Противоположности для развития речи ребенка
Юлия Уверская
Дидактическая игра «Противоположности» для детей младшего дошкольного возраста
Игра для дошкольников 3-5 лет.
Парные карточки выполнены с единым фоном. Это своего рода подсказка. Ребенку сложно найти среди множества карточек нужную. Ориентируясь на «похожую» картинку ребенок быстрее найдет правильную пару.
Цель: нахождение понятий, противоположных по смыслу.
Основные задачи:
Обогащать и активизировать словарный запас ребенка.
Развивать внимание, память. Учить детей находить подсказки (чем отличаются карточки, чем похожи.
Расширять представления детей об окружающем мире.
Понятия:
далеко-близко
полная-пустая
легкий-тяжелый
ночь-день
здоровый-больной
жарко-холодно
над-под
большой-маленький
длинный-короткий
широкая-узкая
тупой-острый
пожилой-молодой
тянуть-толкать
высокий-низкий
закрытый-открытый
внизу-наверху
толстый-тонкий
съедобный-несъедобный
белый-черный
быстрый-медленный
Публикации по теме:
Дидактическая игра как метод формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста
2.2. Дидактическая игра как метод формирования навыков самообслуживания у детей младшего возраста Занятия по формированию культурно-гигиенических.
Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста «Цветочная поляна»
Предлагаю ещё один вариант популярной игры «Посади бабочку на цветок» (к сожалению, не знаю её автора) Я добавила коврик с липучками, который.
Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста «Найди пару»
Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет) «Найди пару». Цель:Научить сопоставлять предметы, выделять основные.
Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста «Разноцветные носочки»
Дидактическая игра для детей младшего возраста «Разноцветные носочки» Цель: •развитие мелкой моторики; •развитие зрительного восприятия;.
Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста «Составь семью»
Дидактическая игра «Составь семью» Цель: Формировать представление детей о том, что они имеют право на семью, как о людях, которые.
Дидактическая игра по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста «Назови картинку»
В мою группу ходят малыши в возрасте от 2 до 3 лет. Некоторые дети еще плохо говорят,поэтому одной из основных задач нашей работы с малышами.
Дидактическая игра по сенсорному развитию «Варежки» для детей младшего дошкольного возраста (3–4 года)
Цель: Учить детей играм, направленным на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним.
Дидактическая игра «Подбери пуговицы для одежды» для детей младшего дошкольного возраста
Цель: закрепить умение различать и правильно подбирать пуговицы по цвету и форме, развивать цветовосприятие, мелкую моторику, мышление.
Дидактическая игра «Водный мир» для детей младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра «Водный мир» предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Цель: развитие познавательных навыков мелкой моторики.
Дидактическая игра «Засели аквариум» для детей младшего дошкольного возраста
Цель: закрепляем цвет и знание геометрических фигур. Материал:вырезанные из картона два аквариума (один — круглый,другой- квадратный)и рыбки.
Источник
Ирина Шушерова
Занятие по речевому развитию «Слова-антонимы»
Тема: «СЛОВА – АНТОНИМЫ».
Цели: Учить детей правильно подбирать слова – антонимы, составлять рассказ, по демонстрируемому действию используя слова – антонимы, закреплять употребление дательного падежа в речи.
Оборудование: карандаш тупой – острый, лента узкая – широкая, полоска короткая – длинная, ткань сухая – мокрая, мяч большой – маленький; предметные картинки для индивидуальной работы (для игры «Кому, что нужно для работы») с изображением большой и маленькой кастрюли (для повара, глубокой и мелкой тарелки (для повара или официанта, длинной и короткой нитки (для швеи, широкой и узкой кисти (для художника, большой и маленькой игрушечной машинки (для продавца, широкой тканью и узким сантиметром (для швеи); предметные картинки (для игры «Найди пару») высокий и низкий дом, толстый и тонкий карандаш, большой и маленький мяч, узкий и широкий коврик, пустой и полный стакан, лёгкое перо и тяжёлая штанга, горячий огонь и холодная снежинка, весёлая и грустная маска; картина к рассказу «Лекарство».
Ход занятия:
1. Орг. момент:
2. – Сегодня на занятии будем говорить о словах – противоположностях, а ещё мы их называем слова — «наоборот».
— Сядет тот, кто назовёт слово наоборот.
Горячий – холодный, день – ночь, зима – лето, далеко – близко, высоко – низко, трусливый – смелый, громко – тихо, говорить – молчать, молодой – старый, открывать – закрывать, лёгкий – тяжёлый, толстый – тонкий, узкий – широкий.
3. – Итак, сейчас я прочту короткий рассказ, который называется «Лекарство». Внимательно выслушайте и скажите, есть ли в этом рассказе слова – наоборот.
Рассказ «Лекарство».
У Миши заболела бабушка. Врач прописал ей лекарство. Когда Миша увидел, что бабушка пьёт лекарство, то сказал:
«- Милая бабушка, давай я выпью твоё горькое лекарство, а ты съешь мою сладкую конфетку».
— Какие слова, имеющие противоположное значение встречаются в этом рассказе? (горькое лекарство – сладкая конфета).
— Посмотрите на картину и скажите, какие противоположные предметы изображены на ней? (горячий чай – холодное мороженое, открытая и закрытая баночка с лекарством, здоровый мальчик и больная бабушка, бабушка старая – мальчик молодой,
бабушка лежит на мягкой кровати, а мальчик на твёрдом табурете).
— Кто лечит людей? (врач)
— Поднимите руки, кто сидит с левой стороны за столом, кто сидит с правой стороны.
— Итак, кто с лева встаньте по левую сторону, кто с права по правую сторону (дети встают друг напротив друга парами).
(раздаю парные предметы каждому ребёнку)
— Подойдите поближе друг к другу и скажите мне, одинаковые ли у вас в руках предметы? (нет, они разные)
— Мы будим играть с вами в игру «А что у тебя?», не забудьте правильно называть каждый предмет.
Образец: — Тима у меня большой мяч, а у тебя?
— А у меня Алёна маленький мяч.
4. Физкультминутка:
Мы летаем высоко,
Мы летаем близко,
Мы летаем далеко,
Мы летаем близко.
(взялись за руки, представляем, что мы лётчики)
5. Игра «Кому, что необходимо для работы?».
(на столах у каждого ребёнка лежат предметные картинки)
— Человеку, какой профессии нужны эти предметы?
(кастрюля бывает высокая и низкая, она нужна для работы повару и т. д.)
Пальчиковая гимнастика:
И день, и ночь,
То тихо, то громко,
Идут, стоят,
Работают бойко,
Что это?
Каждый ответит.
(Это часы)
(Попеременно загибать пальчики, начиная с мизинца левой руки, затем правой руки и так до большого пальца.)
Игра «Найди пару».
На столах у детей разложены листочки с изображением противоположных предметов, ребёнок должен самостоятельно найти пару и соединить их простым карандашом.
(Во время индивидуальной работы, двое детей переодеваются, для участия в сценке).
6.-Я смотрю, вы все прекрасно справились с этим заданием.
— А теперь, давайте посмотрим сказку «Два брата».
— Жили – были два брата, Тимофей и Олег.
— Какие они? (Тимофей — низкий, а Олег — высокий. Тимофей — толстый, а Олег – худой).
-Олег любит работать, то какой он? (трудолюбивый, а Тимофей – ленивый).
— Олег ни чего не боится, какой он? (смелый).
— А, Тимофей? (трусливый).
— Однажды мама попросила детей сходить в лес по грибы и ягоды, она дала им корзинки. (Тимофею – маленькую, а Олегу – большую).
— Но вот перед ними оказались две дороги (узкая и широкая, по какой идти? (по широкой – она ведёт в лес).
— Пришли дети в лес и стали собирать грибы.
Олег собрал первый и говорит:
— Тимофей я уже собрал грибы, пойдём домой!
Тимофей спрашивает у Олега:
— Покажи, сколько ты собрал? – Ого, как много, а у меня мало (начинает плакать).
-Не плачь, Тимофей, я с тобой поделюсь.
— Спасибо, Олег, радостно говорит Тимофей,- наша мама обрадуется, что мы с тобой много набрали грибов.
(Далее беседа с детьми по вопросам и пересказ сказки).
Все дети выходят из – за парт встают к зрителям лицом, подводим итог занятия.
7. Итог.
— О чём мы сегодня беседовали на занятии? (о словах, которые мы называем «наоборот», слова, имеющие противоположное значение).
— А ещё мы их называем слова – неприятели.
— Что же это за слова – неприятели?
(дети читают стихотворения)
Неприятели – слова,
Кто придумал их друзья?
Знаем мы их с малых лет,
Лучше их на свете нет.
Слова – противоположности
Они ведь не зазнайки,
Они всего лишь наши
С вами помогайки.
Всегда будь смелым,
Не трусливым,
И никогда не плачь,
А веселись,
И вот тогда увидишь
Вокруг тебя все люди собрались.
В жизни мы часто встречаем добро,
Иногда, встречаем и зло,
(хором)
Если ты сеешь добро,
Значит, тебе повезло!
Источник
Комментарии
Вот только смущают меня они в 2 местах: Где с табуреткой кошка и собака, про кошку я бы сказала НА
и про холодно — девочка в зонтом, обычно холодно — это зимой, так нагяднее, а жарко, так это обычно в трусиках на пляже или в речке. И еще: дети на качелях — как-то не звучит сочетание :сверху и внизу. Надо либо картинку менять, либо слова на высоко-низко. А так прекрасные карточки, за исключением обозначенных моментов.
Спасибо. Просмотр производила со своей педколокольни
Елена
24 апреля 2012, 13:22
Мне тоже некоторые моменты не понравились, но что поделаешь не я их делала
РоÑÑиÑ, ÐалинингÑад
Рвам Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐºÐ¸Ñ Ð¿ÑеÑензий, пÑоÑÑо озвÑÑила оÑибки авÑоÑа
ÐлаÑÑнÑе каÑÑоÑки. СпаÑибо, ÑÐ¾Ñ Ñанила Ñебе
УкÑаина, СинелÑниково
ÐлаÑÑнÑе! Я ÑолÑко на днÑÑ ÑаÑпеÑаÑала пÑоÑивоположноÑÑи, но ÑÑи мне болÑÑе нÑавÑÑÑÑ, Ð¶Ð°Ð»Ñ ÑанÑÑе не Ñвидела!
РоÑÑиÑ, ÐÑаÑнодаÑ
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
клаÑÑнÑе каÑÑоÑки. а где Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ ÑкаÑаÑÑ?
РоÑÑиÑ, ÐÑаÑнодаÑ
пÑавой кнопкой мÑÑи ÑÐ¾Ñ ÑанÑеÑе как… и гоÑово
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
ага Ñже ÑообÑазила.
Marina
20 апÑÐµÐ»Ñ 2012, 18:51
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
каÑÑоÑки 5 баллов, оÑÐµÐ½Ñ ÑолковÑе!
Marina
20 апÑÐµÐ»Ñ 2012, 18:50
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
ÑпаÑибо огÑомное…ÑаÑпеÑаÑÐ°Ñ Ð´Ð»Ñ Ñвоего малÑÑа!!!! а где ÑкаÑаÑÑ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾?
РоÑÑиÑ, ÐÑаÑнодаÑ
пÑавой кнопкой мÑÑи ÑÐ¾Ñ ÑанÑеÑе как… и гоÑово
РоÑÑиÑ, ТолÑÑÑÑи
Marina
20 апÑÐµÐ»Ñ 2012, 21:22
РоÑÑиÑ, ÐоÑква
ÑÑÐ¿ÐµÑ ! ÑпаÑибо
Источник
Для развития речи ребенка важно ввести в его словарный запас такие понятия, как «Большой – маленький», «Высокий – низки», «Толстый – тонкий», а также противоположности, отражающие эмоциональное состояние человека: «Веселый – грустный», «Добрый –злой» . Конечно, без иллюстраций не обойтись. Распечатайте иллюстрации, сшейте в книжку и используйте для ваших упражнений с детьми, изучайте противоположности с интересом.
Противоположность: Большой — Маленький
Противоположность «Веселый — Грустный»
Упражнение для детей на изучение противоположности: «Низкий — Высокий»
Иллюстрация для изучения противоположности: «Толстый — Худой»
Иллюстрация для изучения противоположности: «Грязный — Чистый»
Упражнение для детей на изучение противоположности: «Мокрый — Сухой»
Иллюстрация для изучения противоположности: «Молодой — Пожилой (старый»
Упражнение для детей на изучение противоположности: «Сверху — Внизу»
Противоположность «Холодно — Жарко»
Для закрепления понятий, рекомендуем с детьми продолжить занятия и выполнить ряд упражнений «Найди противоположности». Упражнение рекомендовано для детей 4 – 6 лет
Упражнение — раскраска для детей «Найти противоположности: толстый — тонкий»
Упражнение — раскраска для детей «Найти противоположности: длинный — короткий»
Упражнение — раскраска для детей «Найти противоположности». Сохраните у себя на компьютере, увеличьте рисунок до нужного размера и распечатайте для занятий с детьми
Упражнение — раскраска для детей «Найти противоположности: высокий — низкий». Сохраните у себя на компьютере, увеличьте рисунок до нужного размера и распечатайте для занятий с детьми
Упражнение — раскраска для детей «Найти противоположности: вверху — внизу»
Упражнение — раскраска для детей «Найти противоположности: открытое — закрытое». Сохраните у себя на компьютере, увеличьте рисунок до нужного размера и распечатайте для занятий с детьми
Упражнение — раскраска для детей «Найти противоположности: сухое — мокрое»
Упражнение — раскраска для детей «Найти противоположности: заполненный — пустой». Сохраните у себя на компьютере, увеличьте рисунок до нужного размера и распечатайте для занятий с детьми
Упражнение — раскраска для детей «Найти противоположности: одинаковый — разный».
Упражнение — раскраска для детей «Найти противоположности: веселый — грустный»
Упражнение — раскраска для детей «Найти противоположности: твердое — мягкое». Нужно лишь сохранить, увеличить рисунок до нужного размера и распечатать для занятий с детьми
Упражнение — раскраска для детей «Найти противоположности: Горячий — холодный». Нужно лишь сохранить, увеличить рисунок до нужного размера и распечатать для занятий с детьми
Упражнение — раскраска для детей «Найти противоположности: правый — левый»
Упражнение — раскраска для детей «Найти противоположности: тяжелый — легкий». Нужно лишь сохранить, увеличить рисунок до нужного размера и распечатать для занятий с детьми
Источник