Пространство развития активности и самодеятельности ребенка в дополнительном образовании

Пространство развития активности и самодеятельности ребенка в дополнительном образовании thumbnail

Дополнительное образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных обр. услуг и программ, оказание дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных обр. программ в интересах человека, гос-ва.

Дополнительное образование детей – единый целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности.

Свободное время учащихся– часть внеучебного времени, остающегося у ребенка. Время, не занятое учебой, относящееся к досугу(досуг).

Свободное время организовывается самим ребенком и педагогами ДО.

Две основных функции свободного времени:

· функция регенерации, восстановления сил человека, поглощаемых трудом и иными несвободными видами деятельности,

· функция духовного (культурного, эстетического и т.п.) и физического обогащения, развития личности. Вторую функцию помогает осуществлять ДО.

7. Дополнительное образование детей: понятие, основные ценности.

Дополнительное образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных обр. услуг и программ, оказание дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных обр. программ в интересах человека, гос-ва.

Дополнительное образование детей– единый целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности.

Основные ценности (идеи):

1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.

2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.

3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.

4. Единство обучения, воспитания и развития.

5. практико-деятельностная основа образовательного процесса.

8. Дополнительное образование детей: основные функции.

Дополнительное образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных обр. услуг и программ, оказание дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных обр. программ в интересах человека, гос-ва.

Дополнительное образование детей – единый целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности.

З основные функции ДО:

Педагогическая – гражданское и профессиональное самоопределение, воспитание отсутствующих компонентов общего образования, создание условий коммуникативных контактов.

Социальная – предупреждение детской беспризорности в условиях занятости.

Личностно-ориентированная – образованность личности. Познавательные возможности личности.

Культурообразующая,

Психотерапевтическая,

Ценностно-ориентационная.

Функции по Иванченко:

1. образовательная

2. воспитательная

3. социальная защита

4. социальная адаптация

5. социализация

6. социокультурная

7. профориентационная

9. Дополнительное образование – пространство развития активности и самодеятельности ребенка.

Дополнительное образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных обр. услуг и программ, оказание дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных обр. программ в интересах человека, гос-ва.

Дополнительное образование детей – единый целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности.

Стремление ребенка образовываться – процесс преобразования им свой активности в самодеятельность. Любопытство и любознательность – это не только проявление активности, но и направленность этой активности.

Активность – интерес. Ребенок в стремлении своему интересу активен, не всегда успешен. Если педагог центрирует внимание на не успешности ребенка, то он рискует погасить эмоции, которые сопровождают любознательность и любопытство. Нередко, ребенок, имеющий собственный интерес и направляет на него свою активность, самостоятельно выстраивает свою деятельность – самодеятельность.

Фазы разворачивания активности ребенка в самодеятельность.

1. Деятельность до цели (поисковая)

2. Деятельность по осознанию самой цели (проектная),

3. Целенаправленная деятельность (реализация задуманного),

4. Оценка результата самодеятельности.

Дата добавления: 2016-10-06; просмотров: 1775 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

 «Творчество – способ существования личности;
только в творчестве осуществляется личность….»
А.А. Никифоров

С изменением социально-экономической системы в нашей стране произошли изменения во всех сферах бытия россиян: иными стали условия и характер жизни, деятельности, возможности самопроявления людей. Мы видим, как за последние 5 лет изменился окружающий нас социальный мир. Какой человек в нём преуспевает? Прежде всего, интеллектуально развитый, свободно и самостоятельно мыслящий, творческий, предприимчивый, активный в достижении своих целей. «Вековечная» загадка педагогики детского творчества на поверку дела оказывается и сегодня весьма актуальной проблемой.

В то время, когда перестраивающая общеобразовательная школа нацелена, прежде всего, на интеллектуальное развитие ребёнка, преимущественно теоретическое его образование, когда учебно-воспитательный процесс строится на основе подчинения ребёнка необходимости, что тоже важно для развития растущей личности, дополнительное образование предоставляет ребёнку альтернативу свободного выбора, особо необходимого для формирования востребованных в настоящее время качеств, а также нацелено на развитие практических и технологических знаний и умений ребят.

Обратимся к сравнительному анализу главных ориентации основного — школьного, и дополнительного образования детей.

Основное образование ориентировано на построение научно-рациональной картины мира и способов нормативно-целесообразной деятельности. Дополнительное — на раскрытие ценностно-смысловой компоненты мира и развитие самодеятельности детей.

Основное образование — на усвоение предметных знаний и способов их употребления. Дополнительное — на раскрытие личностных интересов и склонностей, где учебные предметы являются одним из средств обучения практически и технологически мыслить и что-либо делать своими руками.

Основное образование ориентировано на освоение возрастно-нормативного пространства, моновозрастное образование, социально-групповые нормы развития. Дополнительное образование детей — на построение пространства саморазвития, на поливозрастное образование, личностные нормы, обеспечивающие индивидуальные траектории развития.

Основное образование — на социализацию детей, формирование социально-адаптированной личности. Дополнительное образование — на индивидуализацию, воспитание свободной, самобытной личности.

Главные ориентиры школы — общечеловеческий опыт познания, изучение чужого творчества, общекультурного и научного опыта, освоение «правильных образцов», преобладание теории над практикой, где ребёнок — ученик; где преобладает мыслительное познание, вербально-логическая деятельность.

Главные ориентиры Дома творчества — личный опыт практической жизнедеятельности ребёнка, освоение конкретно-практического опыта, создание собственных образцов, преобладание практики над теорией, самодеятельность. И здесь ребёнок является уже творцом, исследователем. И деятельность преобладает конкретно-практическая, имеющая эмоционально-образное наполнение, что способствует разностороннему, творческому, целостному, в том числе нравственному и эстетическому развитию.

Еще одна отличительная черта системы дополнительного образования – компенсаторная (или психотерапевтическая), поскольку именно в этой сфере ребята, обучающиеся в условиях массовой школы, получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе школы. Дополнительное образование создает «ситуацию успеха», помогает ребенку в изменении своего статуса (даже если этот ребенок неуспевающий в школе). Эмоциональная насыщенность занятий – еще один очень важный фактор дополнительного образования. Его важность объясняется необходимостью противостоять стрессовым ситуациям и психологическому комфорту ребёнка.

Таким образом, школьное образование можно назвать адаптирующим и корректирующим, а дополнительное — развивающим и реабилитирующим образованием, что очень важно для целостного развития личности.

Как видим, наш анализ показывает, что основное — школьное и дополнительное образование взаимодополняют друг друга, при этом дополнительное образование расширяет и углубляет возможности школьника в его естественном саморазвитии. Опора на содержание основного образования является главной специфической чертой развития дополнительного образования детей. Интеграция основного и дополнительного образования позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей» уже в своем названии содержит особый смысл. Его суть в создании возможностей для реализации творческой активности детей в возрасте от 5 до 17 лет.

Согласно концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года «под «дополнительным» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно». Для удовлетворения данной потребности нужны особые условия, позволяющие реализовать интересы каждого ребенка, приходящего в учреждения дополнительного образования. В Центре такие условия были созданы 40 лет назад и продолжают создаваться педагогами дополнительного образования по сегодняшний день. Детям в учреждении на выбор предлагается посетить 27 детских объединений, студий, клубов. Работа каждого педагога строится по следующим принципам:

  • развитие интересов и способностей детей;
  • создание ситуации успеха на занятиях;
  • стимулирование возникновения доброжелательных взаимоотношений в группе

Приоритетными идеями для нас являются:

  1. Свободный выбор ребёнком видов и сфер деятельности
  2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребёнка
  3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребёнка
  4. Единство обучения, воспитания и развития
  5. Практико — деятельностная основа образовательного процесса
  6. Идея сотрудничества, неформального общения, сотворчества нас и наших воспитанников
  7. Идея творческого подхода, непрерывного поиска и проверки содержания, форм и методов обучения и воспитания.

Основным нашим предназначением мы считаем удовлетворение индивидуальных, социокультурных, познавательных и образовательных потребностей детей. Это положение реализуется Центром дополнительного образования с учётом постоянно изменяющихся условий жизни, формирующих социальный заказ на различные сферы развития, виды профессий.

В концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года обозначена важность создания условий для творческого развития личностных потребностей детей в образовании. В Центре дополнительного образования работают 28 квалифицированных педагогов дополнительного образования. 25 педагогов имеют квалификационную категорию. Их усилиями создаются оптимальные условия для осуществления образовательного процесса: модифицированные программы дополнительного образования детей, учебно-методические комплекты, использование новых методик и технологий. Ориентирование современной педагогики на формирование у обучающихся качеств творческой личности меняет формы и принципы педагогической деятельности. Педагог в настоящее время должен не только учить, но и помогать развиваться, быть не только источником информации, но и организатором мыслительной деятельности, творческой личностью и владеть необходимой методологической культурой, которая предполагает наличие у педагога определенных компетенций:

  • глубоких и всесторонних знаний, их переработку и осмысление;
  • способность к самосовершенствованию и саморазвитию;
  • вариативность, изменчивость системы деятельности;
  • эффективное применение опыта работы в новых условиях;
  • способность к самооценке собственной деятельности;
  • способность к импровизации, основанной на знаниях и интуиции;
  • разработку и внедрение в учебный процесс новых методик, форм, приемов и средств и их оригинальные сочетания.

Организуя учебно — воспитательный процесс в объединениях педагоги центра берут за основу личностно-ориентированное обучение, центром которого является культурологический подход. Именно он объединяет в целостном варианте ведущие провозглашенные реформой образования, принципы, подходы, способствующие образованию, воспитанию, развитию цельного, гуманного творческого человека.

Сегодня позиция педагога по отношению к себе и обучающимся меняется от носителя информации определенных знаний — в помощника становления и развития личности, уважающего эту личность. Основой обучения и воспитания обучающихся становятся ценностные субъект – субъектные отношения, сотворчество педагога и ребенка.
Успешно педагоги Центра внедряют в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающие технологии, которые позволяют так построить учебное занятие, на протяжении которого оптимально чередуются различные виды деятельности, обеспечивающие высокую работоспособность, избегая переутомление обучающихся.

Педагоги дополнительного образования эффективно используют на своих занятиях комплекс интегрированных технологий личностно – ориентированного образования, который включает в себя:

  • проектные
  • игровые технологии

Применение педагогом на занятиях проектной технологии представляет своим обучающимся широкие возможности для их самостоятельной работы (изучение специальной литературы, работа с технологическими картами и другими дидактическими материалами). В процессе чего у ребенка формируется творческое мышление, художественный вкус, воображение, толерантность, формируется способность адекватно оценивать себя, работать в команде, находить совместные решения или отстаивать свое мнение.

Нельзя не сказать и о новом принципе, который применяется педагогами дополнительного образования, это принцип рефлексии, применяя его педагоги, учат детей анализировать свое психическое состояние, эмоциональное переживание.

Для развития творческих способностей воспитанников на занятиях творческих объединений используются различные методы обучения:

  • частично – поисковый
  • исследовательский
  • проблемный
  • практический

Дополнительное образование дает педагогу большое преимущество по сравнению с учителем образовательной школы в выборе нестандартных, интерактивных форм занятий. И, конечно же, предпочтение отдается таким формам занятий как:

  • интегрированные занятия
  • бинарные занятия
  • проблемно – интегрированные занятия
  • занятия – мастерские, лаборатории
  • занятие – путешествие, сказка
  • урок творчества, изобретательства….

Сегодня наши педагоги дополнительного образования изменяют способ организации усвоения знаний. Знания представляются как системные, способ их усвоения предполагает поисково-мыслительную деятельность, продуктивное творчество и самостоятельную работу. Изменяется мотивационно — смысловая установка педагога — открытость личности педагога, установка на солидарность, совместную деятельность, индивидуальную помощь, участия каждого обучаемого в постановке цели, выдвижении задач, принятии решения.

Таким образом, педагоги дополнительного образования создают все условия для осуществления образовательного процесса в Центре дополнительного образования, но удовлетворены ли обучающиеся посещением данных занятий в Центре. С этой целью была составлена анонимная анкета, в которой участвовало 220 обучающихся Центра из образовательных учреждений района в возрасте от 7 до 17-ти лет.

На вопрос: Приносят ли пользу занятия? были получены следующие ответы:

  • 96,8 % опрошенных считают, что занятия приносят им пользу, из них:
  • 52,7 % отмечают развитие своих способностей, знаний, качеств, необходимых для обучения в данном детском объединении и школе;
  • 21,7 % отмечают хорошее самочувствие и пользу для здоровья;
  • 10,45 % детей просто интересно учиться;
  • 7,27 % опрошенных считают, что обучение в Центре даст им возможность выступить на различных соревнованиях, конкурсах;
  • 8,6 % детей важно общение в группе;
  • 5,9 % отмечают пользу занятий в будущем для взрослой жизни;
  • 0,4 % опрошенных отмечают повышение уверенности в себе;
  • 1,8% опрошенных затруднились ответить.

Можно сделать вывод, что дети, обучающиеся в Центре, имеют четкое представление о пользе занятий и о возможности реализовать свои интересы и способности.

На вопрос: С каким настроением вы приходите, и уходите с занятий?были получены следующие ответы:

  • на занятия дети приходят с веселым, радостным, счастливым и спокойным настроением – 60%
  • с раздраженным настроением приходят 20 %;
  • с занятий дети уходят с веселым, спокойным настроением 80%

Вывод: общий фон настроения детей положительный как в начале, так и в конце занятий.

На вопрос: В чем вы видите смысл посещения Центра?были получены следующие ответы:

  • 75% детей видят смысл в развитии своих способностей;
  • 19,1 % — в познании и понимании окружающего мира;
  • 15,4% — в самопознании и самосовершенствовании;
  • 12,7 % детей видят смысл посещения занятий в подготовке к профессиональной деятельности.

Вывод: Это говорит о том, что дети понимают реальное значение дополнительного образования и испытывают удовольствие от посещения занятий в Центре дополнительного образования.

Взаимосвязь дополнительного образования и школьного очевидна. Развивая у ребенка такие качества как толерантность, коммуникабельность, творческие способности, умение анализировать себя и других, отстаивать своё мнение тем самым способствуем успешному обучению ребенка в школе. По результатам мониторинга 65% воспитанников нашего Центра обучаются в общеобразовательных школах на 4-5, большинство из них победители и призеры школьных олимпиад по предметам, конкурсов и смотров.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что в Центр приходят дети, действительно испытывающие потребность в познании и творчестве, в реализации своего внутреннего потенциала, они удовлетворены созданными для них условиями. И неважно, каким творчеством занимается ребенок, лишь бы он творил, лишь бы включалась в это действие вся его личность: способности, чувства, разум. Все пригодится, и все это поможет потом в любой другой взрослой профессиональной деятельности. Пригодится сам творчески развитый дух личности, пригодится навык творчества, владение творческими приемами, и замечательной движущей силой в деятельности творческого человека станет испытанная и воспитанная творчеством радость от самого процесса созидательного труда.

Источник