Проявления нарушений в личностном развитии ребенка

Нарушения личностного роста чрезвычайно распространены как в детском,
так и взрослом возрасте. Часто оказывается, что за тем или иным
нарушением когнитивных процессов (отставание в развитии умственных
способностей у ребенка и пр.) скрывается нарушение личностного развития.

Возможно, это основано на том, что в практической педагогике большее
внимание уделяется развитию когнитивных процессов, а не личности.
Попытки целенаправленного формирования личности зачастую сводятся к
объяснению ребенку, что он должен совершать моральные поступки и
переживать нравственные чувства. Подобные обстоятельства и
обусловливают различные психологические проблемы или даже отклонения в
развитии.

Понятие отклонения в личностном развитии охватывает большой круг
явлений:

  • формирование антисоциальной мотивации,
  • появление эмоциональных
    нарушений (страхов, агрессивности и пр.) и нарушений волевой сферы
    (слабоволие, капризы, упрямство, негативизм),
  • низкий уровень социальной компетентности и т.д.
  • Нарушения формирования личности, как в эмоциональной, так и в других
    сферах, условно могут быть разделены на два класса:

    • специфические для определенного возрастного этапа
      (например,
      отсутствие комплекса оживления в два-три месяца является серьезным
      препятствием для дальнейшего развития ребенка, как отсутствие этого
      феномена, например, в два-три года не может считаться негативным
      явлением развития);
    • неспецифические (общие) — такие нарушения
      в любом возрасте считаются подлежащими коррекции, например, отсутствие
      ситуативное эмоций и пр.

    Условность такого разделения в том, что оба вида нарушений являются
    сторонами одного процесса. Однако, как любая типология, это деление
    позволяет более аналитично подойти к исследованию нарушений.

    Вот ряд специфических проявлений эмоциональных
    нарушений в детском возрасте, которые являются показателями отклонения
    в личностном развитии.

    Так, в младенческом
    возрасте эмоциональными нарушениями личности
    являются:

  • отсутствие «комплекса оживления», определяющего
    эмоциональное развитие (это нарушение диагностируется в возрасте
    четырех месяцев, так как ранее это может быть обусловлено
    индивидуальными особенностями и не свидетельствовать о негативном
    развитии ребенка);
  • задержка в появлении разнообразных форм внешнего выражения
    эмоций, отсутствие четких мимических реакций, в частности, улыбки,
    которая в норме возникает в три месяца;
  • неадекватная эмоциональная реакция на действие взрослого
    (например, плач в ответ на ухаживающие действия матери, поглаживания и
    т.п.);
  • апатия и равнодушие ребенка в ситуации
    взаимодействия с другим человеком, в частности, ухаживающей матерью;
  • На втором году жизни
    эмоциональными нарушениями являются:

  • отсутствие эмоционального заражения, которое появляется еще
    в младенческом возрасте и выступает основой общения ребенка со
    взрослым. Отсутствие синтонии на втором году жизни может считаться
    серьезной аномалией процесса развития личности;
  • высокая интенсивность и длительность эмоционального
    заражения, «застревание» эмоционального процесса, который в норме у
    ребенка раннего возраста достаточно быстро возникает и исчезает;
  • отсутствие четко дифференцированной эмоциональной
    реакции на различных людей. Так, ребенок с нормальным развитием
    эмоциональной сферы испытывает положительные и более интенсивные эмоции
    при общении с близкими людьми прежде всего,
    родителями. В норме, к концу первого и на втором году жизни важнейшим
    условием развития симпатии к другому человеку становится уровень
    активности этого человека в совместной с ребенком деятельности.
    Существует достаточно тесная связь между уровнем активности и
    симпатией. Эмоциональные отношения становятся более дифференцированными
    и устойчивыми, хотя общение еще сохраняет ситуативный характер. Так,
    ласка одного и того же симпатичного ребенку человека может в одном
    случае радовать, в другом (если, например, отвлекает от приятного
    занятия) вызвать недовольство или противодействие;
  • отсутствие положительных эмоций при появлении новых игрушек;
  • боязнь безопасных предметов (не больших, не колких и пр.) и
    чрезмерная осторожность. В целом, осторожность не свойственна маленьким
    детям, что и обусловливает необходимость контроля за действиями ребенка
    со стороны взрослых. Появление осторожности в раннем возрасте
    свидетельствует не о раннем развитии этой характеристики, но скорее об
    эмоциональном нарушении, так как в его основе лежат иные процессы,
    нежели в осторожности взрослых людей;
  • эмоциональная фиксация на каком-либо одном
    предмете (например, какой-то игрушке). Положительные эмоции при
    манипулировании предметом являются признаком нормального развития
    эмоциональной сферы личности ребенка, но если ребенок испытывает
    радость лишь при появлении только одного какого-либо предмета, то это
    может считаться проявлением эмоционального нарушения. Такую
    эмоциональную фиксацию необходимо отличать от стремления ребенка к
    повторению удавшихся ему действий, которое считается вполне нормальным
    и даже необходимым в развитии ребенка, так как является проявлением
    желания ребенка к продлению удовольствия. Достижение ребенком хорошего
    результата ведет к повторным попыткам с тем, чтобы еще и еще раз
    повторить приятный результат активности и пережить положительные эмоции
    от своего успеха. Это помогает закреплению различных полезных навыков;
  • депрессия, длительность которой не адекватна силе
    воздействия. Так, если небольшое неприятное событие («шлепок» со
    стороны родителей и пр.) повергает ребенка в длительное эмоционально
    негативное состояние, то это свидетельствует о нарушении эмоциональной
    саморегуляции, которая должна помогать избавляться от ситуативных
    негативных эмоциональных реакций (гнева, апатии и пр.);
  • амбивалентное поведение. Оно может наблюдаться в раннем
    возрасте и позже. Амбивалентное поведение ребенка считается нормальным,
    если оно появляется в ситуациях социальных ограничений на
    удовлетворение потребностей (ситуациях «хочу нельзя»). Вне подобных
    ограничений амбивалентное поведение является признаком нарушений
    личностного развития.
    В основе такого поведения лежит борьба мотивов. Для детей раннего и
    дошкольного возраста такое явление не свойственно,
    так как борьбу мотивов у этих детей можно констатировать лишь при
    наличии внешней социальной стимуляции (когда, например, взрослый
    предлагает ребенку совершить на выбор два одинаково приятных, нр
    взаимоисключающих друг друга действия).
    Амбивалентное поведение имеет место в тех случаях, когда ребенок
    «мечется», не знает, что выбрать, колеблется, брать какой-либо предмет
    или нет, проявляя при этом беспокойство, тревогу и другие подобные
    эмоции;
  • равнодушие и апатия ребенка. Чаще всего оно обусловлено
    социальной, эмоциональной депривацией. Устранение депривации
    восстанавливает нормальное развитие ребенка.
  • В дошкольном возрасте эмоциональными нарушениями
    являются следующие
    феномены:

  • отсутствие эмоциональной децентрации, которая проявляется в
    неспособности сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни
    при прослушивании сказки. В норме ребенок, слушающий сказку,
    идентифицирует себя с главным героем и переживает вместе с ним все
    коллизии. Эти переживания достаточно четко проявляются в невербальном
    поведении. Отсутствие эмоциональной децентрации само по себе негативное
    явление, но оно еще и негативно влияет на
    развитие просоциальной мотивации и «объединяющих» чувств, регулирующих
    межличностные отношения.

    Отсутствие эмоциональной децентрации является более надежным
    показателем эмоционального нарушения, чем инертность, фиксированность
    эмоциональной окраски отражаемого содержания уже в силу значительной
    индивидуализации динамических характеристик эмоционального процесса.
    Естественно, что ребенок, обладающий меньшей подвижностью процессов
    возбуждения и торможения, будет отличаться и эмоциональным
    «застреванием». Соответственно осложняется и диагностика отклонения,
    ибо регулярная «эмоциональная неадекватность» может рассматриваться как
    аномальная, лишь будучи соотнесенной с индивидуальными особенностями
    нейродинамики психических процессов.

    Отсутствие эмоционального предвосхищения
    может рассматриваться в качестве показателя отклонения. Без возвращения
    в прошлое невозможно возникновение стыда, угрызений совести и т.п. Без
    эмоционального предвосхищения невозможно появление даже того минимума
    произвольной регуляции, который требуется в ролевой игре. Неразвитость
    внутреннего плана действий у дошкольников ограничивает диапазон
    временного смещения, поэтому речь может идти не столько о степени
    выраженности, сколько о самой возможности эмоционального выделения
    будущего (а затем и прошлого) или возможности понимания ребенком
    желаний другого человека;

  • отсутствие синтонии. Под синтонией понимают способность
    откликаться на эмоциональное состояние другого человека (прежде всего,
    «близкого», симпатичного). Синтония появляется к концу первого года
    жизни, но является признаком нормального развития личности не только в
    раннем, но и дошкольном возрасте;
  • отсутствие специфического феномена эмоциональной
    саморегуляции для дошкольного возраста «чувства
    вины», связанного с новым типом самосознания («Это я сделал») и
    способностью эмоционально возвращаться в прошлое;
  • множество негативных эмоций и фобий ребенка, окрашивающих
    различные ситуации.
  • Так, в дошкольном, как и в любом другом возрасте, помимо указанных
    эмоциональных нарушений, таковыми являются замкнутость, страхи и
    агрессивность.

    Источник

    Нарушения личностного роста чрезвычайно распространены как в детском, так и взрослом возрасте. Часто оказывается, что за тем или иным нарушением когнитивных процессов (отставание в развитии умственных способностей у ребенка и пр.) скрывается нарушение личностного развития (ГМ.Бре-слав, 1990).

    Возможно, это основано на том, что в практической педагогике большее внимание уделяется развитию когнитивных процессов, а не личности. Попытки целенаправленного формирования личности зачастую сводятся к объяснению ребенку, что он должен совершать моральные поступки и переживать нравственные чувства. Подобные обстоятельства и обусловливают различные психологические проблемы или даже отклонения в развитии.

    Понятие отклонения в личностном развитии охватывает большой круг явлений: формирование антисоциальной мотивации, появление эмоциональных нарушений (страхов, агрессивности и пр.) и нарушений волевой сферы (слабоволие, капризы, упрямство, негативизм), низкий уровень социальной компетентности и т.д.

    Нарушения формирования личности, как в эмоциональной, так и в других сферах, условно могут быть разделены на два класса:

    специфические для определенного возрастного этапа (например, отсутствие комплекса оживления в два-три месяца является серьезным препятствием для дальнейшего развития ребенка, в то время как отсутствие этого феномена, например, в два-три года не может считаться негативным явлением развития);

    неспецифические (общие)такие нарушения в любом возрасте считаются подлежащими коррекции, например, отсутствие ситуативности эмоций и пр.

    Условность такого разделения в том, что оба вида нарушений являются сторонами одного процесса. Однако, как любая типология, это деление позволяет более аналитично подойти к исследованию нарушений.

    Г.М.Бреслав (1990) описывает ряд специфических проявлений эмоциональных нарушений в детском возрасте, которые являются показателями отклонения в личностном развитии.

    Так, в младенческом возрасте эмоциональными нарушениями личности являются:

    —отсутствие «комплекса оживления», определяющего эмоциональное развитие (это нарушение диагностируется в возрасте четырех месяцев, так как ранее это может быть обусловлено индивидуальными особенностями и не свидетельствовать о негативном развитии ребенка);

    задержка в появлении разнообразных форм внешнего выражения эмоций, отсутствие четких мимических реакций, в частности улыбки, которая в норме возникает в три месяца;

    неадекватная эмоциональная реакция на действие взрослого (например, плач в ответ на ухаживающие действия матери, поглаживания и т.п.);

    апатия и равнодушие ребенка в ситуации взаимодействия с другим человеком, в частности ухаживающей матерью.

    На втором году жизни эмоциональными нарушениями по Бреславу являются:

    отсутствие эмоционального заражения, которое появляется еще в младенческом возрасте и выступает основой общения ребенка со взрослым. Отсутствие синтонии на втором году жизни может считаться серьезной аномалией процесса развития личности;

    высокая интенсивность и длительность эмоционального заражения, «застревание» эмоционального процесса, который в норме у ребенка раннего возраста достаточно быстро возникает и исчезает;

    отсутствие четко дифференцированной эмоциональной реакции на различных людей. Так, ребенок с нормальным развитием эмоциональной сферы испытывает положительные и более интенсивные эмоции при общении с близкими людьмипрежде всего родителями. В норме к концу первого и на втором году жизни важнейшим условием развития симпатии к другому человеку становится уровень активности этого человека в совместной с ребенком деятельности. Существует достаточно тесная связь между уровнем активности и симпатией. Эмоциональные отношения становятся более дифференцированными и устойчивыми, хотя общение еще сохраняет ситуативный характер. Так, ласка одного и того же симпатичного ребенку человека может в одном случае радовать, в другом (если, например, отвлекает от приятного занятия) вызывать недовольство или противодействие;

    отсутствие положительных эмоций при появлении новых игрушек;

    боязнь безопасных предметов (не больших, не колких и пр.) и чрезмерная осторожность. В целом осторожность несвойственна маленьким детям, что и обусловливает необходимость контроля за действиями ребенка со стороны взрослых. Появление осторожности в раннем возрасте свидетельствует не о раннем развитии этой характеристики, а, скорее, об эмоциональном нарушении, так как в его основе лежат иные процессы, нежели в осторожности взрослых людей;

    эмоциональная фиксация на каком-либо одном предмете (например, какой-то игрушке). Положительные эмоции при манипулировании предметом являются признаком нормального развития эмоциональной сферы личности ребенка, но если ребенок испытывает радость лишь при появлении только одного какого-либо предмета, то это может считаться проявлением эмоционального нарушения. Такую эмоциональную фиксацию необходимо отличать от стремления ребенка к повторению удавшихся ему действий, которое считается вполне нормальным и даже необходимым в развитии ребенка, так как является проявлением желания ребенка к продлению удовольствия. Достижение ребенком хорошего результата ведет к повторным попыткам с тем, чтобы еще раз и еще раз повторить приятный результат активности и пережить положительные эмоции от своего успеха. Это помогает закреплению различных полезных навыков;

    —депрессия, длительность которой неадекватна силе воздействия. Так, если небольшое неприятное событие («шлепок» со стороны родителей и пр.) повергает ребенка в длительное эмоционально негативное состояние, то это свидетельствует о нарушении саморегуляции, которая должна помогать избавляться от ситуативных негативных эмоциональных реакций (гнева, апатии и пр.);

    —амбивалентное поведение. Оно может наблюдаться в раннем возрасте и позже. Амбивалентное поведение ребенка считается нормальным, если оно появляется в ситуациях социальных ограничений на удовлетворение потребностей (в ситуациях «хочунельзя»). Вне подобных ограничений амбивалентное поведение является признаком нарушений личностного развития.

    В основе такого поведения лежит борьба мотивов. В.И.Аснин считает, что для детей раннего и дошкольного возраста такое явление несвойственно, так как борьбу мотивов у этих детей можно констатировать лишь при наличии внешней социальной стимуляции (когда, например, взрослый предлагает ребенку совершить на выбор два одинаково приятных, но взаимоисключающих действия).

    Амбивалентное поведение имеет место в тех случаях, когда ребенок «мечется», не знает, что выбрать, колеблется, брать какой-либо предмет или нет, проявляя при этом беспокойство, тревогу и другие подобные эмоции;

    —равнодушие и апатия ребенка. Чаще всего они обусловлены социальной, эмоциональной депривацией. Устранение депривации восстанавливает нормальное развитие ребенка.

    В дошкольном возрасте эмоциональными нарушениями являются следующие феномены:

    —отсутствие эмоциональней децентрации, которая проявляется в неспособности сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни при прослушивании сказки. В норме ребенок, слушающий сказку, идентифицирует себя с главным героем и переживает вместе с ним все коллизии. Эти переживания достаточно четко проявляются в невербальном поведении. Отсутствие эмоциональной децентрации—само по себе негативное явление, но оно еще и негативно влияет на развитие просоциальной мотивации и «объединяющих» чувств, регулирующих межличностные отношения.

    Отсутствие эмоциональной децентрации является более надежным показателем эмоционального нарушения, чем инертность, фиксированность эмоциональной окраски отражаемого содержания уже в силу значительной индивидуализации динамических характеристик эмоционального процесса. Естественно, что ребенок, обладающий меньшей подвижностью процессов возбуждений и торможения, будет отличаться и эмоциональным «застреванием». Соответственно осложняется и диагностика отклонения, ибо регулярная «эмоциональная неадекватность» может рассматриваться как аномальная, лишь будучи соотнесенной с индивидуальными особенностями нейродинамики психических процессов.

    Г.М.Бреслав считает, что «отсутствие эмоционального предвосхищения может рассматриваться в качестве показателя отклонения. Без возвращения в прошлое невозможно возникновение стыда, угрызений совести и т.п. Без эмоционального предвосхищения невозможно появление даже того минимума произвольной регуляции, который требуется в ролевой игре. Неразвитость внутреннего плана действий у дошкольников ограничивает диапазон временного смещения, поэтому речь может идти не столько о степени выраженности, сколько о самой возможности эмоционального выделения будущего (а затем и прошлого) или возможности понимания ребенком желаний другого человека;

    отсутствие синтонии. Под синтонией понимают способность откликаться на эмоциональное состояние другого человека (прежде всего «близкого», симпатичного). Синтония появляется к концу первого года жизни, но является признаком нормального развития личности не только в раннем, но и в дошкольном возрасте;

    отсутствие специфического феномена эмоциональной саморегуляции для дошкольного возраста«чувства вины», связанного с новым типом самосознания («Это я сделал») и способностью эмоционально возвращаться в прошлое;

    множество негативных эмоций и фобий ребенка, окрашивающих различные ситуации.

    Так, в дошкольном, как и в любом другом возрасте, помимо указанных эмоциональных нарушений, таковыми являются замкнутость, страхи и агрессивность.

    ЗАМКНУТОСТЬ И ЕЕ КОРРЕКЦИЯ

    Замкнутость—нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с окружающими людьми, возрастании трудности установления новых социальных отношений.

    Причинами этого нарушения могут быть: длительный стресс (например, развод родителей), недостаток эмоционального общения (например, длительные пребывания в больнице или ситуация, когда ребенок является в семье нежданным, нежелательным, родители не проявляют любви к нему и пр.), индивидуальные патологические особенности эмоциональной сферы (сверхвозбудимость, инертность психических процессов и т.п.).

    Замкнутый ребенок, т.е. ребенок с уменьшенной возможностью установления и поддержания контакта, не «допускает» к себе других людей, что часто вызывает негативное отношение к нему и родителей и сверстников. Это еще более усугубляет положение ребенка. Замкнутый ребенок приспосабливается жить в одиночестве, и это существенно деформирует его личность. Потребность в общении, эмоциональном контакте подавляется, а замкнутость является защитой от социальных воздействий. Если ребенок раним и гиперчувствителен, то замкнутость охраняет его психику от перенапряжения.

    Замкнутый ребенок выглядит хмурым, недовольным. И тогда родители, как им кажется, обоснованно обижаются: «И чем он недоволен, мы ему создали все условия». В таком случае необходимо объяснить родителям, что их притязания на «заслуженную благодарность» лишь ухудшают состояние ребенка, а их вопросы к нему подобно таким: «Почему ты не разговариваешь со мной, почему не смотришь в глаза?»— не только не позволяют установить с ним контакт, но будут расцениваться ребенком как вторжение в его мир, несущее опасность. Замкнутость качественно отличается как от стеснительности, так и от аутизма, но в поведенческом плане они бывают похожи. Стеснительность является следствием несформирован-ности социальной компетентности. Ее коррекция, следовательно, заключается в обучении ребенка навыкам общения, умению воспринимать и интерпретировать поведение другого человека и пр. Для замкнутости подобные действия — заключительный этап коррекционной работы. Иногда повышение социальной компетентности проводится параллельно другим видам коррекции (на завершающих стадиях), но оно никогда не должно опережать основные, необходимые при наличии замкнутости, коррекционные действия.

    В отличие от аутизма, как крайней формы отчуждения, выражающейся в уходе от контактов с окружающей действительностью, замкнутость не является патологическим явлением и может быть устранена психологом, а не психиатром. Замкнутость оставляет некоторую возможность «разбивания скорлупы», в которую попал ребенок. Коррекция здесь может занять большее количество времени, чем при устранении других нарушений.

    

    Источник