического развития ребенка.
Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики
Смирнова И.А. — «Логопедическая диагностика , коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП»
Р.А. Кирьянова «Диагностический материал для психолого-логопедического обследования детей» 5-7 лет
Очень хороший материал.Спасибо огромное
спасибо
Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Психологическая диагностика и коррекция в раннем возрасте (2,5-3 года) (Методическое пособие + Материалы для диагностики и коррекции)
Комплект предназначен для диагностической и коррекционной работы с детьми в возрасте от 2,5 до 3 лет и включает в себя:
1. Материалы, необходимые для проведения:
— диагностики — цветные картинки многоразового использования к субтестам (11 листов); бланк диагностической карты ребенка; лист с текстом сказки, в структуру которой включены субтесты.
— коррекционно-развивающей работы — цветные картинки многоразового использования к играм (27 листов).
2. Методическое пособие, в котором описаны возрастные особенности детей, процедура проведения диагностики, критерии оценки результатов, а также приведена подборка коррекционно-развивающих игр.
Диагностика построена на основе сказки про животных, что позволяет заинтересовать ребенка и легко вовлечь его в диагностический процесс. В структуру сказки включены 8 субтестов на выявление уровня понимания речи, сенсорного развития, общей осведомлённости, умения распределять предметы по принадлежности к группе, развитие мелкой моторики.
По результатам обследования подбираются материалы для коррекционно-развивающей работы (на каждый субтест приводится свой набор развивающих игр).
Источник
Разные речевые карты =) Иногда список будет пополняться. При этом в алфавитном списке (https://vkontakte.ru/topic-22963785_23914351) ссылка на эту тему есть.
ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМИ картами, загружайте их сюда https://vkontakte.ru/topic-22963785_23913949, будем рады =)
Другие полезные темы:
• Материал для занятий (Скачать здесь. vkontakte.ru/topic-22963785_25297640)
• Методические материалы и документация логопеда (Скачать здесь. vkontakte.ru/topic-22963785_25659836)
• Планирования (тематические, календарные, перспективные и др.) (Скачать здесь. vkontakte.ru/topic-22963785_25660169)
• Программы (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25741441)
• Нормативно-правовые документы логопеда, психолога, дефектолога (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25667573)
• Картотеки, подборки (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25663045)
• Конспекты (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25663385)
• Презентации (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25663792)
• Тесты, методики (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25663392)
• Статьи (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25663388)
• Рефераты, курсовые, ВКР, диссертации, авторефераты (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25576014)
• ГОСы, практика, анализы занятий и прочее (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25700088)
• Материалы для аттестации (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25881052).
******************************************************************************
ДРУЗЬЯ!!! Если у кого-либо есть желание ПОБЛАГОДАРИТЬ нас за помощь, за работу, за подборку материалов в разделе, да и просто помочь развитию группы, то Вы можете ЛЮБУЮ сумму переводить на номер
■ 8-909-852-75-52 (БИЛАЙН!) или 8-914-198-17-66 (МТС) — для Анастасии.
СПИСОК БЛАГОДАРНЫХ в заметке
vkontakte.ru/topic-22963785_24478083
Логопедические, речевые карты, карты психомоторного развития (ранний возраст)
Логопедические, речевые карты для дошкольников.
Речевые и логопедические карты, карты физического, познавательного, нервно-психического и психомоторного развития для дошкольников (продолжение ниже).
Логопедические карты. Дислалия, Дизартрия, Заикание, Нарушение голоса.
Логопедические карты для детей и взрослых. Алалия, Афазия.
Карта по интонации и анкета для учителей.
Образец заполнения речевой карты для школьников.
Речевая карта для школьников Ишимовой с образцом заполнения.
Индивидуальная карточка учащегося.
Речевые, логопедические карты для школьников (продолжение после карт Безруковой).
Стандартизированная карта О.В. Безруковой.
Форма 1 — для раннего и младшего дошкольного возраста
Форма 2 — для среднего и старшего дошкольного возраста
Методические разъяснения по заполнению карт
Приложение к стандартизированной карте О.В. Безруковой
Протокол обследования речи ребенка (описание)
Протокол обследования речи ребенка (возраст от 4 до 5 лет)
Протокол обследования речи ребенка (возраст от 6 до 7 лет)
Приложение к стандартизированной карте О.В. Безруковой
Протокол обследования речи ребенка (возраст от 3 до 4 лет)
Протокол обследования речи ребенка (возраст от 4 до 5 лет)
Протокол обследования речи ребенка (возраст от 5 до 6 лет)
Протокол обследования речи ребенка (возраст от 6 до 7 лет)
Сводная таблица результатов обследования речи ребенка от 3 до 4 лет
Сводная таблица результатов обследования речи ребенка от 4 до 5 лет
Сводная таблица результатов обследования речи ребенка от 5 до 6 лет
Сводная таблица результатов обследования речи ребенка от 6 до 7 лет
Речевые, логопедические карты для школьников
Бланки для диагностики в школе
Речевая карта для школьников 8 вида
Логопедические карты. Заикание, Ринолалия, Нарушения Голоса (продолжение).
Отредактировал администратор, 19 фев 2012 в 11:17.
Карта психологического и логопедического обследования ребёнка в возрасте от 1,5 до 4 лет
Карта патопсихологического обследования ребёнка
Карта психолого-педагогического обследования ребенка в возрасте 2-3 лет
Педагогическая характеристика воспитанника МДОУ
Карта обследования дефектолога
Протокол нейропсихологического обследования
Протокол нейропсихологического обследования ребенка
Речевые, логопедические карты для дошкольников
Речевые, логопедические карты для дошкольников
Карта Фотековой (и протокол)
Бланки для диагностики в детском саду
Отредактировал администратор, 17 фев 2014 в 12:04.
Протоколы ознакомления с окружающим миром, развития математических представлений
Источник
Обследование уровня развития речи проводится по следующим параметрам, которые выстроены с учётом возрастных психологических особенностей детей, имеющих отклонения в развитии:
- понимание речи;
- сформированность фонематического слуха;
- предметный и глагольный словарь;
- слоговая структура слов;
- уровень развития активной речи;
- состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношение.
СЕРИЯ 1
Задания направлены на понимание ребенком обращенной к нему речи.
- ПОКАЖИ ИГРУШКУ. Выясняется умение ребенка выделять определенную игрушку среди других (выбор из четырех), выполнять действия по словесной инструкции.
Оборудование: игрушки – машинка, матрешка, мишка, зайчик.
Методика обследования: перед ребенком на столе раскладывают игрушки, а затем педагог предлагает: «Покажи, где зайчик. Возьми матрешку. Возьми машинку. Поставь матрешку в машинку»
Фиксируются: выбор ребенком игрушки и выполнение действий соответственно инструкции.
- ПОКАЖИ КАРТИНКУ. Выясняется понимание ребенком функционального назначения предметов, изображенных на картинках.
Оборудование: картинки с изображением предметов, знакомых ребенку: шапка, варежки, очки, иголка с ниткой, зонт, ножницы.
Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и предъявляют речевую инструкцию, которая не соответствует последовательности разложенных картинок. Ребенок должен выбрать картинку среди других, ориентируясь на следующие задания и вопросы: «Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять. Если ручки замерзнут, что наденешь на них? Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть? Чем будешь резать бумагу? Что возьмешь на улицу, если пойдет дождь?»
Фиксируется: выбор ребенком картинки в соответствии с инструкцией.
- СПРЯЧЬ ИГРУШКУ. Проверяется понимание простых предлогов типа: на, под, в, за
Оборудование: машинка, коробка.
Методика обследования: ребенку предлагают выполнить следующие действия: «Спрячь машинку в коробку. Поставь машинку на коробку. Спрячь машинку под коробку. Поставь машинку за коробку».
Фиксируется: выполнение действий в соответствии со словесной инструкцией.
- НАЙДИ КАРТИНКУ. Выясняется понимание ребенком единственного и множественного числа имени существительного.
Оборудование: картинки с изображением одного и нескольких предметов.
Методика обследования: перед ребенком попарно раскладывают картинки и предлагают: «Покажи, где шар и шары. Покажи, где гриб и грибы. Покажи, где кукла и куклы. Покажи, где яблоко и яблоки. Покажи, где стул и стулья. Покажи, где карандаш и карандаши»
Фиксируется: показ картинок в соответствии с инструкцией.
Формирование связной речи у ребенка и тесно связанное с ним усвоение грамматического строя родного языка невозможно вне овладения звуковой системой речи. В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: развитие восприятия звуков (фонематический слух) и формирование произнесения звуков речи. Поэтому в предпосылках к развитию речи рассматриваются состояние фонематического слуха, готовность артикуляционного аппарата к произнесению звуков и произношение отдельных звуков.
СЕРИЯ 2
Задания направлены на проверку уровня сформированности фонематического слуха.
- ПОКАЖИ, КТО КАК ГОЛОС ПОДАЕТ. Проверяется слуховое восприятие близких по звучанию звукоподражаний.
Оборудование: картинки с изображением животных: кошки, барашка, коровы.
Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и просят: «Покажи, кто кричит му, бе, мяу». Затем и ему предлагают произнести звукоподражания: «Скажи, как мычит корова. Скажи, как мяукает кошка. Скажи, как кричит барашек».
Фиксируются: показ картинок в соответствии с инструкцией и возможность произнести звукоподражание.
- ДАЙ КАРТИНКУ. Выясняется умение ребенка дифференцировать слова, близкие по звучанию.
Оборудование: предметные картинки.
Методика обследования: перед ребенком раскладывают парные картинки, его просят: «Покажи, где коса, а где коза (уточка и удочка, ложки и рожки, мышка и мишка, сабля и цапля, уши и усы)»
Фиксируется: показ картинок в соответствии с инструкцией.
СЕРИЯ 3
Задания этой серии направлены на обследование уровня развития предметного и глагольного словаря.
- НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ. Выясняется состояние предметного словаря по темам: «Игрушки», «Одежда», «Наше тело»
Оборудование: игрушки – кукла, машина, пирамидка, матрешка; картинки: одежда – куртка, рубашка, платье; части тела и лица – голова, рука, нос, глаза.
Методика обследования: ребенку предлагают показать и назвать игрушки, части тела и предметы одежды.
Фиксируется: умение называть предметы звуком, слогом, звукоподражанием, словом или показывать жестом.
- СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ. Обследуется состояние глагольного словаря, называние слов-действий.
Оборудование: картинки с изображением действий, знакомых детям из их опыта: играет, рисует, поливает, моет, танцует, катается, кормит, прыгает.
Методика обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки с изображением различных действий и ответить на вопросы: «Что делает мальчик? Что делает девочка? Что делает мама? Что делают дети?»
Фиксируется: умение ребенка объясняться жестом, слогом, звукоподражанием, словом.
- СКАЖИ КАКОЙ. Проверяется наличие у ребенка слов, обозначающих признаки предметов.
Оборудование: набор разноцветных (красный, желтый, синий, зеленый) больших и маленьких мячей.
Методика обследования: взрослый играет с ребенком: сначала ему катит маленький мяч, затем – большой. После того как ребенок поймает мяч, у него спрашивают: «Какой это мяч?» Сначала мячи отличаются только по размеру, а затем отличаются только по цвету.
Фиксируются: понимание инструкции и наличие слов, обозначающих признаки предметов.
СЕРИЯ 4
Задание направлено на проверку состояния слоговой структуры слов.
- ПОВТОРИ ЗА МНОЙ. Выясняется умение ребенка произносить слова различной слоговой структуры. Слова даются с учетом усложнения. Ребенок отраженно повторяет за психологом 5 наборов слов (дву- и трехсложные с открытыми слогами, односложные без стечения согласных, двусложные с закрытым слогом, двусложные со стечением согласных в середине слова: пила, рыба, часы; сапоги, молоко, корова; мяч, лук, нож; диван, лимон, батон; ложка, мишка, туфли).
Оборудование: набор сюжетных картинок по три на каждый набор слов.
Методика обследования: взрослый показывает картинку, произносит слово и просит ребенка его повторить.
Фиксируется: умение ребенка отраженно повторять слова различной слоговой структуры.
СЕРИЯ 5
Задания направлены на проверку уровня развития активной речи.
- ИГРА С ЗАЙКОЙ И МИШКОЙ. Проверяется уровень развития активной речи.
Оборудование: игрушки – зайка, мишка.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть с зайкой и мишкой. Вначале взрослый показывает разные действия с игрушками: зайка прыгает, бегает; мишка медленно идет, топает. Затем взрослый, демонстрируя ребенку действия с игрушкой, просит его назвать это действие: «Назови, что делает зайка. Назови, что делает мишка».
Фиксируются: высказывания ребенка – звукоподражания, лепет, слова, фразовая речь.
- РАССКАЖИ СТИШОК. Выясняется уровень развития связной речи.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку рассказать стихи (А. Барто. «Зайка», «Мишка косолапый»). Если ребенок затрудняется, то взрослый начинает читать первым.
Фиксируются: высказывания ребенка – звукоподражания, лепет, слова, фразовая речь.
- РАССКАЖИ. Проверяется состояние фразовой речи и грамматического строя.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением действий, часто встречающихся в жизни детей: мальчик играет на дудочке, девочка рисует, девочка поливает цветы, мама моет малыша, мальчик кормит голубей, девочка танцует, девочка катается на коньках, девочка прыгает со скакалкой.
Методика обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки, затем дается инструкция: «Расскажи». Если ребенок не справляется с заданием, то задаются вопросы: «Что делает мальчик? Что делает девочка? Что делает мама?»
Фиксируются: умения ребенка отвечать на вопрос словом, фразой, грамматически правильно строить предложения, употреблять простые предлоги.
СЕРИЯ 6
Задания этой серии направлены на выявление состояния артикуляционного аппарата и звукопроизношения.
Состояние артикуляционного аппарата проверяется по следующим параметрам.
И н н е р в а ц и я м и м и ч е с к о й м у с к у л а т у р ы:
движение оскаливания (улыбнись Петрушке);
надувание щек (надуй щечки, как воздушные шары);
наморщивание (удивись, увидев Петрушку);
нахмуривание (рассердись на Петрушку).
Если выполнение задания по словесной инструкции не доступно ребенку, то оно выполняется по показу и обязательно в игровой форме.
С т р о е н и е а р т и к у л я ц и о н н о г о а п п а р а т а:
губы (толстые, тонкие, расщепление верхней губы и т. д.);
зубы (норма, редкие, кривые, отсутствие зубов);
прикус (прогения, прогнатия, открытый передний, открытый боковой);
язык (норма, массивный, маленький, подвижный, малоподвижный);
уздечка (толстая, укороченная, подрезалась ли ранее);
твердое и мягкое небо (аномалии строения).
Д в и ж е н и я а р т и к у л я ц и о н н о г о а п п а р а т а:
уточнение возможности движений губами:
- раздвинуть углы губ («улыбка» – улыбнись Петрушке);
- выдвинуть губы вперед («трубочка» – вытяни губки и поцелуй киску);
- округлить губки («баранка»);
уточнение возможности движений языком:
- высунуть язык на нижнюю губу (покажи киске язычок);
- высунуть язык на верхнюю губу (достань язычком нос);
- пощелкай язычком (лошадка поскакала);
- «часики»;
упражнение для выявления подвижности мягкого неба:
произнести звук а при широко открытом рте.
При обследовании важно отметить, производится требуемое движение по словесной инструкции или по показу. Если ребенку не доступен уровень воспроизведения движений по показу, отмечается непроизвольный уровень движений (тянется ли ребенок губами к конфете, сладкому шпателю, слизывает ли варенье с нижней губы, с верхней губы, может ли захватить трубочку губами, а также особенности движений органов артикуляции во время еды, мимических проявлений, во время произнесения звуков, слогов, фраз). Выясняется, все ли движения доступны ребенку и, если доступны, с какой точностью и в каком темпе они производятся. Отмечаются явления истощаемости, паретичности, напряженности, наличие непроизвольных движений, насильственных движений, саливация. Существенное значение имеют упражнения на переключение движений губ, языка. Отмечаются трудности переключения, застревания на одном движении. С этой целью можно использовать следующие упражнения:
«улыбка» – «трубочка» (улыбнись Петрушке – поцелуй его);
«трубочка» – «улыбка» (поцелуй Петрушку – улыбнись ему);
высовывание языка на нижнюю губу – высовывание языка на верхнюю губу (покажи Петрушке язычок – потяни его к носику);
высовывание языка на верхнюю губу – высовывание языка на нижнюю губу (потяни язычок к носику – покажи его Петрушке).
Выясняется возможность удержания определенной позы:
«улыбка» (улыбнись Петрушке, он тебя будет фотографировать);
«покажи язычок киске».
При обследовании артикуляционного аппарата обращают внимание на общее выражение лица ребенка: осмысленное, выразительное, с живой и активной мимикой или безучастное, амимичное.
При обследовании произношения отдельных звуков детям предлагаются звуки раннего онтогенеза:
гласные: а, и, у, о;
согласные: м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х;
йотированные: я, ю, е, ё;
мягкие согласные: сь, зь, ль.
Задание: «Скажи, как гудит поезд (у-у-у-у-у), как плачет маленькая девочка (а-а-а-а-а), как кричит лошадка (и-и-и-и-и)» и т. д.
Фиксируются: способность ребенка к звукоподражанию; особенности дыхания, темпа речи и общего звучания голоса.
В случае затруднений прибегают к отраженному произнесению звуков в звукоподражаниях. Кроме того, анализируется звуковой состав слогов и слов, произносимых самим ребенком в других заданиях обследования. Отмечаются особенности собственного и отраженного произнесения звуков. Методика предъявления изолированных звуков не используется, так как она нецелесообразна в данном возрасте.
Результаты обследования речевого развития ребенка фиксируются в протоколе.
СХЕМА ПРОТОКОЛА
ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 3-4 ЛЕТ
СЕРИЯ 1
- ПОКАЖИ ИГРУШКУ
Покажи, где зайчик _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Возьми матрешку ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Возьми машинку _______________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Поставь матрешку в машинку ____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- ПОКАЖИ КАРТИНКУ
Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять __________________________
Если ручки замерзнут, что наденешь на них? ______________________________________
Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? ________________________________________
Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть? ___________________________________________
Чем будешь резать бумагу? ______________________________________________________
Что возьмешь на улицу, если пойдет дождь? _________________________________________
- СПРЯЧЬ ИГРУШКУ
Спрячь машинку в коробку______________________________________________________
Поставь машинку на коробку______________________________________________________
Спрячь машинку под коробку____________________________________________________
Поставь машинку за коробку _____________________________________________________
- НАЙДИ КАРТИНКУ
Покажи, где шар и шары ________________________________________________________
Покажи, где гриб и грибы _______________________________________________________
Покажи, где кукла и куклы_______________________________________________________
Покажи, где яблоко и яблоки_____________________________________________________
Покажи, где стул и стулья________________________________________________________
СЕРИЯ 2
- ПОКАЖИ, КТО КАК КРИЧИТ
Кто так кричит: му, бе, мяу? ______________________________________________________
Скажи, как мычит корова _______________________________________________________
Скажи, как мяукает кошка_______________________________________________________
Скажи, как блеет барашек _______________________________________________________
- ДАЙ КАРТИНКУ
Покажи, где коса и коза __________________________________________________________
Покажи, где уточка и удочка_____________________________________________________
Покажи, где ложки и рожки______________________________________________________
Покажи, где мышка и мишка_____________________________________________________
Покажи, где сабля и цапля _______________________________________________________
СЕРИЯ 3
- НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ
Игрушки _____________________________________________________________________
Предметы_____________________________________________________________________
Части тела______________________________________________________________________
- СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ
Что делает мальчик? ____________________________________________________________
Что делает девочка? ____________________________________________________________
Что делает мама? _______________________________________________________________
Что делают дети?_______________________________________________________________
- СКАЖИ КАКОЙ
Какой это мяч (по размеру)?_____________________________________________________
Какой это мяч (по цвету)? _______________________________________________________
СЕРИЯ 4
- ПОВТОРИ ЗА МНОЙ
Пила, рыба, часы_______________________________________________________________
Сапоги, молоко, корова _________________________________________________________
Мяч, лук, нож _________________________________________________________________
Диван, лимон, батон ____________________________________________________________
Ложка, мишка, туфли ___________________________________________________________
СЕРИЯ 5
- ИГРА С ЗАЙКОЙ И МИШКОЙ
Назови, что делает зайка ________________________________________________________
Назови, что делает мишка _______________________________________________________
- РАССКАЖИ СТИШОК
«Зайка» ______________________________________________________________________
«Мишка косолапый» ___________________________________________________________
- РАССКАЖИ
Мальчик играет на дудочке ______________________________________________________
Девочка рисует________________________________________________________________
Девочка поливает цветы _________________________________________________________
Мама купает малыша ___________________________________________________________
Мальчик кормит голубей ________________________________________________________
Девочка танцует________________________________________________________________
Мальчик катается на коньках ______________________________________________________
СЕРИЯ 6
Иннервация мимической мускулатуры:
движение оскаливания __________________________________________________________
надувание щек _________________________________________________________________
наморщивание_________________________________________________________________
нахмуривание _________________________________________________________________
Строение артикуляционного аппарата:
губы _________________________________________________________________________
зубы _________________________________________________________________________
прикус _______________________________________________________________________
язык _________________________________________________________________________
уздечка _______________________________________________________________________
твердое и мягкое небо_____________________________________________________________
Движения артикуляционного аппарата:
раздвинуть углы губ ___________________________________ __________________________
выдвинуть губы вперед _________________________________________________________
округлить губы________________________________________________________________
высунуть язык на нижнюю губу __________________________________________________
высунуть язык на верхнюю губу __________________________________________________
пощелкать язычком_____________________________________________________________
«часики» ______________________________________________________________________
произнести звук а при широко открытом рте________________________________________
«улыбка» – «трубочка» _________________________________________________________
«трубочка» – «улыбка» _________________________________________________________
высовывание языка на нижнюю губу – высовывание языка на верхнюю губу______________
высовывание языка на верхнюю губу – высовывание языка на нижнюю губу _____________
«улыбка» _____________________________________________________________________
«показать язычок киске» ________________________________________________________
Гласные: а, и, у, о ______________________________________________________________
Согласные: м, п, б, то, д, н, в, ф, к, г, х _____________________________________________
Йотированные: я, ю, е, ё _________________________________________________________
Мягкие согласные: сь, зь, ль ______________________________________________________
Как гудит поезд? _______________________________________________________________
Как плачет маленькая девочка? ____________________________________________________
Как кричит лошадка? ___________________________________________________________
Заключение: ___________________________________________________________________
Рекомендации:
Источник