Противоречия между требованиями жизни и уровнем развития ребенка
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Движущие силы педагогического процесса
Внутренней движущей силой (источником) педагогического процесса является противоречие между требованиями к ребенку, возникающими в его жизни, и его реальными возможностями, уровнем его развития. Это противоречие становится толчком к процессу воспитания и дальнейшему росту ребенка, если требования соответствуют возрастным особенностям ребенка, не являются слишком легкими или напротив слишком трудными. Л.С. Выготский называл зоной актуального развития то состояние, в котором ребенок может делать что-либо без помощи взрослого. Зоной ближайшего развития психолог называл тот уровень, когда ребенок потенциально способен освоить новое с помощью взрослого, при обучении. Разрыв между зонами порождает педагогический процесс, педагогическую ситуацию. Педагогическая ситуация — такое состояние педагогического процесса, когда имеется расхождение между желаемым и реальным, достигнутым в формировании личности. Цепь педагогических ситуаций, по существу, образует педагогический процесс.
Педагогическая наука открывает, устанавливает закономерности и на их основе формулирует принципы. Закономерности дают знание о том, как протекают процессы; принципы дают знание о том, как строить процесс, направляют педагогическую деятельность. Закономерности педагогического процесса — это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса. Есть связи с внешними по отношению к процессу явлениями (социальной средой, например) и внутренние связи (между методом и результатом). Ниже названы наиболее общие закономерности педагогического процесса.
1. Связь воспитания я социальной системы. Характер воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества, экономики, национально-культурными особенностями.
2. Связь между обучением и воспитанием, она обозначает взаимозависимость этих процессов, их разностороннее взаимовлияние, единство.
3. Связь воспитания и деятельности. Один из основных законов педагогики гласит, что воспитывать значит включать ребенка в различные виды деятельности.
4. Связь воспитания и активности личности. Воспитание успешно, если объект его (ребенок) является одновременно и субъектом, то есть обнаруживает активное поведение, проявляет собственную волю, самостоятельность, потребность в деятельности.
5. Связь воспитания и общения. Воспитание всегда протекает во взаимодействии людей: учителей, учеников и др. Ребенок формируется в зависимости от богатства межличностных связей,
Из этих и других закономерностей вытекают принципы педагогического процесса — ведущие, исходные требования к воспитанию и обучению, конкретизируемые в ряде правил, рекомендаций. О принципах воспитания и обучения сказано отдельно в соответствующих разделах.
3.5. Задания на усвоение и проверку
Вставьте пропущенные слова.
1. Противоречия между требованиями жизни и уровнем развития ребенка являются…
2. Объективные, существенные, устойчивые связи между сторонами педагогического процесса и явлениями называются…
3. Исходные требования к педагогическому процессу, определяющие педагогическую деятельность, называются…
Слова для вставки: движущие силы педагогического процесса, закономерности педагогики, принципы педагогического процесса.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1801; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник
Источником функционирования и развития педагогического процесса являются противоречия.
Определение 1
Противоречие в педагогике – это положение, при котором что-то одно исключает другое, несовместимое с ним.
Объективные и субъективные противоречия
Определение 2
Главной движущей силой воспитания является именно противоречие. Оно оказывает влияние на развитие и совершенствование процесса.
В современной педагогике противоречия имеют разделения на две основные группы:
- Субъективные.
- Объективные.
К противоречиям объективной группы принято относить различия между уровнем развития ученика, его знаний, навыков, умений и возрастающими требованиями жизни и общества. Данное противоречие преодолевается посредством непрерывного образования, интенсивности обучения, воспитания трудовых, гражданских, физических, нравственных свойств личности. Ввиду усложняющихся общественных взаимоотношений, роста требований к объему и качеству обязательной для изучения информации, умений, навыков, увеличивается количество дисциплин для изучения, а также видов учебной и трудовой деятельности. Совокупность этих факторов дала толчок к увеличению дефицита времени, возникновению интеллектуальных, физических и психологических перегрузок.
Условием формирования такого положения, как движущей силы обучения, становится обусловленность и подготовленность самим процессом обучения и его логикой. При данном условии воспитанники способны выявлять противоречие и то, что это способ его решения. При этих же условиях образуется следующее противоречие, которое раскрывает последующую задачу изучения предмета в целом или конкретного вопроса. Таким образом, запускается процесс самодвижения познания, а решение одного вопроса приближает к открытию последующих задач в получении знаний.
Определение 3
Противоречие принято рассматривать как внутренний процесс, характеризующий деятельность человеческого сознания.
Выделенная и принятая учеником познавательная задача, вследствие противоречий трансформируется в цепь взаимосвязанных задач, стимулирующих личное стремление к познанию новой информации и использованию этих знаний в практическом применении.
Внутренние движущие силы педагогического процесса основываются на его противоречии между требованиями познавательного, трудового, практического, общественно-полезного характера и возможностями их реализации. В итоге это приводит к движению системы по направлению общей цели, при условии, что требования находятся в зоне ближайшего развития способностей. При таких условиях основной задачей педагога является овладеть умением изучать ученический и педагогический коллективы, его участников, планировать ближайшие и отдаленные перспективы развития и формировать их в конкретизированные цели.
Противоречие объективного характера может проявляться между активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями жизни.
Определение 4
Субъективная природа противоречия – это парадокс между индивидуальным процессом становления личности и массовостью в организации педагогического процесса.
В качестве примера такого противоречия можно отметить возрастающую роль дисциплин гуманитарного цикла в формировании личности и стремительный технический прогресс внутри педагогического процесса.
Тотальные изменения в жизни общества, формирование новых отношений, требований к ученикам препятствуют созданию неизменной, стандартизированной и структурно целостной системы преподавания.
- Преодоление несоответствий и обеспечение эффективности педагогического процесса возможно за счет продуктивного функционирования основных содержательных компонентов, к которым относятся:
- Детский трудовой и воспитательный коллектив и общественные организации.
- Обучение.
- Общественно полезный, производительный труд.
- Внеурочная творческая деятельность.
Внутренние и внешние противоречия педагогического процесса
В педагогике присутствует и другая классификация противоречий, схожая по структуре с предыдущей:
- Внешние противоречия.
- Внутренние противоречия.
К внешней группе противоречий относится парадокс между следующими сторонами:
- Внешнее влияние, требования и внутреннее стремление к соответствию.
- Целенаправленность, планомерность педагогического процесса и неконтролируемое влияние внешних факторов.
- Увеличивающийся информационный поток и ограниченные возможности охвата в педагогическом процессе.
- Обобщенный опыт и индивидуальные навыки личности добытые самостоятельно.
- Новые образовательные, воспитательные задачи и объективный уровень воспитанности и образованности ученика.
- Коллективные формы воспитания, обучения и индивидуальный характер познания духовных ценностей.
- Регламент педагогического процесса и собственная активность обучающегося.
- Педагогические средства, формы, методы воздействия и принятие данного обучающимися.
Противоречия внутреннего характера затрагивают следующие стороны:
- Нравственно-этические нормы, правила поведения в обществе и уровень сформированности умений и привычек.
- Сформированный идеал личности и реальное поведение.
- Долг, поведения и эмоции, чувства
- Оценка и самооценка.
Развитие эмоциональной жизни также обусловлено внутренними противоречиями. Эмоциональная сторона жизни человека имеет много противоположностей и отражает процесс взаимоотношений, общения с окружающими, преодоления сложностей, удач и неудач. Конфликт и взаимодействие таких противоположностей играет одну из ключевых ролей в развитии эмоций, а также в преобразовании ситуационных эмоциональных переживаний в устойчивые чувства. В данном процессе происходит преодоление противоречий в чувства через овладение эмоциями, а именно: уверенность через сомнение; смелость через преодоление страха; чувство собственного достоинства через стыд.
В образовательном процессе важное место занимает оценивание педагогом качества знаний ученика и побуждение к самостоятельной оценке собственных результатов обучения. Система оценивания помогает анализировать успеваемость ученика и выявить его слабые стороны. Метод оценивания также рождает противоречия. Так, некоторые воспитанники удовлетворены хорошей успеваемостью, другие, осознавая недостатки в учении, испытывают переживание внутренних противоречий. В любом случае происходит стимулирование учеников к познавательной активности, формированию прилежания, ответственности за выполнение обязательств. Решение противоречий позволяет пройти путь формирования к свободно ориентирующейся в стремительно изменяющейся социально-экономической ситуации личности.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Источник
Источником функционирования и развития педагогического процесса являются противоречия. Противоречие – это положение, при котором что-либо одно исключает другое, не совместимое с ним.
Противоречия являются главной движущей силой развития и совершенствования целостного педагогического процесса. Все противоречия делятся на две большие группы:
Рассмотрим объективные противоречия. К ним относятся противоречия между степенью развития ребенка, уровнем его знаний, умений и навыков и всевозрастающими требованиями жизни и общества. Такое противоречие преодолевается с помощью непрерывного образования, интенсивного темпа обучения, трудового, гражданского, физического и нравственного воспитания. Усложнение взаимоотношений внутри общества, рост требований к объему и качеству обязательной к усваиванию информации, умений и навыков порождает сложности связанные с увеличением количества обязательных дисциплин для изучения, видов учебной и трудовой деятельности. Это порождает образование дефицита времени, возникновение интеллектуальных, физических и психологических перегрузок.
Условием становления данного противоречия в качестве движущей силы обучения являются его обусловленность и подготовленность самим учебным процессом, логикой данного процесса. Только при этом условии ученики ухватывают противоречие и находят способ его решения. В этих условиях возникает новое противоречие, раскрывающее учащимся следующую задачу изучения дисциплины или конкретного вопроса. Происходит процесс самодвижения познания. Решение одной проблемы становится шагом к открытию новых познавательных задач.
Выдвинутая и принятая учеником познавательная задача в результате противоречий превращается в цепочку внутренне взаимосвязанных задач, вызывающих личное стремление к познанию нового и к применению этого познанного на практике.
Внутренняя движущая сила педагогического процесса заключается в противоречие между требованиями познавательного, трудового, практического, общественно-полезного характера и возможностями по их реализации. Это противоречие приводит к движению системы к общей цели, но только в случае, когда требования лежат в зоне ближайшего развития возможностей. Задача педагога здесь заключается в овладении умением изучать ученический и педагогический коллективы, его членов, проектировать близкие, средние и дальние перспективы развития и трансформировать их в конкретные задачи.
Объективное противоречие может быть также заключено между активно-деятельностной природой ребенка и социально-педагогическими условиями жизни.
К субъективным противоречиям относится противоречие между индивидуальным процессом становления личности ребенка и массовым характером организации педагогического процесса.
Глобальные изменения в общественной жизни, зарождение новых отношений, требований к обучаемым делают невозможным создание неизменной стандартной целостной педагогической системы.
Одно из субъективных противоречий заключается между возрастающей ролью гуманитарных предметов в становлении личности и технического прогресса в самом педагогическом процессе.
Преодоление противоречий и, соответственно, обеспечение эффективности педагогического процесса возможно за счет эффективного функционирования основных содержательных элементов. К таким элементам относятся:
- детский трудовой воспитательный коллектив и разнообразные общественные организации;
- обучение;
- общественно полезный, производительный труд;
- внеучебная творческая деятельность.
Внутренние и внешние противоречия педагогического процесса
В педагогической науке так же существует еще одна, очень схожая с предыдущей, классификация противоречий:
- внешние противоречия,
- внутренние противоречия.
К внешним относятся противоречиям между:
- внешними воздействиями, требованиями и внутренней готовностью им соответствовать;
- целенаправленностью и планомерностью педагогического процесса и хаотичным влиянием социальной среды и различных факторов;
- увеличивающимся потоком информации и ограниченными возможностями охвата в педагогическом процессе;
- обобщенным опытом и индивидуальным жизненным опытом отдельной личности;
- новыми воспитательными и образовательными задачами и реальным уровнем воспитанности и обученности ребенка;
- коллективными формами воспитания и обучения и индивидуальным характером овладения духовными ценностями;
- регламентацией педагогического процесса и собственной активностью ученика;
- педагогическими средствами, формами и методами педагогического взаимодействия и принятием их обучающимися.
К внутренним относятся противоречия между:
- нравственно-этических норм личности и правил поведения в обществе и уровнем сформированности умений и привычек;
- сформированным идеалом личности и реальным поведением;
- долгом, поведением и эмоциями, чувствами;
- оценкой и самооценкой.
Рис. 2
Развитие эмоциональной жизни также подвержено внутренним противоречиям. Эмоции выступают в жизни человека как противоположности и отражают ход его взаимоотношений, общение с окружающими, преодоление трудностей, удачи и неудачи. Единство и борьба этих противоположностей играет важную роль в развитии эмоций, в трансформации ситуационных эмоциональных переживаний в устойчивые чувства. В этом процессе одни эмоции укрепляются и превращаются в чувства посредством других, например: уверенность через сомнение, смелость через преодоление страха; чувство собственного достоинства через стыд.
В процессе обучения немалое значение имеет оценка педагогом качества знаний учеников и побуждение их к самооценке своих результатов учения. Оценка знаний позволяет отмечать успехи учеников и обозначать недостатки в их учебной деятельности. При этом у одних учеников оценка вызывает удовлетворение хорошей успеваемостью, у других же выявляет недостатки и тем самым рождает переживание внутренних противоречий. Таким образом, происходит стимулирование и успешных, и отстающих учеников к познавательной активности, формирование прилежания и ответственности за выполнение обязанностей. Так же важен и самоконтроль за результатами своей учебной деятельности.
Разрешение этих противоречий ведет формирует личность, способную ориентироваться в современной стремительно изменяющейся социально-экономической ситуации.
Источник
К субъективным противоречиям относятся:
1) противоречия между воспитанием и образованием, осуществляемыми в ходе педагогического процесса;
2) противоречия между тенденциями гуманитаризации и технократизации педагогического процесса.
К объективным противоречиям относятся:
1) противоречия между уровнем развития учащегося, состоянием его знаний, умений, навыков и требованиями жизни. Это противоречие преодолевается за счет непрерывного образования, интенсивного обучения, трудового, гражданского, физического, нравственного воспитания;
2) противоречия между выдвигаемыми требованиями познавательного, трудового, практического, гражданского характера и реальными возможностями их реализации;
3) противоречия между потребностями учащегося и социально-психологическими условиями педагогического процесса.
Развитие человека требует организации взаимосвязанных процессов – образования, обучения и воспитания. Эти процессы имеют различные задачи и потому, пересекаясь друг с другом, а иногда даже совпадая во времени, принципиально отличаются друг от друга методами и формами организации.
Образование представляет собой процесс трансляции и усвоения фундаментальных знаний, который содержит следующие элементы: цель, учебную информацию, средства педагогической коммуникации.
Обучение — процесс передачи и приобретения мыслительных и операциональных умений, обеспечивающих формирование и освоение алгоритмов деятельности.
Воспитание — процесс передачи от поколения к поколению интернализации ценностных ориентаций и когнитивно-поведенческих стереотипов. В ходе воспитания человек подвергается множеству влияний и накапливает положительный и отрицательный опыт, требующий корректировки. Многофакторность объясняет эффект неоднозначности результатов воспитания.
Взаимная активность педагога и воспитуемого в педагогическом процессе — педагогическое взаимодействие — включает в себя педагогическое влияние, его восприятие, усвоение, собственную активность воспитуемого.
В ходе педагогического взаимодействия проявляются связи между субъектами и объектами воспитания. Особенно распространены информационные связи, проявляющиеся в обмене информацией между воспитателями и воспитуемыми. Имеют значение также интеракционные связи, возникающие в процессе совместного действия участников педагогического процесса.Не менее важны эмоциональные связи, возникающие в процессе общения учащихся и педагогов.
Специфика педагогического воздействия обусловлена следующими факторами:
- отдаленностью результатов, проявляющихся в изменчивой социальной среде;
- влиянием на результат личностных качеств педагога: его убеждений, особенностей мышления, черт характера;
- принципиальной незавершенностью процесса накопления знаний, совершенствования умений и апробации когнитивно-поведенческих стереотипов.
Педагогический процесс протекает по следующим законам:
1) закон социальной обусловленности целей, содержания и методов — раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений на воспитание и обучение. Речь идет о том, чтобы полно и оптимально перевести социальный заказ на уровень педагогических средств и методов;
2) закон взаимообусловленности обучения, воспитания и досуговой деятельности учащихся — определяет отношения между педагогическим руководством и развитием собственной активности обучающихся, между способами организации обучения и его результатами;
3) закон целостности и единства педагогического процесса акцентирует неразрывность его составляющих — образования, обучения, воспитания;
4) закон единства и взаимосвязи теории и практики предполагает, что практическая деятельность должна основываться на фундаментальных теоретических знаниях;
5) закон динамики педагогического процесса подчеркивает, что взаимодействие между педагогом и воспитуемым имеет поступательный характер: чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат.
По своей сущности педагогический процесс — это системно развивающиеся события, на которые оказывает влияние специфика общественного развития, формирования личности, а также закономерности самого процесса обучения, к которым относятся:
1. Закономерность развития личности. На степень развития личности влияет окружающая среда, средства и способы педагогического воздействия, наследственность.
2. Закономерность обусловленности педагогического процесса потребностями и возможностями общества.
3. Закономерность соответствия педагогических воздействий и мотивации обучаемых на познание окружающей действительности предполагает стремление учителя дать учащимся те знания, которые их более всего интересуют и которые им пригодятся в дальнейшей жизни.
4. Закономерность соответствия педагогических воздействий потребностям участия обучаемых в индивидуальной и коллективной деятельности. Каждый вид деятельности требует определенных личностных качеств. В активной индивидуальной и групповой деятельности в ходе решения практических задач у индивида появляется необходимость в определенных знаниях, навыках и умениях.
5. Закономерность соответствия педагогических воздействий психофизиологическим возможностям обучаемых.
6. Закономерность соответствия педагогической деятельности и возможности обучаемых перерабатывать определенный объем информации. Информационное воздействие должно быть дозировано, логически структурировано, доступно для понимания и воспроизведения. Уровень сложности информации не должен существенно превышать возможностей обучающихся.
7. Закономерность моделирования деятельности обучаемого и обучаемых применительно к требованиям условий жизнедеятельности.Эта закономерность требует, чтобы весь процесс обучения соответствовал требованиям реальной жизни, особенностям развития общества. Учебный материал должен насыщаться примерами из практики, а также сопровождаться деятельностью, в ходе которой учащиеся могут применять полученные знания, умения и навыки.
Различают внешние и внутренние закономерности педагогического процесса. К первым относятся закономерности, зависящие от внешних условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровне образования. К внутренним закономерностям относятся связи между компонентами педагогического процесса, между его целями, содержанием, методами, средствами, формами. Иначе говоря, это зависимость между преподаванием, восприятием и изученным материалом.
Перечисленные выше закономерности лежат в основе принципов целостного педагогического процесса и служат теоретической основой для выработки принципов обучения и правил практической педагогической деятельности.
Принципы педагогического процесса:
1. Принцип общественно-ценной целевой направленности учебно-воспитательного процесса.
Целевая направленность содержания и организации обучения и воспитания способствует формированию целостного научного мировоззрения учащихся, определению их социального настроения, состояния чувств, воли и стремлений. В соответствии с этим принципом каждый факт, процесс, явление природы и общества необходимо анализировать в развитии, во взаимосвязи с другими природными и общественными процессами, фактами, явлениями.
2. Принцип комплексного подхода находит свое воплощение в межпредметных связях, а также во взаимосвязи игровой, познавательной, трудовой, коммуникативной деятельности.
Принцип комплексного подхода к учебно-воспитательному процессу отражает объективное требование органического единства обучения, воспитания и образования.
3. Принцип связи учебно-воспитательной работы с жизнью.
Он реализуется в стимулировании учеников к использованию полученных знаний, анализу и преобразованию окружающей действительности, выработке собственных взглядов. Для этого используется рассмотрение примеров и ситуаций из реальной жизни
. 4. Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся.
Принцип прочности требует, чтобы знания закреплялись в памяти учеников, став основой поведения. Запоминание и воспроизведение материала зависят не только от сложности материала, но и от отношения к нему, поэтому для прочного усвоения необходимо сформировать позитивное отношение и интерес к изучаемому.
5. Принцип целостного и гармоничного интеллектуально-эмоционального, эмоционально-волевого и действенно-практического формирования личности предполагает развитие сущностных сил, задатков, физических и духовных возможностей учащихся.
Общее образование и развитие в том и состоит, чтобы обеспечить возможность проявиться внутренним силам человека с его убеждениями и природными склонностями.
6. Принцип последовательного сочетания массовых, коллективных, групповых, индивидуальных форм работы.
Его реализация позволяет упрочить усвоение знаний и приобретение умений, а также получить навыки межличностного взаимодействия, взаимопомощи, взаимоконтроля, ответственности.
7. Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося.
8. Принцип научности содержания и методов педагогического процесса.
Он отражает взаимосвязь с современными научными знаниями и практикой политического устройства общества. Принцип научности требует, чтобы содержание обучения было связано с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало текущее состояние науки.
Источник