Противоположности для развития речи ребенка

Противоположности для развития речи ребенка thumbnail

Юлия Уверская
Дидактическая игра «Противоположности» для детей младшего дошкольного возраста

Игра для дошкольников 3-5 лет.

Дидактическая игра «Противоположности» для детей младшего дошкольного возраста

Парные карточки выполнены с единым фоном. Это своего рода подсказка. Ребенку сложно найти среди множества карточек нужную. Ориентируясь на «похожую» картинку ребенок быстрее найдет правильную пару.

Цель: нахождение понятий, противоположных по смыслу.

Основные задачи:

Обогащать и активизировать словарный запас ребенка.

Развивать внимание, память. Учить детей находить подсказки (чем отличаются карточки, чем похожи.

Расширять представления детей об окружающем мире.

Противоположности для развития речи ребенкаПротивоположности для развития речи ребенкаПротивоположности для развития речи ребенкаПротивоположности для развития речи ребенкаПротивоположности для развития речи ребенка

Понятия:

далеко-близко

полная-пустая

легкий-тяжелый

ночь-день

здоровый-больной

жарко-холодно

над-под

большой-маленький

длинный-короткий

широкая-узкая

тупой-острый

пожилой-молодой

тянуть-толкать

высокий-низкий

закрытый-открытый

внизу-наверху

толстый-тонкий

съедобный-несъедобный

белый-черный

быстрый-медленный

Публикации по теме:

Дидактическая игра как метод формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста
2.2. Дидактическая игра как метод формирования навыков самообслуживания у детей младшего возраста Занятия по формированию культурно-гигиенических.

Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста «Цветочная поляна»Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста «Цветочная поляна»
Предлагаю ещё один вариант популярной игры «Посади бабочку на цветок» (к сожалению, не знаю её автора) Я добавила коврик с липучками, который.

Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста «Найди пару»
Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет) «Найди пару». Цель:Научить сопоставлять предметы, выделять основные.

Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста «Разноцветные носочки»Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста «Разноцветные носочки»
Дидактическая игра для детей младшего возраста «Разноцветные носочки» Цель: •развитие мелкой моторики; •развитие зрительного восприятия;.

Дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста «Составь семью»
Дидактическая игра «Составь семью» Цель: Формировать представление детей о том, что они имеют право на семью, как о людях, которые.

Дидактическая игра по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста «Назови картинку»Дидактическая игра по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста «Назови картинку»
В мою группу ходят малыши в возрасте от 2 до 3 лет. Некоторые дети еще плохо говорят,поэтому одной из основных задач нашей работы с малышами.

Дидактическая игра по сенсорному развитию «Варежки» для детей младшего дошкольного возраста (3–4 года)Дидактическая игра по сенсорному развитию «Варежки» для детей младшего дошкольного возраста (3–4 года)
Цель: Учить детей играм, направленным на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним.

Дидактическая игра «Подбери пуговицы для одежды» для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Подбери пуговицы для одежды» для детей младшего дошкольного возраста
Цель: закрепить умение различать и правильно подбирать пуговицы по цвету и форме, развивать цветовосприятие, мелкую моторику, мышление.

Дидактическая игра «Водный мир» для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Водный мир» для детей младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра «Водный мир» предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Цель: развитие познавательных навыков мелкой моторики.

Дидактическая игра «Засели аквариум» для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Засели аквариум» для детей младшего дошкольного возраста
Цель: закрепляем цвет и знание геометрических фигур. Материал:вырезанные из картона два аквариума (один — круглый,другой- квадратный)и рыбки.

Источник

Ирина Шушерова
Занятие по речевому развитию «Слова-антонимы»

Тема: «СЛОВА – АНТОНИМЫ».

Цели: Учить детей правильно подбирать слова – антонимы, составлять рассказ, по демонстрируемому действию используя слова – антонимы, закреплять употребление дательного падежа в речи.

Оборудование: карандаш тупой – острый, лента узкая – широкая, полоска короткая – длинная, ткань сухая – мокрая, мяч большой – маленький; предметные картинки для индивидуальной работы (для игры «Кому, что нужно для работы») с изображением большой и маленькой кастрюли (для повара, глубокой и мелкой тарелки (для повара или официанта, длинной и короткой нитки (для швеи, широкой и узкой кисти (для художника, большой и маленькой игрушечной машинки (для продавца, широкой тканью и узким сантиметром (для швеи); предметные картинки (для игры «Найди пару») высокий и низкий дом, толстый и тонкий карандаш, большой и маленький мяч, узкий и широкий коврик, пустой и полный стакан, лёгкое перо и тяжёлая штанга, горячий огонь и холодная снежинка, весёлая и грустная маска; картина к рассказу «Лекарство».

Ход занятия:

1. Орг. момент:

2. – Сегодня на занятии будем говорить о словах – противоположностях, а ещё мы их называем слова — «наоборот».

— Сядет тот, кто назовёт слово наоборот.

Горячий – холодный, день – ночь, зима – лето, далеко – близко, высоко – низко, трусливый – смелый, громко – тихо, говорить – молчать, молодой – старый, открывать – закрывать, лёгкий – тяжёлый, толстый – тонкий, узкий – широкий.

3. – Итак, сейчас я прочту короткий рассказ, который называется «Лекарство». Внимательно выслушайте и скажите, есть ли в этом рассказе слова – наоборот.

Рассказ «Лекарство».

У Миши заболела бабушка. Врач прописал ей лекарство. Когда Миша увидел, что бабушка пьёт лекарство, то сказал:

«- Милая бабушка, давай я выпью твоё горькое лекарство, а ты съешь мою сладкую конфетку».

— Какие слова, имеющие противоположное значение встречаются в этом рассказе? (горькое лекарство – сладкая конфета).

— Посмотрите на картину и скажите, какие противоположные предметы изображены на ней? (горячий чай – холодное мороженое, открытая и закрытая баночка с лекарством, здоровый мальчик и больная бабушка, бабушка старая – мальчик молодой,

бабушка лежит на мягкой кровати, а мальчик на твёрдом табурете).

— Кто лечит людей? (врач)

— Поднимите руки, кто сидит с левой стороны за столом, кто сидит с правой стороны.

— Итак, кто с лева встаньте по левую сторону, кто с права по правую сторону (дети встают друг напротив друга парами).

(раздаю парные предметы каждому ребёнку)

— Подойдите поближе друг к другу и скажите мне, одинаковые ли у вас в руках предметы? (нет, они разные)

— Мы будим играть с вами в игру «А что у тебя?», не забудьте правильно называть каждый предмет.

Образец: — Тима у меня большой мяч, а у тебя?

— А у меня Алёна маленький мяч.

4. Физкультминутка:

Мы летаем высоко,

Мы летаем близко,

Мы летаем далеко,

Мы летаем близко.

(взялись за руки, представляем, что мы лётчики)

5. Игра «Кому, что необходимо для работы?».

(на столах у каждого ребёнка лежат предметные картинки)

— Человеку, какой профессии нужны эти предметы?

(кастрюля бывает высокая и низкая, она нужна для работы повару и т. д.)

Пальчиковая гимнастика:

И день, и ночь,

То тихо, то громко,

Идут, стоят,

Работают бойко,

Что это?

Каждый ответит.

(Это часы)

(Попеременно загибать пальчики, начиная с мизинца левой руки, затем правой руки и так до большого пальца.)

Игра «Найди пару».

На столах у детей разложены листочки с изображением противоположных предметов, ребёнок должен самостоятельно найти пару и соединить их простым карандашом.

(Во время индивидуальной работы, двое детей переодеваются, для участия в сценке).

6.-Я смотрю, вы все прекрасно справились с этим заданием.

— А теперь, давайте посмотрим сказку «Два брата».

— Жили – были два брата, Тимофей и Олег.

— Какие они? (Тимофей — низкий, а Олег — высокий. Тимофей — толстый, а Олег – худой).

-Олег любит работать, то какой он? (трудолюбивый, а Тимофей – ленивый).

— Олег ни чего не боится, какой он? (смелый).

— А, Тимофей? (трусливый).

— Однажды мама попросила детей сходить в лес по грибы и ягоды, она дала им корзинки. (Тимофею – маленькую, а Олегу – большую).

— Но вот перед ними оказались две дороги (узкая и широкая, по какой идти? (по широкой – она ведёт в лес).

— Пришли дети в лес и стали собирать грибы.

Олег собрал первый и говорит:

— Тимофей я уже собрал грибы, пойдём домой!

Тимофей спрашивает у Олега:

— Покажи, сколько ты собрал? – Ого, как много, а у меня мало (начинает плакать).

-Не плачь, Тимофей, я с тобой поделюсь.

— Спасибо, Олег, радостно говорит Тимофей,- наша мама обрадуется, что мы с тобой много набрали грибов.

(Далее беседа с детьми по вопросам и пересказ сказки).

Все дети выходят из – за парт встают к зрителям лицом, подводим итог занятия.

7. Итог.

— О чём мы сегодня беседовали на занятии? (о словах, которые мы называем «наоборот», слова, имеющие противоположное значение).

— А ещё мы их называем слова – неприятели.

— Что же это за слова – неприятели?

(дети читают стихотворения)

Неприятели – слова,

Кто придумал их друзья?

Знаем мы их с малых лет,

Лучше их на свете нет.

Слова – противоположности

Они ведь не зазнайки,

Они всего лишь наши

С вами помогайки.

Всегда будь смелым,

Не трусливым,

И никогда не плачь,

А веселись,

И вот тогда увидишь

Вокруг тебя все люди собрались.

В жизни мы часто встречаем добро,

Иногда, встречаем и зло,

(хором)

Если ты сеешь добро,

Значит, тебе повезло!

Источник

Комментарии

Вот только смущают меня они в 2 местах: Где с табуреткой  кошка и собака, про кошку я бы сказала НА

и про холодно — девочка в зонтом, обычно холодно — это зимой, так нагяднее, а жарко, так это обычно в трусиках на пляже или в речке. И еще:  дети на качелях — как-то не звучит сочетание :сверху и внизу. Надо либо картинку менять, либо слова на высоко-низко. А так прекрасные карточки, за исключением обозначенных моментов.

Спасибо. Просмотр производила со своей педколокольни

Елена
24 апреля 2012, 13:22

Мне тоже некоторые моменты не понравились, но что поделаешь не я их делала

Россия, Калининград

К вам никаких претензий, просто озвучила ошибки автора

Классные карточки. Спасибо, сохранила себе

Украина, Синельниково

Классные! Я только на днях распечатала противоположности, но эти мне больше нравятся, жаль раньше не увидела!

Россия, Краснодар

Россия, Москва

классные карточки. а где их можно скачать?

Россия, Краснодар

правой кнопкой мыши сохраняете как… и готово

Россия, Москва

ага уже сообразила.

Marina
20 апреля 2012, 18:51

Россия, Москва

карточки 5 баллов, очень толковые!

Marina
20 апреля 2012, 18:50

Россия, Москва

спасибо огромное…распечатаю для своего малыша!!!! а где скачать можно?

Россия, Краснодар

правой кнопкой мыши сохраняете как… и готово

Россия, Тольятти

Marina
20 апреля 2012, 21:22

Россия, Москва

супер ! спасибо

Источник

Для развития речи ребенка важно ввести в его словарный запас  такие понятия, как «Большой – маленький», «Высокий – низки», «Толстый – тонкий», а также противоположности, отражающие эмоциональное состояние человека: «Веселый – грустный», «Добрый –злой» . Конечно, без иллюстраций не обойтись. Распечатайте иллюстрации, сшейте в книжку и используйте для ваших упражнений с детьми, изучайте противоположности с интересом.

Противоположность: Большой — Маленький

Противоположности для развития речи ребенка

Противоположность «Веселый — Грустный»

 Противоположности для развития речи ребенка

Упражнение для детей на изучение противоположности: «Низкий — Высокий»

Противоположности для развития речи ребенка

Иллюстрация для изучения противоположности: «Толстый — Худой»

Противоположности для развития речи ребенка

Иллюстрация для изучения противоположности: «Грязный — Чистый»

Противоположности для развития речи ребенка

Упражнение для детей на изучение противоположности: «Мокрый — Сухой»

Противоположности для развития речи ребенка

Иллюстрация для изучения противоположности: «Молодой — Пожилой (старый»

Противоположности для развития речи ребенка

Упражнение для детей на изучение противоположности: «Сверху — Внизу»

Противоположности для развития речи ребенка

Противоположность «Холодно — Жарко»

Противоположности для развития речи ребенка

Для закрепления понятий, рекомендуем с детьми продолжить занятия и выполнить ряд упражнений «Найди противоположности». Упражнение рекомендовано для детей 4 – 6 лет

Упражнение — раскраска для детей «Найти противоположности: толстый — тонкий»

Противоположности для развития речи ребенка

Упражнение — раскраска для детей «Найти противоположности: длинный — короткий»

Противоположности для развития речи ребенка

Упражнение — раскраска для детей «Найти противоположности». Сохраните у себя на компьютере, увеличьте рисунок до нужного размера и распечатайте для занятий с детьми

Противоположности для развития речи ребенка

Упражнение — раскраска для детей «Найти противоположности: высокий — низкий». Сохраните у себя на компьютере, увеличьте рисунок до нужного размера и распечатайте для занятий с детьми

Противоположности для развития речи ребенка

Упражнение — раскраска для детей «Найти противоположности: вверху — внизу»

Противоположности для развития речи ребенка

Упражнение — раскраска для детей «Найти противоположности: открытое — закрытое». Сохраните у себя на компьютере, увеличьте рисунок до нужного размера и распечатайте для занятий с детьми

Противоположности для развития речи ребенка

Упражнение — раскраска для детей «Найти противоположности: сухое — мокрое»

Противоположности для развития речи ребенка

Упражнение — раскраска для детей «Найти противоположности: заполненный — пустой». Сохраните у себя на компьютере, увеличьте рисунок до нужного размера и распечатайте для занятий с детьми

Противоположности для развития речи ребенка

Упражнение — раскраска для детей «Найти противоположности: одинаковый — разный». 

Противоположности для развития речи ребенка

Упражнение — раскраска для детей «Найти противоположности: веселый — грустный»

Противоположности для развития речи ребенка

Упражнение — раскраска для детей «Найти противоположности: твердое — мягкое». Нужно лишь сохранить, увеличить рисунок до нужного размера и распечатать для занятий с детьми

Противоположности для развития речи ребенка

Упражнение — раскраска для детей «Найти противоположности: Горячий — холодный». Нужно лишь сохранить, увеличить рисунок до нужного размера и распечатать для занятий с детьми

Противоположности для развития речи ребенка

Упражнение — раскраска для детей «Найти противоположности: правый — левый»

Противоположности для развития речи ребенка

Упражнение — раскраска для детей «Найти противоположности: тяжелый — легкий». Нужно лишь сохранить, увеличить рисунок до нужного размера и распечатать для занятий с детьми

Противоположности для развития речи ребенка

Источник